Нервно психическая устойчивость у студентов

К числу наиболее важных факторов личности, обусловливающих возникновение опасности, аварийной ситуации и несчастного случая в производственных условиях, относятся: индивидуально-психологические особенности персонала; его психофизиологическое состояние; уровень профессиональной подготовленности к данному виду деятельности [2, 3].

Одним из важных адаптационных индивидуально-психологических характеристик персонала, сказывающихся на безопасности деятельности, является его нервно-психическая устойчивость (НПУ). НПУ является показателем как психического, так и соматического здоровья персонала. НПУ показывает риск дезадаптации персонала в критических условиях, вызванных внешними или внутренними факторами. Поэтому исследование данного профессионально важного качества является существенным.

Целью исследования является определение у студентов уровня нервно-психической устойчивости.

В исследовании участвовали студенты 1-х курсов технологического факультета ФГБОУ ВПО Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) в количестве 32 человека. Средний возраст студентов 19 лет (15 девушек, 17 юношей).

Анализ результатов по оценке уровня нервно-психической устойчивости показывает:

1. 58,76 % студентов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, низкий уровень риска дезадаптации в стрессе;

2. 41,24 % студентов имеют удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости, могут поддаваться нервному срыву, особенно в экстремальных условиях;

3. не выявлено студентов с низким уровнем нервно-психической устойчивости, т.е. склонностью к нервно-психическим срывам.

Проведённое исследование уровня нервно-психической устойчивости у студентов 1-х курсов УГНТУ позволило сделать вывод, что психологическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях производства, отличающихся некоторой долей экстремальности, является существенным компонентом. Поэтому в практике психологической подготовки студентов, профилактики напряжённости и стрессогенности необходимо использовать активные методы, формы и средства обучения, способствующие повышению нервно-психической устойчивости и приобретению знаний, умений и навыков безопасного поведения.

Исследование различных методов и форм профессиональной подготовки специалистов позволило определить наиболее эффективные. Повышение устойчивости к стрессу в действиях студентов, формирование более высокого уровня НПУ максимально эффективно при использовании личностно ориентированной модели образования, включающей в себя проектирование личностно ориентированного содержания образования, применение личностно ориентированных технологий обучения и личностно ориентированных педагогических взаимодействий. Существенное значение имеют игровые методы и формы учебно-познавательной деятельности студентов и, в частности, деловые игры, поскольку:

– в деловой игре задача решается в эмоционально-напряжённой ситуации, которая требует от каждого участника игры мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизиологических способностей;

– соревновательный характер деятельности участников деловой игры позволяет формировать не только профессиональные умения и навыки, но и профессиональные, психофизиологические и нравственные качества личности в условиях выполнения профессиональных обязанностей;

– деловая игра позволяет совместить усвоение теоретических знаний с отработкой практических навыков в условиях, максимально приближённых к реальным.

Кроме того, деловая игра позволяет наряду с углублённой дифференциацией и индивидуальным подходом использовать различные приёмы учебной работы, направленные на совершенствование уровня НПУ студентов.

Ключевые слова: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ; ТРЕВОЖНОСТЬ; НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ; ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА; СЕЛЬСКАЯ И ГОРОДСКАЯ МЕСТНОСТЬ; УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ; MENTAL STATES; ANXIETY; NEUROPSYCHOLOGICAL STABILITY; MENTAL STATES OF FIRST-YEAR STUDENTS; RURAL AND URBAN AREAS; CONDITIONS OF ADAPTATION TO LEARNING.

В настоящее время возрастает количество студентов-первокурсников, которые отличаются спектром негативных эмоциональных переживаний, таких как: эмоциональной напряженность, нервно-психической неустойчивость, тревожное состояние и другие, что сопровождается снижением социально-психологической адаптации. Зачастую это обусловлено сменой социокультурной среды, новизной студенческого статуса, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, не стабильным режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы, что отрицательно влияет на гармоничное личностное развитие и психическое здоровье студентов.

Психические состояния, переживаемые студентами первого курса, участвуют в формировании стержневых, устойчивых свойств личности, волевых качеств характера, умения использовать способности в меру своих сил, а также в выработке отношения к учёбе и к другим людям [1]. Через данные состояния студент отражает своё отношение к реальным явлениям действительности. Отражение как процесс и результат взаимодействия людей друг с другом, по большей части может происходить в виде определенных переживаний, либо чувств. Основа, которых являются не непосредственные внешние воздействия и влияния, а их совокупное обобщение во внутреннем мире личности.

Понимание и ощущение студентами своих психических состояний, а также умение отслеживать и регулировать их, позволяет студентам улучшить эффективность учебной деятельности, во избежание множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, попытаться смягчить влияние психических состояний и разрешить их для себя с наименьшими потерями.

Психика студентов-первокурсников весьма подвижна и динамична, поэтому проблема психических состояний студентов первого курса из сельской и городской местности является важной, в виду того, что современная молодежь представляет собой группу риска в настоящее время.

Исследования в этом направлении проводились Н.Д. Левитовым [5], Ю.Е. Сосновиковой [1], А.О. Прохоровым [1], Н.Ф. Курилко [4], Д.С. Метелкина, Ю.И. Родин [7], М.Э. Махмудовой и Т.В. Пфау [6] и другими учеными.

Так в исследовании Н.Д. Левитова было установлено, что на психическое состояние человека влияет его физическое состояние и внешняя обстановка. В тоже время психические состояния зависят и от индивидуальных особенностей человека и от предшествующих психических состояний [1].

Ю.Е. Сосновикова выявила, что психическое состояние отражает своеобразие субъективных и объективных условий, создавшихся для человека на данный период времени. Психические состояния человека представляют непосредственное отражение конкретной ситуации внешней среды, они всегда ситуативны, как бы не были сложны их структура и причина, их вызвавшие [1].

В своей работе А.О. Прохоров градуирует состояния по энергетической шкале, а именно как: состояние повышенной активности (тревога, восторг), состояние оптимальной психической активности (спокойствие, заинтересованность) и состояние пониженной психической активности (рассеянность, утомление, грусть) [1].

Исследование Курилко Н.Ф. было посвящено изучению зависимости между психическим состоянием и физической подготовленностью студентов и показало, что результаты тестовых упражнений свидетельствуют о зависимости между психическими состояниями и физической подготовленностью. А также что понимание своих психических состояний и умение регулировать их позволяет студентам повысить эффективность учебной деятельности, во избежание множества стрессогенных ситуаций или смягчить их воздействие и разрешить их с наименьшими потерями для себя. С другой стороны, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить студентами, их учебной деятельностью [4].

Так в исследовании состояния физического и психического здоровья студентов первого курса педагогического вуза, Метелкиной Д.С., Родина Ю.И было установлено, что высокий и низкий уровень ситуативной и личностной тревожности был зафиксирован у 1/3 испытуемых. И у каждого десятого обследуемого наблюдалось неблагоприятное самочувствие, снижение активности и ухудшение настроения [7].

В исследовании нервно-психической устойчивости сотрудников МЧС с различным стажем работы, М.Э. Махмудовой и Т.В. Пфау было установлено, что независимо от стажа работы сотрудники МЧС имеют благоприятный прогноз по нервно-психической устойчивости. Это означает, что у данных сотрудников нервно-психические срывы маловероятны, они устойчивы к действию стресс-факторов. Изучение личностной и ситуативной тревожности показало, что независимо от стажа работы сотрудников МЧС, у них преобладает умеренные показатели уровня личностной тревожности. Это говорит об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, различать их и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [6].

Результаты нашего сравнительного исследования мы представили в виде таблицы.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика показателей психических состояний у студентов первого курса из сельской и городской местности (средние значения).

Примечание: *- значимые различия на уровне (0,05); **- значимые различия на уровне (0,01).

Сравнительный анализ показателей личностной тревоги у двух групп показал, что студенты первого курса из сельской местности чаще испытывают средний уровень тревоги (19,50), который характеризуется отсутствием спокойствия и склонностью воспринимать угрозу в свой адрес. Скорее всего, эта тревога необходима им для мобилизации потенциальных возможностей в период адаптации к обучению в новых для себя условиях. В то время как у студентов первого курса из городской местности этот показатель ниже (15,76). Студентам, проживающим в городе проще входить в новую учебную среду, поскольку у них не изменяется макросоциальное окружение. Они находятся в окружении родительской семьи, где не происходит значимого ролевого перераспределения функций жизнеобеспечения. Различия статистически значимы (Uэмп.=309,5**; р≤0,01).

Сравнивая показатель ситуативной тревожности студентов первого курса из сельской (26,26) и городской местности (23,36) можно отметить статистически не значимые различия. Можно сказать, что для студентов из сельской и городской местности свойственны низкое проявление напряжения, отсутствие озабоченности, беспокойства и нервозности в проблемных ситуациях (Uэмп.=400,5; р≤0,05).

Показатель личностной тревожности студентов первого курса из городской местности (40,96) связан со средней склонностью к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточного основания и в среднем имеет оптимальный характер. Напротив, для студентов первого курса из сельской местности, имеющих высокий балл (48,26), характерны тенденции оценки событий, объективно не опасных, в качестве угрожающих, с последующими отрицательно окрашенными переживаниями. Это связано с изменением сферы общения, новыми социальными ролями и условиями проживания в общежитии вдали от родителей (Uэмп.=285,5**; р≤0,01).

Так же мы выявили статистически-значимые данные по показателю нервно-психической устойчивости. У студентов первого курса из городской местности чаще встречается низкое значение нервно-психической устойчивости (23,76), для них характерно изменение ритма жизни, связанное с поступлением в вуз, тяжелые и непривычные для психики условия, которые требуют перестройки всей адаптационной системы организма. В то время как у студентов-ровесников из села среднее значение (18,93) по данному показателю, что говорит о более привычных физических и психических нагрузках для организма в целом (Uэмп.=267**; р≤0,01).

Выводы:

  1. Студенты первого курса из сельской местности по сравнению со студентами из города более спокойно относятся к не обоснованным сложившимся обстоятельствам, влекущим за собой легкое беспокойство в различных жизненных ситуациях.
  2. Для студентов первого курса из сельской местности отсутствие ситуативной тревожности компенсируется высокой мобилизующей тревогой и личностной тревожностью по сравнению с их городскими сверстниками.
  3. Студенты первого курса из сельской местности не склонны смещать акцент с внешней требовательности и высокой значимости в постановке задач на осмысление их деятельности. Студенты воспринимают угрозу в обширном диапазоне ситуаций и реагируют выраженным состоянием тревожности, что не характерно для студентов-первокурсников из города, они более спокойно воспринимают и переживают события, это позволяет мобилизовать силы студентов и действовать более эффективно.
  4. У студентов первого курса из городской местности выявлена нервно-психическая неустойчивость в стрессе, что не характерно для студентов-первокурсников из села, они больше подготовлены к жизни в физическом плане, что повышает их устойчивость к различным стрессовым ситуациям.

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мамутова Насибе
Нервно-психические особенности экзаменационного стресса студентов-психологов

Аннотация. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. В статье представлен анализ работ ученых по раскрытию структуры, особенностей протекания и развития нервно-психического напряжения. В результате теоретического анализа психологических особенностей нервно-психического напряжения в процессе обучения, было разработано и проведено эмпирическое исследование нервно-психического напряжения студентов-психологов 2 курса.

Постановка проблемы. Проблема нервно-психического напряжения у студентов ежегодно поднимается практикующими психологами в период сдачи сессии. Учебные или академические стрессы у студентов исследовали Б. Ананьев, Д. Андреева, В. Бодров, А. Бондаренко, А. Варес, Н. Горст и В. Горст, И. Есауленко, Л. Китаев-Смык, Л. Ковалева, Ю. Щербатых и др.

Ученые единогласно указывают на то, что экзамен является психотравмирующим фактором, инициирующим механизм реактивной депрессии, негативно влияющий на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов, а также вызывающий истерики, формирующий состояние общего недомогания, растерянности, страха.

Для экзаменационного стресса характерны физиологические, эмоциональные и когнитивные симптомы. Однако в реальных условиях сдачи экзаменов эти симптомы большинством студентов не контролируются, поскольку доминирующим аспектом является сосредоточение на успешном решении академических проблем (стремлении сосредоточиться на поставленных вопросах и дать на них правильные ответы).

Таким образом, изучение нервно-психологического напряжения в период зачётной экзаменационной сессии у студентов является довольно интересной темой требующей детального изучения.

Цель статьи. Изучение особенностей нервно-психического напряжения студентов психологов в период зачётно-экзаменационной сессии.

Изложение основного материала. Нервно-психическое напряжение – это особое состояние, которое возникает в непривычных, тяжелых для психики человека условиях. В случае нервно-психического напряжения от организма требуется максимально быстрая перестройка, адаптация всей системы.

Напряжение - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе. Соматический компонент выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Они вызывают изменение подвижности век и глазного яблока [3].

Вегетативные выражения напряжения подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующего определенное эмоциональное проявление [3].

Вопрос о приспособительной роли эмоций, нервно-психического напряжения наиболее полно исследовал И. П. Павлов. Он создал учение о динамическом стереотипе - устойчивой системы ответных реакций животного и человека, которые соответствуют определенной комбинации внешних сигналов.

С. Л. Рубинштейн в различных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня [2, с. 23].

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности.

Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С. Л. Рубинштейну, составляют предметные чувства (эмоции).

Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического.

На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств, поэтому выделяют: положительные чувства; нейтральные чувства; негативные чувства; ниже чувства; социальные чувства; эстетические чувства; группа чувств, связанных с понятием собственности [3].

Период получения высшего образования является одним из самых стрессовых в жизни человека. Наиболее стрессовые факторы учебной деятельности, безусловно, - экзамены, зачеты, защиты курсовых и дипломных проектов [2, с. 12].

Период сессии для большинства студентов полон стрессами разного характера: физиологического (недосыпание, головные боли, нервно-психическое напряжение др., информационного (чрезмерная загруженность информацией по различным учебным дисциплинам, которую необходимо одинаково хорошо усвоить, чтобы получить удовлетворительную оценку, эмоционального и социального (ускоренное переживания времени, недовольство собой по сравнению с более успешными однокурсниками, давление со стороны преподавателей, страх не сдачи экзаменов,

В случае неэффективной адаптации к физическим и психическим нагрузкам в экзаменационный период студент может почувствовать разнообразные последствия пережитых стрессов: головную боль раздражительность; проблемы с пищеварением, изжогу; постоянную усталость, подавленность, перегрузку. Также во время экзаменов у студентов может наблюдаться нарушение режима сна, бессонница снижение иммунитета; увеличение аппетита или его потеря; кожные аллергические реакции; обострение хронических заболеваний; снижение производительности жизнедеятельности в целом и др.

Стрессом называют неспецифическую реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [17, с. 34].

Особое место в анализе формирования, развития преодоления нервно-психического напряжения занимают вопросы адаптационных ресурсов человека, главная задача которых - приспособить человека к чрезмерным нагрузкам или угрожающим ситуациям.

Под адаптационными ресурсами понимают ряд социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности к конкретным социальным условиям. В психологии к адаптационным ресурсам организма относят анатомо-физиологические свойства личности (Н. Василевский, С. Кинелев, Н. Маркин и др.) нервно-психическую устойчивость, самооценку, особенности построения контакта с окружающими, моральную нормативность, уровень групповой идентификации (А. Маклаков, А. Кислицына, И. Королева) автономность (М. Ростовцева) рефлексию, эмпатию, саморегуляцию (С. Пакулина)

Опасность нервно-психического напряжения заключается в том, что оно образует механизм замкнутого круга: с одной стороны, стрессовые реакции должны активизировать адаптационные ресурсы личности для преодоления жизненной ситуации. С другой стороны, сами изменения, как в физиологической, так и в психологической организации человека, обусловленные стрессом, требует поиска механизмов и средств перестройки привычного режима функционирования, то есть адаптации к стрессовому состоянию [7, с. 69].

Таким образом, человеку необходимо почти одновременно адаптироваться как к проблемной ситуации, которую вызвал стресс, так и к изменениям, спровоцированных стрессовым состоянием организма и психики.

По результатам исследований устойчивости студентов к стрессам в экспериментальных работах А. В. Бондаренко обнаружена склонность 90% первокурсников к стрессам, которые вызывают существенное негативное влияние на их жизнедеятельность. Для 31% опрошенных третьекурсников влияние стрессовых событий в обучении больше, тогда как для 78% опрошенных пятикурсников характерен нормальный уровень стресса, который соответствует степени напряженной жизни активного студента.

К общим причинам стресса у студентов в течение всего учебного процесса, в период сессии в частности, по мнению ученых, относятся несоответствие адаптивных генетических программ современным условиям, когнитивный диссонанс, условия жизни или учебы, иррациональные установки и убеждения, нарушения коммуникации с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза [14, с. 74]. Среди субъективных причин стрессового состояния как результата учебной деятельности сами студенты называют большую учебную загрузку, строгость преподавателей, жизнь вдали от родителей, семейные конфликты, чрезмерно серьезное отношение к учебе, застенчивость и замкнутость, проблемы в личной жизни и др. [14, с. 27]

По результатам изучения поведения студентов в период сессии ведущая причина возникновения стресса во время сессии - отсутствие у студента системной работы в течение семестра, неуверенность в себе и высокая критичность [32, c.17]

Основные признаки нервно-психического напряжения у студентов в период зачетной экзаменационной сессии - изменение поведения (повышенная раздражительность и неадекватные реакции, снижение активности, постоянное разочарование, потеря контроля над ситуацией, нежелательные реакции организма (учащенное сердцебиение, расстройство желудка, потливость, лихорадка и сыпь на коже) [17, с. 36].

Эмпирическое исследование нервно-психического напряжения.

Цель исследования: выявление актуального уровня стрессового состояния, нервно-психического напряжения у студентов-психологов в течение учебного года.

Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Бланки заполняются самим испытуемым. Тест содержит 25 утверждений, расположенных в бланке под соответствующими номерами. При прочтении очередного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера слева, оценив по 8 бальной шкале свой ответ.

В ходе эмпирического исследования были получены следующие данные: на момент первичного опроса 7% студентов имели признаки высокого уровня стресса, 29% - среднего и 64% - низкого. В последующие месяца результаты исследования менялись в зависимости от приближающихся экзаменов.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что в сентябре 2017 года, показатели психологического стресса по методике PSM-25 достигали минимального уровня и составили при этом – 72,5. Основной причиной такого низкого уровня показателей, является то, что в начале года студенты, как правило, все еще находятся под впечатлением положительных летних событий, еще не подвержены стрессу от предстоящих экзаменов, но нервно-психическое напряжение прослеживается из-за начала процесса обучения (адаптационный период).

В октябре результаты проведенного эксперимента характеризуются ростом по сравнению с предыдущим месяцем, основной причиной является то, что студенты узнают от преподавателей, количество экзаменов и зачетов по дисциплинам. Кроме того, увеличивается учебная нагрузка. Преподаватели начинают подготавливать студентов, к тому, что в скором времени начнется зимняя сессия, выдаются вопросы к экзаменам и зачетам, как следствие возрастает нервно-психическое напряжение.

В январе прослеживается скачок – уровень психологического стресса резко увеличился и составил – 103,2. Как видно из гистограммы (рис. 2, чем ближе подходило время к наступлению сессии, тем больше повышался уровень стресса студентов. Максимального уровня показатели стресса достигли в январе. В этот нелегкий для студентов период обучения, от постоянного нервно-психического напряжения у студентов в ходе наблюдения были замечены проявления агрессии, упадок сил, повышение тревожности.

В феврале уровень стресса характеризуется снижением показателя психологического стресса, достигнув значения – 75,1, что вызвано сдачей экзаменов, зачетов. Это явно свидетельствует о том, что студенты-психологи эффективно приспособились к сессионной нагрузке и целесообразно применяли свой адаптационный потенциал.

В период с марта по май наблюдается плавный рост уровня психологического стресса, как выявлено нашим исследованием – основная причина – предстоящая летняя сессия.

Как показывали наблюдения за студентами-психологами, состояние высокого нервно-психического напряжения во время сессии приводило к возникновению признаков депрессии: подавленному настроению; отсутствию радости и удовлетворения, а также сил и мотивации для реализации деятельности; трудностей концентрации на чем-то, кроме переживания чувства вины, собственной никчемности и др.

Исследование показало, что экзаменационная сессия - тяжелая стрессогенная ситуация, которая требует от студентов мобилизации внутренних и внешних ресурсов, как для освоения самой ситуации, так и приспособления к сдвигам в организме и психике, обусловленных экзаменационным стрессом.

Выводы. Проанализировав и исследовав эмпирически нервно-психические особенности стресса, испытываемого студентами во время экзаменов мы пришли к выводу, что стресс от экзаменационных сессий - один из самых типичных студенческих стрессов. Стресс – это естественная реакция человека на ситуацию угрозы, опасности, дискомфорта. Его назначение – мобилизовать все ресурсы организма для преодоления препятствий, решение проблем, выполнения важных задач и в результате обеспечить успешную адаптацию к условиям среды. Стрессовые реакции помогают человеку быть собранным, сконцентрированным, проявлять повышенную активность, действуют на все интеллектуальные, эмоциональные и волевые ресурсы. Их можно рассматривать как один из инструментов адаптации к стрессовым ситуациям во время экзаменов.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев; ред. колл. : Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. АНСССР, Ин-т психологи. — М. : Наука, 1977. - 380 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. / [Скрипченко А. В., Долинская Л. В., Огороднийчук С. В. и др. ]; под общ. ред. А. В. Скрипченко. — М. : Просвещение, 2016. - 416с.

4. Дьяченко М. И. Психология высшей школы: / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск. : изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978. — 92 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — 2 изд. — СПб: Питер, 2013. — 783 с.

7. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. / Л. А. Китаев-Смык — М. : Наука, 2012. — 265с.

8. Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум. / Р. В. Куприянова, Ю. М. Кузимина — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.

9. Львов Л. В. Конфликтология: теория и практика: учеб. -метод. пособие. гриф МОиН РФ / Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАА, 2013. — с. 233

10. Педагогика и психология высшей школы [отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова]. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 544с.

12. Психология человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. человека от рождения до смерти / [под общ. ред. А. А. Реана]. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. - 656 с.

13. Разумникова О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова / / Вопросы психологии. — 2017. — № 1. — С. 111— 124.

14. Роменец В. А. Воспитание творческих способностей у студентов [Текст] / Владимир Андреевич Роменец. — М. : шк., 1973. — 94с

15. Степанова Е. И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте / Е. И. Степанова // Вопросы психологии, 1970, № 1. — С. 79-88.

Рекомендации для родителей по предупреждению возникновения стресса у детей - Создайте правила, обозначьте четкие границы в семье, исключите противоречивость в воспитании (договориться всем членам семьи). - Будьте.

Визитка на конкурс педагогов-психологов Сегодня я хочу рассказать вам о комнатных цветах и способах их выращивания. Наш детский сад я сравниваю с оранжереей, в котором растет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.