Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности

1. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В.Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1986.

2. Менделеевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М., 1998.

3. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. Пособие для студентов биол. специальностей вузов. – Киев., 1981.

4. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства// Обозрение психиат. и мед. психологии им.В.М.Бехтерева. 1992, №2, с.5.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

7. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., Вуке Л.Я. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни. – Методические рекомендации. – Л., 1987.

8. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. – Л., 1988.

9. Грановская Р.М. Практическая психология. – СПб., 1997.

10. Журбин В.и. Понятия психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса// Вопр. психологии. 1990, №4.

11. Клубова Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов// Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. – СПб., 1994, с.77.

12. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях// Вопр. психологии. 1990, №5, с.106.

13. Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека/ Ред. Н.П.Бехтерева, - Л., 1988.

14. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.

15. Таукенова Л.М. Кросс-культуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг-поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами// Авторев.диссерт. на соиск.уч.степени к.м.н. – СПб., 1995.

16. Урсано Р. и др. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992.

18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Санкт-Петербургский психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева.

Индекс жизненного стиля ( LSI)

1. Я очень лёгкий человек и со мной легко ужиться.

2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу.

3. Всегда существовал человек, на которого я хотела бы походить.

4. Люди не считают меня эмоциональным человеком.

5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.

6. Я редко помню свои сны.

7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.

8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.

9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.

10. В мечтах я всегда в центре внимания.

11. Я человек, который никогда не плачет.

12. Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать над собой усилие.

13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.

14. Меня легко вывести из себя.

15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в ответ.

16. Многое во мне людей восхищает.

17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость.

18. Я много болею.

19. У меня плохая память на лица.

20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.

21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь.

22. Я всегда вижу светлую сторону вещей.

23. Я ненавижу злобных людей.

24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.

25. Я с трудом запоминаю имена.

26. У меня склонность к излишней импульсивности.

27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.

28. Я свободен от предрассудков.

29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности.

30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее.

31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир.

32. Порнография отвратительна.

33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.

34. Люди мне никогда не надоедают.

35. Многое из своего детства я не могу вспомнить.

36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу.

37. В своих фантазиях я обычно совершаю великие поступки.

38. В большинстве своём люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.

39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение.

40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить своё кому-нибудь другому.

41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны.

42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях.

43. Я никогда не волнуюсь, когда слышу или читаю о какой-нибудь трагедии.

44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек.

45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты.

46. Беспорядочность отвратительна.

47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется желание толкнуть другую машину.

48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь.

49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит.

50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, если на меня не обращают внимание.

51. Люди говорят мне, что я всему верю.

52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки.

53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами.

54. Мне кажется, я много спорю с людьми.

55. Меня отталкивает от людей то, что они не искренни.

56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всём.

57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше, чем у большинства людей.

58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.

59. Мне кажется, что я не могу выражать свои эмоции.

60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость.

61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.

62. Я очень редко испытываю чувства привязанности.

63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.

64. Я многое коллекционирую.

65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует.

66. Звуки детского плача не беспокоят меня.

67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить всё вокруг.

68. Я всегда оптимистичен.

70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг неё.

71. В основном люди не сносны.

72. Я бы ни за что не пошёл на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен.

73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять.

74. Я буду делать всё, чтобы произвести хорошее впечатление.

75. Я не понимаю некоторых своих поступков.

76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия.

77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают.

78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения.

79. То, как люди одеваются сейчас на пляже – неприлично.

80. Я не позволю своим эмоциям захватывать меня.

81. Я всегда планирую наихудшее, для того, чтобы не быть застигнутым врасплох.

82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться на моём месте.

83. Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя.

84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня.

85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе.

86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребёнок.

87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.

88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал.

89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня.

90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу.

91. Я много кричу на людей.

92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперёд.

93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь.

94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей.

95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более, чем обычно.

96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, чтобы добиться успеха.

97. Я говорю много неприличных слов.

Ф.И.О.________________________________ Дата _______________________

нет да нет да
A B C D E F G H A B C D E F G H
1. () 50. ()
2. () 51. ()
3. () 52. ()
4. () 53. ()
5. () 54. ()
6. () 55. ()
7. () 56. ()
8. () 57. ()
9. () 58. ()
10. () 59. ()
11. () 60. ()
12. () 61. ()
13. () 62. ()
14. () 63. ()
15. () 64. ()
16. () 65. ()
17. () 66. ()
18. () 67. ()
19. () 68. ()
20. () 69. ()
21. () 70. ()
22. () 71. ()
23. () 72. ()
24. () 73. ()
25. () 74. ()
26. () 75. ()
27. () 76. ()
28. () 77. ()
29. () 78. ()
30. () 79. ()
31. () 80. ()
32. () 81. ()
33. () 82. ()
34. () 83. ()
35. () 84. ()
36. () 85. ()
37. () 86. ()
38. () 87. ()
39. () 88. ()
40. () 89. ()
41. () 90. ()
42. () 91. ()
43. () 92. ()
44. () 93. ()
45. () 94. ()
46. () 95. ()
47. () 96. ()
48. () 97. ()
49. ()

Профильный лист ИЖС ( LSI)

Таблицы нормативных данных по методике ИЖС ( LSI)

Средние величины нормативных данных по 8 вариантам МПЗ

Шкала для перевода сырых баллов по опроснику ИЖС ( LSI) в процентии

(данные R. Plutchik’ a)

Отрица-ние Вытесн-ение

Шкала для перевода сырых оценок по методике ИЖС ( LSI) в процентили

Исследователи, работающие с неосознаваемыми сенсорными раздражениями, нередко получали противоречивые данные, порой ставящие под сомнение сам факт существования эффекта неосознаваемых внешних раздражителей. Так, например, наряду с работами, в которых возможность образования условной реакции на неосознаваемые сенсорные раздражения не вызывают у их авторов сомнений (Гершуни, Короткий, 1947), публикуются данные о невозможности образования подобной реакции у здорового человека (Wilcott, 1953). Весьма противоречивы также наделавшие в свое время много шума сообщения о том, что раздражители, в частности словесные, не доходящие до сознания человека, могут существенно изменять его поведение, влиять на реакции выбора или внушать определенные действия. Сопоставление методических приемов, используемых в различных работах, привело к мысли о том, что для проявления эффекта неосознаваемых раздражителей необходимо, во-первых, чтобы они были эмоционально значимы, и, во-вторых, чтобы уровень мотивации или эмоционального напряжения был достаточно высок.

Феномен повышения порога осознания эмоциональных слов был получен экспериментальным путем (Lazarus, МсСlery, 1951). У здоровых взрослых людей предварительно вырабатывалась оборонительная условная реакция на отдельные слоги при электрокожном подкреплении. После этого измеряли пороги зрительного опознания. Пороги опознания слогов, на которые была выработана оборонительная реакция, были явно выше, чем на другие нейтральные слоги, хотя какой-либо разницы в степени употребления этих слогов в прошлом не было и нельзя считать, что обследуемый подавляет свою реакцию. Фарес (Рhares, 1962) повторил эти исследования, однако в его наблюдениях пороги опознания слогов, наоборот, понижались, если до этого на них вырабатывали реакцию избежания. Диксон и Лир (Dixon, Lear, 1964) отмечали как повышение, так и понижение порога опознания эмоциональных слов по сравнению с нейтральными. Голдстен и Химмелфарб, (Gоldstein, Нimmelfarb, 1962) отмечали повышение порогов опознания тахистоскопически предъявляемых эмоциональных слов.

Пороги опознания нейтральных и эмоционально значимых слов измерялись у добровольцев -- взрослых людей со сверхценными идеями ревности (Костандов, 1977). У всех обследуемых пороги опознания эмоциональных слов, имеющих отношение к их конфликтной жизненной ситуации, значительно отличаются от порогов опознания нейтральных слов. Наблюдается как понижение, так и повышение порогов опознания эмоциональных слов. Последнее бывает чаще, приблизительно в 2/3 случаев. Пороговая разница между нейтральными и эмоциональными словами может быть весьма существенной, например: величина порога опознания эмоционального слова в некоторых случаях превышала порог опознания нейтральных слов более чем в два раза.

Работ, посвященных изучению нейрофизиологических механизмов бессознательных психических явлений, относительно мало. Диксон (Dixon, 1972) объясняет повышение порога опознания эмоциональных слов тем, что происходит предсознательная (prior to awareness) оценка предъявляемых стимулов, в результате чего изменяется уровень корковой активности. В своих исследованиях автор сопоставлял изменения альфа-, бета- и тета- корковой электрической активности, которые предшествовали осознанию эмоциональных и нейтральных слов. ЭЭГ регистрировалась в течение всей процедуры определения порогов зрительного опознания слов, т. е. при постепенном увеличение интенсивности стимулов. У одной части обследуемых наблюдался высокий порог опознания эмоциональных слов по сравнению с нейтральными, у другой -- более низкий.

Очевидно следует признать существование в мозгу чувствительного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но психологически для данной личности весьма значимые раздражители. Функционально-структурная организация этого механизма не обеспечивает осознание эмоционально значимого раздражителя; но его активация может приводить к целому ряду биоэлектрических и вегетативных реакций, а также к изменению некоторых психологических состояний. Выяснение роли лимбической системы (совокупности ряда структур головного мозга) в образовании условных реакций с эмоциональной окраской дало основание для построения гипотезы о нервном механизме эффекта неосознаваемых эмоционально значимых сигналов (Костандов, 1968, 1977, 1983).

Временные связи между условным стимулом и раздражением, вызывающим эмоциональную реакцию, у нормального животного или человека образуются одновременно как в неокортексе (новой коре), так и в старой коре (Бериташвили, 1968). Основанием для такого представления служит, во-первых, то, что раздражение любого рецептора вызывает электрический ответ не только в неокортексе, но и в старой коре; во-вторых, эмоциональная реакция, вызываемая стимуляцией структур лимбической системы, в частности старой коры, легко связывается с любым индифферентным (безучастным) раздражением. Таким образом, при каждом условном раздражении структуры лимбической системы активируются не только первично, но и опосредованно через неокортекс. Активация из неокортекса в лимбической системе определенного комплекса интегрирующих механизмов эмоциональной реакции приводит к развитию соответствующих соматовегетативных реакций и эмоционального переживания.

Лнмбическая система при ее непосредственном раздражении электрическим током или активировании условным раздражителем в свою очередь действует на неокортекс, повышая или понижая его возбудимость. Влияние структур лимбической системы на функциональную активность неокортекса было показано в экспериментах на животных (Ониани, 1980; Симонов, 1981). Эти восходящие влияния могут изменять -- улучшать или ухудшать -- восприятие внешних раздражителей. Как полагает Мак-Лин (МсLean, 1970), нарушения восприятия могут быть в результате дисфункции внутри самой лимбической системы или же они должны быть результатом влияний лимбических пертурбаций (внезапных нарушений нормального хода) на первичные сенсорные области или так называемые ассоциационные области.

Всякий раз, когда в условиях конфликтной ситуации на человека действует ряд раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции и организуется активное или пассивное оборонительное поведение, образуется или активируется сложная система временных связей не только между нейронами неокортекса, воспринимающими условное и безусловное раздражение, но одновременно между сенсорными и гностическими элементами неокортекса, с одной стороны, и интегрирующими механизмами отрицательной эмоции в лимбической системе -- с другой.

Можно думать, что в случаях длительных и сильных отрицательных эмоций наибольшие изменения происходят в нервных кругах, связанных с эмоциональным поведением. При повторных действиях сигналов данного эмоционального состояния активация соответствующих нервных кругов должна значительно облегчаться вследствие пластических изменений в синапсах и в постсинаптической мембране (Бериташвили, 1968). В этих случаях даже при очень слабой афферентной импульсации, например, от кратковременного воздействия эмоционального словесного раздражителя, возможна активация временных связей между неокортексом и лимбической системой, отражающих данную конфликтную жизненную ситуацию.

И. С. Бериташвили (1968) выделяет особую форму памяти -- эмоциональную, когда определенное эмоциональное состояние воспроизводится без отображения эмоциогенных раздражителей в образах пли словесных символах. В нормальных условиях у высших позвоночных животных это воспроизведение эмоционального состояния осуществляется и регулируется нервными импульсами из сенсорных элементов неокортекса, воспринимающих и перерабатывающих информацию из внешнего мира. Но сама эмоциональная память обеспечивается, как считает И. С. Бериташвили (1968), соответствующими изменениями в структурах лимбической системы, составляющих интегративный нервный механизм эмоционального поведения.

Очевидно следует признать существование в мозгу чувствительного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но психологически для данной личности весьма значимые раздражители. Функционально-структурная организация этого механизма не обеспечивает осознание эмоционально значимого раздражителя; но его активация может приводить к целому ряду биоэлектрических и вегетативных реакций, а также к изменению некоторых психологических состояний. Выяснение роли лимбической системы (совокупности ряда структур головного мозга) в образовании условных реакций с эмоциональной окраской дало основание для построения гипотезы о нервном механизме эффекта неосознаваемых эмоционально значимых сигналов (Костандов, 1968, 1977, 1983).

Временные связи между условным стимулом и раздражением, вызывающим эмоциональную реакцию, у нормального животного или человека образуются одновременно как в неокортексе (новой коре), так и в старой коре (Бериташвили, 1968). Основанием для такого представления служит, во-первых, то, что раздражение любого рецептора вызывает электрический ответ не только в неокортексе, но и в старой коре; во-вторых, эмоциональная реакция, вызываемая стимуляцией структур лимбической системы, в частности старой коры, легко связывается с любым индифферентным (безучастным) раздражением. Таким образом, при каждом условном раздражении структуры лимбической системы активируются не только первично, но и опосредованно через неокортекс. Активация из неокортекса в лимбической системе определенного комплекса интегрирующих механизмов эмоциональной реакции приводит к развитию соответствующих соматовегетативных реакций и эмоционального переживания.

Лнмбическая система при ее непосредственном раздражении электрическим током или активировании условным раздражителем в свою очередь действует на неокортекс, повышая или понижая его возбудимость. Влияние структур лимбической системы на функциональную активность неокортекса было показано в экспериментах на животных (Ониани, 1980; Симонов, 1981). Эти восходящие влияния могут изменять — улучшать или ухудшать — восприятие внешних раздражителей. Как полагает Мак-Лин (МсLean, 1970), нарушения восприятия могут быть в результате дисфункции внутри самой лимбической системы или же они должны быть результатом влияний лимбических пертурбаций (внезапных нарушений нормального хода) на первичные сенсорные области или так называемые ассоциационные области.

Всякий раз, когда в условиях конфликтной ситуации на человека действует ряд раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции и организуется активное или пассивное оборонительное поведение, образуется или активируется сложная система временных связей не только между нейронами неокортекса, воспринимающими условное и безусловное раздражение, но одновременно между сенсорными и гностическими элементами неокортекса, с одной стороны, и интегрирующими механизмами отрицательной эмоции в лимбической системе — с другой.

Можно думать, что в случаях длительных и сильных отрицательных эмоций наибольшие изменения происходят в нервных кругах, связанных с эмоциональным поведением. При повторных действиях сигналов данного эмоционального состояния активация соответствующих нервных кругов должна значительно облегчаться вследствие пластических изменений в синапсах и в постсинаптической мембране (Бериташвили, 1968). В этих случаях даже при очень слабой афферентной импульсации, например, от кратковременного воздействия эмоционального словесного раздражителя, возможна активация временных связей между неокортексом и лимбической системой, отражающих данную конфликтную жизненную ситуацию.

И. С. Бериташвили (1968) выделяет особую форму памяти — эмоциональную, когда определенное эмоциональное состояние воспроизводится без отображения эмоциогенных раздражителей в образах пли словесных символах. В нормальных условиях у высших позвоночных животных это воспроизведение эмоционального состояния осуществляется и регулируется нервными импульсами из сенсорных элементов неокортекса, воспринимающих и перерабатывающих информацию из внешнего мира. Но сама эмоциональная память обеспечивается, как считает И. С. Бериташвили (1968), соответствующими изменениями в структурах лимбической системы, составляющих интегративный нервный механизм эмоционального поведения.

1.2 Выработка временных связей с помощью неосознаваемых раздражителей.

Сокращение времени реакции, происходящее на протяжении одного опыта, и отсутствие динамики этого показателя при повторных опытах в разные дни дают основание считать, что временная связь вырабатываемая в произвольной двигательной сфере с помощью неосознаваемого зрительного раздражителя, сохраняется только в кратковременной памяти человека. По всей вероятности, не происходит консолидации следов памяти образовавшейся временной связи, т. е. Не осуществляется переход из краткосрочной памяти в долгосрочную, как это отмечается при осознании раздражителей. При образовании подобной временной связи не принимают участия факторы, необходимые, по общепринятому мнению, для закрепления информации в долгосрочной памяти: фокусированное внимание и мотивационно-эмоцнональное возбуждение.

Таким образом, временные связи, выработанные с помощью неосознаваемых стимулов, могут запечатлеваться в долгосрочной эмоциональной памяти. Они чрезвычайно стойки, долго не угасают. Эти данные делают понятными с физиологической точки зрения давние наблюдения психиатров относительно стойкости эмоциональных переживаний или невротических реакций в случаях, когда их повод остается для субъекта неосознанным.

Лекция 8

ТИПОЛОГИЯ и особенности ВНД человека

План

1. Основные типы высшей нервной деятельности. 1

2. Тип ВНД, темперамент и характер. 3

3. сигнальные системы действительности. 6

4. 3акономерности функционирования сигнальных систем.. 8

5. Осознаваемые и неосознаваемые формы ВНД человека. 10

Основные типы высшей нервной деятельности

И.П.Павлов дал научное обоснование общим понятиям о темпераментах, показав, что тот или другой темперамент обусловлен определенным соотношением трех основных типологических свойств – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток адекватно реагировать на сильные и очень сильные раздражители. Уравновешенность нервных процессов обусловлена соотношением силы процессов возбуждения и торможения, а подвижностью называется свойство нервных клеток головного мозга переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.

На основании представлений о силе нервных процессов И.П.Павлов выделил три сильных и один слабый тип нервной деятельности, при этом сильные типы отличались между собой по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

И.П.Павлов считал, что четыре установленных им типа совпадают с четырьмя основными видами темперамента, описанными Галеном. Так, живой тип соответствует сангвиническому темпераменту, спокойный – флегматическому, безудержный – холерическому и, наконец, слабый – меланхолическому.

Живой тип обладает сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. В характере человека черты живого типа проявляются в энергии и упорстве в достижении цели (достаточная сила нервных процессов), самообладании (хорошая уравновешенность нервных процессов) и вместе с тем в большой подвижности нервных процессов, что выражается в умении быстро перестраивать свои привычки и наклонности, исходя из конкретных обстоятельств.

Безудержный – это сильный, но неуравновешенный тип нервной системы. В характере людей черты этого типа проявляются обычно в высокой возбудимости, особой увлеченности какой-либо работой, идеей и вместе с тем в раздражительности, вспыльчивости, что свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения.

Слабому типу из-за общей слабости нервных процессов трудно дать определение с помощью этих трех типологических параметров. Характерной особенностью этого типа является быстрое развитие запредельного торможения при действии даже умеренных по силе раздражителей. У человека черты этого типа проявляются, прежде всего, в так называемой слабости характера, когда он легко подчиняется чужой воле, чужому влиянию и обычно неспособен отстоять свое собственное мнение или настоять на своем решении. Сильные жизненные раздражители оказываются для меланхоликов сверхсильными, в чрезвычайных обстоятельствах они быстро опускают руки и впадают в панику, жизнь кажется им трудной, полной непреодолимых препятствий. Такие люди стремятся изолировать себя от общества, боятся любой ответственности, у них обычно наблюдаются различные комплексы неполноценности и пр.

И.П.Павлов полагал, что путем комбинации трех типологических свойств нервной системы можно выделить 96 вариаций типов, а его ученик В.К.Красуский довел это число до 120, поскольку выделял у лабораторных животных четыре вариации силы нервных процессов, три – уравновешенности и десять – подвижности (в общем это как раз дает 120 вариаций типа).

В результате исследований человеческих темпераментов, проведенных психологами, ситуация еще больше усложнилась. Так, В.Д.Небылицын ввел четвертый типологический признак – динамичность, определяющий скорость образования положительных и тормозных условных рефлексов. Кроме того, психологи считают, что каждое из четырех типологических свойств необходимо характеризовать еще по принципу трехчленности – возбуждению, торможению и уравновешенности. При этом выделяется некоторое число количественных показателей индивидуальных особенностей нервной системы человека. По мнению Б.М.Теплова, наряду с общими типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют еще парциальные (частичные) типологические свойства, отражающие особенности функционирования отдельных областей коры (например, слуховой, зрительной, моторной и др.), что имеет большое значение для определения специальных врожденных способностей человека.

Разработаны различные методические приемы определения отдельных индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности человека, например, силы процесса возбуждения, подвижности нервных процессов, но общепризнанной методики определения типа высшей нервной деятельности пока нет.

Тип нервной системы врожденный, и в целом его изменить нельзя. Однако еще И.П.Павлов экспериментально доказал возможность изменения отдельных его свойств. Оказалось возможным путем тренировки у холерика, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в определенное равновесие с процессом возбуждения. И.П.Павлов считал, что путем длительной тренировки можно укрепить нервную систему даже слабого типа, поскольку, по мнению В.Д.Небылицына, слабый тип обладает высокой чувствительностью, благодаря которой он может успешно приспосабливаться к условиям жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.