Нарушение звукопроизношения при атаксии

В литературе по данному вопросу рассматриваются шесть видов механиз­мов, ответственных за нарушения звуковой стороны речи (Ляпидевский С. С, 1969, Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В., 1985, Логопедия, 1999, Morley M., 1972, Bernthal J., Bankson N. 1988):

1) нарушения иннервации артикуляторных органов (то есть неврологичес­кий механизм);

2) несформированность артикуляционного праксиса;

3) сенсорные (перцептивные) нарушения;

4)сочетание сенсорных и моторных механизмов;

5) фонематические или фонологические, то есть языковые механизмы;

6)малые анатомические аномалии артикуляторных органов и зубочелюст-ного аппарата-

8)влияние интеллектуальной недостаточности.

При дисфункции уровня 1 страдает точность совершения артикуляционных действий, их пространственные характеристики (рис. 21). Имеется в виду про­странство резонаторных полостей и в первую очередь— полости рта. В про­цессе становления артикуляционного действия (артикулемы) уровень I, по-видимому, дважды становится ведущим. Первый раз — в самом начале вы­работки нужного комплекса движений и их пространственной координации. Второй раз — на завершающем этапе уточнения тонких произносительных и звуковых характеристик и их автоматизации. Поэтому неполноценность этого уровня артикуляционного праксиса иногда может проявляться довольно рано. Уже первые приблизительные артикуляции нового осваиваемого звука у неко­торых детей имеют ненужные призвуки, от которых ребенок долго не может избавиться. Артикуляционные и звуковые характеристики остаются вариабельными, нестабильными.

Рис. 21. Механизмы дисфонетической артикуляторной диспраксии.

В других случаях (менее грубых) неполноценность этого уровня проявляется лишь на завершающем этапе уточнения и автоматизации артикулемы. На этом этапе важную роль играют слуховой контроль и слухоартикуляторные координации. При недостаточности как кинестетических кор­рекций этого уровня, так и слуховых коррекций ребенок перестает замечать недостатки своего произношения. В такой ситуации происходит системное сан­кционирование (по П. К.Анохину) дефектной артикуляции и она автомати­зируется. Уровень I становится фоновым, и спонтанное исправление дефекта делается маловероятным.

Например, при межзубном сигматизме кончик языка при произнесении С и 3 несколько больше необходимого продвигается вперед, занимая положение между зубами. В результате, например, звуки С и 3 (а иногда еще Ш и Щ) при­обретают необычный призвук, напоминающий английский звук [ТН]. Иногда при произнесении тех же звуков недостаточно поднимаются края языка, кото­рые должны быть прижаты к верхним зубам. Вследствие этого струя воздуха проходит в пространстве между щеками и языком (с одной или с двух сторон). С и 3 в этом случае приобретают характерный хлюпающий призвук. Эти явле­ния были подробно изучены и описаны Э. Я. Сизовой (1978). Иначе говоря, общая конфигурация движения позволяет произнести звуки близко к норма­тивным, что делает их узнаваемыми, но недостаточно точными фонетически. Именно фонетическая близость полученного звука к нормативным звукам тор­мозит у детей поиск более точной артикуляции. Недостаток слухового внима­ния к собственному произношению, неполноценность слухоартикуляторной межанализаторной интеграции увеличивает стойкость подобных дефектов.

При дисфункции II уровнясистемы артикуляционного праксиса могут на­блюдаться 2 ряда симптомов, в зависимости от преобладания недостаточности кинестетических или динамических компонентов этого уровня (рис. 22). При незрелости или дисфункции кинестетического артикуляционного праксиса страдает формирование координационных программ артикуляции отдельных звуков (или, что вероятнее, слогов) на основе ансамбля движений разных групп мышц, симультанно участвующих в создании нужного звукового эффекта. На основе операций кинестетического сенсорного синтеза и обратной кинесте­тической афферентации формируется акцептор действия, то есть образ-схема совокупного комплекса движений разных групп мышц. Этот кинестетический образ-схема становится инвариантой, прототипом артикуляторного действия, релевантным фонеме. Поэтому нарушения координации этого уровня могут тормозить формирование и дифференцировку фонологической системы в це­лом. Система фонологических противопоставлений остается упрощенной, с сохранением дольше обычного ранних звуков-субститутов. В этих случаях на фонетические характеристики речи оказывают влияние по меньшей мере два ряда факторов: ограниченная способность к артикулированию сложных зву­ков и незрелость фонологической системы.

Рис. 22. Механизмы дисфонологической артикуляторной диспраксии

При незрелости динамического артикуляционного праксиса главным об­разом страдает слоговая структура слов (рис. 23). Дети длительное время используют упрощенные слоговые конструкции, при попытках произнесения сложных слоговых конструкций пропускают слоги, допускают их перестанов­ки. По-видимому, в таких случаях у детей имеют место более тяжелые наруше­ния артикуляционного праксиса и этот фактор является главенствующим в фонетических нарушениях.

Рис. 23. Механизмы динамической артикуляторной диспраксии

По нашим наблюдениям, фонетические нарушения второго типа, наблю­дающиеся при дисфонологической артикуляционной диспраксии (связанные с неполноценностью кинестетического праксиса), довольно часто встречают­ся в изолированной форме, без нарушений слоговой структуры. В тех случаях, когда имеются нарушения слоговой структуры, как правило, им сопутствуют и нарушения второго типа. В изолированной форме нарушения слоговой струк­туры встречаются крайне редко.

| следующая лекция ==>
КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ | Механизмы нарушения лексико-грамматической и прагматической стороны речи

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 595 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Марина Мачехина
Неврологические симптомы дизартрии

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.

Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.

Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.

Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.

Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.

Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. А значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Неврологическая симптоматика дизартрии

1. Нарушения мышечного тонуса (при всех формах)

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

3 вида нарушения:

- гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда - при гиперкинетической дизартрии.

- дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии у детей с церебральным параличом, часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной, т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной - гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

2. Расстройство координации (атаксия). Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии.

3. Насильственные непроизвольные движения - гиперкинезы

Гиперкинез — непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы.

Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой

Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре — частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях — почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях — непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, например при удержании языка по средней линии, усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним

4. Вегетативные расстройства. Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля.

Гиперсаливация может быть выражена в различной степени. Она бывает постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической симптоматики.

5. Нарушение приема пищи. У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием

6. Наличие синкинезий.

Синкинезии — непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы. Синкинезий могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функционально наиболее тесно связаны с речевой функцией. При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца).

7. Нарушение рефлексов - повышение глоточного рефлекса, рвотного и кашлевого (выталкивающие рефлексы)

8 Парезы и параличи в артикуляционной мускулатуре. Паралич - полное отсутствие движений, парез - ограничение объема движений и снижение мышечного тонуса (при снижениях мышечного тонуса).

При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад. Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи.

Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение.

Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.

Паралич или парез речевой мускулатуры делают невозможными необходимые для членораздельной речи движения речевых органов.

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под. ред. Л. С. Волковой. _5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

4. Винарская Е. Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики // Тр. объединенной конференции нейрохирургов. — Ереван, 1965.

Дизартрия у детей. Основные проявления дизартрии Дизартрия у детей. Основные проявления дизартрии. Основными признаками дизартрии у детей являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Автоматизация звука [Л]. Цели: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях - уточнить артикуляцию.

Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии Раздел коррекционно-дидактических игр на нормализацию мышечного тонуса. Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные.


Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н').

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

Скачать:

ВложениеРазмер
narusheniya_zvukov.docx 20.33 КБ

Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ С, З, Ц (сигматизм)

При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку Ф. предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития)

Такой вид нарушений бывает при просовывании кончика языка между зубами - в большинстве случаев получается нечистое С и З (пришептывание - этот дефект произношения виден глазом при произнесении звуков С и З), реже - звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Предрасполагающим фактором к появлению такого вида сигматизма является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом

Такое произношение , когда кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).

При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).

Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.

При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух - слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп, лубы вместо суп, зубы)

При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.

Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.

При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок (гнусавость), так как воздух проходит через нос, а не через рот.

Носовой сигматизм вызывается неплотным смыканием мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом (Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы) мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

СМЯГЧЕНИЕ ТВЕДЫХ ЗВУКОВ С И З

Такой вид нарушений возникает при нормальном положении передней части языка, а средняя часть его недостаточно опущена - получаются смягченные СЬ и PM (сянки, зямок). Это нарушение часто бывает у детей с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

ПАРАСИГМАТИЗМ (СТОЙКИЕ ЗАМЕНЫ СВИСЯТЩИХ ЗВУКОВ)

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: Ц - С, Ц - Т, Ц - Ч, С - Т,

НАРУШЕНИЯПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков

Губно-зубной, Межзубный, Призубный, Боковой, Шипящий, Носовой (см. нарушение произношения свистящих звуков)

ПАРАСИГМАТИЗМЫ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ проявляются в следующих основных заменах: Ш -С, Т, Ж; Ж - З, Д, Ш; Щ-СЬ, Ш, Т; Ч - Щ, ТЬ, С

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ (ЛАМБДАЦИЗМ)

Звук произноситься с участием губ, которые вытягиваются вперед, получается подобие краткого У. Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. (уампа вместо лампа).

Произношение звука Л, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости. (вампа вместо лампа)

При этом виде ламбдацизма кончик языка находиться между зубами.

Звук Л произноситься недостаточно твердо, что-то среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук Л произноситься с более приподнятой средней частью языка и несколько ниже нормы опушенной задней частью языка.

ПАРАЛАМБДАЦИЗМЫ (ЗАМЕНЫ ЗВУКА Л).

Звук Л чаще всего заменяется звуками У, Д, В, Н, ЛЬ, З, Р.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ ( РОТОЦИЗМ)

В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука Р (до 28). Основными видами искажений считаются следующие:

Произношение, при котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру

В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик ударяется лишь один раз об бугорки за верхними резцами.

При этом виде нарушения различаются двусторонний и односторонний ротацизм.

ПРИ ОДНОСТОРОНННЕМ произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротоцизм)

При ДВУСТОРОННЕМ боковом ротоцизме вибрируют боковые края языка.

При этом нарушении велярное Р образуется вибрацией мягкого нёба.

У ВУЛЯРНЫЙ РОТОЦИЗМ

При таком нарушении Р, образуется за счет вибрации маленького язычка. Звук Р при таком нарушении, почти не отличается от нормального (грассирующий Р)

Носовой ротоцизм возникает тогда, когда воздушная струя при произнесении звука Р проходит через нос, а не через рот. Звук Р получается с гнусавым, носовым оттенком

Такой звук Р произноситься без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют)

ПАРАРОТАЦИЗМ (ЗАМЕНА ЗВУКОВ Р,Рь)

Звук Р чаще всего заменяется следующими звуками: Л, ЛЬ, Й,Д, Г,В.

Нарушения произношения звука Р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. Это следует учитывать при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й (ЙОТАЦИЗМ)

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

К, КЬ (КАППАЦИЗМ), Г (Г АММАЦИЗМ), Х (ХИТИЗМ)

Нарушения произношения данных звуков встречаются относительно редко (1,5% всех случаев нарушений произношений) и проявляются в следующим образом:

Г и К могут заменяться придыхательным южнорусским заднеязычным звуком, при произнесении звуков Г, К спинка языка не смыкается с нёбом.

ЗАМЕНА ВНУТРИ ГРУППЫ

Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха (Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка), недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е дефект звонкости.

ОГЛУШЕНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Согласные Б, В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа, шелесо, и.т.д.)

Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При озвончении согласных звуки П,Т,К,С,Ш, Ф произносятся с участием голосовых связок и звучат, как Б,Д,Ж,З,В.

Такие дефекты встречаются реже, чем оглушение согласных звуков

СМЕШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При этом недостатке ребенок хотя и может правильно произносить в отдельности согласные звуки, но в речи часто их смешивает: пулка, добор. В основе этого дефекта лежит главным образом плохое (у тугоухих детей) или недостаточно четкое (мало дифференцированное) восприятие сходных звуков речи, иногда же и плохое слуховое Внимание. Нередко причина лежит в плохом осмыслении тонких акустических различий сходных звуков по артикуляционному укладу.

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней части спинки языка.

ДЕФЕКТЫ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ согласных могут охватывать многие пары звуков и могут проявляться в трех вариантах. Эти дефекты могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов (автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц), повышенного тонуса спинки языка.

ЗАМЕНА ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ МЯГКИМИ

При таком нарушении звукопроизношении средняя часть спинки языка слишком приподнята - получается смягченность звука (сянки - санки, дёмик-домик).

ЗАМЕНА МЯГКИХ ЗВУКОВ ТВЕРДЫМИ

Замена мягких звуков твердыми (дада- дядя, лублу - люблю)происходит потому, что средняя часть спинки языка недостаточно приподнимается к небу, иногда из-за плохого фонематического слуха, иногда же из-за тугоухости.

СМЕШЕНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ ЗВУКОВ

Этот дефект чаще встречается у детей с нарушением слуховой дифференциации звуков и у тугоухих детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того чтобы помочь детям справиться с .

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях .

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це.

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловл.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения.

Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений.


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 17.05.2017 2017-05-17

Статья просмотрена: 4650 раз

Особенности проявления дизартрии при различных поражениях зон головного мозга

Шелгунова Нина Борисовна, магистрант

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

В настоящее время дизартрия является одной из важных проблем логопедии и специальной психологии. Дизартрия является сложной речевой патологией, она интенсивно изучается в различных аспектах теоретическом и в практическом отечественной и мировой научной литературе.

Ключевые слова: дизартрия, нарушение речи

Currently, dysarthria is one of the important problems of speech therapy and special psychology. Dysarthria is a complex speech pathology, it is intensively studied in various aspects of theoretical and practical Russian and world scientific literature.

Keywords: dysarthria, speech impairment

В отечественной логопедии дизартрию рассматривали как вид косноязычия. Исследователи проявляли интерес к дизартрии у детей, начиная с середины 20 века. В 1940 году статью, посвящённую дизартрии у детей с ДЦП, публикует К. Н. Виттроф. Существенный вклад в разработку проблемы диагностики и коррекции дизартрии у данной категории детей внесли: М. В. Ипполитова, О.В. Правдина, И.И Панченко, Е. М. Мастюкова, Е. Ф Архипова. Во второй половине 20 века учёные обращают внимание обращают свое внимание на дизартрию у детей, не страдающих ДЦП. Е. Ф. Соботович, Л. В. Мелихова, Р. И. Мартынова дают описание стёртой формы дизартрии и критерии её разграничения с дислалией. На протяжении всего 20 века разрабатывались методики логопедической диагностики и коррекции дизартрии. Г. Гуцман впервые предложил методику устранения дизартрии. Дифференцированные методики коррекции различных форм дизартрии были разработаны С. Лайнбаухом, Д. Атеном, Б. Берри и другими [4, с.27].

Причины дизартрии могут носить врождённый и приобретённый характер. У детей дизартрия чаще всего возникает в следствии перинатального воздействия на мозг. К ним относятся: генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС; повреждение головного мозга плода, обусловленное интоксикацией, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами. В натальном периоде факторами риска дизартрии являются родовые травмы и асфиксии плода. В раннем постнатальном периоде к дизартрии могут привести гемолитическая желтуха новорождённых, интоксикации, энцефалопатии) [1, c. 384].

Приобретённая дизартрия является следствием менингитов и энцефалитов, черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, опухолей головного мозга.

Дефекты произношения при дизартрии определяются нарушениями речевой моторики, в основе которых лежат характерные речевые расстройства:

– при повреждении корковых моторных отделов головного мозга — апраксия (потеря способности контролировать организацию движений в пространстве или времени);

– при повреждении пирамидного пути — параличи (центральные спастические и периферические вялые);

– при повреждении ствола- ригидность (резко выраженная спастичность), синкенезии (непроизвольные сопутствующие движения), оральные автоматизмы (непроизвольные сосательные, облизывающие движения, вытягивания губ, гримасничанье, смех, раданье, стон);

– при повреждении стриопалидарной системы — гиперкинезы, дистония мышц, дискоординация работы отделов речевого аппарата, трудности автоматизации двигательных навыков;

– при повреждении мозжечка — атаксии (нарушения равновесия с характерной дисметрией движений), гипотонус мышц, трудности автоматизации движений [6, c.30-33]..

Симптомы дизартрии у разных людей могут быть представлены в различной степени. От полной неспособности к произношению (анартрии) до минимальных расстройств звукопроизношения и просодики (стёртой дизартрии) [5, c. 512-517].

В нашей стране признание получила топическая классификация приобретённой дизартрии Е. Н. Винарской. В этой классификации клинические формы дизартрии определяются в соответствии с локализацией очага поражения в двигательной системе. В классификации выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковые формы дизартрии [3, c.280-303]. .

Бульбарная форма дизартрии обусловлена поражением ядер, корешков или переферических стволов черепно- мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи мышц речевых органов, приводящие к потере любых движений — произвольных и непроизвольных. Так как поражение может носить очаговый характер, следовательно, из акта произношения исключаются те или иные мышцы. Такие поражения могут быть односторонними или двусторонними. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам звукопроизношения. При наиболее выраженных расстройствах человек может произносить 2-3 звука. Кроме того, при дизартрии в речи больных проявляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением регуляции слюноотделения, дополнительным мышечным напряжением в тех отделах, где движения возможны. В связи с этим внятная речь страдает пропорционально тяжести и распространённости параличей и парезов в оральной области [1, c.385-390]. .

Псевдобульбарная форма дизартрия возникает при поражении пирамидных путей от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушение управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требуемые более точной дифференциации мышечных движений.

При коррекционной работе необходимо учитывать все особенности каждой формы дизартрии, от её формы и проявлений зависит выбор коррекционного маршрута [7, c.248-263].

  1. Бадалян Л.О., Невропатология : Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — С 384-390.
  2. Визель Т.Г., Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005.- С 384.
  3. Винарская Е.Н., ПулатовА.М. Дизартрия и задачи топической диагностики. — В кн.: Клиническая неврология (очерки). —Ташкент: Медицина, 1978, — С 280-303.
  4. Литвак Л.Б., Локально-диагностические особенности дизартрии и дис-фонии в неврологической клинике. — В кн.: Вопросы патологии речи, том XXXII (81), Харьков, 1959.- С 24-33.
  5. Лурия А.Р., Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. — М.: Академический Проект, 2000. — С 512-517.
  6. Мастюкова Е.М. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989-2002 — С 30-33.
  7. Никифоров А.С. Клиника поражения лимбико-ретикулярных структур. — В кн.: Клиническая неврология (очерки). — Ташкент: Медицина, 1978, с. 248-263.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.