Нервно психическое развитие анамнез

Клинический диагноз: Острая респираторная вирусная инфекция, ринофарингит, средней степени тяжести

Паспортная часть

Дата и время поступления: 5.12.07, 04:20

Дата выписки: 11.12.07

3. Возраст: 8 мес.

4. Дата рождения: 27.03.07

5. Место жительства: г. Барнаул, ул. Кавалерийская, 20-52

6. Сведения о родителях

7. Место учебы: Н/о

8. Кем направлен больной: поликлиника № 11

9. Доставлен в стационар по экстренным показаниям: да

10. Диагноз клинический: острая респираторная вирусная инфекция, ринофарингит, средней степени тяжести

11. Госпитализирована в данном году по поводу данного заболевания первично

12. Исход заболевания: выздоровление

13. Дата курации: 6.12 -11.12.07

На повышение температуры тела до 39.6, боли в горле, заложенность носа, наличие слизистого отделяемого из носа, вялость, слабость.

На момент курации жалобы на боли в горле, заложенность носа, наличие слизистого отделяемого из носа.

Заболела 2 дня назад, когда ночью появилось повышение температуры тела до 38.2, мама дала парацетамол. Через 1 ч температура повысилась до 39.6. Бригадой скорой помощи доставлена в инфекционное отделение детской городской больницы №2.

Девочка от первой беременности, первых родов. Беременность протекала с угрозой выкидыша. Питание матери во время беременности полноценное, сбалансированное, витамин D получала в комплексе Vitrum Prenatal. Роды срочные, в 40 нед. Масса ребенка при рождении 3480г, длина тела 53см., оценка по шкале 8 Апгар баллов. Закричала сразу. Приложена к груди на вторые сутки, сосала активно. Пуповинный остаток отпал на 3 сутки. Пупочная ранка эпителизировалась быстро, кровоточивости, нагноений не отмечалось. Выписана из родильного дома на 4 сутки с массой тела 3400г.

Физическое развитие на первом году жизни

Держать голову девочка начала в 1 мес., переворачиваться на бок в 3 мес., на живот в 4 мес., сидеть начала в 6 мес. Первая улыбка появилась на первом мес., с 3 мес. узнает мать, начала гулить в 4 мес., произносить отдельные слоги в 6 мес. Зубы начали прорезываться в 5 мес., первыми появились 2 нижних медиальных резца, к настоящему времени у девочки 6 зубов.

Питание ребенка

Девочка находится на грудном вскармливании, получает 3 прикорма, с интервалами между кормлениями 4 часа днем и ночным промежутком в 8 часов. С 4 мес. получала осветленный яблочный сок, начиная с нескольких капель до 80 мл. С 4.5 мес. фруктовое пюре, начиная с 1 чайной ложки. Первый прикорм в 6 мес. в виде овощного пюре. Второй прикорм в 6 мес. в виде молочной гречневой каши. Третий прикорм - мясное пюре ввели в 7 мес. Режим кормления соблюдает. Получает витамин D в дозе 400 МЕ ежедневно.

Перенесенные заболевания

Переболела ОРВИ в 4 мес., лечилась амбулаторно. С рождения на учете у невролога с диагнозом ППЦНС, энцефалопатия. Травм, операций, гемотрансфузий не было.

Профилактические прививки

БЦЖ и первая вакцинация гепатита сделаны в роддоме. Профилактические прививки проведены соответственно календарю. Последняя прививка в 6.5 мес.(3 вакцинация АКДС), общих и местных патологических реакций и осложнений на прививки не было.

Проявления аллергии

Кожных высыпаний, опрелостей, проявлений экссудативно-катарального диатеза у ребенка не отмечалось. Аллергических реакций на лекарственные препараты и пищевые продукты не было.

Материально-бытовые условия и сведения о родителях и близких

Мать, ФИО, 29 лет, работает медсестрой. Отец ФИО, 33 года, курит с 20 лет по 0,5 пачки сигарет в день. Наследственных, хронических заболеваний у родственников нет. Алкоголизма, туберкулеза, сифилиса в семье нет. Живут в 3-х комнатной благоустроенной квартире, у ребенка имеется отдельная кроватка.

Генеалогическое дерево

Заключение: наследственность не отягощена.

Эпидемический анамнез

Контакта с инфекционными больными не было. Воду, молоко кипятят всегда, перебоев с водоснабжением не было. За пределы города не выезжали. Домашних животных нет. Сырое мясо, рыбу в пищу не употребляют.


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Изучить онтогенез и анатомо-функциональные особенности центральной нервной системы у детей различного возраста.

Уметь проводить оценку неврологического статуса и нервно-психического развития ребёнка.

Изучить рефлексы новорождённых, статико-моторное и психо-речевое развитие.

Познакомить студента с методами оценки нервно-психического развития.

Изучить нарушения нервно-психического развития ребёнка и его причины, исходы перинатального поражения центральной нервной системы у детей.

Изучить особенности органов чувств у детей.

Литература:

Мазурии А.В., Воронцов Н.М. Пропедевтика детских болезней. 1987.

Исаева Л.А. Детские болезни. 2002 г

Дополнительный материал к занятию

Онтогенез и анатомо-функциональные особенности центральной нервной системы у детей различного возраста

Интенсивное деление клеток головного мозга у плода происходит на 10-18 неделе беременности, которые можно считать критическим периодом его развития. К моменту рождения клеточный состав головного мозга у ребенка (по количеству ДНК) составляет до 25% от таковой у взрослого, к уровню которого он приближается к 1 году. Мозговая ткань новорождённого богата водой, содержит мало лецитина и других специфических веществ. Борозды и извилины выражены слабо, серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого. Увеличение выраженности извилин и образование новых наиболее активно происходит в первые 5 лет жизни.

Развитие коры наиболее интенсивно протекает в последние месяцы беременности и первые месяцы после рождения, завершается к 10-12 годам. Гипоталамические структуры активно формируются на 4-5 месяце внутриутробной жизни, полностью созревают в пубертатном возрасте. Мозжечок начинает активно дифференцироваться в 4-5 месяцев внутриутробного развития и полностью формируется на 1 году жизни. Развитие головного мозга продолжается до конца второго десятилетия жизни, одна из последних формирующихся функций – способность долгосрочного планирования, позволяющая предвидеть относительно отдалённые последствия собственных поступков. Миелинизация нервных волокон начинается с 4 месяца внутриутробного развития и продолжается до 3-5 лет.

Чувствительная и двигательная сфера ребёнка в возрасте 3-5 месяцев (рудиментарные и позотонические рефлексы, спонтанные движения) обеспечивается в основном таламическими и паллидарными структурами. За формирующимися позже произвольными крупными движениями стоит развитие пирамидных путей и полосатого тела. Развитие мелкой моторики со второго полугодия жизни обеспечивается формированием коры теменно-премоторной локализации. Болевая чувствительность уже имеется при рождении, но в период новорождённости её порог существенно повышен. Для новорождённого характерна некоторая фотофобия, может наблюдаться нистагм, косоглазие. Острота зрения достигает 0,1 к 6 месяцам, 0,5 – к 1 году, 1,0- к 4 годам. Слух, обоняние и вкусовое восприятие имеется уже у плода внутриутробно.

Оценка неврологического статуса и нервно-психического развития ребёнка

При осмотре ребёнка педиатр оценивает неврологический статус, а так же делает заключение о его нервно-психическом развитии (его соответствии возрасту), о чём оставляется запись в истории болезни или амбулаторной карте. Исследование неврологического статуса новорождённого и грудного ребёнка включает оценку:

спонтанного положения и двигательной активности ребёнка на спине и на животе;

мышечного тонуса при пассивных движениях в конечностях, тракции за руки, подвешивании;

безусловных рефлексов новорождённых и сухожильных рефлексов;

зрительных и слуховых реакций (фиксация взгляда, слежение, поворот на звук);

моторики: удержания головы, хватания, переворачивания, ползания, посадки, вставания, ходьбы;

измерение окружности головы и размера родничков и швов;

оценку эмоциональных реакций и доречевого развития.

При оценке нервно-психического развития ребёнка старше 1 года также исследуются:

моторика (ходьбы, мелкая моторика) и координация движений;

бытовые навыки и самообслуживание (приём пищи, одевание, гигиенические навыки);

общение и игровая деятельность;

речь (словарного запаса, артикуляции и грамматики);

обучение (чтение, письмо, счёт, успеваемость в школе).

Рефлексы новорождённых

Исследование рефлексов является важнейшей составляющей оценки неврологического статуса новорождённого и ребёнка 1 года жизни. С рождения имеются пожизненные автоматизмы: роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, орбикуло-пальпебральный, надбровный и сухожильные рефлексы. Специфические рефлексы новорождённых и детей грудного возраста могут быть разделены на две группы: первая – имеющиеся при рождении и утрачиваемые в последующем (оральные и спинальные сегментарные автоматизмы, миелэнцефальные позотонические рефлексы), вторая – отсутствующие у новорождённого и появляющиеся в определенном возрасте (мезэнцефальные установочные автоматизмы). Рефлексы новорождённых могут характеризоваться как нормальные, повышенные, спонтанные, истощаемые, сниженные, симметричные и ассиметричные. Рефлексы должны проверяться троекратно.

Рефлекс

Описание

Возраст

Сегментарные двигательные автоматизмы

Рефлексы орального автоматизма (замыкаются на ствол)

При введении пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Отсутствует при поражении ствола, повышен при поражении полушарий.

Сохраняется в течение 1 года жизни и дольше

Удар или касание пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. При поражении ствола может отсутствовать.

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Рефлекс наиболее выражен до кормления. Отсутствует при поражении ствола и у недоношенных, повышен - при поражении полушарий.

Угасает обычно к 1-1,5 месяцам (может до 3-4 месяцев)

При надавливании большим пальцем на область ладони, ближе к тенару, открывает рот, отклоняет нижнюю губу и сгибает голову в сторону руки. Отсутствует при поражении ствола и периферическом парезе руки. При поражении полушарий усиливается после 5 месяцев.

Угасает с 2 до 3-4 месяцев

Спинальные автоматизмы

Поворачивает голову в сторону при укладывании на живот. При патологии ЦНС не поворачивает голову или продолжительно запрокидывает её назад. С 2-3 месяцев — упор на руки, лежа на животе.

Взятый подмышки в вертикальном положении опирается ногами об опору на слегка согнутые в коленях ноги, может при этом их перекрещивать на уровне низа голеней. При наклоне вперёд делает шаговые движения. При патологии ЦНС опора и шаги не наблюдается. После 3-4 месяцев реакция опоры ослабевает до развития способности стоять.

Выявляется с 7-10 дня, угасает после 1-1,5 месяцев (до 3-4 месяцев).

Непроизвольное хватание предмета или вложенных пальцев, вложенного в кисть, ребёнок может быть поднят вися на пальцах. При патологии ЦНС может отсутствовать, при спастических состояниях сохраняться отчётливо выраженным после 6 месяцев.

Сгибание пальцев при давлении на подошвенную поверхность стопы.

Сохраняется до 4-6 месяцев, далее постепенно уменьшается.

Лёжа на животе, совершает некоординированные движения руками и ногами, напоминающие плавающие. При подставлении к стопам ладони движения усиливаются, ребёнок ползёт вперёд. В положении на спине и боку подобных движений не наблюдается. При патологии ЦНС может отсутствовать или быть отчётливо выраженным после 6 месяцев.

Появляется с 3-4 дня жизни, сохраняется до 4-5 месяцев, затем угасает

Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, приподниманием разогнутых ног и таза, внезапным разгибанием ног, громким звуком, дуновением в лицо и т. д. Ребёнок разводит руки в стороны и разжимает кулачки, с последующим их сведением (как бы обхватывает или пытается обнять). Отсутствие или ослабление рефлекса у новорождённого свидетельствует о поражении спинного мозга или ствола. При поражении полушарий может сохраняться позже 6 месяцев и быть спонтанным.

Выражен с рождения, угасает с 3 до 4-5 месяцев (дольше могут сохраняться отдельные элементы)

Если провести пальцами, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, слегка надавливая, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности, может быть мочеиспускание и дефекация. Может отсутствовать при тяжелом поражении мозгового ствола и спинного мозга.

Если провести пальцем вдоль позвоночника сверху вниз новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Может отсутствовать при спинальной травме.

Вызывается с 5-6 дня жизни, сохраняется до 3-4 месяцев.

Надсегментарные позотонические автоматизмы

Миелоэнцефальные позотонические автоматизмы замыкаются на продолговатый мозг, их сохранение при поражении полушарий ко 2 полугодию жизни препятствует дальнейшему овладению двигательными навыками.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении на спине преобладает тонус сгибателей, в положении на животе – разгибателей. Сменяется лабиринтным установочным рефлексом.

Симметричный шейный тонический рефлекс

В положении на спине сгибание головы вызывает сгибание рук и разгибание ног, разгибание головы вызывает противоположные изменения тонуса.

До 1,5-2,5 месяцев

Ассиметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Поворот головы вызывает повышение тонуса разгибателей (больше рук) с той же стороны, сгибателей — с другой. Сохранение этого рефлекса после 6 месяцев (поза фехтовальщика) наблюдается при ДЦП. Наиболее выражен у недоношенных.

Мезэнцефальные установочные автоматизмы развиваются параллельно редукции миелоэнцефальных рефлексов, связаны со средним мозгом, обеспечивают выпрямление туловища и развитие двигательных функций.

Туловищная выпрямительная реакция

При прикосновении стоп к опоре наблюдается выпрямление головы.

Верхний лабиринтный установочный рефлекс Ландау

Ребёнок в положении на животе или при горизонтальном подвешивании поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь руками.

Нижний лабиринтный установочный рефлекс Ландау

В положении на животе или при горизонтальном подвешивании разгибает и поднимает ноги (поза ласточки). Происходит смена флексорного тонуса конечностей на экстензорный, что является антигравитационной реакцией.

Простые шейный и туловищный установочные рефлексы

При пассивном и активном повороте головы в ту же сторону поворачивается туловище, что позволяет ребёнку переворачиваться со спины набок. Сменяется цепным установочным рефлексом к 6-7 месяцам.

Шейный и туловищный цепные установочные рефлексы

При повороте головы в туже сторону последовательно поворачиваются плечевой пояс, затем туловище и тазовый пояс, что дает возможность повернуться со спины на бок, а затем на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу.

Другие рефлексы

Невозможность пригнуть подбородок к груди из-за гипертонуса шейных разгибателей. Симптом Брудзинского также может быть положительным.

При штриховом касании пальцем по боковой поверхности стопы от пятки к мизинцу происходит веерообразное разведение пальцев с тыльным разгибанием большого пальца. Спонтанный, выраженный и ассиметричный рефлекс может свидетельствовать о центральном парезе или угнетении головного мозга.

Статико-моторное развитие

Основными достижениями статико-моторного развития ребёнка считаются способность сидеть (садиться), стоять с поддержкой, ползать, ходить с опорой (поддержкой), стоять и ходить самостоятельно. Ниже приведены средние и крайние сроки овладения ребёнком данными навыками.

Держать голову - 3 месяца (2-4 месяцев).

Направленное движение рук (тянется к игрушке) - 4 месяца (2,5-5,5 месяцев).

Переворачиваться со спины на живот - 5 месяцев (3,5-6,5 месяцев).

Сидеть - 6 месяцев (5-8 месяцев).

Ползанье - 7 месяцев (5-9 месяцев).

Целенаправленное хватание - 8 месяцев (5,5-10 месяцев).

Вставать - 9 месяцев (6-11 месяцев).

Шагать с поддержкой - 9,5 месяцев (6,5-12,5 месяцев).

Самостоятельное стояние - 10,5 месяцев (8-13 месяцев).

Самостоятельная ходьба - 11,5 месяцев (9-14 месяцев).

Указанные сроки имеют значительный индивидуальный диапазон, на который влияют многие эндогенные и экзогенные факторы. Значение имеет питание, особенности ухода и социальные условия. Для оценки моторного развития необходимо учитывать анамнез, неврологическое и соматическое состояние. Если ребёнок не сидит в 6 месяцев – это вариант нормы; если посадка отсутствует в 7 месяцев – это не доказывает, что он отстаёт в развитии, но даёт повод для прицельного осмотра ребёнка врачом; если способность самостоятельно садиться не развивается к 8 месяцам – это уже задержка моторного развития.

Психо-речевое развитие

На 1 году жизни в периоде доречевого развития выделяют период гуления (2-5 месяцев) и лепета (5-9 месяцев). Гуление характеризуется певучим произношением преимущественно гласных звуков, вначале спонтанным, затем – усложняющимся по структуре, приобретающим разнообразную эмоциональную окраску и обращённость ко взрослому. Лепет представляет собой слоги, не имеющие словесного оформленного значения, которые вначале характеризуется спонтанным повторением звуковых сочетаний, затем (с 7-8 месяцев) – многократным повторением звукосочетаний произнесённых взрослым. С 9 до 12 месяцев на основе лепета появляются первые слова. К 1 году ребёнок обычно активно использует до 10 слов (слоговых) и понимает до 20 слов.

Выделяют активную речь (произношение слов) и пассивную (понимание обращённой речи).

Развитие речи имеет широкий индивидуальный диапазон. О задержке речевого развития можно говорить на 2-3 году жизни. У части детей вследствие индивидуальных особенностей развития на 2 и даже 3 году жизни активная речь может быть очень ограничена или отсутствовать, при этом в последующем эти дети имеют нормальное развитие. Пассивная речь у них, как правило, развита лучше. Тем не менее, дети у которых активная речь отсутствует к 3 году жизни, требуют консультации специалистов, возможно – проведения корригирующих методик.

По данным ВОЗ до 25% 4 летних детей имеют серьёзные нарушения речевого развития. Нарушение развития речи может сочетаться с общим отставанием психического развития, но в ряде случаев нарушение речи изолированно и его коррекция может способствовать общему развитию. Нарушение речевого развития может иметь парциальный характер и затрагивать только артикуляцию и произношение (дисартрия, дислалия), грамматический строй (дислексия), письменную речь (дисграфия). Данные нарушения способны существенно нарушить обучение и социализацию ребёнка.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 209 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.