На приеме мальчик 6 лет тяжелое невротическое расстройство

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .


Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.


Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Как довести ребенка до нервного срыва


Марина Мелия кандидат психологических наук, коуч, автор книг по психологии

Чем оборачивается тотальная детская занятость в школьные годы — все эти кружки, секции, дополнительные занятия, репетиторы? Психолог Марина Мелия приводит примеры из жизни своих богатых клиентов, но обычные дети тоже рискуют психологическим благополучием. Итак, какие последствия могут быть у чрезмерной загруженности детей?


Жизнь без радости

Одиннадцатилетний мальчик из богатой семьи после уроков пришел на день рождения к однокласснику. Пообедав, дети собрались в парк аттракционов, но он сказал, что не сможет поехать: ему надо в музыкальную школу, а вечером на занятия по айкидо. Мальчик даже не расстроился: не получилось пойти с друзьями и не надо!

На вопрос о том, как он выдерживает такую насыщенную программу, ребенок, улыбаясь, ответил: "Не проблема, привык, все это вполне можно проглотить".

Мальчик нашел очень точное слово — "проглотить". Чтобы что-нибудь для себя выделить, зацепиться, заинтересоваться, необходимо время и определенная внутренняя работа. А когда события следуют одно за другим, как в калейдоскопе, только и успеваешь, что "по-быстрому проглотить" — возможности прожевать, переварить и усвоить просто нет.

Ребенок так загружен, что не в состоянии прочувствовать, понять, чего он на самом деле хочет, что ему по-настоящему нравится, а что нет, что поднимает настроение, а что портит и почему. Он движется в потоке дней, принимая и приятное, и неприятное с одинаковым безразличием и равнодушием. Это своего рода защитный панцирь, от которого отскакивает все, что могло бы задеть его за живое.

Безразличие проявляется в особом расположении духа — оно "никакое". Как говорила Марья-искусница, героиня известной киносказки, "что воля, что неволя — все равно". Живой человек излучает эмоции: радость и огорчение, принятие и отвержение. Безразличный производит впечатление скорее тусклое, трудно уловимое, у него нет четких контуров и акцентов.

На первый взгляд, в таком невозмутимом спокойствии нет ничего страшного — ведь это не агрессия, это не взрывоопасно. Даже хорошо — послушный ребенок! Но все не так просто. Из блеклого эмоционального состояния его может вывести только что-то из ряда вон выходящее, какое-то экстремальное переживание, сильный раздражитель.

Привычка к подчинению

Ко мне на консультацию привезли одиннадцатилетнюю девочку. Она прекрасно учится, занимается музыкой, рисованием, теннисом. Но родителям этого кажется мало, и мама попросила меня поговорить с дочкой, чтобы понять, "чем еще ее можно нагрузить".

На мой взгляд, девочка и так уже была перегружена. Я пообщалась с ней наедине. Мой вопрос о том, что ей нравится, что интересно, поставил девочку в тупик. Какие собственные интересы? Она привыкла жить по графику, составленному родителями: есть, спать, перемещаться с одних занятий на другие и делать все, что велят.

Мы мечтаем вырастить детей сильными, самодостаточными людьми с ярко выраженными лидерскими качествами, а сами управляем ими, как младенцами, регламентируем их жизнь "до последней запятой".

Ребенок привыкает к внешнему управлению. Реагирование замещает поступок — дети способны действовать только в ответ, но не самостоятельно. Ребенку не нужно анализировать, осмысливать происходящее, делать выбор, за него все продумают, его дело — прилежно выполнять.

Получается, и когда мы вовсе не занимаемся ребенком, и когда излишне регламентируем его жизнь, мы приходим к схожим результатам: ребенок не способен к самоорганизации.

Ребенок ощущает себя сильным и самодостаточным, когда чего-нибудь добивается своими силами, а если его постоянно инструктируют и тренируют, он чувствует себя маленьким и зависимым, нуждающимся в помощи и наставлениях. Если же родители вдруг перестают его контролировать и направлять, он может бросить занятия, забыть о своих достижениях и сидеть дома, ничего не делая. Такие дети легче других становятся объектами манипуляции — их слабое "Я" ищет того, кто сможет ими управлять.


Неспособность к творчеству

Дети по своей природе креативны, они все время что-то придумывают, воображают. Сегодня это качество востребовано как никогда: мир меняется, необходимые еще вчера знания и навыки завтра, возможно, будут не нужны, зато гибкость, умение быстро перестраиваться, готовность к восприятию всего нового и необычного всегда в цене.

Самый благодатный возраст для развития фантазии, воображения, творческих задатков — дошкольный, от трех до пяти лет. Дать бы детям свободное время, чтобы просто поиграли — увлеченно, беззаботно. Но нет: каждое занятие должно приносить практическую пользу, чему-нибудь служить и что-нибудь развивать.

Сын во всех тетрадках рисует фантастические замки — везем его к профессиональному педагогу; дочка под музыку крутится перед зеркалом, изображая принцессу на балу, — записываем ее в модную танцевальную студию. Мы будто пытаемся избавиться от спонтанности, загнать стремление ребенка к самовыражению в заданные рамки — "все должно идти в дело".

Даже совместная прогулка теперь не просто прогулка — мы непрерывно чему-нибудь учим ребенка и тут же проверяем "усвоенный материал". Из-за постоянного "как называется этот цветок?", "повтори, какие бывают животные" ребенок не чувствует себя свободным, не может просто помолчать, побегать, потрогать, послушать, посмотреть и поговорить о том, о чем ему хочется.

У ребенка нет не только времени, но и места, где можно реализовать свои фантазии. В продуманном до мелочей пространстве дома и сада, вычищенном и вылизанном, не найдешь ни одного потайного уголка, "островка свободы". А вот игрушки — самые дорогие, современные, развивающие. Негоже ребенку играть с кастрюлей и шваброй — на них же не написано "развивающие"!

Любопытство, воображение, творчество подобны мышцам: если ими не пользоваться, они слабеют и в конце концов атрофируются. Своим вечным "надо" и "должен" мы гасим в детях любые творческие порывы, а потом удивляемся, почему они растут пассивными, инертными, безынициативными.

Неврозы и тревожность у детей

Разве плохо, что мы задаем ребенку высокую жизненную планку? У человека должна быть значимая цель, тогда будет и стимул к развитию — с этим не поспоришь. Но если дети стремятся добиться успеха только потому, что хотят заслужить родительскую любовь, это может обернуться серьезными эмоциональными проблемами. Ребенок понимает, что главное — показать результат, а если не сможешь оправдать родительских ожиданий, будешь нелюбим, отвергнут.

Завышенные требования способствуют и усилению тревожности — дети воспринимают как провал все, кроме безоговорочной победы. Развивается так называемый школьный невроз: ученики начинают бояться вызова к доске, тестов, соревнований, публичных выступлений. Накануне контрольной одного тошнит, другой не может заснуть, а третий откровенно симулирует болезнь, чтобы не участвовать в очередном "состязании". Если участвовать все-таки приходится, и он не выигрывает, все может закончиться нервным срывом или даже попыткой суицида.

Однажды ко мне на прием пришла мама пятилетнего мальчика. Она принесла с собой тетради, в которые ее сын каллиграфическим почерком выписывал цитаты из произведений русских классиков. Мама рассказала, как много занимается с сыном и каких успехов она добилась: "Мой мальчик заметно отличается от ровесников, он самый умный в группе. Уже давно бегло читает. Мы регулярно проверяем скорость чтения — на прошлой неделе набрал 98 слов в минуту. Он учит английский. Мы следим, чтобы каждый день он запоминал какое-нибудь новое слово. А еще наш вундеркинд часами играет в шахматы на компьютере". Тут она замялась и смущенно добавила: "Но он писается по ночам. Что мне с этим делать?".

Стоит ребенку немного отстать в учебе, ему тут же нанимают репетитора, отсекая любые попытки справиться без посторонней помощи. Это только усиливает его тревогу и беспокойство. Возникает ощущение хронической неуспешности, снижается самооценка, он впадает в уныние, появляется страх не соответствовать, не достичь — так проявляется "синдром неудачника".

Американский психолог Карен Хорни выделяла три особенности невротического соперничества.

Во-первых, невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые этого не требуют. Он воспринимает жизнь, как жокей на скачках, для которого имеет значение только одно — опередил он других или нет.

Во-вторых, он стремится всегда быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться относительным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство.

В-третьих, невротика отличает скрытая враждебность, чрезмерное честолюбие, установка, что "никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым". Известие о том, что кто-то опередил его, может привести невротика в состояние слепой ярости.

Невротическое соперничество не мотивирует, а парализует. Обычно такие люди не могут не то что добиться успеха, но даже всерьез начать какое-нибудь дело. Перфекционист-невротик похож на "великого охотника" из фильма "Обыкновенное чудо", который перестал охотиться из боязни, что промахнется и потеряет статус "великого". А сохранить его можно, только если ничего не делать и критиковать других.


Психологический надлом

И вот ребенок подрос, родители готовы "пожинать плоды своих трудов": еще немного — и он прославится, что-нибудь изобретет, выиграет международный конкурс, попадет в сборную страны. Но после многих лет стараний, самоотречения все неожиданно начинает рушиться: талантливые, трудолюбивые, послушные дети больше ничего не хотят и не могут, катятся по наклонной вниз, превращаются в откровенных лузеров — они даже не "как все", а хуже всех. У одного нервный срыв, у другого глубокая депрессия, третий начинает воровать в магазинах, четвертый подсаживается на наркотики.

Характерный пример — история одной из героинь фильма "Рожденные в СССР". Этот проект режиссер Сергей Мирошниченко начал в 1989 году. Он встречался с одними и теми же детьми каждые семь лет — когда им было 7, 14, 21 и 28.

С девочкой Катей из Вильнюса родители начали заниматься очень рано и интенсивно. В школу она ходила только на выборочные занятия, остальному ее учила дома мама. В семь лет она бегло читала, играла на фортепиано и легко формулировала мечты о будущем на английском языке. В четырнадцать Катя продолжает нас восхищать — автор фильма открыто характеризует ее как "вундеркинда". Она уже заканчивает школу экстерном, свободно говорит по-английски, учит японский.

Но уже в первой серии ("Семилетние") можно увидеть признаки неблагополучия — и неврологические (локальные тики лицевой мускулатуры), и психологические. Например, на вопрос: "Есть ли у тебя друзья?" — Катя безо всякой иронии отвечает: "У меня друзей настоящих нет пока. У меня однопланетники и однопланетницы". В 14 лет она так говорит о своих занятиях: "Как на ишака нагрузили этой зубрежки, и вези, сколько у тебя спина выдержит. "

В третьей части цикла, когда Кате 21 год, мы ожидаем увидеть ее молодым перспективным ученым или профессиональным переводчиком. Но нас ждет разочарование. После окончания школы Катя поступила на факультет психологии, а то, что произошло дальше, она объясняет так: "Мне там стало тяжело, и я ушла оттуда. Я себя чувствую виноватой. Я не знаю, из-за чего. Так, на всякий случай. Я психически была нездорова тогда. И это долго чувствовалось, я долго от этого отходила: наверное, года три. И до сих пор у меня бывают моменты, когда я себя чувствую совершенно выжатой и физически, и внутренне".

Катя была яркой и неординарной девочкой, но она не выдержала — в какой-то момент произошел надлом, даже понадобилась помощь специалистов. Позднее она все-таки смогла справиться с этой жуткой ситуацией и поступить в вуз во второй раз.

Ведущий спросил, не слишком ли высокая планка ей была задана. Катя ответила: "Сейчас я стала от этого избавляться. Может, я просто расту и учусь принимать себя такой, какая я есть. И не прыгать так высоко, что я заранее знаю, что я не допрыгну. А раньше, да, это было".

Эта история имела вполне благополучное продолжение: в очередной серии фильма мы видим, как 28-летняя Катя завершает обучение в Вильнюсском университете по специальности "английская филология", работает оператором на телефоне — принимает звонки из Великобритании, пишет книгу вместе с американской подругой. К сожалению, не всем детям удается "перерасти", преодолеть тяжелые ситуации, в которые их загоняют родительские амбиции.

Так же, как и взрослые, подростки могут весьма активно реагировать на стрессы, которые являются следствием сложных жизненных ситуаций. Зачастую первые признаки развития невроза остаются незамеченными, поскольку значительную часть времени подросток проводит вне дома (в школе или в компании друзей). За ребенком в пубертатном периоде нужно следить особенно пристально, поскольку весьма высока вероятность развития нервных расстройств, а лечение невроза у подростков нужно начинать как можно раньше.

Причины и особенности подростковых неврозов

Неврозы у подростков (12-16 лет) формируются под действием различных факторов. Иногда болезнь развивается уже на 2-3 год и проявляется нарушением поведения (агрессией, капризами, упрямством, гиперактивностью).

Навязчивое состояние у подростка вызывают гормональные перестройки, которые происходят в организме в переходном возрасте. Сопровождается болезнь переменами настроения и частыми депрессиями.

Развитие расстройств психоневрологического характера провоцируют такие факторы:

  • генетические: особенности характера (постоянная раздражительность, истерические проявления);
  • церебрально-органические: незначительные мозговые нарушения, которые вызываются тяжело протекающей беременностью и сложными родами;
  • психосоциальные: напряженное отношение в семье, алкоголизм матери и отца и др.;
  • неравномерное распределение нагрузки: многие родители водят детей на дополнительные занятия, которые оказывают на организм подростка сильную нагрузку.

Невроз навязчивых состояний

Данный вид невроза проявляется в двух разновидностях: фобический невроз (боязнь темноты и замкнутого пространства) и обсессивный невроз (навязчивые движения в виде покусывания губы или шмыганья носом).

Депрессивный невроз чаще наблюдается у подрастающего поколения. Подросток испытывает желание уединиться, побыть наедине с собой. Голос в этом случае всегда тихий, спокойный, без лишних эмоций.

При проявлении ипохондрического расстройства дети очень беспокоятся о своем здоровье, мысль о любой болезни становится для них настоящим кошмаром.

Расстройство аппетита на фоне неврологического заболевания сопровождается срыгиванием, рвотой. Данное состояние может возникнуть при насильных попытках взрослых накормить малыша.

Заикание может возникнуть у малыша при сильном стрессе, испуге, сильной психологической травме. Нередко дети начинают заикаться, когда родители пытаются раньше времени активизировать умственное и речевое развитие ребенка.


Симптомы невроза у подростков

Признаки неврозоподобного состояния в подростковом возрасте:

  • мнительность;
  • боязнь, страх, неуверенность;
  • раздражение на фоне усталости;
  • нарушение сна;
  • патологическая неуверенность, нерешительность;
  • заниженная самооценка;
  • плаксивость;
  • излишняя обидчивость;
  • снижение концентрации внимания.

Параллельно возникают физические недомогания:

  • головокружение;
  • боль в животе;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • понос или запор;
  • потеря аппетита;
  • нарушение стула.

Подростки с психоневрологическими расстройствами нередко начинают задумываться о смерти, боясь умереть во сне. У них наблюдаются перепады настроения, капризы, плаксивость. Истерики у старшеклассников вызываются ситуацией, которая травмирует их психику. У таких детей часто наблюдаются внутренние конфликты, их ущемляют как личностей.

Симптомы невроза в подростковом возрасте усугубляются семейной обстановкой. Нередко в семье между родителями и ребенком нет доверительных отношений, взрослые считают подростка еще маленьким и не интересуются его проблемами. Часто ситуацию усугубляют ссоры и конфликты родителей, нередко на фоне алкоголизма, что наносит ребенку психологическую травму.

Подростковый невроз возникает у юношей и девушек в выпускном классе перед экзаменами. Часто наблюдаются следующие симптомы расстройства психики:

  • депрессия;
  • бессонница;
  • паника;
  • плаксивость;
  • отсутствие аппетита.

Зависимость проявлений срыва от причин

Симптомы нервного срыва не различаются по гендерному признаку, зависят от причин развития невроза.

Влияют физическая усталость, сложности во взаимоотношениях, трудности в работе, финансовая ситуация.

Внешние факторы провоцируют:

  • головокружение и головные боли;
  • нарушение сна;
  • нарушение когнитивных функций (например, ухудшение памяти);
  • учащенное сердцебиение;
  • расстройства пищеварения и др.

Нервный срыв связан с работой психики. Порой человек страдает от депрессии, генерализованного тревожного расстройства, фобий, шизофрении и других заболеваний. Тогда появляются:

  • нарушения механизмов выживания (потеря полового влечения, пищевые расстройства, утрата инстинкта самосохранения);
  • синдром хронической усталости;
  • мышечные и суставные боли в спине и ногах в разных местах.

  • Герпесная ангина — признаки и проявления, способы терапии, последствия
  • Прогестерон у мужчин — влияние гормона на организм, причины отклонений
  • Симптомы нервного срыва у женщин — физические и психические нарушения

Лечение неврозов у подростков

При появлении проблем со здоровьем у подростка, родители обращаются за помощью к врачу. Лечение неврозов в подростковом возрасте подразумевает использование медикаментов совместно с методами психотерапии.

Если болезнь сопровождается бессонницей, то применяют лекарственные препараты на основе валерианы. Они успокаивают нервную систему. При ухудшении настроения врач назначает препарат Левзея, обладающий тонизирующим и стимулирующим действием. Это средство помогает бороться со стрессовыми ситуациями, психоэмоциональными и физическими перегрузками.

Медикаменты на основе пустырника отличаются успокаивающим действием. Их использование замедляет сердечный ритм и снижает артериальное давление. Нередко при неврозоподобных состояниях рекомендуется использовать Нерво-Вит. Препарат изготовлен на основе мелиссы, синюхи голубой, пустырника, валерианы. Он помогает улучшить сон и избавиться от депрессивного состояния.

Кроме медикаментозных методов лечения применяют и психотерапевтические; психотерапия неврозов у подростков помогает устранить психосоматические проявления болезни.

Применяют следующие методы:

  • психоанализ;
  • экзистенциональный подход;
  • гештальт-терапию;
  • когнитивное направление.

Психотерапия при неврозоподобных состояниях является основным методом лечения. Лекарственные препараты необходимы только в качестве вспомогательных средств.

Чем опасен нервный срыв

В народе есть изречение, что все болезни от нервов. Будьте готовы к тому, что единожды пережив, обострение невроза придется восстанавливаться долгие годы. Он приведет за собой навязчивые мысли, фобии, панические атаки. Вы можете совсем перестать общаться с близкими людьми или постоянно конфликтовать с ними.

На физическом уровне вас ожидает развитие гипертонии, мигрени, хроническая бессонница и сбои обменных процессов.

Последствиями нервного срыва при беременности станет ослабление иммунной системы и увеличение риска развития бактериальных и вирусных заболеваний. Усилится токсикоз, увеличится риск гипертонуса матки, что может привести к выкидышу.

На поздних сроках, он может стать причиной гипоксии плода, появления у будущего малыша гиперактивности, проблем с нервной и дыхательной системой.

Профилактика невроза в подростковом возрасте

Чтобы у ребенка не развился невроз, родители должны следить за его психологическим здоровьем. В их обязанности входит:

  • наблюдать, чтобы ребенок не подвергался сильным нагрузкам;
  • заставлять его выполнять посильные физические нагрузки;
  • контролировать, чтобы подросток соблюдал режим дня.

При появлении неврозов у детей и подростков родители должны обратиться за помощью к психологу. Профилактика неврозоподобных состояний в подростковом возрасте зависит от отношений внутри семьи и особенностей воспитания.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Народная медицина

Для облегчения состояния пациента при подростковом неврозе и устранения причин его развития рекомендовано использовать средства народной медицины. Лекарства характеризуются высоким уровнем эффективности, что предоставляет возможность их применения для широкого круга пациентов. Препараты готовятся на основе:

  • Меда. Берется 60 грамм свежего продукта и разводится в половине литра воды, которая предварительно закипячивается и остужается до комнатной температуры. Принимать лекарство рекомендуется 4 раза в день по 150 миллилитров. Благодаря медикаменту обеспечивается улучшение самочувствия и стабилизация сна. Для достижения стойкого результата рекомендуется использовать лекарство не менее недели.

  • Душицы. Для лечения заболевания рекомендуется использовать настой из этого растения. Берется несколько столовых ложек предварительно высушенной и измельченной наземной части травы. Она заливается 0,5 литрами кипятка и настаивается 1 час. После процеживания медикамента его применяют для приема внутрь. Пациенту нужно пить настой три раза в день по 100 миллилитров. Лекарственное средство характеризуется наличием успокаивающих свойств.
  • Герани. Если при патологическом процессе у подростка наблюдается бессонница или повышается артериальное давление, то ему рекомендуется использовать лекарство на основе данного растения. С помощью медикамента проводится эффективная борьба с раздражительностью. Этот комнатный цветок достаточно будет поставить в доме. В соответствии с проведенными исследованиями было доказано, что при ежедневном вдыхании ароматов герани состояние пациента улучшается. По истечению двух недель наблюдается нормализация сна, укрепление нервной системы и стойкое снижение артериального давления.

  • Валерианы. Готовится лекарство на основе сухих и измельченных корней растения. Берется столовая ложка сырья и заливается 250 миллилитрами кипятка. Средство устанавливается на огонь и доводится до кипения. По истечению нескольких минут средство снимается с огня и оставляется на 20 минут настаиваться. После процеживания лекарство принимается внутрь по 100 миллилитров трижды в день. Пациентам рекомендуется принимать препарат через 30 минут после еды. Принимать лекарственное средство рекомендуется, если невроз возник на фоне умственного переутомления. Медикамент способен устранять головные боли, которые часто сопровождают заболевание. Его рекомендуется использовать для борьбы с не6врозом.

Невроз – это патологическое состояние, которое зачастую развивается у подростков и детей школьного возраста. У детей часто возникает невроз навязчивых состояний. Это объясняется тем, что в этот период жизни наблюдается становление личности, поэтому ребенок зачастую конфликтует со сверстниками и родителями. Патологический процесс имеет ярко выраженную симптоматику.

При возникновении первых признаков заболевания пациенту рекомендуется обратиться за помощью к доктору, который после проведения соответствующей диагностики назначит действенное лечение. Для борьбы с патологией могут использоваться традиционные препараты или средства народной медицины.

Что же такое агрессия?

Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.
Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем. Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления.

Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.

Как ведет себя раздражительный ребенок

Раздражительностью называют склонность человека к очень сильным и порой неадекватным реакциям на вполне, в общем-то обычные, ситуации. Раздражительный ребенок может слишком бурно реагировать на не совсем удобную одежду, шум, замечания родителей или когда что-то не получается. Ребенок может кричать, продолжительно и громко плакать, выражать агрессию (словесно или физически). Реакции могут быть и совсем неадекватные: одна девочка, к примеру, начинала вырывать у себя волосы, если у нее что-то не получалось делать.

Кроме того, раздражительные дети с трудом засыпают, беспокойно спят, а просыпаются часто с плачем или криком. У таких детей наблюдается плохой аппетит, они могут категорически отказываться даже от любимых блюд. Раздражительные дети нередко склонны протестовать против всего, что предлагают родители: от прогулки и мультфильма до необходимости купаться. Такие малыши отличаются повышенной утомляемостью, легковозбудимые, а вот внимание у них снижено, и усидчивость заметно хуже по сравнению с другими детьми.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.