Нервные перегрузки и школа

В наши дни психика и нервная система людей испытывает колоссальную информационную нагрузку. Средства массовой информации, огромное количество тех или иных данных на работе заставляют наш мозг работать в разы быстрее и продуктивнее чем у человека из 50х или 60х годов. Однако усиление информационного давления затронуло не только взрослых людей, но и школьников, причем последних даже в большей степени.

С каждым годом школьная программа все более усложняется, некоторые предметы постепенно "мигрируют" из специализированных средних и высших учебных заведений в общепринятые школьные программы - примерами таких дисциплин могут служить информатика, основы права, экономики и социологии. На фоне всего этого у школьника нередко может возникнуть нервное перенапряжение или переутомление нервной системы - состояние, которое поначалу снижает работоспособность ребенка и впоследствии, если не принимать никаких мер, ведет к различным неврологическим и психическим проблемам.

Вообще, утомление - это природный механизм, являющийся адекватной реакцией на сильные раздражители внешней или внутренней среды. Ряд физиологов считает, что утомление даже полезно - после его наступления и последующего отдыха нервная система становиться еще более трудоспособной, чем была до этого. Однако следует видеть грань между полезным утомлением и небезопасным перенапряжением центральной нервной системы.

Любой ребенок или подросток, находясь в школе, подвергается воздействию сразу нескольких факторов, влияющих на психику. Во-первых, это уже описанная школьная программа - она представляет собой основную и наибольшую информационную нагрузку на развивающуюся нервную систему маленького человека. Во-вторых, это отношение в коллективе - он бывает очень разный, поэтому и его воздействие различается - друзья могут и поддерживать человека, а могут и еще больше усугублять нагрузку на ЦНС. В-третьих, это отношение и способ подачи информации педагогом - любой из них должен заинтересовать детей в своем предмете.


Родители должны внимательно наблюдать за школьником, обсуждать с ним его проблемы, иметь очень доверительные отношения со своим ребенком - именно так возможно обнаружить самые ранние признаки нервного перенапряжения и устранить их в самом начале. При наступлении переутомления центральной нервной системы в первую очередь меняются характер и поведение школьника - он становиться более замкнутым, раздражительным (особенно после прихода из школы), на вопросы о делах в школе отвечает односложно ("нормально", "как обычно"). Сон становиться неспокойным, затруднено засыпание, а утром школьника не поднимешь на занятия. В связи с этим наблюдается сильная дневная сонливость. При нарастании проявлений нервного перенапряжение снижается концентрация внимания и способность к запоминанию - это отражается на оценках в школе, бывшие отличники в такой ситуации могут "скатиться" до троечников. Как правило, именно в этот период школьники могут начать обманывать родителей, сначала по поводу заданных домашних заданий - не находя в себе силы заниматься ими дома и не получив понимания в этом вопросе родителей (многие из которых считают что их ребенок просто начал лениться), они попросту говорят, что им ничего не задали. А между тем такой с виду безобидный обман создает основу для будущего "большого" обмана - видя, как родители "ведутся" на такую ложь, ребенок может начать скрывать и другие аспекты своей жизни.

Если даже при таких тревожных "звоночках" не было предпринято никаких мер, кроме скандалов и отцовского ремня, по разгрузке нервной системы школьника, нервное перенапряжение может перерости в нервный срыв или быть основой расстройств социальной адаптации - раздражительность ребенка перерастает в озлобленность, он может провоцировать драки в школе, его поведение и дисциплинированность ухудшаются. В этой ситуации педагоги часто винят родителей за неправильное воспитание, а родители ругают учителей за непрофессионализм или предвзятое отношение к своему ребенку. Также в последнее время стало модно все сваливать на "синдром гиперактивного подростка", а по сути все это является простым проявлением далеко запушенного психологического стресса школьника, возникшего на фоне нервного перенапряжения.

Как уже было сказано, очень важно обнаружить признаки переутомления нервной системы ребенка как можно раньше и предпринять меры по разгрузке. В первую очередь необходимо нормализовать сон - для лучшего засыпания можно давать школьнику на ночь теплое молоко с медом, успокаивающие чаи. Необходимо исключить прием крепкого чая и кофе, особенно незадолго до сна. Можно также выделить время для дневного сна после школы - это расслабит нервную систему перед выполнением домашнего задания. Желательно не менее часа в день проводить на свежем воздухе - на прогулке, участвовать в активных играх со сверстниками во дворе, кататься на велосипеде. Есть также некоторые лекарственные вещества и витаминные комплексы от нервного перенапряжения у детей, но принимать их стоит только по назначению врача. Также не стоит отдавать ребенка с признаками нервного перенапряжения в какие-либо кружки или секции - это лишь еще больше усугубит процессы переутомления.

- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "Психология отношений"

Минеева
Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей: в чем причины

Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей:

в чем причины

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе.

Как проявляется детский стресс?

Огромное количество детей вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками.

Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада.

Психологи выделяют несколько основных признаков,которые должны насторожить:

Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки —подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?

Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста.Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка.И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.

Проблемы со здоровьем. У ребенка может подняться температура, сильно разболеться живот… Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.

Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.

Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение,имеет свои этапы:

Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда.Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.

Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.

Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.

Физические заболевания. Последняя стадия,при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматиказаболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

Помните: если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

Игры для снятия стресса у ребенка

Преодолеть стресс и тревогу у ребенка может помочь мама или папа, играя с ним в игры. Для этого важно пребывать в гармонии с собой, быть спокойным и настроенным на позитив. Предлагаем несколько простых, но эффективных игр, которые помогут избавить ребенка от стресс, беспокойства, и научат выражать свои чувства.

Прыгаем от всей души

Ребенок может зациклиться на прошлом. При этом опыт тяжелого прошлого он переносит в сегодняшний день, постоянно переживая его. Чтобы вернуть ребенка в реальность, фиксируйте каждый день, оживляя чувства.

Как играть: каждому дню присвойте определенный цвет. Пусть понедельник будет желтым, вторник – синим, среда — красной и так далее. В понедельник на протяжении всего дня обращайте внимание на желтые предметы, ешьте желтые овощи и фрукты, надевайте одежду желтого цвета.

Превратитесь в актеров и сделайте небольшую постановку любой сказки.

Отпускаем в небо или по реке

Как играть: чтобы научиться отпускать, и делать это с радостью, пускайте бумажные кораблики по реке, отпускайте в небо воздушные шарики. Такие, простые на первый взгляд, игры помогут снять стресс ребенку и забыть о неприятных событиях.

Несмотря на необходимость в общении, ребенок может избегать контакта с другими детьми и взрослыми.

Эта незатейливая игра поможет снять стресс и напряжение, расслабиться, избавиться от фиксации на одном переживании, состоянии, событии.

Как играть: капните акварельной краской в воду и смотрите на узоры, которые образовывает краска в воде, наблюдайте, как она постепенно растворяется. Попробуйте с ребенком изобразить эту каплю краски в воде с помощью танца, пластики тела.

Травмированный ребенок как будто перестает чувствовать. Он боится, что если позволит себе радоваться, то вместе с этим снова возникнет боль и страх.

Любому негативному чувству нужно дать выход. Так, если ребенок испытывает агрессию — ищите способы экологичного проживания — щелкайте пузырьки упаковки, деритесь подушками, сбивайте кегли, забивайте гвозди.

Ребенок боится громких звуков? Играйте на музыкальных инструментах, не скупитесь на аплодисменты.

При боязни прикосновений предложите представить,что идет дождик: вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучите по ладошкам, затем по всему телу. Дождик может быть разной силы – то усиливаться, то утихать.

Теперь вы знаете, как при помощи игр снять стресс у ребенка, помочь ему

расслабиться и обрести душевное равновесие.

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы. Воспитатель:Роо Галина Сергеевна. Особенностью.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.


Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии.

Психологические особенности детей раннего возраста Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный).

Психологические особенности детей с ОВЗ На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Начала учебного года родители всегда ждут с напряжением - не важно, в первый раз ребенок идет в школу или в пятый. К прочим проблемам добавляется непроходящая тревога о здоровье, которое, уверены многие, от школьных нагрузок портится. Это подтверждает и статистика: здоровыми в первый класс приходят примерно 25 процентов детей, но чем дальше, тем толще становится медкарта.

О скрытых болезнях

Среди школьников есть те, чья нервная система особенно уязвима, их до начала занятий советуют показать врачам. Каким детям это нужно?

- Дети с неврологическими заболеваниями должны постоянно наблюдаться у врача. Но перед школой, особенно перед 1-м классом, любого ребенка желательно показать неврологу, даже если у него никогда не было травм головы, судорог или невротических реакций. Школа - это стресс, который может провоцировать любые заболевания. Невролог поможет предотвратить обострение или выявить первые симптомы болезней нервной системы.

Например, часто впервые проявляется с началом школы синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). От этой болезни нет "волшебной" таблетки, поэтому родители часто теряют терпение и перестают водить детей с СДВГ к неврологам и психологам. На самом деле это необходимо. Во-первых, диагноз СДВГ может поставить только врач, а не учитель в школе только потому, что ребенок неусидчив. Во-вторых, общение с врачом помогает родителям, уставшим от бесконечных жалоб учителей, понять, что они не одни должны решать эту проблему. Родителям детей с СДВГ надо быть готовыми к тому, что их ребенок может не сразу "втянуться" в школьную жизнь.

О недосыпе

С одной стороны, школа - это не всегда легко и приятно, и родители, сами в прошлом школьники, пытаются игнорировать жалобы ребенка на недосып, усталость, плохое настроение. С другой - все это может быть признаками хронического перенапряжения. Что в поведении ребенка должно стать поводом для обращения к врачу?

- Должны насторожить частые головные боли и любые нарушения сна - ребенок не может заснуть, просыпается по ночам или режим сна-бодрствования вообще нарушен: днем он ходит сонный, плохо соображает, а ночью садится за уроки. Плаксивость, капризность, плохое настроение также могут говорить о том, что ребенок не справляется с нагрузкой.

О нагрузке

Родители постоянно говорят, что дети перегружены школой, но при этом стараются впихнуть в расписание своего ребенка еще и английский, музыкальную школу, танцы. Есть ли нормы по дополнительной нагрузке?

- Родители часто преувеличивают нагрузку, жалея ребенка. Это нормально, даже хорошо! Кто, кроме мамы, пожалеет его? Не существует нормативов, касающихся того, сколько кружков можно посещать, а сколько уже перебор - все индивидуально. Если ваш школьник доволен (периодические жалобы, что "хочется поспать", не в счет), активен, нечасто болеет - значит, все в порядке. Кто-то вынесет и школу, и музыкалку, и хореографию с лыжной секцией, а кому-то и шестидневной учебы много - хватило бы сил на уроки. Полезно прислушиваться к мнению школьных врачей, если таковые имеются. Они, как правило, знают ситуацию "изнутри" и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда действительно страдает от непосильной нагрузки.

Мозг питают не только сладости

Нормы сна для взрослого человека не существует. Школьник же должен спать не менее 9 часов, причем это норма для старшеклассников, для учеников 5-6-х классов - 10 часов, первоклашкам положено спать 11 часов плюс пару часов днем. Именно отсюда "растет" традиция укладывать детей спать не позднее 21 часа. Младшеклассников, занимающихся в первую смену, нужно отправлять в постель еще раньше, иначе они просто не успеют выспаться к началу уроков и переутомление с целым букетом неприятных последствий не заставят себя ждать.

Режим для школьников - необходимость "№"1, уж как хотите. Все дела должны иметь привязку ко времени, однако выбор, когда садиться за уроки, плавать в бассейне или читать, психологи советуют предоставить ребенку. Хочет он делать математику после обеда, а русский язык - после прогулки, так тому и быть. Замечено, кстати, что дольше всего школьники сидят дома над химией, литературой и иностранным языком, лучше учесть это, составляя расписание. Вечер вообще не очень подходит для домашних заданий: мозг, работая на запоминание, труднее переключается на сон.

Сколько надо гулять школьнику? Время по большому счету не важно, главное - чтобы гулял. Чтобы мозг работал как следует и там задерживались правила, иностранные глаголы и теоремы, ему необходимо достаточно кислорода. Почти половину лета из-за жары и смога дети прожили в условиях гипоксии, и врачи опасаются, что это может сказаться в первые месяцы нового учебного года. Так что бывать на улице школьникам стоит почаще, особенно сейчас.

В меню ребенка, который ходит в школу, обязательно должны быть мясо, птица и рыба - для роста, крупы, овощи и фрукты - как источники витаминов, творог, кисломолочные продукты и сыр - для роста костей. Многое из вышеперечисленного (особенно какао, куриная грудка, баклажаны, сладкий перец, бананы, молоко) содержит триптофан, который активизирует работу мозга, так что подкармливать школяра тортиками для пущей бодрости и работоспособности не обязательно - тем более не надо давать сладости с собой в школу.

Однако, факт

Каждая третья российская школа, по данным Роспотребнадзора РФ, не имеет медицинского кабинета. Почти 13 процентов школьных медпунктов не соответствуют санитарным требованиям. Спортзалы есть лишь в 86,9% учебных заведений.

Кстати

Самыми напряженными и опасными с точки зрения перегрузок педиатры считают 1-й, 5-й и 9-й классы. Первоклашке приходится привыкать к совершенно новым условиям, опасность 5-го класса в том, что дети вступают в переходный возраст, а 9-й класс - это своеобразный порог, за которым начинается подготовка к экзаменам и поступлению в вуз.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

​​​​​​​​​​​​​​Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок. См. Как правильно критиковать ребенка

Современные дети кроме школы зачастую заняты сразу в нескольких кружках или секциях. Но оправданно ли это, ведь чрезмерная нагрузка может стать причиной проблем? Разбираемся вместе с психологом.

Причины перегруза школьников

Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.

Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада.

А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.

  • снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться),
  • детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
  • потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.

К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка

С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:

  • постоянно меняющаяся учебная программа,
  • увеличение количества учебных часов,
  • установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
  • увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов,
  • появление новых предметов и факультативов,
  • избыток содержания в каждом предмете,
  • сокращение перемен,
  • концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
  • общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).

Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников (источник).

Что говорят ученые

Обратимся к данным, которые приводят российские исследователи касательно детского здоровья. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье ухудшается в 4–5 раз! К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки либо сердечно-сосудистой системы. Т. е. школьное обучение подрывает здоровье, вместо того чтобы его укреплять! Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. Растет число заболеваний нервной системы (неврозы, фобии, депрессии, невротические реакции) (источник).

Исследования Д. Н. Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с возложенной учебной нагрузкой. В учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов (вундеркинд Сева Соколов в книжке занимался 9 ч 30 мин, и этот факт возмутил его дедушку, который сказал, что взрослые работают меньше, чем ребенок) и до 15–16 часов в сутки для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного (недосып составляет 1,5–2 ч в сутки), и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии). Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 % (источник).

Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей.

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день!

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка – характерное явление для нашего общества. Объем полезной информации во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Эта перегрузка может приводить к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу.

В связи с этим уместно вспомнить закон Йеркса – Додсона, согласно которому с повышением мотивации качество деятельности (в нашем случае учебной) сначала растет, но потом, достигнув максимальной точки, начинает неуклонно снижаться (источник). Другими словами, при постоянно высоком уровне интеллектуального возбуждения (надо напрячься и учиться, чтобы поступить в 5-й, 10-й класс гимназии, институт и пр.) когнитивные компоненты учебной деятельности начинают распадаться.

Симптомами информационной перегрузки являются:

  1. Отсутствие ясности в голове.
  2. Ухудшение памяти.
  3. Обрывки фраз в голове.
  4. Хаотичность умственной деятельности.
  5. Рассуждения вслух.
  6. Бормотание во сне.
  7. Постоянное желание выговариваться, чтобы избавляться от лишней информации.
  8. Повышение раздражительности, быстрое нервное истощение.
  9. Снижение работоспособности.
  10. Плаксивость, истеричность.

Надо сказать, что родители и учителя часто путают перегрузку ребенка и, как следствие, невозможность быть на привычно высоком образовательном уровне, с ленью, нежеланием, немотивированностью и считают, что ребенок испортился и его надо исправлять.

Помимо физиологических последствий перегрузки мы видим, что современный ребенок гораздо меньше и хуже умеет общаться со своими ровесниками. А ему просто некогда. По сути, он не знает, что делать на улице, потому что просто так, без дела, там не бывает. Перегрузка ставит ребенка в изоляцию, и единственным доступным и простым средством для развлечения и виртуального общения становится гаджет, который, в свою очередь, приносит много тревог взрослым.

Если искать хоть какой-то приемлемый вариант общения с учетом сложившейся информационно-образовательной среды развития и ставки на успешность, то, наверное, только гаджет и может закрыть эту потребность, т. к. на реальное обычное общение, к которому привыкли родители, у современного ребенка нет ни внутреннего ресурса, ни времени.

А если ребенок свободное время проводит на улице, то сегодня это означает, что он не развивается и просто теряет свое время! И это не является примером для подражания.

Таким образом, чтобы ребенку выжить в наших реалиях и не прийти к информационной перегрузке, надо соблюдать конкретные правила:

  1. Уметь работать с информацией: выделять главное, не распыляться на второстепенное, быстро находить нужное, формулировать свою задачу до начала поиска информации.
  2. Ставить конкретную цель и достигать ее, а потом только ставить новую.
  3. Не пытаться одновременно выполнять много важных задач.
  4. Отдых должен быть пропорционален учебе, ребенку нужно гораздо больше двигательной активности, чем взрослому, лучше всего – на свежем воздухе.

В заключение хочется задать острые вопросы для размышления. А на самом ли деле успешность означает счастье и радость?

И не слишком ли высока цена, которую мы платим сегодня за абстрактную будущую успешность наших детей?!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.