Нервная деятельность многоклеточного животного

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма К изменяющимся условиям внешней среды; осуществляется высшими отделами головного мозга. Термин "В. н. д." ввёл сов. физиолог И. И. Павлов. Согласно учению Павлова, в основе В. н. д. лежат условные рефлексы (УР), вырабатываемые высшими отделами ц. н. с. (преим. корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты), осуществляемые подкорковыми образованиями. Для образования УР необходимы определённые условия: неоднократное совпадение во времени безусловного и условного (ранее индифферентного) раздражителей; предшествование условного раздражителя безусловному; адекватность обоих раздражителей; отсутствие посторонних влияний. Образование УР основано на установлении новой временной связи между двумя рефлекторными системами: воспринимающей условное раздражение (по системе анализатора) и системой, осуществляющей безусловный рефлекс. Эта связь осуществляется с участием не только горизонтальных (кора — кора), но и вертикальных (кора — подкорка — кора) волокон, В процессе выработки и упрочения УР происходят вначале иррадиация (распространение), а затем и концентрация возбуждения. В начальном периоде образования УР (т. п. периоде генерализации) раздражители обобщаются, и УР, выработанный на определённый раздражитель, воспроизводится при действии др. сходных раздражителей. При упрочении УР иррадиация возбуждения уменьшается и эффект генерализации проявляется лишь в отношении очень близких раздражителей.

Наряду с возбуждением важную роль в условнорефлекторной деятельности играет внутреннее, или условное, торможение. Оно возникает при неподкреплении условного раздражителя безусловным и лежит в основе угасания, дифференцирования и запаздывания УР. Процесс внутреннего торможения позволяет ослабить или полностью исключить посторонние, нецелесообразные реакции и облегчает выработку тонких реакций, адекватных действующим раздражениям. Индивидуальные особенности В. н. д. животных проявляются в различной скорости образования и упрочения условных реакций, в неодинаковой быстроте выработки условного торможения и т. д. ( см. типы высшей нервной деятельности) . Биол. значение УР в том, что они позволяют животному с первых дней жизни приспосабливать свое поведение и функции внутр. органов к изменяющимся условиям среды. На использовании УР основаны поиск пищи, защита от вредных воздействий, избежание опасности и т. п. Знание закономерностей В. н. д. с.-х. животных позволяет правильно организовать воспитание молодняка и рациональный уход за животными, выработать у них стереотип на распорядок дня, научно обосновать тренинг. В обычных условиях существования поведение животных складывается из совокупности врождённых (включая сложные инстинктивные) и приобретённых (условнорефлекторных) элементов. Чем выше положение животного в эволюционном ряду, тем больший удельный вес занимают в его поведении элементы обучения. Поэтому учение о В. н. д. составляет естественнонаучную основу . науки о поведении животных в естеств. условиях.

Лит.: Физиология высшей нервной деятельности, ч. 1 — 2, М. 1970. (Руководство по физиологии); Георгиевский В. И., Практическое руководство по физиологии с.-х. животных, М., 1976; [Костин А. П.], Высшая нервная деятельность в кн.: Вопросы физиологии с.-х. животных, ч. 3, Краснодар, 1976.

  1. Чем животные отличаются от других организмов?
  2. Каково значение регуляции в жизнедеятельности организмов?

В регуляции деятельности многоклеточных животных очень важную роль играет нервная система. С ее помощью осуществляется быстрая связь клеток, тканей, органов и систем внутри организма и с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью. Основными клетками нервной ткани являются нейроны. Каждый нейрон состоит из тела, от которого отходят несколько коротких отростков и один длинный (рис. 74). Нейроны обладают чувствительностью к свету, звукам, запахам, прикосновениям, изменениям температуры и т. д. Эти раздражения воспринимаются окончаниями коротких отростков нейронов.


Рис. 74. Строение нейрона

При раздражении чувствительного окончания в нейроне возникает сигнал — нервный импульс. По короткому отростку нервный импульс движется к телу нейрона. Затем по длинному отростку он передается другим нервным клеткам. Так от одного нейрона к другому сигнал движется в мозг. Здесь полученная информация перерабатывается. Затем ответный сигнал из мозга по другим нейронам передается к рабочему органу, и его работа изменяется.

Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом. Примерами рефлексов являются выделение слюны при виде лимона, слезотечение при чистке репчатого лука, кашель, чихание.

Характер взаимоотношений животных с окружающей средой и другими организмами определяется уровнем развития нервной системы. Например, у пресноводной гидры самая простая по строению нервная система. Она представлена распределенной по телу сетью нервных клеток.

У животных с более сложной нервной системой есть скопления нервных клеток — нервные узлы с отходящими от них нервами. Такую нервную систему имеет моллюск обыкновенный прудовик.

Наиболее развита нервная система у позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (зверей). У этих животных нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга с отходящими от них нервами.

Большая часть длинных отростков нейронов у позвоночных покрыта специальной оболочкой, благодаря которой нервные импульсы передаются намного быстрее, чем у других животных.

Главным координирующим центром у позвоночных животных является головной мозг. С нервной системой тесно связаны органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. В состав органов входят клетки, способные воспринимать прикосновения, действие звука, света, химических веществ.

Сигналы, поступающие из органов чувств или других органов, суммируются и перерабатываются в нервных узлах или в спинном и головном мозге. После этого к органам поступают ответные сигналы, регулирующие деятельность органов.

Жизнедеятельность многоклеточных животных координируется за счет совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция позволяет координировать длительные процессы жизнедеятельности: рост, индивидуальное развитие. Нервная регуляция позволяет животным быстро воспринимать и оперативно реагировать на внешние и внутренние раздражения. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов, поддерживается постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма.

  1. Какое строение имеет нейрон?
  2. Что такое рефлекс?
  3. Каков механизм нейрогуморальной регуляции?
  4. Назовите животных с наиболее развитой нервной системой.

Нервная система. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция.

Почему жизнедеятельность животных регулируется путем совместного действия гуморальной и нервной регуляции?

Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов

  1. Наблюдая поведение рыб в аквариуме, выясните, как рыбы реагируют на различные раздражения: брошенный в воду корм, опущенный в аквариум сачок, постукивание по стенке аквариума.
  2. Несколько дней подряд, непосредственно перед кормлением рыб, включайте над аквариумом электрическое освещение.
  3. Наблюдайте за тем, как рыбы реагируют на вспышку света. После реакции рыб давайте рыбам корм.
  4. Через несколько дней измените условия опыта и после реакции рыб на освещение не давайте им корм. Какие изменения в поведении рыб вы наблюдаете?
  5. В тетради запишите вывод о формировании у рыб рефлексов.

Звери анализируют содержащиеся в воздухе химические вещества с помощью носа, а вещества, взятые в рот, с помощью языка. В отличие от зверей у змей чувства вкуса и запаха не обособлены.


Головной мозг позвоночных животных состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и переднего мозга, состоящего из двух полушарий (рис. 76).


Рис. 76. Головной мозг позвоночных животных

Продолговатый мозг координирует множество рефлексов, необходимых для поддержания жизни: дыхание, сокращение сердца и сосудов.

Мозжечок координирует сложные движения и отвечает за поддержание равновесия тела. Мозжечок лучше развит у подвижных позвоночных животных: рыб, птиц, млекопитающих (зверей).

Очень разнообразны и сложны функции среднего и промежуточного мозга. Средний мозг участвует в координации ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Промежуточный мозг также участвует в координации зрения.

Передний мозг — отдел головного мозга, состоящий из подкорки и коры больших полушарий. Он является важнейшим отделом нервной системы и наиболее развит у птиц, зверей и особенно у человека.

Повреждение какой-либо части головного или спинного мозга приводит к потере чувствительности или к параличу той или иной части тела.

1. Необходимо установить соответствие между животным и органом нервной системы, у которого он имеется:
Пчела:
а) брюшная нервная цепочка +
б) мозжечок
в) спинной мозг

2. Необходимо установить соответствие между животным и органом нервной системы, у которого он имеется:
Сельдь:
а) брюшная нервная цепочка
б) мозжечок +
в) окологлоточное нервное кольцо

3. Необходимо установить соответствие между животным и органом нервной системы, у которого он имеется:
Пчела:
а) мозжечок
б) спинной мозг
в) окологлоточное нервное кольцо +

4. Необходимо установить соответствие между животным и органом нервной системы, у которого он имеется:
Сельдь:
а) большие полушария головного мозга +
б) брюшная нервная цепочка
в) окологлоточное нервное кольцо

5. Необходимо установить соответствие между животным и органом нервной системы, у которого он имеется:
Сельдь:
а) брюшная нервная цепочка
б) окологлоточное нервное кольцо
в) спинной мозг +

6. Нервная система в виде тяжа, расположенная на спинной стороне тела, характерна для:
а) дождевого червя
б) окуня +
в) пчелы

7. Нервная система в виде тяжа, расположенная на спинной стороне тела, характерна для:
а) гидры
б) дождевого червя
в) лошади +

8. Нервная система в виде тяжа, расположенная на спинной стороне тела, характерна для:
а) утки +
б) пчелы
в) гидры

9. Безусловные рефлексы животных являются:
а) заимствованными
б) приобретенными
в) врожденными +

10. Ростовые вещества в растениях влияют на обмен веществ, рост и развитие всего организма, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

11. Как называется волна возбуждения, которая распространяется по нерву:
а) импульс +
б) инстинкт
в) гормон

12. Чем вырабатывается в цветковом растении особенно много ростовых веществ:
а) сердцевиной стебля
б) верхушкой побега +
в) кожицей листа

13. Что осуществляет гормональную регуляцию обмена веществ и роста человека:
а) гипофиз +
б) желудок
в) покров тела

14. Чем осуществляется гормональная регуляция работы организма:
а) слюнными железами
б) железами желудка
в) железами внутренней секреции +

15. Самый крупный отдел нервной системы лошади:
а) большие полушария головного мозга +
б) нервы, идущие к сердцу
в) спинной мозг

16. Врождённый комплекс сложных форм поведения организма при воздействии на него окружающей среды:
а) выделение
б) инстинкт +
в) обмен веществ

17. Необходимо установить соответствие между системой органов и органом животного:
Эндокринная:
а) спинной мозг
б) головной мозг
в) гипофиз +

18. Необходимо установить соответствие между системой органов и органом животного:
Нервная:
а) гипофиз
б) головной мозг +
в) щитовидная железа

19. Необходимо установить соответствие между системой органов и органом животного:
Эндокринная:
а) головной мозг
б) спинной мозг
в) щитовидная железа +

20. Необходимо установить соответствие между системой органов и органом животного:
Нервная:
а) гипофиз
б) спинной мозг +
в) щитовидная железа

21. Нервной системой узлового типа обладает:
а) дождевой червь +
б) гидра
в) инфузория

22. Нервной системой узлового типа обладает:
а) инфузория
б) улитка +
в) амёба

23. Нервной системой узлового типа обладает:
а) амёба
б) гидра
в) муравей +

24. Условные рефлексы животных передаются по наследству, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

25. В цветковых растениях ростовые вещества вырабатываются в кончике корня и верхушке побега, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

26. Нервная деятельность многоклеточного животного имеет такой характер:
а) дыхательный
б) рефлекторный +
в) пищеварительный

27. С помощью чего происходит регуляция деятельности растений:
а) ростовых веществ +
б) нервных узлов
в) пищеварительных соков

28. Рост и развитие головастика зависит от деятельности этого:
а) кожных желёз
б) желёз желудка
в) щитовидной железы +

29. С помощью чего эндокринная система позвоночного животного регулирует работу всего организма:
а) гормонов +
б) веществ, вырабатываемых печенью
в) нервных импульсов

30. Наивысшего развития нервная система достигла у:
а) пресмыкающихся
б) млекопитающих +
в) моллюсков

Тест по биологии Координация и регуляция для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 9 заданий.

1 вариант

1. Координирует передвижение рыбы в пространстве

1) мозжечок
2) продолговатый мозг
3) спинной мозг
4) сердце

2. Наивысшего развития нервная система достигла у

1) моллюсков
2) рыб
3) млекопитающих
4) пресмыкающихся

3. Эндокринная система позвоночного животного регулирует работу всего организма с помощью

1) гормонов
2) нервных импульсов
3) пищевых веществ
4) веществ, вырабатываемых печенью

4. Рост и развитие головастика зависит от деятельности

1) кожных желёз
2) щитовидной железы
3) слюнных желёз
4) желёз желудка

5. Регуляция деятельности растений происходит с помощью

1) нервов
2) нервных узлов
3) пищеварительных соков
4) ростовых веществ

6. Нервная деятельность многоклеточного животного имеет характер

1) рефлекторный
2) гормональный
3) пищеварительный
4) дыхательный

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Условные рефлексы животных передаются по наследст­ву.
Б. В цветковых растениях ростовые вещества вырабатываются в кончике корня и верхушке побега

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

8. Выберите три верных утверждения.

Нервной системой узлового типа обладают

1) амёба
2) инфузория
3) дождевой червь
4) улитка
5) гидра
6) муравей

9. Установите соответствие между органом животного и системой органов, к которой он принадлежит.

1. Гипофиз
2. Головной мозг
3. Щитовидная железа
4. Спинной мозг

А. Нервная
Б. Эндокринная

2 вариант

1. Врождённый комплекс сложных форм поведения организ­ма при воздействии на него окружающей среды — это

1) выделение
2) обмен веществ
3) питание
4) инстинкт

2. Самый крупный отдел нервной системы лошади — это

1) мозжечок головного мозга
2) большие полушария головного мозга
3) спинной мозг
4) нервы, идущие к сердцу

3. Гормональная регуляция работы организма осуществляет­ся

1) сердцем
2) железами желудка
3) слюнными железами
4) железами внутренней секреции

4. Гормональную регуляцию обмена веществ и роста человека осуществляет

1) гипофиз
2) желудок
3) сердце
4) покров тела

5. В цветковом растении особенно много ростовых веществ вырабатывается

1) кожицей листа
2) пробкой стебля
3) сердцевиной стебля
4) верхушкой побега

6. Волна возбуждения, которая распространяется по нерву, называется

1) инстинкт
2) гормон
3) импульс
4) адреналин

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Безусловные рефлексы животных являются врождён­ными.
Б. Ростовые вещества в растениях влияют на обмен веществ, рост и развитие всего организма.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

8. Выберите три верных утверждения.

Нервная система в виде тяжа (трубки), расположенная на спинной стороне тела, характерна для

1) дождевого червя
2) окуня
3) пчелы
4) гидры
5) лошади
6) утки

9. Установите соответствие между органом нервной системы и животным, у которого он имеется.

Орган нервной системы

1. Брюшная нервная цепочка
2. Мозжечок
3. Окологлоточное нервное кольцо
4. Большие полушария головного мозга
5. Спинной мозг

А. Сельдь
Б. Пчела

Ответ на тест по биологии Координация и регуляция
1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-2
5-4
6-1
7-2
8-346
9-БАБА
2 вариант
1-4
2-2
3-4
4-1
5-4
6-3
7-3
8-256
9-БАБАА

Высшая нервная деятельность — деятельность высших отделов головного мозга, обеспечивающая наиболее совершенное и тонкое приспособление организма к меняющимся условиям окружающей среды, в отличие от деятельности центральной нервной системы по регуляции соотношения частей организма между собой.

В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе индивидуальной жизни животных на основе какой‑либо врожденной деятельности — безусловного рефлекса, или инстинкта, например пищевого, оборонительного, полового, а также уже выработанных условных рефлексов.

Условные рефлексы образуются при определенных обстоятельствах. Основное из них — совпадение во времени безразличного (индифферентного) раздражителя и какой‑либо деятельности организма. Индифферентный раздражитель, например звонок, вызывает в коре больших полушарий головного мозга возбуждение, и если в это время животное кормить, то возникнет второй очаг возбуждения. В результате совпадения во времени этих двух очагов возбуждения между ними устанавливается нервная связь. В дальнейшем, как только зазвонит звонок, возбуждение распространяется по этой связи в пищевой центр и вызывает там очаг возбуждения — пищевую реакцию в виде секреции. Так образуется пищевой условный рефлекс. Описанная нервная связь называется временной, так как может существовать до тех пор, пока сохраняются условия её образования.

Условный рефлекс вырабатывается благодаря определенному состоянию нервного процесса — возбуждению, которому постоянно противостоит другое состояние — торможение. Торможение — это приспособительная реакция организма, и направлено оно на устранение выработанных положительных рефлексов, временно или совсем утративших биологическое значение. Вся высшая нервная деятельность представляет собой совокупность временных связей, постоянно возникающих и затормаживающихся в процессе жизнедеятельности организма. Формирование простых и сложнейших комбинаций временных связей представляет собой процесс накопления жизненного индивидуального опыта.

Знание законов и особенностей высшей нервной деятельности различных видов и пород сельскохозяйственных животных имеет большое значение для организации оптимальных условий их выращивания, содержания и эксплуатации с целью получения от них максимальной продуктивности.

Учеными, например, установлено, что в обычных условиях доения основная часть молока и молочного жира выделяется молочными железами коровы условнорефлекторно. Условный рефлекс молокоотдачи возникает в ответ на действие комплекса условных раздражителей (время, место, очередность доения, подход доярки), в результате многократных доек в одних и тех же условиях. Наиболее полное осуществление условнорефлекторной молокоотдачи способствует более быстрому и полному выдаиванию молока и особенно молочного жира, большая часть которого содержится в последних порциях удоя и задерживается в вымени при торможении молокоотдачи. Такое торможение может быть при любом нарушении условий доения. Следовательно, для получения высоких удоев необходимо сохранять постоянные условия доения.

Исследованиями советских ученых установлена взаимная связь между высшей нервной деятельностью и молочной продуктивностью у коров, шерстной — у овец, работоспособностью и резвостью у лошадей. Характеристика высшей нервной деятельности сельскохозяйственных животных имеет важное значение в племенном деле. Наиболее желательны для сельского хозяйства животные сильного уравновешенного подвижного типа нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.