Сенсорная афазия и пути коррекционно восстановительного обучения

  • Главная
  • /
  • Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи


























Глава 7. Восстановление устной импрессивной речи (понимания речи)

Выше отмечалось, что понимание речи является сложным психологическим процессом со сложной многоуровневой структурой и использующим различные средства с целью увеличения точности понимания значения и смысла речи. К этим дополнительным средствам относятся интонационный строй речи, ее просодический компонент, общий и вербальный контекст, способ сообщения — диалогический или монологический, степень знания (знакомости) сообщаемой информации и др. Эти дополнительные способы распознавания речи приобретают особенное значение при восстановительном обучении больных пониманию речи. Что касается главных центральных механизмов понимания речи, то к ним прежде всего относятся процесс звукоразличения, удержание в оперативной памяти вербальной информации, процесс перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения. Важным компонентом понимания является и объем воспринимаемой информации, увеличение которого может привести к ошибкам в понимании речи.

Понимание сообщения, как пишет А. Р. Лурия, начинается с понимания слова, затем предложения и только потом высказывания (сообщения). Это основные этапы понимания целого сообщения (Лурия, 1975). Чтобы понять слово, нужно иметь, прежде всего, сохранный фонематический слух, точнее, артикуляторно-фонематическую организацию речи, которая является первым условием понимания речи. Необходимым условием понимания слова является выделение его конкретного значения, в котором слово выступает в данном предложении (или сообщении), так как в других сообщениях это же слово может иметь совершенно другое значение. Поэтому вторым важным условием понимания выступает контекст. Третьим условием является выделение парадигматической системы значений воспринимаемого слова, т. е. восприятие и понимание слова требует оживления семантико-синтаксических отношений воспринимаемого слова к другим словам. Таким образом, понимание слова является не простым узнаванием его значения, а активным процессом выбора из многих значений, которое несет в себе слово в зависимости от многих факторов, и прежде всего от контекста и от связи с другими словами.

7.1. Методы восстановления речи при сенсорной афазии

Все это приводит к многочисленным литеральным парафазиям в устной речи и парагнозиям в понимании речи. Центром синдрома сенсорной афазии являются лексические парагнозии и тот факт, что нарушения понимания лексического состава речевого сообщения не затрагивают в одинаковой степени другие стороны речевого сообщения (Лурия; 1975. С. 190). Больные улавливают интонационно-мелодическую сторону речи и ее значение, общее грамматическое построение сообщения и, не понимая значения отдельных лексических единиц, догадываются об общем смысле высказывания.

Коренным образом меняется психологическая структура процесса понимания речи этими больными: в ней большое место начинают занимать догадки, опора на интонацию и общий абрис слова, на общее построение предложения или высказывания.

Центральной задачей восстановительного обучения является восстановление процесса звукоразличения, а целью — восстановление понимания речи и устной речи, нарушающейся вторично.

На первой стадии обучения решается задача затормаживания обильной и непродуктивной речи больных с сенсорной афазией. С этой целью необходимо применять методы: 1) переключающие внимание больного с речи на другие виды деятельности; 2) организующие речевой режим больного. Здесь полезны любые виды невербальной деятельности:

а) метод классификации предметных картинок;

б) метод счетных операций (любая работа с цифрами и числами);

в) метод рисования по образцу и по слову;

г) работа по раскладыванию серий последовательных сюжетных картин;

е) любые виды конструктивной деятельности (куб Линка, кубики Коосаидр.);

Восстановительное обучение при разных формах афазии

В статье рассматривается программа, конкретные шаги и методика восстановительного обучения при следующих формах афазии: эфферентная моторная афазия, динамическая афазия, афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая и амнестическая афазия. В зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи комплексное использование рассмотренных методов восстановления устной и письменной речи помогут человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.

Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: "Покажите стол, чашку, собаку и пр", "Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр." "Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п."

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

- сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

- затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

- ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

- раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

- письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;

- сопряжённое чтение простых диалогов.

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

- выделение звука из слова;

- автоматизация отдельных артикулем в словах с различной слогоритмической структурой;

- преодоление литеральных парафазий путём подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

- составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)–к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

- составление фраз по вопросам, по опорным словам;

- заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

- развёрнутые ответы на вопросы;

- составление рассказов по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

- выработка обобщённых понятий;

- смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путём включения их в различные смысловые контексты;

- заполнение пропусков во фразе;

- завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

- подбор антонимов, синонимов.

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

- звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трёхсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова, постепенное свёртывание числа внешних опор;

- заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

- списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;>

- чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;

- заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

- уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

- дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;

- отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:

- восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;

- ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;

- пересказы текстов без опоры на вопросы;

- составление развёрнутых планов к текстам;

- подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

- речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

- объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

- выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

- введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение и пересказ развёрнутых текстов;

- письменное изложение текстов;

- составление писем, поздравительных открыток и т.д.;

- сочинения на заданную тему.

- письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;

- выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

- письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

- идентификация букв в разных шрифтах;

- нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).

2) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:

- деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;

- выделение любого по счёту звука в слове;

- пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);

- заполнение пропусков в словах;

- письмо слов из букв, данных вразбивку.

3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:

- письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;

- письмо предложений:
а) по памяти,
б) под диктовку,
в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

- письменные изложения и сочинения.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

- выработка артикуляторных переключений в пределах слога:

М А А СТ РЕ ЦЕПТ

- выработка артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в слова с простой, а в дальнейшем–со сложной звуковой структурой (например, рецепт и т.д.);

- экстериоризация звуко-ритмической стороны слова, деление слов на слоги, выделение ударения в слове, воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой, ритмитизированное произнесение слов и фраз с привлечением внешних опор–отстукивание, отхлопывание и т.д., улавливание различных созвучий, в том числе и подбор рифмующихся слов.

2. Восстановление фразовой речи:

- преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне: улавливание грамматических искажений–флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка; дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола; восполнение в словах пропущенных грамматических элементов; составление фраз по сюжетным картинкам; ответы на вопросы простой фразой, оформленной грамматически; пересказ простого текста; стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:

- дифференциация слов по длине и слоговому составу;

- выделение ударного слога;

- подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

- выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4).

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

- выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.);

- оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

- конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

- выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

5. Стимулирование письменной речи:

- раскладывание подписей под картинками;

- чтение идеограммных слов и фраз.

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи:

- конструирование простой фразы;

- составление рассказа по серии последовательных картинок;

- развёрнутые ответы на вопросы в диалоге;

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:

- показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);

- оканчивание фраз различными словами;

- письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);

- письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений;

- элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки;

- заполнение пропусков в словах;

- письмо простых слов по памяти и под диктовку.

1. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:

- развёрнутый диалог на различные темы;

- конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;

- автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи;

- чтение и пересказ текстов;

- развернутые изложения текстов, сочинения;

- составление поздравительных открыток, писем и т.д.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам

- показ частей тела на картинке и у себя;

- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

- выполнение простых устных инструкций;

- улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

- письмо слов, слогов и букв по памяти;

1. Восстановление фонематического слуха:

- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

- дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

2. Восстановление понимания значения слова:

- выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

- заполнение пропусков во фразах;

- подбор определений к словам.

3. Преодоление расстройств устной речи:

- уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;

4. Восстановление письменной речи:

- письмо под диктовку слов и простых фраз;

- чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

- самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

1. Восстановление понимания развёрнутой речи:

- ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

- улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;

- осмысление логико-грамматических оборотов речи;

- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

3. Коррекция устной речи:

- восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

- составление рассказов по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов по плану и без плана;

- составление планов к текстам;

- составление речевых импровизаций на заданную тему;

4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

1. Расширение рамок слухового восприятия:

- показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;

- показ частей тела по тому же принципу;

- выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

- ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;

- прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

- письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:

- повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

- заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

- повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;

- составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

- перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.

3. Преодоление трудностей называния:

- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

- смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;

- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

- упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания:

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;

- развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

- изображение плана пути, комнаты и т.д.;

- конструирование по образцу, по словесному заданию;

- работа с географической картой, часами.

- наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

- составление фраз со словами, имеющими пространственное

3. Конструирование сложноподчинённых предложений:

- уточнение значений подчинительных союзов;

- заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

- составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

- картинное изображение сюжета конструкции;

- введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;

- предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развёрнутым высказыванием:

- импровизация на заданную тему;

- толкование сложных по смысловой структуре слов…

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.