Нервная система презентация и конспект

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema.ppt 1.54 МБ

Подписи к слайдам:

Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ

Строение нейрона дендриты тело нейрона аксон

Синапс - Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками Пузырьки с медиатором Синаптическая щель

Типы нейронов: Чувствительные Вставочные Исполнительные Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг Анализируют информацию и вырабатывают решения Проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам

Строение нервной системы

Строение нервной системы Нервная система Центральная нервная система (ЦНС) Периферическая нервная система Головной мозг Спинной мозг нервы Нервные узлы Нервные окончания

Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС

Функциональное деление нервной системы Нервная система Соматическая Вегетативная Подчинена воле человека Регулирует работу скелетных мышц Не подчинена воле человека Регулирует работу внутренних органов

Вегетативная нервная система Симпатическая Парасимпатическая Включается во время интенсивной работы, требующей затрат энергии Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха

В основе работы нервной системы лежит рефлекс Рефлекс – ответ организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС

Рефлекторная дуга - Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса Чувствительный нейрон Исполнительный нейрон Вставочный нейрон

Центральная нервная система

Строение спинного мозга

Функции спинного мозга Рефлекторная – здесь находятся центры безусловных рефлексов Проводниковая функция – белое вещество спинного мозга обеспечивает связь всех отделов ЦНС Головной мозг регулирует работу спинного!

Строение головного мозга

Продолговатый мозг Мост Мозжечок Средний мозг Промежуточный мозг Большие полушария Мозолистое тело

Белое вещество Серое вещество Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга

Продолговатый мозг и мост Регуляция: Дыхания Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание) Сердечно-сосудистой системы Защитные рефлексы: Чихание, моргание, кашель, рвота

Мозжечок Координация произвольных движений Сохранение положения тела в пространстве Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела Средний мозг

Промежуточный мозг Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание Промежуточный мозг

Большие полушария Лобная доля Центральная борозда Боковая борозда Теменная доля Височная доля Затылочная доля

Затылочные доли – зрительная чувствительность Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность

С большими полушариями мозга связаны: Память Речь Мышление Творческие процессы Личностные качества

Спасибо за внимание Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №6 ст. Приазовской Приморско – Ахтарского района Краснодарского края Латышева валентина Николаевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы для изучения темы: "Нервная система человека". 8 класс.

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения.

Интерактивный урок обобщения и углубления знаний о строении и значении нервной системы, развить имеющиеся знания о нейроне, рефлексе, рефлекторной дуге. Урок сопровождается презентацией. .

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме"Мочевыделительная система человека".

Презентация по етме: "Нервная система человека" может быть использована при изучении курса биологии "Человек" в 8 классе.

Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ

Синапс - Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Типы нейронов: Чувствительные Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг Вставочные Анализируют информацию и вырабатывают решения Исполнительные Проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга к органам

Строение нервной системы

Строение нервной системы Нервная система Центральная нервная система (ЦНС Головной мозг Спинной мозг Периферическая нервная система нервы Нервные узлы Нервные окончания

Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС

Функциональное деление нервной системы Нервная система Соматическая Подчинена воле человека Регулирует работу скелетных мышц Вегетативная Не подчинена воле человека Регулирует работу внутренних органов

Вегетативная нервная система Симпатическая Включается во время интенсивной работы, требующей затрат энергии Парасимпатическая Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха

В основе работы нервной системы лежит рефлекс Рефлекс – ответ организма на раздражение, который осуществляется и контролируется ЦНС

Рефлекторная дуга - Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса

Центральная нервная система

Строение спинного мозга

Функции спинного мозга Рефлекторная – здесь находятся центры безусловных рефлексов Проводниковая функция – белое вещество спинного мозга обеспечивает связь всех отделов ЦНС Головной мозг регулирует работу спинного!

Строение головного мозга

Белое вещество Серое вещество Белое вещество составляет проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга Серое вещество в виде отдельных скоплений (ядер) располагается внутри белого, а также образует кору головного мозга

Продолговатый мозг и мост Регуляция: Дыхания Пищеварения (слюноотделение, жевание, глотание) Сердечно-сосудистой системы Защитные рефлексы: Чихание, моргание, кашель, рвота

Мозжечок Координация произвольных движений Сохранение положения тела в пространстве Регуляция мышечного тонуса и равновесия

Средний мозг Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители (поворот головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей) Регуляция мышечного тонуса и позы тела

Промежуточный мозг Поддержание обмена веществ и энергии на оптимальном уровне Сбор и оценка поступающей информации от органов чувств Регуляция сложных движений: бег, ходьба, плавание

Затылочные доли – зрительная чувствительность Височные доли – слуховая, вкусовая, обонятельная чувствительность Лобные доли – произвольные внимание, произвольные движения Теменные доли – кожно-мышечная чувствительность

С большими полушариями мозга связаны: Память Речь Мышление Творческие процессы Личностные качества


Подписи к слайдам:
ОРГАНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Режим дня:
7ч – 7.45ч.

– Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак;
8ч. 15 мин. – 13.05ч.
– Занятия в школе;
13.05ч. – 14ч.
– Возвращение домой, обед;
14ч. – 16ч.
– Отдых,
прогулка,
спортивная секция, кружок;
16ч. – 18ч.

– Приготовление уроков;
18ч. – 19ч.

– Отдых, ужин, помощь по дому;
19ч. – 20ч. 45 мин.
– Чтение, игры дома;
20ч. 45 мин.
– Подготовка ко сну.
21. ч.- 7.ч.
- Ночной сон
ВСЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА ПРОНИЗАНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ БЕЛЫМИ ВОЛОКНАМИ-
НЕРВАМИ
СЛУХОВАЯ
ЗРИТЕЛЬНАЯ
ВКУСОВАЯ
ОБОНЯТЕЛЬНАЯ
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ПАМЯТЬ
ГОЛОВНОЙ МОЗГ
ГОЛОВНОЙ МОЗГ-
ПРОНИЗАН КРОВЕНОСНЫМИ СОСУДАМИ.
¼ ЧАСТЬ ВСЕХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА РАСХОДУЕТСЯ НА СНАБЖЕНИЕ КЛЕТОК ГОЛОВНОГО МОЗГА.
ПОВЕРХНОСТЬ МОЗГА-
КОРА
, ВСЯ В БОРОЗДКАХ И ИЗВИЛИНАХ
КАЖДЫЙ ОТДЕЛ СПИННОГО МОЗГА-
ОТВЕЧАЮТ ЗА РАБОТУ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЫ МЫШЦ
ШЕЙНЫЕ НЕРВЫ
:
ГОРЛО, ГРУДЬ, ПЛЕЧИ, РУКИ, КИСТИ РУК
ГРУДНЫЕ НЕРВЫ
:
ОТ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГРУДИНЫ ДО НИЖНЕЙ ЧАСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
ПОЯСНИЧНЫЕ НЕРВЫ:
СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ
КРЕС
ТЦОВЫЕ НЕРВЫ:
ОТ НИЖНЕЙ ЧАСТИ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ ДО ПАЛЬЦЕВ НОГ
НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА
ДНЯ
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС


НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

Познание мира 3 класс

Абдуллаева С. И.


ВСЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА ПРОНИЗАНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫМИ БЕЛЫМИ ВОЛОКНАМИ- НЕРВАМИ


ЧТО ВХОДИТ В

НЕРВНУЮ СИСТЕМУ?

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

СПИННОЙ МОЗГ


ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ВЫПОЛНЯЕТ ОСНОВНУЮ РАБОТУ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ.


ГОЛОВНОЙ МОЗГ

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ЧЕРЕПА.


ГОЛОВНОЙ МОЗГ



ГОЛОВНОЙ МОЗГ


ДВИЖЕНИЯМИ ЛЕВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ДВИЖЕНИЯМИ ПРАВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА



ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ПРОНИЗАН КРОВЕНОСНЫМИ СОСУДАМИ.

¼ ЧАСТЬ ВСЕХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА РАСХОДУЕТСЯ НА СНАБЖЕНИЕ КЛЕТОК ГОЛОВНОГО МОЗГА.

ПОВЕРХНОСТЬ МОЗГА- КОРА , ВСЯ В БОРОЗДКАХ И ИЗВИЛИНАХ



ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

ТЕЛОДВИЖЕНИЕ


СПИННОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ПОЗВОНОЧНИКА.



КАЖДЫЙ ОТДЕЛ СПИННОГО МОЗГА- ОТВЕЧАЮТ ЗА РАБОТУ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЫ МЫШЦ

ШЕЙНЫЕ НЕРВЫ : ГОРЛО, ГРУДЬ, ПЛЕЧИ, РУКИ, КИСТИ РУК

ГРУДНЫЕ НЕРВЫ :

ОТ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГРУДИНЫ ДО НИЖНЕЙ ЧАСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

ПОЯСНИЧНЫЕ НЕРВЫ: СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ

КРЕС ТЦОВЫЕ НЕРВЫ:

ОТ НИЖНЕЙ ЧАСТИ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ ДО ПАЛЬЦЕВ НОГ


ОРГАНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


ЦЕНТР СЕНСОРНОСТИ ТЕЛА

ДВИГАТЕЛЬНЫЙЦЕНТР

УЧАСТКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАЗНЫХ ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

ЦЕНТР ОБОНЯНИЯ

СЛУХОВОЙ ЦЕНТР

ЦЕНТР ЗРЕНИЯ


ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ?

УМЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ


ДВИГАТЕЛЬНАЯ

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ


ЧТО ОПАСНО ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ?

ПОВРЕЖДЕНИЯ

СПИННОГО МОЗГА

ГОЛОВНОГО МОЗГА

ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА: НЕПОДВИЖНОСТЬ

РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА: ГИБЕЛЬ


СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА


ОТРАВЛЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

РАЗРУШАЮТСЯ НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ , ТЕРЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ


НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


7ч – 7.45ч. – Подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак;

8ч. 15 мин. – 13.05ч. – Занятия в школе;

13.05ч. – 14ч. – Возвращение домой, обед;

14ч. – 16ч. – Отдых, прогулка, спортивная секция, кружок;

16ч. – 18ч. – Приготовление уроков;

18ч. – 19ч. – Отдых, ужин, помощь по дому;

19ч. – 20ч. 45 мин. – Чтение, игры дома;

20ч. 45 мин. – Подготовка ко сну.

21. ч.- 7.ч. - Ночной сон


ОТДЫХ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

С МЕ НА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Класс: 7

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: "нервная система", "нервная клетка", "раздражимость", "рефлекс"; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
  • Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Средства обучения: Учебник (параграф 43), презентация "Эволюция Нервной системы" (Приложение1), ЦОР: "Раздражимость амебы и инфузории-туфельки", "Раздражимость гидры", "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема "Строение головного мозга", карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые способны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)




Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска
1 - 1 - 1 -
2 - 2 - 2 -
3 - 3 -
4 -

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг - центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария - наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала. (16 - 20 слайды).

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: . . . . . Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в . мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает . мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии .

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

Земноводные 1.В головном мозге имеется 5 отделов
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок
3. Слабое развитие мозжечка
Пресмыкающиеся 4. Хорошо развит передний мозг
5. Промежуточный мозг почти не виден

3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.

Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 227-228)

Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:

  1. Развития больших полушарий головного мозга;
  2. Хорошего развития промежуточного мозга;
  3. Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:

  1. Кора имеет извилины и складки;
  2. Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
  3. Мозжечок и средний мозг развиты слабо.

5 группа. Эксперты.

Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:

  • "5" - полностью справились с заданием;
  • "4" - выполнили задание с 2 ошибками;
  • "3" - выполнили задание с 3 ошибками;

Эксперты подводят итог, делают выводы. (21-й слайд)

4. Домашнее задание. Параграф 43.


Центральная нервная система.

Спинной и головной мозг


  • Углубить знания о строении и функциях спинного мозга;
  • Познакомить учащихся с общим планом строения головного мозга человека, со строением и функциями его отделов.
  • Стимулировать развитие познавательного интереса
  • Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга

Нервная система

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.

Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды.



Зафиксируйте в тетради схему


Строение центральной нервной

Спинной мозг. В сером веществе спинного мозга находятся центры многочисленных спинальных рефлексов, связанных с раздражением отдельных сегментов тела животного — кожи, мышц, внутренних органов.

Спинной мозг является также органом проведения нервных возбуждений от различных участков кожи к головному мозгу и обратно — от головного мозга к мышцам.


Мозжечок, связан проводящими путями со всеми другими отделами центральной нервной системы

Основная функция - координация движений, а также поддержание нормального тонуса мышц.


Продолговатый мозг

Примыкающий к нему так называемый варолиев мост содержат центры дыхательных, жевательных, глотательных движений, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, а также ряда защитных рефлексов — чихания, кашля, моргания, слезоотделения, сужения и расширения зрачков, элементарных защитных рефлексов.


Нейроны — это основные структурные и функциональные элементы в центральной и периферической нервной системе.

Нейроны имеют различную форму и размеры, формируют отростки двух типов: аксоны и дендриты .


Болезни нервной системы

  • Арахноидит
  • Невроз
  • Инсульт
  • Паралич

Воспаление мягкой оболочки головного или спинного мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки.

Заболевание развивается быстро с переходом в

  • Грипп
  • Ревматизм
  • Хронический тонзиллит
  • Отит
  • Черепно-мозговая травма

Невроз(признаки)

Это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями

  • Высокая чувствительность к стрессам
  • Плаксивость
  • Тревожность
  • Чувствительность к громким звукам
  • Расстройства сна
  • Потливость, сердцебиение

  • Хронический стресс
  • Истощение нервной системы
  • Трудоголизм
  • Переутомление
  • Истощающие организм заболевания

Остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся повреждением ткани мозга и расстройством его функций.

  • Гипертоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Заболевания сердца
  • Эмоциональное или физическое перенапряжение

Отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных центров спинного и головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы

  • Воспалительные процессы
  • Травмы
  • Опухоли нервной системы
  • Нарушения кровообращения

Кто лечит заболевания нервной

системы человека?

Невролог специализируется на диагностике и лечении недугов, поражающих нервную систему как центральную, так и периферическую


Профилактика заболеваний

  • Здоровый образ жизни
  • Рациональное питание
  • Здоровый, полноценный сон
  • Избегать нервных срывов
  • Получение положительных эмоций

Домашнее задание

Записи в тетради по теме урока и выполнить одно из заданий. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.


Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., дораб.- М„: Вентана-Граф, 2004.

Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999.

Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.