Нервные люди на дорогах



Вождение автомобиля очень часто становится делом напряженным, нервным и выматывающим. И зачастую проблема тут не в том, что в пробки мы становимся все чаще, машин становится все больше, а движение — все медленнее. И даже не в том, что каждый считает, что "кругом одни придурки". Просто во всем, как всегда, виновата человеческая природа.

Согласно проведённому исследованию, которое было призвано выяснить, что же больше всего приводит водителей в бешенство. В результате выяснилось, что существует 5 самых распространенных источников раздражения на дороге.

1. Самым раздражающим фактором на дороге признан медлительный водитель. Согласно опросу, неоперативность и нерешительность на дороге раздражает 43,5% опрошенных участников движения. Тут стоит отметить, что если вы едете медленней потока, то соседям по дороге трудно понять, что действительно у вас на уме: может, вы хотите резко перестроиться, но не включили поворотник или вы вообще беспредельщик и сейчас будете разворачиваться, а может, вы так мстите следующей позади вас машине и мигающей "дай проехать"… Причин может быть много, и невозможность понять их раздражает больше всего. Кстати, не жалуют слишком медлительных водителей и сотрудники ГИБДД, подозревающие, что в такой машине может быть нетрезвый или неадекватный водитель.

2. На втором месте в рейтинге те водители, которые, находясь за рулем, пытаются делать несколько дел одновременно, что сказывается на их вождении и поведении на дороге. 23% респондентов заявили, что их раздражает, когда за рулем набирают смс или говорят по телефону. Понятно, что на скорости таким заниматься довольно сложно, и подобным водители занимаются, когда движение на дороге затруднено. Но вот это-то и раздражает…

Когда в пробках борьба идет за каждый метр, "заторможенность" водителя впереди идущей машины, который строчит что-то пальцем в телефоне, дает возможность водителям из соседних рядов втиснуться перед ним в ВАШ РЯД, который (как вам кажется) движется быстрее всех. Нерасторопность такого смсника становится причиной того, что вы становитесь все дальше и дальше от конечной цели своего путешествия. И это бесит…

3. Третий пункт серьезного недовольства — те, кто не включает поворотник. 16,1% опрошенных водителей считают это раздражающим фактором. Почему? Потому что на дороге экстрасенсов, как правило, нет. Ваши мысли никто не читает, и водителям соседних машин хотелось бы знать ваши действия на ближайшие несколько секунд. Что вы задумали — продолжаете двигаться прямо, хотите перестроиться, развернуться или уйти в переулок? Если вы не включили поворотник, значит, вы продолжаете движение и от вас не ждут никаких неадекватных действий.

Но, судя по опросу и количеству недовольных, на дорогах очень много таких водителей, кому просто лень сделать одно движение рукой и включить сигнал поворота. Сложно предположить, что среди нас так много тех, кто двумя руками вцепляется в баранку и боится оторвать мизинец, чтобы дать сигнал поворота. Чаще всего так поступают те, кому все окружающие глубоко по барабану. И тут душу греет мысль, что "каждому воздастся по делам его…".

4. Агрессивные водители, которые также ни во что не ставят окружающих и подрезают, вызывают раздражение, как ни странно, лишь у 10% опрошенных водителей. Но опрос этот проводился в США, и, возможно, их американские реалии очень далеки от того, как принято ездить по дорогам России. У нас же, навскидку, можно выделить три основные группы водителей, которые "подрезают".

Во-первых, это те, кто не просто подрезает, а любит это делать. Большинство из них — владельцы быстроходных и дорогих средств передвижения, считающих, что "у кого быстрей и круче — тот и главный". В этой же категории и те, кто думает, что "вынужден" подрезать, так как государственные дела не могут ждать. Обладатели мерцающего синего нимба над крышей, совмещенного с невнятным кряканьем, убеждены, что их водителям следует быстро обходить препятствия на дороге, т.е. других участников движения.

Ко второй категории относятся счастливые обладатели вусмерть убитых авто, выезжающие на дорогу каждый день как на подвиг, чтоб рассказать знакомым пацанам, как он кого-то "сделал".

Ну и третья группа, и, конечно, самая опасная — те, кто подрезает по причине отсутствия правильных навыков вождения: не чувствуют габаритов, не смотрят в боковые зеркала и зеркало заднего вида, не включают поворотники… Они на дороге как в своем аквариуме, считая, что мир, который за лобовым и боковым стеклом, далек от них. Но надо помнить — порой реальность убивает.

5. На пятом месте в рейтинге стоят водители, которые не поворачивают направо на красный свет. Это не могут понять и вытерпеть 7,2% респондентов. Но тут надо отметить, что издание Motor Trend, проводившее исследование, — американское. А правила дорожного движения в США гласят, что на красном светофоре разрешается выполнять поворот направо в случае, если он безопасен — нет мешающих этому транспортных средств и пешеходов, движущихся на разрешающий для них сигнал светофора.

Если же переводить этот пункт недовольства американских водителей на "русскую почву", то, вероятно, в России подобное раздражение вызывают те водители, которые не собираются поворачивать направо на стрелке, а перестроились в правый ряд лишь для того, чтобы обогнать поток, когда загорится зеленый. За такими "хитроумными" на стрелке собирается толпа недовольных водителей, которых лишают возможности повернуть.

На этом американское исследование заканчивается. Разумеется, для российского водителя список раздражающих факторов был бы другим и гораздо более полным. В него, наверняка, вошли бы скутеристы и мотоциклисты, "первогодки", "подснежники", "гнилушки", "мигалки", фуры, "ГАЗели", маршрутки, троллейбусы, трамваи, дачники, красящиеся женщины за рулем и просто женщины за рулем и, конечно же, "безбашенные" пешеходы…

Не обошли бы в России раздражением и погодные условия: всегда неожиданный для коммунальщиков снег, дождь, который сразу же стопорит движение, жара, выгрызающая колеи на дорогах.

Разумеется, досталось бы и самим бедным дорогам и их теперь уже богатым строителям.

Есть, на что гневаться и жаловаться… Но, несмотря ни на что, нам все равно надо ездить. А если так, то пусть хоть что-то нам в этом помогает. И пусть это будет хотя бы Вежливость и Уважение к другим участникам движения!

Вот второй случай.
Нужно было девушку, приехавшую из-за границы выгулять и затем препроводить из точки А в точку Б. Я на тот момент был без машины, поэтому вызвонил приятеля, чтобы он нас отвез.
Едем ночью. Вдруг откуда-то со второстепенной выруливает паджерик. Близко конечно, но мы даже не затормозили. Приятель видимо решил показать свою крутость и давай паджеро оттормаживать. Когда поравнялись с ними, увидел что паджерик весь забит людьми. А нас двое + девушка, для которой после спокойной европейской страны приезд в Россию - жесточайший стресс. Короче те ребята оказались нормальными, обогнали нас и унеслись вперед.

Ну и справедливости ради должен сказать, что сам лишился прав из-за любви поучить. Рассказывать не буду ибо стыдно. Скажу лишь что "обучаемый" разбил свою тачку, что было совершенно неадекватно его косяку. Но, как говорится, учатся на своих ошибках.

quote: Подруга и ко по газам. Тот за ними, догоняет и начинает шмалять по машине.

quote: Ну и справедливости ради должен сказать, что сам лишился прав из-за любви поучить. Рассказывать не буду ибо стыдно.

quote: Originally posted by Dead Cat:

Я лично очень уважаю людей, кто способен открыто и решительно признавать свои былые ошибки. Сам стараюсь таким быть.

Сам иногда грешен, по мелочи. Потом ругаю себя, зачем дурью маялся?

quote: Интересно, а если в тебя стреляют из травмата из другой машины, правомерно открыть ответный огонь, например, из Вепря? (8,5 магнум)

Опередил.
Вот если на демонстрацию резиноплюя продемонстрировать в ответ Вепрь-12 или Сайгу-12К?

К теме - купил недавно сапёрную лопатку от ColdSteel (famous Spetsnaz hand weapon!). Гламурная такая. блеск! И отточена по всему штыку. Внушаить (С). Главное, даже применять такую не нужно - при виде её слишком быковать просто не хочется.

quote: Originally posted by Симуран:

Вот если на демонстрацию резиноплюя продемонстрировать в ответ Вепрь-12 или Сайгу-12К?

quote: Если бы меня в ответ на то, что подрезал стали учить, точно не скажу, но возможно, протаранил бы, ибо бесит. Кто не ошибается!? Вот когда два раза подряд подрезает одна и та же машина, хочется такого проучить.

quote: Так не всегда же ее с собой возить

Если подрезание обусловлено хамством, а в особенности если это исполнила
баба, то могу вскипеть. Сам не понимаю почему.

Сапёрная лопатка за седушкой, рядом с огнетушителем. Газовый баллончик
на специальном постаменте, пистолет в кобуре.

Во-во.
А еще если сзади подкатывается навороченный "джип" и начинает моргать фарами и активно сигналить. И это когда идешь на предельно разрешенной скорости.

Похоже Вы новичок за рулём.
Опытный водитель такими проблемами не мучается.

Человек торопится .
Какая разница - хоть на джипе, хоть на запорожце?
Подвинуться правее и пропустить мне не трудно.
Тем более , что нет смысла занимать левую полосу , если правая свободна.

quote: Так не всегда же ее с собой возить

quote: Originally posted by Добрый человек:

Похоже Вы новичок за рулём.
Опытный водитель такими проблемами не мучается.

Человек торопится .
Какая разница - хоть на джипе, хоть на запорожце?
Подвинуться правее и пропустить мне не трудно.
Тем более , что нет смысла занимать левую полосу , если правая свободна.

Я если тороплюсь объезжаю справа, так как могать фарами бесполезно-
нормальный водитель и сам подвинется правее , а барану, который занимает левый ряд, моргать бесполезно .
Не подвинется , так как баран.

Тут главное не ехать параллельно машине в соседнем ряду с той же
скоростью, тогда получается, что вообще не обогнать такую парочку.
Если я еду 60 в левом ряду, то при виде приближающейся сзади машины
я либо ускоряюсь и перепускаю её, сместившись вправо, либо еду как
ехал, давая ей обогнать меня справа и спокойно встроиться передо мною.

Если дегенераты мигают фарами сзади, дескать, дай проехать, а дело
происходит в пробке или просто в плотном движении, то даже не рыпаюсь,
еду как ехал. Пускай сами пыжатся и обгоняют, тем более, что ехать
особо некуда.

quote: В общем, всё действительно так - пока опыта мало, то постоянно на дороге
тебе все мешают, ты всем мешаешь.

quote: Похоже Вы новичок за рулём.
Опытный водитель такими проблемами не мучается.

Человек торопится .
Какая разница - хоть на джипе, хоть на запорожце?
Подвинуться правее и пропустить мне не трудно.
Тем более , что нет смысла занимать левую полосу , если правая свободна.

Я если тороплюсь объезжаю справа, так как могать фарами бесполезно-
нормальный водитель и сам подвинется правее , а барану, который занимает левый ряд, моргать бесполезно .
Не подвинется , так как баран.


У пострадавшей зафиксированы гематомы и подозрение на сотрясение головного мозга, а малышу потребовалась помощь психологов.

А вот другая история: 26-летний счастливый отец вез супругу с новорожденным из роддома. Таксист ехал неосторожно и чуть не попал в ДТП. Пассажир сделал замечание, в ответ водитель с кастетом напал на мужчину и избил. Пострадавшего госпитализировали с многочисленными ушибами, переломом лицевой кости и открытой черепно-мозговой травмой головы.

Откуда в участниках движения появляется агрессия? Почему общение на дорогах доходит до драк, а то и до убийств?

Все болезни от нервов

«В первую очередь, конфликты на дорогах связаны с повышенной нервозностью водителей, вызванной бешеным ритмом жизни современных крупных городов, – замечает Алена Ал-Ас, психолог. – Большинство водителей, особенно на дорогих автомобилях, много работают, спешат по своим делам. Пробки и любые промедления на дороге они воспринимают близко к сердцу, или, точнее – “близко к нервам”. Начинают переживать, что не смогут вовремя прибыть на работу или встречу, будут вынуждены объясняться с коллегами, руководителями, партнерами, а то и потеряют свои деньги.


«Из кого состоит транспортный поток? Заметьте, что это не зал кинотеатра, допустим, и не музей, где собирается определенная аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди. Но это то, как мы хотим видеть ситуацию. А на самом деле так думать неправильно.

Этот поток – единственная общность людей, где есть представители всех социальных групп, и мы с этой общностью сталкиваемся ежедневно.

Вообще, замечает эксперт, психология потока, дорожного движения изучается не так активно, как следовало бы. Возможно, при должном внимании к этой теме психологов и психиатров мы бы реже сталкивались с проблемами на дорогах, а возможно, и ДТП бы случались реже.

Машина как фетиш?


И действительно, этот жизненный эпизод, отраженный в ироничном рисунке Херлуфа Бидструпа, все чаще случается в нашей жизни – и на дорогах в том числе.

Комплекс Наполеона на дорогах


Ну а если возвращаться к идее о том, что дорога отражает нашу жизнь, то стоит признать: часто отсутствие должного воспитания у участников движения, уровень действительного (а не формального) образования и общей культуры не позволяет им понимать абсурдность и негативность своего агрессивного поведения.


Больше знаний – сохраннее нервы

Одной из важных причин неадекватного поведения водителей становится и общая неразбериха на наших дорогах. Алена Ал-Ас замечает, что сейчас нет полноценной проверки психического здоровья водителей. В большинстве случаев прием у психиатра перед получением прав – это чистая формальность.


А Андрей Путято замечает, что водители сами друг друга провоцируют, не умея себя вести на дорогах. Да и Правила дорожного движения на самом деле знает от силы половина участников этого движения. В итоге часто агрессия – это реакция на неправильное поведение другого водителя, или наоборот – мы за агрессию принимаем ошибочные действия водителя, замечает эксперт.

«Вот пример: один водитель перестраивается с помощью сферического зеркала – оно дает больший обзор, но уменьшает объекты, и кажется, что задние машины далеко. А водитель, следующий сзади, считает, что его намеренно подрезали. Так возникают конфликты.

Правда, сейчас появляются сдерживающие факторы. Например, камер на дорогах все больше – и водители вынуждены сдерживать скорость. Как замечает эксперт, если бы жители городов приучили себя всегда двигаться равномерно и в рамках указанной скорости, то пробок – и стресса! – было бы в разы меньше.

«Знаете, когда Москва движется с наибольшей пропускной способностью улиц? Оказывается, во время сильного гололеда, – замечает Андрей Путято.


РИА Новости / Владимир Сергеев

Принципы вождения в крупных городах не соблюдают таксисты-приезжие, которые не знают ни Москвы и ее улиц, ни того, как себя вести. Наглость и неумение ездить таких водителей тоже провоцируют окружающих водителей на ответное хамство.

Кто-то может сколотить прекрасный дом, кто-то неплохо меняет лампочки, а кому-то, если потек кран, лучше вызвать сантехника, зато у него дети отлично получаются. С вождением то же самое: аккуратно перемещаться на машине удается не всем. Попробуйте проявить по отношению к этим людям терпение и великодушие (лучше, впрочем, на расстоянии). Ведь они не со зла. Причин, по которым водители откалывают номера на дороге, масса. Разбираем основные.

1. Гены мешают

Но, оказавшись на загруженной магистрали, вчерашние выпускники впадают в панику. Инструктора рядом нет. Маршруты, дорожные знаки и разметка по пути следования не знакомы. Водители соседних машин нервные. И счастливый обладатель механики покрывается потом, застряв в пробке на эстакаде, или поворачивает руль в ту же сторону, что и голову, когда пытается посмотреть в боковое зеркало.

Единственный способ справиться с ситуацией — постоянно практиковаться, чтобы довести управление автомобилем до автоматизма. Правда, если верить неврологам из Калифорнийского университета в Ирвайне, есть водители, которые ездят стабильно плохо, несмотря на тренировки. Американские ученые полагают, что такая необучаемость имеет генетическую природу, и заявляют о наличии подобной особенности у 30% соотечественников.

Помимо генов, помешать освоить вождение автомобиля в жестких городских условиях может и банальный перфекционизм. Поэтому некоторые отличники по жизни через пару неудачных поездок пересаживаются на общественный транспорт (что, возможно, и к лучшему). Остальные же новички продолжают притираться, чтобы в один прекрасный день доехать до пункта назначения без происшествий. А на следующий — возмущенно сигналить водителю машины, обклеенной треугольниками с восклицательными знаками.

2. Скованы страхом

Начинающий водитель боится выглядеть глупо в глазах более опытных, в том числе водителей-женщин. Матерый дальнобойщик не может отделаться от страха, что уснет за рулем. Вчерашний участник ДТП, который остался жив, хоть и затоталил машину, все время прокручивает в голове подробности аварии. Страхов, преследующих водителей, — множество. Среди них есть оправданные, вероятные и надуманные. Но все они выполняют одинаковую работу: мешают человеку сосредоточиться и безопасно добраться куда нужно.

Особое коварство мыслей о возможных, пусть даже невероятных, дорожных подставах в том, что чем больше водитель с ними борется, тем сильнее они атакуют его сознание. В результате человек за рулем все больше нервничает, а значит, совершает больше ошибок. И вот уже его опасения начинают оправдываться, превращаясь в самоисполняющееся пророчество.

3. Неадекватно реагируют

Так, по данным физиологов, медленнее, чем остальные автомобилисты, реагируют на дорожную ситуацию водители-флегматики, неторопливые по своей природе, и люди в возрасте старше 60 лет. Также существенно снижается скорость реакции у женщин, подвергшихся критике. Согласно результатам исследований, представительницы слабого пола начинают реже замечать пешеходов, если им постоянно напоминают о негативном стереотипном отношении к женщинам за рулем.

Залогом адекватного поведения на дороге можно считать и стрессоустойчивость. Обладатели сильной нервной системы воспринимают поездки на работу и домой как забавный квест, более впечатлительные и быстро истощаемые люди весь путь от парковки до подъезда пытаются унять дрожь в коленях. Если же предохранитель сгорает во время поездки, концентрация внимания резко падает, и водитель начинает совершать необдуманные поступки.

Что уж говорить о ситуациях крайней опасности. Иным счастливчикам удается на пару минут стать Шумахером и Бондом в одном лице, чудом избежав столкновений, другие же, войдя в ступор, не могут убрать ногу с педали.

4. Порабощены смартфоном

Доказано, что водители, разговаривающие по телефону во время поездки (даже если используют гарнитуру), в четыре раза чаще попадают в аварии, чем те, кто воздерживается от общения. Причем женщин беседы отвлекают больше.

Но знание об этом и даже мелкие ДТП иногда не способны заставить водителя забыть о смартфоне на время поездки. С этой вредной привычкой расстаться ничуть не проще, чем с любой другой. Но по крайней мере ее можно побороть, а вот что делать с открытием о 30% людей, которые никогда не научатся хорошо водить, — непонятно. Надо ездить еще аккуратнее.

У любого механизма есть свой предел прочности, и нервная система не исключение. Даже самые сильные духом иногда не выдерживают постоянного давления стресса. Когда напряжение становится невыносимым, организм защищается: такое состояние называют нервным срывом.











Что приводит к нервному срыву

Как ни странно, нервный срыв — это защитная реакция при эмоциональных или умственных перегрузках. Впрочем, нервный срыв — это разговорное обозначение явления, которое врачи называют обострением невроза.

Причины нервного срыва различны. К нему может привести как долговременное воздействие стрессовой ситуации, так и некое неожиданное травмирующее событие. Чаще всего нервный срыв вызывают:

  • Постоянное умственное или физическое переутомление — на работе или во время учебы.
  • Утрата близких.
  • Неудачи в личной жизни, долговременные травмирующие отношения, ссоры в семье.
  • Разрыв дружеских, родственных или любовных отношений.
  • Неблагоприятная психологическая обстановка в доме или коллективе.
  • Серьезные материальные проблемы.
  • Увольнение.
  • Непосильная ответственность.

Все перечисленные причины относятся к негативным, однако нервный срыв может быть и следствием таких изменений, которые, кажется, должны радовать — свадьба или рождение ребенка, долгожданное повышение по службе, переезд.

Конечно, у всех людей разный уровень стрессоустойчивости. Одни переносят крушение жизненных планов легко, а других неудачи буквально валят с ног. Это неслучайно и, как правило, не имеет отношения к силе воли или умению мыслить позитивно. Существуют факторы риска:

  • Случаи психических заболеваний в семье (особенно это касается шизофрении).
  • Диагностированная ранее депрессия.
  • Тревожный тип личности.
  • Заболевания щитовидной железы.
  • Сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и ВСД.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Нехватка некоторых витаминов и минералов — в первую очередь витамина Е, витаминов группы В, магния, калия, а также некоторых аминокислот.

Чаще всего люди страдают от нервных срывов в возрасте от 30 до 40 лет — это самый насыщенный и продуктивный период жизни.

Нервный срыв — это не момент, а процесс, который подразделяется на несколько стадий.

Первая стадия характеризуется некоторым лихорадочным оживлением — человек внезапно становится оптимистичен (порой необоснованно), растет работоспособность и выносливость, но при этом тревога и беспокойство никуда не пропадают — наоборот, они тоже повышаются. Иногда это состояние сопровождается бессонницей, небольшим повышением температуры тела, легким тремором.

Вторая стадия — это ожидаемое нервное и физическое истощение, к которому приводит бурная деятельность на первой стадии. Если поначалу человеку казалось, что стоит только постараться — и все проблемы будут решены, то теперь приходит разочарование и раздражение. Человек срывается по мелочам, страдает от нарушений сна (бессонницы или частых ночных пробуждений), для второй стадии срыва характерны приступы ускоренного сердцебиения, головные боли, нервозность, возможна хандра и тоска, нарушения памяти, панические атаки.

Третья стадия — это пик переживаний. Человек приходит к выводу, что все усилия бесполезны. Падает самооценка, теряется способность радоваться жизни, возможна апатия и депрессия. Для третьей стадии типичны сердечно-сосудистые симптомы — головокружения, учащенное сердцебиение, повышение давления, а также нарушения со стороны ЖКТ — потеря аппетита, тошнота, диарея или запоры. Пропадает сексуальное влечение, у женщин сбивается менструальный цикл.

Весь процесс развития нервного истощения может занимать несколько недель или месяцев. Однако его последствия дают о себе знать гораздо дольше — полная реабилитация порой растягивается на годы.

Люди, пережившие хотя бы один нервный срыв, чаще страдают от панических атак, фобий, навязчивых мыслей. Страдает и физическое состояние: развиваются гипертония, постоянные головные боли, хроническая бессонница, нарушения сердечного ритма и метаболизма.

Нервный срыв — суровое испытание не только для того, на кого он обрушился, но и для его близких. В состоянии срыва люди часто совершают необдуманные и неразумные поступки. Нервный срыв разрушил много карьер и семей, он способен отпугнуть друзей и приятелей — ведь близкие не всегда понимают, почему спокойный и доброжелательный человек внезапно стал агрессивным, придирчивым и равнодушным ко всему, они склонны принимать это на свой счет.

Поскольку нервный срыв — это результат долгого пребывания в стрессовой ситуации, для того чтобы избежать его, нужно из этой ситуации выйти. Конечно, проще дать такой совет, чем ему последовать, однако это единственный гарантированный способ избежать срыва. Если вы чувствуете, что напряжение неуклонно растет, не откладывайте визит к специалисту — курс психотерапии поможет настроиться на перемены и начать преобразовывать свою жизнь.

Образ жизни также играет существенную роль в снижении риска нервного срыва. Чтобы не попасть в такую ситуацию, постарайтесь:

  • Придерживаться режима — принимать пищу небольшими порциями несколько раз в день и ложиться спать в одно и то же время.
  • Не употреблять алкоголь, не принимать наркотики и не курить, пить меньше кофе и энергетиков.
  • Принимать антистрессовые витаминные комплексы, которые содержат все вещества, необходимые для работы нервной системы.
  • Научиться расслабляться. Выделите хотя бы час покоя в день и занимайтесь только тем, что приносит вам удовольствие — отключите в телефон и полежите в ванне, пойдите на прогулку, посмотрите любимое кино, займитесь йогой.
  • Прислушиваться к себе. Не путайте это с самокопанием. Чтобы предотвратить срыв, нужно отдавать себе отчет в своих чувствах, не убеждать себя, что все в порядке, если вы понимаете, что атмосфера накаляется, и не тянуть до последнего с лечением нервного перенапряжения.

Хорошие новости: нервное перенапряжение лечится, и чем раньше вы начнете терапию, тем ниже опасность срыва. Терапия включает в себя как медикаментозные препараты, так и меры по изменению образа жизни, причем эти подходы не взаимозаменяемы — вам потребуется комплексное лечение, только так можно быть уверенным в его успехе.

Физические нагрузки. Они улучшают работу сердечно-сосудистой системы, насыщают мышцы и мозг кислородом, в результате улучшаются когнитивные функции — память, работоспособность, умение концентрироваться. Занятия спортом или фитнесом снимают мышечное напряжение, которое всегда сопровождает нервные перегрузки, и способствуют выработке нейромедиаторов, отвечающих за хорошее настроение.

Релаксация. При помощи релаксационных техник можно переключить внимание, избавиться от навязчивых мыслей и тревог. К таким техникам относятся йога и медитация, ароматерапия, массаж, цветотерапия. Могут также помочь теплые расслабляющие ванны.

Психотерапия. Пожалуй, самый эффективный немедикаментозный метод борьбы со стрессом. Вопреки распространенному заблуждению, психотерапевт не говорит пациенту, как ему следует поступать, — он лишь помогает открыть скрытые ресурсы, избавиться от страхов и сомнений, определить свое истинное отношение к проблеме и изменить его.

Растительные антистрессовые препараты. Успокоительные на основе растительных экстрактов действуют мягко, но надежно. Поэтому в трудные периоды жизни стоит держать под рукой валерьянку или лекарства, которые содержат пустырник, мелиссу, ромашку или шалфей. Также полезно пить по вечерам успокоительный травяной сбор вместо классического чая с тонинами.

Витамины и минералы. Существует много витаминных комплексов специально для таких случаев. Они содержат повышенные дозы витаминов группы В, а также витамин Е, кальций, калий и магний. Все эти вещества повышают стрессоустойчивость и работу нервной системы. Кроме того, в подобные комплексы иногда добавляют экстракты растений с седативным действием.

Гомеопатические средства и БАДы. Эффективность гомеопатических препаратов — вопрос спорный, однако даже противники этого метода признают, что при нервных нарушениях они могут помочь. Возможно, здесь имеет место эффект плацебо, однако любой врач подтвердит: если пациент верит в действенность таблетки, эффект на самом деле оказывается более выраженным.

Рецептурные препараты. Если ситуация запущенная и нервный срыв уже произошел, врач может прописать сильнодействующие препараты — антидепрессанты, нейролептики и транквилизаторы. У таких средств очень много побочных эффектов и строгих противопоказаний, а принимать их можно только под контролем врача, который, исходя из результатов анализов, будет корректировать дозу. Такие препараты назначают лишь тогда, когда речь идет о прямой опасности для психики, например, при тяжелой депрессии.

На самой первой стадии нервного срыва можно обойтись малыми мерами — постараться наладить режим дня, выделять себе время для релаксации, начать принимать растительные успокоительные препараты — валериану, пустырник, боярышник, а также витамины.

На второй стадии к этим средствам следует добавить безрецептурные антистрессовые препараты и глицин — для поддержания нервной системы. Нелишне будет записаться к психотерапевту или психологу.

На третьей стадии психотерапия уже не просто желательна, но и необходима. Возможно, потребуются и более серьезные рецептурные средства.

Несомненно, для того чтобы разработать схему лечения, нужно обратиться к врачу — психиатру, неврологу или психоневрологу. Однако большинство людей полагает, что стресс — это обычное дело, и не стоит идти с такими проблемами в поликлинику. Подобный подход — прямая дорога к нервному срыву и долгому, трудному и дорогостоящему лечению.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.