Созревание высших нервных процессов

Самыми ранними проявлениями ВНД у человека являют­ся проприоцептивные условные рефлексы.

Уже с первых дней после рождения у ребенка начинают образовываться натуральные условные рефлексы. В недельном возрасте вырабатываются двигательные пищевые рефлексы на условный раздражитель, состоящий из комплекса кожных, проприоцептивных и вестибулярных раздражений, возникаю­щих у ребенка в положении для кормления. Искусственные условные рефлексы (мигательные, сосательные) на непосред­ственные раздражители начинают вырабатываться у ребенка со второй недели жизни. Образуются они медленно. В отчет­ливой и более или менее постоянной форме условные рефлек­сы начинают проявляться на втором, а иногда на третьем-четвертом месяце жизни. Сравнительно рано вырабатываются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздра­жители (в конце первого или в начале второго месяца жизни), а также на вестибулярные раздражители, например, на пока­чивание (появляются на второй-четвертой неделе, упрочива­ются на втором месяце).

В первые полгода развиваются различные формы торможе­ния условных рефлексов, к одному году у ребенка уже выраба­тывается много условных рефлексов, и положительных, и тор­мозных. Постепенно слово приобретает значение самостоя­тельного сигнала. Одновременно с развитием речи образуются условные рефлексы на отношения. Овладение действиями и предметами оказывает решающее влияние и на формирование речевых обобщений. На 2-м и 3-м году поведение отличается настойчивой исследовательской деятельностью, вырабатывает­ся большое количество стереотипов. Системы условных свя­зей, созданные в это время, отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни. В 5—6 лет дети способны сосредоточивать внимание в течение 15—20 минут, формируются механизмы внутреннего торможе­ния, увеличиваются сила и подвижность нервных процессов, возрастает функциональное значение второй сигнальной си­стемы.

В 6—7 лет ребенок обретает способность к абстрагирова­нию. К 10 годам за счет повышения устойчивости доминанты увеличивается продолжительность активного внимания до 20— 25 минут, отчетливо проявляются типы ВНД, хотя окончатель­ное формирование типа завершается только после полного со­зревания нервной системы. До 10 лет у детей еще преобладает активность правого полушария, даже при усвоении словесной информации. В течение препубертатного периода, особенно в возрасте 10—11 лет, отмечается общее повышение возбудимости ЦНС при одновременном ослаблении тормозных процес­сов. Особенно страдает дифференцировочное торможение. В по­ведении преобладают признаки психической неуравновешен­ности.

После 12 лет формируется свойственная взрослому чело­веку пространственно-временная организация корковых про­цессов. При этом активно включаются в деятельность лобные отделы, играющие ведущую роль в установлении системы межцентральной интеграции. В старшем школьном возрасте (после 15 лет) снова упорядочиваются взаимоотношения коры и подкорки, усиливаются тормозные процессы. Внимание ста­новится все более избирательным, зависящим от направлен­ности интересов. Идет интенсивное формирование интеллек­та, оптимум которого приходится на возраст 19-20 лет.

Интенсивность интеллектуальных функций человека зави­сит от двух основных факторов: внутреннего (одаренность) и внешнего (образование). Постоянная умственная деятельность замедляет инволюционные процессы в коре головного мозга. У взрослых типологические особенности ВИД отличаются большой вариативностью. До 50 лет отношения между сиг­нальными системами наиболее устойчивы с четким преоблада­нием второй сигнальной системы. Имеются половые различия в характере ВНД - женщины отличаются большей скоростью замыкания положительных связей, мужчины - большей ско­ростью выработки дифференцировок. Считается, что вербально-психические функции возрастают в зрелом возрасте, дости­гая максимума к 40 годам, и начинают снижаться после 60 лет. В этом возрасте затруднено длительное удержание доминанты, начинают нарушаться процессы сосредоточения и концентра­ции внимания. Показатели памяти, достигающие максималь­ных значений в 20—25 лет, сохраняются на этом уровне при­близительно до 50 лет, а затем постепенно ухудшаются, причем преимущественно страдает память на текущие события. Одна­ко ослабление механического запоминания, как правило, ком­пенсируется сохранением и развитием логической памяти, по­вышением мотивации. Долго поддерживается на высоком уровне память профессиональная, особенно у людей творче­ского труда. Например, Л.Н. Толстой имел прекрасную память до конца жизни, прожив 82 года; И.П. Павлов обладал высокой умственной работоспособностью и отличной памятью в 86 лет.

Условно-рефлекторная деятельность человека в возрасте до 65—70 лет может не иметь существенных отличий от моло­дых. Лишь после 70 лет отмечаются непрочность и непостоян­ство новых условных рефлексов, тогда как старые, давно обра­зованные рефлексы достаточно стабильны. В это время в связи с изменением интегративной деятельности нервной системы медленнее образуются условные рефлексы, снижаются под­вижность, сила, концентрация и устойчивость нервных про­цессов, особенно — тормозных. Основным фактором перечис­ленных изменений прежде всего является снижение тонуса коры больших полушарий. Этим объясняется уменьшение фи­зической и психической активности, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение мнестической дея­тельности (приема, хранения и воспроизведения информа­ции), усиление процессов забывания.

Рассеянность внимания в старческом возрасте И.П. Пав­лов считал следствием выраженной отрицательной индукции. Ослаблением тормозных процессов могут быть объяснены эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышен­ная разговорчивость. Особенно велики у старых людей инди­видуальные различия в состоянии интеллекта. Снижение ин­теллектуальных функций сопровождается ухудшением наход­чивости, воображения и изобретательности, снижением абст­рактного анализа, сложных мыслительных операций. Однако пожилые люди легко решают некоторые проблемы на основе жизненного опыта, знаний, большого объема накопленной информации и словарного запаса. Активная жизненная пози­ция человека, систематический умственный и физический труд существенно отодвигают и уменьшают все геронтологические проблемы [11].

| следующая лекция ==>
Развитие центральной нервной системы и нервной регуляции функций | Возрастные изменения эндокринной системы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формирование высшей нервной деятельности ребенка тесно связано с динамикой созревания ассоциативных корковых структур. Ребенок в общении со взрослыми усваивает определенные знания, приобретает новые формы отношения к внешнему миру. Все это строится на основе создания новых функциональных связей и синтезов. Они позволяют овладевать новыми формами восприятия и запоминания, видами мышления, способами организации движений. Структурной основой сложных форм поведения и психики выступают лобные и нижнетеменные области коры головного мозга. Они в онтогенезе человека увеличиваются по площади в 9 раз и у взрослого занимают 2/3 всей поверхности неокортекса. Кроме того, у человека в онтогенезе развиваются специфические человеческие корковые формации (вторая сигнальная система), имеющие специальное отношение к анализу и синтезу раздражителей, связанных с разными сторонами речевой деятельности (речедвигательной, речеслуховой и речезрительной). Особенности ВНД новорожденных и детей первого года жизни. Ребенок рождается с определенным набором врожденных безусловных рефлексов (дыхательный, сосательный, рефлекс Бабинского, хватательный, хоботковый, чихательный, глотательный, кашлевой, рвотный и др.). Начиная во 2-го дня жизни, у него начинают вырабатываться условно-рефлекторные связи. Одной из первых (2 – 5 сутки) формируется реакция на положение при кормлении грудью, проявляющаяся в сосательных движениях и в движениях головы, которые возникают до акта кормления. В это же время формируется и пищевой условный рефлекс на время кормления, который проявляется в условно-рефлекторном слюноотделении. Первые положительные условные рефлексы у новорожденных можно выработать на 7-й день на базе пищевых безусловных рефлексов. Условные рефлексы на слуховые и вестибулярные раздражители можно выработать с первого месяца жизни, а на 2-м месяце могут быть выработаны рефлексы на любую сенсорную стимуляцию. Скорость выработки условных рефлексов с возрастом увеличивается. Так у детей первого месяца жизни для формирования условного мигательного рефлекса требуется около 400 сочетаний условного и безусловного сигналов, в тот время как у детей младшего школьного возраста данный рефлекс образуется после 2 – 15 сочетаний. Скорости образования условных рефлексов у детей старше 10 лет и у взрослых практически не различаются. Торможение условных рефлексов возможно уже с первых месяцев жизни. Внешнее безусловное торможение появляется у ребенка с первых дней жизни. В ответ на сильный внешний раздражитель, например сильный звук, ребенок перестает сосать грудь. В 6 – 7 лет значение внешнего торможения для высшей нервной деятельности снижается и возрастает роль внутреннего торможения. Внутреннее торможение появляется у ребенка примерно с 20-го дня после рождения. Это примитивная форма дифференцировочного торможения. Начальные признаки угасательного торможения отмечаются в 2,5 – 3 мес, а запаздывающее торможение, как основа силы, воли и выдержки, - с 5 мес. На втором полугодии жизни начинают созревать свойства нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность) и отчетливо выявляются индивидуальные типологические особенности ВНД. Выделают 4 группы детей (по И.Г. Иванову-Смоленскому): 1) Лабильный (легко образуются положительные и тормозные условные рефлексы); 2) Инертный (затруднена выработка положительных и отрицательных условных рефлексов); 3) Возбудимый (положительные условные рефлексы вырабатываются легко, отрицательные - трудно); 4) Тормозный (положительные условные рефлексы вырабатываются трудно, отрицательные - легко). Сроки развития в онтогенезе сенсорной и моторной речи не совпадают. Развитие сенсорной речи предшествует развитию моторной речи. Ещѐ до того как ребенок начинает говорить, он уже понимает смысл слов. В становлении речи выделяют следующие этапы: 1) Этап произношения отдельных звуков и слогов – стадия лепета (от 2 – 4 мес до 6); 2) этап возникновения сенсорной речи, т.е. проявление первых признаков условно-рефлекторного рефлекса на смысл слова (6 – 8 мес); 3) этап возникновения моторной речи, то есть произношение осмысленных слов (10 – 12 мес). До 12 месяцев словарный запас ребенка составляет 10 – 12 слов, к 18 месяцам достигает 30 – 40 слов, к 2 годам – 200 – 400 слов, к 3-м годам – 500 – 700 слов, в отдельных случаях – до 1500 слов и более. На 2-м году жизни происходит формирование фраз (на первых этапах не более чем из 10 слов). К 6 – 7 годам появляется способность к внутренней (семантической) речи, т.е. к мышлению. Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Словесно-логическое (теоретическое) мышление проявляется к 8 – 9 годам, достигая развития к 14 – 18 годам. Особенности ВНД детей 1 – 3 года. Для этого возраста характерным является дальнейшее морфологическое и функциональное созревание головного мозга, координированное управление скелетно-мышечной системой. Развивается ходьба и речь, руки освобождаются для манипулирования предметами. Это создает условия для активации исследовательской деятельности. В годовалом возрасте поведение определяется окружающей обстановкой в целом. На 2-м году жизни ребенок вычленяет комплексы раздражителей, исходящие от одного предмета. На их основе возникают образы отдельных предметов. В результате действия ребенка с предметами они обособляются из внешнего мира. При манипулировании каким-либо предметом возникает множество сенсорных сигналов, свойственных именно данному предмету. Постепенно формируется система адекватных действий с предметами: ребенок садится на стул, ест ложкой и т.п. В рефлекторной деятельности у годовалого ребенка наиболее сильным подкреплением является безусловное пищевое, тогда как в возрасте 2 – 3 года – ориентировочное, оборонительное и игровое подкрепление. Формируется множество условных рефлексов на отношения. В этом периоде развития ещѐ большое значение приобретают системы условных рефлексов на стереотипы внешних раздражителей, следующих друг за другом в определенной временной последовательности. Большое значение приобретает последовательность отдельных этапов умывания, кормления, игры, одевания и т.п. Так как у детей в этом возрасте ещѐ недостаточно развиты сила и подвижность нервных процессов, обеспечивающих переключение с одного вида деятельности на другую, для детей характерной оказывается потребность в формировании четких жизненных стереотипов. Ребенок легко вырабатывает стереотип, но очень трудно его перестраивает. В этом возрасте происходит интенсивное накопление фонда речедвигательных рефлексов. Условнорефлекторные связи, вырабатываемые в этом возрасте, отличаются своей прочностью и могут сохраняться на всю жизнь. Несмотря на возрастающую роль слова, удельный вес конкретных раздражителей у ребенка 3-х лет ещѐ достаточно высок: мышление ребенка в основном является предметным. Особенности ВНД детей 4-6 лет. Этот возраст характеризуется высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Угасание и дифференцирование условных сигналов вырабатываются быстрее, и длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Всѐ большее значение в жизни детей 4 – 6 лет приобретает использование прошлого опыта. Стереотипы всѐ ещѐ играют большую роль, с преобладанием прямых временных связей (например, детям этого возраста трудно вести обратный счѐт). Обратные связи возникают позже прямых и лишь к школьному возрасту соотношение их уравновешивается. В возрасте 5-6 лет переделка стереотипов раздражителей уже не является трудной задачей. При выработке условных рефлексов у 5-6-летних детей наблюдается много межсигнальных реакций (выполнение какого-либо действия на другие сигналы). Таким образом, у 5-6 летних детей отмечается достаточно выраженная генерализация. Специализация условных рефлексов достигается с достаточным трудом. К 3-5 годам обобщающее значение слова опирается на общность действий. Для этого возраста характерны типичные бурные проявления эмоций – стадия аффективности (попытки утвердить себя, привлечь внимание и т.п.). Начиная с 6-летнего возраста, ребенок в состоянии управлять своим поведением, так как уже хорошо выражено внутреннее торможение. До этого возраста в коре головного мозга у детей превалировал процесс возбуждения. У детей стершее 5 лет на ход выработки условных рефлексов начинает оказывать влияние степень вероятности подкрепления (принцип оптимизации). До этого возраста преобладал принцип максимизации, то есть даже минимальная вероятность подкрепления приводила к упорному повторению этого навыка. Особенности ВНД детей 7 – 11 лет. В этом возрасте нервные процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, все виды внутреннего торможения выражены хорошо. Однако дети ещѐ затрудняются в выполнении тонких, точных и мелких движений, хотя эти способности весьма быстро совершенствуются. Недостаточно развиты механизмы активного внимания и сосредоточенности. Чрезмерная учебная нагрузка приводит к быстрому утомлению, а иногда к невротическим нарушениям. Огромное влияние на развитие психики детей 7 – 11 лет играет школьное обучение. В этом возрасте уровень развития коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека. Это является важным фактором формирования высших нервных и психических функций ребенка. У детей 7 – 11 лет более ярко проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. В этом возрасте при настойчивой и правильно организованной воспитательной работе развитие отдельных свойств высшей нервной деятельности может быть изменено в нужном направлении. Особенности ВНД детей 12 - 17 лет. Пубертатный период подразделяется на две фазы. Первая фаза: 11 – 13 лет у девочек и 13 – 15 лет у мальчиков. В это время решающую роль на формирование высшей нервной деятельности играет половое созревание. Как известно, половые гормоны перевозбуждают кору головного мозга, что приводит к общему повышению возбудимости ЦНС и как итог – изменение в поведении. В этом возрасте процессы возбуждения снова преобладают над процессами торможения. У подростков появляется излишняя агрессивность, негативизм, обидчивость, вспыльчивость, недоверие к взрослым, у девушек плаксивость, нарушается сон и аппетит. В условно-рефлекторной деятельности отмечается усиление межсигнальных реакций, ухудшение дифференцирование сигналов, широкая иррадиация возбуждения. Возрастают латентные периоды условных реакций. Речь замедляется, ответы на вопросы становятся лаконичными и стереотипными. Формирование новых условных связей на словесные сигналы затруднено. Вторая фаза подросткового периода: 13 – 15 лет девочки и 15 – 17 лет мальчики. Это наиболее критический период в развитии подростков. Наблюдается проявление психической неуравновешенности – резкие переходы от бурного восторга к депрессии и наоборот. Обостряются конфликтные отношения с окружающими (учителя, родители и др.). В этом возрасте главная задача родителей и педагогов – развитие и тренировка коркового торможения у подростков. Роль второй сигнальной системы вновь начинает возрастать, ускоряется образование условных рефлексов на словесные сигналы, улучшается память на абстрактные зрительные изображения. В возрасте 15 – 17 лет в основном завершается становление высшей нервной деятельности. Она характеризуется высокой степенью функционального совершенства. Окончательное созревание высшей нервной деятельности наступает к 18 годам, когда в коре мозга уравновешиваются два нервных процесса – возбуждение и торможение. Итогом этого является способность человека адекватно реагировать на стимулы окружающей среды.

По основному физиологическому показателю созревание — период действия врожденной программы созревания взрослого организма и подготовки к самостоятельной жизни. В нем выделяют три стадии (этапа, фазы, цикла, ступени) [1] [2] : начальный — детство, средний — юность, заключительный — ранняя взрослость. Есть классификация и на такие стадии: новорожденное™, ясельного, дошкольного, школьного и студенческого возрастов.

От стадии к стадии меняются размеры и вес мозга, тела, его органов, формирование и изменения скелета, мышечной массы и силы, желез внутренней секреции, потребностей, половых влечений, функциональных систем, сенсорных систем, высшей нервной деятельности, антропометрические показатели и др. Динамика изменчивости непрерывна, но неравномерна: временные отрезки быстрых и серьезных изменений чередуются с медленными, похожими порой на стабильность. Смена стадий созревания физиологически может быть трудна, даже критична, как это бывает, например, с подростковым возрастом и временем полового созревания. Отклонения в сроках должны вызывать беспокойство у старших и коррекционные меры. Считается, что снижение годичных приростов массы тела ребенка до 0,5 кг или повышенные жироотложения дают основание говорить о неблагоприятном ходе физического развития.

В развитии нервной системы выделяют такие временные отрезки:

  • • до рождения человека заканчивается основное увеличение числа нервных клеток коры (процесс клеточного размножения);
  • • до 7—8 лет происходит интенсивный рост нервных клеток и их связей, наиболее заметно развиваются анализаторы;
  • • с 7—8-летнего возраста особенности высшей нервной деятельности детей начинают постепенно сближаться с особенностями взрослых; резко повышаются возможности больших полушарий и их коры, возрастает влияние слова;
  • • к 18—20 годам завершается развитие сенсомоторных функций, скоростей процессов и реакций; есть данные о том, что максимум подвижности основных нервных процессов бывает в 20—22 года, после чего она медленно снижается;
  • • к 22—25 годам развитие больших полушарий достигает своего генетически обусловленного оптимального уровня.

Ребенок рождается со структурами мозга, обеспечивающими адекватную адаптацию в начале жизни и условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6—7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в годы юности. Правое полушарие развивается в раннем детстве более активно. При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга, происходящих в начале полового созревания, уровень функциональных показателей работы мозга снижается. Индивидуальные особенности общего созревания организма проявляются прежде всего в темпе, который может быть различным на разных этапах онтогенеза.

Начальная стадия созревания — детство. Физиологически и по срокам это:

  • • возраст новорожденного — до 10 дней;
  • • грудной возраст — от 10 дней до одного года;
  • • раннее детство — от одного года до трех лет;
  • • первое детство — от четырех до семи лет;
  • • второе детство — мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет.

К моменту рождения ребенка мозг имеет такое же строение, как у взрослого. Однако поверхность его после рождения значительно увеличивается за счет формирования мелких борозд и извилин. В течение первых месяцев жизни развитие коры идет очень быстрыми темпами. Большинство нейронов приобретает зрелую форму. У детей первого года жизни величина кровотока на 50—55% больше, чем у человека в зрелом возрасте, а в старческом примерно на 20% меньше. Основное формирование сенсорных и моторных зон мозга заканчивается к трем годам, лобных отделов — к подростковому возрасту.

Ребенок с рождения обладает определенным, одинаковым для всех фондом безусловных рефлексов. Первые приспособительные реакции в период новорожденное™ обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденное™ носят ограниченный характер и вырабатываются только на самые важные стимулы, например на время кормления. С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на свет, звук, запахи. Скорость образования условно-рефлекторных связей в это время очень мала, но быстро увеличивается даже по месяцам. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим — определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок.

В конце первого года ребенок активно двигается и у него формируются соответствующие навыки. В это время следует представлять ему возможность больше самому ходить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, заниматься игрушками, пользоваться ложкой, есть, лазать и стимулировать это. Нужен только контроль взрослых, активное общение, речевая по преимуществу помощь, предупреждение серьезных травм. Это способствует должному развитию двигательной системы, формированию динамических стереотипов — привычек, первых навыков общения, норм культурного поведения.

Первые признаки развития второй сигнальной системы — реакции на слово — проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. Но, считается, что говорить с ребенком следует с первых дней его жизни: называть все свои действия по ухаживанию за ним, окружающие предметы, игрушки.

Особенно интенсивно развитие речи происходит в возрасте от одного года до трех лет, тогда и закладываются первоосновы второй сигнальной системы, важные для всей жизни. На втором году жизни словарный запас ребенка составляет уже 200 слов и более, а концу третьего года — 500—700 слов, и ребенок начинает общаться, рассуждать, думать с помощью речи и открываются новые возможности его обучения и развития [3] .

Средняя стадия созревания — юношество. К ней относят:

  • • ранее юношество (отрочество, подростковый возраст) — мальчики 12—14 лет, девочки 11 — 13 лет;
  • • юношеский возраст — юноши от 15 до 19 лет, девушки от 14 до 18 лет.

При обучении в школе продолжается дальнейшее созревание мозга и повышаются его возможности по образованию ассоциативных связей. Резко возрастает роль второй сигнальной системы, происходит ее обогащение словами, научными понятиями, с пониманием значений и смыслов тех и других в процессе овладением знаниями и их практическими приложениями, закладывается фундамент научной картины мира в их сознании.

В работе с подростками и юношами полезно всегда помнить совет выдающегося польского педагога Януша Корчака относиться к каждому из них не как к будущему человеку, а как к личности, живущей полноценной, но своеобразной жизнью.

При построении образовательного процесса в школе как развивающего и воспитывающего происходит интенсивное развитие мышления и других познавательных процессов у обучающихся, совершенствуются личностные характерологические, мотивационные и волевые качества, на высший уровень поднимаются потребности, интересы, ценностные ориентации, планы жизни и др. Механизм научения должен вносить в это свой позитивный вклад, но иногда он бывает и негативным, если такова вся обстановка в школе.

Завершающая стадия созревания — ранняя взрослость. Это возраст от 18— 19 лет до 23—24, когда завершается врожденная программа возрастного биологического и физиологического созревания. В первой половине стадии заканчивается развитие сенсорных и скелетно-мышечной систем. Не случайно в эти годы человек начинает показывать высокие результаты в видах спорта, требующих скорости, быстроты реакций, координации движений. В конце стадии завершается развитие больших полушарий.

В социальном, психологическом и педагогическом плане на этом этапе молодые люди в большинстве своем определяют для себя (осознанно или стихийно) направленность грядущей самостоятельной взрослой жизни, получают профессиональное образование или профессиональную подготовку, начинают освоение новых социальных ролей — профессиональных, семейных, общественных. Происходит переход от родительской зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от них и самодостаточному обеспечению собственных интересов и потребностей.

Стадия характерна уже достаточно сложившимся социальным, психологическим и педагогическим (воспитанность, образованность, профессиональная обученность, развитость) обликом личности, определяющим его возможности и успехи на следующем периоде жизни — периоде зрелости, как минимум в его начале.

Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период жизни и онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению человеком наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей, а на их основе — максимально возможных и удовлетворяющих человека жизненных успехов. Начало его есть завершение стадии созревания, в конец — достижение позднего (пожилого) периода жизни. Хронологический срок конца условен, ибо связан опять-таки с реальным физическим и психологическим возрастами, которые и здесь отличаются большим разбросом в годах. Приблизительно это возраст до 60 лет, а протяженность его составляет до 35 лет.

Понятие о типе высшей нервной деятельности.Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.
Свойства нервных процессов.И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя:

1) силу процессов возбуждения и торможения;
2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения;
3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

Классификация типов высшей нервной деятельности.На основании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил:

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегматическому темпераменту.
Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.
В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.