Невролог назначил ребенку физиотерапию


От первых шагов до выбора спортивной секции

Детские неврологи – одни из самых востребованных родителями специалистов. Ирина Борисовна Салимова отвечает на вопросы родителей о развитии ребенка, энурезе, заикании и других проблемах у детей.

Малейшие особенности поведения и развития малыша, успехи дошкольника, а потом – и школьника в учёбе, спорте, общении со сверстниками и взрослыми, а значит – и вся дальнейшая жизнь – во многом зависят от опыта и квалификации врача-невролога.

Мы вместе с ю-мамами задали волнующие их вопросы врачу-неврологу с 20-летним стажем работы.

Ирина Борисовна Салимова 20 лет проработала врачом-неврологом в ДГКБ № 11.

Сфера профессиональных интересов Ирины Борисовны: ведение детей первого года жизни, а также детей с речевыми нарушениями, имеющих расстройства поведения, отличающихся гиперактивностью, а также детей с неврозами и гиперкинезами.

Мы разделили все вопросы ю-мам на 3 группы – по возрастам, и вместе с ответами Ирины Борисовны, представляем их вашему вниманию.

Детки до 3-х лет

Вопрос: Дочери 4 месяца. Проблема с дневным сном: бодрствует 1-1,5 часа, затем спит только 40 минут. И так по кругу, до ночного сна. Это нормально? Ещё она переворачивается со спины на живот, а голову держит плохо, от того начинает кричать на животе.

Ответ: Вы знаете, детки в этом возрасте так понемножку и спят, с перерывами на бодрствование. Если малышка хорошо растёт и прибывает в весе – Вам не о чем волноваться. Меня смущает другой момент – сейчас голову она держать уже просто обязана хорошо, уверенно.

Вопрос: Моей дочери 4 месяца, родилась путём кесарева сечения. С 1 месяца был поставлен диагноз кривошея, лечились сразу, прошли УЗИ шейного отдела позвоночника, на котором: признаки нестабильности в сегментах С2-С4. После УЗИ назначили воротник Шанса, массаж, электрофорез, лечение у остеопата или мануального терапевта. У меня вопрос, что ещё можно сделать в нашей ситуации, чтобы прошла кривошея и ушли признаки нестабильности и возможно ли избежать лечения у остеопата?

Ответ: Уверяю вас, остеопаты очень нежно диагностируют уровни поражения и мягко корректируют причины кривошеи у детей. И у вашей дочки не обязательно может быть кривошея, а, например, установка со стойкой миофиксацией, подвывихами позвонков, нестабильностью и прочими нюансами. Всё это хорошо лечится, а вместе с тем устраняется причина других неприятных явлений – венозного застоя, расстройств сна, поведения, рефлюксов, срыгиваний.

Вопрос: Ребёнок родился на 31-й неделе, мало говорит (мама, и то больше мямя, ба, баба, нень(нет), де(дед) и слоги отдельные, няня, дай..и на своём что-то), понимает обращённую речь, все делает, если попросить, показывает все предметы дома, если спрашиваю, не ходит, но ходит у опоры и за одну ручку, сейчас ребёнку 1 год и месяц, может какие то препараты проставить или пропить?

Ответ: Вы знаете, по вашему описанию малыш мне очень нравится. Но для более конкретных советов картинку надо видеть полностью. Такое развитие может быть и вариантом нормы. А, может быть, ребёнку будет нужна медикаментозная и остеопатическая коррекция, но это с точкой можно сказать только после очной консультации. Дома больше катайте на его фитболе в положении сидя – так тренируется вестибулярный аппарат, это важно для развития ходьбы!

Ответ: Это аффективный пароксизм, он, конечно, не совсем приятно выглядит, но для ребёнка не опасен. Обычно возникает у деток в ответ на стрессовую ситуацию или падения. Старайтесь избегать падений, резких и неожиданных громких звуков, стрессовых моментов, исключите просмотр телевизора, планшет и телефон. Больше гуляйте, включайте дома приятную музыку. Если приступ повторится – нужно показаться неврологу.

Вопрос: Ребёнку 1 год 8 месяцев, он не разговаривает, давится твёрдой пищей. У него нервный тик, плохой сон. Любит прыгать, бегать, усидчивые игры не любит. Один врач ставит диагноз речевое отставание и прописывает таблетки глиатиллин. Второй невролог сказал, что речь ждём до 2-х лет. В год ребенок говорил 7 слов, потом речь пошла на спад. Он всё понимает, просьбы выполняет. После родов кефалогематома, затем обнаруживались кисты в головном мозге.

Делали дневной мониторинг сна, на котором выявили признаки пароксизмальной активности. Истинной эпиактивности не зарегистрировано. Невролог поставила вот такой диагноз:
Пароксизмальные состояние. Синдром гипервозбудимости. Детские парасомнии.

Стоит ли сделать МРТ мозга? Есть сомнения, так как неизвестно, как скажется наркоз на ребёнке. И УЗДГ сосудов нам не сделать, так как ребенок не будет лежать спокойно. Обследование сосудов глазного дна может прояснить причину такого состояния или нет?


Вопрос: Ребёнку 2 года 1 месяц, он не ест твёрдую пищу, не хочет пробовать яблоки, бананы, ест чуть-чуть только хлеб, сыр и чай, от ложки уворачивается. Что делать, он на грудном вскармливании частично пока?

Вопрос: Ребёнку 2 года 2 месяца, он дёргается при каких-либо успехах, переминает пальцы на руках, дёргает ногами. Это длится буквально пару секунд. Похоже на какую то перевозбужденность?

Ответ: У ребёнка могут быть пароксизмальные состояния, так называемые стереотипии детского возраста. Но врачу лучше увидеть их своими глазами и принять решение, нужно их корректировать медикаментозно или нет. Нам важно, чтобы не сформировалась патологическая привычка и не пропустить начальные явления гиперкинезов. Обязательно покажитесь врачу-неврологу.

Вопрос: Сыну 2,5 года. Беспокоит его поведение. Участились истерики по различным поводам, в основном – в случае отказа. Засыпает всегда долго (час-полтора), такое ощущение, будто перевозбужден и не может расслабиться. В процессе игр с игрушками всё время прыгает и машет руками, как птичка. Невролог назначала в качестве успокоительного гомеопатическое средство, но с ним особых изменений не произошло. Ребёнок очень активный, не сидит на месте, общительный. Подскажите, является ли описанное поведение следствием какого-либо расстройства?

Вопрос: Оцените, пожалуйста, насколько опасен для нервной системы ребёнка, которому 2 года 9 месяцев, такой режим: подъём 11.00 (11.30), дневной сон 17.00 (18.00) -20.00 (21.00), бодрствование до 02.00 (02.30), сон с 02.00 (02.30) до 11.00 (11.30).

Вопрос: Ирина Борисовна, наблюдались у вас в 11-й больнице с рождения и, пользуясь случаем, хочу поблагодарить за грамотное лечение и хорошее отношение. У меня вот какой вопрос: у дочери была пирамидная недостаточность, поздно стала переворачиваться и садиться, пошла в 1 год 2 месяца. Сейчас всё хорошо, у невролога были в 2 года 11 месяцев.

Недавно я стала обращать внимание на то, что дочь не умеет прыгать, отталкиваясь двумя ногами и научить её у меня не получается. И еще она немного неуклюжая, это не сильно бросается в глаза, но я вижу. Ходим в бассейн и недавно начали ходить на танцы, может, стоит ещё чем-то заниматься. И стоит ли специально учить прыгать или сама научится со временем?

Ответ: Спасибо вам за добрые слова в мой адрес! Учитывая несвоевременность формирования моторных навыков у вашей дочери, можно сделать вывод, что и координаторные навыки – а именно прыжки на 2-х ногах, хождение по одной линии, бег с разворотами, ходьба по лестнице немного запоздают.

Очень замечательно, что девочка плавает и танцует. Ничего лишнего не добавляйте, чтобы не было срывов. Скорее всего, эти навыки придут годам к 4-м, но и сейчас учиться можно, только без фанатизма. Просто у девочки идёт скачок роста и развития, и дисбаланс стал для вас более явным. А вот показываться 2 раза в год врачу-неврологу явно стоит, как и остеопату – я думаю, они вам вместе помогут решить проблему.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, ребёнок всегда будет гипервозбудимым? Девочке 3 года. При родах была родовая травма, гипоксия, затем гипертонус. Ребёнок быстро возбуждается и нервничает. Если что-то не получается у неё, то вмиг начинается истерика.

Ответ: Важно, чтобы вашу малышку раз в 3-6 месяцев осматривал врач–невролог и помог скорректировать процесс созревания её нервной системы. Девочка не всегда будет капризной и легко возбудимой, сейчас идёт созревание её нервной системы. Сопровождение невролога поможет устранить излишнюю возбудимость.

Не забывайте соблюдать режим дня, исключите из её развлечений телевизор, игры на компьютере или в телефоне, старайтесь больше гулять, играть, разговаривать. Скорее всего, в вашем случае стоит провести девочке ЭЭГ-видеомониторинг дневного сна, а после получения его результатов – разумную терапию медикаментами, курс физиолечения или лечения у остеопата. Но только сделать это нужно по назначению врача и под его наблюдением.

Вопрос: Ребёнку 3 года, он почти не разговаривает. Часто начинает реветь, кричать, успокоиться не может, стоит на своём, может кричать час, валяться на полу. Неврологи не видят ничего особенного, а мне страшно…

От 3-х лет и до школы

Вопрос: Диагноз в карте ребенка "неврологически здоров". После каких манипуляций врач вправе писать подобное? И второй вопрос: воспитатели в садике заметили, что девочка при равном объеме выпитой жидкости по сравнению с другими детьми, может в течении дня ни разу не сходить в туалет (ЭЭГ, М-ЭХО в пределах возрастной нормы), УЗИ почек – норма.

Ответ: Такой диагноз правомочен, если нет откровенно грубых органических изменений в неврологической сфере. Значит, вам стоит порадоваться. Если что-то смущает или появились вопросы – просто надо ещё раз обратиться за консультацией, всё объяснить и обсудить.

Вариант нарушений мочеиспускания по типу задержки – это нейрогенная дисфункция. Такому ребёнку имеет смысл напоминать о посещении туалета. В норме он должен ходить туда 4-5 раз в сутки. Нет ли у девочки изменений в анализах мочи? Проводили ли УЗИ почек с мочевым пузырём до и после мочеиспускания? Не было ли у ребёнка обмороков, судорог, травм поясницы и головы? Важно посмотреть, много ли времени проводит ребёнок в сидячем положении – потому что может быть венозный застой в органах малого таза. Всё это нужно проанализировать в комплексе.


Вопрос: Сыну 4 года, начал часто бегать в туалет по-маленькому, каждые 5-10 минут. Анализы мочи хорошие, направили в неврологу. Что это может быть?

Вопрос: У сына (сейчас ему 6 лет) с рождения миотонический синдром, он вялый, было расходящееся косоглазие с 2-4 лет, плосковальгус стопы. Ещё у него ГЭРБ 1 степени. И начались навязчивые движения: моргания, шмыганье, покашливание. После курса лечения всё прошло, а в этом году всё повторяется. Что вы можете посоветовать?

Ответ: Мышечный тонус, поддержание осанки, разумных спортивных навыков – для равновесия, координации и обучения в школе – вот то, на чём вы сейчас должны сосредоточиться. Нужно обеспечить ребёнку правильное рабочее место, тренировать мышцы спины – можно выбрать посильные для себя и ребёнка упражнения и менять их, чтобы не надоедали. Это различные подтягивания, отжимания от стены, махи руками.

Два раза в год можно проводить профилактику витаминами группы В – принимать их в течение месяца. Если появляются дополнительные вопросы по отдельным симптомам, то лучше записаться на консультацию к врачу-неврологу.

Проблемы школьников

Вопрос: Ребёнку от энуреза назначают кортексин. Хочется узнать ваше мнение об этом препарате и какие ещё есть способы лечения энуреза у детей. Ребёнку 7 лет, обследован, патологии мочеполовой системы не выявлено.

Ответ: Энурез лечится комплексно, лечение врач подбирает в зависимости от причин энуреза. Энурез может быть первичным из-за несвоевременного созревания нервной системы или вторичным, например – неврозоподобным. Для лечения энуреза используется не только кортексин, но и другие препараты, в том числе седативные, витамины, адаптогены.

Также ребёнку может помочь физиотерапия, рефлексотерапия и остеопатическое лечение. Но, при этом, я хочу обратить ваше внимание на то, что все эти методы должны применяться только после назначения их врачом-специалистом. Возможно, для уточнения причины энуреза ребёнку стоит провести ЭЭГ-видеомониторинг. В том случае, если он выявит зоны эпиактивности в головном мозге или неравномерность его созревания, то терапию можно будет скорректировать более точно.

Вопрос: Ребёнок в этом году пошел в школу. Начал очень сильно скрипеть ночью зубами, были у стоматолога - он никаких проблем не выявил. Бруксизм был и раньше, но не так часто. Подскажите от чего это и как с ним бороться?

Ответ: Думаю, что причина всего – новые эмоции. Школа – это новый круг общения, новая информация, впечатления, другая мера ответственности. Важно проанализировать режим дня, больше времени проводить вместе. Не давите ребёнка учёбой, иначе у него будет "аллергия на школу".

Ограничьте зрительные нагрузки. Вечером просто поиграйте в настольные игры, попросите помощи по дому – пропылесосить, накрыть на стол. В любом деле будьте союзниками. Хвалите его за дела, а не за отметки!

Уважайте выбор и мнение своего растущего чада, подбадривайте его. Ведь он продержался столько, сколько смог, а теперь ему надо немножко помочь. В крайнем случае, можно приобрести в аптеке специальное приспособление для защиты эмали зубов - типа "капы" у боксёров. А если почувствуете, что всё-таки не справляетесь с проблемой - посоветуйтесь с неврологом в индивидуальном порядке. Мягкие седативные препараты должны помочь в этом.

Ответ: Вы обрисовали признаки нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у обоих деток. Старайтесь делать с ними упражнения на брюшной пресс, не заигрываться, не засиживаться у экранов планшетов и подобной техники, больше двигаться, посещать спортивные секции, бассейн. Мальчики должны потренировать свои ощущения перед мочеиспусканием - по типу симптома "будильника": ложатся на спину во время желания помочиться и несильно давят себе живот над лоном, так мозг получает информацию о "боевой готовности". А потом они бегут в туалет.

Можно дважды в год проводить курсы витаминов группы В. Конечно, лучше встретиться и обсудить эту проблемы прицельно с неврологом. Советую вам не всю информацию говорить при детях, то есть не смущать их. По моему опыту, остеопатия хорошо помогает при невротических проблемах, связанных с мочеиспусканием.


Вопрос: Дочери 9 лет. С 3 до 5 лет лечили заикание. Сейчас от него и следа нет. Но беспокоит, что в свои 9 лет не знает даже свой день рождения. Вроде всё расскажу, выучит, через пять минут спрошу - не помнит. Причем не помнит даже сезон! Отсюда проблемы с учебой. Новые слова никак ей не даются. До сих пор спрашивает меня, как пишутся некоторые буквы. Читает очень медленно. Очень хочется помочь ей. С чего начать нам?

Ответ: Дисбаланс в развитии нервной системы у девочки сейчас стал причиной нарушений в когнитивной сфере. Надо обратиться к неврологу. Скорее всего, будет предложено провести ЭЭГ-видеомониторинг сна, возможно - МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы и шеи, консультация окулиста с осмотром глазного дна.

Эпиактивность, которая не проявляет себя днём, может быть обнаружена во время сна, а она влияет на развитие интеллекта. Плохое зрение или изменения на глазном дне тоже скажут о многом: а дочь может не признаваться вам, что она просто видит плохо. Одно могу сказать точно, что к последствиям лечения заикания эта проблема никак не относится. Поддерживайте девочку морально, хвалите за маленькие успехи, но при этом обследуйте, не затягивайте с обращением к врачу.

Вопрос: Сыну 11 лет, 5-й класс. До сих пор может написать буквы наоборот, путает N-И, R-Я, почерк ужасный, правила по русскому языку знает, но в процессе письма не применяет, пишет очень безграмотно, читать не любит. Есть повышенная тревожность, страхи. Психолог сказала, что есть задержка развития эмоционально-волевой сферы.

Плоско-вальгусная деформация ног проявилась около года назад, в детстве не было. Занимается боксом год. Один раз на тренировке упал, ударился головой. Сразу ничего не сказал, а сейчас рассказывает, что даже не помнит, как его подняли и посадили на скамейку. Родился в 37 недель, было обвитие и гипоксия в родах, 7-8 баллов по шкале Апгар ставили. Вопрос: надо ли при таких данных наблюдаться у невролога?

Ответ: Согласна, что у вашего сына есть выраженные когнитивные нарушения – к ним относятся память, внимание, сама мотивация к чтению и учёбе. То, что вы обратили внимание на старую травму - это хорошо, но, я думаю, что учёба и до травмы несколько "хромала".

Исключайте ему чрезмерные зрительные нагрузки - телефоны, планшеты, компьютеры, телевизор.

Объясните, что это не наказание, а отдых для его нервной системы. Общайтесь, читайте вместе хотя бы по главе в день. Пусть он вам перескажет прочитанное, сделает собственные выводы, выскажет своё отношение к герою и к ситуации. Хорошо, если он действительно успешен в спорте – тогда он более уверен в себе, меньше подвержен осуждению в коллективе. Мальчика своего ни с кем не сравнивайте, он у вас самый лучший! Обязательно покажите его неврологу, возможно – эндокринологу или психиатру. Конечно, волшебства не произойдёт, потому что возраст уже достаточно "взрослый", но и ничего не делать нельзя.

Вопрос: У сына нестабильность 2-4 шейных позвонков, был подвывих С1. По УЗДГ сосудов головы и шеи - извитые позвоночные артерии, зажим при повороте головы, кровоток снижен, но не критично. Глазное дно - то приток крови затруднен, то отток, каждый раз по-разному. Неврологи, у которых наблюдались, советовали плавание и запрет на секции, где есть нагрузка на шею: кувырки, стойки на лопатках, канат, батут, прыжки в воду. По этой причине ушли с гимнастики.

Сын посещает плавание и танцы. Врачи говорят, что надо укреплять мышцы шеи, а дальше всё будет можно. Нас интересуют занятия боевыми видами искусств и гимнастика. но там везде кувырки. На данный момент ему 8 лет. Очень спортивный и активный. Прокомментируйте, пожалуйста, нестабильность в шейном отделе позвоночника, извитые позвоночные артерии и спорт.

Ответ: Начну с обследований: с УЗДГ можно больше не частить, достаточно провести в 10–11 лет, затем ещё через пару-тройку лет. Контролировать зрение с осмотром глазного дна 1-2 раза в год достаточно.

Учитывая нестабильность в шейном отделе и гиперактивность мальчика, лучше по-прежнему воздержаться от гимнастики и самбо, бокса, карате, при этом можно у-шу и айкидо (как наименее травматичные). Самое оптимальное – это плавание без прыжков в воду, особенно с высоты.

Танцы - просто отлично, но без резких поворотов головы и исключить все акробатические варианты, то есть батут, кувырки, стойки на голове и лопатках, "мостик". Можно кататься на лыжах. Да и на физкультуру в школу лучше принести справку с такими же ограничениями. Излишние нагрузки способны дестабилизировать то, чего вы уже добились за эти годы. А боевые искусства никто вам не мешает изучать и посещать в качестве болельщиков.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Физиотерапия – это направление современной медицины, которому уделяется незаслуженно мало внимания. Среди всевозможных методов лечения и профилактики заболеваний физиотерапия является одним из самых безопасных и щадящих методов. Именно поэтому физиотерапевтические процедуры особенно часто назначаются детям.

Физиотерапия. Что это такое?

Физиотерапия – это воздействие на организм с помощью различных физических факторов – как природных, так и искусственно создаваемых. В число этих факторов входят такие явления, как магнитные поля, токи, ультрафиолетовое излучение, свет, тепло, воздух, ультразвук и многие другие. Все эти методы воздействия относительно безвредны в сравнении, скажем, с медикаментозной терапией и помогают организму активировать собственные оздоровительные механизмы. Физиотерапия может быть как основным методом лечения при некоторых заболеваниях, так и дополнительным элементом основного курса лечения. Физиотерапия для детей применяется чаще, чем у взрослых, так как детский организм более чувствителен и требует острожного вмешательства.

Лечебный эффект физиотерапии обуславливается активацией в организме определенных рецепторных полей, что в свою очередь стимулирует процесс самооздоровления. Различные физические факторы, упомянутые выше, способны генерировать специфические процессы в тканях и органах. В зависимости от области поражения и от цели физиотерапевтических процедур (лечение, профилактика или реабилитация), каждому пациенту назначается строго определенный курс, в котором прописывается не только количество процедур, но также область и интенсивность воздействия. При этом учитываются индивидуальные особенности организма человека, противопоказания и другие возможные побочные эффекты. К слову сказать, побочные эффекты у физиотерапии крайне редки и могут быть обусловлены только непрофессионализмом физиотерапевта и педиатра.

Методы лечения физиотерапией

Методы лечения физиотерапией крайне разнообразны, однако все они делятся на две основные категории – аппаратные методы и методы с использованием естественных физических факторов. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

Среди естественных методов в физиотерапии можно выделить водные процедуры (бальнеотерапия и талассотерапия), грязелечение (пелоидетерапия), теплолечение, двигательную и дыхательную гимнастику, массаж и массажеподобные техники, воздушные (гелиотерапия) и солнечные ванны и многое другое.

Среди аппаратных физиотерапевтических методов ведущими являются такие направления, как электротерапия, магнитотерапия и фототерапия. Электротерапия делится на процедуры в зависимости от вида выбранного воздействия – постоянные токи низкого напряжения, переменные токи, электрическое поле. Магнитотерапия бывает двух видов – переменная низкочастотная и высокочастотная. Основные виды фототерапии используют инфракрасное, ультрафиолетовое и видимое излучение (цветотерапия). Рассмотрим более подробно некоторые виды аппаратных физиотерапевтических процедур:

  • Низкочастотная импульсная электротерапия оказывает воздействие синусоидальными модулированными токами низкой частоты. Такие токи стимулируют мышцы и нервы, что особенно полезно для улучшения состояния мышечного аппарата, восстановления больных или поврежденных нервных волокон, а также для похудения. Процедура способствует улучшению обменных процессов – этим обуславливается ее эффект;
  • УВЧ, или индуктотермия – это воздействие электромагнитным полем ультравысокой частоты. Особенность воздействия состоит в том, что оно легко проникает сквозь все ткани организма, прогревая их, улучшая кровоснабжение и оказывая противовоспалительное, противоотечное, обезболивающее, спазмолитическое действие. УВЧ способствует улучшению работы иммунной системы, помогая ей бороться с патогенными микроорганизмами. УВЧ-процедуры показаны при воспалительных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, при острых воспалительных процессах кожи, при заболеваниях периферической нервной системы;
  • Инфракрасное светолечение – это воздействие, которое проникает в ткани на глубину 2–3 см, стимулируя самовосстановление поврежденных тканей, снимая спазмы и боль, улучшая тканевый обмен. Инфракрасная фототерапия показана при таких заболеваниях, как бронхит, пневмония, артрит, неврит и другие. Фототерапия с применением ультрафиолета применяется при повышенной проницаемости сосудов, деминерализации костей, при кариесе и рахите у детей;
  • Дарсонваль – процедура влияния на организм импульсными переменными токами высокой частоты и напряжения. Обычно дарсонваль применяется для воздействий местного характера, раздражающих нервные рецепторы кожи и слизистых оболочек. Показания к применению: заболевания лор-органов, некоторые стоматологические заболевания, псориаз, дерматозы, сосудистые заболевания.

Как видно из вышеупомянутого, физиотерапевтическими процедурами лечат простудные и кожные заболевания, заболевания опорно-двигательной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной и сердечнососудистой систем. Многие физиотерапевтические процедуры также имеют широкое применение не только в лечении, но и в реабилитации после перенесенных тяжелых заболеваний, а также в профилактике заболеваний позвоночника и дыхательной системы.

Большинство физиотерапевтических процедур, использующих естественные физические факторы, могут проводиться на дому, а также некоторые аппаратные методы физиотерапии – при помощи современного компактного оборудования.

Массаж – самая распространенная процедура. Детский массаж может быть оздоровительным и лечебным. Оздоровительный массаж помогает укреплению ослабленных детей, а лечебный помогает справиться с конкретными заболеваниями. Начиная с 1,5 месяцев здоровому ребенку уже можно проводить общий массаж и лечебную гимнастику (строго по рекомендации врача). В зависимости от имеющихся отклонений ребенку могут назначить массаж определенной части тела – например, массаж головы, массаж ног, спины, стоп и т.д.

Детям до года массаж поможет избежать проблем с пищеварением, регулярных простудных заболеваний, укрепить опорно-двигательный аппарат, улучшить обмен веществ и нормализовать сон. В более зрелом возрасте массаж поможет справиться с такими заболеваниями, как ДЦП, гипотрофия, рахит, запоры и проблемы с позвоночником. Массаж для детей лучше проводить в специально оборудованной детской поликлинике, в которой созданы все необходимые условия и работают опытные специалисты. Родители также могут выполнять некоторые приемы детского массажа на дому – но только самые простейшие, и только после соответствующего обучения.

Задержка речевого развития – не приговор, и если вовремя обратиться к профильным специалистам, сформировать карту лечения, подобрать медикаментозные средства и физиотерапию при задержке речевого развития, то можно вернуть ребенка к базовым навыкам и умениям, которыми он должен владеть в своем возрасте.

Физиотерапия при задержке речевого развития назначается совместно педиатром, неврологом, логопедом или психологом, после проведения тестирования и сдачи определенных анализов. Как правило, вместе с медикаментозными средствами ставка делается на такие процедуры как:

  • массаж;
  • транскраниальная магнитотерапия, направленная на оголовье;
  • лекарственный электрофорез с никотиновой кислотой.

Физиотерапия при задержке речевого развития позволяет быстрее проникнуть лекарственным препаратам в организм и помочь в комплексном лечении.

Официально заболевание лечится в возрасте до 7 лет, поэтому физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться регулярно с небольшой периодичностью, чтобы помочь восстановить речевую функцию и активизировать интеллектуальное развитие, начиная с раннего детства.


Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Когда стоит назначать лечение?

Дефектологи, психологи, логопеды утверждают, что до 3-х лет ребенок может самостоятельно догнать речевую активность своих сверстников. Если же этого не произошло, назначается комплекс процедур.

Сеансы лекарственного электрофореза направлены на стимуляцию нейронов в коре головного и спинного мозга. Современная транскраниальная магнитотерапия, направленная на зону оголовья, позволяет улучшить работу нервных окончаний в этой зоне, улучшить обменные процессы, восстановить кровообращение.

Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Физиотерапевт ребенку

Чаще всего физиотерапия применяется в составе комплексной терапии хронических заболеваний. Большинство физических факторов, используемых в физиотерапии, являются естественными и привычными даже для детского организма. Физиотерапия имеет ряд существенных преимуществ, обуславливающих ее широкое применение при лечении детей:

  • Возможность уменьшить дозы лекарственных препаратов или заменить их физиотерапевтическими методиками.
  • Отсутствие факторов, повреждающих или необратимо воздействующих на организм.
  • Невозможность развития зависимости от процедур.
  • Отсутствие эффекта отмены, характерного для многих лекарственных средств.
  • Отсутствие побочного действия процедур.
  • Безболезненность процедур.
  • Возможность точного дозирования воздействия с учетом индивидуальной чувствительности.


Врач-физиотерапевт подбирает оптимальный курс лечения с учетом лучшей чувствительности определенных органов и тканей к воздействию определенных физических факторов. Например, при лечении нервных болезней широко используется электромагнитное излучение и электрические токи, а для воздействие на мышечную ткань тепловые факторы и водолечение. Также врач-физиотерапевт разрабатывает оптимальные курсы физиотерапевтического лечения при конкретных заболеваниях и подбирает оптимальное сочетание нескольких видов лечения, дополняющих друг друга.

КАКИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ФИЗИОТЕРАПИИ?

Все физиотерапевтические лечебные факторы можно разделить на искусственные физические факторы и природные факторы:

Искусственные лечебные факторы

Каждый физиотерапевтический фактор обладает как общим действием, связанным с передачей организму одного из вида энергии, так и специфическими особенностями действия, свойственными только определенному фактору. Например, воздействие ультрафиолетового излучения на коду вызывает в ней умеренное асептическое воспаление (эритемную реакцию) и образование витамина D, а электромагнитные колебания УВЧ генерируют в тканях тепло.

ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИОТЕРАПИИ В ПЕДИАТРИИ

Функциональные особенности детского организма, динамика возрастных изменений обуславливают специфическую ответную реакцию на действие лечебных физических факторов в физиотерапии. Например, повышенная чувствительность центральной нервной системы ребенка приводит к тому, что результат лечения проявляется раньше, при небольших дозах воздействия и меньшей продолжительности курса лечения. Процессы обмена веществ у детей характеризуются большей активностью и подвижностью, поэтому биологически активные вещества образуются быстрее и в большем количестве, чем у взрослых. Площадь поверхности тела у детей относительно массы тела больше, чем у взрослых. Поэтому наблюдается большая чувствительность детей к действию физических факторов. Из-за тонкости кожи и несовершенства развития ее защитных факторов в виде реакции на воздействие физических лечебных факторов проявляется гиперемия (покраснение) кожи. Также действие физических факторов у детей не ограничивается зоной непосредственного приложения, но распространяется на соседние анатомические сегменты.

  • Физический фактор воздействия и его дозировку подбирают в соответствии формой и стадией заболевания, с учетом возраста ребенка и индивидуальной переносимости. Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения. Дозировку лечебного фактора начинают с минимальных параметров. Электропроцедуры назначают в импульсном, более щадящем режиме. Не воздействуют на область сердца, ростковые зона костей, внутренних эндокринных органов.
  • Детям назначают только местные процедуры и отказываются от общих и местных, которые могут испугать ребенка: искровая дарсонвализация, электросон и т.п. Маленьким детям стараются не применять лазеротерапию, которая оказывает слишком сильное стимулирующее воздействие.
  • Для профилактики развития или прогрессирования заболевания физиотерапию начинают использовать как можно раньше – на стадии обратимых функциональных сдвигов.
  • Физиотерапию сочетание с другими методами лечения: медикаментозной терапией, хирургическим лечением, ЛФК.
  • При хронических заболеваниях последовательно используют разные факторы воздействия, направленные на повышение защитных, приспособительных сил организма.
  • При проведении реабилитации используют последовательное этапное лечение как физическими, так и природными факторами.
  • Всегда проводят систематический врачебный контроль переносимости и эффективности проводимого лечения.
  • Действие физических факторов не исчерпывается только временем процедуры, так как и после ее окончания в организме происходят функциональные сдвиги (фаза последействия).
  • Отсроченный терапевтический эффект может проявляться через 1,5–3 месяца после курса лечения. Поэтому перерыв между курсами физиотерапии, в связи с этим необдуманное назначение процедур в этом периоде может ухудшить состояние больного. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.

С КАКОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ФИЗИОТЕРАПИЮ?

Первые дни жизни

Первые месяцы жизни

Первые 2-3 года жизни

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ОБРАЩАТЬСЯ К ФИЗИОТЕРАПЕВТУ?

К физиотерапевту направляет врач педиатр при необходимости включения физиотерапии в комплекс лечебных мероприятий или при проведении реабилитации. Эффект физиотерапии в значительной степени зависит от условий проведения лечения и эмоционального фона. Физиотерапевтическое лечение может быть подобрано при заболеваниях практически всех органов и систем.


ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ФИЗИОТЕРПАПИИ

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ВРАЧ ФИЗИОТЕРАПЕВТ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМА?

Во время приема врач:

  • Выяснит, как протекала беременность и роды у мамы, расспросит родителей о перенесенных заболеваниях, поведении малыша, выслушивает жалобы.
  • Осмотрит ребенка и оценит его состояние.
  • Подберет оптимальные физические факторы для лечебных или профилактических процедур. Выберет дозу и количество процедур.
  • При необходимости проведет индивидуальные пробы на реакцию и переносимость лечебного фактора.
  • При необходимости назначит консультации других специалистов (в том числе с вызовом специалистов на дом).
  • Проведет физиотерапевтические процедуры или передаст ребенка среднему медицинскому персоналу для их проведения.

Во время вторичного приема врач физиотерапевт оценит эффективность лечения, и скорректирует его при необходимости.

СКОЛЬКО ДЛЯТСЯ СЕАНСЫ ФИЗИОТЕРАПИИ И СКОЛЬКО СЕАНСОВ ПОТРЕБУЕТСЯ?

В зависимости от вида лечебного физического фактора и возраста ребенка продолжительность сеанса физиотерапии может составлять от 2-3 минут до получаса. На курс назначают от 6-8 до 15-20 процедур. Повторные курсы с воздействием того же самого лечебного фактора на ту же зону назначают не ранее, чем через 2 месяца.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ФИЗИОТЕРАПИИ

К частным противопоказаниям относятся непереносимость или повышенная чувствительность к природным лечебным факторам, повреждения кожи и слизистых оболочек, наличие кожных заболеваний, новообразований в местах приложения физических факторов.

К общим противопоказаниям относятся острые инфекционные заболевания, лихорадочное или психотическое состояние, туберкулез в активной стадии, злокачественные опухоли, повышенная кровоточивость, заболевания крови, экстрасистолия и мерцательная аритмия, эпилепсия, наличие кардиостимулирующего аппарата.

СТОИМОСТЬ ПРИЕМА У ВРАЧА ФИЗИОТЕРАПЕВТА

Физиотерапевт детский, консультация 1 600 руб.

ФИЗИОТЕРАПИЯ, ПРОЦЕДУРЫ

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ФИЗИОТЕРАПЕВТУ

Записаться на прием врача физиотерапевта можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

Также врача можно вызвать на дом в удобное для вас время.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.