Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей


К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы

Для начала оцените мышечный тонус ребёнка: Вашему ребёнку 3-4 месяца, полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребёнку это положение нравится, он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает её в стороны, руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперёд, кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы, грудь слегка приподнята над поверхностью стола, живот и таз плотно прижаты к столу, бёдра слегка разведены, голени приподняты, туловище- прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки, у детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы). Выпрямите ноги ребёнка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Ребёнок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне, сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола. Понаблюдайте за положением вашего ребёнка на спине, вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается, голову ребёнок держит по средней линии, свободно поворачивая её в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребёнок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот, туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос- подбородок- грудина- пупок- лобок, правая и левая стороны должны быть симметричны, ноги согнуты, бёдра широко разведены, в случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу. Вашему ребёнку 6-7 месяцев. Оцените его физическое развитие в этом возрасте: положите раздетого малыша на живот, обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь приподнята над поверхностью стола, живот и таз ещё прижаты к столу, ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются, при взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лёжа на спине, ребёнок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными, голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперёд , малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот, он начинает садиться, при сидении обратите внимание на спину ребёнка- она должна быть прямая. Оцените развитие ребёнка в возрасте 9-10 месяцев: малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени, руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребёнок может опираться только на одну руку, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь, живот и бёдра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью. Ребёнок начинает ползать на четвереньках назад и вперёд, свободно перенося свой вес с рук на ноги, возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА

Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК

прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе эмбриона или на мяче, при покачивании на мяче вперёд старайтесь, чтобы ребёнок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод), используется лёгкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья- захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребёнка движений. Эти приёмы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями, причём упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.

Несколько специальных упражнений- ребёнка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой- за ноги (сверху вилочкой), взрослый слегка подбрасывает ребёнка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч, вызывается рефлекс опоры на игрушку- происходит протягивание вперёд рук и раскрытие кистей и пальцев. Поддерживая ребёнка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребёнка назад к себе- кисти раскрываются (пальцы разведены). При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребёнка вперёд и, наклоняя мяч вперёд, побуждайте малыша опираться на руки. Удерживая ребёнка за ноги вилочкой одной рукой, другой- поддерживая туловище, спускайте медленно ребёнка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз, важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них, позже, при самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться, отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы. Ребёнок лежит на животе, опираясь на кисти, взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук. Ребёнок стоит на четвереньках, взрослый поднимает его голову- происходит выпрямление рук и разгибание пальцев. Тачка- ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребёнка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать её, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку, давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребёнка, если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев, кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого- всем остальным) в сгибании и разгибании, хорошо, если есть возможность позволить ребёнку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, играть на пианино и тому подобное.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ

многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ

внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника. Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны. Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок. Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях ЦНС.

Отставание темпов психомоторного развития отмечаются у детей 1 года жизни при заболеваниях:

─ повторные заболевания ОРВИ, особенно недоношенных.

Эти изменения не связаны с повреждениями головного мозга и с возрастом компенсируются при благоприятных условиях внешней среды.

При поражениях и заболеваниях ЦНС наблюдается специфическая задержка развития – эти дети составляют до 70% грудных детей. Лишь рано начатое лечение, с первых дней жизни, проводимое настойчиво и с действенной помощью родителей дает возможность добиться практического выздоровления 80% детей, если поражение мозговых структур обратимо.

Если заболевание диагностируется, когда ребенку исполнился год и в более поздние сроки, то прогноз бывает значительно хуже, даже в случае не столь тяжелого поражения мозга. От знаний массажиста, врача невролога зависит во многом результативность лечения.

Этиология:

─ вредные факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (головной мозг),

─ хронические и острые заболевания матери во время беременности,

─ генетически отягощенная наследственность,

─ гипоксия плода и асфиксия новорожденного,

─ внутриутробные и постнатальные инфицирования,

─ механические повреждения ЦНС при родах,

─ стрессовые состояния у матери,

─ вредные привычки у матери (алкоголизм, курение),

─ и реже 20% в результате заболеваний и травм головного мозга в период новорожденности, когда мозг еще незрелый.

Данные нарушения продолжают оказывать отрицательное действие на развитие ЦНС и всего организма в целом.

Отягощают развитие и другие факторы:

─ не соблюдение общего режима и режима питания,

─ нарушение гигиенического режима,

─ частые длительные заболевания ОРВИ,

─ рахит, гипоксия, сочетание заболеваний.

Патогенез.

Вредные факторы влияют на головной мозг, прежде всего. У здоровых детей на первом месяце жизни появляется улыбка, если в этом возрасте, несмотря на усилие взрослого, не удается вызвать этой положительной эмоции и ребенок апатичен, заторможен, то это может быть начальным симптомом задержки психомоторного развития.

У детей с постгипоксическими изменениями головного мозга отрицательные эмоции вызываются даже при действии незначительного раздражителя.

Плохо спит, кричит без видимых причин, такая повышенная возбудимость ребенка встречается при повышении внутричерепного давления, при симптомах и других заболеваний.

Нарушение внутриутробного развития, угнетение ЦНС и другие заболевания ведут к задержке физического развития. Нормальный физиологический тонус способствует нормальному психомоторному развитию ребенка. У больных может быть повышенный мышечный тонус – это мышечная гипертония. Пониженный тонус – гипотония, а когда на фоне пониженного тонуса может быть повешен периодами – это мышечная дистрофия.

Иногда наблюдается ульнарная флексия кисти – напряжение сгибателей рук и приведение первого пальца к ладони, напряжение разгибателей ног, приводящих мышцу бедра, что способствует затруднению разведения бедер в исходное положение лежа на спине. При попытке поставить ребенка на ноги он становится на пальчики и редко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом, выявленный к концу третьего месяца, может быть один из ранних признаков ДЦП.

При попытке поставить ребенка на ноги, он становится на пальчики и резко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом выявленный к концу 3 месяца может быть одним из ранних признаков ДЦП. Тяжелая перинотальная энцефалопатия, гипоксия, внутричерепная травма приводит к формированию атоническо-астенической формы ДЦП.

При этом наблюдается:

─ ассиметричное положение тела ребенка,

─ туловище изогнуто дугой,

─ ноги, таз повернуты в сторону повышенного мышечного тонуса,

─ голова наклонена в эту же сторону наблюдается спастическая кривошея.

Необходимо провести обследование тазобедренных суставов. Эти изменения могут быть и одной из причин дисплазии тазобедренных суставов.

Нарушения регуляции тонуса мышц приводят к формированию патологических содружественных движений, развиваются устойчивые порочные положения (позы) туловища и конечностей. Если не удается вовремя устранить порочные движения (позы), тогда формироются вторитные изменения в мышцах костях и суставах, возникают контрактуры, деформации, патологические движения. Необходимо иметь представление о тонических врожденных рефлексах здорового ребенка.

Хватательный рефлекс.

Удерживает пальцы взрослого, вложенные в ладонь. У детей с нарушением ЦНС могут быть разные сроки угасания тонических рефлексов. В следствии этого происходит задержка психомоторного развития. А с нарушением мышечного тонуса развивается патологические изменения костно-мышечной системы, контрактуры, патологические позы и движения туловища, задерживаются координационные движения рук.

Применяют все средства ЛФК и массажа для скорого погашения рефлексов, лечение положением. Приблизительно от 2-х до 6-ти месяцев в норме эти рефлексы погашаются, и с этого момента начинают развиваться установочные. Благодаря им появляется возможность удерживать статические позы – сидеть, стоять, возможность становления моторики, произвольных движений.

Развивается антигравитация – преодоление сил земного притяжения – развитие структур головного мозга, способствующих вертикализации. На смену ЛМР приходит ЛУР (лабиринтный установочный рефлекс).

Благодаря ему, ребенок начинает:

─ держать голову, приподнимая ее,

─ опираться на предплечья,

─ удерживать плечевой пояс,

─ стоять на четвереньках, на коленях.

А затем и вертикальное положение туловища:

─ удерживать тело в положении сидя,

─ стоять и в ходьбе.

ЛУР – это важнейший рефлекс, способствующий преодолению силы тяжести и развития сложных цепных рефлексов, содействующих антигравитации. У больных этот рефлекс либо отсутствует, либо ослаблен, либо проявляется односторонне или в положении на спине или на животе.

У больных ДЦП – голова опущена на грудь. При таком положении головы активизируется ШТР и тонус сгибателей рук повышен. Это положение настолько стабильно, что приводит к формированию сгибательной пронаторной установки в локтевом и лучезапястном суставах. При таком положении невозможны разгибание и супинация рук.

Под влиянием тонических рефлексов задерживается развитие физиологического поясничного лордоза, что приводит к образованию кифоза и кифосколиоза. Задерживается развитие и ягодичных мышц, образуя контрактуры в суставах.

По мере развития головного мозга у здоровых детей:

Установочный шейный циклический симметричный рефлекс (УШЦСР) – благодаря ему, напрягаются разгибатели шеи к 2 см, а к 4 см – разгибатели ног.

Установочный шейный циклический асимметричный рефлекс (ЦШЦАР) – формируется с 4-х месяцев, благодаря ему, сохраняется равновесие при любых положениях тела ребенка и активная манипулятивная деятельность рук, а также развитие произвольных движений.

Рефлекс с тела на тело – положение тело в пространстве, удерживая в нормальном положении.

Рефлекс Ландау – а 6 месяцев ребенок, уложенный на стол в исходное положение на животе, чтобы голова и плечевой пояс были вне стола:

Ø разгибает туловище,

Ø поднимает голову и грудь,

Ø руки вытягивает вперед.

Исходное положение на спине, ноги вне стола – поднимает ноги на уровне туловища.

У больных Ландау проявляется частично или отсутствует – висят и голова и ноги, и руки.

Паротония – в движении включаются все мышечные группы. По мере тренировки выполняется только с помощью тех, которые необходимы для данного движения. В начале у малыша включается даже мимические мышцы, затем по мере освоения ходьбы включается группа мышц обеспечивающих ходьбу.

В создании ходьбы участвуют не только двигательный анализатор, но и кинестетический отдел, где чувствительные двигательные клетки фиксируют следовой образ проделанного движения. Поэтому вначале ребенок падает, идет неуверенно, теряет равновесие и, наконец, к 1 году овладевает ходьбой. Эта память с ростом ребенка становиться все более разнообразной и глубокой.

Коконтракция – одновременное повышение сгибателей и разгибателей ног, удерживающих позу. При постановке на ноги, напрягаются мышцы сгибателей и разгибателей, и ноги превращаются в столбы. Коконтракция позволяет производить смену различных поз при выполнении движений.

Лечение.

Лечение начинается с первых недель жизни, при выявлении заболеваний ЦНС. Перспектива лечения обосновывается резервами растущего организма, возможностью его реагировать на изменения внешней среды.

Специальные задачи:

1. Возможно полное расслабление спастически сокращенных мышц при гипертонусе.

2. Укрепление ослабленных мышц.

3. Улучшение функции дыхания.

4. Становление психомоторного развития с учетом онтогенетического развития.

5. Стимуляция отсутствующих или ослабленных врожденных рефлексов.

6. Развитие физических установочных рефлексов.

7. Профилактика и лечение грудного и поясничного кифоза, кифосколиоза, спастической кривошеи, патологической установки кисти и стоп.

8. Массаж и физические упражнения.

9. Лечение положением.

10. Нормализация объема в суставах, туловище и конечностей.

11. На фоне формирования правильного положения руки, кисти, пальцев, стимуляция хватательной опорной и манипуляционной функции руки.

12. Стимуляция движений в горизонтальном положении.

13. Постоянная стимуляция развития психики, речи.

Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях ЦНС.

Отставание темпов психомоторного развития отмечаются у детей 1 года жизни при заболеваниях:

─ повторные заболевания ОРВИ, особенно недоношенных.

Эти изменения не связаны с повреждениями головного мозга и с возрастом компенсируются при благоприятных условиях внешней среды.

При поражениях и заболеваниях ЦНС наблюдается специфическая задержка развития – эти дети составляют до 70% грудных детей. Лишь рано начатое лечение, с первых дней жизни, проводимое настойчиво и с действенной помощью родителей дает возможность добиться практического выздоровления 80% детей, если поражение мозговых структур обратимо.

Если заболевание диагностируется, когда ребенку исполнился год и в более поздние сроки, то прогноз бывает значительно хуже, даже в случае не столь тяжелого поражения мозга. От знаний массажиста, врача невролога зависит во многом результативность лечения.

Этиология:

─ вредные факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (головной мозг),

─ хронические и острые заболевания матери во время беременности,

─ генетически отягощенная наследственность,

─ гипоксия плода и асфиксия новорожденного,

─ внутриутробные и постнатальные инфицирования,

─ механические повреждения ЦНС при родах,

─ стрессовые состояния у матери,

─ вредные привычки у матери (алкоголизм, курение),

─ и реже 20% в результате заболеваний и травм головного мозга в период новорожденности, когда мозг еще незрелый.

Данные нарушения продолжают оказывать отрицательное действие на развитие ЦНС и всего организма в целом.

Отягощают развитие и другие факторы:

─ не соблюдение общего режима и режима питания,

─ нарушение гигиенического режима,

─ частые длительные заболевания ОРВИ,

─ рахит, гипоксия, сочетание заболеваний.

Патогенез.

Вредные факторы влияют на головной мозг, прежде всего. У здоровых детей на первом месяце жизни появляется улыбка, если в этом возрасте, несмотря на усилие взрослого, не удается вызвать этой положительной эмоции и ребенок апатичен, заторможен, то это может быть начальным симптомом задержки психомоторного развития.

У детей с постгипоксическими изменениями головного мозга отрицательные эмоции вызываются даже при действии незначительного раздражителя.

Плохо спит, кричит без видимых причин, такая повышенная возбудимость ребенка встречается при повышении внутричерепного давления, при симптомах и других заболеваний.

Нарушение внутриутробного развития, угнетение ЦНС и другие заболевания ведут к задержке физического развития. Нормальный физиологический тонус способствует нормальному психомоторному развитию ребенка. У больных может быть повышенный мышечный тонус – это мышечная гипертония. Пониженный тонус – гипотония, а когда на фоне пониженного тонуса может быть повешен периодами – это мышечная дистрофия.

Иногда наблюдается ульнарная флексия кисти – напряжение сгибателей рук и приведение первого пальца к ладони, напряжение разгибателей ног, приводящих мышцу бедра, что способствует затруднению разведения бедер в исходное положение лежа на спине. При попытке поставить ребенка на ноги он становится на пальчики и редко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом, выявленный к концу третьего месяца, может быть один из ранних признаков ДЦП.

При попытке поставить ребенка на ноги, он становится на пальчики и резко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом выявленный к концу 3 месяца может быть одним из ранних признаков ДЦП. Тяжелая перинотальная энцефалопатия, гипоксия, внутричерепная травма приводит к формированию атоническо-астенической формы ДЦП.

При этом наблюдается:

─ ассиметричное положение тела ребенка,

─ туловище изогнуто дугой,

─ ноги, таз повернуты в сторону повышенного мышечного тонуса,

─ голова наклонена в эту же сторону наблюдается спастическая кривошея.

Необходимо провести обследование тазобедренных суставов. Эти изменения могут быть и одной из причин дисплазии тазобедренных суставов.

Нарушения регуляции тонуса мышц приводят к формированию патологических содружественных движений, развиваются устойчивые порочные положения (позы) туловища и конечностей. Если не удается вовремя устранить порочные движения (позы), тогда формироются вторитные изменения в мышцах костях и суставах, возникают контрактуры, деформации, патологические движения. Необходимо иметь представление о тонических врожденных рефлексах здорового ребенка.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.