Лермонтов стих в хореем


Лермонтовский слог трудно назвать сложным. Его стихи легко запоминаются и учатся. В этой подборке читатель найдет короткие стихи Лермонтова, которые легко учатся. Эти произведения можно причислить к легким для понимания и запоминания.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Кстати, анализ этого стихотворения можно прочитать здесь.

В стихотворении 2 небольшие строфы, написанные четырехстопным ямбом, по 4 стиха в каждой строфе. Текст:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

В этом стихотворении 3 строфы по 4 строки в каждой строфе. Произведение написано четырехстопным ямбом, рифма перекрестная. Текст стиха:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

В стихотворении 3 строфы по 4 строки, написанные дактилем – трехсложным размером с ударением на первом слоге. Рифмы перекрестные.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Стихотворение состоит из 3 строф, написанных пятистопным ямбом и кольцевыми рифмами.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

И скучно, и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Все названные стихотворения входят в школьную программу. Они нравятся детям и подросткам, легко запоминаются и усваиваются.

Доклад на XVIII Пушкинской конференции "А.С. Пушкин в Подмосковье и Москве". ГИЛМЗ А.С. Пушкина. Большие Вязёмы Московской обл. 4 октября 2014 г.

Публикация: А.С.Пушкин в Москве и Подмосковье. Материалы XVIII Пушкинской конференции и XVII Троицких чтений. - М. Мелихово, ГИЛМЗ А.С.Пушкина, 2015. С.87-107.


Ритмический рисунок поэтических произведений является одним из выразительных средств и помогает поэтам наряду с другими способами создавать образы. В одном и том же стихотворном размере ритм может то ускоряться, создавая впечатление чеканной чёткости, то величаво или задумчиво замедляться, казаться то гармоничным и интонационно богатым, то отрывистым или сумбурным. На ритмику влияют стремление автора достичь определённых эффектов в отдельных отрывках произведений и подсознательные ритмические предпочтения.

1. Ритмический рисунок как выразительное средство

Особенно удобно изучать ритмику стихов на примерах ямба и хорея. В русском языке каждый третий слог ударный, поэтому в ямбических и хореических стихах неизбежно появление безударных стоп – пиррихиев, которые разнообразят ритм и позволяют избегать монотонности. Спондеи (стопы с двумя ударениями) играют гораздо меньшую роль, поскольку одно из ударений в них, как правило, более слабое по сравнению с ритмическим ударением основного размера.

Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит.

К этому же приёму великий поэт прибегает в поэме ещё несколько раз, чтобы описать спокойный и чистый образ жизни пока неиспытавшей любви Марии в отцовском доме, а затем унылую картину заброшенного и разорённого набегом татар поместья…

Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

В приведённом отрывке строк с четырьмя метрическими ударениями почти 40%, а с пропуском 1-го и 3-го ударений – почти 30%, что значительно больше, чем в среднем по всей поэме и чем вообще характерно для Пушкина в четырёхстопном ямбе. Это и создаёт такой чеканно-величавый ритм.

При исследовании крупных произведений или больших подборок стихов на первый план выходят подсознательные ритмические предпочтения автора, но как мы убедимся ниже, в отдельных поэмах они могут в той или иной степени нарушаться в зависимости от творческих задач.

Построение и анализ ритмических фигур не входит в задачи нашего исследования. Сосредоточимся на ритмических особенностях крупных поэтических форм и больших подборок стихотворений (обычно не менее 300 стихов) у Пушкина в сравнении с некоторыми поэтами - его современниками: М.Ю. Лермонтовым, Е.А. Баратынским, П.П. Ершовым, П.А. Вяземским. Так можно выявить особенности ритмических предпочтений Пушкина в разные периоды его жизни и влияние особых творческих задач на ритмику.

2. Виды ритмического рисунка стихов в равностопном ямбе и хорее

Для удобства анализа введём обозначения, основанные на номерах стоп с пропуском сильного метрического ударения, и приведём примеры. Белые стихи исключаются из рассмотрения, поэтому последнее ритмическое ударение в строке всегда присутствует, поскольку именно заключительная стопа определяет рифму.

Для четырехстопных размеров обозначения следующие:

Форма 2-3 встречается редко, а теоретически возможная форма 1-2 (т.е. пропуск первых двух ударений) не встречается ни в одном изученном нами произведении в силу особенностей русского языка, в котором трудно встретить естественные безударные последовательности из пяти слогов

Таким образом, в пятистопном ямбе актуальны 11 видов ритмически различных стихов, из которых 8 видов имеют значимую частоту.

3. Ритмика четырёхстопного хорея

Этим размером написано большинство сказок Пушкина и довольно много стихотворений, особенно в лицейские годы. Результаты скандирования и подсчёта частот ритмически различных строк приведены в таблице 1:

Тип хорея, произведения 1 2 3 4 1-3 2-3

А.С. Пушкин [3]:
Лицейские стихи 1813-1817 гг. 19,3 4,0 41,7 20,3 14,0 0,7
"Царь Никита" и стихи 1822-1826 19,0 1,3 37,0 23,3 19,3 0,0
Сказка о царе Салтане. 1831 г. 19,7 3,0 29,3 24,3 23,0 0,3
Сказка о мёртвой царевне. 1833 г. 19,3 1,1 31,7 23,0 24,7 0,0
Сказка о золотом петушке. 1834 г. 22,6 1,3 23,7 31,7 20,7 0,0
В среднем у зрелого Пушкина 19,3 1,5 32,7 23,5 22,3 0,1

М.Ю. Лермонтов[4]. Стихи 22,8 1,8 33,8 20,8 20,8 0,0

П.П. Ершов. Конёк-Горбунок 22,0 0,3 38,7 18,0 21,0 0,0

Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, - ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, -
Нет Дадону донесенья.

4. Ритмика четырёхстопного ямба

Это любимый размер Пушкина, которым написано множество стихотворений и большинство поэм великого поэта. Результаты ритмического анализа нескольких подборок и ряда поэм приведены в таблице 2.

Тип ямба и произведения 1 2 3 4 1-3 2-3

А.С. Пушкин:
Послание к Юдину и стихи [7] 1815 г. 2,0 11,0 53,3 29,3 3,7 0,0
Руслан и Людмила. Песнь 3. 1819 г. 5,7 11,3 51,0 29,3 2,4 0,7
Бахчисарайский фонтан. 1822 г. 4,0 12,3 52,0 24,7 7,0 0,0
Полтава. 1828 г. 6,0 8,0 52,0 24,3 9,7 0,0
Евгений Онегин. Глава VIII. 1830 г. 7,3 8,3 47,5 27,6 9,4 0,3

В среднем у зрелого Пушкина 5,8 9,5 50,5 25,5 8,7 0,1

Медный всадник. 1833 г. 5,3 5,0 47,0 31,3 11,3 0,0
Граф Нулин. 1825 г. 6,7 12,3 43,0 28,0 10,0 0,0

М.Ю. Лермонтов:
Тамбовская казначейша 8,0 9,3 48,0 25,7 9,0 0,0
Мцыри 4,3 8,0 48,0 32,7 7,0 0,0

Е.А. Баратынский. Бал 7,0 1,3 54,3 25,3 12,0 0,0

Особенностью ямба как у Пушкина, так и у Лермонтова и Баратынского является львиная доля стихов с пропуском только 3-го (предпоследнего) метрического ударения. Эта конструкция, видимо, наиболее естественна для русской поэтической речи и её частота варьируется около 50% у большинства авторов. У Пушкина в произведениях зрелых лет эта доля немного ниже, чем в юности.

Выше по сравнению с хореем в большинстве произведений Пушкина и доля строк со всеми четырьмя метрическими ударениями, а также намного выше частота пиррихиев только во второй стопе, но при этом заметно ниже частота пиррихиев только в первой стопе и одновременно в первой и третьей стопах. Это объясняется особенностью ямба: при наличии пиррихия в первой стопе первое сильное ударение падает на четвёртый слог, а таких конструкций в русском языке заметно меньше, чем тех, когда первое ударение падает на третий слог. Поэтому в ямбе увеличивается доля строк 2-го, 3-го и 4-го типов по сравнению с хореем.

С течением времени ритмические предпочтения Пушкина в ямбе претерпели такие изменения: увеличилось частота стихов типов 1 и 1-3 за счёт некоторого сокращения частот стихов типов 2 и 3, то есть произошёл сдвиг в сторону увеличения разнообразия и гармонии ритма.

5. Ритмика пятистопного ямба

В 1830-е годы ритмические предпочтения Пушкина несколько изменились: в подборке стихов до 20,3% сократилась доля стихов без пропусков метрических ударений, до 32,5% – доля стихов с пропуском только 4-го ударения и при этом возросла доля стихов с пропуском 2-го и 2-4-го ударений (понизилась ударность 2-й стопы и повысилась 3-й), то есть ритм стал разнообразнее при сохранении достаточной чёткости.

Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе,
Иначе стих то в яме, то на кочке.

Произведения и тип ямба 1 2 3 4 5 1-4 2-4 Прочие
А.С. Пушкин [8]:
Монах. 1813 г. 7,5 6,2 3,0 35,5 25,5 9,0 10,0 3,0
Стихи 1815 г. 2,5 12,0 1,5 37,7 25,0 5,1 13,8 1,5
Стихи 1819-1822 гг. 4,9 6,3 1,4 35,7 25,9 9,8 14,7 1,4
Стихи 1830-х гг. 5,2 11,8 4,2 32,5 20,3 8,0 16,5 1,4
Домик в Коломне. 1830 г. 4,4 10,0 14,7 27,9 16,3 5,0 14,4 7,2
Гавриилиада 4,7 7,3 2,5 37,8 16,6 9,7 19,7 1,8
В среднем молодой Пушкин 5,0 8,2 2,0 36,3 25,5 8,0 12,8 2,0

П.А. Вяземский. Стихи [9] 5,6 6,9 8,1 33,1 9,4 5,6 25,0 6,8

М.Ю. Лермонтов. Литвинка 9,3 12,0 7,3 27,0 21,3 12,3 9,7 1,0

Итак, Пушкин покаялся перед царём и был прощён, а в дальнейшем старался собирать и уничтожать списки богохульной поэмы. Уважая это стремление, П.А. Вяземский распорядился уничтожить имевшийся в его имении собственноручный список Пушкина, что, по-видимому, и было сделано [12].

Разумеется, сами по себе результаты ритмического исследования могут быть лишь одним из серьёзных аргументов в споре об авторстве того или иного произведения, но не исчерпывающим доказательством, как правило.

Ритмические предпочтения А.С. Пушкина в разных двустопных стихотворных размерах сравнительно устойчивы и не подвержены резким изменениям, хотя и несколько различаются в зависимости от возраста. Эти изменения направлены на увеличение четкости и красоты ритма, гармонии и разнообразия классических ритмических интонаций.

И ночи — короче, и тени — светлей,
Щебечет, лепечет весенний ручей.

Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:

И ночи —
короче,
и тени —
светлей,
Щебечет,
лепечет
весенний
ручей.

В красе́ гро́зной | блести́т по́лдень,
Лучи́ зно́йны | густя́т во́здух,
Томя́т зе́млю.
(П. Висковатов)

Верста́ сле́ва, | верста́ спра́ва,
Верста́ в бро́ви, | верста́ в ты́л.
Тому́ пе́сня, | тому́ сла́ва,
Кто дорогу породил.
(М. Цветаева)

Если, хоть раз, | виден твой взор | — огни́ ро́зы,
Вечно в душе | живы с тех пор | — огни́ ро́зы.
Сладкая мгла | долы томит, | глухо́й пу́рпур —
Жди: расцветут, | вспыхнув меж гор, | огни́ ро́зы.

Имитированный Антиспаст является одной из двухакцентных модификаций четырехдольника, совмещающей в себе элементы инверсированного и константного ритмов; в этом качестве модификация встречается в русских частушках и в украинской народной поэзии, поскольку их ритмика свободно пользуется ходами ритмической инверсии, которая запрещена теорией силлаботонического стихосложения, канонизирующей лишь константные ритмы.

Хотя́ вью́жно — | идти́ ну́жно
По останный вечерок,
По сребряно колечко,
По батистовый платок.

Не страдайте, девки, дюже:
Приде́т о́сень, | даду́т му́жа.
Даду́т му́жа | векового,
Лучше батюшки родного.
(Русские частушки)

Богатства бог, чье имя Плутос, — зна́ть, сле́п он!
Под кров певца ни разу не заше́л в го́сти.

(Пер. Вяч. Иванова)

(Пер. М. Гаспарова)

Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.

хорей

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

ХОРЕЙ — греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ХОРЕЙ иначе: трохей, в стихосложении стопа из двух … Словарь иностранных слов русского языка

ХОРЕЙ — или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. | Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

хорей — 1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [греч. choreios плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [от ненецк. харед погоняй] Длинный … Энциклопедический словарь

хорей — хорей. Произносится [хорэй] и [хорей] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ХОРЕЙ — (греч. choreios букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ( Я пропАл, как звЕрь в загОне , Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо… … Большой Энциклопедический словарь

ХОРЕЙ — 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

ХОРЕЙ — 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… … Толковый словарь Ушакова

ХОРЕЙ 1 — ХОРЕЙ 1, я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ХОРЕЙ 2 — ХОРЕЙ 2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

хорей — ХОРЕЙ, я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая, ое. II. ХОРЕЙ, я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Трехсложный размер стиха. Двусложные и трехсложные размеры стиха

Стихи – это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих – первое, что возвышалось из обиходной речи.

Два вида художественной речи

Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком — особенностями ритма, звучанием или графическим видом. Она является особой системой организации букв и слов. Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше – стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти проблемы актуальны всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов. Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.

История развития русского стихосложения

В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому. В основе второй системы лежит особый принцип – в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В. Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.

Двусложный размер стиха

Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки. В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе – на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.

Трехсложный размер стиха

Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи. Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К. Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.

Определяем стихотворный размер правильно

Ямб, хорей или амфибрахий. Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета. Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу. Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.

Вторым пунктом необходимо высчитать, какие гласные звуки выделяются силой голоса. Цифры с ударным слогом будут соответствовать следующим стихотворным размерам:

Стихотворный размер Ударные слоги
Ямб 2, 4, 6, 8.
Хорей 1, 3, 5, 7.
Дактиль 1, 4, 7, 10.
Амфибрахий 2, 5, 8, 11.
Анапест 3, 6, 9, 12.

При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.

Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока

Хорей примеры стихов лермонтова

Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.

2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР

Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Основные размеры:

Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Основные размеры:

— 4-стопный (лирика, эпос),

— 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),

— 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),

— вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)

Пример четырехстопного ямба:

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /

Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами, они выделены заглавными буквами):

Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __

Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Основные размеры:

— 2-стопный (в XVIII в.)

— 4-стопный (с XIX в.)

— 3-стопный (с XIX в.)

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (начало XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Не с го́р побежа́ли ручьи́ — __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /

Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

— 4-стопный (с середины XIX в.)

— 3-стопный (с середины XIX в.)

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /

Можно запомнить с помощью такой фразы:

ХОдит домбАй! Дама, вЕчером калИтку запирАй!

х О дит

хо – значит хорей.

В слове хОдит два слога, а ударение на первом слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на первом слоге – это хорей.

до мб Ай

мб – значит ямб.

В слове домбАй два слога, а ударение на втором слоге.

Значит, двусложный размер с ударением на втором слоге – это ямб.

Теперь перейдем к трехсложным стопам.

Слово ДАМА сложилось из первых букв названий трехсложных стоп:

Д – дактиль

АМ – амфибрахий

А – анапест

И в том же порядке к этим буквам относятся следующие слова предложения:

Д актиль

В слове ДАМА буква Д означает дактиль.

В слове ВЕЧЕРОМ три слога, ударение на первом слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на первом слоге – это дактиль.

АМ фибрахий

В слове ДАМА буквы АМ означают амфибрахий.

В слове КАЛИТКУ три слога, ударение на втором слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на втором слоге – это амфибрахий.

А напест

В слове ДАМА последняя буква А означает анапест.

В третьем слове (ЗАПИРАЙ) три слога, ударение на третьем слоге.

Таким образом, трехсложный размер с ударением на третьем слоге – это анапест.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.