Нервная деятельность собаки рефлекторная дуга

Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин

ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Допущено в качестве учебного пособия Ученым советом Главного управления пограничных войск КГБ СССР для подготовки специалистов по служебному собаководству.

Рецензенты: ГУПВ КГБ СССР, ГУВВ МВД СССР и школа милиции г. Ростова-на-Дону.

Собака — первое домашнее животное, прирученное человеком. По мере того как изменялись условия жизни человека, видоизменялись и способы применения собак.

Человек очень давно оценил полезные качества собаки: острое обоняние, тонкий слух, хорошее зрение, быстрый бег, выносливость и неприхотливость. На протяжении тысячелетий систематического отбора, целенаправленного воздействия у собаки вырабатывалась ярко выраженная привязанность к своему хозяину, податливость к дрессировке.

Все это сделало собаку незаменимой для выполнения многих народнохозяйственных, военных задач и в наши дни.

Все породы собак, а их более четырехсот, по назначению и способам использования можно разделить на четыре вида: служебные, охотничьи, комнатно-декоративные и лабораторно-экспериментальные.

Научной основой дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова и его последователей о высшей нервной деятельности, которое составляет главное содержание теории дрессировки всех видов собак.

Служебное собаководство в нашей стране развито широко. Во многих городах имеются клубы служебного собаководства ДОСААФ, объединяющие большое количество любителей собак служебных пород. Они проводят огромную работу по подготовке специалистов кинологов, дрессировке и разведению собак.

В помощь специалистам в нашей стране периодически издавались различные учебники и учебные пособия по служебному собаководству. В них в краткой форме изложены все основные разделы служебного собаководства, в том числе даны рекомендации по методике дрессировки собак многих видов служб. Эти книги имели универсальный характер и предназначались для всех специалистов. К сожалению, в них крайне недостаточно освещались вопросы теории и практики дрессировки розыскных и сторожевых собак. А, как известно, наиболее трудным и продолжительным по времени является процесс подготовки розыскных собак, у которых вырабатывается наибольшее количество навыков по сравнению с собаками всех других видов служб. При этом самым сложным является приучение розыскных собак к поиску человека по запаховому следу, обыску местности, выборке вещей и человека.

Специалисты кинологии всех категорий нуждаются в хороших учебниках, пособиях, которые бы соответствовали содержанию и профилю их службы. Это относится в первую очередь к пограничным, внутренним войскам и органам МВД СССР.

Для выполнения служебных задач им нужны высококвалифицированные кинологи и хорошо надрессированные розыскные, сторожевые и караульные собаки. По этой причине авторы книги сочли целесообразным дать в расширенном объеме только два раздела кинологии — теорию и практику дрессировки собак, главным образом, розыскной службы.

Во второй части наряду с расширенным изложением всех приемов дрессировки розыскных собак больше внимания уделено методике и технике выработки навыков работы собаки по запаховому следу, обыску местности в сложных условиях. Дана новая методика приучения собак к выборке вещей и одорологической идентификации предметов.

В книге обобщен многолетний опыт практики служебного собаководства в нашей стране и за рубежом, личный опыт авторов книги, а также учтены упущения, имеющиеся в ранее вылущенных учебниках и пособиях.

Книга написана в соответствии с программой подготовки квалифицированных специалистов служебного собаководства, занимающихся дрессировкой, тренировкой и применением служебных собак в пограничных, внутренних войсках, органах МВД и других ведомствах СССР. Она может быть использована при подготовке специалистов и служебных собак, применяемых в различных отраслях народного хозяйства страны.

Коллектив авторов в составе: заслуженного работника Высшей школы Казахской ССР Ф. С. Арасланова, А. А. Алексеева, В. И. Шигорина выражают сердечную признательность и благодарность авторам учебников, пособий по служебному собаководству, чей положительный опыт был обобщен и использован нами в процессе работы над рукописью, а также преподавателям, которые помогли нам замечаниями и ценными предложениями.

ТЕОРИЯ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением организма. Одновременно нервная система осуществляет и функцию саморегулирования.

По функциональному признаку и жизненному назначению в организме нервную систему делят на анимальную, обеспечивающую передвижение организма в пространстве и поведенческие реакции, и вегетативную, ведающую процессами обмена веществ и деятельностью внутренних органов. Обе эти системы имеют свою центральную и периферическую часть. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, периферическая — из многочисленных ответвлений нервов, которые отходят от головного и спинного мозга и пронизывают весь организм.

Все отделы центральной нервной системы работают по принципу рефлекса, являющегося основной формой высшей нервной деятельности у собаки, вырабатывают различные виды условных рефлексов, необходимых для управления ее поведением и использования на службе.

Функции нервной системы и закономерности высшей нервной деятельности можно понять при глубоком и детальном изучении отдельных нервных структур и их физиологических свойств.

НЕЙРОН, ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

Нейрон — это нервная клетка с отростками, являющаяся основной структурной и функциональной единицей нервной системы. Она имеет строение, сходное с другими клетками: оболочка, протоплазма, ядро, митохондрии, рибосомы и другие органоиды.

В нейроне различают три части: тело клетки — сома, длинный отросток — аксон и множество коротких разветвленных отростков — дендритов. Сома выполняет обменные функции, дендриты специализируются на приеме сигналов из внешней среды или от других нервных клеток, аксон на проведении и передаче возбуждения в область, удаленную от зоны дендритов. Аксон оканчивается группой концевых разветвлений для передачи сигналов другим нейронам или органам-исполнителям. Наряду с общим сходством в строении нейронов наблюдается большое разнообразие, обусловленное их функциональными различиями (рис. 1).

Внимание! Ваша версия браузера устарела. Подробнее

  • Главная
  • О нас
  • Отзывы
  • Видео
  • Контакты
  • товары
  • Наши акции
  • Центр Дрессировки собак
  • Статьи
  • 1. Рефлексы и раздражители

1. Рефлексы и раздражители

Дрессировка (от французского словаdresser – выправлять, обучать) – это процесс выработки у собаки комплекса условных рефлексов (навыков), необходимых для управления ее поведением. Как правило, это выполнение определенных действий по команде или жесту дрессировщика. Дрессировка – это сложный, многогранный процесс, требующий глубоких профессиональных знаний, интуиции, опыта, творческого подхода и, в не меньшей степени таланта дрессировщика. Чтобы научить собаку выполнять требуемые от нее действия, дрессировщик должен знать строение и функции нервной системы собаки, основы учения о высшей нервной деятельности (ВНД).

Поведение собаки носит рефлекторный характер, т.е. складывается из бесконечного множества ответных реакций на внешние и внутренние раздражители. Формы поведения животного обусловлены его внутренней природой, включающей и механизмы избирательной активности в ходе взаимодействия с внешней средой. В основе высшей нервной деятельности лежит взаимодействие безусловных и условных рефлексов.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая через центральную нервную систему. Путь, по которому проводятся импульсы возбуждения от рецепторов до коры головного мозга, называется рефлекторной дугой. Различают безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, являющиеся фундаментом высшей нервной деятельности животного. Сформированные в процессе эволюции, они обеспечили животным приспособление и выживание. Совокупность сложных безусловных рефлексов, проявляющихся при определенных условиях на специфические раздражители называется инстинктом.

Основными безусловными рефлексами являются:

Пищевой рефлекс. Проявляется с момента появления щенка на свет, когда он начинает сосать мать, в его основе заложена естественная потребность собаки в пище. Под воздействием пищевого рефлекса животные могут создавать запасы еды. Пищевой рефлекс является ведущим фактором поведения собак и широко используется в дрессировке.

Ориентировочный рефлекс – реакция собаки на каждое новое для нее явление. В любых условиях обитания, познавая окружающий мир, все животные постоянно находятся под его влиянием. Ориентировочный рефлекс широко используется в дрессировке собак.

Оборонительный рефлекс – это естественный рефлекс самозащиты, который внешне может проявляться в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. В период условно-рефлекторной адаптации щенков уже заметно различие в поведении – одни реагируют на незнакомые раздражители, пугаясь и прячась, другие – настораживают уши и пытаются исследовать незнакомый объект.

Взрослая собака при проявлении активно-оборонительной реакции принимает угрожающую позу, поднимает голову и хвост, грозно рычит. Пассивно-оборонительная реакция выражается в оцепенении, угнетенном состоянии, пугливости, иногда в бегстве от опасности.

Половой рефлекс – биологический инстинкт размножения, нередко подавляющий другие рефлексы. В период течки суки могут отказываться от еды, в значительной степени у них угасают условные рефлексы. Кобели зачастую выходят из подчинения, убегают за течкующими суками. Чрезмерно выраженный половой рефлекс затрудняет дрессировку собаки.

Помимо этих, основных, к безусловным рефлексам относятся: сторожевой рефлекс, игровое поведение, подражательное поведение, стайный рефлекс, рефлекс доминирования, материнский инстинкт и некоторые другие.

Условные рефлексы, в отличие от безусловных (врожденных), образуются в процессе жизни животного и обозначаются по названию безусловных рефлексов, на базе которых они выработаны: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Они являются формой проявления высшей нервной деятельности. При образовании условного рефлекса происходит замыкание между центром, воспринимающим возбуждение и двигательным центром в коре головного мозга. Обратная связь – это нервные импульсы, идущие от рецепторов рабочего органа в центральную нервную систему. Они возникают в рецепторах, воспринимающих результат действия. Благодаря обратной связи нервная система контролирует результаты рефлекторной деятельности органов. Отсутствие правильного результата приводит к тому, что рефлекс не заканчивается. Попытки повторяются до выработки нужного эффекта. Обратная связь является последним звеном рефлекса. Без нее животное не могло бы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Условные рефлексы подразделяются на натуральные иискусственные. В первом случае условные рефлексы вырабатываются при помощи естественных свойств безусловных раздражителей (запах и вид пищи, механические раздражители и т.д.). В данном случае условные рефлексы быстро вырабатываются и стойко удерживаются. Например, вид и запах косточки вызывает рефлекс ее охраны. Во втором случае условные рефлексы вырабатываются при сочетании двух различных раздражителей, например рефлекс выработки навыка посадки на команду "Сидеть" при помощи кусочка лакомства и механического нажатия на круп. Сущность дрессировки – это выработка у собаки целого ряда простых и сложных условных рефлексов, их систем, образующих навыки. По мере выработки навыков необходимо их закрепление и усовершенствование.

Для выработки у собаки того или иного навыка необходим комплекс целенаправленных воздействий на нее раздражителями. Раздражители– это различные средства воздействия на органы чувств собаки, вызывающие в них нервные раздражения, передаваемые в центральную нервную систему. Известно, что у собаки имеется пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и вкус). Воздействие на любой из этих органов вызывает возбуждение соответствующих рецепторов, а сами действующие начала по отношению к органам чувств являются раздражителями. Например, свет действует на органы зрения, звук – на органы слуха, запах – на органы обоняния. Раздражители бывают сильными и слабыми. Сильные раздражители оказывают повышенное воздействие на нервную систему собаки, слабые – незначительно возбуждают или тормозят ее. Раздражители бывают безусловными, условными и индифферентными.

Безусловными называются такие раздражители, воздействие которых приводит к адекватной (соответствующей данному раздражителю) ответной реакции без предварительного обучения. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот. Безусловный раздражитель вызывает проявление безусловного рефлекса.

Условными называют такие раздражители, действие которых вызывает неадекватную реакцию, проявляющуюся в процессе обучения. Условные раздражители, применяемые при дрессировке, делятся в основном на звуковые и зрительные. Действие условного раздражителя (команда, жест) проявляется лишь при определенных условиях.

Индифферентными называются раздражители, которые не вызывают никакой реакции у собаки. Иногда такими раздражителями становятся часто повторяемые команды – собака перестает на них обращать внимание.

В процессе дрессировки человек подает собаке различные сигналы (команды, жесты), которые на начальном этапе являются для нее индифферентными раздражителями, не вызывающими какой-либо реакции. Задача дрессировщика состоит в том, чтобы индифферентный раздражитель превратить для собаки в условный, используя при этом безусловные раздражители. Любой звук или жест дрессировщика на начальном этапе обучения вызывает у собаки ориентировочный безусловный рефлекс, который подготавливает мозг животного к возможным соответствующим реакциям на эти раздражители и облегчает образование условного рефлекса.

Условный рефлекс можно выработать на простой (одиночный) и сложный (комплексный) раздражители. Простой раздражитель – это единственный сигнал (чаще всего – команда), комплексный раздражитель – это сочетание команды с жестами, действиями, мимикой дрессировщика. Внешний вид, одежда, запах дрессировщика также являются составляющими комплексного раздражителя. С самого начала условный рефлекс легче вырабатывается на простой раздражитель, однако практически невозможно исключить влияние посторонних раздражителей.

В зависимости от особенностей нервной системы одни собаки сравнительно легко, без особых усилий, выделяют из всего комплекса основной раздражитель и реагируют на него, другие, напротив, очень быстро связывают весь комплекс раздражителей в одно целое с образованием ситуационного рефлекса, в котором отдельные компоненты, в том числе и команда не имеют столь существенного значения. Во избежании этого при дрессировке собак следует соблюдать следующие условия:

  • на начальном этапе дрессировки комплекс раздражителей должен быть сведен к минимуму;
  • комплекс раздражителей, используемых дрессировщиком должен быть все время различным (место проведения занятий, ситуации, одежда дрессировщика), но в неизменном виде должен присутствовать основной раздражитель – команда (стандартное слово, интонация, ударение);
  • следует обязательно подкреплять основной условный раздражитель безусловным, в то время, как другие раздражители оставляются без подкрепления. Особое значение имеет быстрота подкрепления команды – чем быстрее всякий раз вы будете заставлять собаку выполнить команду, подкрепляя ее действием, тем быстрее и четче будет вырабатываться условный рефлекс на данную команду.

2. Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Различия в поведении собак зависят от основных физиологических процессов центральной нервной системы, от их силы, равновесия и быстроты смены одного другим. Основными процессами высшей нервной деятельности собак являются процессы возбуждения и торможения, которые находятся в постоянном движении и взаимодействии, определяя поведение животного в окружающей среде. В поведении собаки одни рефлексы проявляются сильнее, другие слабее, что зависит от наследственных особенностей и условий содержания и выращивания животного.

Академик И.П. Павлов определил четыре основных типа высшей нервной деятельности собаки: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В настоящее время в данную классификацию внесены некоторые изменения, но суть остается неизменной.

Схема основных типов высшей нервной деятельности (ВНД) у собак

Тип ВНД Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) Темперамент
Сила Равновесие Подвижность
Подвижный Сильные Уравновешенные Подвижные Сангвиник
Безудержный Сильные Неуравновешенные Подвижные Холерик
Спокойный Сильные Уравновешенные Малоподвижные Флегматик
Слабый Слабые Неуравновешенные Малоподвижные Меланхолик


Сангвиники. Собаки подвижного типа, обладают спокойными реакциями на окружающую обстановку, они уравновешенны и общительны. Процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии, легко сменяются один другим. Условные рефлексы у них вырабатываются сравнительно быстро и удерживаются прочно. Дрессируемость – легкая, работоспособность – высокая.

Холерики. Собаки безудержного типа – энергичные и, как правило, агрессивные. У них преобладают процессы возбуждения, хуже проявляются процессы торможения. Собаки этого типа быстро усваивают команды, требующие возбуждения нервной системы и значительно хуже – команды, требующие торможения. Но они обладают стойкостью и выносливостью в работе.

Флегматики. Собаки спокойного типа, обладают невысокой активностью, малоподвижны. У них замедленная смена процессов возбуждения и торможения, но при общей медлительности, они достаточно работоспособны и выносливы.

Меланхолики. Собаки слабого типа, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Эти собаки, как правило, трусливы, плохо дрессируются, их рабочая производительность низкая.

3. Методы дрессировки

Существует несколько методов дрессировки собак, наиболее часто используемые из которых:

Механический метод основан на подкреплении условного раздражителя (команды, жеста) механическим или болевым воздействием – рывком поводка, нажимом, шлепком. С помощью этих воздействий у животного вызываются нужные для дрессировщика действия. При механическом методе можно добиться безотказного выполнения собакой команд, но он применим только к сильным, уравновешенным собакам. Главный недостаток этого метода в том, что в результате сильных раздражителей нарушается контакт дрессировщика с собакой.

Вкусопоощрительный метод основан на применении лакомства, с помощью которого от собаки добиваются нужного действия. При этом методе легко устанавливается контакт дрессировщика с собакой и быстро образуется вырабатываемый у нее условный рефлекс. Недостаток этого метода в том, что он не обеспечивает безотказности в работе собаки.

Контрастный метод является сочетанием двух предыдущих методов. Действуя механическим раздражителем и показывая собаке лакомство, добиваются от нее нужных действий, которые поощряются дачей лакомства. Контрастный метод объединяет положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов, это основной и наиболее распространенный метод дрессировки.

Подражательный метод распространен в некоторых видах специальной дрессировки, например – пастушьей, караульной службах. При этом методе в работе обученных взрослых животных участвуют щенки, которые быстро перенимают навыки взрослых собак.

4. Основные правила дрессировки

  1. При дрессировке собак используются определенные, нормативные команды, произношение которых нельзя менять по своему усмотрению. Следует также строго соблюдать интонацию голоса при подаче различных команд: приказных – спокойным, но строгим тоном, поощрительных – ласковым, бодрым тоном, запрещающих – угрожающим, настойчивым.
  2. Немаловажное значение имеют движения и жесты дрессировщика, являющегося для собаки сильным раздражителем. Его поведение должно быть уверенным и спокойным. Недопустимы порывистые, резкие движения, топанья ногой, замахи.
  3. При отработке любого навыка необходимо следовать основному правилу дрессировки – условный раздражитель (команда, жест) всегда должен на 1-2 секунды предшествовать безусловному раздражителю (действия дрессировщика, способствующие выполнению собакой данной команды).
  4. На начальном этапе обучения за правильно выполненной командой обязательно должно следовать поощрение собаки лакомством, поглаживанием, ласковой интонацией.
  5. В процессе дрессировки внимательно следить за состоянием здоровья собаки, ее заинтересованностью работой. Категорически запрещается заниматься дрессировкой с больными собаками, течкующими и щенными суками.
  6. В процессе занятий периодически следует предоставлять собаке отдых, свободу движений, играть с ней. Четко разграничивать своим поведением рабочее и свободное состояние собаки.
  7. Следует постоянно разнообразить места и время занятий, наличие посторонних раздражителей, одежду дрессировщика, последовательность выполнения команд.
  8. До того момента, пока навыки окончательно не выработаны, заниматься с собакой должен только один человек.
  9. Лучшее время для занятий дрессировкой – утром или вечером до кормления собаки, идеальная температура воздуха – 12-15 о тепла, без осадков и резкого ветра.

5. Виды дрессировки немецкой овчарки

В настоящее время существует множество видов дрессировки немецкой овчарки – породы, которая была и остается наиболее популярной и распространенной из всех служебных пород. Все виды дрессировки можно условно объединить в четыре группы:

Тестовая дрессировка.

Тестовая дрессировка собак, являясь одним из критериев отбора в разведение, изначально преследует цель выявления психических, умственных и физиологических качеств животных и их соответствия свойствам данной породы. Подготовка и испытания собак по этим программам выявляют комплекс многих, наследственно обусловленных, качеств собаки, как например, острота обоняния и способность к следовой работе, контактность собаки и ее рабочая производительность, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, смелость, отвага и готовность к схватке с противником. Это не значит, что собака, прошедшая курс нормативной дрессировки и сдавшая испытания сможет в реальных условиях работать по розыскной или защитной службе. Но, правила испытаний таковы, что они гарантируют наличие у собаки необходимых для этого качеств, позволяющих в случае необходимости пройти курс специальной (профессиональной) дрессировки, обучив собаку реальной работе по следу или защите хозяина.

Спортивная дрессировка.

По сути дела то же, что и тестовая, но с более высокими требованиями к психике, характеру и рабочим качествам собаки. В отличии от тестовой, имеет цель подготовки собаки к спортивным соревнованиям.

Наиболее популярны из числа принятых в странах-членах FCI следующие виды спортивной дрессировки: международная программа испытаний (IPO), испытания защитной собаки (SchН или VPG), испытания следовой собаки (FН).

Специальная (профессиональная) дрессировка.

Немецкие овчарки используются в самых разнообразных видах служб во всех странах мира. Они работают в полиции и различных ведомствах как розыскные, караульные, патрульно-постовые собаки, используются для поиска наркотиков и взрывчатки. Это незаменимые пастушьи собаки и проводники слепых. Специальная дрессировка пользовательских собак проводится, как правило, в ведомственных питомниках и имеет цель максимально раскрыть их природные особенности. Нередко и при разведении таких собак единственным критерием отбора является наследственная предрасположенность к выполнению определенной работы. Дрессировкой пользовательских собак занимаются профессиональные дрессировщики.

Социальная (адаптационная) дрессировка.

Существует различие в дрессировке собак для специальных целей и обучении для практического применения в обычной жизни. Большинство немецких овчарок содержатся собаководами-любителями в городских условиях, и они должны быть адаптированы к этим условиям. Городская собака должна быть воспитанной, легко управляемой, социально безопасной, своим поведением она не должна создавать каких-либо проблем ни владельцу, ни окружающим. Для воспитания таких собак существуют различные программы – городская собака (ГС), общий курс послушания (ОКП), общий курс дрессировки (ОКД). Подготовка собак по этим программам осуществляется в различных кинологических клубах и обществах. Занятия проводятся в группах под руководством инструктора или частными дрессировщиками в индивидуальном порядке.

Любительская (неформальная) дрессировка.

Многие владельцы собак, имея просто домашних любимцев, не утруждают себя дрессировкой по определенным программам. Их вполне устраивает просто воспитанная, легко управляемая собака, выполняющая минимальные требования хозяина, умеющая по команде подавать лапу, приносить тапочки, реагировать на звонок в дверь.

Для того чтобы правильно строить отношения с собакой и успешно заниматься дрессировкой, необходимо понимать ее психофизиологические особенности, то есть специфику высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью (ВНД) академик И. П. Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма с окружающей средой.

Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные, или условные, рефлексы. Он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животного, оно имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности дает возможность разработать научно обоснованную методику дрессировки собак.

Наивысшего развития нервная система достигает у позвоночных животных, особенно у млекопитающих. Их нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система образована разветвлением нервных стволов (нервов), расходящихся от спинного и головного мозга по всему организму. Нервные стволы состоят из чувствительных (центростремительных) и двигательных (центробежных) нервных волокон.

Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует деятельность внутренних органов.

Характерной особенностью строения нервной системы млекопитающих является то, что у них сильно развиты большие полушария головного мозга.

Сопоставив относительную величину тела и массы мозга у различных позвоночных животных, мы увидим следующее: у рыб это соотношение составляет 1:5668, у земноводных — 1:1321, у птиц — 1:212, а у собаки (представителя млекопитающих) — 1:37. Масса головного мозга собаки колеблется в среднем от 54 до 125 г. В головном мозгу млекопитающих, в том числе и собак, различают следующие основные части (отделы): конечный мозг, промежуточный, средний, задний, состоящий из зрительных бугорков и мозжечка, и продолговатый. Конечный мозг, имеющий вид двух больших полушарий, достигает наивысшего развития только у млекопитающих. У низших позвоночных (рыб, лягушек и т. д.) он развит очень слабо. Степень развития конечного мозга имеет весьма важное значение для поведения животных и их дрессировки.

Главной и основной работой больших полушарий является установление сложных взаимоотношений организма с окружающей средой. При этом особое значение имеет кора головного мозга, расположенная на поверхности больших полушарий.

Большую роль в поведении животных играет промежуточный мозг, Он регулирует все прирожденные действия животного, которые называют инстинктами.

Для того чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на поведение собаки и правильно применять те раздражители, благодаря которым вызываются необходимые реакции, дрессировщик должен знать основные законы нервной деятельности собаки.

Проявление определенных реакций у собаки связано со следующими закономерностями нервной деятельности. Чтобы организм реагировал на определенный раздражитель, он должен его воспринять посредством чувствительных нервных окончаний, или рецепторов. Определенный рецептор воспринимает конкретный раздражитель: тепловой, световой, запаховый, механический, звуковой, Рецепторы, воспринимающие изменения внутри организма, расположены во внутренних органах и мышцах.

При восприятии раздражителей осуществляется трансформация энергии внешнего раздражения в нервные импульсы, которые анализируются в определенной зоне коры полушарий головного мозга, где осуществляется более тонкое уточнение раздражителей.

Рецепторы, нервы, проводящие сигнал в кору головного мозга, и зона коры полушарий головного мозга составляют анализатор, то есть орган, обеспечивающий восприятие и различение раздражителей.

В процессе жизнедеятельности в естественных условиях на организм могут оказывать воздействие одновременно многие раздражители. Благодаря анализированию ответная реакция появляется только на жизненно важные в данный момент раздражители. При этом возникает временно господствую щий рефлекс, в то время как другие рефлексы тормозятся.

Итак, раздражения, идущие из окружающей среды, воспринимаются животным с помощью органов чувств и по чувствительным центров стремительным нервам передаются в центральную нервную систему. Здесь они переключаются на двигательные (центробежные) нервы, которые связаны с мышцами и железами, выполняющими определенную работу.

Например, пища, попадающая в рот собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, заложенного во вкусовых сосочках языка (орган чувств), По этому нерву раздражение передается в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переключается на двигательный нерв, связанный со слюнной железой. В ответ на раздражение эта железа начинает усиленно выделять слюну. Ответное действие (реакция) организма на раздражитель, происходящее при участии нервной системы, называется рефлексом (отраженным действием). Рефлекс является своеобразной формой связи организма с внешней средой и всегда обусловлен конкретными причинами. Он протекает без участия зачаточного мышления собаки и всегда биологически полезен, так как направлен на сохранение жизни. Если при восприятии и оценке раздражителя внешней и внутренней среды он был оценен анализатором как несущественный, то ответная реакция затормаживается.

Нервный путь, по которому проходит раздражение от нервных окончаний, находящихся в органе чувств, по чувствительному нерву до ЦНС спинного или головного мозга и от него по двигательному нерву до мышц или желез, называется рефлекторной дугой.

Рефлекс является основным принципом работы нервной системы. Рефлексы следует различать по качеству и сложности. Все рефлексы собаки подразделяются на безусловные и условные.

Безусловными называются врожденные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Они проявляются у каждой собаки (выделение слюны при виде мяса, сосательный рефлекс у щенка, половой рефлекс и пр.).

Условными называются рефлексы, которые приобретаются в процессе жизни, то есть определенные ответные действия организма, выработанные при определенных условиях (узнавание пищи по запаху, выполнение действия по команде и пр.).

Безусловные рефлексы проявляются по определенным закономерностям. Они отличаются большим постоянством. На определенный раздражитель всегда следует определенный безусловный рефлекс. Например, если около глаза собаки взмахнуть рукой, обязательно возникает рефлекс мигания; если слегка наступить на одну лапу собаки, она отдернет ее; если в пасть вложить кусочек мяса, возникает слюнный рефлекс. Таким образом, в основе рефлекторной деятельности лежат потребности, от которых зависит, на какой внешний раздражитель ответит организм, последует ли ответ вообще.

Все эти рефлексы представляют собой одиночные ответы организма на тот или иной раздражитель и являются простыми рефлексами. Для дрессировки собак основное значение имеют сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являющиеся прирожденной основой поведения собаки. В отличие от простых безусловных рефлексов, сложные безусловные рефлексы состоят из цепи простых. В сложном безусловном рефлексе (инстинкте) действие одного рефлекса становится раздражителем для другого, В основе такого поведения лежат различные соотношения нервных и гормональных факторов.

Формы и степень проявления инстинктов зависят как от физиологического состояния организма, так и от влияния внешней среды. Благодаря этому проявление инстинктов у взрослой собаки всегда осложнено приобретенным опытом. Опыт накапливается вследствие подражания щенков поведению взрослых собак, в дальнейшем каждая особь пополняет свой опыт самостоятельно.

В поведении собак различают четыре основных рефлекса, или реакции: ориентировочную, пищевую, оборонительную и половую.

Ориентировочной реакцией называется рефлекс, возникающий в результате действия на собаку новых раздражителей. Благодаря этой реакции собака знакомится с новой обстановкой или незнакомым раздражителем. В процессе приспособления организма к окружающей среде, а также во время дрессировки этот рефлекс усложняется, и животное выполняет усложненные действия (поиск ушедшего хозяина, розыск по следу и т. д.), ориентируясь в определенных условиях. Ориентировочный рефлекс выражается в движении глаз, повороте ушных раковин или всего туловища по направлению к раздражителю, в принюхивании, прислушивании. В зависимости от характера действующего раздражителя ориентировочная реакция сменяется обычно игровым, пищевым, оборонительным рефлексами или (при многократном и продолжительном воздействии неактуального для организма раздражителя) может угаснуть.

Пищевая реакция-рефлекс проявляется у голодной собаки, в особенности при наличии пищевых раздражителей. Она побуждает собаку искать и поедать пищу. Проявление пищевого рефлекса имеет большое практическое значение при дрессировке. На основе этой реакции собак используют для санитарной службы. В период дрессировки для этих целей приучение собаки к необходимым действиям основано на пищевом раздражителе.

Оборонительная реакция-рефлекс служит защитой от неблагоприятных воздействий или нападения и проявляется в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. Проявление активно-оборонительной реакции (злобность) обеспечивает использование собак в караульной, сторожевой и розыскной службах.

Пассивно-оборонительная реакция (трусость) отрицательно влияет на дрессировку и работу собак. Трусливая собака медленно привыкает к дрессировщику, ее работоспособность резко снижается под воздействием посторонних незнакомых раздражителей (выстрел, шум).

Половая реакция-рефлекс возникает при половом возбуждении и обеспечивает размножение собак. Половой рефлекс не используется при дрессировке непосредственно, но имеет большое косвенное значение. Специальные исследования и практический опыт показывают, что самки, как правило, поддаются дрессировке несколько легче, чем самцы, однако в процессе работы самцы оказываются более выносливыми. Сильно выраженная половая реакция (особенно у самцов) отрицательно сказывается на дрессировке.

Ориентировочная, оборонительная, пищевая и половая реакции-рефлексы у различных собак проявляются неодинаково и зависят от наследственности, физиологического состояния организма, а также влияния окружающей среды (в том числе и воспитания).

Исследования показали, что оборонительная реакция передается в известной степени по наследству. Однако форма ее проявления (активная или пассивная) зависит от окружающей среды, в частности от воспитания. Установлено, что щенки, воспитанные в условиях изоляции, в отличие от щенков, воспитанных на свободе, при наличии различных раздражителей окружающей среды проявляют характерную трусливость. Становится ясно, какое огромное значение для последующего поведения взрослой собаки имеет воспитание щенков. Проявление сложных реакций-рефлексов зависит также и от общего физиологического состояния собаки (голод, течка, болезнь и пр.). Например, у каждой голодной собаки пищевая реакция более резко выражена, чем у сытой, у щенной суки при наличии щенков оборонительная реакция очень часто проявляется в активной форме, если даже ранее эта собака была пассивной. В данном случае активно-оборонительная реакция направлена на защиту потомства и имеет большое жизненное значение.

Реакция, проявляющаяся у собаки в наиболее сильной степени, называется преобладающей. Постоянные, сильно выраженные преобладающие реакции имеют большое значение для дрессировки собак, от них зависит возможность применения собаки в различных службах и выбор направленности специального курса дрессировки.

Собаку с сильно выраженной активно-оборонительной реакцией (злобностью) лучше всего использовать в караульной службе. Если у собаки преобладает пищевая реакция, которая обычно сопровождается доверчивостью к людям, дающим ей пищу, то ее желательно использовать для служб связи, миннорозыскной, санитарной и пр.

Кроме пищевой и оборонительной реакции, могут временно преобладать ориентировочная или половая реакции. В случае преобладания ориентировочной реакции собака осматривается, прислушивается, как будто что-то ищет, малейший шум выводит ее из состояния покоя. Половая реакция обычно преобладает у кобелей, если поблизости находится пустующая сука.

Ориентировочная реакция должна быть хорошо выражена у каждой собаки, предназначенной для служебного использования, однако ее резкое проявление нежелательно, так как оно отвлекает собаку при дрессировке. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно влияет на дрессировку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.