Нервно психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде

Во-первых, это целенаправленное дошкольное формирование функциональной зрелости тех систем организации в детских дошкольных учреждениях и в семье, на которые падает основная тяжесть школьных нагрузок. К ним относятся чувство общей и зрительно-ручной координации; ёмкость образной (эйдетической) памяти; чувство меры пространства и времени и другие.

Хочется отметить, что в последнее время появились качественные методики для определения школьной зрелости [26]. Данное пособие содержит валеологические критерии готовности ребёнка к школе, которые включают в себя биологические, функциональные, психологические и психолого-педагогические методики определения степени подготовленности организма к школьным нагрузкам. К сожалению, такие критерии не являются регламентированными при поступлении в школу, и многие дети идут в первый класс не готовые к школьным нагрузкам.

Во-вторых [6], радикальная реорганизация технологий учебного процесса на базе разработанной концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный, 1977-1995 гг.). К базовым технологиям методологии сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения относится построение учебного процесса на базе моторно-раскрепощенной телесной вертикали, на базе свободы дальнего зрения и образного строя; произвольно-координаторной свободы (чтения, письма, речевого выражения, рукотворчества и т.д.). Принципиальным моментом концепции сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения является переход от сенсорно-обеднённой учебно-дидактической среды к сенсорно-обогащённой среде обитания.

Далее В.Ф.Базарный заостряет внимание на том, что сами по себе никакие физкультминутки на уроках и даже вне уроков не смогут восполнить те потери, которым подвергается организм, пребывающий в процессе учебных занятий в состоянии закрепощающей и истощающей нервно-психической напряженности, внешним проявлением которой является напряженность чтения, письма, речи и т.д.

В настоящее время разработано немало различных локально- коррекционных упражнений по профилактике утомления и лечения различных функциональных расстройств [17]. В литературе описаны физкультминутки на каждый урок [18], [24] .

Не умоляя их значимости В.Ф.Базарный [6] предлагает подход с позиции целостного организма, подход активизации базовой вестибуло-координаторной системы, который, безусловно, может быть дополнен любыми локально-коррекционными упражнениями.

1.4.1. Простая методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем детского организма.

В возникновении и поддержании утомления школьников первичным является не только и не столько умственная работа, сколько поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически напряженной позе, в данной ситуации в положении сидя со склонённым вперёд корпусом [6].

Этот вывод В.Ф.Базарный сделал в ходе проведённого эксперимента, результат которого выявил, что утомлённость тех детей, которые выполняли на уроке общую физкультминутку продолжительностью 3 минуты, к концу недели была достоверно выше по сравнению с теми, которых просто за урок трижды (по одной минуте) поднимали в положение свободного стояния.

Полученные данные явились основанием для рекомендации внедрения в учебный процесс методики периодически меняющихся динамических поз (В.Ф.Базарный, 1981).

Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети меняют позу, безусловно, в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразным, оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности. Кроме того, такой режим является благоприятным вводным тренингом перед переводом детей на специальную мебель – конторки.

1.4.2. Организация учебного процесса в режиме моторной свободы динамических поз с помощью конторок.

[8]Конторка – приставка к столам с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (приложение 1,рис.1). Отличительной особенностью такой конторки является то, что рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона (как это ранее было на партах). Специальные исследования показали, что средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-18 градусов.

Режим продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора, что является главным моментом режима динамических поз.

Практика показала, пишет Базарный В.Ф., что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы через каждые 15 минут. Анализ же электрических потенциалов со стороны икроножных мышц, в т.ч. самочувствие детей, позволил установить, что в процессе такой адаптации продолжительность разового стояния не должна превышать 20-25 минут.

При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

1) Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника. Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребёнок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети всё же могут ещё несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребёнок ни в коей мере не будет склоняться при письме.

Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

2) Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна.

3) Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле – поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребёнка в движениях – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.

4) Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находятся в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – вообще босиком).

5) Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо.

1.4.3. Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем с помощью сенсорных тренажей.

Полученная эксперементально-теоретическая база явилась основой для разработки различных систем сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажей.

Их отличительные особенности:

- все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

- каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

- в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;

- продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.

Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока (при двукратном проведении – через каждые 15 минут.).

В четырёх верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть эмоциональные сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных; сюжеты-иллюстрации на известные поэмы, сказания; сюжеты из космической тематики, дорожные знаки; сюжеты из военно-патриотической тематики и т.д.

Средние размеры картин в пределах от 0,5 до одного стандартного листа (А-4). Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были чётко различимы с наиболее удалённой парты.

Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.

Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментом здесь является то, что под каждой картинкой помещаются в соответствующей последовательности номера.

В заключительной части тренажа режим счёта задаётся в случайном порядке, например, 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Базарный обращает внимание, что данный режим используется в тех случаях, если смена последовательности фиксации изображений не вносит семантического хаоса в логику физической правды, представленной на картинах. Поэтому этот режим используется тогда, когда на картинах представлены пейзажи, сцены из жизни животных, дорожные знаки.

Таким образом, данная методика представляет важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Вносит сенсорное разнообразие в традиционную сенсорно-обеднённую учебно-познавательную среду.

Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (умственно-напряженном) уроке, и особенно при занятиях за компьютером, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут. Положительным моментом данной методики является то, что описанный механизм можно подвести под чисто дидактические приёмы, повышающие эффективность учебно-познавательного процесса.

Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30-40 против). Средняя скорость движения – 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений – 1,5-2 минуты. Отключение – автоматическое.

Эффективность разработанной методики проверена 3-летним экспериментом, получены хорошие результаты [6]. Периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, способствовали не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.

Методика сенсорно-координаторного тренажа оказала благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации.

1.4.4. Методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов.

В.Ф.Базарный [6] отмечает, что особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств. В первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

Оптимальным местом для нанесения схемы-тренажёра является потолок. На потолке выбирается поле, на которое можно нанести схему максимально возможных размеров. Желательно, чтобы траектории её проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41. Для удобства можно использовать следующий приём. Макет-схему первоначально изображают на полу с помощью мела. Затем в руки берут длинную указку с какой-либо краской на конце, и, обходя по траекториям схемы, на потолок наносят соответствующие метки. Затем с помощью лестницы на потолке окончательно обрисовывается схема-тренажёр. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

Методика занятий.

Режим №2.Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.

Режим №4.Занятие проводится на специально изданном плакате для офтальмотренажей. Занятие заключается в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Нервно-психологическое утомление учащихся

1. ПРОБЛЕМА УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
В ОСНОВЕ ПАДЕНИЯ ИХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, А ТАК ЖЕ НАРУШЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

О том, что традиционный тип обучения грамоте негативно влияет на здоровье не только детей, но и даже взрослых, замечено с самого начала возникновения письменности и книгопечатания. Издавна, в частности, повелось и свыклось — за грамотность почему-то мир взрослых расплачивается: кто пенсне на носу, а кто нередко и чахоткой. Но самым трагичным здесь оказалось то, что, не проанализировав глубоко причины данного явления, возникшие технологии обучения грамоте вскоре охватили мир детства. И сразу же многие передовые педагоги забили настоящую тревогу по поводу того, что в школьной среде резко ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье детей. Так, еще на заре всеобуча один из наиболее авторитетных педагогов-просветителей Г. Песталоцци (1805) вдруг оповестил миру: при традиционно складывающихся книжных формах обучения происходит непонятное "удушение" развития детей, "убийство" их здоровья.
К сожалению, этот набат не был по-настоящему услышан ни его современниками, ни потомками, а, следовательно, не были предприняты серьезные усилия по изучению данного явления, а главное по предупреждению накопления и передачи негативных его последствий из поколения в поколение.
Постепенно, по мере все более широкого распространения всеобуча в мир детства, в общественное сознание, как фатальная неизбежность, стали входить такие понятия, как "школьная близорукость", "школьные сколиозы", "школьная неврастения" и другие.
О том, что проблема утомления и здоровья детей в традиционной школьной среде остро стоит уже не одно столетие, говорят следующие яркие высказывания известного в прошлом веке доктора Ломанна, получившего широкую известность благодаря его природосообразным методам целительства. "Много спорили и спорят еще и теперь о переутомлении. Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны, но положительно немыслимо, чтобы при системе, царящей в наших школах, при пренебрежении физическим воспитанием, даже самый здоровый материал оставался бы здоровым, и таким образом, вредные последствия извращенной педагогической системы не могут не сказываться и на юношах и на взрослых.
Вот почему, когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щечки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и прочее, как, иными словами, развиваются явления настоящей неврастении. Насколько неправильная система воспитания расшатывает у детей нервную систему, можно видеть на постоянно увеличивающемся числе самоубийц в школьном возрасте.
Позор нам, извратившим натуру детей настолько, что они устают жить.
. Но вот ребенок одолел школу, и все же ложная система воспитания продолжает оказывать свое влияние. Природа заявляет свои права, но ложно направленный инстинкт юности заставляет его искать суррогатов утраченного детства в сомнительных развлечениях, растлевающих душу и тело. Многие, очень многие из них погибают прежде всего потому, что в этом возрасте изнуряющие хронические заболевания уносят особенно много жертв: уцелевшие же болезненным характером своих идей ясно свидетельствуют, что их нервная система получила сильное сотрясение. Для многих в это время наступает пора экзаменов, являющихся как бы специальною пробою на неврастению. Один при этой работе получает неврастеническую головную боль, которая делает его полным "идиотом" и неспособным к работе, у другого начинается нервное расстройство пищеварения, третий совершенно теряет всякое мужество. По окончании экзаменов нервная система многих до такой степени расшатана и истощена, что они уже неспособны ни к какой дальнейшей деятельности.
При полном упадке нервной энергии несчастные жертвы уродливого воспитания кончают самоубийством или, по меньшей мере, являют нам зрелище физически и психически совершенно разбитых людей".
О трагедии, которая постигла детей в связи с такой системой обучения, писал также в середине прошлого века известный доктор К. Ф. Шнелль в книге "Органическое воспитание" (1857 г.). "Но, будучи только заботой жизни вообще, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабости более, чем когда либо. Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь".
И здесь первейшим разрушителем здоровья детей автор считает опять-таки школу. "Но вот начинается учение, — продолжает доктор К. Ф. Шнелль, - дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти и думать некогда. Исчезает румянец щек и округлость форм; мышцы делаются слабее, тело худеет и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем". Автор далее особо подчеркивает, что подобная трагедия в школе разыгралась потому, что школьные нагрузки (уже в то время) не соответствуют природе и зрелости ребенка. "Так, например, никто не навалит на двухлетнего жеребенка груз, который по силам только восьми или десятилетнему коню; а между тем, мы очень часто требуем от дитяти в первых периодах его умственного развития таких усилий мозга, которые едва по силам двадцати или двадцатипятилетнему человеку".
В итоге такого анализа автор приходит к однозначному заключению: характер обучения в школе является основой "истощающего развития".
Перечисление подобных высказываний со стороны видных деятелей медицины прошлого века можно было бы продолжить. Но ясно здесь одно: каждый, имеющий элементарное воображение, может и должен, наконец, ясно себе представить: если школа прошлого века с ее еще щадящими информационными нагрузками "истощала развитие" тех детей, которые рожались, как правило, нормальным родоразрешением, вскармливались до 2—3-х лет материнской грудью, пили чистую воду, употребляли экологически чистую пищу, дышали чистым воздухом, а в школу поступали нередко не в 6, а в 8—9 лет, то что же говорить о современной школе с ее "умопомрачительно-скоростными" дидактическими установками, с ее информационной перегруженностью? В школах, в которых работают педагоги, во многом уже не чувствующие духовный мир ребенка. Причем дети эти в подавляющем своем большинстве уже изначально физически и психически ослабленные, болезненные. Болезненные от зачатия, от родов, от семьи. А если к этому еще добавить массовое облучение телевизорами, компьютерами, крайнее экологическое неблагополучие, нравственно-психологический беспредел, творящийся в семье и обществе и т. д.? В этих условиях невольно вырывается крик: как же в этих условиях не только психически, но и биологически еще могут выживать наши дети!
Если же на данный процесс посмотреть с эволюционно-исторических позиций, то вырисовывается ситуация, буквально потрясающая наше воображение: Дело в том, что речь идет не просто о том, что школой мы подпортили здоровье одного отдельно взятого поколения, которое сможет после этого воспроизвести последующее поколение здоровых детей. Если бы это было так! Речь идет о том, что здоровьеразрушающий эффект школы подведен под детство - как механизм воспроизводства и поддержания истории народа, как базовую ступень, на которой разыгрываются самые фундаментальные процессы нашего эволюционного воспроизводства. Вот почему здесь речь идет о законе истощающего из поколения в поколение видового жизнеспособного "плодородия". Речь идет о законе, при котором каждая ослабленно-болезненная семейная пара молодых людей может оставить после себя еще более ослабленно-болезненное потомство. Следовательно, в широком понимании речь идет об образе школьной жизни - как рукотворном механизме направленного истощения и сворачивания биогенетических видовых потенциалов физической, психической и духовной конституции человека. И на этот ответственный вывод указывают самые объективные статистические данные — данные динамики состояния физического и психического здоровья призывников с того момента, когда в России начался всеобуч. Анализ их убедительно показывает как от поколения к поколению в популяции накапливался и возрастал "груз" тех форм нездоровья, которые зарождались и возрастали именно в школьной среде. Это патология зрения, позвоночника, расстройство нервной и психической сферы, болезни опорно-двигательного аппарата и т. д. И лишь на исходе XX столетия уже не только для медиков, но и для широкой общественности стало очевидным: в школе с детьми происходит уже что-то катастрофическое.
Приведем лишь некоторые выводы научных исследований о том, как сегодня чувствуют себя теперь уже изначально ослабленно-болезненные дети в заведомо информационно перегруженной гигиенически извращенной современной школьной среде. В частности, известный специалист в области неврологии В. И. Гарбузов, исходя из логики и природы детского организма, из реальной ситуации, складывающейся с психическим здоровьем подрастающего поколения сделал вывод, согласно которому сложившиеся тенденции в современной культуре с воспитанием и обучением детей носят стихийный разрушительный характер. Автор говорит: ". об опасной тенденции чрезмерного раннего (до 5,5 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к "шизоидной интоксикации".
Не случайно ак. Г. Н. Сердюковская (1989 г.) выявила, что 80 % шестилетних школьников систематически жалуются на утомление и головные боли.
Еще раз задумаемся: может ли в нервно-психическом плане взрасти нормальное поколение, которое систематически страдает утомлением и головными болями?
Анализируя комплекс физических и психических изменений, происходящих с детьми в школе уже в первые недели обучения, известный специалист по физиологии и школьной гигиене проф. Р. И. Айзман (1990 г.) ставит однозначный диагноз: "У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о "школьном шоке. ". Вот почему, как отмечает с ужасом автор, 43% первоклассникам потребуется не просто психологическая, а уже психиатрическая помощь!?
Казалось бы, услышав эти леденящие душу факты, родители и педагоги должны были хотя бы на миг остановить разрушительный школьный "конвейер". Остановить и задуматься: а почему все это так происходит! Задуматься, а вдруг уже что-то есть спасительное!
К сожалению, из-за того, что мир взрослых во многом уже разучился предпринимать серьезные усилия воли, чтобы плыть "против течения" — потоки стихии все больше и больше захватывают новые поколения и несут их в бездну неумолимо надвигающейся физической и психической трагедии.
В целом, приведенные не "плюралистические", не эзотерически-созерцательные мнения некомпетентных, а добытые в специальных исследованиях факты убеждают в главном: общество и педагогика уже не одно столетие продолжают упорно близоруко не замечать то, что уже "возопит" вокруг.
В итоге те процессы, которые охватили мир детства через механизм школы на исходе XX столетия на языке врачей звучат как "школьный шок" и массовая "шизоидная интоксикация", на языке дефектологов звучит как массовый распад психомоторной сферы, на языке психиатров звучит как массовое угасание аналитических и психических функций мозга, а на языке специалистов по эволюции звучит как массовый распад духовно-психической и физической видовой конституции.
Детальный анализ структуры здоровьедеструктивных начал, заложенных под основание традиционной европейской школы, выполнен под нашим руководством на базе СО. РАМН (1977— 1992 гг.). О них уже достаточно сообщалось в специальной научной и общественно-периодической печати. Предложены также базовые здравоохранительные технологии построения учебного процесса, которые утверждены Минздравом Российской Федерации*) и которые с учетом Закона Российской Федерации "Об образовании" должны быть внедрены в каждое образовательное учреждение.
В настоящей работе остановимся на патогенезе массового школьного утомления и нездоровья, а так же простейших методиках их предупреждения.

Примечания:

*) "Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах" (Минздрав РФ, 1989 г.).


Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

"Забота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" - говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.