Лекции по психологии нервная система

ЛЕКЦИЯ № 20. Нервная система человека

1. Что такое нервная система

Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает:

1) функциональное единство всех органов и систем человека;

2) связь всего организма с окружающей средой.

Нервная система имеет и свою структурную единицу, которая именуется нейроном. Нейроны – это клетки, которые имеют специальные отростки. Именно нейроны строят нейронные цепи.

Вся нервная система делится на:

1) центральную нервную систему;

2) периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической нервной системе – отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы.

Также условно нервную систему можно подразделить на два больших раздела:

1) соматическая нервная система;

2) вегетативная нервная система.

Соматическая нервная система связана с человеческим телом. Эта система отвечает за то, что человек может самостоятельно передвигаться, она же обуславливает связь тела с окружающей средой, а также чувствительность. Чувствительность обеспечивается с помощью органов чувств человека, а также с помощью чувствительных нервных окончаний.

Передвижение человека обеспечивается тем, что с помощью нервной системы осуществляется управление скелетной мышечной массой. Ученые-биологи соматическую нервную систему по-другому называют анимальной, т. к. передвижение и чувствительность свойственны только животным.

Нервные клетки можно разделить на две большие группы:

1) афферентные (или рецепторные) клетки;

2) эфферентные (или двигательные) клетки.

Рецепторные нервные клетки воспринимают свет (с помощью зрительных рецепторов), звук (с помощью звуковых рецепторов), запахи (с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов).

Двигательные нервные клетки генерируют и передают импульсы к конкретным органам-исполнителям. Двигательная нервная клетка имеет тело с ядром, многочисленные отростки, которые называются дендритами. Также нервная клетка имеет нервное волокно, которое называется аксон. Длина этих аксонов колеблется от 1 до 1,5 мм. С их помощью осуществляется передача электрических импульсов к конкретным клеткам.

В мембранах клеток, которые отвечают за ощущение вкуса и запаха, лежат специальные биологические соединения, которые реагируют на то или иное вещество изменением своего состояния.

Чтобы человек был здоров, он должен прежде всего следить за состоянием своей нервной системы. Сегодня люди много сидят перед компьютером, стоят в автомобильных пробках, а также попадают в различные стрессовые ситуации (например, школьник получил в школе отрицательную оценку либо же работник получил от своего непосредственного начальства выговор) – все это отрицательно сказывается на нашей нервной системе. Сегодня на предприятиях, в организациях создаются комнаты отдыха (или релаксации). Придя в такую комнату, работник мысленно отключается от всех проблем и просто сидит и расслабляется в благоприятной обстановке.

2. Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система – это одна из частей нашей нервной системы. Вегетативная нервная система отвечает за: деятельность внутренних органов, деятельность желез внутренней и внешней секреции, деятельность кровеносных и лимфатических сосудов, а также в некоторой части за мускулатуру.

Вегетативная нервная система делится на два раздела:

1) симпатический раздел;

2) парасимпатический раздел.

Симпатическая нервная система расширяет зрачок, она же вызывает учащение пульса, повышение кровяного давления, расширяет мелкие бронхи и т. д. Данная нервная система осуществляется симпатическими спинномозговыми центрами. Именно от этих центров начинаются периферические симпатические волокна, которые расположены в боковых рогах спинного мозга.

Как же осуществляется контроль за деятельностью симпатической и парасимпатической нервной системы? Контроль за деятельностью этих разделов нервной системы осуществляется специальными вегетативными аппаратами, которые расположены в головном мозге.

Заболевания вегетативной нервной системы. Причинами заболеваний вегетативной нервной системы являются следующие: человек плохо переносит жаркую погоду или, наоборот, некомфортно чувствует себя зимой. Симптомом может быть то, что человек при волнении начинает быстро краснеть или бледнеть, у него учащается пульс, он начинает сильно потеть.

Следует отметить и то, что заболевания вегетативной нервной системы бывают у людей и от рождения. Многие считают, что, если человек разволновался и покраснел, значит, он просто слишком скромный и стеснительный. Мало кто подумает, что у этого человека есть какое-нибудь заболевание вегетативной нервной системы.

Также эти заболевания могут быть и приобретенными. Например, вследствие травмы головы, хронического отравления ртутью, мышьяком, вследствие перенесенного опасного инфекционного заболевания. Они могут также возникнуть и при переутомлении человека, при недостатке витаминов, при сильных психических расстройствах и переживаниях. Также заболевания вегетативной нервной системы могут быть результатом несоблюдения правил техники безопасности на производстве с опасными условиями труда.

Человеку для предупреждения заболеваний вегетативной нервной системы следует соблюдать ряд простейших правил:

1) избегать нервного переутомления, простуд;

2) соблюдать технику безопасности на производстве с опасными условиями труда;

3) полноценно питаться;

4) своевременно обращаться в больницу, полно проходить весь назначенный курс лечения.

Причем последний пункт, своевременное обращение в больницу и полное прохождение назначенного курса лечения, является самым важным. Это следует из того, что слишком долгое затягивание своего визита к врачу может привести к самым печальным последствиям.

3. Центральная нервная система

Центральная нервная система человека состоит из головного и спинного мозга.

1) шейное утолщение;

2) поясничное утолщение.

Именно в этих утолщениях формируются так называемые иннервационные нервы верхних и нижних конечностей. Спинной мозг делится на несколько отделов:

2) грудной отдел;

3) поясничный отдел;

4) крестцовый отдел.

В головном мозге выделяют пять основных отделов:

1) конечный мозг;

2) промежуточный мозг;

5) продолговатый мозг.

Если человек перенес черепно-мозговую травму, то это всегда отрицательно сказываете как на его центральной нервной системе, так и на его психическом состоянии.

При нарушении психики человек может слышать голоса внутри головы, которые повелевают ему сделать то или иное. Все попытки заглушить эти голоса оказываются безрезультатными и в конце концов человек идет и выполняет то, что ему приказали голоса.

2) теменную долю;

3) затылочную долю;

4) височную долю;

Головной и спинной мозг покрыт оболочками:

1) твердой мозговой оболочкой;

2) паутинной оболочкой;

3) мягкой оболочкой.

Твердая оболочка. Твердая оболочка покрывает снаружи спинной мозг. По своей форме она больше всего напоминает мешок. Следует сказать, что наружная твердая оболочка головного мозга – это надкостница костей черепа.

Паутинная оболочка. Паутинная оболочка представляет собой вещество, которое почти вплотную прилегает к твердой оболочке спинного мозга. Паутинная оболочка как спинного, так и головного мозга не содержит в себе никаких кровеносных сосудов.

Мягкая оболочка. Мягкая оболочка спинного и головного мозга содержит нервы и сосуды, которые, собственно, и питают оба мозга.

Анатомия человека :: Нервная система

Функция и работа - головной мозг, спинной мозг, вегетативная нервная система, периферические нервы

Любое живое существо, в том числе и человек, наделено способностью реагировать на внешние раздражители, и каждая группа клеток, из которых оно состоит, специализируется на определенной функции: размножении, пищеварении, дыхании.

Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется нервной системой.

Нервная система состоит:

- центральная нервная система
- головной мозг
- спинной мозг

- периферическая нервная система
- соматическая (произвольная) нервная система
- вегетативная (непроизвольная) нервная система
- симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию)
- парасимпатическая система (расслабляет тело и сохраняет его энергию)

Нервная система состоит из совокупности клеток - нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется разветвленный комплекс, наподобие компьютера, который передает команды головного мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная автономная нервная система).


Головной мозг - часть центральной системы, находящаяся внутри черепа. Состоит из ряда органов: большого мозга, мозжечка, ствола и продолговатого мозга.

Спинной мозг – образует распределительную сеть центральной нервной системы. Лежит внутри позвоночного столба, и от него отходят все нервы, образующие периферическую нервную систему.

Вегетативная нервная система - регулирует внутреннюю деятельность организма, ее работа не зависит от нашей воли. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую.

Периферические нервы - представляют собой пучки, или группы волокон, передающих нервные импульсы. Могут быть восходящими, если передают ощущения от всего тела в центральную нервную систему, и нисходящими, или двигательными, если доводят команды нервных центров до всех участков организма.

Итак, согласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Психология человека как раздел психологии занимается изучением типов человеческой личности, что очень помогает многим людям в общении с себе подобными.

Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.

Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих. На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены. Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.

Человек, который ведет себя с окружающими агрессивно, как правило, стремится добиться желаемого за счет других. Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору. Агрессивностью человек может добиться только сиюминутного кратковременного успеха, который повлечет за собой массу негативных последствий для него самого.

Полностью контролировать ситуацию вокруг себя способен только человек, который способен на компромисс. От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наша жизнь это – постоянная борьба за место под солнцем, за свои права в этом мире. Настоящая личность не боится трудностей, только справившись со всеми преградами, человек способен поверить в себя, в свои возможности.

Психология жизни человека как личности.

Формирование личности начинается уже в раннем детском возрасте. У каждого человека есть врожденный дар впитывать в себя то, что он наблюдает и ощущает, а затем пользоваться этими знаниями. Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить. Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях. Помните, что главное средство для достижения успеха – практика.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Для того чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям, закалять психику и тренировать волю.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Надо учитывать, что в любой чрезвычайной ситуации самым главным фактором является уровень психологической подготовки людей. Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты. Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.

К центральным системам регуляции относятся: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. Нервная система — совокупность различных структур нервной ткани, которые регулируют деятельность всех органов и систем организма, осуществляют связь органов между собой и организма в целом с внешней средой.

Нервная система осуществляет нервную регуляцию функций организма, участвуя в поддержании гомеостаза; обеспечивает психические процессы (обучение, речь, память, мышление и др.), позволяющие не только познавать, но и менять внешнюю среду.

Нейроны делятся на:

  • чувствительные (рецепторные, афферентные), которые передают возбуждение от рецепторов в центральной нервной системе (ЦНС);
  • вставочные (промежуточные), которые передают возбуждения в пределах ЦНС, соединяют нервные клетки между собой, составляют основную массу ЦНС;
  • двигательные (эффекторные, эфферентные), которые передают импульсы на рабочие органы.

Скопления тел нейронов за пределами ЦНС называются нервными узлами. Нервы — это выходящие за пределы ЦНС и дающие многочисленные ответвления ко всем органам пучки нервных волокон, заключённые в общую соединительнотканную оболочку. Их делят на чувствительные, двигательные и смешанные.

Нервные окончания — это терминальные (концевые) части нервных волокон. Чувствительные нервные волокна заканчиваются в органах рецепторами, воспринимающими раздражения из внешней или внутренней среды организма, преобразующими их в нервное возбуждение, а затем передающими его в ЦНС. Двигательные нервные волокна заканчиваются эффекторами, передающими возбуждение на рабочий орган (мышцу, железу).

Синапсы — специализированные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования нервного импульса. В синапсе различают пресинаптическую часть (окончание аксона), синаптическую щель и постсинаптическую часть (участок нейрона, мышечной или секреторной клетки). Передача сигнала осуществляется электрическим (электрические синапсы), гуморальным (химические синапсы,, более распространённые) механизмом или их сочетанием. В химических синапсах пресинаптическая часть содержит синаптические пузырьки с медиаторами (норадреналин, ацетилхолин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота и др.). Приходящий нервный импульс вызывает возбуждение пресинаптической мембраны и вызывает высвобождение медиатора. Попавший в синаптическую щель медиатор достигает постсинаптической мембраны, вызывает в ней образование импульса. Через синапсы нервные импульсы передаются только в одном направлении.


Схема. Нервная система человека. Основные принципы

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. Рефлексы важны для поддержания функциональной целостности организма и постоянства его внутренней среды (гомеостаз), они также обеспечивают эффективное взаимодействие организма с внешней средой. Рефлексы делятся на безусловные (врождённые, генетически закреплённые) и условные (индивидуально приобретённые).


Осуществление рефлекса связано с рефлекторной дугой — путём, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Рефлекторная дуга состоит из рецептора (нервного окончания, воспринимающего раздражение); чувствительного нервного волокна (передаёт импульс от рецепторов в ЦНС); расположенного в ЦНС нервного центра (совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные); двигательного нервного волокна двигательных нейронов (передают импульс от ЦНС к рабочим органам); рабочего органа (мышцы, железы и др.) Обязательным условием осуществления рефлекса является целостность всех отделов рефлекторной дуги.

Анатомически нервная система подразделяется на

  • центральную (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга;
  • периферическую (ПНС), которая образована нервами и нервными узлами.


Функционально нервная система делится на:

  • соматическую, иннервирующую поперечнополосатые мышцы и органы чувств;
  • вегетативную (автономную), иннервирующую внутренние органы.


  • Перейти к следующему конспекту: Центральная нервная система
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии за 8 класс.

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Курс лекций

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Курс лекций

Специальность 030301.65 - Психология

Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ

М.А. Попова,доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии Сургутского медицинского института

А.Н. Богданов,доктор медицинских наук, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Сургутского государственного педагогического университета

Анатомия центральной нервной системы: Курс лекций. Специальность 030301.65 – Психология / Сост.: А.Г. Привалова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2010. – 73 с.

Пособие включает анатомические данные о макроструктурах нервной системы, а также гистологические и цитологические характеристики микроструктур нервной ткани.

Способ изложения материала нацелен на использование знаний анатомии мозга в анализе участия различных его структур в когнитивных процессах, изменениях функционального состояния организма, мотивационно-эмоциональной сферы и сознания.

Курс лекций предназначен для студентов специальности 030301.65 – Психология очного и заочного отделений.

Ó Сургутский государственный

педагогический университет, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список используемых сокращений…………………………. 6

1. Предмет и методы анатомии ЦНС………………..………. 7

2. Микроструктура нервной ткани ……….…………..……. 12

3. Развитие нервной системы

3.1. Онтогенез центральной нервной системы…..……27

3.2. Филогенез центральной нервной системы

4. Вегетативная нервная система…………………………..…30

5. Строение центральной нервной системы…………….……33

5.1. Анатомия спинного мозга………………………….34

5.2. Анатомия ствола головного мозга..……………….36

5.3. Анатомия промежуточного мозга………………….42

5.4. Анатомия коры больших полушарий……………. 47

5.5. Проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы………………………………………………. 54

Предисловие

Центральная нервная система имеет отношение ко всем проявлениям жизнедеятельности, что определяет необходимость ее изучения представителями многих областей науки. Так, психологу сложно дать грамотную оценку причин возникновения той или иной реакции человека, если он не вооружен знаниями о строении и механизмах работы мозга, управляющих поведенческими реакциями и психикой вообще. Специалист-психолог должен знать связи психологической науки с другими областями знаний, и, прежде всего – дисциплин медико-биологического цикла, где важное место отводится знаниям о законах и принципах функционирования человеческого организма.

Цель курса – сформировать представление о центральной нервной системе как об основном субстрате психической деятельности человека.

Задачи изучения дисциплины:

-Сформировать представление о структурно-функциональных особенностях нервной клетки и ткани;

- Уяснить строение, адаптационно-трофическую функцию нервной системы;

- Освоить модель центральной нервной системы.

Предполагается, что по завершении теоретического курса студенты факультета психологии должны:

· знать:

- процессы филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;

- методы, которые используются для изучения анатомии человека на всех уровнях — от микроскопического до макроскопического;

- микроструктуру нервной ткани и строении нервных клеток;

- функции основных нервных центров головного мозга;

· представлять:

- структуру организации спинного мозга;

- модель основных отделов головного мозга;

- систему основных проводящих путей центральной нервной системы;

- функции черепно-мозговых нервов;

- сравнительную структурную организацию соматической и вегетативной нервной системы;

· уметь:

- пользоваться специальной терминологией;

- находить различные анатомические структуры на изображениях срезов головного мозга в анатомическом атласе;

- самому схематично представлять основные срезы головного мозга;

- освоить модель центральной нервной системы.

Содержание лекции:

1) виды нейронов
2) синапс
3) спинной мозг
4) головной мозг

Виды нейронов


По локализации:

-центральные (расположены в центральной нервной системе)
-периферические (расположены вне центральной нервной системы - в спинномозговых, черепно-мозговых ганглиях, в вегетативных ганглиях, в сплетениях и внутриорганно).

По функциональному признаку:

-рецепторные (афферентные, чувствительные) (воспринимают)- это те нервные клетки, по которым импульсы идут от рецепторов в центральную нервную систему. Они делятся на: первичные афферентные нейроны - их тела расположены в спинальных ганглиях, они имеют непосредственную связь с рецепторами и вторичные афферентные нейроны - их тела лежат в зрительных буграх, они передают импульсы в вышележащие отделы, они не связаны с рецепторами, получают импульсы от других нейронов.

-эфферентные нейроны (двигательные, ответ) передают импульсы из ЦНС к другим органам. Мотонейроны расположены в передних рогах спинного мозга (альфа, бета, гамма - мотонейроны) - обеспечивают двигательную ответную реакцию. Нейроны вегетативной нервной системы: преганглионарные (их тела лежат в боковых рогах спинного мозга), постганглионарные (их тела - в вегетативных ганглиях)

-вставочные (интернейроны) - обеспечивают передачу импульсов с афферентных на эфферентные нейроны. Они составляют основную массу серого вещества головного мозга, широко представлены в головном мозге и его коре. Виды вставочных нейронов: возбуждающие и тормозящие нейроны.

Синапс


Синапс (от synapsis - соединение) - специализированный для передачи нервных импульсов контакт между двумя нейронами (передача от одного к другому нейрону) или между нейроном и эффектором. Процессы возбуждения нейронов, возникновение импульсов и распространение их по отросткам связаны с изменениями в плазмолемме. Она является структурной основой возникновения и передачи потенциалов действия. Плазмолемма имеет существенные особенности строения и функции в участках, входящих в состав синапсов.


Строение синапса:



1 — микротрубочки:
2 — митохондрии:
3 — синаптические пузырьки с медиатором:
4 — пресинаптическая мембрана:
5 — постсинаптическая мембрана:
6 — рецепторы;
7 — синаптическая щель

Все синапсы по механизму передачи импульсов между нервными клетками подразделяются на 3 типа:
-синапсы с химической передачей
-электротонические
-смешанные синапсы

Типичный синапс с химической передачей состоит из пресинаптической и постсинаптической частей, а также синаптической щели. Пресинаптическая часть включает концевое расширение аксона, ограниченное пресинаптической мембраной. Специфическими структурами этой части являются синоптические пузырьки, содержащие нейромедиаторы. Пузырьки бывают со светлым и электронно-плотным содержимым и называются в связи с этим агранулярными и гранулярными


Классификация синапсов



По форме они подразделяются на круглые и уплощенные. На внутренней поверхности пресинаптической мембраны расположены конусовидные электронно-плотные образования - пресинаптические уплотнения. В цитоплазме пресинаптической части имеются митохондрии. Синаптическая щель размером 20-30 нм содержит филаменты, связывающие наружные слои плазмолеммы контактирующих нейронов.

Спинной мозг


Спинной мозг – отдел ЦНС, расположенный в спинномозговом канале, который образован телами и дужками позвонков. Однако, спинной мозг заполняет собой не весь спинномозговой канал, и продолжается он до 2 – 3 поясничного позвонка. Далее в качестве продолжения мозга идет так называемая спинномозговая нить.

Расположение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника
5 отделов спинного мозга:


Снаружи спинной мозг покрыт, как и головной, оболочками: мягкой и твердой. Между этими оболочками находится спинномозговая жидкость – это тот же ликвор.

Как и головной мозг, спинной так же состоит из серого и белого вещества. Однако, в отличие от головного мозга, в спинном мозге серое вещество находится внутри белого.


Функции спинного мозга


Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую.

Рефлекторная функция спинного мозга обеспечивает движение. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связано сокращение мышц тела (кроме мышц головы). Пример простейшего двигательного рефлекса — коленный рефлекс.
Проводниковая функция - связь с головным мозгом. Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов.

Белое вещество

Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов ЦНС, осуществляя проводниковую функцию. Нервные импульсы, поступающие в спинной мозг от рецепторов, передаются по восходящим проводящим путям в головной мозг. Из головного мозга импульсы по нисходящим проводящим путям поступают к нижележащим отделам спинного мозга и оттуда — к органам.

Канатики и корешки спинного мозга:





1 – передние канатики
2 — боковые канатики;
3 — задние канатики;
4 — серое вещество;
5 — передние корешки;
6 — задние корешки;
7 — спинномозговые нервы;
8 — спинномозговые узлы

Серое вещество


Серое вещество заложено внутри спинного мозга и со всех сторон окружено белым.
В каждой из половин спинного мозга оно образует два неправильной формы вертикальных тяжа с передними и задними выступами - столбами, соединенных перемычкой - центральным промежуточным веществом, в середине которого заложен центральный канал, проходящий вдоль спинного мозга и содержащий спинномозговую жидкость. В грудном и верхнем поясничном отделах имеются также боковые выступы серого вещества.

Таким образом, в спинном мозге различают три парных столба серого вещества: передний, боковой и задний, которые на поперечном разрезе спинного мозга носят название переднего, бокового и заднего рогов. Передний рог имеет округлую или четырехугольную форму и содержит клетки, дающие начало передним (двигательным) корешкам спинного мозга. Задний рог уже и длиннее и включает клетки, к которым подходят чувствительные волокна задних корешков. Боковой рог образует небольшой треугольной формы выступ, состоящий из клеток, относящихся к вегетативной части нервной системы.

************************************
Биогенетический закон (Мюллер и Геккель) каждая особь в своем развитии повторяет развитие своего вида или онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Онтогенез - развитие особи (эмбриональное развитие (пренатальное) и постэмбриональное (постнатальное))
Филогенез - развитие вида

Головной мозг


Головной мозг, как и спинной - это главные компоненты центральной нервной системы.
Головной мозг у взрослого человека достигает 1200 - 1500 грамм в весе. Он представляет собой губчатую массу особых нервных клеток – так называемых нейронов.

Головной мозг имеет три главные составные части:
левое и правое полушария
мозжечок
ствол мозга.

Головной мозг располагается в полости черепа. Его верхняя поверхность выпуклая, а нижняя поверхность - основание головного мозга - утолщенная и неровная. В области основания от головного мозга отходят 12 пар черепных (или черепномозговых) нервов. В головном мозге различают полушария большого мозга (наиболее новую в эволюционном развитии часть) и ствол с мозжечком. Масса мозга взрослого в среднем равна у мужчин 1375 г, у женщин 1245 г. Масса мозга новорожденного в среднем 330 - 340 г. В эмбриональном периоде и в первые годы жизни головной мозг интенсивно растет, но только к 20 годам достигает окончательной величины.


Развитие головного мозга


А. Нервная трубка в продольном разрезе, видны три мозговых пузыря (1; 2 и 3);
4 - часть нервной трубки, из которой развивается спинной мозг.

Б. Мозг зародыша сбоку (3-й месяц) - пять мозговых пузырей;
1 - концевой мозг (первый пузырь);
2 - промежуточный мозг (второй пузырь);
3 - средний мозг (третий пузырь);
4 - задний мозг (четвертый пузырь);
5 - продолговатый мозг (пятый мозговой пузырь).

Весь головной мозг состоит из двух частей: серого и белого вещества.
Белое вещество составляет наибольшую часть мозга и представляет собой нервные волокна, которые соединят нейроны. Серое же вещество представлено тонким слоем коры полушарий мозга. Оно состоит из самих нервных клеток.

ЦНС образуется из эктодермы
Головной и спинной мозг развивается на дорсальной (спинной) стороне зародыша из наружного зародышевого листка (эктодермы). В этом месте формируется нервная трубка с расширением в головном отделе зародыша. Вначале это расширение представлено тремя мозговыми пузырями: передним, средним и задним (ромбовидным). В дальнейшем передний и ромбовидный пузыри делятся и образуются пять мозговых пузырей: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый (добавочный).

В процессе развития стенки мозговых пузырей растут неравномерно: либо утолщаясь, либо оставаясь в отдельных участках тонкими и продавливаясь внутрь полости пузыря, участвуя в образовании сосудистых сплетений желудочков.

Остатками полостей мозговых пузырей и нервной трубки являются - мозговые желудочки и центральный канал спинного мозга. Из каждого мозгового пузыря развиваются определенные отделы мозга. В связи с этим из пяти мозговых пузырей в головном мозге выделяют пять основных отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг.


Отделы головного мозга




1 - конечный мозг;
2 - промежуточный мозг;
3 - средний мозг;
4 - мост;
5 - мозжечок (задний мозг);
6 - спинной мозг.

Сходство конечного мозга и мозжечка:
1) состоит из двух долей
2) имеют борозды и извилины

Основные функции полушарий головного мозга – это: получение, обработка и хранение информации.
Стоит отметить тот факт, что благодаря наличию перекресте нервных волокон в головном мозге, которые идут ко всем органам и тканям, правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое – за правую. Поэтому, при наличии патологии в головном мозге (опухоль, инсульт, травма) нарушение функции происходит со стороны органов противоположной стороны.


Мозжечок.


Этот отдел головного мозга находится в так называемой задней черепной ямке, позади полушарий мозга. Его основная функция – это координация движений. Именно он обеспечивает все наши движения: ходьбу, бег, движения руками, ногами и т.д.
Под корой имеются скопления серого вещества, называемые ядрами мозжечка, которые являются парными структурами. Пробковые и шаровидные ядра иннервируют мышцы туловища. Функцию зубчатых ядер связывают с движениями конечностей.


Ствол головного мозга


Это часть мозга, расположенная между головным мозгом и спинным мозгом. Он отвечает за такие функции, как голод, а также некоторые примитивные функции, такие как сердцебиение, дыхание и температуру тела.

Головной мозг омывается прозрачной жидкость с характерным составом – ликвором. Эта жидкость также обеспечивает и питания тканей мозга, а также обеспечивает его амортизацию. Помимо ликвора, головной мозг снаружи покрыт двумя мозговыми оболочками – мягкой и твердой.

Полушария головного мозга делятся на доли.


Каждое полушарие делится на шесть долей:
лобная доля (контроль произвольных движений, самоорганизация, концентрация внимания)
теменная доля (боль, температура, осязание, давление, понимание речи, выражение мыслей)
височная доля (слух, память услышанного и увиденного)
затылочная доля (зрение)
центральная (или островковая) доля -(самая крупная)
лимбическая доля (все активные процессы жизнедеятельности)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.