Нервный тик и дефицит внимания у детей

Учителя начальных классов в России хорошо знают, что к концу учебного года иногда до половины класса страдает от нервных тиков из-за перегрузок школьной программы. Кстати, за всё время консультаций мы редко видим тики у детей, которые учатся в школах Великобритании, Германии, США и других странах [В.Н. Пугач]. В России же у одних детей непроизвольно дёргается щека, или отмечается насильственное моргание глаз мешая читать. Другие дети грызут ногти, ручки, “хрюкают”, подёргиваются всем телом , или вариант - заикание .

Родители видят дрожащий почерк и другие признаки крайнего нервного истощения.

По нашим наблюдениям

  • Первый фактор . Как правило, если у ребёнка замечается нервный тик – на него кто-то орёт. В самом прямом смысле этого слова! Наблюдательные мамы знают, что иногда, если накричать (наорать!!) на 2-3 летнего ребёнка, то через 30-40 минут у него может подняться температура до 38-39 градусов. (Потом со временем они к этому как-то адаптируются, демонстрируя тики, неврозы, яростные агрессивные эмоциональные срывы, истерики).
  • Второй часто встречающийся фактор – это наличие депрессивного синдрома у одного из родителей или бабушек-дедушек. Такие дети характеризуются низкой самооценкой и повышенной тревожностью. Они часто говорят: “Я плохой (плохая)”, “у меня это не получится”, “я тупая” и т.д.
  • Третийфактор – методично повторяющиеся внушения одного из взрослых на тему: “ты дура”, “тупой”, "идиот", “дебил!” и прочие высказывания, являющиеся негативным программированием ребёнка на уровне бессознательного. И это ужасно.
  • Как известно, "если человека 99 раз назвать свиньёй, то на 100-й он захрюкает".

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира всё-таки формируется внутри семьи.

Таким образом, очень важным фактором является родительское поведение

Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка, которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

По мнению доктора медицины Л.С. Чутко из Института мозга человека РАН (СПб), примерно в половине случаев у детей с тиками отмечаются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). А тики отмечаются примерно у каждого третьего ребенка с СДВГ. Частыми спутниками тиков являются дисграфия и дислексия.

Важную роль в развитии тиков играют психологические факторы:

Такие как неблагоприятная семейная обстановка, разлука с одним из родителей в результате распада семьи, плохие отношения в детском коллективе. Однако, подобные обстоятельства играют роль всего лишь провоцирующего или усиливающего фактора. У некоторых детей заболевание появляется после первых дней занятий в школе на фоне школьного адаптационного стресса ("тики первого сентября"). У некоторых детей тики возникают после длительной умственной перегрузки, особенно в конце учебного года, которую можно рассматривать как хронический стрессовый фактор.

По нашему 40-летнему опыту наблюдений, особую роль в лечении тиков играет именно психотерапия

Для эффективного лечения тиков применяются следующие психотерапевтические методики: поведенческие методы терапии, гештальт терапия, гипнотерапия , кинезиология, телесно-ориентированная терапия и другие. Всё зависит от уровня квалификации психолога.

И еще:

Для нормализации состояния ребёнка важно, чтобы родители сами по возможности были спокойны и жизнерадостны. А при наличии депрессии - сами обязательно обратились за помощью к любому психологу, психотерапевту, психоневрологу.

Ещё на эту тему:

При желании вы можете заполнить заявку на консультацию и коррекцию Владимира Пугача для решения этой проблемы у вашего ребёнка:

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.


Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название - "дефицит внимания у детей". Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности - СДВГ.


Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.


Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз "дефицит внимания у детей". Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.


Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.


Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.


Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры - магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения - йога, медитация.


Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.


Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: "Метилфенидат", "Имипрамин", "Ноотропин", "Фокалин", "Церебролизин", "Декседрин", "Страттера".


Советы для родителей

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи - быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.


Тики (TD) часто проявляются в конфликтной ситуации и особенно выраженны во время стресса или в позитивных или негативных эмоциональных ситуациях. Пациенты старше 10 лет могут реализовать сенсорно-моторные явления (например, желание выполнить тик) до и / или после тика (tic) и часто могут подавлять свои тики в течение ограниченного периода времени (Banaschewski Т. et al., 2003). Пациенты с тиками часто имеют сопутствующие психические расстройства: синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ, ADHD ), тревога, обсессивно-компульсивное расстройство или аффективные расстройства. ADHD + TD регистрируются примерно у половины детей с тиковыми расстройствакми, особенно, у пациентов с синдромом Туретта.

Оценка психопатологического профиля выявила изменения настроения, мышления, внимание и социальные проблемы, а также соматические жалобы у детей с тиками , которые частично перекрываются с симптомами обнаруженными при СДВГ. Тиковые расстройства, вероятно, связаыо с нарушениями в кортико-стриато-таламо-кортикальных нейронных сетях, которые могут частично компенсироваться усиленной префронтальной активностью, способствующей подавлению тика (Leckman J.F., et al., 2006 ; Swain J.E., et al., 2007 ; Wang Z., et al., 2011).

Исследования по структурной визуализации с помощью визуализации на основе вокселов (VBM) или изображений тензора диффузии ( DTI) показали отклонения в ряде областей мозга, включая базальные ганглии, скорлупу, таламус, мозолистое тело и префронтальную кору, которые могут отражать патологические, а также компенсаторные изменения ( Müller-Vahl K.R., et al., 2014 ). Тем не менее, отдельное исследование VBM с мальчиками с синдромом Туретта без сопутствующих заболеваний не повторяло выявленных аномалий в сером или белом веществе. Таким образом, остается открытым вопрос , могут ли вышеотмеченные структурные аномалии быть следствием долговременного подавления тика или сопутствующих заболеваний при тиках.

В свое время, B. Peterson et al. (1998) обнаружил повышенную активность при подавлении тика в префронтальной коре и базальных ганглиях, которые были обратно связаны с выраженностью тика в повседневной жизни. Более того, исследования возбудимости моторной системы с использованием транскраниальной магнитной стимуляции показали снижение моторного ингибирования у индивидуумов с TD (Ziemann et al., 1997 ), которое постепенно нивелировалось в процессе дальнейшего развития. Сниженное ингибирование в моторной цепи также наблюдалось при СДВГ и снова проявляло аддитивные эффекты у лиц с сопутствующим синдрома дефицита внимания и гиперактивности и тиковыми расстройствами (ADHD + TD).

Исследования когнитивных функций более высокого порядка при TD предполагают, что пациенты могут не иметь этих "общих нарушений", но могут в наибольшей степени быть затронутыми вследствие тиков или потенциальных компенсаторных механизмов; исследования, посвященные сочетанию TD + ADHD, часто обнаруживали дефицит, объясняемой гипотезой появления ADHD после аддитивной модели. Однако это может не соответствовать электрофизиологическим параметрам саморегуляции после принятия решения, так как дети с ADHD + Tic могут быть более похожи на детей с чистым тиковым расстройством ( следуя вспомогательной модели). Ослабленный (подготовительный) медленный CNV у детей с тиками также был связан с выраженностью тика, предполагая возможную функциональную связь с подавлением тика.

Функциональные исследования изображений, особенно у взрослых с тиками , дали смешанные результаты, и интерпретация функциональных данных при тиках может быть осложнена взаимодействием как активности, отражающей патогенетические механизмы, так и потенциальной компенсаторной активностью, необходимой для контроля тика. Это подтверждается кросс-секторальным исследованием развития у детей и взрослых с задачей Stroop, показывающей нормальную работоспособность во время "вмешательства контроля", но здесь отмечалась повышенная фронто-стриатная активность и девиантное развитие активности в префронтальной и задней цингулярной области у пациентов с "синдромом Тика" по сравнению со здоровым контролем (Marsh R., et al., 2007 ).

В целом, ADHD + TD, вероятно, не является отдельным клиническим объектом, как это имеет место для ADHD + ODD / CD. SCP-NF ( биологическая обратная связь ) может использоваться для улучшения ослабленной активности медленной волны во время подготовки, что может быть общим психопатологическим нарушением, как при СДВГ, так и при нарушениях тика. Типичные методы лечения , используемые при лечении тиков , которые основываются на неповрежденных механизмов когнитивного контроля или активация исполнительных функций, таких как "разворот привычки", могут быть менее эффективными при присоединении тиков к СДВГ.

В предыдущих исследованиях , Theta-SMR-протоколы были применены для лечения расстройств по типу тика при синдроме Туретта ( Tic- / Tourette), с традиционной точки зрения, направлеными на подавление чрезмерной активности в сенсомоторных корковых областях. Имеются некоторые свидетельства положительного влияния NF у субъектов с синдромом Тик- / Туретта из нескольких однофазных испытаний. Дальнейшие многообещающие результаты были получены из экспериментального исследования, в котором сравнивали влияние сенсорного двигательного ритма (SMR, 12-15 Гц) и SCP-NF на симптомы Tic- / Tourette . В обоих случаях выраженность тика снижалась примерно на 25% после 24 сеансов NF. Интересно, что у тех пациентов, которые дополнительно страдали от СДВГ (около 50% выборки), симптомы СДВГ значительно снижаются только после обучения SCP training (но не после SMR), что указывает на потенциально специфический эффект тренировки SCP на СДВГ (по крайней мере у пациентов, страдающих сочетанными формами ADHD + TD).


  1. Что такое синдром дефицита внимания у детей
  2. Каковы причины СДВГ
  3. Симптомы синдрома гиперактивности
  4. Коррекция поведения
  5. Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей
  6. Лечение с помощью психологической терапии
  7. Правильное питание
  8. Витаминотерапия
  9. Социальная поддержка

Что такое синдром дефицита внимания у детей

По сути это неврологическое нарушение, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.


Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.

Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.


Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба

В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.

  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.

  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.

Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии


Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.

Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.