Нервно психическая неустойчивость основные формы проявления

Характеристика нервно-психической неустойчивости

Нервно-психической неустойчивостью называют совокупность природных или приобретенных качеств личности, которые предопределяют реагирование на неблагоприятные условия среды.

Для каждого человека свойственны определенные и характерные только для него способы реагирования во время стрессовых ситуаций, при этом включаются защитные и резервные способности.

Существует несколько критерий, свойственных для нервно-психической неустойчивости:

  • импульсивность и непредсказуемость поступков;
  • нестабильность в отношениях с окружающими людьми;
  • приступы неоправданного и бесконтрольного состояния гнева;
  • нарушение самооценки;
  • резкая нестабильность и колебания настроения;
  • непереносимость одиночества и невозможность быть одному;
  • хроническое чувство скуки и опустошенности;
  • склонность к суициду и самоповреждению.

Факторы, определяющие глубину и скорость выраженности данных проявлений:

  • индивидуальная опасность;
  • степень сложности поставленных задач;
  • ограниченное время выполнения сложных задач;
  • продолжительное стрессовое воздействие психологических факторов.

  • Курсовая работа Нервно-психическая неустойчивость 440 руб.
  • Реферат Нервно-психическая неустойчивость 220 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психическая неустойчивость 230 руб.

Причины нервно-психической неустойчивости (НПН)

Психологи, занимающиеся проблемами диагностики и лечения данного заболевания выделяют несколько основных причин, формирующих НПН:

  • Психогенные травмирующие ситуации;
  • слабое умственное развитие или низкий общеобразовательный уровень;
  • присутствие алкоголизма, наркомании и токсикомании;
  • черепно-мозговые травмы или присутствие нейроинфекции;
  • педагогические ошибки, совершенные в процессе воспитания и становления характера.

При этом психологии выделяют множество причин, которые способствуют НПН. Их условно подразделяют на две категории. 1 категория связана с причинами биологического характера, а вторая категория связана с причинами социального характера.

Важным фактором при понимании причин является обнаружение эмоционального расстройства или вегето-сосудистые нарушения в организме. Также имеет место внешний фактор, который показывает отрицательное психологическое воздействие на человека.

На третьем месте стоят невротические проявления. Они характеризуются безразличным отношением к окружающему миру, разочарованием в жизни, ощущением недовольства людей, навязчивостью, нарушением сна и раздражительностью.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Среди причин можно выделить также беспричинные страхи, появление кома в горле, учащенное сердцебиение, плаксивость и потеря аппетита. На четвертом месте среди причин выявляют биологическую неполноценность, отягощенную наследственность и изменённую реактивность. Обычно данные показания сопровождаются головными болями и головокружениями.

На пятом месте среди причин стоят различные нарушения деятельности головного мозга. Они бывают связаны с полученными травмами, проникновением инфекции и иными повреждениями.

Итак, на появление нервно-психической неустойчивости влияют биологические отклонения нервной системы в комплексе с внешними отрицательными факторами.

Профилактика нервно-психологической неустойчивости

Психологи уделяют большое значение предотвращению подобного заболевания. При этом проводятся профилактические меры , направленные на:

  • внимательность и доброжелательное отношение друг другу, уважение мыслей чувств и поступков окружающих людей;
  • формирование здоровой морально-психологической атмосферы в семье и в обществе, при этом акцент делается на доброжелательность и взаимопонимание; предотвращение конфликтных ситуаций, связанных с психотравмирующими событиями.

Наблюдения психологов анализируются и корректируются при беседах с человеком. Затем дополняются данными, полученными в результате анкетирования или тестирования.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Наиболее часто НПН проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях.

Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной и др.), предболезненными и болезненными состояниями.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами.

Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости



Выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости

(на основе материалов Руководства по психологической работе в ВС РФ. Приложение 6.)

Встречающиеся отклонения в поведении и деятельности не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности. Работа с военнослужащими с признаками НПН предполагает не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия:

- в период прибытия молодого пополнения в часть;

- в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

- в период последующего прохождения военной службы.

В период прибытия молодого пополнения

Психолог проводит ИМЗ с должностными лицами пункта приема молодого пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями, где рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.

Итогом изучения молодого пополнения должно стать выделение военнослужащих с НПН:

- с резко выраженными признаками. Данная группа нуждается в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе;

- с умеренно выраженными признаками, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев)

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

- оценка хода адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;

- изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

- выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Наблюдение за военнослужащими должно начинаться с инструктирования психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом.


Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы и дополняются результатами тестирования.

B период последующего прохождения военной службы.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их нервно-психического состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

Наиболее информативной в этом плане являются социометрическая методика. Кроме того могут использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдения).

динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости


* указываются текущее состояние военнослужащего на момент очередного консультирования, а также мероприятия (при их необходимости) организационного или психологического плана, направленные на оказание помощи данному лицу.

При увольнении из Вооруженных Сил по состоянию здоровья или переводе в другую часть в данной графе делается соответствующая отметка.

Ж

Ь о

Под нервно-психической неустойчивостью(НПН) понимают склонность к срывам нерв­ной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно ши­рокое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние вари­анты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования не­рвной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивостиопределяющая роль принад­лежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретен­ной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Та­кими факторами и, соответственно, косвенными признаками НПН являются:

- психические заболевания у родителей и близких родственников;

- перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;

- воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;

- наблюдение в психо-неврологическом диспансере;

- ночное недержание мочи;

- наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;

- приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;

- раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препара­тов и другие.

Формы проявления НПНмногообразны и связаны с нарушениями регуляторных меха­низмов на различных уровнях. Признаки НПН обнаруживаются в отдельных биохимиче­ских, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.

Схема 1 Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической

Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН
Психомоторика Плохая координация движений
Повышенный тремор, тик
Неловкость, угловатость движений
Напряженность, вычурность движений и поз
Познавательно- Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словар-
мыслительная ный запас, примитивность суждений)
деятельность Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить
жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям
Темперамент Повышенная эмоциональность (сензитивность)
Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатич-
ность, замкнутость)
Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость)

Приложение 12________________________________________________________________ 455



Основные формы Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
проявления НПН
Мотивация Внушаемость, склонность к подражательству
Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
Низкий самоконтроль
Импульсивность влечений
Чрезмерное стремление к доминированию
Агрессивность
Неустойчивость интересов, привязанностей
Нарушения в процес- Низкая эффективность деятельности
се деятельности Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий
Нарушения Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
дисциплинарных Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений
и социальных норм Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
Случаи суицидальных действий
Склонность к нечестности, воровству
Уклонения от воинской службы
Неряшливость
Нарушения Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
межличностных Конфликтность, озлобленность, грубость
отношений Изолированность в группе
Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
Подозрительность, мнительность, недоверчивость
Неспособность противостоять влиянию окружающих
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
Обидчивость
Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении
Предпатологические Общая вялость
и патологические Повышенная утомляемость
нарушения Нарушения сна, снохождение
Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
Судорожные припадки
Энурез
Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
Фиксированность на состоянии здоровья
Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
Нарушения ритма дыхания при волнении
Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
Замедленный темп действий
Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность, вяз-
кость мышления

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна пре­дусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, впериод адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующе­го прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в частьпсихолог проводит инструктивно-методи­ческое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицера­ми подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде воен­нослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении докумен­тов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

В результате изучения документовмогут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родствен­ников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагопо­лучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоя­нию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовле-

ченис в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая обществен­ная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициа­тивность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, ку­рению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внима­ния и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследованиятакже дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раз­дражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демон­стративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и рез­кость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу), выражение растерянности и ис­пуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом ра­боты или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановкедолжно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нере­шительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 кос­венных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предва­рительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

По результатам проделанной работы психологом совместно с командирами подразделе­ний и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Воен­нослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости пред­ставляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего про­хождения службыпродолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН в целях контроля их состояния и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях.

Нервно-психическая неустойчивость (противоположное понятие - нервно-психическая устойчивость) - склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефицитами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма. В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играет биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Нервно-психическая неустойчивость порождает: суицидальные попытки, членовредительство, дезертирство, рукоприкладство, уклонение от выполнения служебных задач, раздражи

тельность, конфликтность, уход в себя, замкнутость, позерство, неис

полнительность по забывчивости, слезливость, не сопротивление уни

жениям. Источники нервно-психической неустойчи

вости: психические заболевания, болезни (менингит, энцефалит), че

репно-мозговые травмы, алкоголизм, наркомания, токсикомания, се

мейное неблагополучие, умственная отсталость. Методы выявления

лиц с нервно-психической неустойчивостью: наблюдение, анализ до

кументов, беседа, анализ независимых характеристик, тестирование,

анализ результатов деятельности, эксперимент, переписка с родителя

ми, медицинское обследование.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск . Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин . 2005 .

  • Непрерывное образование
  • Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

Нервно-психическая неустойчивость — Под нервно психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках. Источник: Приказ Министра обороны РФ от 26.01.2000 N 50 (ред. от 12.05.2005) Об… … Официальная терминология

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА, переживания, неприятные или устрашающие, б. или м. глубоко нарушающие основные псих, и соматические процессы. Эти переживания могут быть различного характера как по содержанию и аффективной окраске, так и по интенсивности и… … Большая медицинская энциклопедия

Допрос в конфликтной ситуации — Одна из процессуальных форм профессионального общения следователя с допрашиваемыми лицами при различных, чаще несовместимых (в отличие от допроса в бесконфликтной ситуации), целях. Нередко конфликтная ситуация допроса характеризуется активным… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПСИХОГИГИЕНА — ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П. 749 II. История психогигиенического движения . . . 751 III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная. 753 П. умственного труда. 755 … Большая медицинская энциклопедия

Психограмма специалиста таможенной службы — Раздел профессиограммы, в котором в научных психологических понятий отражена система требований таможенной профессии к психологическим и психофизиологическим качествам таможенника и мера их выраженности. Основы профессиографии и системы… … Энциклопедия современной юридической психологии

НЕВРАСТЕНИЯ — – состояние расстройства, характеризующееся раздражительной слабостью, чрезмерной усталостью, повышенной утомляемостью. В качестве специфического расстройства неврастения была описана американским врачом Дж. Бэрдом (1839–1883) в его работе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сероуглерод — CS2, соединение серы с углеродом. Бесцветная жидкость, плотность 1,2927 г/см3, tkип 46,26°С, tпл 112,1°С. Растворимость в воде незначительна, со спиртом, эфиром и хлороформом С. смешивается в любых пропорциях. Пары при 236 °С… … Большая советская энциклопедия

Черепно-мозговая травма — I Черепно мозговая травма Черепно мозговая травма механическое повреждение черепа и (или) внутричерепных образований (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов, черепных нервов). Составляет 25 30% всех травм, а среди летальных исходов при… … Медицинская энциклопедия

Наркология — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

Невро́зы — (neuroses; греч. neuron нерв + ōsis) обратимые пограничные психические нарушения, осознаваемые больными, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов и протекающие с эмоциональными и соматовегетативными расстройствами. Основной причиной… … Медицинская энциклопедия

Пограничные формы нервно-психических расстройств: понятие и общая характеристика, типы и особенности проявления, возрастные "пики". Нервно-психическая неустойчивость как разновидность пограничных состояний, формы проявления и характерные признаки.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.09.2013
Размер файла 29,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Пограничные формы нервно-психических расстройств. Общие понятия

нервный психологический расстройство неустойчивость

Понятие о пограничных формах психических расстройств (пограничных состояниях) главным образом используется для объединения нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы.

К числу наиболее общих нарушений, характерных для пограничных состояний, относятся следующие.

- Преобладание невротического уровня психопатологических проявлений на всем протяжении заболевания.

- Взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими проявлениями.

- Ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений.

- Взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного.

- Сохранение больными критического отношения к своему состоянию.

Наряду с этим пограничные состояния характеризуются отсутствием:

- психотической симптоматики, определяющей психопатологическую структуру болезненного состояния;

- прогредиентно нарастающего слабоумия;

- личностных изменений, типичных для эндогенных психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.).

Проявление НПН чаще всего приходится на возраст 16-30 лет. В более ранние детские годы (равно как и в более поздние) такие расстройства диффузны и ограничены.

Наиболее часто НПН свойственно лицам с определенным преморбидным фоном, характеризующимся наличием явных или скрытых акцентуаций (проявляющихся лишь при неблагоприятном воздействии внешней среды, в том числе под воздействием экстремальных факторов)

3. Нервно-психическая неустойчивость как разновидность пограничных состояний

Не являясь клиническим диагнозом, НПН не абсолютно стабильное,

4. Основные проявления нервно-психической неустойчивости Г.К. Ушакову, Gakubik).

Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с недостаточной социальной зрелостью, необходимостью соблюдения моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой и учебной), предболезненными и болезненными состояниями.

5. Основные причины, формирующие нервно-психическую неустойчивость

Основными причинами, формирующими НПН, являются:

- последствия психогенных травмирующих ситуаций;

- легкие степени умственного недоразвития или низкого общеобразовательного уровня;

- алкоголизм, наркомания и токсикомания, в том числе и у родителей;

- последствия нейроинфекций и закрытых черепно-мозговых травм;

- педагогическая запущенность или серьезные ошибки, допущенные в процессе воспитания и формирования личности.

Существует множество других причин, способствующих развитию НПН и психиатрической патологии у юношей. Их можно условно разделить на две группы. В первую группу входят причины биологического характера, во вторую социально обусловленные причины.

Причины биологического характера связаны, с одной стороны с генетической и конституционной предрасположенностью индивида, с другой с усиливающимся негативным влиянием на организм человека экологически вредных факторов внешней среды.

Вторая группа причин, формирующих НПН у подростков и юношей, имеет социальный характер. Изменения условий жизни и воспитания, происходящие в последние годы в обществе, так же способствуют снижению уровня нервно-психической устойчивости юношей.

Медицинское обследование, подробный анамнез, включает в себя двести признаков и факторов риска развития НПН, которые сведены в 20 блоков:

1. Вегетативно-сосудистые нарушения;

2. Изменения в эмоциональной сфере;

3. Невротические проявления;

4. Внутренние причинные условия;

5. Особенности характера;

6. Особенности интеллектуальной деятельности;

7. Внешние причинные факторы;

8. Внешние причинные условия;

9. Признаки инфантилизма;

10. Особенности поведения;

11. Успеваемость в школе (успешность в деятельности);

12. Мимические реакции;

13. Особенности моторики;

14. Особенности речи;

15. Особенности внешнего вида;

16. Особенности внимания;

17. Лечение, коррекция, помощь;

18. Выявление НПН по времени;

19. Психические расстройства и годность к венной службе;

20. Другие изменения.

6. Систематика основных психических травм, приводящих к формированию пограничных нервно-психических расстройств

7. Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости

1. Общие характеристики поведения - Замкнутость. Изолированность и отвергаемость в группе. Грубость. Сквернословие. Вспышки агрессии. Подозрительность. Мнительность. Высокая подверженность негативному влиянию (повышенная внушаемость). Обидчивость. Робость. Пугливосгь. Эгоизм. Конфликтность.

2. Предпатологнческие и патологические нарушения - Общая вялость. Повышенная утомляемость. Высокая ис - тощаемость. Раздражительность. Нарушение сна, аппетита, частая головная боль, сердцебиение. Снижение памяти. Выраженные ограничения внимания. Неадекватность мышления. Самобичевание. Нелогичность. Вспыльчивость. Резкое покраснение или побледнение кожных покровов. Нарушение ритма дыхания при волнениях. Тремор рук, век, губ. Навязчивые мысли и движения. Сверх ценные идеи, необъяснимые поступки.

4. Недостаточная социальная зрелость - Ограниченность. Несформированность или несоответствие возрасту интересов и склонностей. Отсутствие устойчивых увлечений и достаточно определенной профессиональной направленности. Иждивенческие тенденции. Неспособность сдерживать или управлять своими чувствами. желаниями, поступками. Пренебрежительное отношение к общественно - полезному труду, социальным и национальным ценностям, стремление к легкой наживе.

5. Нарушение в системе профессиональной деятельности - Неустойчивость профессиональных интересов. Низкая эффективность и надежность деятельности. Нарушение техники безопасности, профессиональной дисциплины и этики. Повторные случаи аварий и поломок. Производственный травматизм. Частая смена мест работы и специальностей. Несоответствие уровня профессиональных притязаний личным способностям и возможностям.

8. Основные положения теории стресс-синдрома (по Г. Селье).

Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство - универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

· реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей - возможности эти ограничены)

9. Эмоционально-стрессовые реакции

Р. Лазарус (1970) подразделил стресс на: физиологический (вегетативный, первосигнальный); психологический (эмоциональный, второсигнальный).

Эмоциональный стресс, в свою очередь имеет следующие основные формы:

- импульсивную; - тормозную; - генерализованную. Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями является гнев, страх, печаль и т.п.

Во-первых, это эмоциональная напряженность, которая выражается в изменении эндокринной системы человека. Во-вторых, тревога (Березин: ощущение внутренней напряженности, гиперстезия-негатив в нейтральном, тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катасрофы, тревожно-боязливое возбуждение)

10. Основные причины, формирующие постстрессовые состояния

ПТСР определяется как отсроченная нейропсихическая реакция на травматический стресс. Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками), изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психологическая травма является тяжёлой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

11. Распространенность постстрессовых нарушений

Основанные на социологическом опросе американских исследователей результаты выявили высокую распространенность ПТСР (от 1 до 14%) с вариабельностью, обусловленной методами исследований и особенностями изучаемой популяции.

В Обследование групп риска (комбатантов, жертв катастроф или криминального насилия) выявило частоту ПТСР от 3 до 58%. С учетом характера войны ^(катастрофы), культуральных, возрастных, гендерных различий и дифференциально-диагностических подходов, распространенность ПТСР варьирует в довольно широких пределах.

Согласно проведенных исследований, частота встречаемости синдрома ПТСР составила:

· у ветеранов Второй Мировой войны такого рода расстройства встречались в 19-56% случаев;

· у ветеранов Корейской войны - в 30%;

· у ветеранов Вьетнамской войны- в 21-40%.

При стихийных бедствиях число пациентов с ПТСР колебалось от 10 до 80%.

Кроме того, было установлено, что:

- имеются выраженные гендерные различия (10,4% для женщин и 5,0% для мужчин);

- процент ПТСР среди раненых и калек значительно выше (до 42%), чем среди физически здоровых ветеранов (от 10 до 20%):

- для лиц пожилого возраста характерны отсроченные постгравматические реакции, когда возрастает риск соматических заболеваний и иивалидизации.

Весьма интересны данные, представленные в работах Кесслера с соавторами (Kessler et al., 1995), где приведены следующие статистические данные частоты развития ПТСР у лиц, переживших психотравмы (изнасилвание, сексуальное домогательство, война, угороза с приминением оружеия и т.д.).

Другими факторами риска развития ПТСР являются:

· низкий уровень образования;

· предшествующие травматическому событию психиатричеси проблемы;

12. Патогенетические механизмы формирования посттравматических стрессовых реакций.

Современная нейрофизиология придерживается положения о том, что в основе патогенеза ПТСР лежит:

- накопление в мозговых структурах морфологически и генетически измененных клеток (клеток-инвалидов);

- нарушение в функционировании нейронных сетей;

- динамическое рассогласование в деятельности мозговых структур.

он использовал для обозначения состояния, возникающего в результате различных эмоциональных потрясений; оно наблюдается после пожаров, серьёзных несчастных случаев, боевых действий, а также после железнодорожных катастроф, банкротств и др.

14. Синдромальный подход к изучению посттравматических стрессовых расстройств (DCM-III, DSM-IV, МКБ-10)

Первоначально PTSD-синдром (как отдельная нозологическая единица) был включён лишь в DSM-III (1980) и который имел достаточно ограниченное хождение, в основ-

ном в англоязычных странах.

С 1994 г. стал действовать новый классификационный психиатрический стандарт DSM-IV, которым руководствовались практикующие психиатры и клинические психологи ряда стран.

В настоящее время (с 2000 г.) практикующие психиатры и клинические психологи используют новую версию диагностического стандарта (DSM-IV-TR).

Диагностические критерии постстрессовых расстройств (DSM-IV)

Группы критериальных симптомов синдрома ПТСР.

Основные проявления.

Симптомы группы А.

Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта: Индивид столкнулся с событием связанными с угрозой физической целостности, своей или других людей. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса

Симптомы группы В. Травматическое событие упорно переживается вновь одним из следующих способов: флеш бэки, кошмары и т.п.

Симптомы группы С. Упорное избегание стимулов, ассоциированных с травмой, и уменьшение общей реактивности организма (отсутствовавшее до травмы), проявляющееся в из следующих признаках: Упорное стремление избегать мыслей, чувств или разговоров о травме. Попытки избегать деятельности, мест или людей, вызывающих

воспоминания о травме. Неспособность вспомнить какой-либо важный аспект травмирующего события. Стойкое ощущение зависимости или отчужденности от людей. И т. п.

Симптомы группы D. Устойчивые симптомы физиологической гиперактивации (не присутствовавшие до травмы), выражающиеся в следующих явлениях: бессонница, раздражительность, вспышки гнева, трудности концентрации внимания, ослабление памяти и т.п.

Симптомы группы Е. Длительность расстройства (наличие критериев B, C, D)

не менее 1 месяца, но не раннее 4-х недель от момента психотравмы.

Оно возникает в течение первого месяца от момента психотравмы. Его продолжительность: от 2-х дней до 4-х недель.

Симптомы группы F. Наличие расстройства обуславливает клинически значимый дистресс или нарушает социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Наличие различных дезадаптационных нарушений, затрудняющих социальную, профессиональную или иную значимую деятельность.

В 1995 году PTSD, как отдельная нозологическая единица и его диагностические критерии, были включены в 10-ю редакцию Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), которая действует на территории всех европейских стран.

По сравнению с критериями DSM, критерии МКБ менее структурированы. Это приводит к тому, что многие специалисты в своей практической деятельности, по-прежнему ориентируются на привычные им классификационные психиатрические стандарты.

15. Биологические и психологические предпосылки развития ПТСР

К психологической факторам природы относятся преморбидные особенности личности, условия воспитания, в том числе преморбидную отягощенность психотравмами. Нервно-психическая неустойчивость, повышенная тревожность, признаки инфантилизма или наличие акцентуаций характера рассматриваются в качестве факторов, предрасполагающих развитие ПТСР.

К этиологическим факторам природы относятся объем, формы и своевременность оказания медико-психологичской и социальной помощи, поддержка пострадавших в условиях катастроф, а в более широком смысле - отношение государства к проблеме чрезвычайных ситуаций и пострадавшим при них. Чаще ПТСР развивается у одиноких, вдовствующих, разведенных, материально бедствующих или социально изолированных лиц.

Размещено на Allbest.ru

Диагностические возможности патохарактерологического диагностического опросника. Взаимосвязь дискордантности черт характера и расстройств у подростков. Типы акцентуаций характера. Развитие психических и пограничных нервно-психических расстройств.

дипломная работа [500,2 K], добавлен 20.12.2010

Психические состояния депрессий и их проявления. Виды депрессивных расстройств, их психические проявления. Депрессивные расстройства невротического, циклотимного и психотического уровня. Психические проявления инволюционной депрессии (психические травмы).

реферат [29,5 K], добавлен 20.06.2009

Экспериментальное исследование психопатологической структуры и факторов риска развития пограничных психических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста, находящихся в условиях стойкой депривации и в семьях "социального риска".

диссертация [223,1 K], добавлен 23.10.2010

Исследование эмоциональных состояний, которые оказывают влияние на протекание психических процессов, на активность человека повышая или понижая ее. Характеристика основных видов нервно-психического состояний: настроения, страсти, стресса и фрустрации.

реферат [39,1 K], добавлен 12.07.2011

Нервно-психические расстройства в детском возрасте и риски их возникновения. Сущность возрастных кризисов. Синдромы расстройства сознания. Психопатии, патологические состояния различной этиологии и патогенеза, объединяемые по доминирующему признаку.

контрольная работа [44,8 K], добавлен 27.10.2009

Обзор факторов (биологических, филогенетических, психологических), которые способствуют развитию нервно-психических отклонений. Неврозы у детей и подростков, как самый распространенный вид нервно-психической патологии. Возникновение школьных неврозов.

реферат [25,0 K], добавлен 18.01.2011

Особенности психических расстройств несовершеннолетних осужденных. Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств. Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.

курсовая работа [88,8 K], добавлен 16.11.2008

Сущность психических состояний. Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности. Исследование развития у детей состояния нервно-психического напряжения в ситуациях зачетов и экзаменов.

курсовая работа [73,5 K], добавлен 23.05.2014

Понятие, причины неврозов: неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Психогенные нервно-психические расстройства, проявляющиеся в специфических эмоционально-эффективных и соматовегетативных клинических феноменах, нарушения личности.

контрольная работа [30,4 K], добавлен 18.01.2010

Психосоматические расстройства и заболевания, возникающие под воздействием стрессовых состояний. Сущность, принципы и основные методы аутогенной тренировки. Возникновение у человека специфического состояния нервно-психологической напряженности.

реферат [24,2 K], добавлен 20.07.2013

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.