Логопедическая литература по афазии

1. Баллонов, Л.Я., Деглин, В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. [Текст] С-Пб. - 2006. -172 с.

2. Баллонов, Л.Я., Деглин, В.Л., Черниговская, Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. [Текст] С-Пб., 2005. С. 99-115.

3. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления. [Текст] - М., 2004. - 235 с.

4. Бейн,Э.С., Бурлакова, М.К., Визель, Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. [Текст] - М.: Медицина, 2002. - 248 с.

5. Вассерман, Л.И., Винарская Е.Н., Дорофеева, С.А., Меерсон, Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. [Текст] Издательство "Стройлеспечать" Санкт-Петербург, 2007.

6. Визель, Т.Г. Как вернуть речь. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 214 с.

7. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. [Текст] - М.: Психология, 2006. - 286 с.

8. Глозман, Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения). [Текст] Дефектология. - М.: Психология, 2005. - 264 с.

9. Карвасарский, Б.Д. Неврозы. [Текст] - М.: Медицина, 2000. - 448 с.

10. Кожевников, А.Я. Афазия и центральный орган речи. Афазия и восстановительное обучение. [Текст] / Под ред. Ж.М. Голозман. - М.: МГУ, 2003. - 218 с.

11. Леонтьев, А.А., Рохлин, Л.Л., Савицкая, Л.Б., Шахнарович, А.М. Клинико психолингвистическое исследование разорванности речи у больных параноидной формой шизофрении. [Текст] //Ж.. Невропатол. и психиатр. - 2003. - Т. 73.- Вып. 12.-С. 1858-1863.

12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. - 680 с.

13. Львов, М.Р. Основы теории речи. [Текст] - М.: Академия, 2000. - 247с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Владос, 2007. - 347 с.

14. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. [Текст] / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. -384 с.

15. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. [Текст] / А. Р. Лурия. М.: Акад. проспект, 2000. - 456 с.

16. Лурия, А. Р. О двух классах афазических нарушений речи. [Текст] / А. Р. Лурия // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МГУ, 2005. - С. 5-16.

17. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. [Текст] Ярославль: Академия развития, 2012. - 96 с.

18. Парамонова, Л.Г. Упражнения для развития речи. [Текст] - СПб.: Дельта, 2008. - 208 с.

19. Пурцхванидзе, О.П. Аудиовизуальная стимуляция в коррекционной работе при афазии. [Текст] // Теория и практика общественного развития.-М., 2011.- № 3.- С.175-176 ( 0,2 п. л.).

20. Пурцхванидзе, О.П. Восстановительное обучение больных с афазией в остром восстановительном периоде. [Текст] // Вестник Университета Российской Академии Образования.- М., 2011.- № 2.- С.111-114 (0,4 п. л.).

21. Пурцхванидзе, О.П. Психолого-логопедическая диагностика больных с афазией в ранней постинсультной стадии. [Текст] // Научно-теоретический журнал " Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта". Санкт-Петербург, 2011.- № 7.- С.132-136 (0,5 п. л.).

22. Пурцхванидзе, О.П. Коррекционно-восстановительная работа с больными с афазией в острой стадии заболевания с использованием аудиовизуальной стимуляции. [Текст] // Нарушения мозгового кровообращения: диагностика, профилактика, лечение. Материалы Российской научно-практической конференции. - Иркутск, 2011. - С. 189 (0,1 п. л.).

23. Пурцхванидзе, О.П. Применение коррекционно-восстановительного обучения при речевых нарушениях у больных с ОНМК. [Текст]// Нарушения мозгового кровообращения: диагностика, профилактика, лечение. Материалы Российской научно-практической конференции. - Иркутск, 2011. - С. 190 (0,1 п.л.).

24. Пурцхванидзе О.П. Особенности нарушения речевой и других ВПФ у больных с афазией. [Текст] // Логопедия сегодня.- М., 2011.- № 3. С. 35-45 (1, 0 п.л.).

25. Проблемы афазии и восстановительного обучения, т.1. [Текст] / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ, 2005. - 275 с.

26. Проблемы афазии и восстановительного обучения, т.2. [Текст] / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ, 2009. - 328 с.

27. Саблева А.С. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Ярославль, 2007

28. Хомская, Е.Д. Мозг и активизация. [Текст] - М.: МГУ, 1987. - 286 с.

29. Цветкова, Л.С., Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. [Текст] - М.: МГУ, 2009. - 274 с.

30. Цветкова, Л.С. Афазия и восприятие. [Текст] / Под ред. Л.С. Цветковой, Н.Г. Торчуа. - Воронеж, 2007. - 175 с.

31. Шкловский, В.М. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. [Текст] // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2002. - №7. - С. 28.

32. Шкловский, В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоциация дефектологов, 2000. - 96 с.

33. Шкловский, В. М. Восстановление речи у больных с афазией. [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоциация дефектологов, 1997. -- 108 с.

34. Шкловский, В. М. Заикание. [Текст] / В. М. Шкловский. М.: Медицина, 2004. - 248 с.

35. Шкловский, В. М. Карта нейропсихологического обследования больных с нарушениями высших психических функций. [Текст] / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоц. дефектологов, 2005. - 61с.

36. Шкловский, В. М. Прогностические критерии восстановления речи у больных с последствиями ишемического инсульта. [Текст] / В. М. Шкловский, К. М. Шипкова, И. П. Лукашевич // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 2002.-№11.-С. 13-16.

37. Шкловский, В. М. Современные проблемы патологии речи. [Текст] / В. М. Шкловский // Проблемы патологии речи. М.: Медицина, 2009. - С. 6-7.

38. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 264 с.

39. Шахпаронова, Н.В., Кадыков А.С. Восстановление речи при ишемическом инсульте. [Текст] // Вестник практической неврологии. - 2002. - №1. - С. 25.

40. Шохор-Троцкая, М.К.. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. [Текст] - М.: Медицина, 2002. - 186 с.

41. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. [Текст] - М. 2004. - 427 с.

Книги, в которых систематизировано изложены основы знаний в сфере коррекции нарушений речи на современном уровне научных достижений — это учебники по логопедии. Книги по логопедии для студентов являются основным и ведущим видом учебно-методической литературы. Учебные пособия представлены по степени важности. Данную страницу можно дополнять и корректировать. На странице Вакансии описаны способы сотрудничества с сайтом в данном направлении.

Основной учебник

Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.

Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.

Учебники по логопедии для вузов

Информация о том, что такое логопедия и речевые нарушения, технологии преодоления речевых дефектов и частные методики коррекционной работы подробно освещены в изданиях, представленных ниже.

Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие

Визель Т. Г. Основы нейропсихологии

Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики

Елецкая О. В., Тараканова А. А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития. Высшее образование: бакалавриат

Жукова Н. С. Основы теории и практики логопедии

Логопсихология. Учебное пособие. Автор-составитель Лауткина С. В.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека

Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков

Поварова И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. Учебное пособие для академического бакалавриата

Сикорский И. А. Заикание. Учебное пособие

Смирнова И. А. Логопедия. Иллюстрированный справочник

Титова Т. А., Елецкая О. В. и др. Речевое и предречевое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Соболева А. В. Развиваем речь и мышление дошкольника

Флоренская Ю. А. Избранные работы по логопедии

Хрестоматия по логопедии в 2-х томах.

Цветков А. В. Нейропедагогика особого детства. Монография

Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.

Шохор-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнеий.

Шохор-Троцкая М. К. Речь и афазия. Методологический подход к преодолению речевых расстройств.

Клепацкая Л.Б., Растормаживание устной речи. Грубая и средняя форма афазии

Щербакова М.М., Сборник заданий для восстановления речи для больных с акустико-гностической афазией. I часть.

ISBN: 978-5-88923-943-7
Количество страниц: 96
Год издания: 2018
Переплет: мягкий
Тип обложки: мягкая глянцевая

Щербакова М.М., Ларина О.Д. Сборник заданий для восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией

Клепацкая Л.Б., Развитие речи, мышления, внимания. Грубая форма афазии.

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-921-5
  • Количество страниц: 216
  • Год издания: 2017
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2 3118-30

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-330-5
  • Количество страниц: 108
  • Год издания: 2016
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи 3118-15

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-329-9
  • Количество страниц: 120
  • Год издания: 2016
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Амосова Н.Н. Каплина Н.И. Практические задания для работы по восстановлению речи у больных, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму и другие заболевания головного мозга

Издательство: В. Секачев, 2016 г.,
ISBN 978-5-88923-390-9

Клепацкая Л. Б., Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи

Пособие для логопедов, работающих с больными с афазиями купить оформить Больше информации о товаре >

Визель Т. Г., Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи 3118-07

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-113-4
  • Количество страниц: 15
  • Год издания: 2017
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Визель Т. Г., Как вернуть речь: Инсульт и нарушения речи, афазия, дизартрия

М.К.Шохор-Троцкая (Бурлакова) Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 976-5-88923-146-2
  • Количество страниц: 363
  • Год издания: 2015
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М., Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи 3118-31

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-309-1
  • Количество страниц: 136
  • Год издания: 2017
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Клепацкая Л.Б. Понимание и формирование речи. Грубая форма афазии

  • ISBN: 978-5-88923-391-6
  • Количество страниц: 206
  • Год издания: 2016
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Витрук Е.А. Практические упражнения и задания для работы по восстановлению речи 3118-17

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-396-1
  • Количество страниц: 96
  • Год издания: 2016
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Петровская О.А., Остапчук Л.А., Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я" У - Я

Аксенова Е.В., Кочеткова Н.А., Знакомые строки. Лексический материал для восстановления речи у детей и взрослых

Дианова О.Н., Расскажи мне. Сборник текстов для восстановления речи, письма и чтения после инсульта и черепно-мозговой травмы (легкая и средне-легкая степень выраженности речевого расстройства) 3118-18

Издательство: В. Секачев, 2012 г.
ISBN 978-5-88923-345-9

Дианова О.Н., Расскажи мне. Сборник текстов для восстановления речи, письма и чтения после инсульта и черепно-мозговой травмы (средняя и средне-грубая степень выраженности речевого расстройства) 3118-21

Издательство: В. Секачев, 2015 г.
ISBN 978-5-88923-344-2

Петровская О.А., Остапчук Л.А., Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я". М - Т

Издательство: В. Секачев, 2016 г. ISBN 978-5-88923-88923-907-9 купить оформить Больше информации о товаре >

Курзинер Е.С., Холманская Т.Б., Озвучиваем картинки (люди, животные, предметы - возгласы, крики, звуки). Пособие по восстановлению речи и письма у больных с грубой формой афазии. 3118-42

Издательство: В. Секачев, 2016 г.
ISBN 978-5-88923-914-7

Петровская О.А., Остапчук Л.А., Практическое пособие для расширения активного словаря "От А до Я". Д - Л. 3118-43

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-917-8
  • Количество страниц: 128
  • Год издания: 2017
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Шкловский В.М., Визель Т.Г., Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии 3118-12

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-016-8
  • Количество страниц: 96
  • Год издания: 2017
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Новинка! Мишиева М.Г., От слова к предложению. Пособие по восстановлению и развитию обиходной фразовой речи. В 2-х частях. Часть 1.

Издательство "Аттика-Центр", 2017 г.

Новинка! Мишиева М.Г., От слова к предложению. Пособие по восстановлению и развитию обиходной фразовой речи. В 2-х частях. Часть 2.

Издательство: "Аттика-Центр". 2017 г.

Новинка! Горячев А.С., Амосова Н.Н., Зуева Л.Н., Кирьянова Н.М., Методы диагностики нарушений глотания и логопедическая работа на ранних этапах реабилитации нейрохирургических больных. Клинические рекомендации 3118-48

  • Издательство: "В. Секачев"
  • ISBN: 978-5-88923-925-3
  • Количество страниц: 44
  • Год издания: 2017
  • Переплет: мягкий
купитьоформитьБольше информации о товаре >

Вопрос 1. Афазия как речевое нарушение. Причины возникновения.

Вопрос 2. Нейропсихологическая классификация афазий по А.Р. Лурия.

Вопрос 3 Акустико-гностическая (сенсорная) афазия. Нарушение понимания, экспрессивной речи, чтения, письма и счета.

Вопрос 4 Коррекционно – педагогическая работа при акустико –гностической афазии.

Вопрос 5: Стимулирование понимания речи на слуху больных с тотальной афазией

Вопрос 1. Афазия как речевое нарушение. Причины возникновения.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Этиология афазии

Афазия может иметь разную этиологию: сосудистую; травматическую (черепно-мозговая травма); опухолевую.

Сосудистые поражения мозга имеют различные названия: инсульты, или инфаркты мозга, или нарушения мозгового кровообращения.

Причиной ишемии могут явиться:

• стенозы (сужение сосудов мозга), в результате чего затруднено прохождение крови по сосудистому руслу;

• тромбозы, эмболии или тромбоэмболии, перекрывающие сосудистое русло;

• длительная артериальная гипотония, когда стенки сосудов не получают необходимого напора крови, слабеют и опадают, становясь неспособными проталкивать кровь.

Причиной геморрагии могут явиться:

• высокое артериальное давление, разрывающее стенки сосуда;

• врожденная патология сосудов, например, аневризмы, когда выгнутая стенка сосуда истончается и разрывается легче, чем другие его части;

• склеротические наслоения на стенках сосудов, делающие их ломкими и поддающимися разрыву даже при невысоком артериальном давлении.

Травмы мозга бывают открытые и закрытые. И те, и другие разрушают мозг, в том числе и речевые зоны.

При открытых травмах мозга прибегают к хирургическому вмешательству по очистке ран, например, от осколков костной ткани, сгустков крови и пр.), при закрытых травмах может проводиться хирургическое вмешательство (трепанации черепа), а может быть применено консервативное лечение, при котором терапия рассчитана в основном на рассасывание внутричерепных гематом.

Опухоли мозга могут быть доброкачественными и злокачественными. Злокачественные отличаются более быстрым ростом. Так же, как и гематомы, опухоли сдавливают вещество мозга, а прорастая в него, губят нервные клетки. Опухоли подлежат оперативному лечению. Тем не менее остаются некоторые опухоли, удаление которых опасно из-за повреждения жизненно важных центров, или же они достигли уже такого размера, что вещество мозга разрушено, и удаление опухоли не даст существенных положительных результатов.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения:

а) речи и других ВПФ (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.);

б) движений. Они могут присутствовать сочетано и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Вопрос 2. Нейропсихологическая классификация афазий по А.Р. Лурия.

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные классификационные системы афазических расстройств. Наиболее распространенной среди них является классификация А.Р. Лурия. Его учения это нейропсихологическая классификация.

В лингвистике выделяют: парадигматические единицы – это все признаки языка (фонемы, слоговая система, лексика, приставки, суффиксы).

Пример: 1) приставки: приехали и заехали;

2) суффиксы: изба – избушечка и так далее.

Синтагматические единицы – это определенный порядок слов в предложениях, определяющий связь между словами (красный мяч). Они строго подчиненные.

Согласно классификации А.Р. Лурия существуют следующие формы афазий:

1. Акустико-гностическая (сенсорная) афазия;

2.Акустико-мнестическая афазия (сложность в запоминание речевой информации);

3. Семантическая афазия (сложность в понимание речи);

4. Динамическая афазия (больной не может развернуть фразу);

5. Афферентно – моторная афазия;

6. Эфферентно – моторная афазия.

Акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазия связаны с поражением височных отделов коры головного мозга.

Семантическая и афферентно – моторная афазия связаны с поражением нижних теменных отделов коры головного мозга.

Эфферентно – моторная и динамическая афазия возникают при поражении приматорных и задних лобных отделов коры головного мозга.

Вопрос 3 Акустико-гностическая (сенсорная) афазия. Нарушение понимания, экспрессивной речи, чтения, письма и счета.

Эта форма афазии возникает при поражении верхневисочных отделов так называемой зоны Вернике. Наблюдается нарушения понимания речи при воспроизведении ее на слух. Основная причина: слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха.

На ранних этапах после инсульта, травм может наблюдатся полная потеря речи.

На поздних этапах может наблюдаться частичное непонимание речи, подмена одного слова другим (ком – лом).

Если наблюдается поражение височных областей правого и левого полушария, то наблюдается не только нарушение фонематического слуха , ну и не различие на слух тембра голоса, интонацию речи, а также не дифференцирует речевые звуки. В речи очень много замен, смещений и окончаний слов, может – быть логорея (многоречивость, много говорит, а о чем непонятно). Вторично страдает повторение слов.

Особенности выбора лексических средств:

В легких случаях больной не сможет объяснить значение простого слова, оборотов, согласование одной части речи к другой, пропуски слов, замены слов (существительные на местоимения: он вместо мужчина и так далее).

При чтение множество замен окончаний, пропуски букв, нарушено место ударения в слове. Чтение в большой степени сохранно, так как при нем опираемся на зрительный анализатор.

Письменная речь страдает в большой степени (диктанты – восприятие на слух).

Страдает счет, так как зависит от объяснения. Могут копировать полностью, а операцию не выполняют, потому что не понимают объяснения, неправильно решают и записывают.

Вопрос 4 Коррекционно – педагогическая работа при акустико –гностической афазии.

I . Стадия грубых расстройств:

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

—показ картинок с изображением предметов и действий по их

названиям, чтобы больной мог показать ту или иную картинку (покажи большую желтую фазу), функциональным (идет, бежит, ползает и так далее), классификационным и другим признакам;

—показ картинок с изображением предметов, относящихся к

—показ частей тела на картинке и у себя (рисование на листе, что есть у человека, у зайчика и так далее);

—выбор правильного названия предмета и действия среди верных и неправильных обозначений с опорой на картинку. Элементы глобального чтения.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

—выполнение простых устных инструкций (сесть, встать, иди, дай, возьми и так далее);

—улавливание смысловых искажений в простых фразах (сядь на стул – тумбочка; ложись на кровать – пол).

3. Подготовка к восстановлению письменной речи: на уровнеи глобального чтения и письма.

—раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам (стол, стул, мяч), к сложным картинкам (мальчик идет; на улице дождь);

—ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

— письмо слов, слогов и букв по памяти;

II . Стадия расстройств средней степени:

Восстановление фонематического слуха, параллельно ведется работа по восстановлению письменной речи:

- дифференциация слов, контрастных по длине, по звуковому и ритмическому рисунку (дом, велосипедист), чтобы больной чувствововал, то есть короткие и длинные слова;

- дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далекой по звучанию, особенно в корневой части слова (рыба, ноги, забор – трактор со стечением согласных);

Параллельно используются подписи к картинкам, чтению, списыванию.

- дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далекой по звучанию начальным звукам (рак – мак; рука – мука); либо слова с общим первым звуком и различными конечными звуками (клюв – ключ; лес – лев).

Параллельно в работе используют подписи к картинкам, чтению, списыванию.

- дифференциация фонем близких по звучанию (дом, том), отхлопать;

- закрепление акустических дифференцированных фонем.

Длительность данного периода от 2 месяцев до 1,5 лет.

Работа проводится по восстановлению понимания значения слова:

Выработка обобщенных понятий путем классификации слов

по категориям (заполнение пропусков во фразах; подбор определенных слов во фразе, развитие чувства языка с произнесением правильного и неправильного варианта).

III . Стадия легких расстройств

Восстановление понимания развернутой речи (мама……домой, ребенок должен вставить пропущенное слово):

- выполняется устная инструкция в форме логико – грамматических оборотов речи, то есть мы строим фразу неправильно, а ребенок должен сказать правильно.

- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним (подбор антонимов, синонимов к словам);

- составления рассказа по серии сюжетных картинок пересказ по плану и без плана текста, речевая импровизация по теме, диктанты, сочинения;

- проигрование всевозможнах ситуаций, написание поздравительных открыток, заявлений и так далее.

Вопрос 5: Стимулирование понимания речи на слуху больных с тотальной афазией

Тотальная афазия –это одно из сложных нарушений речи, характеризуется полной потерей возможности воспроизводить речь и понимать речи других людей, то есть больной не может ни говорить, ни понимать речь. Так случается вследствие поражения доминирующего полушария в мозге в области зон, ответственных за чувствительность и речь.

Многочисленные наблюдения показали, что нарушения рецептивной стороны речи при тотальной афазии часто носят функциональный нейродинамический характер. В этих случаях нельзя использовать методику восстановления фонематического слуха, так как она требует активного, сознательного участия больного в процессе занятия. Все это недоступно при работе с больными, которые только что вышли из состояния нарушения сознания и являются инактивными.

Логопедические занятия при тотальной афазии необходимо начинать с восстановления понимания речи на слух. Для работы с больными при наличии тотальной афазии используют побудительную речь.

Содержание методики. Методика стимулирования понимания речи на слух для больных с тотальной афазией основана на соотнесении ими интонаций с жестом, вызывании определенных двигательных и мимических реакций у больного. Для стимулирования понимания речи на слух больному с тотальной афазией предлагается выполнять по устной инструкции различные днйствия, причем с показыванием соответствующих действий.

Первыми заданиями для больных тотальной афазией являются, как правило, следующие:

Обычно стимулирование понимания речи на слух у больных с тотальной афазией с помощью побудительных инструкций длится 10—15 дней. К концу 3-й недели в большинстве случаев вырисовывается та или иная форма афазии, что позволяет на следующем этапе действовать более целенаправленно в зависимости от того, какая афазия выявлена — моторная или сенсорная.

Таким образом, посредством использования интонационно-эмоциональной стороны побудительной речи и активизации с ее помощью деятельности больного удается содействовать восстановлению контакта с больными и стимулировать в известной степени понимание им некоторых речевых инструкций.

1. Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М., 1983.

2. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964.

3. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991.

4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998.

5. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: Тесты по исследованию высших психических функций. М., 2005.

6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005, с. 95–104.

7. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.

8. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: Мет. рек. Ч. 1. М., 1985.

9. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003.

10. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн.3.

11. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

12. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.

13. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947.

14. Оппель В. В.Восстановление речи после инсульта. Л., 1972.

15. Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М., 1979.

16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.,1969, стр. 176 – 190.

17. Столярова Л. Г. Афазия при мозговом инсульте. М.: Мед., 1973.

18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. – Т.2.

19. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.

20. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972,

21. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.

22. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

23. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М. Нейропсихологическая диагностика. М., 1992.

24. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002.

25. Зайцев и.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. –– Минск: бгпу им. Максима Танка, 2006

Работу выполнила студентка 407 группы Анишина Е.В.

Работу проверила к.п.н. Рау Е.Ю.

Речевые нарушения

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

-общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

-недостаточная степень развития фонематического слуха

-неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

-двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

-Недостатки строения челюстно-зубной системы ( дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)

- Патологические изменения величины и формы языка.

- Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

-Атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

-отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

-звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

Физиологические симптомы:

-судороги, которые классифицируются по форме и локализации

- нарушение мелодико-интонационной стороны речи;

-наличие непроизвольных движений тела, лица;

- нарушение речевой и общей моторики.

Психологические симптомы:

-наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

-наличием защитных приёмов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

-различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна.

Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

Ринолалия смешанная.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя .Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, возможно так же побуквенное чтение, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия при оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:искажённое воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв .Одно из проявлений оптической дисграфии — зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.