Нервный воспитатель в детском саду

  • Изменение и прекращение обязательств
  • Обстоятельства непреодолимой силы
  • Приостановление взыскания налоговой задолженности
  • Действие разрешительных документов
  • Обзор изменений законодательства за 13–19 июля 2020
  • Повышение квалификации кадровиков
  • На какую помощь могут рассчитывать самозанятые
  • Какие вопросы задавать на собеседовании соискателю
  • Срок исковой давности по взысканию задолженности по зарплате
  • Скачать дополнительные материалы в базе КонсультантПлюс. Бесплатно на 2 дня

Кто такой воспитатель в детском саду

Воспитание, образование, уход, присмотр — это то, что входит в обязанности воспитателя детского сада в 2020 году. Важные и обязательные качества педагога — доброта, доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность и стрессоустойчивость. Эти критерии закреплены в:

  • должностной инструкции;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • трудовом договоре.

Педагогу в детском саду необходимо любить детей, иметь большое желание стать первым их проводником во взрослую жизнь, уметь улаживать конфликты, найти подход к каждому малышу, оказать первую помощь и приласкать. Работник обязан следить за своим внешнем видом, уметь правильно говорить, находить подход не только к воспитанникам, но и к их родителям. Педагог дошкольного учреждения — важная и ответственная работа, на которой необходимо всегда находиться в добром расположении духа и хорошем настроении. Функциональные обязанности воспитателя предполагают, что специалист позитивен по отношению к ребенку, умеет одинаково относиться к любому малышу, вне зависимости от его поведения, и считается с индивидуальностью каждого воспитанника.

Общие положения

Обычно на должность воспитателя назначаются лица, имеющие среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии, желательно с опытом работы, со знанием детской психологии и логопедии, методик развития детей дошкольного возраста. Желательны пройденные курсы повышения квалификации.

Знакомство с должностными обязанностями воспитателя дошкольного учреждения происходит еще до факта подписания трудового договора. Работнику необходимо понимать, что для эффективного выполнения своей работы ему должны быть присущи определенные личностные качества, потому что в профессии воспитателя они очень важны. К наиболее важным качествам относятся:

  • любовь к детям и умение найти подход к любому ребенку;
  • способности организатора;
  • позитивность и жизнерадостность;
  • стрессо- и психологическая устойчивость;
  • коммуникабельность и организованность;
  • грамотность речи и высокий культурный уровень;
  • способность принимать быстрые и правильные решения в любых ситуациях.

Функции

  • регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.);
  • развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Обязанности

Какие обязанности у воспитателя в детском саду:

  • осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
  • проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
  • создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
  • прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
  • разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
  • контролировать состояние здоровья воспитанников;
  • немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
  • проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.

Если воспитатель не выполняет свои обязанности, что делать в такой ситуации родителям? В первую очередь необходимо обратиться к заведующей ДОУ, написать заявление в двух экземплярах, попытаться решить конфликтную ситуацию с требованием ответа в письменном виде.

Права

  • вносить предложения по улучшению образовательного процесса;
  • получать социальные гарантии и льготы, в соответствии с законодательством РФ;
  • требовать улучшения условий труда;
  • иметь оплачиваемый отпуск;
  • при взаимном согласии обмениваться сменами со вторым работником;
  • требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.

Родители отвечают за воспитание своих детей. Проявление уважения к педагогам, вежливость должны входить в обязанности воспитанников ДОУ и их родителей.

Ответственность

В обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) включена ответственность за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
  • использование рабочего времени в личных целях;
  • превышение полномочий.

Обязанности воспитателя в ясельной группе детского сада отличаются от того, что приходится делать в младшей группе детского сада. В ясли приходят дети совсем маленькие, часто даже не умеющие говорить, полноценно обслуживать себя сами они еще не в состоянии, и часто плачут. А в младшей группе воспитанники постарше, более ответственны, и большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям.


Детей любила всегда и уже в средней школе знала: работать непременно пойду в сферу образования. Тетя у меня была воспитателем, стаж 18 лет. В каникулы часто ходила ей помогать: играла с малышами, иногда даже элементарные занятия вела. Считала работу с детьми интересной и почетной.

В детский сад взяли с легкостью. Заведующая сказала, что понадобится переподготовка на воспитательную деятельность. Проблемы в этом не видела, поэтому с удовольствием согласилась.

В августе с нетерпением ждала, когда в двери группы придут мои первые воспитанники младшей группы, яселек. Чувство счастья переполняло. Я размышляла о том, что смогу дать этим малышам, представляла, как буду вести занятия, во что будем играть. Очень переживала за адаптацию: эти дети раньше сидели дома с мамами. Первые дни в садике малыши испытывают стресс: место новое, родителей рядом нет, кругом незнакомые люди. Но страх оказался напрасным. Через три недели 30 ребят заходили в группу без слез, радовались мне и улыбались.


С родителями тоже сложились прекрасные отношения: на праздники меня задаривали подарками, благодарили. Это подбадривало и давало новые силы. Детей любила, как собственных, старалась всему научить, вкладывала в них всю себя и ни капли об этом не жалела. Каждый раз придумывала новые занятия, игры, стихотворения разучивали, хотя детишкам 1,5–3 года. В конце года в садике проходила диагностика. Почти вся группа показала высшие результаты. Не было ни одного ребенка с задержкой развития. Коллеги отметили, что это шикарный результат для первого года работы.

Когда вернулась в детский сад, ждал неприятный сюрприз. Заведующая заявила, что моих детей отдали другому воспитателю, а я останусь на яслях. Ужасно было обидно: даже не предупредили, взяли и поставили перед фактом. В шоке были и родители: обращались к заведующей, чтобы оставила на группе, писали коллективное письмо в администрацию района, но ничего не помогло. В тот момент у меня в голове что-то поменялось — как будто у отобрали собственного ребенка.

В сентябре пришли новые дети. С ними было совсем по-другому: того настроя, как в первый год, уже не было. Адаптация проходила сложнее: дети капризничали, устраивали истерики. Я работала по программе — ни больше, ни меньше, себя не проявляла, не фантазировала. Понимала, что этих детей у меня тоже заберут, и просто делала работу — как положено, старательно.

К тому же начала уставать. Почти весь второй год работала без няни за смешную доплату в 3000 рублей. Воспитатель по нормам должен быть с детьми даже в сончас — на случай, если кто проснется, попросит попить или заплачет. Я же в сончас драила полы и намывала посуду. Это было очень трудно. Пока прибиралась, половина группы стояла рядом. Прогулка превратилась в ад: я одна одевала, а потом раздевала 30 детей — под крики, рев, истерики.


Я понимала, что теряю интерес к тому, что делаю. Надоело повторяться: круги, квадраты, треугольники, счет до трех, шесть цветов. Раздражали вечные стоны и сопли. Стало бесить, что на работу не наденешь нормальную одежду, а красивая кофточка рискует оказаться в соплях и моче через полчаса пребывания в группе.

Первый нервный срыв случился весной. Одна девочка никак не могла адаптироваться к садику. Семь месяцев малышка ежедневно закатывала истерики и дралась. Без меня девочка не спала, приходилось укачивать на руках, но отойти не получалось — та тут же просыпалась и начинала рыдать и всех будить. Мне же в этот момент следовало мыть посуду и прибирать игрушки. К тому же девочка отказывалась от еды, а если я кормила, срыгивала пищу. Думала, свихнусь. Однажды сорвалась и разрыдалась вместе с ней. Представляете, сидит воспитатель и ревет с ребенком на руках посреди группы! Но остановиться не могла — была истощена.

В отпуск убежала с радостью. Муж видел, что происходит неладное: после работы не хотела ни с кем разговаривать, в свои 20 лет закрывалась в комнате, глядела в одну точку и молчала. Он-то и предложил устроиться на завод, где сам работал. Тогда я засмеялась. Подумала: что за бред, куча грязных мужиков собирают какие-то установки, даже не знаю, для чего… Нет, это точно не для меня. Да и что там буду делать? Все, что умею, — учить счету до трех и петь песенки-потешки.

Третий год работы: снова привели 30 детей 1,5–3 лет, снова работала без няни. Ад продолжался, но стало трудней. Я выгорела и осознавала это. К этому времени поняла: сложнее в работе воспитателя не дети, а родители. Те писали в час ночи, что нашли у Ванечки на спине микросиняк, интересовались, как это произошло и почему я проглядела. С каждым годом мамы и папы становились придирчивей и дотошней, спрашивали за каждую царапинку и, похоже, видели во мне виновницу всех несчастий. Некоторые мамочки требовали того, чего воспитатель не должен делать, считали, что научу трехлеток читать и писать.

Снижалась зарплата. Первый год получала 30–40 тыс. рублей — считается, для воспитателя это много. Со временем зарплата упала до 16–17 тыс. — при том, что работала я за воспитателя и няню. Администрация говорила: денег нет.

Второй нервный срыв случился, когда одна мамочка пожаловалась на меня заведующей. Женщина была недовольна тем, что я выполняю обязанности нянечки в то время, когда должна сидеть с детьми. Группа на первом этаже, и родительница увидела, как я мою посуду. Заведующая сделала мне серьезный выговор, долго ругалась. В чем моя вина, я не понимала. Что тут следовало делать: прятаться от родителей, задергивать шторы? Скорее, администрация детсада виновата в том, что штат не укомплектован. Я была возмущена и обижена одновременно. Работать не хотелось.

Я понимала, что становлюсь плохим специалистом: перестала делать элементарные вещи, могла не провести занятие — пыталась себя заставить, но не могла. В конце года диагностика показала, что четыре ребенка из группы имеют задержки речи и умственного развития, один отстает физически. Не сомневалась, что больше не способна работать с детьми: нет сил, желания, потенциала, настроя. Больше того, детей я возненавидела, они меня раздражали, боялась причинить им вред — сорваться и накричать. В отпуск уходила и понимала, что никогда не вернусь в этот садик, не вернусь к детям, навсегда уйду из сферы образования.

В последний день отпуска написала заявление на увольнение. Заведующая уговаривала остаться, предложила дальше вести эту группу, а на ясли поставить другого. Но я уже ничего не слушала и приняла самое неожиданное решение в жизни: иду работать на местный оборонный завод.

Тут поняла и другое: человек освоит что угодно, только если ему это надо. Научилась и я: разобралась в деталях и инструментах, обучилась работе в программах. Сложно было физически: многие детали тяжелые, но со временем привыкла и к этому.


Уважение коллег и начальства тоже завоевала: знаю, что меня ценят. Я всегда все успеваю, а иногда даже доделываю работу за другими сотрудниками. На заводе мне нравится: зарплата 35–40 тыс. рублей, просто и спокойно, не надо придумывать план на неделю, отвечаю только за себя, и родители в полночь не пишут. В обед могу спокойно поесть или даже прилечь. Каждые 2,5–3 часа полагается остановить работу на 15 минут и отдыхать от шума в специальной комнате — это даже в договоре прописали. В садике от криков и капризов не отдохнешь.

Работа на заводе — не то, о чем я мечтала с детства. Но сегодня грязные детали, огромная роба, запахи краски и железа меня полностью устраивают, я счастлива. Иногда, если скучаю по детскому саду, иду в гости к бывшим коллегам. Когда захожу в группу с тридцатью маленькими детьми, убеждаюсь, что приняла правильное решение: все-таки сфера образования — не мое


Совет 1. Проведите диагностику эмоционального неблагополучия

Совет 2. Организуйте профилактику эмоционального неблагополучия

Совет 3. Окажите коррекционно-терапевтическую поддержку

Совет 4. Составьте план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_ne_dopustit_nervnyy_sryv_u_vospitateley.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ НЕРВНЫЙ СРЫВ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Совет 1. Проведите диагностику эмоционального неблагополучия

Определите, чего не хватает воспитателям в ежедневной работе: признания, уважения, новизны. Чтобы выявить психологические потребности педагогов, которые не удовлетворены в конкретной трудовой деятельности, проведите диагностику. Можно использовать три метода диагностики: наблюдение, анкетирование, психологическая игра. Выберите удобный для вас вид диагностики.

Наблюдение. Определите портрет воспитателя

Понаблюдайте за высказываниями воспитателей о работе, их реакцией на предложения от руководства. Обратите внимание, как они взаимодействуют с коллективом, детьми и родителями. Определите портрет каждого воспитателя.

Портрет воспитателя, которому не хватает уважения

Отношение к коллегам и родителям: раздражается, легко обижается, плетет интриги; подмечает и обсуждает взаимные недостатки.

Отношение к воспитанникам: укоряет в хамстве, распущенности, неуважении взрослых; рассматривает детские интересы как второстепенные по сравнению со своими; пытается доказать свою ценность, заставить уважать через придирки, эмоциональное давление.

Портрет воспитателя, которому не хватает признания

Отношение к коллегам и родителям: испытывает фоновое чувство – обиду; в общении с коллегами-друзьями всех поддерживает и хвалит, обсуждает несправедливость и безразличие остальных; если кто-то из коллег получает благодарность, комплимент, поощрение, возникает ревность; добрые слова, похвалы, высокая оценка профессиональных или личных качеств запоминает надолго и охотно пересказывает.

Портрет воспитателя, которому не хватает общения

Реакция на предложения руководства: использует предложения как средство создать живой диалог; даже если все придерживаются сходных взглядов на обсуждаемое, если возникает дискуссия, в которой никто не добавляет нового, старается высказаться, рассказать свой пример, обратиться к коллеге.

Отношение к коллегам и родителям: пытается сгруппироваться, найти время на разговор, поделиться переживаниями или описать события в группе или в своей жизни; всегда готов к совместным посиделкам, празднованиям.

Портрет воспитателя, которому не хватает эмоциональной безопасности

Высказывания о работе – жалуется на злобность, притеснение, агрессию, давление начальства; боится увольнения, взыскания, родительского заявления; в ответ на незначительные обстоятельства жалуется на скачки давления, сахара, головные и кишечные боли, головокружения; дает руководству устрашающее прозвище, например, Дракониха, Цербер, Ехидна, Командир.

Отношение к воспитанникам: часто срывается; то, что не выражено в адрес взрослых, выливается на детей: гнев, обида, преувеличенная реакция на мелочи.

Портрет воспитателя, которому не хватает отдыха

Отношение к коллегам и родителям: пассивно – посидеть, помолчать, обменяться шаблонными фразами, поскорее закончить; негативно или удивленно относится к активным людям, воспринимает их как набивающихся в любимчики, хитрых.

Портрет воспитателя, которому не хватает новизны

Реакция на предложения руководства: предлагает в ответ сделать что-то другое, отказаться от надоевшего, традиционного; обесценивает хорошие, но привычные события.

Отношение к коллегам и родителям: пытается внести разнообразие, как правило, иллюзорное (например, предлагает обменяться анекдотами); провоцирует конфликты и сплетни на пустом месте, чтобы развлечься.

Не пытайтесь кого-либо переубедить. Главная задача – дать высказаться и мысленно зафиксировать, о каких проблемах говорят воспитатели. Не записывайте ответы во время игры, это препятствует атмосфере доверия.

Совет 2. Организуйте профилактику эмоционального неблагополучия

После того как провели диагностику эмоционального состояния педагогов, приступайте к следующему этапу – повышение уровня психологической грамотности воспитателей в отношении эмоционального здоровья. Оформите тематический стенд или пригласите воспитателей в психологическую гостиную.

Как оформить тематический стенд

Что разместить на стенде. Повесьте памятку о психологических ресурсах личности: источники силы, уверенности, энергии. Опишите экспресс-приемы релаксации и снижения тревоги. Дайте рекомендации, как вести себя с детьми с проблемным поведением и агрессивно настроенными взрослыми. Приведите примеры типичных манипуляций детей и взрослых и приемы антиманипулятивного поведения. Дайте советы по поведению в конфликте.

Если в детском саду есть воспитанники с нарушениями психического и соматического здоровья, разместите на стенде краткий психологический словарик . В нем опишите симптоматику, ограничения и рекомендации по работе с детьми с часто встречающимися вариантами ОВЗ (СДВГ, ЗПР, ЗРР, ДЦП, РАС).

Поместите информацию о том, в какие дни вы принимаете воспитателей на консультацию. Укажите, что все встречи проходят в режиме конфиденциальности.

Работа психологической гостиной

В работе психологической гостиной воспитатели участвуют добровольно. Форма работы – диалогическая: круглый стол, психологическая игра, обмен опытом, тренинг, групповые кейсы.

Как работать с кейсами. Выбираете проблему, которой посвятите встречу в гостиной. Чаще всего воспитатели просят научить: как правильно реагировать на проблемное поведение детей, преодолевать утомления и негативные эмоции, справляться с конфликтами и манипуляциями. Готовые кейсы по темам, которые волнуют воспитателей .

Расскажите кратко о проблеме. Затем предложите участникам разделиться на группы по 4–5 человек. Выдайте каждой группе кейс с проблемной ситуацией. Попросите инсценировать ситуацию и свой вариант реагирования на проблему. Дайте время на подготовку – 15 минут.

После того как выступит каждая группа, предложите обсудить ситуации, обменяться мнениями и опытом, сделать альтернативные предложения, как разрешить проблемы других групп. Выделите на обсуждение 20 минут. По итогам работы составьте памятку с рекомендациями.

Совет 3. Окажите коррекционно-терапевтическую поддержку

Совет 4. Составьте план работы

Оформите работу по поддержанию психологического здоровья воспитателей в план. Включите в него мероприятия по трем направлениям: диагностика факторов эмоционального неблагополучия, профилактика, коррекционно-терапевтическая поддержка. По каждому мероприятию пропишите цель, планируемые результаты, форму отчетности и сроки проведения.

Аринке, дочке, не было еще и двух лет, когда я из благополучной замужней дамы превратилась в разведенку с прицепом, нужно было срочно искать работу. Но сперва пристроить мелкую в садик. Путевку надо было ждать еще полтора года, но я решила: пойду и просто попрошу заведующую по человечески, по женски, а вдруг проймет.

– Возьмем, – неожиданно ответила приятная женщина в теле – заведующая одним из детских садов в Перми. – Но только вместе с вами. У вас какое образование?

– Филологическое, – я все еще не верила, что дочку примут.

– Тогда будете воспитателем 7 разряда. (Это самый низкий, как я потом узнала).

Туберкулезный монстр

Следующие три недели я проходила медосмотр. Что мне только не проверили и куда только не заглянули, чтобы в конце концов выдать медицинскую книжку. Без нее к детям нельзя, она гарантирует, что я не болею ничем заразным и не контактирую с тем, кто болен. Правда для тех, кто работает с детьми, это простое правило оказалось не обязательным. Например, Тамара Васильевна, нянечка из моей группы, в тихий час бегала домой, чтобы покормить сына – он недавно освободился из тюрьмы, и не мог сам себе готовить из-за тяжелой формы туберкулеза.

Тамара Васильевна вообще женщина суровая, ее лицо от подбородка до уха надвое разделяет глубокий шрам. По всему видно, что первые 50 лет ее жизни выдались ну очень нелегкими, наверное именно поэтому на детишек она исключительно орет.

– Опять напрудила, мокрощелка, – трясет она сонную Сонечку после каждого тихого часа.


Пока дети отдыхают, у воспитателя куча дел: помыть игрушки, подклеить книжки, рассовать конструкторы по своим коробкам Фото: Мария ЛЕНЦ

– Раз не можешь нормально, будешь есть стоя!

В списке моей группы было 25 детей, но все разом никогда не приходят, обычно их 15-18. Собрать такую ораву на прогулку — целая история, ведь самостоятельно умеют одеваться три — четыре человека. В основном дети уверены, что их должны одевать взрослые, они просто не понимают, что это можно и нужно делать самостоятельно, наверное многие мамы не тратят свои силы и нервы на обучение, а просто по-быстрому одевают и раздевают детей. Иногда доходит до смешного — шестилетка садится на лавочку и подставляет нянечке ноги — мол, натягивайте мне колготки.

– Анна Михайловна, вы должны лучше следить за дисциплиной, нельзя, чтобы они шумели в коридоре.

Кому, интересно, мешают шумные дети в детском саду? Я как ни старалась, не смогла найти ответа, наверное, поэтому мне не удалось заставить четырехлеток ходить тихим строем. За это, кстати, меня даже однажды оштрафовали на 10% от премии. Думаю, что этот штраф был незаконным, но я не стала ничего доказывать — при моем окладе в 2 678 рублей сумма наказания оказалась просто смешной.


В тихий час можно уложить не всех детей Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Вообще в садике у детей очень много запретов. Например, моя сменщица не разрешала девочкам брать кукол до тех пор, пока все остальные ребята не закончат ужин. Во время тихого часа запрещено все, даже книги. Если ребенок не хочет или не может уснуть, он должен лежать с закрытыми глазами.

Тихий час не для всех

Первое время я так уставала, что в тихий час дожидалась, пока дети заснут и ложилась на свободную кровать. Правда через пару недель выяснилось, что этого делать нельзя. Во-первых потому, что у каждого ребенка своя кровать, и пока его в группе нет, ее не перестилают.

Во-вторых, оказалось, что в тихий час у воспитателя куча дел: нужно помыть игрушки, подклеить книжки или рассовать детали конструкторов по своим коробкам. А еще каждый месяц нужно писать план воспитательной работы. Например Милана не умеет считать до десяти, натягивать колготки и различать цвета — в план себе записываешь — научить Милану все это делать. А через месяц может прийти старший воспитатель и проверить, как девочка одевается. Если она так и не научилась натягивать колготки — тебе минус. Много минусов набирать нельзя - могут лишить премии, правда, меня ни разу не лишали.


Собрать детей на прогулку - целая наука. Особенно зимой Фото: Евгения ГУСЕВА

После тихого часа ко мне выстраивалась очередь из девчонок.

– Анна Михайловна, а заплетите косичку.

За полгода работы в садике я стала мастером плетения корзиночек на головах — почему то именно эта прическа нравилась моим воспитанницам. Потом Аринке дали место в садике, и я уволилась, но я до сих пор с благодарностью вспоминаю ту заведующую и своих воспитанников.

Наталья Планина
Основные приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Нередко встречаются ситуации, когда агрессивность ребёнка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали с запретами или же заставляют что-то делать, вызывая у него реакцию протеста.

Агрессивность, конфликтность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлённым самолюбием. Она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребёнок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Советы, касающиеся стиля поведения взрослых с конфликтными детьми:

-сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос.

-не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего.

-после конфликта обговорите с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка. которые привели к конфликту.

-не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет провоцировать их.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т. к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т. п.

Советы родителям агрессивного (конфликтного) ребёнка

- помните, что запрет или повышение голоса- самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята;

-пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления физической агрессии.

2. Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления вербальной агрессии

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

2. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.

4. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.

5. Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

Как играть с агрессивными детьми

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

Клеевой дождик (способствует сплоченности)

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула;

2. Проползти под столами;

3. Прятаться от диких животных.

Дети не должны отцепляться от своего партнера.

Спина к спине (развивает умение детей договариваться друг с другом)

Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь. Лучше, если тему разговора придумают сами дети, но и взрослый может им помочь.

Газета (формирует чувство сплоченности)

Детям предлагается на развернутую газету вчетвером, потом газету сложить и опять всем встать на нее. Потом еще сложить и снова встать.

Липучка (формирует чувство сплоченности)

В заключение хочется отметить, что нам, взрослым,важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И наша основная задача — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Детская агрессивность Проблема повышенной агрессивности детей волнует не только педагогов, но и родителей. Среди факторов вызывающих агрессию обычно выделяются.

проект "Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения" АННОТАЦИЯ Психологические исследования и практические наблюдения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.