Нервно психическая устойчивость военнослужащих курсовая

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

СОДЕРЖАНИЕ

1. Современное состояние проблемы нервно-психической устойчивости 6

1.1. Феномен стресса и стрессогенной ситуации в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2. Проблема нервно-психической устойчивости в психологической литературе 10

Выводы по первой главе 18

2. Личность служащего по контракту как объект психологических исследований 20

2.1. Особенности нервно-психической устойчивости военнослужащих при неблагоприятных воздействиях профессиональной среды 20

2.2. Методы диагностики нервно-психической устойчивости и рекомендации по профилактике нервно-психической неустойчивости у служащих по контракту 26

Выводы по второй главе 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка из текста

Первая глава посвящена анализу основных подходов к проблеме стресса и стрессогенной ситуации, раскрытию особенностей нервно-психической устойчивости личности в отечественной и зарубежной психологии. Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей нервно-психической устойчивости/неустойчивости при неблагоприятных воздействиях профессиональной среды у служащих по контракту, а так же описанию способов диагностики и профилактики нервно-психической неустойчивости военнослужащих.

Научная новизна работы заключается в необходимости изучения путей преодоления повышенного эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях сотрудниками различных организаций, профессиональная деятельность которых связана с нервно-психическими перегрузками.

динамика изменения психического развития у детей дошкольного возраста

Динамика изменения психического развития у детей младшего школьного возраста

Методологическую основу исследования составили психологические концепции эмоций и в частности – взгляды различных ученых на понятие нервно-психической неустойчивости (Л.В.Заварзина, В.А.Бодров, Е.П.Ильин, Л. В.Куликов, Ю.М.Орлов, О.А.Сиротин); принципы системного подхода к исследованию личности в профессиональном развитии (Б.Г. Ананьев, Э.Ф.Зеер, А.Н.Леонтьев, Н.В.Самоукина, В.А.Толочек, А.Р.Фонарев, Я.С.Хаммер, В.Д.Шадриков).

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем выраженности акцентуаций характера, показателями нерв-но-психической неустойчивости и агрессии в подростковом возрасте, а именно: чем больше выражена акцентуация характера, тем ниже показатели нервно-психической устойчивости и тем ярче проявляется агрессивное поведение.

Цель исследования: выявление состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией, обеспечивающих овладение письмом, что дает возможность определить направления коррекционно-логопедической работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань.: Изд-во КазГУ, 1987. – 85с.

2. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток.: Мор гос. Ун-т, 2005. – 63с.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Институт психологии РАН, 1995. – 312с.

4. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб.пос. – М.: ПЭРСЭ, 2000. – 352с.

5. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.,1983.

6. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности //Принципы системности в психологических исследованиях /Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. – М.,1990.

7. Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический Журнал. Том 13. № 3. – 1992. – с.24-41.

8. Загрядский В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда: Метод пос. – Л.,1991. – 112 с.

9. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. // Очерки психологии труда оператора. – М.: Наука,1974.

10. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1978.

11. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. – М., 1980.

12. Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психо-физиологическая проблема //Психологический журнал.1981.Т.2 № 5.С.35-42.

13. Караяни А.Г., Евенко С.Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих в боевой обстановке: Монография. – М.: ВУ, 2006. – 121с.

14. Караяни А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий. – Москва, 2003. – 80 с.

15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 536с.

16. Корчемный П.А. Военная психология: теория, методология, практика. – М.: Воениздат, 2010. – 310 с.

17. Косицкий Г.И., Смирнов В.М. Нервная система и стресс. – М.: Наука, 1970, – 200 с.

18. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.

20. Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности. //Автореф. канд. дис. М., 1993.

21. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. – М.: ФиС, 1983. 480с.

22. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. т.2. – М , 1960.

23. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

24. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ,1976. – 112с.

25. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван, ЕрГУ, 1984. – 204с.

26. Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. – М :Наука,1979.

27. Селье Г. На уровне целого организма. – М.: Наука, 1972.

Успешное реформирование, дальнейшее развитие Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же выполнение священного долга по защите Отечества непосредственно связаны с качеством призывного контингента военнослужащих.

Как и любой другой социальный институт нашего государства, Вооруженные Силы испытывают на себе последствия всех не стабильностей общественно-политического и социально-экономического характера, через которые в последние десятилетия проходит наша страна. Одним из отрицательных результатов данных процессов является сложившаяся ситуация, в которой институт, функционально призванный защищать государственные интересы, комплектуется слабым для службы в Армии контингентом.

Одним из важных психологических качеств личности военнослужащего является нервно-психическая устойчивость (НПУ). Под НПУ понимается способность военнослужащего регулировать свое взаимодействие с окружающей его средой, а так же целенаправленно действовать в этой среде.

К основным элементам НПУ относят:

  • самооценку индивидуума,
  • уровень эмоциональной стабильности,
  • наличие социального одобрения со стороны окружающих его людей. [1]

Выделенные элементы НПУ не являются первоосновной причиной регуляции поведения. Они только отражают пропорцию потребностей, мотивов, эмоционального фона, настроения, самосознанья. Поэтому система регуляции – это сложное образование, а слияние всех ее уровней в единую совокупность обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека. [2]

Различают 4 группы НПУ: группа с высокой НПУ, с хорошей НПУ, с удовлетворительной НПУ и неудовлетворительной НПУ.

К группе с высоким и хорошим уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы маловероятны. Этих военнослужащих можно рекомендовать на должности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости.

К группе с удовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при определении профессиональной пригодности. Военнослужащие 3 и 4 группы не допускаются к несению службы с оружием.

К группе с неудовлетворительным уровнем НПУ относят военнослужащих, у которых высокая вероятность нервно-психических срывов. Военнослужащие данной группы могут иметь скрытую, невыраженную, либо умеренно выраженную, форму течения. Эта форма обуславливается дефектами функционирования нервной системы. Этим военнослужащим обязательно необходимо дополнительное медицинское обследование у психиатра, невропатолога.

В противоположность НПУ существует понятие – нервно-психическая неустойчивость (НПН). Под НПН понимают склонность человека к проявлению различных форм нарушений психической деятельности при серьёзных психических и физических нагрузках.[4]

Караяни А.Г. и Сыромятников И.В. определяющую роль причины НПН относят к биологической неполноценности нервной системы как врожденной, так и приобретенной. Кроме неполноценности нервной системы НПН может усугубляться негативными психологическими и социальными факторами. К таким факторам и косвенными признаками низкого уровня НПУ обычно относят:

Основными методами выявления и оценки уровня (группы) НПУ у военнослужащих являются: изучение документов; наблюдение за поведением военнослужащих; индивидуальная беседа; психологическое тестирование.[1]

В.Ю. Рыбников характеризовал уровни нервно-психической устойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по соответствующим им результатам психологического обследования в баллах 10-балльной шкале:

  1. Неудовлетворительная НПУ (1-2 балла) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, склонны к нервно-психологическим срывам и нарушениям психической деятельности.
  2. Удовлетворительная НПУ (3-5 баллов) – личности из данной группы, при попадании в экстремальные ситуации, склонны к умеренным нарушениям психической деятельности, которые сопровождаются неадекватными: поведением и восприятием окружающей действительности.
  3. Хорошая НПУ (6-8 баллов) – личности, обладающие этой группой, характеризуется малой вероятностью нервно-психических срывов, так же у них сохраняется адекватная самооценка и оценка окружающей среды. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
  4. Высокая НПУ (9-10 баллов) – обладатели данной группы, при значительных психических и физических нагрузках, характеризуется малой вероятностью нарушений психической деятельности, сохраняя высокий уровень поведенческой регуляции. [6]

Нами проведено исследование уровня НПУ среди военнослужащих молодого пополнения. Целью исследования является изучение уровня НПУ у военнослужащих молодого пополнения призыва и выявление лиц, склонных к нарушениям эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции при морально-психологических или физических нагрузках.

В исследовании приняли участие 691 мужчина в возрасте от 18 до 25 лет.

Для испытуемых первого этапа исследования характерны следующие социальные характеристики: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 4%, воспитывавшихся без матери – 1,3%, воспитывавшихся без отца – 26,5%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,3%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 2,1%, лиц, имевших приводы в полицию – 3,6%.

Социальные характеристики испытуемых, принимавших исследование на втором этапе: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,1%, воспитывавшихся без матери – 1,1%, воспитывавшихся без отца – 38,3%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,7%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 5,6%, лиц, имевших приводы в полицию – 9,4%.

Испытуемые третьего этапа характеризуются следующими социальными характеристиками: воспитывавшихся без родителей (сироты) – 6,9%, воспитывавшихся без матери – 3,1%, воспитывавшихся без отца – 29%, лиц, пробовавших наркотические вещества – 1,55%, лиц, злоупотреблявших алкоголем – 6,9%, лиц, имевших приводы в полицию – 6,9%.

Исследование проведено в три этапа:

  • первый этап – 1 апреля – 31 июня 2014 года;
  • второй этап проводился с 1 октября по 31 декабря 2014 года;
  • третий этап проводился с 1 апреля по 31 июня 2015 года.

Результаты полученных исследований представлены в таблице.

Таблица Показатели нервно-психической устойчивости призывного контингента (в %)

Чемезов А.С., Сысоева В.Г. (Оренбург, Россия)

Чемезов Андрей Сергеевич

Сысоева Валентина Германовна

Прохождение военной службы в Вооружённых силах непосредственно связано со стрессом. Солдаты срочной службы ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации, справиться с которыми помогают копинг-стратегии и механизмы психологической защиты. В обычных жизненных ситуациях реакции людей повторяемы, осуществляются, в основном, автоматически, без особого напряжения, но в стрессовой ситуации нужно принимать неординарные решения, прилагать необычные усилия, чтобы справиться с угрозой или вызовом, потерей или ущербом.

Действия в различных экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), внешняя угроза требуют от военнослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. Оценке уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих уделяется особое внимание. В этом аспекте под нервно-психологической устойчивостью понимается интегральная совокупность врожденных и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.

При этом, говоря о вариантах реагирования личности в кризисной ситуации, невозможно оставить без внимания такие свойства личности, как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.

Исследование показало, что 45% военнослужащих имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости, 45% солдат — средний уровень. При этом у 10% солдат — низкий уровень нервно-психической устойчивости. Данные солдаты имеют высокую вероятность нервно-психических срывов, зачастую им необходимо посещение специалиста. У военнослужащих с низким уровнем НПУ достоверно чаще, чем у здоровых, отмечаются девиации поведения. При этом среди МПЗ (механизмов психологической защиты) преобладают отрицание (31,8%) и интеллектуализация (36,4%). Подобные результаты предопределяют в работе с военнослужащими с низким уровнем НПУ комплекс воспитательных, психотерапевтических и организационных мероприятий.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость; военнослужащие срочной службы; механизмы психологической защиты; копинг-механизмы.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда, — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих [2; 14].

Военнослужащий становится более склонным к различным срывам при значительном психическом и физическом напряжении. Также возможно появление личностных деформаций, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия. Однако далеко не каждая профессиональная деятельность приводит к срывам адаптационных механизмов у конкретного индивида, а только та, которая предъявляет к нему непосильные требования или осуществляется в непривычных и даже экстремальных условиях, т.е. происходит при неблагоприятном воздействии профессиональной среды [1; 14].

Основываясь на изучении военнослужащих, проходящих службу по призыву, установлено, что среди них здоровых — 61%, с отдельными признаками нервно-психической неустойчивости — 25%, с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости — 10%, больных — 4% [6; 8].

Таким образом, около 35% военнослужащих обладают недостаточным уровнем НПУ и потенциально подвержены чрезмерному влиянию профессиональной среды, которое может предопределять вероятность неоптимального типа реагирования [4; 7].

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в данных ситуациях и способы преодоления стресса, совладания с ним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии и набирают популярность в настоящее время [5; 6; 9; 11].

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок [7; 10; 12].

Материалы и методы

Было обследовано 40 военнослужащих, проходивших срочную службу. Возраст солдат — от 18 до 26 лет. Исследование проводилось на базе воинской части Центрального военного округа, рота радиационной, химической и биологической защиты.

Для выявления взаимосвязи предпочитаемых механизмов психологической защиты и копинг-стратегий был проведен корреляционный анализ результатов с использованием критерия корреляции Пирсона.

Корреляционный анализ позволил выявить следующие типы взаимосвязи.

В результате полученных данных можно утверждать, что 45% солдат, имеющих высокий уровень НПУ, чаще используют такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация (45%), отрицание (35%), компенсация (20%). Во второй группе военнослужащих, имеющих средний уровень НПУ, они прибегают к таким МПЗ: отрицание — 35%, интеллектуализация — 35%, компенсация — 20%, проекция — 10%. Военнослужащим, имеющим низкий уровень НПУ (10%), присущи неадаптивные механизмы защиты: компенсация — 50% и проекция — 50%. В результате исследования можно свидетельствовать, что более высокому уровню НПУ соответствуют более адаптивные МПЗ, по мере уменьшения уровня НПУ военнослужащие используют менее адаптивные МПЗ.

1. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. университет, 2005. – 63 с.

2. Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Томилин А.Н. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. – Новороссийск: С легкой руки, 2005.

3. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2011. – 336 с.

4. Крамаренко Г.И., Рудой И.С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. – Ленинград: ВМедА, 1984. – 26 с.

5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома, 2005.

6. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Флинта, 2004. – 450 с.

7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М.: Эскимо, 2005. – 284 с.

8. Методики военного профессионального психологического отбора / под ред. В.И. Лазуткина, Н.Н. Зацарного, Г.М. Зараковского. – М.: МО РФ; Науч.-практ. центр Генштаба, 1999. – 535 с.

9. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих: учебно-методическое пособие. – М.: Министерство обороны РФ., 1992. – 32 с.

10. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных условиях. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

11. Сорокин П.В. // Военная энциклопедия: в 8-х т. – T. 5. – 2001.

12. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические замечания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 29–34.

13. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 330 с.

14. Taylor Sh.E., Peplau L.A., Sears D.O. Social Psychology. – 12th ed. – Pearson, 2005. – 608 p.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ С ПРОБЛЕМАМИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

УДК 159.922

Аннотация. Статья посвящена проблеме консультативного содействия нервно-психической устойчивости как одного из факторов нарушения психологической безопасности личности военнослужащих по контракту. Выявлены особенности работы с военнослужащими по контракту, условия профилактики нервно-психической неустойчивости военнослужащих по контракту и принципы индивидуального консультирования военнослужащих по контракту. Разработанная программа психопрофилактики может быть использована в практике консультативного взаимодействия с военнослужащими по контракту с проблемами нервно-психической устойчивости.

Ключевые слова: нервно-психическая устойчивость, личность военнослужащего по контракту, психологическая безопасность, психологическое консультирование.

Введение

Реформация Вооруженных Сил Российской Федерации привела к увеличению числа военных служащих на контрактной основе. Их деятельность имеет свои особенности, изучение и учет которых необходим в деятельности военного психолога. К военнослужащим-контрактникам предъявляются высокие требования, включающие не только физические характеристики, но и психологические. К ним относятся адаптивность [13], жизнестойкость [12], стрессоустойчивость и другие качества. Мы исходим из того, что особое внимание нужно уделять профилактике нервно-психической неустойчивости посредством психологического сопровождения военнослужащих в процессе несения ими воинской службы. Чтобы вплотную рассмотреть данный аспект проблемы, обратимся к ее теоретическим основаниям.

Теоретическое обоснование проблемы

А.Г. Маклаков полагает, что крайние проявления нервно-психической неустойчивости в основном проявляются при наложении внутренних условий на внешние неблагоприятные факторы профессиональной среды. Он выделяет факторы профессиональной среды, которые наиболее негативно воздействуют на психофизиологическое состояние индивида: уровень индивидуальной опасности, степень тяжести поставленной задачи и время, отведенное на ее выполнение, длительность стрессогенного воздействия и др. [6].

Нарушения адаптационных механизмов, вне зависимости от характера стрессогенного воздействия, имеют внешнее отражение в деятельности. Они проявляются в виде непродуктивного, социально неприемлемого реагирования. Чаще всего такой сотрудник имитирует выполнение определенной деятельности, допускает халатность, у него повышается риск аварийности, брака, наблюдается отказ от деятельности. Подобные нарушения ведут к постепенной утрате профессиональных навыков, возникновению феноменов когнитивной беспомощности, стрессовой ингибиции, социальной ингибиции. На личностном уровне могут обнаружиться нарушения уверенности субъекта в себе [9]. Вообще, основные формы проявления нервно-психической неустойчивости выявляются в пяти сферах.

Во-первых, это характеристики поведения, позволяющие заключить наличие нервно-психической неустойчивости: необщительность, социальная изолированность, подверженность, грубость, сквернословие, робость, пугливость, эгоизм, подозрительность, немотивированные вспышки агрессии, конфликтность, мнительность, обидчивость, вспыльчивость и др.

Во-вторых, предпатологические и патологические нарушения, такие как общая вялость, высокая истощаемость и утомляемость, раздражительность. Важно выделить такие физиологические нарушения как нарушение сна, аппетита, частая головная боль, сердцебиение, нарушение ритма дыхания при волнении, резкое покраснение или побледнение кожных покровов, тремор рук, век, губ, ухудшение функций памяти, внимания (нарушение концентрации произвольного внимания) и мышления (неадекватность, нелогичность). Так же можно отметить навязчивые мысли и движения, сверхценные идеи, необъяснимые поступки.

В-третьих, это отступление от дисциплинарных и моральных норм проявляющиеся в чрезмерной активности без четкой направленности, склонности к нарушению субординации, саботирование распоряжений и должностных обязанностей, самовольные отлучки из части, алкоголизация, употребление наркотиков и токсических веществ, лживость, воровство. Случаи суицидальных попыток.

В-четвертых, недостаточная социальная зрелость, проявляющаяся в ограниченности, несформированность или несоответствие возрасту интересов и склонностей, отсутствие устойчивых увлечений и достаточно определенной профессиональной направленности, иждивенческие тенденции, эмоциональная незрелость, неспособность сдерживать или управлять своими чувствами, желаниями, поступками, пренебрежительное отношение к общественно – полезному труду, социальным и национальным ценностям, стремление к легкой наживе.

В-пятых, нарушение в системе профессиональной деятельности, такие как неустойчивость профессиональных интересов, низкая эффективность и надежность деятельности, нарушение техники безопасности, профессиональной дисциплины и этики, производственный травматизм, повторные случаи аварий и поломок, частая смена мест работы и специальностей, несоответствие уровня профессиональных притязаний личным способностям и возможностям [1].

Все данные признаки свидетельствуют о крайнем снижении уровня психологической безопасности личности [4].

Сложность психодиагностики нервно-психической неустойчивости заключена в трудности отделения признаков нервно-психической неустойчивости как свойства личности от признаков как проявления ситуационной реакции на неблагоприятные внешние воздействия. При этом следует учесть, что не любая профессиональная деятельность ведет к срыву адаптационных механизмов, а лишь та, психогенные факторы которой давят именно на те личностные преддиспозиции, которые являются нестабильными. Т.е. это реакция на деятельность, которая является непосильной не сама по себе, а в приложении к данному конкретному индивиду. Это определяет необходимость комплексного изучения психофизиологических особенностей индивида, его возможности справляться тем или иным видом профессиональной деятельности без психоэмоциональных срывов.

Профессиональная среда, в которой осуществляет свою деятельность индивид, может быть как благоприятной для данного конкретного индивида либо неблагоприятной, в зависимости от совокупности врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности. Под профессиональной средой понимается вся совокупность внешних условий, воздействующих на индивида в процессе его профессиональной деятельности, в том числе и характер его взаимоотношений с окружающим микросоциумом. Очевидно, что нервно-психическая устойчивость может приобретать характерные нюансы, обусловленные профессиональной средой субъекта. Исходя из вышеизложенного, сотрудники Научно-практического центра Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации рассматривают нервно-психическую неустойчивость как интегральную совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять вероятность неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды [7].

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, образуют особую категорию воинов, которая требует новых подходов в процессе психологического сопровождения. Это обусловлено следующими обстоятельствами: отличия в мотивационно-потребностной сфере воинов – контрактников, ее материальная направленность; структурирование свободного и служебного времени воинов; социальная работа по профилактике аддиктивного поведения; работа по адаптации воинов имеющих перерыв в военной службе; сложности соблюдения субординационных взаимоотношений между воинами контрактниками и молодыми офицерами [8].

Военнослужащий по контракту с необходимостью должен обладать высоким уровнем интеллекта, хорошими способностями к обучению, уравновешенность, умение выносить высокие психофизиологические нагрузки без значимых последствий для здоровья. При этом следует учитывать, что служба в ВС РФ сопровождается потенциально опасными стрессогенными ситуациями. Военнослужащие, в том числе, по контракту сталкиваются с тем, что их ритм жизни меняется, они часто находятся в ситуации неопределенности и ожидания, частых разлук с семьей, жесткого регламента, отсутствия возможности для уединения, частой смены климатогеографических условий, высокого уровня ответственности, необходимости подчиняться вышестоящему лицу и т.п. [11]. Все эти факторы являются потенциально неблагоприятными для психического здоровья человека и психологической безопасности личности [5].

Главная цель психологического консультирования военнослужащих, проходящих службу по контракту, это формирование и развитие у них качеств, необходимых военному профессионалу, защитнику Отечества. Данный процесс направлен на укрепление морального духа военнослужащих, на достижение ими высокой боевой готовности, морально-психологической устойчивости. В качестве одной из основных составляющих психической готовности военнослужащего к несению воинской службы нами рассматривается его психологическая устойчивость.

На этапе психологического отбора выявляются лица наиболее склонные к развитию нервно-психической неустойчивости. Однако это не позволяет нам заключить, что прошедшие психологический отбор военнослужащие по контракту не могут быть в той или иной степени подвержены риску развития нервно-психической неустойчивости, так как это явление динамическое. Задачей военного психолога является не только сопровождение воина, но и изучение его профессиональных способностей, учет специфики выполняемой им деятельности, соответствие занимаемой должности. От того верно ли подобрана специальность и должность, которую он будет занимать, зависит степень удовлетворенности службой и качество исполнения им своих должностных обязанностей. Данный учет специфических особенностей создает благоприятные условия для построения хороших взаимоотношений с военнослужащими-контрактниками. Необходимо, что бы каждое воздействие строилось с учетом социализации личности, индивидуальных, социально-психологических, физиологических, возрастных особенностей и уровня развития профессиональных качеств.

Профилактика нервно-психической неустойчивости включает поднятие морально боевого духа контрактников, формирование у них сплоченности, высокого чувства воинского долга, мужества, бдительности, выносливости, войскового товарищества и других важных качеств, предусмотренных военной присягой и воинскими уставами, необходимых для выполнения задач военной службы. Как и к прочим профессионалам, к военнослужащим по контракту должны предъявляться требования к уровню развития правосознания [2].

Методами профилактики нервно-психической неустойчивости могут быть: собеседование; психотренинг; аутотренинг; поддержка, подбадривание; режим труда; профессиональная ориентация и рациональное распределение; отдых; психологическая реабилитация; социальная реабилитация; индивидуальный подход; эмоциональная разрядка; психологическая релаксация; медицинская помощь; административные меры; постоянный контроль; периодическое тестирование. Указанные методы профилактики нервно-психической неустойчивости проводятся на всех этапах прохождения военной службы и зависят как от организации службы в целом, так и от уровня профессиональной подготовки всех должностных лиц отвечающих за сохранение психического здоровья военнослужащих. Проводимые формы работы могут объединяться общей идеей подготовки субъектов к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации [3].

Проведенный нами теоретический анализ позволил выделить ряд ключевых моментов. Под нервно-психической неустойчивостью нами понимается совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных свойств личности, которые могут предопределять появление неоптимального типа реагирования на неблагоприятные воздействия профессиональной среды. Биологическими основами нервно-психической неустойчивости являются первичные и вторичные свойства нервной системы. Нервно-психическая неустойчивость включает статический компонент и динамический компонент. Их взаимодействие с требованиями профессиональной среды приводит к усилению или ослаблению симптомов нервно-психической неустойчивости. Нервно-психическая устойчивость образуется интегральной совокупностью врожденных (первичные свойства нервной системы) и приобретенных (вторичные свойства) личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды. Данные о военнослужащих на контрактной основе, позволяют говорить о наличии у них высокого уровня нервно-психической устойчивости и, следовательно, работа психолога должна быть ориентирована на диагностику данного состояния с целью своевременной коррекции в силу необходимости и психопрофилактики. Психологическая профилактика нервно-психической неустойчивости должна включать проработку психо-эмоционального состояния и психологическую разрядку военнослужащих, осуществление которых нам представляется, наиболее целесообразным путем индивидуального психологического консультирования.

Организация исследования

Эмпирической базой исследования выступили военнослужащие специального моторизованного полка ВВ МВД РФ в одной из войсковых частей города Пятигорска в количестве 60 человек. Пол испытуемых – мужской. В эмпирическом исследовании приняли участие военнослужащие по контракту в званиях рядовой (57 человек), ефрейтор (4 человека) и старшина (3 человека). При организации практической части исследования в полной мере были соблюдены требования Хельсинской декларации 1975 года и ее пересмотренного варианта 1996 года.

Целью эмпирической части нашего исследования являлось практическое выявление особенностей построения индивидуального психологического консультирования военнослужащих по контракту с целью профилактики нервно-психической неустойчивости. Гипотеза эмпирической части исследования основана на предположении, согласно которому психологическое консультирование военнослужащих по контракту, направленное на снижение тревожности, агрессивности, выученной беспомощности, обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и саморегуляции эмоционального фона, решает задачи психопрофилактики нервно-психической неустойчивости.

Результаты исследования

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.