Менингоэнцефалит при умственной отсталости

Статьи основанные на советах специалистов

Статьи основанные на советах специалистов

Менингоэнцефалит при умственной отсталости

Умственная отсталость

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

1. Характеристика нарушений при умственной отсталости

Умственно отсталые— это дети, у которых в результате органических

Поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития

Психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия,

Произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной

Сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей

Формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии:

Дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей,

Мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных

Олигофрения(от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма

Психического недоразвития, возникающая вследствие раз­личных причин:

Патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio —

Искажение, ломка), природовой па­тологии, органического поражения центральной

Нервной систе­мы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий

Характер. Действия вре­доносного фактора в большой мере уже остановилось, и

Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономернос­тям

Формирования психики, но имеет свои особенности, обус­ловленные типом

Нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин

Деменция(от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление

Познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению

Памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е.

Наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса.

В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических

Заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях

Мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и

В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени

1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе

Психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре

Формы:Легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49),

Тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется

Тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре

Клинической картины выде­ляют неосложненные и осложненные формы олигофрении.

Ослож­ненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразви­тия мозга с

Его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом

Нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также

Более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых

Фун­кций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных пред­ставлений,

Счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с

Церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологичес­ких (указывающих

Причину) факторов умственной отсталости (по Г. Е.Сухаревой, 1956).

Первая группа— неполноценность генеративных клеток роди­телей,

Наследственные заболевания родителей, патология эмбрио­генеза.

Вторая группа— патология внутриутробного развития (воздей­ствия

Инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа— родовая травма и постнатальные поражения центральной

Для установления правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех

Групп симптомов:Дизонтогенетических синдро­мов (связанных с дисфункцией

Созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС)

Той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдро­мов,

Отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталос­ти:Клинический

(наличие органического поражения головного моз­га); психологический (стойкое

Нарушение познавательной деятель­ности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными

Факторами оказываются слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная

Обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие ум­ственно отсталого

Ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития

Статики и локомоций, причем ча­сто задержка бывает весьма существенной,

Захватывающей не толь­ко весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается

Отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая

Патологическая инертность (что не исключает крикливос­ти, беспокойства и т.

П.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует,

Ни к игруш­кам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушка­ми,

Находящимися в руках взрослого. Не происходит своевремен­ного перехода к

Общению на основе совместных действий взрос­лого и ребенка с предметами, не

Возникает новой формы обще­ния — жестового общения. Дети на первом году жизни

Не диффе­ренцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с

Предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия,

Тесно связанного в этот период с хватанием. Произ­водя это действие, ребенок

Познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и

Предметом, свойства пред­метов — величину, массу, форму. С отсутствием

Хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых

Детей чрезвычайно задерживается. Эта задерж­ка не является первичным

Нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что

Отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.

В начале дошкольного периодаПроисходят некоторые сдвиги в овладении

Неспецифическими манипуляциями, которые прояв­ляются, например, в том, что

Ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с

Ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у

Умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру

Детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия

Дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни

Социальными формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказыва­ются при

Спонтанном развитии на очень низком уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном воз­расте умственно

Отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в

Психическом развитии:Раз­витие предметных действий и развитие общения с

Другими людь­ми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со сво­ими

Сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную

Деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального

Опыта детей и на развитии высших пси­хических функций — мышления, произвольной

Памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и

Нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении

Предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и

Познавательных процессов — в зна­чительной мере носят вторичный характер. При

Своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем

На­чале коррекционно-педагогического воздействия многие отклоне­ния развития

У детей могут быть скорригированы и даже предуп­реждены.

Менингит — воспаление мозговых оболочек. Возбудителями заболевания могут быть бактерии, грибки, простейшие, вирусы. В зависимости от характера изменений спинномозговой жидкости менингиты подразделяются на гнойные и серозные. Гнойные менингиты вызываются главным образом бактериями и грибками, серозные — вирусами. К серозным менингитам относится также и туберкулезный менингит. Если возбудитель, попадая в организм, вызывает изменения в мозговых оболочках без предшествующего заболевания других органов, говорят о первичной форме менингита. Вторичные менингиты развиваются на фоне общего или локального инфекционного процесса. Наиболее распространенной формой первичного менингита у детей раннего возраста является менигококковый менингит. Он встречается преимущественно в возрасте 1—4 лет. У детей до 1 года преобладают вторичные менингиты, причем в возрасте до 2 мес в основном встречаются менингиты, вызванные кишечной палочкой и стрептококком, от 2 до 11 мес — пневмококковые менингиты. Серозные менингиты у детей раннего возраста чаще всего обусловлены энтеровирусами.Характер поражения оболочек при менингитах определяется спецификой возбудителя и реактивностью организма, так что в отдельных случаях при патоморфологическом исследовании мозга на первый план могут выступать очаговые воспалительные изменения оболочек, в других — генерализованные изменения воспалительно-аллергического характера, в том числе отек мозга и внутренняя гидроцефалия. Эти варианты отражают разнообразие клинической симптоматики при менингитах.При патологоанатомическом исследовании находят локальное или генерализованное воспаление мозговых оболочек. В одних случаях воспалительная реакция проявляется преимущественно продуктивным процессом (гнойные менингиты), в других — экссудативным (серозные менингиты), для туберкулезного менингита характерна экссудативно-продуктивная воспалительная реакция по ходу сосудов с вторичным ишемическим поражением тканей и спаечным процессом.По клиническому течению менингиты подразделяются на молниеносные, острые, подострые и хронические. Для бактериальных и вирусных менингитов более характерно молниеносное и острое течение; для туберкулезных — подострое или хроническое. Однако реактивность организма может изменять характер течения. Кроме того, клинические проявления в значительной мере определяются локализацией воспалительного процесса в том или ином отделе центральной нервной системы и возрастом больного.Общеинфекционные симптомы проявляются повышением температуры, анорексией, ознобом, учащением дыхания и сердцебиения, диссоциацией между пульсом и температурой, бледностью или гиперемией кожных покровов, вялостью или возбуждением. Поражение (раздражение) мозговых оболочек клинически проявляется менингеальным симптомокомплексом, который у детей первого года жизни имеет свои характерные особенности.Наиболее постоянный симптом — общая гиперестезия. Даже легкое прикосновение к ребенку или перемена положения вызывают болезненный крик. Отрицательная эмоциональная реакция возникает при звуковых и зрительных раздражителях.

Менингоэнцефалит (meningoencephalitis; менинго- + греч. enkephalos головной мозг + -ит) - сочетанное воспаление оболочек и вещества головного мозга.Менингоэнцефалит амебный (m. amoebica; син. менингит амебный) - Менингоэнцефалит. вызываемый амебами родов Naegleria и Hartmanella, проникающими в слизистую оболочку носа при купании в зараженном водоеме, и характеризующийся деструктивными изменениями обонятельного тракта и оболочек головного мозга.Менингоэнцефалит бруцеллезный (m. brucellosa) - Менингоэнцефалит при нейробруцеллезе, характеризующийся серозным отеком и макрофагальной воспалительной инфильтрацией мягкой мозговой оболочки, продуктивно-деструктивным тромбоваскулитом и образованием бруцеллезных гранулем; отличается длительным течением с обострениями, развитием параличей, парезов (чаще черепно-мозговых нервов) и психическими расстройствами.Менингоэнцефалит вакцинальный (m. vaccinalis; син. Менингоэнцефалит поствакцинальный) - М., иногда развивающийся на 5-12-й день после вакцинации; проявляется в основном признаками поражения белого вещества головного мозга и симптомами раздражения оболочек; наблюдался гл. обр. после оспенной вакцинации.Менингоэнцефалит геморрагический (m. haemorrhagica; син.: Лейхтенштерна синдром, Штрюмпелля - Лейхтенштерна энцефалит, энцефалит острый первичный геморрагический) - Менингоэнцефалит инфекционно-аллергической природы, характеризующийся множественными кровоизлияниями в вещество и оболочки головного мозга, бурным течением, быстрым развитием коматозного состояния, признаками поражения ствола мозга, наличием крови в цереброспинальной жидкости; вызывается чаще всего вирусом гриппа.Менингоэнцефалит герпетический (m. herpetica) - серозный или геморрагический Менингоэнцефалит, вызванный вирусом простого герпеса.Менингоэнцефалит гуммозный (m. gummosa) - Менингоэнцефалит при третичном сифилисе, характеризующийся образованием гумм в оболочках и веществе головного мозга.Менингоэнцефалит орнитозный (m. ornithosa) - серозно-геморрагический Менингоэнцефалит, возникающий при тяжелом течении орнитоза.Менингоэнцефалит паротитный (m. parotitica) - Менингоэнцефалит, преимущественно серозный, вызванный вирусом паротита.Менингоэнцефалит поствакцинальный (m. postvaccinalis) - Менингоэнцефалит вакцинальный.Менингоэнцефалит ревматический (m. rheumatica) - Менингоэнцефалит при ревматизме, характеризующийся преимущественным поражением сосудов головного мозга и его оболочек в форме эндартериита, периартериита или панваскулита.Менингоэнцефалит сибиреязвенный (m. anthracica) - геморрагический Менингоэнцефалит, возникающий при септической форме сибирской язвы, характеризующийся преимущественным поражением оболочек области ствола и базальных ядер головного мозга.Менингоэнцефалит сыпнотифозный (m. exanthematotyphosa) - Менингоэнцефалит при сыпном тифе, обусловленный деструктивно-пролиферативными изменениями в сосудах с образованием гранулем: характеризуется менингеальными явлениями и признаками очагового поражения преимущественно промежуточного мозга с возбуждением, бессонницей, психическими нарушениями.Менингоэнцефалит токсоплазмозный (m. toxoplasmotica) - Менингоэнцефалит у новорожденных и грудных детей при генерализованном токсоплазмозе, характеризующийся образованием петрификатов по ходу сосудов головного мозга и его оболочек; проявляется судорогами, центральными параличами, задержкой психического развития, часто сочетающимися с аномалиями глаз (врожденная катаракта, микрофтальм и др.).Менингоэнцефалит туберкулезный (m. tuberculosa) - Менингит туберкулезный.Менингоэнцефалит цитомегалический (m. cytomegalica) - Менингоэнцефалит у новорожденных и грудных детей при цитомегалии, проявляющийся полиморфными судорогами, гидроцефалией и задержкой умственного развития.

Понятие деменции. Варианты деменции (травматическая и текущая). Основные клинические проявления деменции. Структура дефекта при деменции.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы


Диагностическая категория первазивное (распространяющиеся) расстройства развития (PDD) относится к группе из пяти расстройств: аутизм, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера и первазивное расстройство развития, не указанные иным образом (PDD-NOS), , которое включает атипичный аутизм. Изменение ЭЭГ и судорожный синдром считаются очень частыми находками у больных с расстройствами аутистического спектра с коморбидной умственной отсталостью.

Наиболее частые типы приступов включают генерализованные тонико-клонические, атипичные, сложные частичные и миоклонические приступы. Эпилептические приступы у больных аутизмом показывают два пика во время развития ребенка , один до 5 лет, а другой - после 10 лет. Почти у 15–20% пациентов с аутизмом без эпилепсии наблюдаются пароксизмальные нарушения ЭЭГ. Клиническое значение эпилептиформных комплексов на ЭЭГ без явных клинических проявлений судорожного синдрома неясно, но они могут вызывать когнитивные нарушения и сопровождаться неадекватным поведением. Эпилептиформные записи ЭЭГ при других психоневрологических расстройствах у детей, таких как дефицит внимания / гиперактивность, также могут быть фиксироваться (6,1%) по сравнению со здоровыми детьми школьного возраста (3,5%). Совокупный риск развития эпилепсии у пациентов с умтсвенной отсталостью к 15-летнему возрасту составляет 13%, в основном в зависимости от наличия сопутствующих нарушений, таких как церебральный паралич. В отсутствие связанных с этим нарушений и постнатальных травм риск оказывается намного ниже (3,9%). Тем не менее, уровень эпилепсии при тяжелой умственной отсталости превышает 60%.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) является часто используемым инструментом исследования аутизма, который дает ценные клинические данные, причем нарушения , выявленные с помощью МРТ могут встречаться у 25–45% пациентов с аутизмом, однако, эти нарушения не всегда требуют лечения. Одно из исследований показало, что аномалии ЭЭГ и МРТ могут быть такими же частыми (почти 25%) у пациентов с PDD-NOS, как и у пациентов с аутизмом.

Более редкая частота нарушений ЭЭГ может быть связана с более ранним возрастом больных детей (6 лет или моложе - 53,1%). Известно, что судороги более распространены у подростков и пациентов юношеского возраста. В большинстве случаев исследователи не обнаружили никакой связи между аномалиями МРТ и тяжестью умственной отсталости. У пациентов с легкой и средней степенью интеллектулаьной недостаточности более высокие показатели аномалий ЭЭГ, чем у пациентов без умтсвенной отсталости , но у пациентов с тяжелой формами последней был более высокий уровень аномалии ЭЭГ, чем у пациентов с более легкой интеллектуальной недостаточностью .

Нарушения МРТ, обнаруженные у 12,3% пациентов с задержкой психического развития , проявляются нерезко выраженной атрофией коры и двусторонней перивентрикулярной лейкомаляцией. Выявленные нарушения на ЭЭГ являются очаговыми (активными) эпилептиформными и пароксизмальными нарушениями, которые часто выявляются в правой и левой височной коре и смежных корковых структурах. Можно предположить, что очаговые и мультифокальные пароксизмальные нарушения ЭЭГ распространены в центрально-теменно-височных областях, и что височная кора может играть важную роль в патогенезе аутизма. Общий дефицит внимания при аутизме, который является основным симптомом, может быть связан с медиальной дисфункцией височной доли. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография и позитронно-эмиссионная томография также предполагают медиальное вовлечение височной доли. Посмертные и нейровизуальные исследования выявили аномалии в передней части поясной извилины и мозжечка при задержке психического развития, в частности, сочетающемся с явным аутизмом. Исследователями не было выявлено существенных различий в частоте нарушений ЭЭГ и МРТ у пациентов с акушерскими осложнениями или без них при умственной отсталости. Наиболее частые нарушения МРТ могут быть связаны с гипоксически-ишемической энцефалопатией, а височная кора и смежные корковые структуры являются наиболее частыми местами локальных активных нарушений эпилептической и пароксизмальной ЭЭГ.

Понятие умственной отсталости. Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики личности, явившееся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера (недоразвитие). У умственно отсталых имеются грубые нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения и т. д. Умственно отсталые меньше испытывают потребность в познании. На всех этапах познания у них выявляются элементы недоразвития. Олигофрения как патологическое состояние психики. Олигофрения – это сборная группа, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям, не прогрессирующих патологических состояний, основным признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического развития с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Основные группы олигофрении по этиологическому признаку. Выделяют эндогенные и экзогенные причины олигофрении. 4 группы олигофрении в зависимости от причин (в зависимости от времени воздействия этиологического фактора):

Олигофрения патологии хромосомного набора (10 – 12 %). 200 хромосомных ошибок (например, болезнь Дауна). 1 на 700 – 1000 новорожденных с болезнью Дауна. Внешний вид Даунов: неправильно посаженные глаза; лицо круглое, уплощенное, длинный язык; короткие руки, ноги; задержка роста и гипогениталии; разболтанность суставов (все это связано с нарушением эндокринных желез); глубокая или средняя умственная отсталость; бедность речи; движения неловкие; снижение критичности мышления; легко поддаются внушению; характерен веселый нрав.

Наследственные формы олигофрении. Наследственно обусловленные нарушения обмена веществ. Фенилкетонурия – связана с нарушением окисления одной из кислот. Характерно: умственная отсталость; вспышки агрессии; нарушение пигментации волос и глаз; легкость возникновения нарушений кожи; большая челюсть; очень маленькая голова. Гаргоимизм – шаржированный внешний образ. Строение лица неправильное; туловище деформировано, позвоночник искривлен, живот увеличен; поражения внутренних органов, глаз, слуха; обменные нарушения щитовидной железы; отсутствие действий. Чаще встречается у мальчиков. Иммунологическая несовместимость. Могут быть судорожные припадки, двигательные расстройства, поражения зрения, слуха.

Экзогенные формы олигофрении. Инфекционные воздействия во внутриутробном развитии (краснуха – аномалия развития мозга и других органов, дефекты глаз и др.; вирус гриппа). Краснуха может вызывать поражения ЦНС и в прижизненный период. Токсоплазмоз – слабоумие, поражения глаз, нарушения строения черепа; поражаются внутренние органы; отличаются агрессивностью и злобностью. Внутриутробные поражения сифилисом – параличи; нарушения зрачковых реакций; седловидный нос и т. д. Интоксикации в период внутриутробного развития (алкоголь, лучевая энергия, химические вещества и др.). Родовые осложнения – механические осложнения, аноксия. Ведет к внутриутробной асфиксии; нарушается питание клеток мозга; внутричерепные кровоизлияния; судорожные припадки. Инфекции, перенесенные в раннем детстве (нейроинфекции – энцефалит, менингит; либо другие инфекционные заболевания – грипп, краснуха, коклюш). Могут быть параличи, судорожные состояния. Важная мера профилактики – прививки и лечение. Эндокринные нарушения, возникшие в раннем детстве. Кретинизм – гипофункция щитовидной железы или полное ее отсутствие (недостаток йода в питьевой воде). Характерно: средняя и глубокая степень умственной отсталости; средний рост; апатия, медлительность, вялость; нарушение речи и глухонемота.

Смешанные формы, с сочетанием и того и другого. Клинико-психологические особенности олигофрении. Физические и неврологические нарушения при олигофрении: 1. Пороки развития черепа и мозга. Микроцефалия – значительно уменьшенная мозговая часть, лицевая явно преобладает. Макроцефалия – преобладает мозговая часть с нависающим лбом, лицевая уменьшена. 2. Неправильности в строении лица и тела. Волчья пасть; заячья губа; деформация зубов; поражения глаз, ушей; высокий, либо чрезмерно маленький рост; диспластичность, диспропорции тела; гипергенитализм, либо гипогенитализм; пороки внутренних органов. 3. Неврологические расстройства. Асимметрия лица; поражения слуха, зрения; косоглазие; птоз; судорожные проявления; парезы и параличи конечностей; изменение рефлексов (либо отсутствие рефлексов, либо гипо- или гиперрефлексы, либо патологические рефлексы); нарушение чувствительности.

Особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и характера, двигательной сферы и формирования навыков детей-олигофренов. Ощущения и восприятия. У детей с пораженной н/с ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Также проявляется выраженная недифференцированность ощущений и восприятий детей-олигофренов. Умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого психического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях. Из-за неточности проприоцептивных ощущений движения, которые производит умственно отсталый ребенок, отличаются плохой координированностью. Его движения излишне размашисты, топорны. Речь. У ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже 3 – 4 лет. Речь его скудна и неправильна. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Активный словарь особенно скуден. Дети-олигофрены очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Обращают на себя внимание нарушения согласования в предложениях. Мышление. Крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Умственно отсталый ребенок очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Также характерна непоследовательность мышления. Тенденция к стереотипному мышлению (решают задачи по аналогии с предыдущими). Слабость регулирующей роли мышления. Некритичность мышления (редко замечают свои ошибки). Особенности памяти. Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Плохо перерабатывают воспринимаемый материал. Внимание. Слабость произвольного внимания. Колебания внимания, невысокий объем внимания. Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей. Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности. Особенности эмоциональной сферы. Чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. Переживания более примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у детей-олигофренов с опоздание и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т. д. Характер. Характер детей всегда обусловлен воспитанием. Многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не в следствие болезни. Они есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Из совокупности привычек постепенно складывается характер ребенка. Проблемы диагностики и методы исследования особенностей познавательных процессов и личностных свойств умственно-отсталых детей. Для диагностики предназначена методика Пинского (1968). Она состоит из 3-х экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования необходимо: набор красных и белых брусков. Обследуемому предлагается удлинить начатый следующим заборчик.1 задание – кбкбкб; 2 задание – кббкббкбб; 3 задание – кбкббкббб. При анализе выполнения обследуемым задания нужно обратить внимание на уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус детальности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменённом виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. . Степени выраженности психического недоразвития при олигофрении. Глубокая степень идиотии. Дефект психического развития при имбицильности и дебильности. По степени выраженности дефекта выделяют 3 группы:

1). Идиотия – тяжелая степень умственной отсталости. Идиотия бывает глубокая, средняя и легкая. Глубокая степень идиотии характеризуется уже в дефекте на уровне восприятия. Не узнает мать; нет фиксации внимания на каких-то воздействиях; отсутствует дифференцированность восприятия (горячее – холодное и т. д.); не формируются представления о глубине и высоте; снижены все виды чувствительности; бедность двигательных реакций; ползанье; повторные цепные движения; речь вообще отсутствует и не понимает ее; отсутствуют навыки самообслуживания; эмоциональные реакции примитивны и связаны с физиологическими потребностями; тупое безразличие или злобная агрессивность. Средняя и легкая степень идиотии. Характерно некоторое проявление познавательной деятельности в виде некоторых представлений. Может узнавать близких и проявлять некоторую радость; элементарные навыки самообслуживания; дефекты произношения. Такие люди самостоятельно жить не могут. Сексуальное чувство снижено.

2). Имбицильность – слабый, незначительный. Представления могут образовываться; образовывать понятия не может; отсутствует абстрактное мышление и творческое воображение. Речь понимает; дефекты произношения и бедность синтаксических и грамматических конструкций. Вялая апатия, но может быть и живость; либо агрессивное поведение, либо добродушное. Имеются навыки самообслуживания; простейшие трудовые навыки. Прожорливость. Либо пониженность сексуального влечения, либо наоборот. Самостоятельно жить не могут.

3). Дебильность – слабый, немощный. Неспособность вырабатывать сложные понятия. Мышление носит характер конкретно-ситуационного. Ориентируется на собственные отношения. Учиться может, но с трудом. Иногда встречается частичная одаренность (развита механическая память и др.). Трудности при изучении абстрактных предметов. Может неплохо адаптироваться. Овладевают несложными профессиями, неплохо адаптируются в жизни. Нуждаются в руководителе. Критичность снижена, внушаемость. Не способен сам оценить ситуацию. Либо добродушный, либо злобно примитивный. Усиление сексуальных влечений. Могут быть либо апатичными, либо двигательно возбужденными. Проблема обучаемости детей с легкой степенью психического недоразвития. Дети, страдающие олигофренией в легкой степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этих программ они овладевают навыками чтения, письма, счета. В программу коррекционного воздействия должны входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности. Динамика психического развития детей-олигофренов. 1 год жизни – замедленное формирование перцептивных функций. Акт хватания запаздывает или вообще нет. От 1 до 3-х лет. Недоразвитие в двигательных навыках: не развиваются навыки самообслуживания; речь либо отсутствует, либо опаздывает; предметно-игровая деятельность достигает своего развития к 7 – 8 годам. Выпадает этап ролевой игры. И это усиливает отставание в развитии. В младшем школьном возрасте проявится низкая познавательная деятельность (навыки чтения, писания и т. д.). Нарушен фонематический слух (глупые ошибки). Нарушен звуковой анализ слова. Трудность усвоения учебных навыков. Сниженный темп работы. Несформированность норм поведения в школе. Подростковый возраст. Дисбаланс эмоционально-волевой сферы. Трудно контролируются сексуальные влечения. Несдерживаемая агрессивность. Проблемы социализации детей с нарушениями интеллекта. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. Поврежденное психическое развитие, клинико-психологические особенности органической деменции. Органическая деменция – слабоумие, вследствие воздействия различных факторов. Есть периоды развития, соответствующие норме (нарушения от 3-х лет). Более позднее воздействие. При деменции не обязателен тотальный характер. Частичный характер воздействия. В плане коррекции ближе к олигофрении. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. На первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет. Виды органической деменции по этиологическому критерию. Патогенез и клинико-психологическая структура деменции определяется этиологическими факторами, степень распространенности и локализации болезненного процесса, возрастом начала заболевания и временем прошедшим после его окончания. Зависит от сочетания явлений повреждения, недоразвития и компенсаторных возможностей, определяется преморбидными индивидуальными особенностями ребенка. Систематика по этиологическому критерию: эпилептическая; травматическая; постэнцефалическая; склеротическая деменция.

Специфика клинико-психологической структуры отдельных видов органической деменции у детей по Сухаревой Г.Е. По Сухаревой у детей выделяют 4 вида органических деменций:

На 1-ый план выходит низкий уровень обобщения, мышление носит конкретный характер.

Нейродинамические расстройства, которые проявляются в выраженной замедленности, плохой переключаемости психических процессов. Высокая психическая истощаемость. Встречается нарушение логики.

Грубые расстройства внимания и нарушение целенаправленности и критичности мышления. Расторможенность. Импульсивный характер поведения. Отсутствует реакция на замечания. Характер дурашливости. Легкость возникновения агрессивных вспышек. Общение со сверстниками нарушено. Яркие нарушения внимания и памяти. Расторможенность влечений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.