Нервная система человека школьные знания

Нервная система контролирует, регулирует и координирует деятельность и согласованную работу всех органов и систем органов, обеспечивает связь организма с внешней средой, служит для поддержания гомеостаза - постоянства внутренней среды организма.

Напомню, что важнейшими свойствами нервной ткани является возбудимость и проводимость. Структурно-функциональная единица нервной системы - нейрон - отростчатая клетка, имеющая дендрит - отросток, по которому нервный импульс перемещается к телу нейрона, и аксон, по которому нервный импульс перемещается от тела нейрона.

Места на аксоне, в которых прерывается миелиновая оболочка, называются перехватами Ранвье.


Заметим, что регуляция функций с помощью нервных структур эволюционно моложе, чем гуморальная регуляция: вспомните инфузорию-туфельку, у которой отсутствуют нервные структуры, а регуляция осуществляется гуморальными механизмами.

Соединяясь друг с другом отростками, нейроны образуют сложноустроенную нервную систему. Для ее успешного изучения мы воспользуемся классификациями: анатомической и функциональной.

Анатомически нервная система подразделяется на центральную и периферическую:

    Центральная

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Скопление тел нейронов в пределах ЦНС называется ядром.

Периферическая нервная система (ПНС) состоит из нервных структур, лежащих за пределами головного и спинного мозга. К ним относятся нервы и нервные ганглии (греч. ganglion — узел). Скопление нервных клеток вне ЦНС как раз и называется нервным узлом.

Помните, что спинномозговые и черепные нервы (несмотря на их близость к спинному и головному мозгу :) также относятся к периферическому отделу нервной системы.


Функционально нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную), которая в свою очередь также подразделяется на симпатическую и парасимпатическую системы.

    Соматическая (от греч. soma — тело)

Иннервирует мышцы туловища, конечностей, головы и некоторых внутренних органов (гортань, язык, глотка). С помощью нее человек осуществляет произвольный контроль собственного организма, она позволяет нам перемещаться в пространстве, выражать эмоции, говорить.

Вегетативная (автономная - греч. autos — сам + nomos — закон)

Вегетативная часть нервной системы регулирует функции нашего организма, которыми произвольно управлять мы не можем. К ним относится кровообращение, дыхание, пищеварение и др. В вегетативной системе выделяют симпатический и парасимпатический отделы, которые требуют нашего внимательного изучения.


Ядра симпатического отдела располагаются в боковых рогах спинного мозга на уровне грудного и поясничного отделов позвоночника. Симпатический отдел (запомните мнемонически по первой букве - "с" - стресс) активируется в условиях стресса (вообразите волнение на экзамене, бег).

Симпатический отдел усиливает сокращения сердца и учащает их ритм, сужает кровеносные сосуды, в результате чего артериальное давление повышается, тормозит секрецию желез пищеварительного тракта ("во рту пересохло"), снижает перистальтику кишечника и расширяет зрачки.


Ядра парасимпатического отдела расположены в продолговатом и среднем мозге, а также в крестцовом отделе спинного мозга. Парасимпатический отдел (запомните мнемонически по первой букве - "п" - покой) - активируется в покое (вообразите, что вы сдали экзамен и расслабляетесь)).

Парасимпатический отдел ослабляет сокращения сердца и уряжает их ритм, кровеносные сосуды расширяются, при этом уровень артериального давления понижается, активируется секреция желез ЖКТ и перистальтика кишечника.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Ответ


Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает:

1) функциональное единство всех органов и систем человека;

2) связь всего организма с окружающей средой.

Нервная система имеет и свою структурную единицу, которая именуется нейроном. Нейроны – это клетки, которые имеют специальные отростки. Именно нейроны строят нейронные цепи.

Вся нервная система делится на:

1) центральную нервную систему;

2) периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг, а к периферической нервной системе – отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые и спинномозговые нервы и нервные узлы.

Также условно нервную систему можно подразделить на два больших раздела:

1) соматическая нервная система;

2) вегетативная нервная система.

Соматическая нервная система связана с человеческим телом. Эта система отвечает за то, что человек может самостоятельно передвигаться, она же обуславливает связь тела с окружающей средой, а также чувствительность. Чувствительность обеспечивается с помощью органов чувств человека, а также с помощью чувствительных нервных окончаний.

Передвижение человека обеспечивается тем, что с помощью нервной системы осуществляется управление скелетной мышечной массой. Ученые-биологи соматическую нервную систему по-другому называют анимальной, т. к. передвижение и чувствительность свойственны только животным.

Нервные клетки можно разделить на две большие группы:

1) афферентные (или рецепторные) клетки;

2) эфферентные (или двигательные) клетки.

Рецепторные нервные клетки воспринимают свет (с помощью зрительных рецепторов), звук (с помощью звуковых рецепторов), запахи (с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов).

Двигательные нервные клетки генерируют и передают импульсы к конкретным органам-исполнителям. Двигательная нервная клетка имеет тело с ядром, многочисленные отростки, которые называются дендритами. Также нервная клетка имеет нервное волокно, которое называется аксон. Длина этих аксонов колеблется от 1 до 1,5 мм. С их помощью осуществляется передача электрических импульсов к конкретным клеткам.

В мембранах клеток, которые отвечают за ощущение вкуса и запаха, лежат специальные биологические соединения, которые реагируют на то или иное вещество изменением своего состояния.

Чтобы человек был здоров, он должен прежде всего следить за состоянием своей нервной системы. Сегодня люди много сидят перед компьютером, стоят в автомобильных пробках, а также попадают в различные стрессовые ситуации (например, школьник получил в школе отрицательную оценку либо же работник получил от своего непосредственного начальства выговор) – все это отрицательно сказывается на нашей нервной системе. Сегодня на предприятиях, в организациях создаются комнаты отдыха (или релаксации). Придя в такую комнату, работник мысленно отключается от всех проблем и просто сидит и расслабляется в благоприятной обстановке.


Основная функция нервной системы — согласование работы всех органов организма — как внутренних, так и внешних.

Так же она определяет реакцию организма на внешнее раздражение.

Нервная система связывает в одно целое (интегрирует) чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем

Если мы считаем организм высокоорганизованным, то подразумеваем, что у него есть нервная система.

Что входит в состав нервной системы?


  • Центральная нервная система человека: головной мозг и спинной мозг;
  • Периферическая нервная система: нервы, нервные узлы, нервные окончания, рецепторы.

Та часть нервной системы, которая контролирует работу внутренних органов и систем, называется вегетативной.


Соматическая нервная система — отвечает за мышцы конечностей, внешних мышц.



Есть еще классификация:

  • Симпатическая нервная система — функции — отвечает за активную работу организма — усиление работы мышц, учащение дыхания и сердцебиения и т.д.
  • Парасимпатическая нервная система — функции — все наоборот — снижение сердцебиения, ослабление дыхания, снижение интенсивности всех процессов (такое происходит во сне, например)

Строение нервной системы человека

Клетки нервной системы —нейроны. Соответственно, ткань — нервная :).




Основа работы нервной системы — генерирование и проведение клетками электро-химического импульса

Передача импульса от нейрона к нейрону осуществляется через синапс



У зародыша нервная система начинает развиваться из эктодермы — наружного листка.

Рефлекс — реакция организма на раздражение, а путь, который проходит возбуждение — рефлекторная дуга.

Вот основные составляющие схемы рефлекторной дуги:




Безусловный рефлекс — по названию, не зависит от внешних условий, т.е. выполняется автоматически: дыхание, глотание, моргание и т.д.

Условный рефлекс — рефлекс, который вырабатывается под воздействием условий — каких -либо раздражение извне — звук, запах, время и т.д.


Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).


Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.




Мы подробно рассмотрели основные составляющие и функции нервной системы.

  • в ЕГЭ это вопросы А15 и А16 — системы органов человека
  • A17 — Внутренняя среда организма человека
  • А18 — Нервная система
  • A33 — Процессы жизнедеятельности организма человека
  • С5— вопросы по анатомии
  • в ГИА — А9 — Анатомия и физиология человека

Головной мозг — главный орган человека

В нашем организме есть механизм, регулирующий работу всех органов и их систем и обеспечивающий их функциональное единство и нашу связь с окружающей средой. Это нервная система. Она включает центральную и периферическую системы. Центральная нервная система — это головной и спинной мозг, а периферическая — двигательные и чувствительные нервы, обладающие длинными отростками — волокнами (аксонами и дендритами). Дендриты воспринимают импульс извне и передают его телу нейрона, а аксон передает импульс от тела нейрона другим клеткам.


Нервными волокнами, как проводами, соединены в нашем теле все органы. По ним подаются особые сигналы в головной мозг. Он получает сигналы от всех участков тела и дает команды каждому органу. Именно головной мозг управляет работой всего организма. Это самый важный и сложный орган человека. От него зависит, что человек чувствует, делает, о чем думает. Фактически мы слышим не ушами и видим не глазами, а соответствующими участками коры головного мозга.

Он включает большие полушария, покрытые корой, мозжечок и ствол. Кору больших полушарий — основу нашего сознания — составляет серое вещество, тела нейронов. Нервные волокна, связывающие между собой отделы мозга, представляют собой белое вещество. Они же образуют нервы, идущие к органам и тканям.

Мозжечок регулирует равновесие, ствол — дыхание и кровообращение, а также обеспечивает связь головного мозга со спинным. Спинной мозг, расположенный в позвоночнике, отвечает за работу множества внутренних органов и движение тела.


Мозг состоит примерно из 100 млрд нервных клеток — нейронов. Каждый из них способен к высокоскоростной передаче импульсов и контактирует с десятками тысяч других нейронов. Чтобы вам было легче представить это количество, напомним, что 100 млрд мм составляет 100 000 км.

Масса головного мозга составляет всего 2% от общей массы тела, при этом он потребляет около 25% кислорода, а на его работу тратится около 15% всей полученной энергии. Доставка питания к мозгу осуществляется кровью через три крупные артерии.


В ходе изучения работы мозга ученые выявили отдельные области, связанные с восприятием различных ощущений, а также зоны, руководящие любопытством и тягой к приключениям. Были определены центры аппетита, агрессии, страха, открыты участки, отвечающие за чувство юмора и оптимизм.

Гораздо сложнее вопрос с памятью. Для нее не найден один особый участок мозга.

Память

Сегодня считается, что основа памяти — это нейроны. Опыты на животных показали, что новые навыки, полученные при обучении, сопровождаются некоторыми химическими изменениями в ДНК, РНК и белках. Разумеется, при этом не меняется их структура, а изменяются некоторые дополнительные свойства — например, метилирование ДНК и фосфорилирование белков. По некоторым данным, при запоминании информации меняется также антигенный состав мозговой ткани.


Память является сложной системой, основанной на многочисленных процессах в мозге. Это способность запоминать и сохранять информацию, а также воспроизводить ее в случае необходимости. Поэтому можно сказать, что память является важной частью нашей жизни.

Если бы мы потеряли память, нам пришлось бы учить все заново, с нуля.

В зависимости от времени запоминания и количества сохраняемой информации различают три типа памяти.

Сенсорная память — прямая, мгновенная, хранящая ощущения. Она длится несколько долей секунды и сохраняет все раздражители, которые зарегистрировали наши органы чувств.

Кратковременная память длится до 30 с. Она хранит ограниченное количество информации. Например, человек запоминает номер из телефонной книги за несколько секунд, но забывает его сразу же после того, как наберет.

Долгосрочная память постоянно хранил обширный объем информации. Например, человек помнит свои школьные годы много лет.

Работа спинного мозга

В позвоночном канале располагается спинной мозг. Он представляет собой столб длиной около 40—45 см, состоящий из нервной ткани, точнее, из нейронов и нервных волокон, распределенных по сегментам. В каждом из сегментов имеется две пары корешков: передние, или двигательные, и задние, или чувствительные. Двигательные корешки передают импульсы из клеток спинного мозга к мышцам, сосудам, внутренним органам. Чувствительные корешки передают в спинной мозг импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов. Нервный импульс, передаваемый через спинной мозг, способен достигать скорости 120 м/с.

К центральным системам регуляции относятся: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. Нервная система — совокупность различных структур нервной ткани, которые регулируют деятельность всех органов и систем организма, осуществляют связь органов между собой и организма в целом с внешней средой.

Нервная система осуществляет нервную регуляцию функций организма, участвуя в поддержании гомеостаза; обеспечивает психические процессы (обучение, речь, память, мышление и др.), позволяющие не только познавать, но и менять внешнюю среду.

Нейроны делятся на:

  • чувствительные (рецепторные, афферентные), которые передают возбуждение от рецепторов в центральной нервной системе (ЦНС);
  • вставочные (промежуточные), которые передают возбуждения в пределах ЦНС, соединяют нервные клетки между собой, составляют основную массу ЦНС;
  • двигательные (эффекторные, эфферентные), которые передают импульсы на рабочие органы.

Скопления тел нейронов за пределами ЦНС называются нервными узлами. Нервы — это выходящие за пределы ЦНС и дающие многочисленные ответвления ко всем органам пучки нервных волокон, заключённые в общую соединительнотканную оболочку. Их делят на чувствительные, двигательные и смешанные.

Нервные окончания — это терминальные (концевые) части нервных волокон. Чувствительные нервные волокна заканчиваются в органах рецепторами, воспринимающими раздражения из внешней или внутренней среды организма, преобразующими их в нервное возбуждение, а затем передающими его в ЦНС. Двигательные нервные волокна заканчиваются эффекторами, передающими возбуждение на рабочий орган (мышцу, железу).

Синапсы — специализированные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования нервного импульса. В синапсе различают пресинаптическую часть (окончание аксона), синаптическую щель и постсинаптическую часть (участок нейрона, мышечной или секреторной клетки). Передача сигнала осуществляется электрическим (электрические синапсы), гуморальным (химические синапсы,, более распространённые) механизмом или их сочетанием. В химических синапсах пресинаптическая часть содержит синаптические пузырьки с медиаторами (норадреналин, ацетилхолин, серотонин, гамма-аминомасляная кислота и др.). Приходящий нервный импульс вызывает возбуждение пресинаптической мембраны и вызывает высвобождение медиатора. Попавший в синаптическую щель медиатор достигает постсинаптической мембраны, вызывает в ней образование импульса. Через синапсы нервные импульсы передаются только в одном направлении.


Схема. Нервная система человека. Основные принципы

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой. Рефлексы важны для поддержания функциональной целостности организма и постоянства его внутренней среды (гомеостаз), они также обеспечивают эффективное взаимодействие организма с внешней средой. Рефлексы делятся на безусловные (врождённые, генетически закреплённые) и условные (индивидуально приобретённые).


Осуществление рефлекса связано с рефлекторной дугой — путём, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Рефлекторная дуга состоит из рецептора (нервного окончания, воспринимающего раздражение); чувствительного нервного волокна (передаёт импульс от рецепторов в ЦНС); расположенного в ЦНС нервного центра (совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные); двигательного нервного волокна двигательных нейронов (передают импульс от ЦНС к рабочим органам); рабочего органа (мышцы, железы и др.) Обязательным условием осуществления рефлекса является целостность всех отделов рефлекторной дуги.

Анатомически нервная система подразделяется на

  • центральную (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга;
  • периферическую (ПНС), которая образована нервами и нервными узлами.


Функционально нервная система делится на:

  • соматическую, иннервирующую поперечнополосатые мышцы и органы чувств;
  • вегетативную (автономную), иннервирующую внутренние органы.


  • Перейти к следующему конспекту: Центральная нервная система
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии за 8 класс.

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательные:

  • познакомить с функциями нервной системы, её строением;
  • вспомнить виды анализаторов, виды клеток;
  • Развивающие:

    • развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;
    • способствовать расширению кругозора учащихся;

    Воспитательные:

    • способствовать формирование положительной мотивации к предмету;
    • умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, программа Power Point, слайдовая презентация, видеоматериал, раздаточный материал (задания для закрепления).

    Технология личностно-ориентированная (ИКТ).

    1. Организационный момент

    Настрой на урок, интеллектуальная минутка.

    2. Проверка домашнего задания

    Фронтальная беседа, сообщения детей о различных анализаторах.

    3. Введение в тему урока

    Систематизация знаний учащихся.

    4. Объяснение нового материала

    6. Практическая работа

    Отметить расположение спинного и головного мозга на листах;

    Работа по учебнику.

    7. Заключительная часть

    Подведение итогов урока:

    I. Организационный момент.

    - Желаю Вам хорошего настроения, творческой активности, продуктивной работоспособности!

    - На уроках ознакомления с окружающим миром касались разных областей науки, техники, развития человека и т.д. Говорили об известных личностях, чей вклад в развитие России имеет огромное значение. Мы должны помнить этих людей, ибо это признак культурного человека. (Слайды известных личностей, с которыми знакомились в этом году. (Дети вспоминают их фамилии.)

    - И, наконец, великие физиологи нашей Родины, с которыми знакомились на прошлом уроке (слайды Сеченова и Павлова).

    Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека.

    II. Проверка домашнего задания.

    - На прошлом уроке мы знакомились с различными анализаторами. (Фронтальная беседа об анализаторах, их функциями. Перечислить органы чувств и т.д.)

    - Более подробно рассказать об анализаторах смогут ребята, которые подготовили сообщения по определенным анализаторам. (Сообщения об органах чувств по рядам. Осязание-зрение. Вкус-слух. Обоняние.)

    - Вывод. (Делают дети)

    - Какова же роль анализаторов? (Обеспечивают связь человека с окружающей средой)

    III. Введение в тему урока.

    - Оказывается, что человек без анализаторов жить вообще не может. Он не сможет ориентироваться в окружающем мире, не сможет полноценно жить. Органы чувств дают человеку информацию об окружающем мире. Человек может ориентироваться, нет ли рядом опасности, как вести себя в создавшихся ситуациях и т.д. Нам предстоит разобраться в важных вопросах:

    - Куда поступает информация от анализаторов об окружающем мире?

    - Кто доставляет эту информацию? (Вопросы на доске).

    - А так же необходимо разобраться в строении нервной системы, уточнить её составляющие.

    IV. Объяснение нового материала.

    - Мы учили различные виды клеток. Вспомнить. Отметить их на листах №1. (Эпителиальные, нервные, костные, клетки крови).

    - Как вы думаете, какие клетки могли бы передавать информацию? (Нервные) Еще нервную клетку называют нейроном. (Слайд)

    - Вспомним строение этой клетки (ядро, отростки). Отростки - это очень важный элемент нервной клетки. Они есть у каждой клетки.

    - Зачем они нужны? (Чтобы соединяться друг с другом)

    - А зачем им соединяться друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой опыт. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в нашем классе. (Дети берутся за руки. Первый передает “сигнал”, пожав руку соседа. Так “сигнал” передается самому последнему участнику). (Соединяться им нужно, чтобы передавать информацию, сигналы)

    - Это нервные окончания, через которые передаётся информация в виде импульсов.

    - Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (По всему телу человека) (Слайд)

    - Каждая нервная клетка похожа на паучка, сидящего в центре своей паутины. От тельца нейрона тянутся во все стороны отростки. По ним проходят слабые электрические сигналы. Когда много длинных отростков нервных клеток тянутся вместе, получается что-то вроде кабеля. Такие “кабели” называются нервами. Они подсоединены к каждой мышце тела, даже самой маленькой. Давайте попробуем представить себя маленькой нервной клеточкой, которая вне зависимости от величины играет огромную роль.

    - Вот так вся информация передается в головной мозг человека. Как это происходит? (Видеоматериал “Детская мультимедиа - энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2009)

    - С помощью своих отростков соседние нейроны соединяются между собой. Именно так устроен наш мозг и вся нервная система. В передаче нервных импульсов принимает участие спинной мозг и головной мозг, а вместе они образуют центральную нервную систему. (Слайд)

    - Как мозг умеет отличать одни сигналы от других?

    Где и как в нем хранятся разные сведения?

    - В человеческом мозге есть зона, куда приходят определенные импульсы. Мозг похож на мощный компьютер. Он принимает самые разнообразные сигналы — звуки, запахи, изображения, распознает и обрабатывает их. Мозг хранит в памяти разные сведения. (Слайд)

    - Как же попадает информация в мозг? (выслушать ответы детей).

    - Мы прикоснулись к чему-то холодному. Это информация по нейронам передается сначала в спинной мозг, а затем в головной. Мозг обрабатывает сигнал, (анализирует: неприятно холодно) и дает приказ, который вначале опять поступает в спинной мозг. А затем приказ мышце, что надо убрать руку с этого места. (Слайд)

    - Информация в мозг (то, что чувствуется) передается по чувствительным волокнам, а “приказ” от мозга передаются по моторным волокнам. (Слайд)

    VI. Практическая работа.

    - В передаче импульсов принимает участие головной и спинной мозг.

    - Отметьте, пожалуйста, на своих листах, где какой мозг находится. (Слайд). Лист №2

    - Так работает мозг, когда человеку ничего опасного не грозит. Давайте представим, что человек прикасается к горячему и ждет, пока обрабатывается информация головным мозгом. Что произойдет? (Ожог) Как уберечь организм от опасности?

    - Чем отличаются ситуации, когда грозит опасность человеку и когда есть возможность обдумать? (Передача импульсов различается. Если нет опасности, то нервные импульсы передаются: спин. мозг - гол. мозг - спин. мозг – мышца. Если существует опасность, то: спин. мозг – мышца – гол. мозг. Это различие в передаче импульсов заключается в том, что бывают ситуации, когда анализировать мозгу и давать приказания некогда. Человек может погибнуть, если вовремя не сработает нервная система и “приказ”).

    - Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела! Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

    Работа по учебнику.

    Стр. 28. Есть информация, которую мы сегодня не обсуждали. Найти новые сведения в тексте.

    Работа с наглядным материалом.

    На листах №2 внимательно почитать задание. Дописать предложения так, чтобы информация стала вам подсказкой при подготовке домашней работы.

    VII. Заключительная часть.

    - Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Ответили ли мы на поставленные вопросы.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.