Нервная система и умственная работа

Постоянные стрессовые воздействия, которые переживает современный человек, способны не только мобилизовать все его способности для решения сложных задач, но и привести к нервному расстройству. К сожалению, при хроническом стрессе люди редко это осознают.











Предпосылки к развитию расстройств нервной системы

Непрерывный рост частоты встречаемости болезней нервной системы заставляет говорить об эпидемических масштабах проблемы. Все чаще от подобных расстройств страдают молодые работоспособные люди обоих полов. Врачи считают, что причиной является негативное влияние современного образа жизни, даже если больной никогда не получал серьезных травм и не переносил тяжелых заболеваний, которые могли бы спровоцировать нарушения со стороны ЦНС. Умственное, физическое и эмоциональное перенапряжение — ежедневная реальность жителя мегаполиса, почти неизбежно приводящая к различным нервным расстройствам. Одним только неврозом навязчивых состояний страдает до 3% жителей планеты, и это диагностированные случаи. Фактический показатель будет в 2–3 раза выше.

Несмотря на большое разнообразие нервных расстройств, их можно разбить на две большие группы — неврозы и вегетативную дисфункцию.

Это функциональные расстройства центральной нервной системы, которые могут быть спровоцированы и усилены эмоциональными, умственными и физическими перегрузками, психологическими травмами.

  • Навязчивые состояния. Другое название — обсессивно-компульсивные расстройства. Они могут быть эпизодическими, хроническими или прогрессирующими. Чаще всего ими страдают люди с высоким интеллектом. Суть расстройства состоит в появлении тягостных мыслей, воспоминаний, действий, эмоциональных состояний, не поддающихся контролю и захватывающих все внимание больного. В результате он постоянно испытывает чувство тревоги, от которого пытается избавиться какими-либо собственными методами, чаще всего усугубляющими ситуацию. Пример — навязчивый страх заражения инфекционными заболеваниями, когда человек всеми возможными средствами старается продезинфицировать окружающие предметы. Причинами навязчивых состояний могут быть наследственность, перенесенные инфекционные болезни или их обострение, нарушение гормонального фона, режима сна и бодрствования. Способствуют развитию навязчивых состояний перепады атмосферного давления и смена времен года.
  • Неврастении. Патологические состояния, при которых наблюдаются повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, невозможность долго заниматься умственной или физической деятельностью. Все это обусловлено общим угнетением нервной системы. Обычно неврастения развивается после психической травмы, сопровождавшейся напряженной работой, нарушением режима сна и питания. Способствующими факторами в развитии неврастении являются инфекции, гормональные расстройства, вредные привычки.
  • Истерия. Разновидность невроза, при которой демонстративные проявления тех или иных эмоций не соответствуют их реальной глубине и имеют своей целью привлечение внимания. Причинами истерии являются склонность к самовнушению и внушению, неспособность сознательно контролировать свое поведение. По клиническим признакам выделяют истерическое поведение и истерические припадки. Поведенческая истерия проявляется в постоянном желании больного находиться в центре внимания, склонности к аффектированным действиям и проявлениям. Истерический припадок — это кратковременное состояние, во время которого больной полностью сохраняет сознание, но может плакать, смеяться, падать и биться в конвульсиях. Длительность припадка зависит от впечатления, которое он производит на окружающих: он будет длиться тем дольше, чем больше вокруг волнуются. Истерия развивается после психических травм, припадки могут быть спровоцированы любым стрессовым воздействием.

Неврозы хорошо поддаются лечению, так как больные сохраняют критическое мышление и осознают, что им нужна помощь. Расстройств личности при неврозах не наблюдается.

Зачастую этот вид нервного расстройства путают с вегетососудистой дистонией, но последняя — лишь одно из проявлений нервного заболевания. Вегетативная дисфункция возникает, когда к внутренним органам поступают неправильные или нерегулярные сигналы вегетативной нервной системы. Это снижает защитные функции организма, приводит к общему ухудшению самочувствия, нарушает работу внутренних органов. Симптоматика может быть сходна с мигренью, инфарктом миокарда, остеохондрозом и рядом других патологий. Вегетативная дисфункция развивается из-за постоянных стрессов или провоцируется ими, возникнув по какой-либо другой причине. Вегетативные нервные расстройства могут быть частью функциональных или органических поражений всей нервной системы.

Основными признаками нервного расстройства являются повышенная тревожность, напряженность, сниженная работоспособность, проблемы с концентрацией внимания, чередование вялости и раздражительности, внезапные боли неясного происхождения. Если вы постоянно наблюдаете у себя подобные проявления, необходимо как минимум снизить уровень стресса, а лучше всего проконсультироваться у специалиста.

Лечение нервных расстройств требует помощи специалиста: психолога, невролога, невропатолога, психотерапевта или психиатра. Терапия должна быть комплексной, включающей медикаментозные и немедикаментозные методы. Лечить необходимо в первую очередь причину нервного расстройства, только в этом случае терапия будет успешной. При любой клинической картине больному показано спокойствие.

К сожалению, волшебных таблеток для лечения нервных расстройств пока не изобрели, и больному приходится для успеха лечения пересматривать свой образ жизни.

  • Дыхательная гимнастика и оздоровительный фитнес. К методам оздоровительного фитнеса для больных с нервными расстройствами можно отнести йогу, плавание, калланетику. Все эти виды фитнеса помогают обрести душевное равновесие. Дыхательная гимнастика отличается своей доступностью в любой момент времени, ею можно заниматься даже в течение рабочего дня. Диафрагменное дыхание дает возможность достичь спокойствия и сосредоточенности, помогает насытить мозг кислородом, способствует нормальной работе всех систем организма.
  • Физиотерапия и релакс-методики (массаж, акупунктура, гидро-, ароматерапия и др.). Эти терапевтические меры направлены на снятие мышечных спазмов, улучшение кровообращения и оттока лимфы, активизацию пищеварительных процессов, стимулирование иммунитета. Во время процедур снимаются последствия стрессовых воздействий.
  • Изменение образа жизни и питания. Режим сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе, богатая белком и витаминами пища — все это благотворно влияет на истощенную нервную систему. При постоянном стрессе организм испытывает жесткий дефицит витаминов, который можно восполнить, уделив внимание своему рациону.

Для нервных расстройств характерно желание больного как можно быстрее вылечиться, но это только повышает тревожность. Найти силы на длительное лечение поможет медикаментозная терапия.

Несмотря на то, что в списке препаратов для больных с нервными расстройствами есть безрецептурные средства, самолечение может только усугубить ситуацию. Поэтому начинать их прием можно только по согласованию с врачом.

Рецептурные препараты. В тяжелых случаях нервных расстройств назначают сильнодействующие препараты, которые отпускаются только по рецепту. Это транквилизаторы и антидепрессанты. Они имеют ряд побочных эффектов (например, сильнейшее привыкание) и противопоказаний, поэтому подбираются индивидуально и принимаются строго под наблюдением врача.

Несмотря на то, что прием лекарств часто дает положительный эффект и не является сложной терапевтической мерой, увлекаться им не стоит. Возобновление курса приема препаратов по собственному произволу может нанести вред здоровью. Лучше уделить время грамотной профилактике.

Продуманная стратегия лечения и точное исполнение предписаний врача, как правило, дают положительные результаты. У больного улучшается не только самочувствие, но и качество жизни в целом. Для дальнейшей профилактики рекомендуется поддержание рациона здорового питания, борьба со стрессом, здоровый сон и достаточная двигательная активность.

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система - никогда.
У. Джеймс

От здоровой нервной системы зависит во многом долгая и здоровая жизнь человека. Умение управлять своими нервами – залог долголетия.

Ученые подсчитали, что общая протяженность центральной и периферийной нервных систем человека приблизительно равна 768,000 км, - расстояние от Земли до Луны и обратно.

При этом длина нервов в периферийной нервной системе равна приблизительно 400,000 км, а длина нервов в центральной нервной системе равна 368,000 км.

Так что же это такое – нервная система?

Это целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу эндокринной и иммунной регуляторных систем. Она состоит из нейронов (нервных клеток) и нейроглии (нейроглиальных клеток).
Нейроны — возбудимые клетки, имеющие способность генерировать и передавать электрические импульсы, основные структурные и функциональные элементы как в центральной, так и периферической нервной системе.
Глиальные клетки более многочисленны, чем нейроны и составляют половину объёма всей нервной системы, но в отличие от нейронов они не могут генерировать потенциалов действия. Нейроглиальные клетки различны по строению и происхождению, они выполняют вспомогательные функции в нервной системе.

Известный врач В.Д. Эткин утверждает, что для нормальной жизни и устойчивого здоровья организм человека использует систему связи Мозг-Тело. Вы - физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное единое целое. Каждое состояние влияет и зависит от других.
Профилактика нервных заболеваний – это профилактика переутомления всего организма человека, тренировка или закаливание всех составляющих этого механизма – сердца, мозга, мышц и т.д. У каждого человека своя индивидуальная нервная система.

Четыре основных типа человека по И.П. Павлову:

Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.
Меланхолик — слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
Сангвиник — сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.
Флегматик — сильный и уравновешенный, инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

Известный физиолог М. М. Хананашвили доказал,
что появлению неврозов способствуют три обстоятельства: важность (значимость) для организма возникшей задачи или ситуации, степень ее сложности и дефицит времени, в течение которого предстоит решить эту задачу. Если степень сложности задачи уменьшается по мере приобретения опыта и навыков в решении подобных задач, уменьшается и дефицит времени, так как привычные задачи решаются более быстро.
Физиолог И. П. Павлов подтвердил,
что если увеличивать сложность задач не сразу, а постепенно, то даже трудная обстановка не вызывает срыва, а ведет к еще большей тренировке. Именно поэтому, по его мнению, можно разумно совершенствовать нервную систему до бесконечности.
В ряде случаев даже сложная задача, вызвавшая срыв, невроз, способствует тренировке. Поэтому целесообразно после психического перенапряжения и разрешения сложной конфликтной ситуации рекомендовать физическую разрядку: переключение на другую деятельность, прием препаратов, успокаивающих нервную систему, удлиненный сон в течение нескольких ночей с помощью снотворных или профилактический отдых. Можно воспользоваться медицинскими препаратами, снимающими состояние напряжения, так называемыми транквилизаторами: настойка валерианы, корвалол, валокордин и т.д.

Вдумайтесь в афоризмы великих людей. Может быть, они вселят в вас уверенность, что только вы сами можете закалить свою нервную систему:
• Есть люди, которые обладают в высшей степени искусством создавать себе мнимые горести за недостатком настоящих; все представляют они себе в черном виде, никому не верят и находят тысячу предлогов к беспокойству в обстоятельствах самых незначительных…
В. Гуфеланд
• Многие опасаются того, что большие умственные перегрузки, в частности, у ученых, легко приводят ко всякого рода расстройствам. Но когда ученый занимается страстно любимым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким, без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это — поразительное свойство организма.
Н. Семенов

Физиология умственного труда. С физиологией умственного труда тесно связана его гигиена. Поэтому знание факторов, лежащих в основе физиологии умственного труда, очень важно. Первое — это изучение условных рефлексов. Второе — развитие и возникновение новой техники, науки, культуры и т.д. обогащает человека новыми условными рефлексами. Поэтому меняются и усложняются требования к людям, занятым умственным трудом. Благодаря высокой пластичности нервной системы происходит приспособление к ним. Третье — физическое и умственное развитие и рост человека предъявляют новые требования к функциям его внутренних органов. Поэтому физиологические системы (дыхание, кровообращение, пищеварение и др.) начинают функционировать на другом, новом, уровне, чтобы обеспечивать успехи умственного труда. Четвертое — помимо общего языка, посредством которого обеспечивается общение между людьми и обмен информацией, есть еще язык науки. Язык науки, усвоение которого необходимо, выражается в знаках и формулах. Пятое — продуктивность умственного труда обеспечивается деятельностью нервной системы. Продуктивность умственного труда обусловливается хорошим состоянием внимания и памяти.

Умственная работа связана с требованием хорошо и доходчиво излагать свои мысли в устном виде и в письменной форме. Для этого необходимо стремиться хорошо продумывать материал и кратко и точно излагать свои мысли. Поэтому полезно научиться составлять конспекты, карточки по изучаемому материалу.

Таким образом, совершенствование и регулирование процессов организма человека осуществляются по закономерностям условных рефлексов. Однако установление и смена условных рефлексов в умственном труде представляются более трудными, чем в труде физическом. Это зависит от характера временных связей.

Гигиена умственного труда. В гигиене умственного труда особую роль играет учение о двух сигнальных системах мозга. Сигнальные системы являются основой физического и умственного труда. Вторая сигнальная система в действительности расширяет возможности обмена мыслями и увеличивает объем информации. Передача информации происходит благодаря безграничности развития второй сигнальной системы, которая выражается в устной речи и письме, музыке, рисунке, чертеже, изобразительном искусстве, в различных формулах, программировании и т.д. Из этого следует, что вторая сигнальная система имеет большое значение в деле организации сложных форм творческого умственного труда и его гигиены. Наряду с этим немаловажное значение имеет влияние сильных чувств или эмоций. Эмоции — это проявление безусловных рефлексов, представляющих собой сложнонервные цепи реакций, в которых отдельные звенья стимулируют друг друга. Одним из звеньев является выброс адреналина (“химическое звено”). От эмоций зависит готовность к действию высших нервных центров. В свою очередь, от их тонуса зависят бодрое настроение, активная деятельность и конечный результат труда. Конечный результат деятельности может быть успешным при положительных эмоциях, соответствующих преодолению всевозможных трудностей в учебе и труде. При отрицательных эмоциях, например, страхе, отчаянии и т.д., наступает процесс внутреннего торможения. Затормаживание нервных центров не способствует мобилизации резервных возможностей, вызывает вялость, снижает работоспособность. Поэтому нужно уметь преодолевать отрицательные эмоции.

Гигиена умственного труда является основой психического здоровья человека. Каждый ученик старается лучше и глубже усвоить знание. Здесь очень важно четко представить взаимоотношение двух сигнальных систем и факторы времени, планирование всех основных форм умственного труда.

Важно соблюдение внешних и внутренних факторов. Внешняя обстановка умственного труда — это температура и влажность, чистота воздуха в помещении, освещенность, режим питания, смена труда и отдыха, сна и бодрствования. Внутренний фактор — это условия деятельности мозга и всего организма в целом. Недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе и перенасыщение углекислым газом, повышение влажности воздуха резко снижают продуктивность умственного труда. Поэтому следует часто проветривать помещение. Наиболее оптимальная температура 18—20°С, относительная влажность воздуха 50—70%. При температуре воздуха 25°С и выше снижается умственная работоспособность.

Немаловажную роль играет одежда, она не должна стеснять движения тела. Во время умственной работы кровоснабжение мозга увеличивается в 8—9 раз по сравнению с периодом покоя.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, следует соблюдать максимальную тишину (радио, телевизор и т.д. не следует включать во время работы). Одновременное раздражение слуха и зрения снижает внимание и восприятие. Сохранению нормального зрения способствует хорошее освещение рабочего места, правильное расположение книг и тетрадей и т.д. по отношению к глазу (расстояние от книги до глаз должно соответствовать длине руки от локтя до конца пальцев). При чтении книгу лучше класть на подставку. Если книга будет лежать на плоской поверхности, тогда мышцы глазного яблока быстро утомляются, появляются головная боль и мелькание в глазах. Необходимо соблюдение рабочей позы (сидеть на стуле прямо, ноги не сгибать и не перевешивать), чтобы предохранить скелетные мышцы (шеи, спины, конечностей) от напряжения и позвонки от искривления.

Одним из важных условий предупреждения умственного утомления являются регулярные микроперерывы, примерно на 5—8 минут после 35—40 минут работы. В период отдыха полезно выполнять “дыхательную гимнастику”. Мысленно подсчитывать вдохи и выдохи, при этом особое внимание обратить на длину выдоха, которая постепенно должна увеличиваться. Каждый следующий вдох должен быть глубже, в результате расслабляются мышцы внутренних органов и кровеносных сосудов. Сидя на стуле, ноги расставить на ширину плеч и держать позвоночник прямо, руки положить на колени, оба глаза направить на кончик носа. В такой позе в уме считать вдохи до 100 раз (это упражнение можно выполнять лежа). Такие упражнения могут быть полезными при бессоннице.

Для снятия утомления в мышцах верхних конечностей поочередно работают правой и левой рукой. Полезна смена вида занятий (письмо, затем чтение художественной литературы), различные подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, общение с природой, отдых, посещение театров, кино, концертов, выставок, цирка, стадиона и т.д. Очень полезно чередование умственной и физической работы. Устранению утомления в нервной системе способствует работа в саду, на огороде, занятия домашними делами. Особо важную роль играет соблюдение режима дня школьника.

1. Какие факторы относятся к физиологии умственного труда?

2. Чем обусловлена продуктивность умственного труда?

3. Какие гигиенические требования следует соблюдать?

4. Что такое эмоция и каково ее значение в продуктивности умственного труда?

5. Почему гигиену умственного труда считают основой психического здоровья? Приведите примеры и объясните.

6. Какие внешние факторы влияют на производительность умственного труда?

7. Объясните полезность чередования умственной и физической работы.

8. Может ли отрицательно влиять нарушение взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах высших отделов? Объясните физиологический механизм.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.