Нервная система ответы в одном слове

1) центральная – спинной и головной мозг

  • Cпинной мозг выполняет две функции:
    • рефлекторную – исполнение рефлексов, работа рефлекторных дуг;
    • проводниковую – связь с головным мозгом.
  • Головной мозг

2) периферическая – нервы и нервные узлы.

  • Нервы – это пучки нервных волокон, окруженные соединительнотканной оболочкой.
  • Нервные узлы – это скопления тел нейронов за пределами ЦНС, например, солнечное сплетение.

1) соматическая – управляет скелетными мышцами, подчиняется сознанию.
2) вегетативная (автономная) – управляет внутренними органами, не подчиняется сознанию. Состоит из двух частей:

  • симпатическая: управляет органами во время стресса и физической нагрузки
    • повышает пульс, давление и концентрацию глюкозы в крови
    • активизирует работу нервной системы и органов чувств
    • расширяет бронхи и зрачок
    • тормозит работу пищеварительной системы.
  • парасимпатическая система работает в состоянии покоя, приводит работу органов в норму (функции противоположные).

Это система нейронов, воспринимающих раздражение, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации. Состоит из 3 отделов:
1) периферического – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза
2) проводникового – это нервы и проводящие пути мозга
3) центрального, расположенного в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.

СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем образованы нервы?
1) скоплением нервных клеток в головном мозге
2) скоплениями нервных клеток вне центральной нервной системы
3) нервными волокнами с соединительнотканной оболочкой
4) белым веществом, расположенным в центральной нервной системе

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К центральной нервной системе относят
1) чувствительные нервы
2) спинной мозг
3) двигательные нервы
4) мозжечок
5) мост
6) нервные узлы

СОМАТИЧЕСКАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Соматическая нервная система в организме человека регулирует
1) частоту сокращений сердца
2) поступление крови к мышцам и коже
3) работу мимических мышц
4) сгибание и разгибание пальцев
5) сокращение и расслабление скелетных мышц
6) деятельность желёз внешней секреции

ВЕГЕТАТИВНАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими органами управляет вегетативная нервная система?
1) органы пищеварительного тракта
2) половые железы
3) мышцы конечностей
4) сердце и кровеносные сосуды
5) межреберные мышцы
6) жевательные мышцы

СОМАТИЧЕСКАЯ - ВЕГЕТАТИВНАЯ
1. Установите соответствие между особенностью регуляции и отделом нервной системы, который ее осуществляет: 1) соматический, 2) вегетативный
А) регулирует работу скелетных мышц
Б) регулирует процессы обмена веществ
В) обеспечивает произвольные движения
Г) осуществляется автономно независимо от желания человека
Д) контролирует деятельность гладкой мускулатуры

2. Установите соответствие между функцией периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет: 1) соматическая, 2) вегетативная
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов
В) обеспечивает перемещение тела в пространстве
Г) регулирует работу сердца
Д) усиливает работу пищеварительных желёз

3. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) направляет команды к скелетным мышцам
Б) изменяет деятельность различных желёз
В) образует только трёхнейронную рефлекторную дугу
Г) изменяет частоту сердечных сокращений
Д) обусловливает произвольные движения тела
Е) регулирует сокращение гладкой мускулатуры

4. Установите соответствие между свойствами нервной системы и ее типами: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) иннервирует кожу и скелетные мышцы
Б) иннервирует все внутренние органы
В) действия неподвластны сознанию (автономны)
Г) действия подконтрольны сознанию (произвольны)
Д) способствует поддержанию связи организма с внешней средой
Е) регулирует обменные процессы, рост организма

5. Установите соответствие между типами нервной системы и их характеристиками: 1) вегетативная, 2) соматическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует работу внутренних органов
Б) регулирует работу скелетных мышц
В) рефлексы осуществляются быстро и подчиняются сознанию человека
Г) рефлексы медленные и не подчиняются сознанию человека
Д) высший орган этой системы гипоталамус
Е) высший центр этой системы - кора больших полушарий

6н. Установите соответствие между характеристикой и отделом нервной системы человека, к которому её относят: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) регулирует диаметр кровеносных сосудов
Б) имеет двигательный путь рефлекторной дуги, состоящий из двух нейронов
В) обеспечивает разнообразные движения тела
Г) работает произвольно
Д) поддерживает деятельность внутренних органов

7. Установите соответствие между органами и видами нервной системы, которые контролируют их деятельность: 1) соматическая, 2) вегетативная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) мочевой пузырь
Б) печень
В) бицепсы
Г) межреберные мышцы
Д) кишечник
Е) глазодвигательные мышцы

СИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют возбуждение симпатической нервной системы?
1) усиление сердечных сокращений
2) усиление перистальтики кишечника
3) понижение артериального давления
4) расширение зрачков глаз
5) увеличение сахара в крови
6) сужение бронхов и бронхиол

2. Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы:
1) учащение и усиление сокращений сердца
2) замедление и ослабление сокращений сердца
3) замедление процессов образования желудочного сока
4) усиление интенсивности деятельности желёз желудка
5) ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника
6) усиление волнообразных сокращений стенок кишечника

3. Выберите три функции симпатической нервной системы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливает вентиляцию лёгких
2) уменьшает частоту сердечных сокращений
3) снижает кровяное давление
4) угнетает секрецию пищеварительных соков
5) усиливает перистальтику кишечника
6) расширяет зрачки

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?
1) увеличивает частоту сокращений сердца
2) активизирует слюнообразование
3) стимулирует выработку адреналина
4) усиливает образование желчи
5) увеличивает перистальтику кишечника
6) осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Под влиянием парасимпатической нервной системы происходит
1) усиление перистальтики кишечника
2) снижение давления крови в сосудах
3) учащение сокращений сердца
4) замедление образования желудочного сока
5) уменьшение диаметра зрачка
6) усиление потоотделения

3. Выберите три варианта. Как влияет парасимпатическая нервная система на деятельность органов человека?
1) сужаются зрачки
2) учащаются дыхательные движения
3) усиливаются сердечные сокращения
4) урежаются сердечные сокращения
5) увеличивается содержание сахара в крови
6) учащаются волнообразные движения кишечника

СИМПАТИЧЕСКАЯ - ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ
1. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) усиление выделения пищеварительных соков
Б) замедление частоты сердечных сокращений
В) усиление вентиляции легких
Г) расширение зрачка
Д) усиление волнообразных движений кишечника

2. Установите соответствие между функцией органов и отделом вегетативной нервной системы, который ее осуществляет: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает частоту сердечных сокращений
Б) уменьшает частоту дыхания
В) стимулирует секрецию пищеварительных соков
Г) стимулирует выброс адреналина в кровь
Д) усиливает вентиляцию лёгких

3. Установите соответствие между функцией вегетативной нервной системы и её отделом: 1) симпатический, 2) парасимпатический
А) повышает кровяное давление
Б) усиливает отделение пищеварительных соков
В) понижает частоту сердечных сокращений
Г) ослабляет перистальтику кишечника
Д) усиливает кровоток в мышцах

4. Установите соответствие между функциями и отделами вегетативной нервной системы: 1) симпатическая, 2) парасимпатическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширяет просветы артерий
Б) учащает сердцебиение
В) усиливает перистальтику кишечника и стимулирует работу пищеварительных желез
Г) сужает бронхи и бронхиолы, уменьшает вентиляцию легких
Д) расширяет зрачки

СИМПАТИЧЕСКАЯ ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ ОТЛИЧИЯ
При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы
1) расширяются артерии
2) повышается артериальное давление
3) усиливается перистальтика кишечника
4) сужается зрачок
5) увеличивается количество сахара в крови
6) учащаются сокращения сердца

АНАЛИЗАТОР ОДИН
1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Отдел слухового анализатора, передающий нервные импульсы в головной мозг человека, образован
1) слуховыми нервами
2) рецепторами, расположенными в улитке
3) барабанной перепонкой
4) слуховыми косточками

2. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическая часть зрительного анализатора
1) зрительный нерв
2) зрительные рецепторы
3) зрачок и хрусталик
4) зрительная зона коры

3. Выберите один, наиболее правильный вариант. Периферическую часть слухового анализатора человека образуют
1) слуховой проход и барабанная перепонка
2) косточки среднего уха
3) слуховые нервы
4) чувствительные клетки улитки

АНАЛИЗАТОР
1. Выберите три варианта. Слуховой анализатор включает в себя
1) слуховые косточки
2) рецепторные клетки
3) слуховую трубу
4) чувствительный нерв
5) полукружные каналы
6) кору височной доли

2. Выберите три анатомические структуры, являющиеся начальным звеном анализаторов человека
1) веки с ресницами
2) палочки и колбочки сетчатки
3) ушная раковина
4) клетки вестибулярного аппарата
5) хрусталик глаза
6) вкусовые сосочки языка

3. Выберите три варианта. Зрительный анализатор включает
1) белочную оболочку глаза
2) рецепторы сетчатки
3) стекловидное тело
4) чувствительный нерв
5) кору затылочной доли
6) хрусталик


Белое вещество мозга — скопление длинных отростков, покрытых миелиновой обо­лочкой белого цвета в головном и спинном мозге.

Симпатическая автономная (вегетативная) НС – включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии.

Парасимпатическая автономная (вегетативная) НС – способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.

Соматическая нервная система – иннервирует кожу и опорно-двигательный аппарат, подчинена воле человека

Возбуждение - физиологический процесс, который возникает в клетках некоторых тканей в ответ на определенные воздействие (химические, электрические и др.) и вызы­вающий самые разнообразные реакции.

Нервное волокно — это отросток нейрона, покрытый обо­лочками и проводящий нервный импульс

Нервное окончание — специализированные образования на концах отростков нервных волокон, обеспечивающие передачу информации в виде нервного импульса

-Рецепторные нервные окончания – концевые образования дендритов в органах; воспринимают раздражения и преобразуют их в нервный импульс

-Эффекторные нервные окончания - концевые образования аксонов в рабочих органах

-а) двигательные — нервы, образованные отростками (аксонами) двигательных нейронов, переда­ющие нервные импульсы от центральной нервной системы на периферию;

-б) чувствительные - нервы, образованные отростками(дендритами) чувствительных нейронов, пе­редающие нервные импульсы от органов чувств в центральную нервную систему;

-в) смешанные - нервы, в состав которых входят как двигательные, так и чувствитель­ные нервные волокна, передающие импульсы в двух направлениях.

Нервный импульс — кратковременное изменение электрического потенциала мемб­раны нервной клетки, которое распространяется вдоль нервного волокна в виде быстро перемещающейся волны ( или электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам) (= электрический сигнал, распростра­няющийся по отросткам нервных клеток)

Периферическая нервная система - часть нервной системы, образованная нервными клетками, лежащими за пределами центральной нервной системы.

Торможение — физиологический процесс, развивающийся в нервных клетках (и др. возбудимых тканях), который приводит к угнетению их деятельности, и затруднению или невозможности развития возбуждения.

Серое вещество мозга — скопление тел нейронов и их коротких отростков в централь­ной нервной системе;

Нейроны: а) чувствительные - нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг,

б) двигательные — нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам;

в) вставочные – нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами, тела и отростки которых не выходят за пределы мозга

Миелиновая оболочка (от греч. myelos –мозг) – оболочка отростка нейрона(чаще всего аксона), образованная шванновскими клетками; содержит миелин, придающий ей белый цвет.

Миелин-вещество, входящее в состав миелиновых оболочек. Представляет собой сложную смесь жироподобных веществ (70-85%) и белков (15-30 %). Миелиновая оболочка образуется клетками нейроглии вокруг нервных волокон. Миелинизированные нервные волокна передают нервные импульсы с большой скоростью и надежностью, чем немиелинизированные.

Шванновские клетки — вспомогательные клетки нервной ткани, которые формируются вдоль аксонов периферических нервных волокон. Создают, а иногда и разрушают, электроизолирующую миелиновую оболочку нейронов. Выполняют опорную (поддерживают аксон) и трофическую (питают тело нейрона) функции.

Медиатор – химическое вещество, которое участвует в передаче возбуждения

Перехват Ранвье – участок аксона, не покрытый миелиновой оболочкой; промежуток между двумя шванновскими клетками, образующими миелиновую оболочку нервного волокна в периферической и ЦНС

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая нерв­ной системой

Рефлекторная дуга – путь, по которому нервный импульс следует от рецептора к рабочему органу

В тестах выберите один верный ответ:

1. Сужение зрачка на ярком свету – это рефлекс:

а) пищевой;
б) ориентировочный;
в) половой;
г) защитный

2. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в:

а) продолговатом мозге;
б) среднем мозге;
в) промежуточном мозге;
г) мозжечке.

3. Крик кота в марте – это:

а) пищевой рефлекс;
б) защитный рефлекс;
в) ориентировочный рефлекс;
г) половой рефлекс.

4. При алкогольном опьянении походка становится неустойчивой. Это свидетельствует о поражении:

а) сердца;
б) мышечной ткани;
в) сосудов мышц;
г) нервной системы.

5. Выделение слюны при виде мяса – это:

а) защитный рефлекс;
б) пищевой рефлекс;
в) оборонительный рефлекс;
г) ориентировочный рефлекс.

6. Во время сна активность мозга:

а) полностью отсутствует;
б) перестраивается;
в) понижается;
г) повышается.

7. По вставочным нейронам сигналы идут:

а) к мышцам;
б) от рецепторов;
в) к стенкам желудка;
г) от нейрона к нейрону.

8. По чувствительным нейронам сигналы идут:

а) от головного мозга к мышцам;
б) от мышц к головному мозгу;
в) от органов чувств к нейрону;
г) от головного мозга к стенкам желудка.

Ответы: 1-г, 2-а,3-б, 4-г, 5-б, 6-в, 7-г, 8-в

9. В среднем длина спинного мозга у взрослого человека около:

А. 20 см В. 150 см

Б. 95 см Г. 45 см

10. Спинной мозг состоит из:

А. 20-21 сегмента В. 31-32 сегментов

Б. 42-43 сегментов Г. 16-17 сегментов

11. Где располагаются проводящие пути спинного мозга?

А. В белом веществе В. В центральном канале

Б. В сером веществе Г. В смешанном спинномозговом нерве

12. Функция серого вещества спинного мозга:

А. Секреторная В. Опорная

Б. Рефлекторная Г. Проводниковая

13. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны?

А. В заднем корешке В. В переднем корешке

Б. В срединной борозде Г. В центральном канале

14. Что соответствует проводниковой функции спинного мозга

А. Разгибание конечностей В. Коленный рефлекс

Б. Передача нервного импульса от мозга

Г. Передача- нервного импульса из спинного мозга в головной.

15. Какие отростки нейрона передают импульс от тела нейрона к органам?

A. Аксон Б. Дендриты

B. Аксон и дендриты

16. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны?

A. Передают импульс от мозга к органам
Б. Передают импульс от органов в мозг

B. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга

17. Какую функцию выполняют двигательные нейроны?

(См. ответы на 16-й воп­рос.)

18. Какую функцию выполняют вставочные нейроны?

A. Питательную функцию

Б. Проводят импульсы внутри мозга от одного нейрона к другому

B. Опорную функцию

Ответы: 9-г,10-в,11-а,12-б,13-в,14-в,15-а,16-б, 17-а,18-б

Выполните тестовое задание. Выберите один верный ответ

1. Нервная система выполняет следующие функции:

A. Транспортирует питательные вещества
Б. Осуществляет гуморальную регуляцию

B. Связывает организм с внешней средой

Г. Обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют:
А. Аксонами

3. По функции вся нервная система подразделяется на:

A. Соматическую и вегетативную (автономную)
Б. Симпатическую и парасимпатическую

B. Центральную и периферическую
Г. Периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А. Движение скелетной мускулатуры

В. Тонус сосудов

Б. Работу внутренних органов

Г Сокращения стенок кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А. Скопление тел нейронов

В. Скопление длинных отростков нейронов

Б. Нервные волокна нейронов

Г. Сосудистую оболочку мозга

A. Пучки нервных волокон за пределами центральной нервной системы
Б. Аксон одного нейрона

B. Скопления тел нейронов

Г. Проводящие пути спинного мозга

A. Область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями
Б. Вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса

8. Свойство нервной ткани:

А. Возбудимость и сократимость

Б. Возбудимость и проводимость

Г. Только возбудимость

9. В периферическую нервную систему не включают:

Г. Нервные окончания

Ответы: 1-г,2-б,3-в,4-б,5-а,6-а, 7-а, 8-б, 9-в

I) Найдите соответствие.

1) Соотнесите часть (отдел) нервной системы и его функции:

1. Кора больших полушарий А) Регулирует работу внутренних органов

2. Спинной мозг Б) Обеспечивает осуществление высших псих.функций

3. Вегетативная нервная система

4. Соматическая нервная система В) Регулирует работу скелетных мышц

Г) Обеспечивает осуществление простых рефлексов

2) Соотнесите нейроны и их местоположение:

1. Чувствительные А) Передние рога серого вещества спинного мозга;

2. Двигательные Б) Задние рога серого вещества спинного мозга;

3. Вставочные В) Боковые рога серого вещества спинного мозга;

4. Вегетативные Г) Спинномозговые ганглии.

3) Соотнесите чувствительные и двигательные зоны коры больших полушарий и их местоположение:

1. Зрительная А) лобная доля

2. Слуховая Б) теменная доля

3. Кожно-мышечная В) затылочная доля

4. Вкусовая Г) височная доля.

II) Подготовьте краткие ответы на вопросы:

1. Строение нервной ткани.

2. Что такое рефлекс? Назовите этапы осуществления рефлекса.

3. Рефлекторная дуга, виды рефлекторных дуг.

4. Отделы нервной системы.

5. Функции спинного мозга.

6. Отделы головного мозга и их значение.

7. Периферическая нервная система. Типы нервов.

8. Сравнительная характеристика соматической и вегетативной нервной системы.

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:

А) меньше 950 г;
Б) 950-1100 г;
В) 1100 – 2000 г

2. Головной мозг человека состоит из:

А) ствола и полушарий большого мозга;
Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

А) среднего мозга;
Б) спинного мозга;
В) промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

А) средний мозг и полушария большого мозга
Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.

5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:

А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) мост

6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:

А) средний мозг;
Б) продолговатый мозг;
В) промежуточный мозг

7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок:

А) мост;
Б) средний мозг;
В) промежуточный мозг.

Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Останина Галина МихайловнаНаписать 41764 18.10.2015

Номер материала: ДВ-075201

  • Биология
  • 8 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    18.10.2015 1422
    18.10.2015 3542
    18.10.2015 1220
    18.10.2015 1617
    18.10.2015 1588
    18.10.2015 402
    18.10.2015 806

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

5.5. Нервная система и высшая нервная деятельность

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма человека и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

Основные понятия

Нейрон – основная структурная и функциональная (то есть элементарная) единица нервной ткани.


Рисунок 1. Строение нейрона

На рисунке показано типичное строение нейрона. Его отличительной чертой являются множественные отростки. Также стоит отметить, что нейроны всегда имеют только одно ядро. Мы остановимся на элементах рисунка более подробно:

1. Аксон – длинный отросток нейрона, может достигать в длину 1 м. Покрыт миелиновой оболочкой. Передает информацию от тела нейрона. Такое направление называется центробежным.

2. Дендриты – короткие, сильно ветвящиеся отростки нейрона, несут информацию к нейрону. Такое направление называют центростремительным.

Информация в нервной системе передается с помощью нервного импульса – электрической волны, бегущей по отросткам. Чтобы передавать информацию от клетки к клетке, а также к исполнительным органам (мышцам, железам), существуют специальные контакты, они называются синапсами.

3. Синапс - место соединения аксона одной нервной клетки с дендритом (или телом) другой, а также с мышечным волокном или секретирующей железой. Внешне он напоминает щель, полость между двумя этими элементами. В синапсе осуществляется специфическая реакция: с помощью особых химических соединений (медиаторов) реакция с одного конца синапса переходит на другой. В результате происходит возбуждение (или торможение) следующего нейрона, сокращение мышцы или стимуляция секреции железы.


Рисунок 2. Синапс

Нерв – совокупность аксонов, организованных в пучок и покрытых соединительной тканью. Их задача – связь ЦНС и иннервируемых органов. Волокна, которые несут информацию к центру, называют чувствительными. Те, которые несут импульсы к исполнительному органу, называются двигательными. В одном нерве могут присутствовать как чувствительные, так и двигательные волокна.

Нервный узел (ганглий) – скопления тел нейронов за пределами ЦНС.

Также необходимо знать, что в нервной системе помимо нервных клеток присутствуют специальные клетки-спутники, основная задача которых – создание поддержки и опоры для нервных клеток, а также их защита и питание.

Центральная и периферическая нервная система

Нервная система делится на центральную и периферическую.

К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг.

Головной мозг

Головной мозг – передний отдел центральной нервной системы, состоящий из пяти частей: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого мозга. Необходимо знать взаиморасположение и функции каждого отдела.


Рисунок 3. Отделы головного мозга


Кора больших полушарий

Кора больших полушарий головного мозга представляет собой наиболее молодое образование центральной нервной системы. Деятельность коры больших полушарий основана на принципе условного рефлекса, поэтому ее называют условно-рефлекторной. Она осуществляет быструю связь с внешней средой и приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Глубокие борозды делят каждое полушарие большого мозга на лобную, височную, теменную, затылочную доли и островок. Островок расположен в глубине сильвиевой борозды и закрыт сверху частями лобной и теменной долей мозга.


Рисунок 4. Доли коры больших полушарий

В сером веществе коры больших полушарий различают сенсорные, моторные и ассоциативные зоны:

сенсорные зоны коры больших полушарий - участки коры, в которых располагаются центральные отделы анализаторов:
зрительная зона — затылочная доля коры больших полушарий;
слуховая зона — височная доля коры больших полушарий;
зона вкусовых ощущений — теменная доля коры больших полушарий;
зона обонятельных ощущений — гиппокамп и височная доля коры больших полушарий.

Соматосенсорная зона находится в задней центральной извилине, сюда приходят нервные импульсы от проприорецепторов мышц, сухожилий, суставов и импульсы от температурных, тактильных и других рецепторов кожи;

моторные зоны коры больших полушарии - участки коры, при раздражении которых появляются двигательные реакции. Располагаются в передней центральной извилине. При ее поражении наблюдаются значительные нарушения движения. Пути, по которым импульсы идут от больших полушарий к мышцам, образуют перекрест, поэтому при раздражении моторной зоны правой стороны коры возникает сокращение мышц левой стороны тела;

ассоциативные зоны - отделы коры, находящиеся рядом с сенсорными зонами. Нервные импульсы, поступающие в сенсорные зоны, приводят к возбуждению ассоциативных зон. Особенностью их является то, что возбуждение может возникать при поступлении импульсов от различных рецепторов. Разрушение ассоциативных зон приводит к серьезным нарушениям обучения и памяти.

Спинной мозг

Спинной мозг – вторая часть ЦНС. Расположен в позвоночном канале. Представляет собой сплошную трубку, полую внутри (полость заполнена спинномозговой жидкостью). Условно спинной мозг разделяют на несколько частей в соответствии с их расположением: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Необходимо знать, как выглядит спинной мозг:


Рисунок 5. Спинной мозг. Цифрой 1 обозначено серое вещество, оно образовано телами нейронов (на рисунке виды темные точки – нервные клетки, они все вместе образуют фигуру, напоминающую бабочку). Цифрой 2 обозначено белое вещество, оно образовано длинными отростками нейронов. В головном мозге серое и белое вещество расположены иначе: серое снаружи, белое внутри.

К периферической нервной системе (ПНС) относят все структуры, находящиеся за пределами ЦНС: 12 пар черепных нервов (и их ответвления), 31 пара спинномозговых нервов (и их ответвления), их корешки, чувствительные (спинномозговые) нервные узлы, нервные сплетения, вегетативные нервы и ганглии.

Соматическая и вегетативная нервная система

Периферическую нервную систему делят на соматическую и вегетативную.

Соматическая нервная система подконтрольна нашему сознанию. Она регулирует деятельность соматической мускулатуры (с ее помощью мы двигаемся, общаемся, улыбаемся, жестикулируем, дышим). Также она отвечает за связь нашего организма с внешней средой, так как ее частью являются чувствительные волокна, которые собирают информацию со всех видов рецепторов и несут ее к ЦНС.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность внутренних органов: контролирует работу гладкой мускулатуры (которая является частью стенки кишечника, мочеточников, сосудов и других органов), сердца, желез. Ее другое название – автономная. Мы не можем контролировать ее действие.

Симпатическая и парасимпатическая нервная система

Вегетативную нервную систему делят на симпатическую и парасимпатическую. Их действие практически полностью противоположно. Они действуют постоянно и одновременно, однако в каждый определенный момент времени может доминировать как симпатическая, так и парасимпатическая система. Это зависит от условий, в которых находится организм.


Приведем пример задания, иллюстрирующего важность понимания разницы в действии симпатической и парасимпатической нервной системы.

Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?

Это задание признано самым сложным заданием в Блоке. 3 балла за него смогли получить только 1% учеников. (2 балла – 5%)

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно помнить 2 факта:

1. Вегетативная нервная система контролирует тонус гладкой мускулатуры, которая находится в стенке всех сосудов человеческого организма.

2. Симпатическая нервная система повышает АД, парасимпатическая – снижает.

Если учитывать, что АД прямо зависит от сосудистого сопротивления (чем больше просвет сосуда, тем меньше он сопротивляется кровотоку, тем проще сердцу пронести через него кровь, тем меньше давление), то можно прийти к следующему ответу:

1. в спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается;

2. во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается;

3. в изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.

Рефлексы

Когда мы с вами говорили о свойствах живого, мы упомянули раздражимость.

Раздражимость – это способность всего живого реагировать на внешние воздействия изменением своей активности или своих физико-химических свойств.

У животных, имеющих нервную систему, раздражимость может проявляться на качественно новом уровне – в виде возбуждения, то есть в виде активной, специфической реакции на раздражитель.

Только говоря о представителях Царства Животные (в том числе о человеке), мы можем пользоваться таким термином как рефлекс.

Рефлекс – ответная реакция организма на действие внешнего или внутреннего раздражителя, которая осуществляется при непосредственном участии нервной системы.

И.М.Сеченов доказал, что все акты сознательной и бессознательной деятельности есть рефлексы.

И.П.Павлов разработал учение о безусловных и условных рефлексах.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы – наиболее простые, но в тоже время очень важные реакции, которые помогают нам поддерживать нормальную жизнедеятельность. Эти рефлексы присутствуют у нас с самого рождения и передаются по наследству нашим детям. Они постоянны и не поддаются торможению. Дуги этих рефлексов проходят через спинной мозг, а также через рефлекторные центры в продолговатом мозге (центр дыхания, сосудистый центр, центр защитных рефлексов), в среднем мозге (центр ориентировочных рефлексов), на них не влияет кора больших полушарий, поэтому мы не можем управлять реакциями, которые происходят на этом уровне.

Жизнь без безусловных рефлексов, как правило, невозможна. (Речь не идет об искусственном поддержании жизнедеятельности посредством ИВЛ, кардиостимулятора и других средств)

Примеры безусловных рефлексов: дыхательный, сосательный, глотательный, слюноотделительный и др.

Условные рефлексы приобретаются нами в течение жизни и являются индивидуальными. У разных людей разные условные рефлексы, они даже могут различаться у одного и того же человека в разном возрасте, так как им свойственно угасание. Не имеют готовых рефлекторных дуг, формируются на базе безусловных, и тем более стабильны, чем чаще условный раздражитель подкрепляется безусловным. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга, являются основой навыков.

Примеры условных рефлексов: слюноотделение у собаки в ответ на условный раздражитель (свет) в классических опытах И.П.Павлова, дрессировка животных, индивидуальные привычки каждого человека, соблюдение режима дня, реакция ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, на его бутылочку с питательной смесью.

Рефлекторная дуга – нервный путь, по которому передается возбуждение и ответная реакция на него.

Необходимо знать элементы, входящие в состав рефлекторной дуги, мы их разберем на примере как соматического, так и вегетативного рефлекса.


Рисунок 6. Левая часть рисунка – соматический рефлекс, правая – вегетативный.

Цифрами обозначены: 1 – рецептор, 2 – чувствительный нейрон, 3 – спинной мозг, 4 – двигательный нейрон соматического рефлекса, 5 – рабочий (исполнительный) орган (мышца слева, справа – железа), 6 – вставочный нейрон, его функция – передача возбуждения с чувствительного нейрона на двигательный, 7 – вегетативный ганглий, находится вне спинного мозга, 8 – спинномозговой нервный узел, образован телами чувствительных нейронов.

Такую дугу имеет большинство безусловных рефлексов. Опишем ее путь: рецептор воспринимает действие раздражителя, по чувствительному нейрону передает его в спинной мозг, там происходит переключение сначала на вставочный (который может отсутствовать в более простых дугах), а затем с него на двигательный нейрон, который передает нервный импульс на исполнительный орган.

чувствительный нейрон→ вставочный нейрон→двигательный нейрон


Рецептор
Спинной мозг
Исполнительный орган

Дуга условного рефлекса имеет свои особенности, их необходимо знать. Проследите, как она изменяется:

Рецептор реагирует на условный раздражитель, преобразуют его в нервный импульс и передают его по чувствительному нерву в подкорковые образования (например, для зрительного анализатора – в таламус), а затем в кору больших полушарий. В коре информация передается по сформированному временному пути в какой-либо другой центр (в опытах Павлова – слюноотделительный), из которого по двигательному нейрону импульс идет к исполнительному органу.

Торможение условного рефлекса

Торможению поддаются только условные рефлексы. Существует внутреннее (условное) и внешнее (безусловное) торможение.

Внутреннее торможение осуществляется в случае, когда условный рефлекс длительно не подкрепляется безусловным раздражителем. Это ведет к постепенному угасанию и исчезновению рефлекса.

Пример: если подопытной собаке перестать давать корм при зажигании лампы, со временем она перестанет вырабатывать желудочный сок при включении осветительного прибора.

Внешнее торможение возникает при воздействии нового раздражителя достаточной силы. При этом в коре возникает новый очаг возбуждения, который превосходит по силе уже существующий очаг.

Пример: при острой зубной боли перестает болеть раненый палец. Это врожденное свойство нервной системы, обеспечивающее адаптацию к меняющимся условиям.

Дополнительные термины

Инстинкт – совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида в данных условиях среды. Составляют основу поведения животных. Формируются на базе безусловных рефлексов.

Навык – отработанное до автоматизма действие (например, езда на велосипеде).

Высшая нервная деятельность

И.П.Павлов – создатель науки о высшей нервной деятельности.

Человеческое мышление существенно отличается от мышления даже самых развитых представителей Царства Животные.

Особенностью развития человека в процессе эволюции стало появление у него второй сигнальной системы, которая характеризует качественно новый уровень нервной деятельности. Система речевых сигналов (слышимых, видимых и произносимых), речь, образное мышление – все это недоступно никому, кроме Человека.

Первая сигнальная система, свойственная и другим животным, сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. Она относится только к восприятию и ощущению предметов и явлений как таковых, и не касается оценки, передачи и обмена данными о данных ощущениях.

Вторая сигнальная система, свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему (П. с. с.) действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы П. с. с.; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов.

Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда.

Итак, высшей нервной деятельности человека свойственны следующие характеристики:

* абстрактное (образное) мышление,

* понимание смысла речи (сравните: животные реагируют на слова, не понимая их значения),

* накопление, хранение и воспроизведение полученной информации. Человек способен к обучению через объяснение (сравните: животное может уловить связь, но не может понять объяснение этой связи, выраженное словами человека).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.