Нервно психическое развитие детей от 1 года до 3 лет

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:

1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).

2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).

3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.

4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.

В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.

Эпикризный срок - это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни - 3 месяца. С 2-х до 3-х лет - 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).

До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков - патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).

Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.

1-я группа

Дети с опережением в развитии.

  • На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
  • На 2 эпикризных срока – высокое развитие.

Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).

Дети с нормальным развитием.

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).

Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).

Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).

Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)

Возраст Длительность непрерывного бодрствования (в часах) Количество дневных снов Количество часов сна за сутки Количество приемов пищи Интервалы между приемами пищи (в часах)
0 - 2 мес. 30 мин. - 1 час 20 - 19
2 - 5 мес. 1 - 2 19 - 18 3,5
5 - 10 мес. 2 - 3 18 - 16
10 - 18 мес. 3 - 4 16 - 15 4-5 3,5 - 4,5
18 - 24 мес. 4 - 5 1 (=3 часа) 3,5 - 4,5
2 г - 7 лет 5 - 7 1 (=2 часа) 3,0 - 4,5
8 - 12 лет 12-10 3,0 - 4,5
12 - 18 лет 15 - 16 9-8 3,0 - 4,5

Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.

У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.

Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.

Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.

Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 - 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.

Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.

Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.

Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 - 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет - 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет - 4,5 - 5,5, в возрасте 2-3 лет - 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте - 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.

Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.

Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.

Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.


Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.

2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.

3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.

4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.

5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.

6. Перечислите группы нервно психического развития детей.

7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.

8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.

9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.

10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.

11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.

12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.

13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет

14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.

15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.

16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.

17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Установите соответствие рефлексов:

А. орального автоматизма.

1. Сосательный рефлекс.

Б. спинального автоматизма.

2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:

3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:

4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:

2. Отличает чужих от близких.

3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.

4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.

5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.

5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:

1. Громко смеётся.

2. Первая улыбка.

3. Улыбается в ответ на речь взрослого.

4. ”Комплекс оживления”.

6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:

2. Поворачивает голову на звук.

3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.

4. Отчётливое слуховое сосредоточение.

5. Различает тон, с которым к нему обращаются.

7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:

1. Хорошо держит голову 1-2 мин.

2. Переворачивается со спины на живот.

3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.

4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.

5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.

6. Стоит самостоятельно без опоры.

7. Ходит самостоятельно.

8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:

1. Удерживает игрушку двумя руками.

2. Ощущает свои руки.

3. Захватывает подвешенную игрушку.

4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

5. Свободно берёт игрушку из разных положений.

6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).

7. Надевает кольцо на пирамидку.

9. Укажите последовательность формирования первых навыков:

1. Сам берёт чашку и пьёт.

2. Берёт пищу губами с ложки.

3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.

5. Просится на горшок.

6. Самостоятельно раздевается.

10. Интеллектуальная сфера ребёнка не оценивается по параметру:

1. Понимание обращённой речи.

4. Концентрация внимания.

5. Эмоциональная реакция.

11. Образование условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства:

12. Развитое цветовое зрение имеют дети в возрасте:

13. Бинокулярное зрение начинает формироваться:

14. Максимальная острота зрения достигается:

15. Для оценки нервно-психического развития ребенка не придается значение:

1. Наличию (отсутствию) врожденных безусловных рефлексов.

2. Наличию (отсутствию) присущих доношенным зрелым новорожденным рефлексов - спинального и орального автоматизма.



Наряду с физическим развитием у ребенка 1-3 лет активизируются нервно-психические процессы: малыш уже многое понимает, четко выполняет просьбы взрослых, может сам доходчиво объяснить, что он хочет. Одна из основных особенностей психического развития детей от 1 до 3 лет – возрастающий уровень самостоятельности: ребенок непременно все хочет делать сам, и это желание нужно поощрять и стимулировать.

Показатели нервно-психического развития детей в 1-2 года

В процессе нервно-психического развития детей в 1,2 и 3 годов постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение малыша к окружающему миру, происходит становление личности.

Отдельные психические функции созревают последовательно и поэтапно: на первом этапе — от рождения до 1 года — происходит развитие основных двигательных функций; на втором этапе — от 1 года до 3-х лет — развитие более сложных двигательных возможностей и созревание чувственной сферы.

На этом этапе нервно-психического развития детей 1-2 лет двигательные реакции в процессе своего усложнения и разделения становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер.

Ребенку исполняется 1 год, и из беспомощного новорожденного он превращается в разумную личность. Малыш вступает в удивительный возраст.

Меняются его вкусы, движения, настроения, поведение, отношение к себе и окружающим.

Include Me shortcode: file not found

Ребенок еще неуверенно стоит на ногах, но ему открывается огромный и такой сложный мир взрослых. Неизбежны падения, ушибы, но в то же время удивительные открытия и радости.

Психическое развитие ребенка в 1 год позволяет ему открывать для себя мир сразу всеми органами чувств. У него развиваются элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление интереса к различным предметам и многочисленных вопросов.

Период любопытства и постижения мира очень важен для жизни ребенка, для его последующего развития и становления как личности.

Именно в возрасте от 1 года до 3-х лет начинают оформляться характер малыша, его взаимоотношения с близкими людьми — матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братьями и Астрами. В этот период ребенок начинает проявлять более высокие формы переживания — любовь, страх, гнев. Малыш в этом возрасте нуждается в особой заботе, в тесном общении с близкими людьми.

Главными показателями нервно психического развития детей 1 года являются чрезмерная импульсивность, впечатлительность, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер.

Психическое развитие и двигательные навыки малыша также находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами. Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться во время прогулок и игр. На этом этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов.

Возрастной период от года до 3-х лет характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным как положительным, так и отрицательным влияниям окружающей среды.

Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (он начинает самостоятельно сидеть, ходить), что создает предпосылки для качественного сдвига в его развитии.

Одна из особенностей психического развития ребенка 2 лет – познание мира через овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д.

Психическое развитие ребенка 1-3 лет характеризуется развитием воли: малыш стремится получить желаемое, появляется настойчивость. Пока волевые качества находятся на стадии становления, для малышей очень велик авторитет взрослых.

Восприятие мира в этом возрастном периоде происходит в основном с помощью зрительного анализатора, при этом преобладает способность к механическому запоминанию всего нового.

На 2-м году жизни малыш становится полноправным членом семьи.

Он начинает дифференцированно подходить к разным ее членам в зависимости от их отношения к нему, от их реакции на одни и те же поступки. Малыш начинает различать так называемую общественную роль каждого члена семьи, знакомится с ролью отца и матери, бабушки и дедушки не по тому, как они относятся друг к другу, а прежде всего по тому, как они относятся к нему.

Уровень психического развития здорового ребенка в 2-3 года

Include Me shortcode: file not found

Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемой ребенком информации и впечатлений об окружающем мире, расширяют возможности общения с людьми.

Одна из особенностей психического развития детей 2-3 лет – изменение отношения малыша к окружающему миру. Ребенок формирует свое собственное представление о предназначении мужчины и женщины в этом сложном для него мире.

В возрасте от 2-го года до 3-х лет ребенка интересует то, что он сам для себя открывает. Сделанные самостоятельно открытия важны для малыша гораздо больше, чем то, что ему преподносят родители.

Дети радостно откликаются на предложения взрослых попеть, потанцевать, выражая этим свое желание заняться любимым делом. Они с удовольствием слушают музыку, уже выражая свое личностное к ней отношение. Одним малышам нравятся народные песни, а другие с удовольствием слушают рок. К началу 2-го года жизни дети в большинстве становятся отменными певцами. Они точно повторяют ритм за взрослым человеком.

Уровень психического развития ребенка 2-3 лет позволяет детям подстраиваться под настроение взрослых — они могут кивать в поддержку каких-то слов или выражать свое недовольство мимикой. Многое в развитии малыша на 2-м году жизни будет зависеть от его умения подражать увиденным движениям и услышанным словам окружающих его взрослых людей.

Известно, что девочки раньше начинают ходить, опережают своих сверстников-мальчиков в развитии речи и некоторых других навыках. Как утверждают специалисты, дело совсем не в разнице интеллекта, просто у мальчиков и девочек разная мотивация поступков — так их создала природа.

Еще недавно совсем крохотный, беспомощный, кричащий малыш превратился во вполне разумного маленького человека, называющего своих родителей мамой и папой, выполняющего просьбы взрослых, поющего и даже танцующего. В ходе психического развития здоровый ребенок в 2-3 года открывает для себя новый мир и начинает познавать его со всеми особенностями своих возможностей и своего характера.

Режим дня ребенка 1, 2 и 3 лет

Режим дня у ребенка в 1 год и в 3 года не может быть одинаковым. В этом возрасте для детей от 1 года до 1,5 лет, от 1.5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет устанавливаются разные распорядки дня.

До 1,5 лет детям нужно спать 2 раза в день. Период бодрствования составляет в среднем 4-4,5 часа. Завтрак проводится не позже, чем через 1 час после пробуждения, а ужин — за 1 час до сна. После 1,5 лет, если ребенок активен и здоров и не нуждается в дополнительном отдыхе, он может спать днем всего один раз. Бодрствует малыш уже в среднем 12- 12.5 часа.

Правильно организовать режим дня ребенка в 1-3 года необходимо для нормального роста и развития ребенка, а также для выработки полезных привычек. Малыш учится быть собранным и организованным. Необходимо стараться, чтобы ребенок кушал и спал в установленное время, ведь его нервная система еще неустойчива к внешним раздражителям. Он быстро устает и нуждается в частом и полноценном отдыхе — сне. Недосыпание отрицательно сказывается на здоровье. Перед сном необходимо проветривать комнату. Кровать должна быть удобной и не слишком мягкой. Перед сном игры носят спокойный характер, чтобы ребенок не перевозбуждался и у него не возникло проблем с засыпанием.

Режим дня ребенка 1,2 и 3 лет включает в себя не только кормление и отдых. Важно, чтобы ребенок много времени проводил на воздухе. Летом прогулки должны быть максимально продолжительными. Но и в холодное время года не стоит сидеть дома. Пусть ребенок гуляет хотя бы несколько минут. Больше внимания нужно уделять подвижным играм, развивающим ребенка физически.


Нервная система - ведущая физиологическая система организма.Нервно - психическое развитие (НПР) - это совершенствование, качественное изменение интелектуальных и двигательных умений ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
nervno-psih_karta_dlya_detey_do_3_let.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативы нервно-психического развития детей до 3-х лет

Игра и действия с предметами

Обобщает предметы по существенным признакам.

Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.

Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.

Перешагивает препятствия приставными шагами.

Самостоятельно ест жидкую кашу.

Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.

Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.

Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в

Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на

15-20 см. от пола.

Частично раздевается с помощью взрослого

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка

При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.

Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.

В игре производится ряд последовательных действий.

Перешагивает через препятствие чередующимися шагами

Частично одевает пальто, ботинки, шапку.

Появление вопросов: Где?

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов (к фону предмета)

Игра носит сюжетный характер, ребёнок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2 – 3)

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их

Начинает употреблять предложения (придаточные)

Появление вопросов: Когда? Почему?

В своей деятельности правильно пользуется геометрическими формами и называет их

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры

Появляются сюжетные постройки (дом с забором)

С помощью карандаша, глины изображает простые предметы и называет их

Навыки в одевании

Навыки в кормлении

Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.

Одевается самостоя-тельно, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с помощью взрослого.

Пользуется салфетками по мере надобнос-ти без напоми-нания.

Перешагивает через палку горизонтально приподнятую от пола на 30-36 см.

Определение изображений по названию

Понимание простых инструкций

Оценка крупной моторики

Оценка мелкой моторики

Ходит долго, приседает, наклоняется, сам садится в кресло, может встать с коленей

Называет 1 объект

Указывает 1-2 картинки правильно

Выполняет 2 инструкции

Сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить игрушку за собой. Перешагивает через палку на полу.

Называет 2-5 объектов

Указывает на 5 картинок

Выполняет 4 инструкции

Может поднять игрушку с пола, попадает по мячу ногой, чередует шаг.

По показу повторяет вертикальные и горизонтальные линии.

Называет все объекты

Выполняет больше 10 инструкций

Приставными шагами перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу 20 см. друг от друга

Делает две или больше линий, рисуя крест.

Называет все объекты

Может несколько сек. простоять на одной ноге, ездит на трёхколёсном велосипеде. Поднимаясь по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку

Копирует круг, повторяет по показу крест.

Рисует головонога без туловища.

Задания с кубиками

Задания с соотнесением предметов

Задания с предметами быта

Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке

Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца

Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.

Строит башню из

Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера

Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.

Выполняет 3-4 действия

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы

Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.

Выполняет 4-5 действий

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой

Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой

В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы

Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост

Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.

Собирает пирамидку с учётом размера колец

Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.

Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры

Индивидуальная карта нервно-психического развития.

Ф.И. ребёнка: ____________________ Возраст: 1 год 6 месяцев

развитие активной речи

Сон глубокий. Засыпает медленно, бодрствование активное, настроение бодрое

Ребёнок развит в соответствии с возрастом.

Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 1 год 9 месяцев

Сон глубокий, засыпает быстро, активное бодрствование,настроение бодрое

соответствии с возрастом.

Ф.И. ребёнка: _____________________ Возраст: 2 года

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта нервно-психического развития детей ясельного возраста.

Карта нервно-психического развития ребенка. Ф.И.О. ребенка:__________________________________________________________ Дата рождения:__________________________________________________________.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый .

На протяжении первого года пребывания малыша в детским саду психолог заполняет карту нервно-психического развития ребенка.Карта позволяет выделить детей, принадлежавших к группе риска (отстающих в сво.

примерная Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет.

Карты для заполнения результатов диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста в соответствии с сензитивными периодами.

Отличие предметов по признакам: называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов, ориентируется в семи цветах спектра, собирает последовательно матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих.

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Держит ложку за конец ручки.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.