Нервно психическое развитие ребенка в два месяца

Самый трудный период — период адаптации, позади. Малыш постепенно начинает привыкать к окружающему миру, заканчивается перестройка его органов и систем, происходит созревание нервной системы. На втором месяце жизни продолжается активное физическое и эмоциональное развитие ребенка.

Физическое развитие ребенка на втором месяце

За второй месяц жизни ребенок, в среднем, набирает 800 грамм. Общая прибавка веса за истекший период 1400 грамм (600 грамм за 1-й месяц и 800 грамм за 2-ой).

Подрастает малыш за второй месяц жизни на 2,5-3 см (за истекший период 5-6 см).

Окружность головы увеличивается на 1-1,5 см (за истекший период на 2-3 см).

Окружность грудной клети увеличивается на 1,5-2 см (за истекший период) на 3-4 см).

Нервно-психическое развитие ребенка на втором месяце

Для оценки нервно-психического развития у ребенка, врач оценивает несколько основных критериев: моторика, статика, условно-рефлекторная-деятельность, речь и высшая нервная деятельность.

Моторика (или движение) — это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка. К двум месяцам становятся более координированными движения мышц глаз, благодаря чему ребенок хорошо фиксирует свой взгляд на ярких предметах. Поворот головы за игрушкой указывает на развитие шейных мышц.

Статика — это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении. Первым признаком статики у малыша является удерживание головы. Этот навык появляется на 2-3 месяце жизни и в дальнейшем совершенствуется.

Условно-рефлекторная деятельность — адекватная реакция малыша на различные раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главным рефлексом у двух месячного малыша, как и у новорожденного, пока еще остается пищевой рефлекс (доминанта). Но, на втором месяце, у ребенка начинает появляется улыбка и комплекс оживления на появление мамы. К признакам условно-рефлекторной деятельности относятся также слуховое и зрительное сосредоточение. В два месяца в ответ на громкий резкий звук ребенок должен моргнуть. Также в этом возрасте малыш уже должен хорошо следить за движением предмета.

Для ребенка первого года жизни характерна сенсорная речь — понимание ребенком отдельных слов, которые звучат со стороны. Первые признаки речи появляются у малыша на 4-6 неделе, когда он начинает аукать.

Высшая нервная деятельность — этот критерий развивается по мере становления нервной системы, а также на основании формирования всех предыдущих критериев, воспитания и развития ребенка. Окончательный вывод о состоянии высшей нервной деятельности можно сделать только в 5-6 лет.

После второго месяца жизни начинают постепенно угасать рефлексы новорожденного.

Зрение и слух ребенка второго месяца жизни

К двум месяцам органы зрения заметно развились, так ребенок может более длительного (до 30 секунд) фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном на расстоянии 30-50 см от его глаз. Это значит, что у малыша совершенствуется зрительное сосредоточение, об этом свидетельствует и то, что малыш уже может внимательно следить на только за неподвижными объектами, но и за перемещающимися предметами.

В два месяца малыш уже не просто реагирует на звуки, но и пытается определить откуда эти звуки исходят. Если пошуметь достаточно громкой погремушкой вне поля зрения малыша (но в пределах одного метра от него) в течение 5-10 секунд, то можно заметить, как малыш замрет на несколько секунд, а затем начнет поворачивать голову, то в одну сторону, то в другую, пытаясь найти предмет, который издавал звук. Так же малыш реагирует и на человеческие голоса, особенно знакомые.

Что должен уметь ребёнок на втором месяце?

В два месяца малыш может самостоятельно поднимать и удерживать голову в вертикальном положении в течение нескольких секунд.

Удерживать в руках игрушку и размахивать ею, крепко держа её ладонью.

Начиная со второго месяца жизни малыш начинает выстраивать первые причинно-следственные связи. То есть он начинает понимать, что если он заплачет или подаст голос, то к нему подходят.

Малыш улыбается, аукает, фиксирует взгляд и следит за движущимися предметами.

У здоровых малышей к двум месяцам жизни мышечный тонус приходит в норму. Ребенок перестает, так интенсивно сжимать пальцы в кулачки, движения становятся более свободными. Ребенок может лежать в спокойном, расслабленном состоянии. В то же время у него появляется интерес к окружающим предметам, он может схватить пеленку, погремушку, предметы ухода, всё что попадается ему под руку.

Сон малыша занимает около 18 часов в сутки. Начинает устанавливаться ночной сон продолжительностью 8-10 часов с перерывами для кормления.

Уход за ребенком на втором месяце

Продолжаем выполнять все необходимые гигиенические процедуры (умывание, подмывание, купание, подстригание ногтей и другие).

Можно постепенно увеличивать количество и длительность прогулок. С двух месяцев, даже здоровым детям, рекомендуется делать массаж и гимнастику. О наличии противопоказаний проконсультируйтесь у врача педиатра.

Многие малыши все еще вздрагивают во время сна и будят себя непроизвольными движениями ручек и ножек, такие малыши нуждаются в пеленании, чтобы крепче спать. Но есть и те, которые любят свободу, таким малышам удобнее спать без пеленок.

Питание

Необходимый объем пищи для ребенка 2 месяцев составляет около 1/5 часть от массы его тела, при этом он не должен превышать 1 литра. Но не стоит на этом зацикливаться, все дети индивидуальны и здоровый ребенок обычно сам чувствует сколько молока ему нужно.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании по требованию, то есть без выраженного режима, могут часто прикладываться к груди, при этом полноценные кормления, как правило, происходят каждые 2-2,5 часа. В два месяца обязательны ночные кормления.

Период колик еще не прошел, поэтому уделите особое внимание профилактике. Правильное положение после кормления, чтобы отошел лишний воздух из животика, частое выкладывание на животик, массаж, гимнастика и правильное питание мамы, вот основные аспекты в профилактике кишечных колик у малышей.

Необходимые обследования

В два месяца, на приеме в поликлинике врач-педиатр осмотрит ребенка, оценит его физическое и нервно-психическое развитие. До 2-х месяцев жизни малыш должен быть осмотрен окулистом, невропатологом, хирургом, ортопедом. Также врач-педиатр расскажет Вам о результатах проведенного обследования (общий анализ крови, мочи, УЗИ тазобедренных суставов и внутренних органов).

Как играть с ребенком в 2 месяца?

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Хорошо подходят игрушки, которые можно повесить над кроваткой. Лучше если это будут игрушки разного размера и цвета. Можно подвесить их так, чтобы ребенок мог дотянуться до них ручками и ножками. У малыша будет еще больше радости, если эти игрушки будет издавать разные звуки.

В два месяца для игр с ребенком можно использовать погремушки, колокольчики и другие игрушки, которые издают звуки.

Для укрепления мышц и профилактики кишечных колик можно укладывать ребенка на большой мяч и осторожно и бережно его покачивать.


В первые месяцы жизни темпы развития младенцев просто поражают, за несколько месяцев из абсолютно беспомощного новорожденного вырастает вполне уверенное в себе существо, которое переворачивает верх дном не только весь дом, но и всю жизнь окружающих его взрослых! Именно поэтому в течение первого года жизни мамочки с младенцами должны ежемесячно посещать детского врача, где проводиться контрольное взвешивание и измерение, а также оценивается соответствие физического и нервно-психического развития ребенка возрастным нормам. Но, к сожалению, у педиатров не всегда хватает времени подробно расспрашивать и осматривать каждого ребенка, а любое отклонение от нормы в этом возрасте должно быть немедленно диагностировано, поэтому родители должны сами следить за этим и точно знать, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Физическое развитие младенца

На втором месяце жизни физическое развитие малыша идет быстрыми темпами, он уже меньше времени проводит во сне, в этом возрасте дети спят 16-18 часов в сутки, больше двигается и приобретает некоторые навыки.

Прибавка веса за 2-й месяц составляет 400-1000 гр, чаще всего 600-700 гр, вес ребенка должен увеличиться хотя бы на 1 кг от первоначальной массы тела, в росте он прибавляет 2-3 см, окружность груди и головы также увеличиваются на 1,5-2 см.

Родители отмечают высокую, по сравнению с 1- месяцем жизни, двигательную активность бодрствующего малыша – он охотно крутит головой в разные стороны, приподнимает ее, услышав какой-то звук или увидев что-то интересное.

Малыш старается много двигать ножками и ручками, движения все еще беспорядочны и хаотичны, но в них начинает проявляться целенаправленная деятельность – ребенок старается схватить любой предмет, появляющийся в поле его зрения и, если это получается, тенет его в рот.

Лежа на спине или животе младенец изгибает спинку, поднимает ножки, старается поднять голову. Если его выложить на животик – поднимает и удерживает голову, может поворачивать ее в разные стороне и делает движения руками и ногами, как будто пытается ползти.

Нервно-психическое развитие ребенка в 2 месяца

Именно на 2-м месяце жизни начинается более близкое знакомство ребенка с окружающим его миром и людьми. Если в первый месяц младенца больше интересовала еда и собственный комфорт, на втором месяце он начинает активно интересоваться всем, что его окружает – малыш прислушивается к новым звукам, тянется к ярким предметам, увиденным им, начинает выражать свои эмоции с помощью плача, улыбки, гуления. В это время очень важно тесное общение матери с ребенком, так как у него активно начинает развиваться эмоциональная сфера и ему требуется постоянное внимание и чувство безопасности.

В 2 месяца ребенок может сфокусировать свой взгляд на предметах расположенных на расстоянии 40-50 см от его глаз, он рассматривает погремушки и игрушки, висящие над кроваткой или коляской, вглядывается в лица окружающих, начинает узнавать не только маму, но и других взрослых, которых часто видит. Он следит глазами за предметами, появляющимися в поле его зрения, услышав какой-то звук, пытается найти его источник – поворачивает голову в сторону, откуда раздался звук, прислушивается.

Малыш в 2 месяца начинает проявлять первые сознательные эмоции и учится производить конкретные действия, чтобы получить желаемый результат. Например, он может улыбаться, когда мама подходит к его кроватке и начинать плакать, если на руки его берет незнакомый человек. Также уже 2-х месячный младенец начинает выстраивать причинно-следственные связи – он понимает, что чтобы к нему подошли надо громко плакать или кричать и пользуется этим способом, чтобы привлечь к себе внимание. В этот период очень важна эмоциональная составляющая общения с ребенком, мама и другие взрослые, ухаживающие за младенцем, должны обращать на него достаточно внимания, в этом возрасте он чувствует постоянную потребность в присутствии матери, в ее прикосновениях, голосе, улыбках и общении. Если эта потребность остается неудовлетворенной, замедляется умственное и эмоциональное развитие ребенка, и он может вырасти эмоционально холодным и эгоистичным человеком.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Нормально развивающийся 2-х месячный ребенок должен уметь выполнять большинство из следующих действий:

  • Поднимать и удерживать голову в положении на животе и на спине;
  • Следить глазами за предметом, перемещающимся на расстоянии 50-70 см;
  • Прислушиваться к незнакомым звукам и поворачивать голову в поисках источника звука;
  • Радоваться и выдавать комплекс оживления при виде мамы и других близких родственников;
  • Улыбаться и гулить;
  • Обращать внимание на яркие игрушки и предметы;
  • Пытаться взять и удержать в руке игрушки;
  • Издавать какие-то звуки, издав звук, он прислушивается к нему, а его плач становится эмоционально окрашенным, по его звучанию можно понять, что нужно малышу, почему он плачет – от голода, скуки или от боли;
  • Мышечный гипертонус уменьшается, когда малыш лежит на спине, его ножки и ручки должны быть расслаблены.

Тревожные признаки

Развитие каждого ребенка – процесс строго индивидуальный, поэтому не стоит пугаться и беспокоиться, если ваш малыш пока не делает всего вышеперечисленного, но если вы заметили у своего малыша один или больше из признаков, указанных ниже – это, как минимум, повод обратиться к врачу за более подробной консультацией:

  • Вес ребенка увеличился менее чем на 400 гр, а рост менее чем на 1 см, также не очень хорошо, если малыш развивается слишком быстро – прибавка в весе более 1 кг, а в росте более 3-4 см должна вызывать настороженность родителей;
  • Объем головы ребенка увеличился более чем на 2 см;
  • Ребенок не может поднимать или удерживать голову на весу даже несколько секунд;
  • Младенец не обращает внимания на окружающие его предметы, не реагирует на громкие звуки, не следит глазами за игрушкой и яркими предметами;
  • Нет комплекса оживления при виде мамы и других взрослых;
  • Малыш не гулит и не издает никаких звуков;
  • У него выраженный гипертонус нижних и верхний конечностей – руки все время согнуты в локтях, а ноги – в коленях.

Физическое развитие детей второго месяца жизни

Малыш уже не занимает характерную для плода позу с приведенными к туловищу ручками и ножками, а раскидывает их в стороны во время бодрствования и во сне. Это становится возможным в связи с ослаблением тонуса мышц-сгибателей конечностей и позвоночника. Если сразу после рождения выложенный на живот ребенок поджимает колени и локти к животу и поднимает таз высоко вверх, то к 6 неделям попка уже прижимается к поверхности пеленального стола, а ножки выпрямляются.

Укрепляются мышцы шеи, что позволяет малютке поворачивать голову в стороны и все дольше удерживать ее приподнятой над поверхностью в положении лежа на животике. К концу второго месяца жизни дети могут хорошо держать голову в вертикальном положении.

Для гармоничного физического развития малыша с 6-недельного возраста ему начинают делать первый гимнастический комплекс в сочетании с массажем. Его проводят не менее 2 раз в сутки не ранее, чем через 40 минут после кормления, в период спокойного бодрствования.

Сенсорное развитие детей второго месяца жизни

На 2 месяце жизни ребенок уже не похож на крохотного котенка, способного только жалобно плакать, почувствовав голод, сосать, зажмурившись, грудь и помногу спать. Он уже с интересом подолгу рассматривает подвешенную над кроваткой игрушку или лицо наклонившегося над ним взрослого, поворачивает голову, пытаясь определить источник продолжительного звука или обращенной к нему речи. Быстро фиксирует взгляд на движущемся предмете и долго за ним следит. Постепенно изменяющаяся форма глазного яблока и его укрепляющиеся мышцы уже позволяют видеть вблизи, поэтому яркие игрушки надо опустить ниже: так, чтобы малютка мог их достать рукой.

Чтобы разбудить стремление малыша к бесстрашному исследованию окружающего, надо чаще менять ему игрушки, включать подвешенную над кроваткой музыкальную карусельку, наклоняться над ним, улыбаться и разговаривать, поощряя каждую несмелую улыбку. Тогда к полутора-двум месяцам кроха начнет оживленно и радостно встречать родителей, осознанно пытаясь произнести первые в своей жизни звуки — гуление.

Обучение режиму и развитие ребенка второго месяца жизни

Режимные моменты, а именно чередование периодов сна и бодрствования, связь кормления и сна – это условные рефлексы, которые активно формируются на втором месяце жизни и прочно закрепляются в течение первого года. Поэтому родителям надо стараться не путать малыша, постоянно меняя ему окружающие условия. Для этого укладывать его спать в кроватке, а не в коляске, на руках или в своей постели. После пробуждения и кормления желательно не оставлять ребенка в одиночестве, а поиграть с ним, дать послушать веселые детские песенки, поговорить. Полезно укладывать спать приблизительно в одно и то же время, что намного сокращает период засыпания. При этом укачивать малютку не только не обязательно, но даже вредно: вестибулярный аппарат еще незрелый и может среагировать срыгиванием или рвотой. К тому же быстро сформируется вредная привычка, которая в последующем доставит родителям много неприятных минут. Не надо во время сна малыша соблюдать абсолютную тишину: допустимы негромкая речь, тихая колыбельная.

Примерный режим дня двухмесячного ребенка состоит из 4 периодов сна и активного бодрствования после кормления, а также 8-часового ночного сна.


Предлагается простой и понятный алгоритм оценки нервно психического развития ребенка по месяцам до 1 года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.

Такие сведения помогут своевременно выявить задержку психомоторного и речевого развития детей, принять меры по коррекции выявленных нарушений совместно с врачом-педиатром, неврологом, а также при участии детского психолога и логопеда.

Нормы развития детей по месяцам до года

В 1 месяц

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее

Нервно психическое развитие ребенка до года в 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие

В 3 месяца

  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему

В 4 месяца

  • При нормальном развитии ребенка иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие

Психомоторное развитие детей до года в 5 месяцев

  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает

Нормы развития ребенка в 6 месяцев

В 7 месяцев

В 8 месяцев

Нервно-психическое развитие ребенка до года в 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя

В 10 месяцев

Нормы развития ребенка в 11 месяцев

Развитие детей к 12 месяцам

Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие ребенка по месяцам до 1 года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

В этой статье мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В других статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития ребенка в возрасте от 1 до 3 лет, с 3 до 6 лет.


Настоящими человеческими эмоциями насыщен 2 месяц жизни ребенка, развитие его как личности переходит на новый этап. Малыш уже привык к новому дому, а родители научились его понимать. Грудничку становится тесно в его маленьком мире, он активно учится жить среди взрослых и родители должны его поддержать в этом стремлении.

Навыки и достижения

Кроха прибавляет в весе в среднем на 800 г и вырастает на 3 см. Физическое развитие ребенка во 2 месяц жизни дополняется огромнейшим количеством новых навыков и достижений. Родители не могут не нарадоваться маленьким интеллектуалом. Он великолепно различает лица и голоса родных и чужих людей, предчувствует момент, когда наступает время прогулки или его будут кормить, купать.

Социальные навыки малыша четко показывают, что он становится членом общества:

  • для него становится предпочтительнее общение с человеком, чем с предметом;
  • новый человек вызывает у него живой интерес и слегка различимую настороженность;
  • вход в комнату кого-либо всегда сопровождается волнительными движениями;
  • его эмоции становятся скоординированными;
  • человеческие голоса и действия вызывают живейший интерес.

Сенсорно-моторные навыки двухмесячного ребенка поражают прогрессом:

  • любые действия и рефлексы обретают четкую направленность;
  • для него не составляет труда сфокусировать взгляд на одном предмете (если он достаточно яркий);
  • совершенствуются мышцы;
  • он может держать головку в течение нескольких минут;
  • проявляется интерес к собственным движениям;
  • длительное время может быть активным;
  • начинает получать наслаждение от водных процедур и массажа.

Как видите, развитие ребенка в 2 месяца предполагает, что очень скоро у родителей добавится достаточно хлопот, ведь кроха становится подвижным и любознательным.

Проводим тест на психическое развитие ребенка


Если возникает подозрение, то проверить нервно-психическое развитие ребенка во 2 месяце можно с помощью небольшого теста, который продемонстрирует так называемый комплекс оживления, если у малыша не наблюдается отставания в развитии. Все крохи в таком возрасте уже достаточно бурно реагируют на маму или человека, который ухаживает за ним. Их радостные дрыганья ножками и ручками, извивания всем телом и гуление всегда дополняются улыбкой, которую можно считать важным критерием правильного развития.

Тест на физическое и психическое развитие ребенка во 2 месяц:

  • Мама находится вне зрения малыша и начинает шуметь погремушкой или издавать другие громкие звуки не дольше 30 секунд. Ребенок должен откликнуться на шум, повернув голову в ту сторону, где стоит человек, издающий звуки. Его реакция на различные звуки будет существенно отличаться. Прерывистый свист вызовет злость, а непрерывный – успокоит и заставит лежать, широко раскрыв глаза. От трещотки проявится повышенная активность, ребенок начнет бурно сучить ножками и ручками.
  • Младенцу, лежащему на спине, положить на лицо легкую салфетку. Она начнет двигаться и извиваться, пытаясь освободиться. В его возрасте это ему еще не получится сделать, так как он практически не умеет координировать собственные движения.
  • Следующая проверка происходит, когда ребенок находится в возбужденном состоянии. Если начать с ним разговаривать, то через 30 секунд он должен заметно успокоиться.
  • Перед кормлением нужно сделать обычные приготовления, но грудь или соску не давать. Карапуз из-за определенного положения должен почувствовать, что его собираются кормить. Его нетерпение сразу же станет заметным: он начнет нервничать и поворачивать голову, открывать рот и делать сосательные движения.
  • Выберите красную игрушку простой формы (кольцо, мячик, кубик) и привяжите к ней веревку. На расстоянии 25см от лица малыша нужно медленно перемещать игрушку по вертикали. Глаза малыша должны начать согласованно двигаться: то вверх, то вниз.
  • Продолжить движения игрушкой – горизонтальные и круговые. Детские глаза должны перемещаться вслед точно по траектории движений. При быстром приближении глазки должны сощуриваться и мигать, при медленном – общее оживление всего тела.

Рекомендации по развитию ребенка

Как правило, двухмесячные дети еще не в состоянии самостоятельно перемещаться, но даже самые пассивные из них способны к неожиданным движениям. По этой причине никогда не стоит ребенка оставлять одного на высоком месте, чтобы он не скатился.
Средством общения у двухмесячного малыша остается плач. Рекомендации по развитию ребенка во 2 месяц жизни для всех родителей – учитесь наблюдать за ребенком. Даже неопытные мама и папа очень быстро обнаружат, что при помощи крика их малыш сигнализирует о проблемах: мокрых пеленках, усталости, вздутии животика, голоде, жажде или недостатке общения.

Интерес карапуза к разговору взрослых надо всячески поддерживать. Если мама регулярно с ним общается, то к концу 2 месяца малыш начинает продолжительно гулить. У него не слишком велик репертуар, отчетливо можно различить лишь пару гласных звуков, но гуление отчетливо напоминает взрослый разговор, повторяются все интонации тембра голоса мамы.

Развитию осязания у двухмесячного грудничка способствуют простые упражнения – поглаживания. Он радостно и по-разному будет ощущать прикосновения маминых рук, если они будут в разнообразных рукавичках, сшитых из махровой ткани, фланели, шерсти, шелка, т.п. С этой же целью можно использовать и хорошо развитый рефлекс хватания. Предложите малышу увлекательную игру – хватать пальцы взрослых, а позже и игрушки (ребристые, мягкие, гладкие, пупырчатые, деревянные).

Надо помочь крохе скорей открыть сжатые кулачки. Нежный, но интенсивный массаж маленьких пальчиков, ручек, ножек, всего тельца способствует и этому, и просто быстрому взрослению малыша.

Зарядку, массаж, любые игры лучше сопровождать детскими стихами и потешками. С ними ребенок будет развиваться и физически, и психически.

Диагностика нервно — психического развития

В школьном возрасте диагностирование проводят учителя. Маленький ребенок развивается в окружении родителей, поэтому именно они должны заниматься диагностированием развития. Здесь важно беспристрастно анализировать результаты теста и выделять успехи или опоздания.

Все системы диагностики сводятся к обычному общению. В ходе разговора взрослые задают наводящие вопросы, чтобы получить ответ. В некоторых случаях ответ может быть неординарным, его необходимо обдумать, прежде чем вынести решение.

В процессе общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно и непринужденно. От этого зависит точность и правильность его ответов. Искренняя реакция на вопросы дает самые точные результаты диагностирования.

Карта нервно — психического развития

Оценка нервно — психического развития

Результаты развития ребенка подлежат оценке со стороны взрослых. При этом различают четыре этапа, которые формируют психику человека.

  • Первый этап – в течение первого года жизни ребенок получает основные навыки движения. Период характеризуется овладением мелкой и крупной моторики
  • Второй этап – в возрасте от одного года до трех лет, ребенок учится осознанно реагировать на внешний мир, взаимодействуя с окружающей обстановкой. Период характеризуется сенсорным развитием
  • Третий этап – самый длинный этап (от 3 до 12 лет). Происходит развитие индивидуального мышления. Все чаще действия выполняются после предварительного обдумывания
  • Четвертый этап – от 12 до 14 лет. В это время происходит полноценное становление психики ребенка. Выделяется собственное мышление. Период характеризуется полноценным формированием индивидуальной личности
  • До 15 лет у ребенка отмечают два кризисных возраста, которые требуют особого внимания и подхода со стороны родителей. Первый кризис может возникнуть в 2 – 3,5 года, второй в период от 12 до 15 лет
  • Первый кризис связывается с быстрым формированием психики и физических данных, что приводит к нагрузке на все жизнеобеспечивающие органы. Второй возраст связывают с изменением внутренних желез, половым созреванием

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Нервно — психическое развитие детей до года

В течение первого года ребенок постепенно формирует свое сознание. Начало развития происходит с удерживания двигающегося предмета в поле зрения. Затем начинает прислушиваться к громким звукам, различать голоса родителей.

  • В два месяца сам произносит некоторые звуки. Затем начинается физическое развитие, ребенок может поднимать голову, лежа на животе, долго удерживать ее
  • В четыре месяца у ребенка часто появляется проявление радости, когда он видит маму и папу. Затем начинает отличать родных и близких людей от чужих людей
  • Полугодичный возраст требует небольших навыков моторики, удерживание игрушки в руке, перекладывание ее. Затем развивается двигательная функция, ребенок начинает активно ползать
  • После начинает подражать родителям, любит долго играть. Примерно в девять месяцев может начать неуверенно ходить, узнавать предметы вокруг. Со временем учиться преодолевать небольшие препятствия, взбираться на диван или кресло.
  • Ближе к году узнает родителей на фотографиях, с интересом рассматривает все новое

Показатели развития ребенка в младенческом возрасте ( до года)

Информацию о показателях развития ребенка до 3 месяцев Вы найдете в статьях подрубрик:

Слуховые ориентировочные реакции:

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Ищет, откуда идет звук.

Зрительные ориентировочные реакции:

Зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках.

Эмоции при общении:

Движения рук и действия с предметами:

Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью.

Движения общие:

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Подготовительный этап развития речи:

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Повторно произносит отдельные звуки.

Слуховые ориентировочные реакции:

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Зрительные ориентировочные реакции:

Узнает маму и радуется ей.

Эмоции при общении:

Движения рук и действия с предметами:

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку.

Движения общие:

Более выраженные показатели трех месяцев.

Подготовительный этап развития речи:

Игры, потешки и упражнения для детей 4 месяцев Вы найдете в статье

Слуховые ориентировочные реакции:

Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них.

Зрительные ориентировочные реакции:

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Эмоции при общении:

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения рук и действия с предметами:

Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке.

Движения общие:

Долго лежит на животе, подняв корпус, опираясь на колени, стоит на выпрямленных руках; Переворачивается со спины на живот; Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Подготовительный этап развития речи:

Подолгу, певуче гулит.

Подробнее о развитии ребенка в 5 месяцев, играх, игрушках, упражнениях для пятимесячных детей Вы можете прочитать в статье —

Слуховые ориентировочные реакции:

По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Зрительные ориентировочные реакции:

Ярче проявляются показатели пяти месяцев.

Эмоции при общении:

Ярче проявляются показатели предыдущих месяцев.

Движения рук и действия с предметами:

Свободно берет игрушки из различных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую.

Движения общие:

Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Подготовительный этап развития речи:

Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Подробнее об играх и упражнениях с шестимесячными детьми и показателях их развития Вы можете прочитать в статье

Движения рук и действия с предметами:

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее.

Движения общие:

Хорошо ползает – много, быстро и в разные стороны.

Подготовительный этап развития речи:

Эмоции при общении:

Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Движения рук и действия с предметами:

Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает)

Движения общие:

Сам садится, сидит и ложится. Придерживается руками за барьер, стоит и опускается. Перешагивает, держась за барьер.

Подготовительный этап развития речи:

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под плясовую музыку.

Эмоции при общении:

Ползет навстречу другому ребенку. Подражает действиям и движениям другого человека.

Движения рук и действия с предметами:

С игрушками действует по –разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и так далее).

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Подготовительный этап развития речи:

Эмоции при общении:

действует рядом с ребенком, одной игрушкой с ним.

Движения рук и действия с предметами:

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, снимает. Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Движения общие:

Всходит на невысокую поверхность или на детскую деревянную горку. Держась за перила, сходит с горки.

Подготовительный этап развития речи:

Эмоции при общении:

радуется приходу детей, избирательно относится к ним.

Движения рук и действия с предметами:

Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:

Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

Подготовительный этап развития речи:

Слуховые ориентировочные реакции:

По слову взрослого отличает кирпичик от кубика.

Зрительные ориентировочные реакции:

Узнает знакомого взрослого на фотографии.

Эмоции при общении:

Протягивает и отдает игрушку другому ребенку, сопровождая это словами или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Движения рук и действия с предметами:

Различает предметы по форме (кубик от кирпичика). Выполняет самостоятельные разученные действия с игрушкой.
Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой:
кормит мишку, куклу, лошадку, собачку и т.д.; водит киску, куклу, мишку, зайку и так далее.

Движения общие:

Ходит самостоятельно, без опоры.

Подготовительный этап развития речи:

Нервно — психическое развитие ребенка 1 и 2 лет

В этом возрасте малыш успешно осваивает все формы движения, от ползания на коленках до умелой ходьбы на ногах. Тест по развитию включает способность перешагивать через расположенные на полу небольшие предметы. При этом шаг должен чередовать как правую, так и левую ногу, а не начинаться с какой-то одной.

В реальности ребенок выполняет намного больше активных действий. Взбирается на все, что расположено не намного выше него. Это может быть как небольшой пуфик, так и большая стиральная машина.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста характеризуется умением запоминать слова, составлять хороший словарный запас, примерно 200-300 слов. Ребенок может наизусть прочитать стихотворение или пересказать отрывок из небольшого рассказа. Нервно психическое развитие включает огромное впитывание информации. Дети могут услышать любую фразу и повторить ее через несколько дней.

Режим дня ребенка 1, 2 и 3 лет

Режим дня у ребенка в 1 год и в 3 года не может быть одинаковым. В этом возрасте для детей от 1 года до 1,5 лет, от 1.5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет устанавливаются разные распорядки дня.

До 1,5 лет детям нужно спать 2 раза в день. Период бодрствования составляет в среднем 4-4,5 часа. Завтрак проводится не позже, чем через 1 час после пробуждения, а ужин — за 1 час до сна. После 1,5 лет, если ребенок активен и здоров и не нуждается в дополнительном отдыхе, он может спать днем всего один раз. Бодрствует малыш уже в среднем 12- 12.5 часа.

Правильно организовать режим дня ребенка в 1-3 года необходимо для нормального роста и развития ребенка, а также для выработки полезных привычек. Малыш учится быть собранным и организованным. Необходимо стараться, чтобы ребенок кушал и спал в установленное время, ведь его нервная система еще неустойчива к внешним раздражителям. Он быстро устает и нуждается в частом и полноценном отдыхе — сне. Недосыпание отрицательно сказывается на здоровье. Перед сном необходимо проветривать комнату. Кровать должна быть удобной и не слишком мягкой. Перед сном игры носят спокойный характер, чтобы ребенок не перевозбуждался и у него не возникло проблем с засыпанием.

Режим дня ребенка 1,2 и 3 лет включает в себя не только кормление и отдых. Важно, чтобы ребенок много времени проводил на воздухе. Летом прогулки должны быть максимально продолжительными. Но и в холодное время года не стоит сидеть дома. Пусть ребенок гуляет хотя бы несколько минут. Больше внимания нужно уделять подвижным играм, развивающим ребенка физически.

Нервно — психическое развитие ребенка 3 и 4 лет

Все приобретенные навыки усиливаются. Добавляется несколько новых. Ребенок может самостоятельно кушать, больше проявляется умение обслуживать себя. Моет руки с мылом, может вставлять ключ в дверной замок и прокручивать его.

Сильнее развивается психическое положение. Делает простые выводы, учиться анализировать все вокруг. Часто может заранее обдумывать свои действия или планы. В это время должен уметь хорошо и членораздельно общаться.

Ближе к четырехлетнему возрасту больше старается быть самостоятельным. Может сам ходить в туалет, когда нужно, одеваться и обуваться. Психическое развитие заключается в умении сосредотачиваться над поставленной целью, контролировать некоторые свои действия и желания. Выделяет область любимых занятий.

Нервно — психическое развитие детей 5 и 6 лет

Этот период характеризует ребенка, как мыслящего человека. Перед началом любой игры, участвует в распределении ролей, планирует, что будет и, как это будет выглядеть.

  • Во время рисования больше уделяет внимание мелочам, детально прорисовывая некоторые элементы. Изображения становятся более сложными и имеют логический смысл
  • Нахождение в детском саду развивает умение общаться со сверстниками и старшими людьми. Учится быть частью коллектива, взаимодействовать со всеми окружающими людьми. В этот период появляются личные симпатии, ребенок выделяет друзей среди всех ребят, которые находятся в группе
  • Нервно психическое развитие ребенка дошкольного возраста заключается в умении контролировать свои действия, выполнять предоставленную работу, даже если она не нравится. Может грамотно вести диалог, составлять связные предложения, наполненные конкретным смыслом

Нервно — психическое развитие подростков

Подростки еще не являются взрослыми людьми, но и детьми их уже не назовешь. Этот период часто называют подростковым и переломным, когда у человека формируется его половая зрелость, меняется построение внутренних желез. У мальчиков появляется растительность на лице, ломается голос. У девочек появляются первые менструации, меняется форма рук, округляются ягодицы, увеличиваются молочные железы.

С психической стороны подростки все чаще ведут себя как взрослые люди. Но иногда проявляют свой детский характер. Появляются первые признаки независимости от родителей, которая может выражаться в разных формах, иногда неприятных для родителей.

Таблица физического развития

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес)Длина тела (см)Вес (кг)Окружность головы (см)Окружность груди (см)
При рождении49-542,6-433-3731-35,9
152-553-4,335,8-37,234-36
255-574,5-537,5-38,536-38
358-604-638-4036-39
460-634,5-6,538-4036-40
563-676,5-7,537,5-42,237-42
665-697,5-7,842-43,842-45
767-718-8,843,8-44,245-46
871-728,4-9,444,2-45,246-47
972-739,4-1045,2-46,346,5-47,5
1073-749,6-10,546-4747-48
1174-7510-1146,2-47,247,5-48,5
1275-7610,5-11,547-47,548-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.