Нейролингвистический анализ афазии что это


Рубрика: Медицина

Дата публикации: 19.08.2018 2018-08-19

Статья просмотрена: 797 раз

Среди различных видов нарушений речи афазии занимают особое место. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи.

Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной адаптации этой большой группы больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения, или травму головного мозга, до сих пор остается острой. Многие вопросы клинической афазиологии (афазия при ишемическом и геморрагическом инфаркте, локализация очага поражения, особенности мозгового кровотока и т. п.) и значительной степени решены. В последние десятилетия большой вклад в отечественную клиническую афазиологию внесен Е. В. Шмидтом, Р. А. Ткачевым, Л. Г. Столяровой, Ахутиной Т. В., Бейн Э. С. и др.

Многообразие разноязычной фонетики, слого- и словообразования, лексики, грамматики и синтаксиса приводит к мысли о необходимости единого методологического подхода к пониманию того, что такое речь, как она пользуется различными языковыми кодами, как человеческий мозг справляется с языковым многообразием. Такой единый методологический подход разработан двумя выдающимися отечественными нейропсихологами — Л. С. Выготским и А. Р. Лурия.

В работах А. Р. Лурия отмечается, что все формы афазий весьма и весьма вариативны, однако им не раскрыты варианты разных форм афазии, не произведен их нейролингвистический анализ. Кроме того, А. Р. Лурия изучены афазии исключительно у правшей. Афазии же у левшей или при парциальном левшестве ни А. Р. Лурия, ни его сотрудники не рассматривали. Если учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 40 % населения, то становится очевидной одна из причин многообразия афазий.

Нейролингвистика как один из способов анализа клинической картины нарушения речи при афазии с помощью лингвистических терминов и на основе лингвистических теорий появилась сравнительно недавно. Нейролингвистический метод анализа афазии является подсобным методом при нейропсихологическом и психологическом изучении нарушений речи при афазии.

Афазия, являясь нарушением речи как психического процесса, обнаруживается прежде всего и преимущественно в дефектах вербальной и невербальной коммуникации, в изменениях личности больного, его эмоциональной сферы и поэтому афазия должна быть предметом нейропсихологии и психологии и объектом изучения неврологии, нейролингвистики и других смежных областей знания. Нейролингвистика в нейропсихологии занимает важное место. Однако этот метод исследования афазии может достичь эффекта только при тесном взаимодействии с нейропсихологическим и психологическим исследованиями афазии. А. Р. Лурия одним из первых объединил в своих исследованиях афазии достижения современной нейропсихологии, психологии и психолингвистики. Он был первым, кто дал подлинно научный нейролингвистический анализ нарушений устной речи при афазии — говорения и понимания, — в основе которого лежал нейропсихологический анализ дефекта.

Сотрудничество нейропсихологии и лингвистики ярко проявилось в создании концепции двух классов афазических нарушений речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической или парадигматической систем языка. При поражении передних отделов мозга (динамическая, эфферентная моторная афазия) преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Противоположная картина наблюдается при поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка.

Ряд исследований был направлен на изучение роли грамматики в понимании предложения при афазии. Отрицательное влияние грамматического плана речи на психологический более всего проявляется при эфферентной моторной афазии, при которой в наибольшей степени нарушается психологический план речи. При поражении задних отделов мозга психологический план речи оказывается относительно более сохранным, позволяя компенсировать нарушения грамматического плана речи.

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и ее качественные нарушения (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т. д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии. Изучение закономерностей нарушения лексики и разработка научных основ преодоления ее дефектов — важная задача афазиологии.

Одним из направлений в исследовании нарушения лексики при афазии является изучение нарушения использования глагола в речи больных. В литературе по афазии неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии. Исследование вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией является важной проблемой в афазиологии, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение.

Общепризнано, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Значение вопроса о нарушении глагола — при каких формах афазии, как и почему нарушается глагол — велико не только для уточнения представлений об афазии, но прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы. Изучение этих вопросов и стало задачей одного из исследований (Ахутина, Полонская, 1977).

При всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается и его внутреннее конструктивное единство, единство различных его планов — выражения, звучания и значения. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, т. е. от первичного механизма ее возникновения. Это и ведет к нарушению различных функций слова — лексических, грамматических и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

  1. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.,1989.
  2. Ахутина Т. В. Нейролингвистические нормы.//Хрестоматия по нейропсихологии. М.,1999.
  3. Бейн. э.С. О некоторых особенностяхсмысловойструктуры слова и граммитичесокго строя речи при афазиях // Вопросы психологии. 1957. № 4.
  4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.,2005.
  5. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь М.,1934.
  7. Гак В. К. К ппроблеме синтаксисечкой семантики //Инвариантные синтаксические значения и структуры предложения. М., 1969.
  8. Лурия А. Р. О патологии грамматических операций. Вып. 3 М., 1946.
  9. Лурия А. Р. развити е речи и формирование психологических процессов// психологическая наука в СССР Т.1 М., 1959
  10. Шохор-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 2011.

. Нейропсихологический анализ речи больных, традиционно относимых к больным с динамической афазией, проведенный по специально разработанной нами методике, позволил обнару­жить два принципиально различных варианта речевых рас­стройств. Первый вариант вызывается нарушением внутреннего программирования (иными словами, смыслового синтаксирова-ния). Для этих больных с сохранностью моторных, сенсорных и грамматических компонентов речевого процесса характерны труд­ности построения развернутого высказывания и отдельных пред­ложений (последнее — при грубом нарушении). При всей внеш­ней несхожести легких и грубых дефектов внутреннего програм­мирования их единая природа обнаруживается в том, что они компенсируются принципиально одинаковыми средствами — опосредованием программы внешними опорами.

Второй вариант возникает вследствие распада грамматическо­го структурирования (языкового синтаксирования). Для этих боль­ных характерны трудности грамматического оформления выска­зывания при первичной сохранности сенсорных и моторных ком­понентов речи, а также внутреннего программирования (после­дняя операция может быть и в состоянии легкой дисфункции). Предлагаемая больным помощь в программировании высказы­вания не снимает наблюдаемых у них трудностей.

То, что эти варианты качественно различны и не являются разными степенями выраженности одного дефекта, доказыва­ется. отсутствием корреляции между тяжестью обоих видов на­рушений. И при грубых и при легких нарушениях внутреннего программирования мы обнаружили у первой группы больных лишь очень легкую дисфункцию грамматического структуриро­вания, которая, можно думать, носит вторичный характер. В то же время при выраженном нарушении грамматического струк­турирования мы не нашли грубых дефектов программирования: его легкие дефекты носили, по-видимому, также вторичный ха­рактер. Тем самым подтвердилась наша первая гипотеза о том, что и операция внутреннего программирования, и операция грамматического структурирования могут страдать первично, вы­зывая принципиально различные варианты речевых нарушений. Одновременно наш анализ показал, что, наряду с принципи­альными различиями обоих вариантов, между ними имеется

Таким образом, подтверждается наша гипотеза о механизме эфферентной афазии и ее отличии от обоих вариантов передних речевых расстройств, а также гипотеза о том, что нарушение грам­матического структурирования нельзя рассматривать как более грубую степень нарушения внутреннего программирования, что обе эти операции могут страдать первично.

Кроме того, нами была выдвинута гипотеза об общей природе нарушений грамматического строя речи при динамической афа­зии II варианта и при эфферентной моторной афазии. Уже про­веденный в рамках нейроспихологического исследования анализ аграмматизмов у этих больных показал, что ошибки больных однотипны, только при эфферентной моторной афазии чаще встречаются более выраженные формы грамматических рас­стройств. (Последнее легко объяснимо, поскольку вероятность того, что изолированное нарушение грамматического структури­рования, наблюдаемое при II варианте, будет еще и грубым, очень мала; гораздо чаще мы встречаемся со смешанными или изоли­рованными стертыми формами). Таким образом, данные анали­за аграмматизмов подтверждают гипотезу о единой природе аг­рамматизмов при передних формах афазий.

Нейролингвистическая классификация афазий

. В клинической практике классификация А. Р. Лурия оказа­лась наиболее пригодной для целей топической диагностики. Менее эффективна данная классификация для задач дифферен­цированного восстановительного обучения при локальных пора­жениях мозга.

Ясно, что речевые агнозии и апраксий, с одной стороны, и афазии — с другой, требуют совершенно различных методов вос­становительной работы.

Чтобы решить вопрос об адекватном и дифференцированном восстановительном обучении, в каждом случае очагового пораже­ния мозга, необходимо квалифицировать речевое расстройство по следующим параметрам:


  1. избирательное нарушение гностико-праксического уровня речевой функциональной системы (форма агнозии и апраксий);

  2. избирательное нарушение языкового уровня речевой функ­циональной системы (форма афазии);

3) смешанное нарушение (форма агнозии, апраксий, афазии).
В таблице представлена предлагаемая нами нейролингвисти-
ческая классификация афазии.


  1. Афазия — расстройство символического (языкового) уров­ня речевой функциональной системы.

  2. Афазия возникает при поражении третичных корковых по­лей.

  3. Различные формы афазии связаны с избирательным нару­шением отдельных звеньев внутри языкового уровня речевой функциональной системы.

  4. Различные формы афазии возникают при очаговом пора­жении отдельных третичных полей коры головного мозга.

Из таблицы видно, что все афазии можно разделить на две груп­пы: нарушение звукового кода языка (фонологическая афазия) и нарушение кода значений. Основное различие этих групп заключа­ется в следующем.

Основным радикалом данного синдрома является нарушение в звене категориального компонента значения слова.

Обеднение категориальными признаками приводит, с одной стороны, к нарушению категориального мышления, а с другой — к системному речевому расстройству. Последнее проявляется: 1) в словарном дефиците; 2) вербальных парафазиях на основе смешения категориальных признаков слов; 3) подмене категори­ального слова описанием по функции; 4) непонимании оттенков словесных значений.

Другой вид нарушения речевой деятельности, вытекающий из обеднения категориальными признаками, проявляется в непо­нимании контекстных связей, в появлении семантически несо­четаемых слов, которые могут выглядеть как вербальные пара­фазии, в трудностях построения самостоятельных контекстов.
Лексическая (морфологическая) афазия

Основным нарушением при данной форме афазии является недостаточность в звене морфологического кода языка. У боль­ных этой группы страдает понимание и использование в соб­

ственной речи внекорневых морфологических компонентов языка в условиях, когда фактор смысловой избыточности либо отсут­ствует, либо выражен незначительно.

Характер импрессивного аграмматизма, т.е. нарушение пони­мания аффиксальных частей слова, зависит от особенностей ло­кализации очага поражения.

При этом больные с преимущественным поражением поля 40 теменно-затылочной области затрудняются в основном в пони­мании суффиксальных частей слова, а больные с преимуществен­ным поражением поля 39 этой области мозга — в понимании префиксальных (включая предлоги) и флективных морфем. При поражении поля 39 наблюдаются также нарушения зрительно-пространственного восприятия (гностико-праксический уровень) и дискалькулия вследствие нарушения понимания разрядного строения числа.

Самостоятельная речь характеризуется трудностями употреб­ления аффиксальных частей слов.
Лексическая (фонологическая) афазия

При синтаксической афазии I первичным дефектом является нарушение порождения предложения на уровне оперирования категориальными признаками лексических значений предиката, субъекта и объектов.

. В речи больного с синтаксической афазией I предложение подменяется словом, а значение слова ограничивается эмпири­ческим компонентом.

Синтаксическая афазия П. При синтаксической афазии II в построении высказывания избирательно нарушены те его зве­нья, с которыми связана трансформация глубинной структуры фразы в поверхностную. Образование глубинной структуры фра­зы не нарушено, т.е. происходит эксплицирование категорий для

отражения события. Нарушено оперирование теми признаками, выделение которых происходит при анализе наглядно-ситуаци­онного контекста события (конкретные, функциональные при­знаки и признаки пространственных отношений).

Глезерман Т. Б.. Психо-физиологические основы нару­шения мышления при афазии. — М., 1986.

Л. С. Цветкова
Принципы и методы восстановительного обучения при афазии
Принципы условно можно разделить на психофизиологи­ческие, психологические и психолого-педагогические. А. Психофизиологические принципы

1. Прежде чем приступить к восстановительному обучению необходимо провести тщательные нейропсихологический ана­лиз нарушения функции и выявление ее механизма, т. е. пер­

Третье требование — системность методов: методы должны быть не изолированными, а системными. Системность мето­дов обеспечивает принцип системного воздействия на дефект и восстановление не частных речевых операций, а вербально­го поведения в целом.

Раздел 8 НАРУШЕНИЯ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


перейти в каталог файлов

афазия расстройство речь

§ 1.2 Сущность афазии и классификация ее различных форм

Афазия - это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи.[10, с. 401]

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии чаще всего возникают у взрослых людей в результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

При афазиях проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Клинические картины афазий неоднородны. Различия между ними обусловлены прежде всего локализацией очага поражения. Существуют так называемые речевые зоны мозга: задние отделы нижней лобной извилины, височные извилины, нижняя теменная область, а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого доминантного полушария головного мозга. Сложность речевого расстройства при афазии зависит также от величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п.), которая ведёт к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счёта. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т.д.). Большой вклад в понимании нарушения речи при афазии внесён как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой (М.К. Бурлакова).

Нейропсихологический подход к организации высших корковых функций А.Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических открытий И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина, а также нейропсихологических и психологических взглядов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других психологов. Нейропсихологическая методика, которую разработал А.Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных структур мозга. Эта методика позволяет не только делать заключение о наличие той или иной формы афазии, но и диагносцировать место поражения головного мозга.

В настоящее время большинством афазиологов разделяется точка зрения о символическом (языковом) уровне нарушений при афазии и признаётся необходимость использования достижений лингвистики для изучения клиники афазии и нейролингвистического подхода к ней (Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, Т.Б. Глезерман, Р. Якобсон и др.).

Способность человека овладевать различными кодами языка – фонологическим, морфологическим, синтаксическим – связана с возможностью использовать для этой цели различные области мозга. Реализация нейролингвистического подхода к афазии возможна в том случае, пишет Т.Б. Глезерман, если будут выявлены наличие и характер связи поражения третичных полей мозга с расстройством отдельных кодов языка.

Нейролингвистический метод анализа широко применяется с целью уточнения структуры и механизмов нарушения разных лингвистических уровней речи (слова, предложения, фразы) и разработки соответствующих методов преодоления этих дефектов.

Классификация афазии

1. Эфферентная моторная афазия (поражение заднелобных отделов коры мозга — 44-е поле, или зона Брока).

2. Афферентная моторная афазия (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы).

4. Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины - поле 22-е, зона Вернике).

5. Акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины - поля 21-е и 37-е).

6. Семантическая афазия (поражение зоны ТРО).

7. Амнестическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области) [10, с.421].

Исходя из современных представлений в психологии и лингвистике о двух видах (или способах) организации речи, связного высказывания — синтагматической и парадигматической, было выделено две группы речевых расстройств.

Парадигматика — это иерархически построенная система кодов, с помощью которых звуки вводятся в определенную систему фонематических оппозиций, а слово — в системы понятий, в семантические поля и др. Синтагматика имеет другую природу — она связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка.

В первой группе, связанной с поражением передних отделов мозга, которое ведет к дефектам двигательных актов, в том числе и артикуляторных, преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, а парадигматические коды языка остаются относительно сохранными. К этой группе афазий относятся эфферентная моторная и динамическая формы афазии.

Во второй группе в основном нарушен процесс использования парадигматически организованных единиц речи, а синтагматическая организация речи остается относительно сохранной. Такая картина расстройств речи возникает при поражении задних модально-специфических зон мозговой коры (постцентральных, височных и теменно-затьтлочных отделов). Поражение этой задней речевой зоны ведет к формированию остальных форм афазии, перечисленных выше.

Поражение передней речевой зоны ведет в первую очередь к нарушению устной экспрессивной речи, к нарушению высказывания, а поражение задней речевой зоны — к нарушению устной импрессивной речи, то есть в первую очередь к дефектам понимания. Что касается устной речи при поражении этой речевой зоны, то здесь не нарушается плавность высказывания, а на первое место выступают дефекты лексики — ее многозначности, точного выбора нужного слова или нужной фонемы и т. д. Структура речи может ломаться в разных ее звеньях, разные ее уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз нарушается вся речь, то есть возникает системный эффект в ответ на нарушение любого звена или уровня организации речи.

афазия расстройство речь

§ 1.3 Клинический аспект

В справочнике Харрисона афазии посвящена целая глава, где описаны основные формы афазии, этиология данного нарушения, анатомическая локализация данного поражения, клиника.

Афазии могут быть классифицированы на основании их клинических проявлений, анатомической локализации поражений, вызвавших афазию, этиологических факторов и сопутствующих клинических симптомов.

Глобальная (тотальная) афазия

Этиология. Окклюзия внутренней сонной артерии или средней мозговой артерии, снабжающей доминантное полушарие (реже кровоизлияние, травма или опухоль), приводящая к обширному поражению лобной, теменной и верхней части височной долей.

Клинические проявления. Нарушаются все стороны понимания и продукции речи. Больной не может читать, писать и повторять слова, наблюдается ухудшение слухового восприятия. Речь сведена к минимуму и замедлена. Обычно наблюдаются гемиплегия, потеря чувствительности на половине тела и гомонимная гемианопсия.

Афазия Брока (моторная или замедленная афазия)

Этиология. Поражение коры затрагивает нижнюю фронтальную извилину (зону Брока) доминантного полушария, хотя кортикальные и субкортикальные зоны вдоль и вверх от латеральной (сильвиевой) борозды и островка также могут быть изменены. Моторная афазия обычно возникает в результате нарушений кровообращения в бассейне верхней фронтальной ветви средней мозговой артерии, реже из-за опухоли, абсцесса, метастазов, субдуральной гематомы, энцефалита.

Прежде чем перейти к раскрытию нейролингвистических основ речевой деятельности, еще раз кратко остановимся на психологических функциях правого полушария, при которых своеобразно, как бы вторично, нарушается лингвистическая основа речи.В связи с этим остановимся на функциях затылочной, ви­сочной, теменной и лобной долей якобы не доминантного по речи правого полушария, построенных по тому же принципу ВПФ, то есть собирающих информацию при помощи первич­ных, вторичных и третичных полей II и III функциональных блоков.

При поражении височной доли правого полушария у прав­шей возникает акустическая агнозия на все неречевые звуки окружающего нас мира, а также на интонационную функцию речи. Поскольку почти все предметы окружающего нас мира но время движения издают те или иные звуки, больной с акус­тической агнозией не реагирует на шумы воды или мотора, звонки, треск, звуки падающих предметов, то есть на то, что позволяет здоровому человеку ориентироваться в окружающем мире как днем, так и ночью, определять звуки животных, птиц, особенности походки людей и животных, различного вида транспорта и т.д. и т.п. Акустическая агнозия на неречевые звуки приводит к трудностям опознания по тембру речи окру­жающих нас лиц, мелодий и тем самым также обедняет функ­цию называния предметов и речевой коммуникации. Эта груп­па больных с абсолютно сохранной речью, с сохранным зрени­ем также нуждается в сопровождении их по улице, на службе, в цехе, дома и т.д.

Лобная доля (III функциональный блок) правого полуша­рия выполняет функции планирования, программирования, прогнозирования функций второго функционального блока, организации зрительного, слухового и тактильного контроля за выполняемой деятельностью.

По счастью, в связи с относительной автономностью заты­лочной доли, снабжаемой кровеносными сосудами затылоч­ных артерий церебро-базиллярной системы, независимой от деятельности сонной артерии, ствола и ветвей правой средне-мозговой артерии, предметная оптическая и акустическая аг­нозии наблюдаются во много раз реже, чем нарушения различ­ной степени двигательных функций левых руки и ноги, вызываемые при поражении передних премоторных отделов правого полушария.

Сохранность психологических функций правого полуша­рия при поражении доминантного по речи левого полушария является одной из основных опор в восстановлении речи у больных с афазией. Сохранный зрительный гнозис позволяет логопеду-афазиологу применять при разных формах афазии обширный дидактический материал в виде предметных и сю­жетных рисунков, соответствующих той или иной форме афа­зии, экспрессивного и импрессивного аграмматизма и для вос­становления фонематического слуха и слухоречевой памяти при височных формах афазии.

Нейролингвистический подход к пониманию нарушения речевых функций при локальных поражениях головного мозга был заложен уже первыми исследованиями, проведенными А.Р. Лурия и Э.С. Бейн, а именно изучением особенностей на­рушения понимания, грамматического строя речи, литераль­ных и вербальных парафазии (А.Р. Лурия, 1975).

Психолингвистика и нейролингвистика, возникновению которых предшествовало бурное развитие различных лингвис­тических теорий, связаны с именами выдающихся отечественных и зарубежных лингвистов. К ним относятся И.А. Бодуэн де Куртенэ, основатель казанской и петербургской лингвисти­ческих школ. Учениками его были такие выдающиеся лин­гвисты, как акад. Л.В. Щерба (ленинградская лингвистическая школа), Р. Якобсон. С их именами связано учение о фонеме и ее дифференциальных признаках, об инварианте и вариантах фонем, о смыслоразличительной функции фонем и ее месте в слоге и слове. Другим лингвистом, давшим толчок изучению вопроса о составных частях речевой деятельности, был швей­царец Фердинанд де Соссюр (1911). Ему принадлежит идея о парадигматической и синтагматической организации речевой деятельности, противопоставлении понятий языка как истори­чески сложившейся системы знаков и речи, под которой он понимал возможность передачи сообщения при помощи языка.

Парадигматическая система таких морфем, как суффиксы и префиксы, принимает непосредственно участие в словообра­зовании, особенно при образовании чрезвычайно большого количества глаголов с приставками, позволяющих получить различные варианты от основного, инвариантного, корневого основания слова.

Нарушения выбора парадигматических единиц языка при афазиях проявляются в литеральных и вербальных (словес­ных) парафазиях, которые наблюдаются преимущественно в устной и реже в письменной речи при поражении задних рече­вых зон коры головного мозга, а также в виде параграмматизма, то есть выбора флексий при построении развернутого вы­сказывания больных с сенсорной и афферентной моторной афазией (Э.С. Бейн, 1957; Э.С. Бейн, И.Т. Власенко, 1975, и др.).

Синтагматическая система обеспечивает словосочетание слов в предложениях в синтаксическом целом, то есть соответ­ствует развертыванию по времени сукцессивных линейных ре­чевых рядов, порождаемых во время высказывания.

Сложнейший акт речевого высказывания, его кодиро­вание, путь от мысли к речи, отмечает А.Р. Лурия, начинается с мотива и общего замысла, который с самого начала известен субъекту в общих чертах, проходит стадию внутренней речи, приводит к формированию глубинно-синтаксической структу­ры, а затем развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно синтаксическую структуру. Речь начинается с определения во внутреннем плане схемы всего высказывания, а затем происходит поиск отдельных па­радигм, лексем и морфем, характерных для того или иного языка, в котором существенную роль играет опора на все раз­личные синтагматические средства (порядок слов, флексии, предлоги, союзы в синтагме и предложении). Выбор нужных парадигматических единиц — лексем, префиксов, суффиксов, флексий может осуществляться как через парадигматическую систему значений слов, так и через синтагматическую систему синтаксической взаимосвязанности слов в предложении. За­вершается речевое высказывание выбором фонематических и фонетических средств языка, которые могут выбираться как путем включения активной синтагматической системы, так и путем обращения к репродуктивной, парапроизвольной, пара­дигматической системе.

Процесс декодирования понимания речевого высказыва­ния характеризуется обратной последовательностью и идет от декодирования фонетических единиц речи, встроенных в ли­нейную систему слова, через расчленение звукового потока на слоги, слова, декодирование значений слов, объединений их в различные по объему сукцессивные ряды, состоящие из лексических и синтаксических групп, путем объединения вос­принятых синтаксических последовательностей с восприятием интонации и мимики говорящего и лишь после всего этого проникновения в смысл и замысел воспринимаемой речевой информации.

Несомненно, что до настоящего времени большинство афазиологов недостаточно учитывали роль интонационно-ме­лодической и ритмической канвы воспринимаемой на слух речи. Значению в восприятии и понимании речи эмоциональ­ных и просодических характеристик голоса у здоровых лиц и больных с локальными поражениями мозга уделяли большое внимание такие психологи, как В.А. Артемов (1970), Н.Н. Тра-уготт и соавт. (1976)и др. Парадигматические системы и синтагматические средства связи слов в предложении в разных языках мира раз­личны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К I И II ЧАСТЯМ

С другой стороны, существует этапность овладения ребен­ком в первые годы жизни разной степени сложности слоговы­ми структурами, входящими в слово, в синтагматическое ли­нейное оформленное грамматически правильное высказыва­ние, планирование и прогнозирование восприятия на слух различных текстов (допустим, сказок), то есть синтагматичес­ких, сукцессивных, развернутых во времени речевых отрезков и периодов, связанных со сложноорганизованной слухоречевой памятью (Э.Г. Симерницкая и др., 1982; Ж.М. Глозман, 1998), реализуемых как височными, так и премоторными, заднелобными и лобными отделами обоих полушарий.

При решении проблемы путей преодоления афазии ясно, что высшие психические функции не локализуются в каких-либо ограниченных участках, в связи с чем очаговое, локаль­ное поражение мозга не приводит к полному выпадению функ­ции. При нарушении мозгового кровообращения или черепно-мозговой травме нарушается одна из составных предпосылок, обеспечивающих психическую функцию: либо кинестетичес­кая, либо акустическая, либо программирующая, регулирую­щая, планирующая. Этим обеспечивается, с нашей точки зре­ния, внутрисистемная перестройка функции, при которой воз­можна компенсация одной нарушенной анализаторной системы за счет перестроечного участия в ней другой.

Все эти данные чрезвычайно важны как для понимания многообразия вариантов афазий, так и для решения методи­ческих вопросов компенсации речевых расстройств при афази­ях. На всех этих вопросах мы будем неоднократно останавли­ваться при анализе преодоления синдромов различных форм афазий.

Особое место в нейролингвистике занимает проведенный Т.В. Ахутиной (1989) нейролингвистический анализ механиз­мов синтаксической организации высказывания, который рас­крывает проблемы речевого мышления и речепорождения, психологические механизмы синтаксической организации ре­чевого высказывания в норме и патологии. Автор различает три уровня переднего аграмматизма, вызываемого соответству­ющими первичными нарушениями: нарушением семантичес­кого и формально-грамматического синтаксиса (первый уро­вень), полным нарушением формально-грамматического син­таксиса (второй уровень) и его частичным нарушением (третий уровень).

На первом уровне осуществляется наиболее глубокий, смысловой синтаксис, обеспечивающий предикативность речемыслительной деятельности. На втором уровне обеспечива­ется семантический синтаксис высказывания, а именно яд­ро построения формально-грамматической структуры. Третий уровень — поверхностный, формально-грамматический, обес­печивающий построение синтаксических форм высказывания, характерных для того или иного языка.

При всех формах афазии возникают специфические нару­шения рецептивной речи. Э.Г. Симерницкая (1978) и А.А. Цы­ганок (1983) показали, что при всех формах афазии нарушают­ся слухоречевая память и понимание смысла слова. Исследуя понимание слова, А.А. Цыганок обнаружила, что пониманиеотдельного слова не только имеет место но и обладает специ­фическими чертами. Так, при всех формах афазии выявляются трудности понимания слов, близких по семантическим харак­теристикам, худшее понимание глаголов по сравнению с су­ществительными. Установлено, что длина слова не влияет на понимание при динамической, эфферентной и семантической афазиях, увеличение длины слова сказывается при акустико-мнестической афазии, а при акустико-гностической или аффе­рентной моторной афазии наиболее трудными для понимания являются короткие, односложные слова.

Рядом авторов (А.Р. Лурия, 1969; Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, 1978) показано, что импрессивный аграмматизм наблюдается не только при семантической, но и при эфферентной мотор­ной афазии. По данным М.В. Лейкина (1989), изучившего предложный экспрессивный аграмматизм у больных с афа­зией, предложный аграмматизм при разных формах афазии имеет черты сходства, что обусловлено лингвистическими осо­бенностями предлогов. В то же время нарушение использова­ния предлогов при разных формах афазии носит неодинако­вый характер, в основе чего лежат различные психофизиологи­ческие механизмы разных афазических синдромов.

Э.С. Бейн (1948), Е.Н. Винарская (1971), А.Р. Лурия (1947), Л.С. Цветкова (1982), М.К. Бурлакова (1980, 1991, 1997), Т.В. Ахутина (1989), анализируя особенности звукопроизношения при сенсорной, акустико-гностической, афферентной и эфферентной моторных афазиях, показали не только различие в характере литеральных парафазий при этих формах афазии, но также некоторые общие черты звукопроизношения при эф­ферентной и афферентной моторной афазиях.

Кратко остановимся на некоторых вопросах русской зву­ковой и слоговой системы, являющейся основой русского письма.

Л.С. Выготский (1925) обратил особое внимание на то, что важнейшим из речевых движений является дыхание, что речь без речевого дыхания немыслима, что даже малейшие речевые движения, присутствующие во внутренней речи, сопряжены с речевым дыханием.

Л.В. Щерба (1974), Р. Якобсон (1957), Н.И. Жинкин (1958), Л.В. Венцов (1966), Е.Д. Огороднов (1972) описали механизм голосообразования, в котором принимают участие воздушные пути и полости (легкие, бронхи, трахея) и система резонато­ров. Во время дыхания воздух из дыхательных путей под воз­действием выдыхательной мускулатуры, создающей в них по­вышенное давление, плавно и ненапряженно проходит через широко открытую голосовую щель. Известно, что при звукооб­разовании голосовая щель замкнута и голосовые связки напря­жены. Щель открывается под давлением воздуха лишь на ко­роткое время. Через нее из дыхательных путей выходит лишь часть воздуха, после чего голосовые складки снова смыкаются и начинают колебаться. Таким образом, при звукообразовании течение воздуха, проходящего через голосовую щель, периоди­чески прерывается, и сам он находится в колебательном состо­янии. Число колебаний голосовых складок в секунду связано с числом поступающих из нервной системы импульсов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.