Квалификационные характеристики врачей неврологов


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА-НЕВРОЛОГА

В соответствии с требованиями специальности врач невролог должен знать и уметь:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;

- основные вопросы этиологии и патогенеза неврологических заболеваний;

- клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение;

- общие и функциональные методы исследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного;

- основы фармакотерапии в неврологии;

- показания и противопоказания к хирургическому лечению;

- вопросы определения временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

- организацию и проведение диспансеризации неврологических больных;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.

- получить информацию о заболевании

-применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

- выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

- провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

- определить программу реабилитационных мероприятий;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

3. Специальные знания и умения:

Невролог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:

- травмы головного и спинного мозга;

- острые сосудистые мозговые нарушения;

- острые нейроинфекционные заболевания;

- церебральные коматозные состояния;

- компрессии спинного мозга;

а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс): острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.).

Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Сосудистые заболевания нервной системы:

- начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения;

- острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

- спинальный инсульт, дисциркуляторная миелопатия.

Заболевания периферической нервной системы:

- вертеброгенные поражения нервной системы;

- моно - и полиневропатии, плексопатии;

- невралгии, компрессионные поражения периферических нервов (туннельные невропатии);

Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания

центральной нервной системы:

- менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный);

- поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе.

Паразитарные заболевания нервной системы:

Демиелинизирующие заболевания нервной системы;

- острый рассеянный энцефаломиаелит;

Опухоли нервной системы:

- опухоли головного мозга

-опухоли спинного мозга

- опухоли периферических нервов

Церебральные коматозные состояния

Токсические поражения нервной системы:

- интоксикации алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, алкогольная полинейропатия);

- энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

- лекарственные интоксикации (наркотические аналгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты).

Заболевания вегетативной нервной системы;

- синдром вегетативной дистонии;

-вегетативные расстройства при патологии надсегментарных вегетативных структур;

- вегетативные расстройства при патологии сегметарных вегетативных структур.

- нервно-мышечные заболевания(спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения);

- заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, семейная миоклонус-эпилепсия);

- дегенеративные заболевания с преимущественных поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация),

Закрытые травмы нервной системы:

- черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб созга, субдуральные и субарахноидальные кровоилияния);

- травмы позвоночника и спинного созга;

- травма периферических нервов.

-делать люмбальную пнкцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

- дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, ангиографии, электроэнцефалографии, реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий, эхоэнцефалографии, электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПО НЕВРОЛОГИИ

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ УМЕНИЯ *

1. КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО

Навык сбора анамнеза, внешнего осмотра и составление программы клинического обследования больного

Навык использования клинико-генеалогического метода исследования, умение составления родословных

Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам, включая обследование:

3.1 Центральной, периферической и вегетативной нервной системы (состояния сознания, оболочечные симптомы, состояние краниальной иннервации, двигательной и чувствительной сфер, состояние соматических мышц);

3.2 Соматического статуса (аускультация легких, сердечных тонов, сонных артерий, перкуссия и пальпация внутренних органов, навыки обследованиия периферических сосудов, навыки измерения артериального давления)

3.3 Нейропсихологического статуса (умение оценить расстройства речи, апрактические, агностические нарушения, нарушения памяти)

3.4 Психопатологического статуса (умение оценить личностные и поведенческие нарушения)

Навыки постановки топического

Определение признаков клиничес-кой и биологической смерти

2.ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уметь оценить показатели периферической крови, данные биохимического исследования крови:

а. содержание общего белка и его

б. содержание ферментов (АСТ, АЛТ, КФК)

в. содержание мочевины и креатинина

г. показатели активности воспалительного процесса

д. липидного спектра

Уметь оценить основные показатели тромбоэластограммы и коагулограммы

Уметь оценить клиническую значимость электролитного и кислотно-основного баланса крови

Уметь оценить гормональное исследование

Уметь оценить иммуно-химическое исследование крови

Уметь оценить и знать практическую значимость общего анализа мочи, исследования мочи по Нечипоренко, Зимницкому и пробы Реберга

Уметь оценить и знать практическую значимость анализа ликвора

Офтальмологическое исследование (исследование глазного дна, полей зрения и др.)

Анализ данных аудиометрии, нистагмографии, камертоновых, калорических, вращательных проб

Проведение и оценка нейро-психологического тестирования (праксис, гнозис, речь, письмо, чтение, счет, ориентировка в пространстве, память, мышление)

Проведение и расшифровка психометрического тестирования

Расшифровка и оценка ЭКГ

Анализ рентгенограмм органов грудной клетки, суставов и костей, краниография, спондилография

Анализ данных компьютерной томографии головного и спинного мозга

Анализ данных магнитной томографии головного и спинного мозга

Анализ данных миелографии

Запись, расшифровка и оценка ЭЭГ

Анализ данных ЭНМГ

Анализ соматосенсорных, слухо-вых, зрительных вызванных потенциалов

Анализ данных магнитной стимуляции мозга

Анализ данных полиграфического исследования в цикле сон-бодрствование

Анализ данных УЗДГ исследования сосудов головного мозга (церебральных и прецеребральных артерий)

Анализ данных реовазографии

3.Лечебные и диагностические процедуры

Основы приемов мануальной терапии

Проведение постизометрической релаксации мышц

Сухая пункция локальных мышечных гипертонусов

Знание основ психотерапии (рациональная, поведенческая психотерапии, холотропная, гипнотерапия, гештальттерапия, аутотренинг)

Уметь составить программу физиотерапии и осуществить контроль за ее реализацией

Уметь составить программу реабилитации двигательных расстройств ЛФК, массажа и осуществить контроль за ее реализацией

Уметь составить программу санаторно-курортного лечения

Уметь составить нейрологопедическую программу реабилитации речевых расстройств

Уметь оказать первую врачебную помощь при следующих неотложных состояниях:

острое нарушение мозгового кровообращения

тромбоэмболия легочной артерии

пароксизмальная тахикардия и тахиаритмия

кома (в том числе провести дифференциальный диагноз между церебральной и соматической комой)

острый отек мозга

слабость дыхательной мускулатуры

острая задержка мочи

черепно-мозговая и спинальная травма

острое нейроинфекционное заболевание

острый болевой синдром

острая интоксикация алкоголем и его суррогатами, психотропными препаратами

психомоторное возбуждение различного генеза

4. Документация ; организация врачебного дела

Заполнение и ведение всех разделов клинической истории болезни

Выписка из истории болезни

Добровольное и обязательное медицинское страхование

*Уровни освоения умений:

1- Иметь представление, профессионально ориентироваться, знать

показания к проведению

2- Знать, оценить, принять участие

3- Выполнить самостоятельно

на программу подготовки врачей по неврологии

на циклах усовершенствования врачей по неврологии

В свете требований к квалификационной характеристике врача невролога подробно отражена клиническая подготовка специалиста. Разработаны и представлены методические вопросы обеспечения заня­тий, формы контроля. Особенностями программы является детальное распределение (по часам) лекций, практических и семинарских занятий с расширенными аннотациями содержания работы.

Большое внимание в программе уделено современным методам лечения патологии нервной системы. Положительной стороной программы является разработка вопросов по отдельным разделам неврологии, позволяющая обеспечить контроль знаний по специальности. С целью текущей и заключительной оценки знаний курсантов представлен пакет тестовых заданий на 1300 тестов, включенный в компьютерную прог­рамму.

Таким образом, основные разделы программы отражают современные направления клинической неврологии, включающие адекватные подходы к изучению основных разделов общей и частной неврологии, актуальных методов исследования, лечения и реабилитации неврологических больных. Предлагаемая программа по кафедре неврологии ФУВа Оренбургской государственной медицинской академии, отвечает основным программным требованиям последипломной подготовки врача по специальности неврология. Рекомендуется как базовая программа для использования в учебном процессе. Заявленная программа базовой подготовки врачей-неврологов может быть расширена по отдельным направлениям неврологии и использована для усовершенствования по отдельным циклам.

Заведующий кафедрой нервных болезней

и нейрохирургии Российского Государственного

Врач-невролог

Профессиональный стандарт "Врач-невролог"

________________
Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

________________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Неврология"

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Отсутствие ограничений на занятия профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:

- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

- тренинги в симуляционных центрах;

- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах

Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами

Соблюдение нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регулирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

________________
Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 01 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).

Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).

Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г. N 27918), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).

Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный N 42742).

Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 49, ст.7031; 2013, N 48, ст.6165, N 52, ст.6986; 2015, N 29, ст.4356).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 9, ст.812; 2015, N 1, ст.42; N 29, ст.4363).

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 27, ст.3477) и статья 13 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 48, ст.6724; 2013, N 27, ст.3477, N 30, ст.4038; N 48, ст.6265; 2014, N 23, ст.2930; 2015, N 14, ст.2018; N 29, ст.4356).


Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы


  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ"


35. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-НЕВРОПАТОЛОГА

В соответствии с требованиями специальности врач-невропатолог должен знать и уметь:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации неврологической и нейро-хирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития;

- клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в невропатологии;

- общие и функциональные методы обследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного;

- основы фармакотерапии в клинике нервных болезней, включая применение антибиотиков и гормонов, принципы фармакотерапии больных пожилого возраста;

- основы иммунобиологии, общие вопросы генетики, генетики в неврологии;

- показания и противопоказания к хирургическому лечению;

- применение физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания и принципы диетотерапии в неврологической клинике;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

- организацию и проведение диспансеризации неврологических больных, анализ ее эффективности; санитарно-просветительная работа;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

- выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

- провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

- определить программу реабилитационных мероприятий;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

Невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:

- травмы головного и спинного мозга;

- острые сосудистые мозговые нарушения;

- острые нейроинфекционные заболевания;

- церебральные коматозные состояния;

- компрессии спинного мозга;

а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс); острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.).

Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Сосудистые заболевания нервной системы:

- начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения;

- острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

- спинальные инсульты, дисциркуляторные миелопатии.

Заболевания периферической нервной системы:

- вертеброгенные поражения нервной системы;

- моно- и полиневропатии, плекситы;

- невралгии, компрессионные поражения нервов (туннельные синдромы).

Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания центральной нервной системы:

- энцефалиты (вирусный, клещевой, эпидемический);

- менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный);

- поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе.

Паразитарные заболевания нервной системы:

- демиелинизирующие заболевания нервной системы (острый энцефаломиелит, оптикомиелит, рассеянный склероз, диффузный энцефалит Шильдера, боковой амиотрофический склероз).

Опухоли нервной системы:

- опухоли головного мозга (супратенториальные, субтенториальные);

- опухоли спинного мозга (экстрамедуллярные и интрамедуллярные, глиозисирингомиелия);

- опухоли периферических нервов.

Экстрапирамидные заболевания нервной системы:

- генерализованный тик (синдром Туретта);

- лицевой пара- и гемиспазм, блефароспазм;

Токсические поражения нервной системы:

- интоксикация алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, полиоэнцефалит Гайе-Вернике, алкогольная полинейропатия);

- энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

- лекарственные интоксикации (наркотические анальгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты).

Заболевания вегетативной нервной системы:

- поражения надсегментарных отделов вегетативной нервной системы (гипоталамические, обменно-эндокринные синдромы);

- поражение сегментарных отделов вегетативной нервной системы (трунциты, ганглиониты);

- нервно-мышечные заболевания (спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения);

- заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, деформирующая мышечная дистония, семейная миоклонусэпилепсия);

- дегенеративные заболевания с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация).

Закрытые травмы нервной системы:

- черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и субарахноидальные кровоизлияния);

- травмы позвоночника и спинного мозга;

- травма периферических нервов.

- делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

- дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографического исследования и церебральной ангиографии, электроэнцефалографии и реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий на шее, эхоэнцелографии, состояния электровозбудимости мышц и электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения.

1. Болезни нервной системы. Под ред. П.В.Мельничука. Медицина, М., 1982.

2. Вейн А.М., Соловьева А.Д., Колосова Д.А. Вегето-сосудистая дистония. М., Медицина, 1981.

3. Виленский Б.С. Неотложные состояния в невропатологии. Л., Медицина, 1986.

4. Гусев Е.И., Бурд Г.С. и др. Интенсивная терапия при заболеваниях нервной системы. М., Медицина, 1979.

5. Гусев Е.И., Дробышева Н.А. и др. Психотропные, снотворные и анальгезирующие средства, применяемые в неврологии. М., Медицина, 1985.

6. Ерохина Л.Г. и др. Основы организации неврологической помощи населению. М., Медицина, 1981.

7. Карлов В.А. Терапия нервных болезней. М., Медицина, 1987.

8. Коган О.Г., Вайдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М., Медицина, 1986.

9. Лукачер Г.Я. Неврологические проявления остеохондроза позвоночника. М., Медицина, 1988.

10. Марков Д.А., Леонович А.Л. Рассеянный склероз. М., Медицина, 1986.

11. Мартынов Ю.С. и др. Изменения нервной системы при заболеваниях внутренних органов. М., Медицина, 1980.

12. Мельничук П.В. и др. Болезни нервной системы. Неотложная помощь при неврологических заболеваниях. М., Медицина, 1978.

13. Многотомное руководство по неврологии, т. I-V, М., Медицина, 1961-1963.

14. Неймарк Е.З. Тромбозы внутричерепных синусов и вен. М., 1975.

15. Петелин Л.С. Экстрапирамидные гиперкинезы. М., Медицина, 1970.

16. Петелин Л.С., Шток В.Н., Пигарев В.А. Лечение паркинсонизма. М., Медицина, 1980.

17. Попелянский Я.Ю. Вертеброгенные заболевания нервной системы, т.I-IV, К., 1979-1986.

18. Попов В.Л. Черепно-мозговая травма. М., Медицина, 1988.

19. Пятницкая И.Н., Карлов В.А. и др. Терапевтические и неврологические проявления алкоголизма. М., Медицина, 1977.

20. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. М., Медицина, 1978.

21. Свядощ А.М. Неврозы. М., Медицина, 1982.

22. Смирнов Ю.Д. Субарахноидальные кровоизлияния. М., Медицина, 1982.

23. Стрелкова Н.И. Физические методы лечения в неврологии. М., Медицина, 1984.

24. Справочник невропатолога. М., Медицина, 1981.

25. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л., Медицина, 1974.

26. Харькевич Д.А. Фармакология. М., Медицина, 1981.

27. Хондкариан О.А. и др. Боковой амиотрофический склероз. М., Медицина, 1978.

28. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., Медицина, 1984.

29. Шмидт Е.В., Верещагин Н.В., Лунев Д.К. Сосудистые заболевания головного мозга. М., Медицина, 1979.

30. Шток В.Н. Головные боли. М., Медицина, 1987.

35. Квалификационная характеристика специалиста врача-невропатолога

В соответствии с требованиями специальности врач-невропатолог должен знать и уметь:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития;

- клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в невропатологии;

- общие и функциональные методы обследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгенорадиологическому обследованию неврологического больного;

- основы фармакотерапии в клинике нервных болезней, включая применение антибиотиков и гормонов, принципы фармакотерапии больных пожилого возраста;

- основы иммунобиологии, общие вопросы генетики, генетики в неврологии;

- показания и противопоказания к хирургическому лечению;

- применение физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания и принципы диетотерапии в неврологической клинике;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

- организацию и проведение диспансеризации неврологических больных, анализ ее эффективности; санитарно-просветительная работа;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром;

- выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации;

- провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику;

- определить программу реабилитационных мероприятий;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

3. Специальные знания и умения:

Невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии:

- травмы головного и спинного мозга;

- острые сосудистые мозговые нарушения;

- острые нейроинфекционные заболевания;

- церебральные коматозные состояния;

- компрессии спинного мозга;

а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс); острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.).

Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Сосудистые заболевания нервной системы:

- начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения;

- острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние;

- спинальные инсульты, дисциркуляторные миелопатии.

Заболевания периферической нервной системы:

- вертеброгенные поражения нервной системы;

- моно- и полиневропатии, плекситы;

- невралгии, компрессионные поражения нервов (туннельные синдромы).

Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания центральной нервной системы:

- энцефалиты (вирусный, клещевой, эпидемический);

- менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный);

- поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе.

Паразитарные заболевания нервной системы:

- демиелинизирующие заболевания нервной системы (острый энцефаломиелит, оптикомиелит, рассеянный склероз, диффузный энцефалит Шильдера, боковой амиотрофический склероз).

Опухоли нервной системы:

- опухоли головного мозга (супратенториальные, субтенториальные);

- опухоли спинного мозга (экстрамедуллярные и интрамедуллярные, глиозисирингомиелия);

- опухоли периферических нервов.

Экстрапирамидные заболевания нервной системы:

- генерализованный тик (синдром Туретта);

- лицевой пара- и гемиспазм, блефароспазм;

Токсические поражения нервной системы:

- интоксикация алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, полиоэнцефалит Гайе-Вернике, алкогольная полинейропатия);

- энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая);

- лекарственные интоксикации (наркотические аналгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты).

Заболевания вегетативной нервной системы:

- поражения надсегментарных отделов вегетативной нервной системы (гипоталамические, обменно-эндокринные синдромы);

- поражение сегментарных отделов вегетативной нервной системы (трунциты, ганглиониты);

- нервно-мышечные заболевания (спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения);

- заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, деформирующая мышечная дистония, семейная миоклонусэпилепсия);

- дегенеративные заболевания с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация).

Закрытые травмы нервной системы:

- черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и субарахноидальные кровоизлияния);

- травмы позвоночника и спинного мозга;

- травма периферических нервов.

- делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;

- дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографическрго исследования и церебральной ангиографии, электроэнцефалографии и реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий на шее, эхоэнцелографии, состояния электровозбудимости мышц и электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения.

4. Список обязательной литературы

1. Болезни нервной системы. Под ред. П.В. Мельничука.М.: Медицина, 1982.

2. Вейн А.М., Соловьева А.Д., Колосова Д.А. Вегетососудистая дистония. М.: Медицина, 1981.

3. Виленский Б.С. Неотложные состояния в невропатологии. Л.: Медицина, 1986.

4. Гусев Е.И., Бурд Г.С. и др. Интенсивная терапия при заболеваниях нервной системы. М.: Медицина, 1979.

5. Гусев Е.И., Дробышева Н.А. и др. Психотропные, снотворные и аналгезирующие средства, применяемые в неврологии. М.: Медицина, 1985.

6. Ерохина Л.Г. и др. Основы организации неврологической помощи населению. М.: Медицина, 1981.

7. Карлов В.А. Терапия нервных болезней. М.: Медицина, 1987.

8. Коган О.Т., Вайдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1986.

9. Лукачер Г.Я. Неврологические проявления остеохондроза позвоночника. М.: Медицина, 1988.

10. Марков Д.А., Леонович А.Л. Рассеянный склероз. М.: Медицина, 1986.

11. Мартынов Ю.С. и др. Изменения нервной системы при заболеваниях внутренних органов. М.: Медицина, 1980.

12. Мельничук П.В. и др. Болезни нервной системы. Неотложная помощь при неврологических заболеваниях. М.: Медицина, 1978.

13. Многотомное руководство по неврологии, т. I-V. М.: Медицина, 1961-1963.

14. Неймарк Е.З. Тромбозы внутричерепных синусов и вен. М., 1975.

15. Петелин Л.С. Экстрапирамидные гиперкинезы. М.: Медицина, 1970.

16. Петелин Л.С., Шток В.Н., Пигарев В.А. Лечение паркинсонизма. М.: Медицина, 1980.

17. Попелянский Я.Ю. Вертеброгенные заболевания нервной системы, т. I-IV.К., 1979-1986.

18. Попов В.Л. Черепно-мозговая травма. М.: Медицина, 1988.

19. Пятницкая И.Н., Карлов В.А. и др. Терапевтические и неврологические проявления алкоголизма. М.: Медицина, 1977.

20. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. М.: Медицина, 1978.

21. Свядош А.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982.

22. Смирнов Ю.Д. Субарахноидальные кровоизлияния. М.: Медицина, 1982.

23. Стрелкова Н.И. Физические методы лечения в неврологии. М.: Медицина, 1984.

24. Справочник невропатолога. М.: Медицина, 1981.

25. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л.: Медицина, 1974.

26. Харькевич Д.А. Фармакология. М.: Медицина, 1981.

27. Хондкариан О.А. и др. Боковой амиотрофический склероз. М.: Медицина, 1978.

28. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М.: Медицина, 1984.

29. Шмидт Е.В., Верещагин Н.В., Лунев Д.К. Сосудистые заболевания головного мозга. М.: Медицина, 1979.

30. Шток В.Н. Головные боли. М.: Медицина, 1987.

35.1. Квалификационная характеристика специалиста врача-невропатолога детского лечебно-профилактического учреждения

В соответствии с требованиями специальности врач-невропатолог детского лечебно-профилактического учреждения должен знать и уметь:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи детям в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы, их онтогенез;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы;

- причины возникновения основных неврологических заболеваний, механизмы их развития;

- общие и дополнительные методы обследования, применяемые в детской неврологической клинике, и их возрастные особенности;

- основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения, применяемых в клинике нервных болезней у детей;

- общие вопросы генетики и тип наследования при наследственных заболеваниях нервной системы;

- клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний нервной системы у детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику пограничных состояний в детской невропатологии; принципы и методы реабилитации больных;

- показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний нервной системы у детей;

- основы рационального питания и принципы диетотерапии в детской неврологической клинике;

- показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- неврологические противопоказания к проведению профилактических прививок;

- организацию и проведение диспансеризации детского населения, неврологических больных;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.

- собрать необходимые сведения о течении беременности, характере родов, двигательном, психическом и речевом развитии ребенка;

- выделить факторы риска из генеалогического, акушерского, эпидемиологического, социального анамнеза; составить родословную;

- применить объективные методы обследования нервной системы больного ребенка; оценить тяжесть состояния больного ребенка; принять необходимые меры для выведения его из этого состояния; оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях; определить показания к госпитализации, организовать ее;

- определить необходимость специальных методов исследования;

- выделить клинические синдромы заболевания, провести топическую и дифференциальную диагностику неврологического заболевания, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного.

- морфологического и биохимического исследования крови и ликвора;

- контрастных методов рентгенографии, включая пневмоэнцефалографию и ангиографию;

- электрофизиологических методов (электровозбудимости мышц, электромиографии, электроэнцефалографии);

- радиоизотопной и ультразвуковой диагностики;

- осуществлять мероприятия по реабилитации больных;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

- оценить эффективность проводимой диспансеризации;

- провести санитарно-просветительную работу;

- составить отчет о своей деятельности.

3. Специальные знания, умения:

Специалист детский невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказать первую помощь при следующих неотложных состояниях:

- острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность;

- поражение молнией, электрическим током, при тепловом ударе, обморожении, утоплении.

Специалист детский невропатолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Пре- и перинатальные поражения нервной системы:

- черепно-мозговые и спинномозговые грыжи;

- другие формы врожденных аномалий и пороков развития нервной системы;

- перинатальные энцефалопатии (гипоксические, травматические, инфекционные, токсические, метаболические);

- натальные травмы спинного мозга и плечевого сплетения.

Инфекционные и инфскционно-аллергические поражения нервной системы:

- менингиты гнойные (в т.ч. менингококковые) и серозные;

- энцефалиты первичные и вторичные;

- острый полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания;

- полирадикулоневрит и мононевриты;

- поражения нервной системы при туберкулезе, сифилисе, токсоплазмозе, паразитарных заболеваниях;

- поражения нервной системы при гриппе, ботулизме, столбняке и других инфекциях;

- поражения нервной системы при ревматизме и других коллагенозах;

- демиелинизирующие заболевания (панэнцефалит, диссеминирующий энцефаломиелит и другие формы).

Травматические поражения нервной системы:

- черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга, внутричерепные кровоизлияния, переломы черепа);

- травматические повреждения периферической нервной системы.

Опухоли и опухолеподобные заболевания:

- опухоли головного и спинного мозга;

- опухоли периферической нервной системы;

- сирингомиелия и сирингобульбия.

Заболевания вегетативной нервной системы:

- гипоталамические синдромы (в т.ч. вегетативно-висцерально-сосудистые, нейроэндокринные и обменные нарушения, нарушения терморегуляции, сна, другие формы);

- мигрени и синкональные состояния;

- соляриты и ганглиониты;

- болезнь Рейно, вегетативный полиневрит.

Детские церебральные параличи:

- спастическая диплегия, двойная гемиплегия;

- гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатические формы.

Поражения нервной системы при хромосомных болезнях:

- болезнь Дауна, другие формы.

Наследственные нейромышечные заболевания:

- спинальные и невральные амиотрофии;

- миастения и миастенические кризы;

Наследственные болезни с преимущественным поражением экстрапирамидной системы:

- гепатоцеребральная дистрофия, деформирующая мышечная дистония; болезнь генерализованного тика; миоклонусэпилепсия;

Наследственные болезни с преимущественным поражением спинного мозга:

- болезнь Фридрейха, болезнь Штрюмпеля.

Наследственные нейроэктомезодермальные дисплазии (факматозы):

- множественный нейрофиброматоз (болезнь Реклингаузена); энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Штурге-Вебера), атаксия, телеангиоэктазия (болезнь Луи-Бара), другие формы.

Поражения нервной системы при наследственных болезнях обмена:

- лейкодистрофии и другие липидозы (в т.ч. болезнь Тей-Сакса); фенилкетонурия, другие формы.

Эпилепсия и другие судорожные состояния:

Неврозы и неврозоподобные состояния:

- неврозы истерических, фобических, ипохондрических, навязчивых состояний;

- неврастения, церебрастенический синдром;

- невротическое нарушение сна и аппетита;

Неотложные состояния в детской неврологии:

- острые ликвородинамические нарушения (в т.ч. гипертензионно-окклюзионные кризы);

- энцефалические реакции и отек головного мозга;

- нарушения внешнего дыхания (центральный, фаренгиальный, спинальный типы);

- острые нарушения мозгового кровообращения (в т.ч. геморрагические и ишемические инсульты);

Смежная патология. Психиатрия:

- умственная отсталость (олигофрения) и задержка психического развития;

- нарушение формирования характера;

- неотложные состояния (возбуждение, отказ от еды, суицидальные попытки);

- наркомания и токсикомания.

- новорожденные и грудные дети группы риска;

- анемии, острый лейкоз, геморрагический васкулит;

- крапивница; отек Квинке;

- неотложные состояния (дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность; гипертермический синдром; комы - диабетическая, печеночная, почечная; задержка мочи и анурия).

- мышечная кривошея; врожденные косолапость и вывих бедра; деформация стоп, сколиоз и кифоз позвоночника.

- аномалии рефракции; косоглазие.

- патология вилочковой железы; синдром Иценко-Кушинга; нарушение роста и полового развития.

- инфекционно-токсический шок; менингококкцемия;

- люмбальная и родничковая пункции;

- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, массаж сердца, дренаж трахеобронхиального дерева, трахеотомия);

5. Список рекомендованной литературы

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1975, 367 с.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев: Здоровье, 1980, 527 с.

3. Бадалян Л.О., Таболин В.А., Вельтищев Ю.Е. Наследственные болезни у детей. М.: Медицина, 1971, 367 с.

4. Лебедев Б.В., Барашнев Ю.И., Якутин Ю.А. Невропатология раннего детского возраста. Л.: Медицина, 1981, 350 с.

5. Под ред. Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. Неврология детского возраста. Минск: Высшая школа, 1985, 342 с.

6. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л.: Медицина, 1974, 247 с.

7. Под ред. А.П.Зинченко. Острые нейроинфекции у детей. Л.: Медицина, 319 с.

8. Цукер М.Б. Введение в невропатологию детского возраста. М.: Медицина, 1970, 287 с.

9. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста (изд. 3). М.: Медицина, 1986, 461 с.

10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979, 607 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.