Нарушение внимания при афазии

Проведение количественного и качественного анализа имеющихся у больных афазией нарушений. Важность исследования функции внимания, возможность применения новых данных на практике, при реабилитации больных афазией. Изучение свойств и уровней внимания.

Рубрика Медицина
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.06.2018
Размер файла 47,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва, Россия

Высшая школа экономики, Москва, Россия

Университет Гонконга, Гонконг

Особенности нарушения концентрации внимания у больных с разными формами афазии

Внимание является одним из главных и основных компонентов психической деятельности человека, оно обеспечивает избирательность протекания любых процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых [Лурия, 1975; Хомская, 2003]. В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач или как избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, что позволяет выбирать определенные стимулы из огромного числа раздражителей [Большой психологический словарь, 2003; Рубинштейн, 2000; O'Donnell, 2002]. Выделяют несколько свойств внимания: объем (число объектов, которое человек может воспринимать одновременно), устойчивость (продолжительность сосредоточенности на одном объекте), концентрация (интенсивность сосредоточения на определенном объекте или стороне деятельности), переключение (перенос фокуса внимания с одного объекта на другой), а также избирательность (степень успешного восприятия информации при наличии внешних помех) [Рубинштейн, 2000; Щербатых, 2008; O'Donnell, 2002]. Также в психологии выделяют два уровня внимания: непроизвольный (возникающий без сознательного намерения и не требующий волевых усилий для направления и распределения ресурсов внимания) и произвольный (требующий сознательных усилий, в результате чего ресурсы внимания оказываются сконцентрированы на определенной задаче в ущерб другим задачам) [Рубинштейн, 2000]. При произвольном внимании также регулируется восприимчивость к входящей информации, так что внимание к определенной задаче возрастает на короткий период времени или поддерживается более или менее постоянно длительное время. При активации произвольного внимания субъект может выборочно направлять свое внимание на информацию, представленную в разных модальностях, с разными характеристиками или на определенный класс категорий [Umilta, 2000].

Для афазий характерны системные нарушения уже сформировавшихся форм речевой деятельности (продуцирование и понимание устной и письменной речи), проявляющиеся в виде разноплановых нарушений фонематических, морфологических, лексико-семантических и синтаксических языковых уровней при сохранности движений речевого аппарата, элементарных форм слуха и зрения [Лурия, 2000; Хомская, 2003].

За последнее время проведен ряд исследований внимания у больных с афазиями [Robin, Rizzo, 1989; Korda, Douglas, 1997; Caplan, Waters, 1994; LaPointe, Erickson, 1991; Murray et al., 1998; Slansky, McNeil, 1997; Hula, McNeil, 2008]. В своей работе Robin и Rizzo [Robin, Rizzo, 1989] сравнивали, как выполняют задания на переключение внимания больные с повреждениями мозга и здоровые испытуемые. Испытуемые должны были как можно быстрее реагировать на зрительные и/или слуховые стимулы, если им предшествовала определенная подсказка. Результаты исследования показали, что больные с афазиями имели значительные трудности при реакции на стимулы, особенно на слуховые. У них не наблюдалось различий во времени реакций в зависимости от того, была ли подсказка правильная, нейтральная или неправильная. В отличие от здоровых испытуемых их время реакции не уменьшалось при предъявлении подсказки, которая могла помочь им правильно среагировать на стимул. Glosser и Goodglass [Glosser, Goodglass, 1990], в свою очередь, исследовали функцию концентрации внимания у данной категории больных. Они предъявляли им в случайном порядке на экране монитора последовательность из букв Х и О. Испытуемые должны были реагировать только на одну из этих букв. Больные с афазиями (особенно больные с повреждением лобных областей) испытывали значительные трудности при выполнении данной задачи. Korda и Douglas [Korda, Douglas, 1997] исследовали концентрацию и объем внимания на зрительные стимулы. На экране монитора испытуемым предъявлялись наборы из букв, и испытуемые должны были реагировать на одну или на две определенные буквы. Исследователи наблюдали увеличение количества ошибок и снижение скорости реакции у больных с афазиями по сравнению с нормой. Однако стоит отметить, что в ряде работ, в которых исследовалась концентрация внимания, у больных с афазией не было обнаружено значимых отличий от группы нормы [Erickson et al., 1996; Murray et al., 1997]. В этих заданиях испытуемым предъявлялись тоновые (т.е. слуховые неречевые) стимулы и исследовалась точность реакции на данные стимулы. Отсутствие значимых различий между нормой и афазией можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, высокий средний возраст испытуемых (70 лет) может обусловливать определенные когнитивные снижения, в том числе изменения точности реакций. Также данные группы испытуемых состояли всего из 10 человек, что снижает вероятность выявления значимых различий. При этом стоит отметить, что в условиях исследования на разделенное внимание (или в двойных задачах, подразумевающих одновременное выполнение двух независимых действий) различия между группой нормы и больными с афазией были значимыми. Двойные задачи часто используются для исследования разных свойств внимания при афазии (в первую очередь, эффективности переключения и распределения внимания). В данных исследованиях [Caplan, Waters, 1994; LaPointe, Erickson, 1991; Murray et al., 1998; Slansky, McNeil, 1997; Hula, McNeil, 2008] испытуемые должны были одновременно выполнять какую-то вербальную задачу (чтение / семантическую оценку / вычленение определенного вербального стимула) и невербальную (распознание тоновых стимулов / сортировку карточек / счет). В качестве зависимой переменной в подобных работах обычно выступают скорость реакции или количество ошибок. Авторы данных работ показали, что испытуемые с афазиями справляются с перечисленными типами задач хуже, чем испытуемые без нарушений. Примечательно, что у данной категории больных более выраженные нарушения (при сравнении с нормой) наблюдались при выполнении двойных задач по сравнению с простыми задачами, что указывало на специфические нарушения переключения и распределения внимания помимо трудностей выполнения самих экспериментальных заданий.

Таким образом, в большинстве приведенных выше исследований было показано, что у больных с афазиями наблюдаются нарушения разных свойств внимания, таких как концентрация, устойчивость, объем, переключение. Объяснить наблюдающиеся нарушения внимания имеющимся у больных дефектом речи довольно проблематично, так как предъявляемые задания в подавляющем большинстве являются невербальными и в минимальной степени задействуют речевую систему. Также в пользу нарушений внимания помимо имеющегося речевого дефекта свидетельствует тот факт, что наличие параллельной нелингвистической задачи значительно ухудшает выполнение языковых заданий. Вероятно, регистрируемые нарушения внимания являются сопутствующими и, в свою очередь, вступают в сложное взаимодействие с имеющимся языковым дефектом.

В целом число работ по исследованию внимания при афазии остается крайне ограниченным. Проведенные исследования имеют ряд методологических и методических недостатков. В них не учитываются разные типы афазий и степень выраженности дефекта, данные испытуемых с различными профилями языковых нарушений анализируются вместе, не рассматриваются отдельно разные типы ошибок, которые могут иметь свою специфику. Отдельно стоит отметить небольшие группы испытуемых (в большинстве работ количество испытуемых не превышает 10 человек), что сильно затрудняет обобщение полученных результатов.

Так как внимание оказывает влияние на все когнитивные процессы, исследования по изучению процессов внимания у больных с различными синдромами, в частности с афазиями, представляют особую важность. Они помогают объяснить ряд специфических особенностей нарушений внимания, характерных для этих синдромов, и их взаимодействие с речевыми процессами.

В данной работе мы рассматриваем слуховое произвольное внимание, которое, согласно данным литературы и многочисленным клиническим наблюдениям, часто нарушается у больных с синдромами афазии вследствие локальных повреждений головного мозга. Мы выбрали одно из свойств внимания - концентрацию. При нарушении данного свойства внимания у человека наблюдается повышенная отвлекаемость на побочные раздражители. Подобные нарушения внимания ухудшают деятельность человека, затрудняют выполнение повседневных задач и препятствуют включенности в социальную жизнь, что негативно сказывается на качестве жизни. Также эти нарушения могут влиять на специфику нарушения речи при разных формах афазии, которую стоит в дальнейшем учитывать при разработке реабилитационных программ. Предметом настоящего исследования стали специфические изменения концентрации внимания у больных с разными типами афазии.

Целью данного исследования является анализ особенностей концентрации внимания у больных с передней формой афазии (ПА), в эту группу входили больные с динамической и/или эфферентной моторной афазией и у больных с задней формой афазии (ЗА) - больные с сенсорной и/или акустико-мнестической афазией по сравнению с группой нормы [Лурия, 2000].

Задачи исследования: выделить разные варианты ошибок, возникающих при концентрации слухового внимания; определить особенности этих ошибок у больных с афазиями и их различия при разных формах афазий; выявить их характерные отличия от нормы; определить особенности успешного выполнения задания на концентрацию внимания у больных.

В эксперименте приняли участие три группы испытуемых (группа нормы, испытуемые с ПА и ЗА). У всех испытуемых ведущая рука была правая.

Группу нормы составили 39 человек от 24 до 75 лет (средний возраст 49,56 ± 12,79). У испытуемых в нормативной группе отсутствовала в анамнезе психическая и неврологическая патология.

До проведения эксперимента все испытуемые проходили обследование слуха с помощью аудиометра. Для включения в исследование испытуемые должны были верно различать тоны частоты 500, 1000, 2000 Гц при 40 дБ громкости хотя бы с одной стороны.

Для оценки выполнения задания использовались следующие показатели (каждый показатель рассчитывался для всех серий вместе и отдельно для серий с низкой (НП) и высокой (ВП) частотой предъявления, кроме обозначенных исключений):

1. сумма попаданий - правильных ответов (верное и своевременное определение целевого стимула);

2. среднее время реакции нажатия на целевой стимул;

3. сумма ложных тревог (нажатие при отсутствии целевого стимула):

- количество ошибок, связанных с запаздыванием ответа (нажатие на следующую цифру, сразу после целевого стимула);

4. сумма пропусков ответа при предъявлении целевого стимула:

- сумма всех пропусков ответа в целевых стимулах;

- сумма пропусков ответов при предъявлении второго целевого стимула, который идет сразу после первого (только для серий с ВП);

5. сумма всех ошибок.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 16.0. На первом этапе данные приводились к общему знаменателю, чтобы их можно было впоследствии сравнивать, затем проверялись на нормальное распределение с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Для исследования различий между группами проводился анализ по U-тесту Манна-Уитни (для переменных, не соответствующих нормальному распределению) и t-критерию Стьюдента (для переменных, соответствующих нормальному распределению), а для изучения связи между переменными проводился корреляционный анализ по Спирмену.

По результатам теста Колмогорова-Смирнова все зависимые переменные не соответствуют нормальному распределению, кроме переменной на среднее время реакции на целевой стимул (для всех переменных р 0,1).

Для исследования различий между переменными, не поддающимися нормальному распределению, проводился анализ по U-тесту Манна-Уитни. На первом этапе анализа рассматривались различия между группой нормы (n = 39) и группой больных (n = 47) в целом. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты теста Манна-Уитни при сравнении группы нормы и группы больных с афазией

АФАЗИЯ

Определение афазии, ее этиология. Афазия при сосудистых нарушениях мозга, при травме, при опухолях мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Этиология афазии:

· нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия);

· инфекционные заболевания головного мозга.

Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм.

Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Специфические неречевые и речевые симптомы афазии. Классификация афазии А.Р. Лурии.

Неречевые симптомы:

1. Неврологические симптомы. Сенсорные нарушения, тактильные, слуховые и зрительные нарушения узнавания. При поражении затылочного отдела коры больной афазией не может узнать предмет или осмыслить картину в целом, из-за нарушения пространственного восприятия может наблюдаться зеркальное письмо. При поражении височных отделов нарушается понимание речи, иногда больной не узнает даже хорошо знакомые звуки.

2. Двигательные расстройства. У больных афазией часто проявляются расстройства произвольных движений. Им трудно воспроизвести написание букв, нарушаются произвольные движения губ и языка, они путают и заменяют звуки.

3. Психологические расстройства. Хотя в целом больной разными формами афазии ведет себя адекватно, у него может наблюдаться расстройство мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Интеллектуальные способности остаются неповрежденными, страдает лишь речевой механизм реализации интеллектуальной деятельности.

Речевые симптомы:

2) Персеверации (навязчивое повторение элементов речи);

3) Парафазии (употребление одних слов и звуков вместо других);

4) Параграфии (замена слов на письме);

5) Паралексии (замена слов при чтении);

6) Контаминации (смешение элементов двух или более слов).

Классификация афазии А.Р. Лурии.

В основу классификаций афазий А.Р. Лурии был положен “принцип анализа топически ограниченных поражений мозга”, с одной стороны, и “выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга”, - с другой.

Все афазии существенно отличаются друг от друга:

1) по основному механизму, лежащем в основе нарушения речи;

2) по клинической картине протекания нарушения;

3) по психологическому строению нарушения речи.

Однако общим для всех форм афазии является то, что все они представляют собой не выпадение какой-либо изолированной стороны процесса, а системное нарушение речи в целом.

А.Р.Лурия выделил семь форм афазии:

Две формы моторной афазии, которые связаны с поражением преимущественно двигательного анализатора:

· Эфферентная моторная афазия.

· Афферентная моторная афазия

Две формы сенсорной афазии, возникающие преимущественно при поражении акустического анализатора:

Три формы афазии, которые представляют собой нарушения более высоких уровней построения речи:

Характеристика эфферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы премоторной области (зона Брока) (на рис области 44 и 45).


МЕХАНИЗМ: Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций. Возникшие персеверации затрудняют или делают совсем невозможными устную речь, чтение и письмо. Все дефекты речи протекают при сохранном произнесении отдельных звуков; трудности начинаются лишь при переходе к серийному производству звуков.

1. НАРУШЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:

· При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь;

· Утрачивается способность повторить серию звуков или слогов . Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда;

· При самом тяжелом варианте эфферентной моторной афазии полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматическое его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, вместо слова молоко произносит морковь, мороженное;

· Наблюдаются контаминации: стожка (стол, ложка).

· При спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных – выявляется так называемый аграмматизм типа “телеграфного стиля”.

· Выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым.

· Среди различных вариантов эфферентной моторной афазии наблюдается такая, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Страдает выделение ударных слогов, интонационная окраска.

2. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

· Запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях невозможна запись слов и складывание их из букв разрезной азбуки. Больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова.

· В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская гласные и согласные в стечениях, переставлять буквы и слоги;

· На поздних этапах восстановления выявляются аграмматизмы, проявляющиеся в трудностях согласования слов в предложениях, смешениях флексий.

· Чтение носит угадывающий характер.

· В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

· При нарушениях лишь ритмико-мелодического компонента речи письмо и чтение остаются сохранными.

3. НАРУШЕНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· При грубом расстройстве персеверации проявляются уже при выполнении простых инструкций;

· Показ отдельных частей тела доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы;

· Несколько лучше, но с трудом больные показывают предметные картинки;

· Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.

· На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные;

· Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц. Нарушение понимания многозначности слов.

Характеристика афферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы посцентральной области левого полушария.

МЕХАНИЗМ: нарушение артикуляционного акта, следствие нарушения кинестетической организации двигательных актов.

Лурия выделил два варианта афферентной моторной афазии:

I. Нарушение пространственного, симультанного синтеза движений органов артикуляции и полное отсутствие ситуативной речи.

1. НАРУШЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

· Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

· Специфические особенности нарушения понимания - вторичные нарушениях фонематического слуха. При афферентной кинестетической моторной афазии возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (губные: б-м-п, переднеязычные: д — л — m — н, сонорные щелевые: н-х-ш, сонорные и гласные и т. д.). Эти трудности фонематического анализа в целом компенсируются избыточностью фонематических различий слов в разговорной речи и позволяют им понимать ее, но сказываются в письме больных.

· Нарушение понимания слова ухудшается в тех случаях, если больной пытается его проговорить, т. е. включает первично нарушенный кинестетический контроль.

· Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, при афферентной кинестетической моторной афазии наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится прежде всего характерный для этой формы афазии предложный импрессивный аграмматизм: при сохранности понимания значений отдельных предлогов нарушается возможность расположения в пространстве трех предметов, например, положить или нарисовать карандаш под кисточкой и над ножницами, т. е. наблюдаются нарушения понимания, свойственные для семантической афазии.

· Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной кинестетической моторной афазии компенсируется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохранности у них понимания речи.

2. НАРУШЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· Для устной речи этих больных характерны трудности при воспроизведении слоговой структуры слов. Они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласный звук.

· При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата больные, медленно подбирают нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных высказываний, обеспечивающих им элементарный контакт с окружающими.

· При афферентной моторной афазии наблюдаются нарушения орального, артикуляционного и символического праксиса по постцентральному типу. Больные с трудом могут имитировать простые оральные позы, символические оральные движения (плевок, поцелуй).

· В некоторых случаях могут наблюдаться в речи больных легкие артикуляционные призвуки, напоминающие дизартрию или в других – легкий иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких, отсутствии мягких согласных.

· возникает нарушение координации работы мышц, участвующих в формировании речи, и появляются ошибки при произнесении отдельных речевых звуков, прежде всего гомоорганных, т.е. со сходными фонетическими особенностями (например, переднеязычные , , ; щелевые , , , ; губные , , ).

· В целом, речь невнятная, в ней возникают многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих формирование речи.

3. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

· При афферентной моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

· Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата.

· Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением.

· Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи.

· При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

· Дефекты письменной речи при афферентной моторной афазии зависят от степени тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубые нарушения отмечаются при апраксии всего аппарата речи, особенно языка, который является основным органом артикуляции.

· Отмечается пространственная дезориентированность в географической карте. Больные не могут определить местонахождение отдельных городов, рек, гор и т.п.

· Значительные трудности в счетных операциях, отмечается грубая степень выраженности расстройств. Больным с афферентной моторной афазии доступны лишь простые счетные операции, предъявляемые в письменной форме.

· Устный счет, а также сложные действия, требующие запоминания отдельных звеньев, не доступны больным из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание.

· В некоторых случаях при грубой афферентной моторной афазии наблюдается диссоциация между полным отсутствием устной речи и некоторой сохранностью письменной речи, служащей средством общения с окружающими. Эта сохранность письменной речи объясняется наличием преимущественной апраксии лишь глотки и гортани, выполняющих в русском языке роль преднастройки всех артикуляционных движений (Н.И. Жинкин, 1958) и осуществляющих фонацию гласных и звонких согласных.

· По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 3022 ;

Комплекс нарушений при афазии охватывает большую группу симптомов как речевых, так и неречевых расстройств. Симптоматика афазии зависит от локализации очага поражения, его массивности, от причины и характера повреждения, от возраста больного, его индивидуальных особенностей. Существуют различные формы афазии, характеризующиеся определенной симптоматикой, но можно выделить и симптомы, характерные для афазии в целом.

Неврологическая симптоматика

У больных с афазией часто наблюдаются расстройства кинестетической чувствительности и различного рода агнозии. При поражении затылочного отдела коры может возникать зрительная агнозия: при сохранении элементарной чувствительности больной не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии, осмыслить картину в целом. Зрительная агнозия может быть предметной, симультанной (больной не способен воспринимать группу предметов, сюжет картины в целом) и др.

При поражении затылочно-нижнетеменной области может нарушаться ориентация в пространстве - пространственная агнозия, которая часто сочетается с пространственной апраксией (больной путает право - лево, вертикально - горизонтально, не может выполнить какие-либо действия (например, придать положение в пространстве) и т. д.). Также может наблюдаться конструктивная апраксия (больной не может сложить фигуру из палочек), астереогнозис (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков). У больных со зрительно-пространственными расстройствами может наблюдаться зеркальное письмо, а также такие тяжелые нарушения, как пальцевая и лицевая агнозия, может наблюдаться буквенная агнозия.

При слуховой агнозии (поражение височных отделов мозга) нарушается понимание речи, а в грубых случаях больной не узнает хорошо знакомые ему звуки, амузия, . При тактильной агнозии больные не могут узнать на ощупь хорошо знакомые предметы (поражение теменных отделов мозга).

Наблюдаются различные виды апраксий: моторная апраксия (больной забывает простые действия), конструктивная апраксия (больной не может сложить фигуру из частей, начертить фигуру, нарисовать план знакомого здания), апраксия пространственных соотношений, графическая апраксия (больному трудно воспроизвести написание тех или иных букв, срисовать буквы), оральная апраксия (нарушение произвольных движений губ, языка), артикуляторная апраксия (кинетическая, кинестетическая). Отмечаются двигательные персеверации, котрые наблюдаются при поражении премоторной области и обусловлены инертностью двигательных стереотипов.

У больных с афазией могут наблюдаться патологические рефлексы (хоботковый, сосательный, рефлекс Бабинского) вследствие того, что более низшие структуры мозга могут выходить из под влияния высших структур.

Психологические симптомы афазии

У многих больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. При афазии нарушен речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность. Характер нарушения интеллектуальных функций при разных формах афазии различен, определяется особенностями речевого дефекта. Особенности нарушения мышления при разных формах афазии. У больных с афазией неустойчивое, быстро истощаемое внимание, часто наблюдаются расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации. Страдают речемыслительные процессы, понимание сложных текстов, прогнозирование, трудности понимания иносказательных оборотов, пересказа, самостоятельного рассказа, затруднено решение арифметических задач

Речевая симптоматика афазии

Афазия - системное нарушение речи, т. е. страдают все ее компоненты. Можно выделить специфические афазические симптомы, характерные для данного нарушения в целом:

- речевые эмболы. Эмбол - осколок, остаток имеющейся у больного речи. На все раздражители он реагирует этим эмболом (или несколькими эмболами). Причина возникновения эмболов - инертность, застойность нервных процессов.

- Персеверации - навязчивое повторение одних и тех же элементов речи: звуков, слогов, фраз (может сопровождаться навязчивыми движениями). Наиболее стабильны и выражены при моторной афазии. При сенсорной афазии персеверации менее выражены и постоянны. Носят характер соскальзывания с одного звука на другой.

- Парафазии - употребление одних слов или звуков вместо других. Могут быть литеральные (звуки), вербальные (по звуковому или смысловому сходству). Параграфии - замены на письме, паралексии - замены при чтении.

- Контаминации (смешение) - ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой сочетание, смешение элементов двух и более слов.

- артикуляторная апраксия (кинетическая и кинестетическая)

- нарушения экспрессивной речи

- распад письма и чтения

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.