Морфология и физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности

Пояснительная записка

Специальность “ психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.

Содержание курса

Понятие о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность — часть науки о мозге. Ее связь и отношение к другим нейронаукам: нейробиологии, нейрохимии, нейрогенетике и др. Понятие о физиологии, психологии и психофизиологии высшей нервной деятельности.

Исторические аспекты развития взглядов на сущность высшей нервной деятельности. Роль теорий отражения, рефлекса и системной деятельности мозга как теоретической базы учения о высшей нервной деятельности. Концепции доминанты, функциональных систем и функциональных блоков мозга в теории системной деятельности мозга.

Причины возникновения рефлексов и их классификация. Потребность, ее сущность и место в высшей нервной деятельности.

Определение сущности условного рефлекса. Условный рефлекс, простые и сложные фор­мы условнорефлекторной деятельности, классификация услов­ных рефлексов и форм высшей нервной деятельности на осно­ве разных особенностей условных рефлексов по дан­ным И.П. Павлова и современных достижений науки.

Условия выработки условных рефлексов и осуществления условнорефлекторной деятельности, современные аспекты проблемы и их особенности по сравнению с классическим научением. Полез­ный приспособительный результат как основа формирования конкретной формы высшей нервной деятельности. Сигналь­ный характер условнорефлекторной деятельности, ее отличие от других форм рефлекторной деятельности нервной системы.

Павловские представления о механизмах замыкания временных связей, развитие его представлений в трудах отече­ственных и зарубежных ученых, разомкнутые и кольцевые схемы замыкания временной связи. Понятие о функциональ­ной системе П.К. Анохина и ее роль в понимании сущности физиологических процессов при выработке условного рефлек­са. Процессы, происходящие на уровне клетки и синапса и их роль в замыкании временной связи. Роль доминанты и лежа­щих в ее основе физиологических закономерностей при выра­ботке и закреплении временной связи.

Возбуждение, основные закономерности возникновения и распространения в нервной системе. Анализ и синтез возбуждений при формировании условнорефлекторной деятельности.

Торможение. История открытия, сущность сеченовского торможения. Мембранные, синаптические и нейрохимические основы формирования торможения: ионные токи в клетках, тормозные синаптические процессы, пре - и постсинаптическое торможение, тормозные интернейроны, торможение на системном и организменном уровнях.

Торможение в высшей нервной деятельности, его классификация. Роль безусловнорефлекторного (внешнего) и условнорефлекторного (внутреннего) торможения в условнорефлекторной деятельности (поведении) человека и животных. Взаимная индукция как процесс взаимодействия возбуждения и торможения в мозге. Роль последовательной и одновременной индукции в выработке и осуществлении различных форм условнорефлекторной деятельности. Современные представления о механизмах формирования условного и безусловного торможения.

Понятие об органах чувств, анализаторах, сенсорных системах. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Значение сенсорных систем в познании мира. Системный характер восприятия. Роль различных видов афферентации: обстановочной, пусковой и обратной в процессе познания. Функциональная организация сенсорных систем.

Периферический (рецепторный) отдел сенсорных систем.

Проводниковый отдел сенсорных систем. Многоуровневость организа­ции восприятия и передачи информации, парал­лельность каналов информации в организмах животных и че­ловека. Принципиальное значение этих особенностей для обеспечения на­дежности системы передачи информации. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений.

Корковый отдел сенсорных систем. Локализация афферентных функций. Моно- и полимодальные нейроны. Процессы высшего коркового анализа и синтеза афферентных возбуждений. Участие ас­социативных областей в этом процессе; новое подразделение мозга животных и человека на блоки и их роль в осуществле­нии высшего анализа и синтеза в высшей нервной деятельно­сти.

Взаимодействие сенсорных систем. Кодирование информации в различных их отделах. Голографический принцип в объяснении механизмов восприятия.

Основные способы регулирования деятельности сенсорных систем на основе использования разных форм торможения на разных уровнях системы и нисходящих влияний от вышележащих отделов на нижележащие.

Адаптация сенсорных систем. Методики исследования сенсорных систем. Возрастные изменения сенсорных систем.

Ноцицепция. Сущность понятия боль. Биологическое значение боли, классификация боли. Отраженные и фантомные боли. Зоны Г.А. Захарьина - Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Общее представление об обезболивании и наркозе.

Биологические активные точки и принципы рефлексотерапии.

  • Модулирующие системы мозга как регулятор активности коры и подкорковых структур. Гетерогенность модулирующей системы. Активирующие и инактивирующие структуры мозга. Субсистемы активации. Источники активации. Формы активации. Специфический и неспецифический характер восходящих активирующих влияний.

  • Целевые функции двигательной системы. Общая концепция организации движений. Управление ориентационными движениями и позой. Роль спинальных, шейных и вестибулярных рефлексов в этом процессе. Схема тела. Статический и динамический образ тела. Управление локомоцией, роль генераторов двигательных программ. Произвольные движения, функциональные блоки их организации. Роль двигательной коры (первичной проекционной зоны) и мозжечка. Особенности цитоархитектонической организации моторной коры. Организация манипуляторных движений. Корковая сенсомоторная интеграция.

Безусловные рефлексы и их классификация. Особенности организации сложных безусловных рефлексов (инстинктов). Концепция драйва и драйв - рефлекса. Роль генотипа в формировании поведения. Сигнальные аспекты безусловнорефлекторной деятельности.

Роль механизмов памяти в высшей нервной деятельно­сти. Определение памяти как многокомпонентного процесса, обуславливающего отбор, хранение и воспроизведение инфор­мации. Роль этих процессов в сохранении вида, индивидуума и их приспособления к условиям существования. Три вида памя­ти: генетическая, иммунная, нервная, виды последней и их классификация. Роль отдельных видов нервной памяти в жизни организмов. Молекулярные и синаптические основы памяти и их роль в возникновении и хранении следов инфор­мации. Множественность систем памяти, роль мозжечка, миндалины, гиппокампа в процессах памяти.

Роль приобретенных (индивидуальных) форм обучения в высшей нервной деятельности. Неассоциативное (стимул - зависимое) обучение: суммационные реакции, привыкание, сенситизация, подражание, запечатление. Ассоциативное (эффект - зависимое) обучение: классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс, аверсивное обучение. Сложные формы обучения: когнитивное обучение, психонервная деятельность, элементарная рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование.

Внимание, его формы, классификация и сущ­ность в свете достижений современной нейрофизиологии и нейропсихологии. Роль процессов, происходящих на уровне афферентных центральных и эфферентных систем в возникно­вении внимания, электрофизиологические корреляты процесса и их объяснение. Внимание и ориентировочный рефлекс. Роль энергетического блока мозга в высшей нервной деятельности.

Потребность, со­временные представления о ее сущности и месте в высшей нервной деятельности. Нарушения гомеостаза как основа возникновения по­требностей биологического ряда, классификация потребностей у животных и человека на витальные, зоосоциальные и иде­альные по П.В. Симонову, их роль в возникновении мотиваций.

Мотивации как более высокая ступень развития потребностей. Пути и способы их удовлетворения. Нейроанатомия, нейрофизиология и нейрохимия мотиваций. Роль мотиваций в формировании условнорефлекторной деятельности животных и человека.

Место эмоций в ряду других функциональных состояний мозга. Роль эмоций в жизни живых существ, выражение эмоций и сущность эмоций. Теории эмоций (биологическая теория П.К. Анохина, информационно - потребностная теория П.В. Симонова). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций.

Сон и гипноз как специальные состояния мозга. Физиологическое значение сна в свете представлений И.П. Павлова и данных современной науки. Теории сна. Современные представления о сне как части цикла "сон-бодрствование", имеющего собственный аппарат осуществления, работающий на основе сложно - координированной работы активирующей и инактивирующей систем. Структура сна и его деление на "медленный" и быст­рый" сон. Электроэнцефалографические корреляты различных стадий сна. Отдельные компоненты обеих систем, их связи и взаимодействие. Физио­логическое значение отдельных фаз сна и их роль в возникно­вении сновидений. Возможно ли осуществление высшей нерв­ной деятельности во время сна? Гипноз как специальное со­стояние мозга и его объяснение с позиций теории И.П. Павлова и мотивационной теории эмоций.

Функциональное состояние как самостоятельная категория в структуре поведения. Нейроанатомия функциональных состояний. Электрофизиологические, двигательные и вегетативные проявления функциональных состояний.

Стресс, его виды. Общие закономерности и стадии развития стресса. Психо - эмоциональный стресс, причины возникновения, проявления, механизмы развития. Артериальная гипертензия как наиболее частое последствие психо - эмоционального стресса. Стресс - устойчивые и стресс - неустойчивые организмы. Профилактика стресса.

Условный рефлекс как наглядный пример интегративной деятельности мозга. Простые и сложные формы поведения как выражение интегративной деятельности мозга. Динамиче­ская стереотипия как первое открытие сложных форм интегра­тивной деятельности мозга. Сущность явления, изучение его в современных вариантах обучения животных в разных услови­ях. Условнорефлекторное переключение как пример сложной интегративной деятельности мозга. Понятие о фазических и тонических условных рефлексах, последние — как пример сложной анализаторно - интегративной деятельности мозга. Со­временные представления о роли различных систем мозга в осуществлении интегративной деятельности.

Ритуализация и коммуникации в мире животных, не­вербальные формы коммуникации, ритуализации, конфликт­ные отношения, управление поведением в зоособществе одно­го и того же и разных видов, явление компромиссов в мире животных, оптимизация поведения как результат эволюции разных форм поведения. Вербальные формы коммуникации и их истоки, вторая сигнальная система у человека и ее связь с психическими процессами. Невербальные формы коммуника­ции у человека, коммуникационные процессы и латерализация функций мозга у животных и человека.

Существует ли сознание у животных? Определение сущности сознания и самосознания с позиций достижений со­временной нейрофизиологии. Мозг созидающий и мозг со­страдающий. Социальные аспекты поведения, творчества, со­страдания, материальные аспекты реализации наиболее слож­ных форм поведения. Сознательное и бессознательное с точки зрения современного учения о высшей нервной деятельности. Скрытые формы условнорефлекторного научения.

Теории индивидуальности в историческом аспекте. Павловская классификация высшей нервной деятельности и деление ее на типы на основе учета силы, подвижности и урав­новешенности основных нервных процессов. Достоинства и недостатки метода в свете современных достижений науки. Роль эмоционального фактора в определении индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности. Классификация индивидуальности на основе учета этого фактора. Физиолого-психологические классификации типологии человека совре­менной наукой. Темперамент в структуре индивидуальности.

Физиология – наука о жизнедеятельности (о функциях) целостного организма и отдельных его частей – клеток, тканей, органов, функциональных систем. При изучении процессов жизнедеятельности физиология использует данные многих других наук – анатомии, цитологии, гистологии, биохимии. Физиология – наука экспериментальная, использующая для изучения работы организма множество методик. Современная физиология активно использует физические и химические методы исследования.

В данном пособии рассматриваются общие принципы и закономерности строения сенсорных систем и их работы, а также строение и работа каждой сенсорной системы в отдельности.

1. Общие принципы организации сенсорных систем

Для понимания дальнейшего материала напомним вкратце об основных видах электрических потенциалов в клетках. Подробнее о них можно прочитать в любом учебнике по физиологии ЦНС или в пособии по физиологии ЦНС, изданном МЭЛИ (см. список литературы).

Разность потенциалов между наружной и внутренней средой клетки принято называть мембранным потенциалом (МП). Практически во всех клетках организма внутренняя поверхность цитоплазматической мембраны заряжена отрицательно по сравнению с ее наружной поверхностью, т.е. МП отрицателен. В большинстве клеток организма МП постоянен, он не меняет своей величины в течение жизни.

Однако, в клетках возбудимых тканей (нервной, мышечной, железистой) МП меняется при различных воздействиях на клетку. Поэтому при отсутствии воздействий он называется потенциалом покоя (ПП). Про цитоплазматическую мембрану (или про всю клетку) в таком состоянии принято говорить, что она поляризована. Электрические явления в клетках связаны с наличием в них ионных каналов – белковых молекул, встроенных в цитоплазматическую мембрану. При определенных воздействиях в таких молекулах могут открываться каналы, которые пропускают различные ионы, что приводит к сдвигу ПП.

При синаптической передаче на постсинаптической мембране в зависимости от вида синапса генерируются (формируются) постсинаптические потенциалы (ПСП) – возбуждающий (ВПСП) или тормозный (ТПСП). ВПСП представляет собой небольшое уменьшение по абсолютной величине (деполяризацию), а ТПСП небольшое увеличение (гиперполяризацию) потенциала покоя. Величина постсинаптических потенциалов зависит от количества медиатора, выделенного в синаптическую щель из пресинаптического окончания. Такие потенциалы локальны, т.е., возникая на постсинаптической мембране, не распространяются по мембране нейрона.

Самый периферический отдел анализатора –рецептор переводит энергию раздражителя в нервный процесс. Рецепторы сенсорных систем следует отличать от синаптических, гормональных и прочих рецепторов-молекул (т.е. мембранных рецепторов). В сенсорных системах рецептор – это чувствительная клетка либо чувствительный отросток клетки. Под влиянием раздражителя происходит изменение свойств ионных каналов, встроенных в мембрану рецептора. Это, как правило, приводит к входу в рецептор положительно заряженных ионов и деполяризации мембраны – сдвигу мембранного потенциала вверх. Возникает рецепторный потенциал, по многим параметрам сходный с ВПСП (возбуждающим постсинаптическим потенциалом). Так же как и ВПСП рецепторный потенциал локален, т.е. не распространяется по мембране от места своего возникновения, и градуален, т.е. меняется по величине в зависимости от силы раздражителя. Так же как и ВПСП рецепторный потенциал способен запускать потенциал действия.

Кроме рецепторов в периферической нервной системе расположены чувствительные ганглии (спинальные и черепные) и нервы, проводящие сенсорную информацию в ЦНС (рис.1).

В ЦНС находятся проводящие пути и ядра (сенсорные центры), а также высший отдел анализатора – участок коры больших полушарий, куда проецируется информация от соответствующих рецепторов. В ядрах происходит не только переключение нервных импульсов, идущих к коре больших полушарий, но и обработка сенсорной информации.

Вкорковом отделеанализатора (в соответствующей проекционной зоне коры) сенсорная информация оформляется в ощущение. При разрушенной коре больших полушарий полученное раздражение не воспринимается сознанием, хотя может перерабатываться и использоваться нижерасположенными областями ЦНС (на неосознаваемом уровне).

Вокруг некоторых рецепторов находится комплекс вспомогательных образований, которые, с одной стороны, предохраняют рецепторы от внешних неадекватных воздействий, а с другой стороны обеспечивают оптимальные условия для их функционирования. В комплексе с рецепторами эти образования называют органами чувств. Традиционно у человека выделяют пять органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако число воспринимаемых нами раздражителей заметно больше.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 1341 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.М.Смирнов, с.М.Будылина физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность учебное пособие

Для студентов высших учебных заведений


В.М. Смирнов – части I, III, Приложение 2;

С. М. Будылина Участь II, Приложение 1

доктор медицинских наук, академик РАМН, профессор Российского университета дружбы народов Н. А. Агаджанян;

доктор биологических наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Латанов

Смирнов В.М., Будылина С.М.

В учебном пособии подробно описаны механизмы возбуждения и торможения нейронов, проведения возбуждения в нервных волокнах и синапсах ЦНС, общая и частная физиология анализаторов (кодирование информации в анализаторах, возбуждение рецепторов, три отдела анализаторов), современные представления о ВНД человека (механизмы памяти, эмоции и мотивации, основные формы психической деятельности), типологические особенности ВНД, механизмы формирования поведенческих реакций, системогенез, особенности ВНД человека, сон и сновидения, кортиковисцеральные взаимоотношения.

Учебное издание

Смирнов Виктор Михайлович, Будылина Софья Михайловна Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность Учебное пособие

Редактор В. М. Владимирская. Ответственный редактор С.А. Шаренкова.

Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Н. В. Протасова.

Корректоры Э. Г. Юрга, Г. Н. Петрова

Изд. № А-340. Подписано в печать 12.10.2002. Формат 6090/16.

Тираж 30000 экз. (1-й завод 1-6000 экз.). Заказ №2271.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Предисловие

Учебное пособие состоит из трех частей и приложения.

В первой части дана краткая характеристика аналитико-синтетической деятельности мозга, приведены определения понятий высшей и низшей нервной деятельности, психической деятельности, психики и сознания, раскрыты понятия и рассмотрены этапы процесса анализа и синтеза, описаны нейронная организация коры большого мозга, локализация функций в коре.

Во второй части изложены классические представления об анализаторах согласно теории И. П. Павлова, а также даны современные представления об общих закономерностях деятельности анализаторов (сенсорных систем), об их роли в приспособительной деятельности организма, описаны функции отдельных сенсорных систем, обезболивающая система организма.

Третья (основная) часть книги посвящена рассмотрению вопросов, касающихся высшей нервной деятельности: приведены классические и современные представления о ВНД, подробно описаны механизмы памяти, врожденные и приобретенные формы деятельности, потребности, мотивации и эмоции, особенности психической деятельности человека, функциональные состояния, механизмы сна, организация поведенческих реакций.

Приложение представляет собой руководство для практической работы студентов.

Особенностью учебного пособия является наличие в нем оригинальных (авторских) классификаций условных и безусловных рефлексов, инстинктов, потребностей и др., определений высшей нервной деятельности и психической деятельности, что поможет читателю глубже изучить те или иные дискуссионные вопросы.

Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и всех вузов, где изучается физиология, оно будет полезным и для специалистов постдипломного образования, более глубоко изучающих анализаторы, высшую нервную деятельность, психическую деятельность.

Физиология ВНД как наука.

Физиология высшей нервной деятельности – это наука о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Это материалистическое учение, которое раскрывает закономерности работы головного мозга, позволяет познать природу и внутренние механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления и сознания. В рамках дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем мы с вами будем изучать природу условных и безусловных рефлексов, а также изучим закономерности работы сенсорных систем и их роль в формировании психической деятельности.

Методы исследования в физиологии ВНД и сенсорных систем.

Важнейшим методом изучения вид является метод условных рефлексов в сочетании с различными дополнительными исследо­ваниями или воздействиями. Условный рефлекс - это вырабо­танная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. Основные правила выработки условных рефлексов следующие: неоднократное совпадение во времени действия индифферентно­го раздражителя с безусловным; условный стимул должен пред­шествовать безусловному. Электроэнцефалография - регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы, а электроэнцефа­лограмма ЭЭГ представляет собой кривую, зарегистрированную при этом. Регистрация ЭЭГ производится с помощью элект­родов, накладываемых симметрично в лобных, центральных, теменных, височных и затылочных областях головного мозга. Ос­новными анализируемыми параметрами ЭЭГ являются частота и амплитуда волновой активности. На ЭЭГ регистрируется 4 основных физиологических ритма: Альфа ритм, бета ритм, дельта ритм и θ ритм. Метод вызванных потенциалов это регист­рация колебания электрической активности, возникающего на ЭЭГ при однократном раздражении периферических рецепторов (зри­тельных, слуховых, тактильных). Метод дает возможность выявить взаимодействия раз­личных зон коры при выработке условных рефлексов. Магнитоэнцефалография. Применяя высокочувствительные датчики, запол­ненные жидким гелием, регистрируют генерируемые мозгом слабые магнитные волны. Более высокое пространственное разреше­ние, чем у ЭЭГ, то есть повышенная точность локализации очага корковой ак­тивности. При компьютерной томографии через мозг пропускается тон­кий пучок рентгеновских лучей; прошедшее через череп из­лучение измеряется счетчиком. Таким обра­зом получают рентгенографические изображения каждого участка мозга с различных точек. Далее с помощью компьютерных программ получают высококонтрастное изображение среза мозга в данной плос­кости. Ядерный магнитный резонанс. Регистрируются появления и затухания резонансного излучения ядер атомов мозга. Изображения можно получать в любых плоско­стях. Степень контрастности при ядерном магнитном резонансе такая же, как при компьютерной томографии. Микроэлектродный метод основан на подведении к одиноч­ным нейронам микроэлектродов. Чаще всего их делают в виде стеклянных микропипеток, заполненных электролитом. Метод позволяет изучать активность оди­ночных нейронов ЦНС. Можно измерять мембранные потенциа­лы покоя, регистрировать постсинаптические потенциалы (воз­буждающие и тормозные), а также потенциалы действия.

Методы молекулярной биологии направлены на изучение роли молекул ДНК, РНК и других биологически активных веществ в образовании условных рефлексов.

Методы холодового выключения структур головного мозга дают возможность визуализировать пространственно-временную мозаику электрических процессов мозга при образовании условного реф­лекса в разных функциональных состояниях. Стереотаксический метод позволяет с помощью стереотаксuческого nри­бора ввести электрод в различ­ные подкорковые структуры головного мозга по стереотаксuческим координатам и подготовить животное для экс­перимента. Можно регистрировать биоэлектрическую активность соответствующей структуры, раздражать или разрушать ее, вводить различные хи­мические вещества. Метод перерезки и выключения различных участков ЦНС про­изводится механическим, электролитическим путем, а также при использовании замораживания, ультразвуковых, рентгеновских лу­чей. Используя электрошок или вводя снотворные вещества, можно обратимо видоизменять активность мозга в целом и наблюдать за изменением условно-рефлекторного поведения. Реоэниефалография основана на регистрации изменений сопро­тивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зави­симости от кровенаполнения и позволяет косвенно судить о вели­чине общего кровенаполнения мозга, тонусе, эластичности его сосудов, состоянии венозного оттока. Эхоэнцефалография основана на свойстве ультразвука по-раз­ному отражаться от структур мозга, его патологических образова­ний, цереброспинальной жидкости, костей черепа и др. Дает возможность определить размеры и локализации тех или иных образований мозга, оценивать скорость и направление движения крови в сосудах, участвующих в крово­снабжении мозга.


* предоплата принимается через ЕРИП


Оплатить товары ООО "АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА" Вы можете через систему ”Расчет“ (ЕРИП), в любом удобном для Вас месте, в удобное для Вас время, в удобном для Вас пункте банковского обслуживания – интернет-банке, с помощью мобильного банкинга, инфокиоске, кассе банков, банкомате и т.д.
Совершить оплату можно с использованием наличных денежных средств, электронных денег и банковских платежных карточек в пунктах банковского обслуживания банков, которые оказывают услуги по приему платежей, а также посредством инструментов дистанционного банковского обслуживания.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАТЕЖА НЕОБХОДИМО:
1. Выбрать
• Пункт “Система “Расчет” (ЕРИП)
• Интернет-магазины/сервисы
• M
2. Media.by
3. Для оплаты товара ввести номер заказа.
4. Ввести сумму платежа (если не указана)
5. Проверить корректность информации
6. Совершить платеж.

Если Вы осуществляете платеж в кассе банка, пожалуйста, сообщите кассиру о необходимости проведения платежа через систему ”Расчет“ (ЕРИП).


" # noqa data-cpo-delivery-prepayed="false" data-cpo-is-prom-oplata="false" > Еще 3 способа

Сначала надо поместить понравившиеся товары в корзину. Для этого достаточно нажать на кнопку "Положить в корзину" рядом с выбранными Вами товарами.


Далее переходите на страницу "Корзина". Для этого достаточно нажать на кнопку "Корзина". Она есть на каждой странице сайта в правом верхнем углу.


В корзине справа Вы увидите окна для внесения личных данных, выбора способа доставки и оплаты. Последовательно заполните их (или выбирайте из ранее внесенных) и нажмите "Подтвердить и оформить заказ".
Указывайте достоверные, полные данные, это поможет нам точно и быстро выполнить Ваш заказ.

Сроки исполнения заказов:

После получения заказа мы перезвоним Вам в течение рабочего дня (заказы полученные ночью, в выходные и праздничные дни мы обрабатываем в ближайшее трудовое время).

Если книги, которые Вы заказали есть в наличии, мы доставим Вам их по Минску в течении 2-х дней или отправим почтой по Беларуси (срок доставки 3-5 дней). Также Вы можете самостоятельно забрать Ваш заказ у нас в офисе в любое удобное для Вас (и рабочее для нас) время.

Доставка:

Доставка курьером по Минску
Заказ будет доставлен Вам курьером. Стоимость доставки заказа курьером – 4 руб. 80 коп. Срок доставки – 1-2 дня.


Почтой по Беларуси
Заказ высылается почтовым отправлением по территории Беларуси, возможен наложенный платеж (оплата по факту получения товара). Время доставки заказа по Беларуси определяется правилами и сроками доставки почтовых отправлений операторами почтовой связи (РУП "Белпочта") и, как правило, не превышает 3-5 дней. Стоимость доставки наложенным платежом - согласно тарифам операторов почтовой связи.


Самовывоз
Самостоятельно Вы можете забрать свой заказ у нас в офисе (предварительно согласовав по телефону 8 (029) 652-38-87), который располагается по адресу: г. Минск, ул. Нарочанская, 11-2 (второй этаж).

*Период заказа 10/14/20/30 дней - это период, который предусматривает исчисление срока в рабочих, (не календарных днях, то есть выходные и праздничные дни при исчислении срока не учитываются) за который планируется поставить книгу, при условии, что на издание не окончен тираж.

ПЕРЕЧЕНЬ
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА,
НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБМЕНУ И ВОЗВРАТУ
(в ред. постановлений Совмина от 14.01.2009 N 26,
от 25.05.2010 N 779, от 20.12.2013 N 1113)
Печатные издания

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.