Не мог он дактиль от хорея как мы

Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак.

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра".
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи.
- - -

Стихотворные произведения (стихи) бывают разными по объёму, структуре, форме записи текста.
Обычный вид стихотворения – одна или нескольких строф с одинаковым ритмическим рисунком, строки в которых располагаются друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза).

. . .СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
. . .СТИХ – отдельная стихотворная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
. . .СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
. . .СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.
- - -

1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Какие стихотворные размеры существуют и чем они различаются? Разберёмся на примерах.
Обозначим деление строки между тактами знаком ( / ), ударные слоги ( ! ), безударные слоги ( = ).


ХОРЕЙ ( ! = ) /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
! = ! = ! = ! =

ЯМБ ( = ! ) /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
= ! = ! = ! = !


* Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

ДАКТИЛЬ ( ! = = ) /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
! = = ! = = ! = = ! = =

АМФИБРАХИЙ ( = ! = ) /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
= ! = = ! = = ! = = ! =

АНАПЕСТ ( = = ! ) /по горАм/ по долАм/ шум и гАм/
= = ! = = ! = = !


* Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:

ПЕОН 1 ( ! = = = ) /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
! = = = ! = = = ! = = =

ПЕОН 2 ( = ! = = ) /красАвица/ нарОдная/
= ! = = = ! = =

ПЕОН 3 ( = = ! = ) /отворИте/ мне темнИцу/
= = ! = = = ! =

ПЕОН 4 ( = = = ! ) /переживЁм/ ещё денЁк/
= = = ! = = = !


* Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь".

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /


Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
Вот такое открытие получилось при перемене ударения:

Белые цветы высушенные.
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица.

"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета.
А там, на кухне, горят котлеты!

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной.
Может быть, с утра станешь ты иной.
- - -

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
(час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
(пАдающй – рАдующий).
- - -


3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.
- - -

Стихотворные размеры различаются анАкрузой и клАузулой.

АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД ПЕРВЫМ ударением:

в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ), ( ! = = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: ( = ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( = = ! ) .

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
/бУря/ мглОю/ нЕбо/ крОет,/
/ ! = / ! = / ! = / ! = /

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
/вИхри/ снЕжны/Е кру/тЯ(-)/
/ ! = / ! = / ! = / ! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
/Ой, пол/нА, пол/нА ко/рОбу/(шка)
/ ! = / ! = / ! = / ! = /(+)

Насколько велико значение анакрузы и клаузулы?

Убирая или добавляя безударный слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Покажем на примере строки из всем известного произведения Агнии Барто:

/нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/ (хорей) (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
/нАшей/ ТАни/ грОмкий/ плАч/ (хорей) (м)

Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
/там нА/шей ТА/ни грОм/кий плАч/ (ямб) (м)

Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
/там нА/ша ТА/ня грОм/ко плА/чет (ямб) (ж)

Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
/нАша Та/нЮша ры/дАет так/ гОрестно/ (дактиль) (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
/нАша Та/нЮша ры/дАет и/ плАчет/ (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога:
/нАша Та/нЮша ры/дАет с ут/рА/ (дактиль) (м)

Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
/наша ТА/ня рыдА/ет с утрА/ (анапест) (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
/наша ТА/ня рыдА/ет и плА/чет (анапест) (ж)

Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ и плАчет/ (амфибрахий) (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль. ) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем. Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)

/Я сегодня/ до зари/ встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ = = ! = // = = ! // ! = /

СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.

/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.


4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула – АбАб:
Давно забытых чувств появится круженье,………..А
Как будто карусель в старинном городке,………….б
И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
(Л.Потешнова)

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
Душа то плачет, то поёт,………….а
Стихи прекрасные услышав,…….Б
Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
И отправляется в полёт…………..а
(Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
И маятник часов качнётся,………………………. Б
И долгий разговор начнётся,………………………Б
Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в
Переменивший многое для нас……………………в
(И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
Никем не замеченный,…………………..(д)
И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
Туманного вечера………………………. (д)
(А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд. – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
(А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ.

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути.
(А.Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
1) Есть гора Медведь, Лягушка,
2) Обезьяна, Крокодил.
3) Нет горы с названьем Мышка,
4) Видно, кто-то проглотил.
(В.Бончак)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным. Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:

1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому", сокращать.
2) Если в начале "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями – они затрудняют восприятие.
4) Не переносить окончание одного стиха на начало следующей строки – читать трудно, появляется нежелательный смысл. Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали).
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные, если их читать подряд, утомляют. Поэмы – исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!

А давайте-ка поговорим обо всех этих ямбах с хореями? Что это такое, с чем это едят и для чего оно нам тут всем нужно?


В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.





Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.

Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.

Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.

Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек – облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.

Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.


Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".

Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. ". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

Разделы: Литература

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".

Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. ". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники.

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных.

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать статьи в учебнике "Двусложные размеры стиха", "Трёхсложные размеры стиха", выполнить задания с.105-106 (определить стихотворные размеры)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.