Стул и невролог дети

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него - это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.



  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.



Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.



(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.


Моим детям почти 9 и почти 13 лет. Родились оба в процессе естественных родов, особых патологий не было, если не считать у сына обвитие пуповиной, а у дочки то, что рожала без потуг и ребёнок упал в таз под моими ногами на кресле, а не в руки акушерке.

Лично я считаю, что и то и другое - это уже не нормально.

Причём в обоих родах мне вскрывали плодный пузырь и кололи окситоцин. В обоих родах были разрывы, хоть и незначительные. Значит, роды были не такими уж и благополучными?
Этот факт меня настораживал всегда. Как и любая мама, я внимательно следила за развитием своих детей и замечала, что сын плохо берёт грудь, а дочка в одно время сильно загибала одну ножку внутрь при ходьбе. Дети росли, эти дефекты компенсировались, врачи на осмотрах не находили ничего ненормального. Но. Я сейчас вижу, что у дочки слабая память и рассеянное внимание, хотя мы с ней занимаемся дополнительно постоянно. У сына всё время болит спина и периодически голова. Врачи рекомендуют заниматься, делать упражнения и не переживать.

Меня такой подход не устраивает. Задумываться над этим основательно я начала примерно года три назад. Как-то на глаза мне попалась книга Э. Стилла, основателя остеопатии, и там он явно указывает на взаимосвязь неврологических нарушений с родами и с другими заболеваниями.

ДА, я знаю, что есть мнение, что остеопатия - это внушение и даже не терапия.
Я убедилась в обратном. И даже открыла для себя остеопрактику. Но не об этом.

И вот на страницах этой книги этот врач с опытом упорно настаивает на том, что роды у нас ведутся неправильно, что у всех детей, рождённых в стандартных (как принято везде в СНГ) родах, есть травмы. Пусть они различной степени, и едва различимы, но они есть, и они влияют на рост и развитие детей.
Именно эти травмы обуславливают: патологически сниженный иммунитет, слишком болезненные и частые колики, нарушения моторных навыков, задержку речевого развития, гиперактивность, сколиоз, плоскостопие и много-много других нарушений. Можно сказать, что предрасположенность ко всем болезням закладывается именно в этот период.

Если учесть, что в тот период остеопатия только осваивалась на Западе, а в СССР только развивалась мануальная терапия, то получается, что современные остеопаты совсем не выдумали про важность родовых травм. И Ратнер прямо указывает на то, что все дети после родов нуждаются в мануальной правке повреждений специально обученным человеком.

А ещё уже тогда этот врач утверждал, что обучение врачей недостаточное и многие неврологи не владеют необходимыми знаниями для лечения детей, и что они ставят неточные, а иногда и неверные диагнозы, что приводит к усугублению заболеваний. И что лекарства назначаются лишь для устранения симптомов и успокоения совести таких врачей в то время, как часто достаточно физиопроцедур и щадящей мануальной терапии.

Достаточно сравнить, как и сколько сейчас учатся врачи, что изучают, и что не изучают, чтобы понять, что большинству детей оказывается некорректная терапия, которая вызывает побочные эффекты и появление других заболеваний на её фоне.

Честно, это страшно.
Особенно тем мамам, которые понимают, что у детей есть проблемы, но врачи их не хотят или не могут решить.
Вот потому люди и ищут остеопатов, остеопрактов, шаманов, в конце концов, чтобы хоть как-то помочь своим детям жить и расти полноценно и без боли.

Вывод у меня один: наше здоровье и здоровье наших детей зависит только от нас.

ГлавнаяНеврологияНеврология Детский невролог: какие заболевания лечит, когда следует обращаться к врачу

К сожалению, дети, как и взрослые, болеют. Лечением ряда патологий занимаются узкие специалисты, в том числе и детский невролог. Врач специализируется на болезнях нервной системы у детей.

Какие заболевания лечит детский невролог

К врачу необходимо обращаться, если терапевт установил или имеются подозрения на наличие следующих патологий:

  1. Эпилепсия. Причинами развития чаще всего становятся травмы головы. В отдельных случаях болезнь имеет врожденный характер. Требуется регулярное наблюдение детского невролога и лечение.
  2. Гипоксия. Наблюдается еще при внутриутробном развитии плода.
  3. Заболевания, причиной которых становятся бактерии и вирусы. Дети имеют более слабый иммунитет, чем у взрослых, а болезни, особенно те, которые вызваны патогенными микроорганизмами, способны оказать негативное влияние и на нервную систему.
  4. Болезни, образованные в результате травмы черепной коробки.
  5. Токсические патологии. Поражение нервной системы может быть спровоцировано отрицательным влиянием лекарственных средств различных групп.
  6. Генетические аномалии, отклонения и нарушения. Они передаются по наследству от родителей к ребенку.

Все перечисленные заболевания требуют консультации, наблюдения детского невролога. Врач также осуществляет необходимое лечение.

Когда нужно обращаться к детскому неврологу

Обратиться к врачу следует при возникновении у новорожденного определенных симптомов. В первую очередь, это нарушение сна, когда малыш часто просыпается, капризничает и спит беспокойно, при этом сон поверхностный.
Также детский невролог необходим, когда ребенок часто срыгивает и часто находится в беспокойном состоянии, отмечается тремор рук и подбородка.
Консультация специалиста потребуется при поджимании малышом пальчиков при упоре на цыпочки. Также к специалисту следует обратиться, когда отмечается наличие судорог в комплексе с повышенной температурой тела.
Консультация и осмотр детского невролога требуется, когда у ребенка дошкольного и школьного возраста наблюдаются следующие признаки:

  1. Быстрая утомляемость.
  2. Головные боли. Могут носить различный характер и отличаться по интенсивности.
  3. Раздражительность.
  4. Отказ от игр с игрушками и друзьями.
  5. Рассеянность.
  6. Нарушение сна.
  7. Отсутствие желания учиться и познавать окружающий мир.
  8. Отставание в учебе.
  9. Обмороки. Часто могут возникать при нервных напряжениях или чрезмерной физической активности.
  10. Головокружения. Зачастую возникают резко вне зависимости от деятельности ребенка.
  11. Нервный тик.
  12. Шум в ушах.

Данные симптомы способны указывать на наличие определенных заболеваний нервной системы. Детский невропатолог проведет все необходимые исследования и назначит курс терапию. Многие из нарушений поддаются терапии, полностью или частично купируются.


Неврология – не игрушка!

Основная опасность детских неврологических заболеваний кроется в сложности их обнаружения. Если насморк и опрелости у малыша заметит любая мама, то повышенное внутричерепное давление или последствия родовой травмы может диагностировать только хороший детский невролог.

Неврологические заболевания нарушают внимание и восприятие, влияют на двигательную активность и психомоторное развитие ребенка. Однако сразу оговоримся, наша цель — не напугать, а честно ответить на главные вопросы: почему и когда необходима консультация детского невролога.

Это важно знать!

Не все неврологические проблемы детей можно диагностировать как неврологическое заболевание. Однако их наличие говорит о том, что в дальнейшем у ребенка могут развиться более серьезные симптомы, требующие комплексного лечения.


Детский врач-невролог высшей категории, кандидат медицинских наук (неврология, педиатрия)

Стаж: 32 года
Отзывов: 36

Когда нужно придти на прием к детскому неврологу


Итак, прием детского невролога необходим абсолютно всем детям, особенно в первый год жизни. В этот период происходит эволюция врожденных рефлексов малютки, а так же приобретение важных навыков. Но темпы развития на первом году жизни неравномерны. Кроме того, каждый малыш уникален, поэтому бить тревогу нужно только в том случае, если навыки появляются с задержкой в полтора месяца относительно крайнего срока, считающегося нормой нервно-психического взросления.

Чтобы понять индивидуальные особенности развития ребенка и как можно раньше нивелировать неврологические проблемы, которые могут его нарушить или замедлить, консультация детского невролога для новорожденных детей проводится каждые 3 месяца. Вообще же период стремительного становления нервной системы человека происходит в течение первых 4-х лет.

Не стоит поднимать панику пока ваши опасения не подтвердил невролог детский. Просто понаблюдайте за вашим чадом и запишитесь к врачу, если какие-то состояния стали проявляться чаще обычного или без явных на то причин.

Выбор врача

Это важно знать!

Многие родители склонны недооценивать или переоценивать определенные реакции своих детей. Запишитесь на профилактический прием детского невролога даже, если вам кажется, что с ребенком все в порядке. Помните, определить грань между нормой и болезнью может только специалист.

От детского невролога зависит верность диагноза, эффективность и безопасность лекарственных и профилактических назначений. Мы рекомендуем узнать как можно больше об опыте врача, посмотреть отзывы о детском неврологе.

Хороший детский невролог при осмотре:

  • изучит медицинскую карту ребенка;
  • уделит внимание родительским тревогам;
  • поинтересуется особенностями жизни и развития ребенка;
  • уточнит, как протекали беременность и роды.

После постановки точного диагноза детский врач невролог наблюдает за малышом в течение всего периода лечения. Ищите отзывы о детском неврологе, которые описывают прием детского невролога в деталях.

Центр естественного развития и здоровья ребенка гарантирует квалифицированную медицинскую помощь каждому ребенку. Помните, обратившись к профильному специалисту своевременно, вы увеличиваете шансы своих детей на выздоровление.

Записаться на прием к врачу Центра можно через:

либо по телефонам Центра В Москве:

+7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46, +7 (962) 947-38-08

в рабочие часы Центра (ежедневно, без выходных и праздников, с 9.00 до 21.00)

  • Аллергологи-иммунологи
  • БРТ-специалист
  • Гастроэнтеролог
  • Гинекологи, акушеры-гинекологи
  • Гомеопаты
  • Дерматолог
  • Детский гинеколог
  • Детский психиатр
  • Инфекционист-паразитолог (вирусолог)
  • Кардиологи
  • Консультанты по ГВ и уходу
  • Логопеды
  • Массажисты
  • Медсестра
  • Неврологи
  • Нефрологи
  • Остеопаты
  • Отоларингологи (ЛОР-врачи)
  • Офтальмологи
  • Педиатры
  • Подиатр
  • УЗИ (гинекология, акушерство)
  • УЗИ-диагностика
  • Уролог-андролог
  • Хирурги, ортопеды, травматологи
  • Эндокринологи
  • Аллергия у детей. Симптомы. Лечение
  • Боль в горле у детей
  • Насморк у ребенка
  • Бледность у ребенка
  • Боль в груди у ребенка
  • Острая боль в животе, режущая боль. Боль внизу живота.
  • Боли в животе у ребенка; болит живот у ребенка и рвота
  • Боль в колене у ребенка
  • Боль в мышцах
  • Боль в ногах у детей, боль в руке у ребенка
  • Боль в спине у ребенка
  • Отит у детей, боль в ухе у ребенка
  • Боль во рту у ребенка
  • Боль при мочеиспускании у детей, затрудненное мочеиспускание; ребенку больно писать
  • Боль в прямой кишке; зуд в прямой кишке, острицы у детей
  • Боли в суставах у детей. Припухлость сустава
  • Лишний вес у ребенка недостаточный вес ребенка
  • Проблемы при грудном вскармливании ребенка
  • Высокое артериальное давление
  • Газы у ребенка
  • Глазные болезни; у ребенка болят глаза
  • Головная боль у ребенка; у ребенка болит голова
  • Головокружение у ребенка
  • Двигательные нарушения у детей
  • Детская и подростковая депрессия
  • Костные деформации у детей
  • Желтуха у детей, желтуха новорожденных
  • Задержка психического развития ребенка
  • Запор у ребенка
  • Одышка у ребенка
  • Зубная боль у ребенка
  • Зуд и выделения из влагалища у девочек
  • Зуд и сыпь у ребенка
  • Кашель у ребенка
  • Кожные заболевания у детей
  • Колики у новорожденных
  • Косоглазие у детей
  • Синяки и кровотечение у ребенка
  • Детская мастурбация
  • Нарушения координации движений у ребенка
  • Нарушения роста у детей. Ребенок слишком медленно или слишком быстро растет.
  • Аритмия у детей (нарушение сердечного ритма)
  • Нарушения стула у детей. Жидкий стул у новорожденного. Кровь в стуле у ребенка.
  • Нарушения осанки у детей
  • Нарушения сна у детей; ребенок плохо спит
  • Недержание мочи ночное (энурез) у детей
  • Недержание мочи у ребенка
  • Неприятные ощущения после еды: рефлюкс, рвота, отрыжка, изжога у ребенка
  • Кровь из носа у ребенка (носовые кровотечения)
  • Обморок (потеря сознания) у ребенка
  • Отклонение в поведении детей: агрессия у детей; ребенок лжет
  • Переломы костей у детей
  • Высокая температура у ребенка
  • Понос, жидкий стул у новорожденного
  • Понос, жидкий стул у ребенка
  • Посинение кожи, синюшная кожа у ребенка
  • Ребенок плохо ест. Что делать?
  • Ребенок плохо слышит. Что делать?
  • Припухлость, нарост, образование на теле ребенка
  • Плохое зрение у детей: близорукость, дальнозоркость, астигматизм
  • Нарушение развития речи у детей
  • Рвота у ребенка
  • Искривление ног у детей
  • Слюнотечение у ребенка
  • Срыгивание у новорожденных детей
  • Судороги у ребенка
  • Тик у ребенка
  • Трудности в обучении школьников
  • Увеличение живота, вздутие живота у ребенка
  • Увеличение лимфоузлов у детей
  • Набухание молочной железы
  • Укусы. Последствия и симптомы.
  • Утомляемость, усталость ребенка
  • Хрипы / шумное дыхание у ребенка
  • Часто болеющие дети
  • Повышенная возбудимость ребенка / нарушение внимания у детей
  • Раздражительность и эмоциональные вспышки у ребенка

Уникальный комплексный подход: медицинское наблюдение; поддержка психологического и интеллектуального развития ребенка.
Команда квалифицированных специалистов: врачей, психологов, педагогов.
Единый целостный подход к сопровождению развития ребенка.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
Уютная, доброжелательная атмосфера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.