Невропатия как вариант патологического формирования личности

Патологическое формирование личности имеет психогенное происхождение: возникает при длительно воздействующих неблагоприятных социальных условиях (неправильное воспитание в семье, конфликты, хронические неврозы, психические потрясения, переживание ребенком своего инвалидизирующего физического заболевания, чувство ущербности). Патологические реакции при неблагоприятных условиях фиксируются и переходят в патологические черты характера. Характер становится более тяжелым и трудным. Патологические реакции и патологическое формирование личности, хотя и имеют психогенное происхождение, но их возникновение в значительной мере зависит от таких условий, как легкая резидуальная церебрально-органическая недостаточность (остаточная, являющаяся результатом ранее перенесенных заболеваний, со сгладившейся симптоматикой), соматическая ослабленность, биологические сдвиги, свойственные пубертатному кризису.

Патологическое формирование отличается от психопатии тем, что быстро проходит, если ликвидировать те причины, которые вызвали патологическое формирование личности.

Варианты патологического формирования личности:

1. Патологическое развитие характера вследствие уродливого воспитания, пребывания в длительной психотравмирующей ситуации.

2. Невротическое формирование характера как этап затянувшегося невроза (психотравмирующая ситуация носит затяжной, неразрешимый характер). Невротические формы реагирования и поведения стереотипизируются и становятся постепенно свойствами личности. Это происходит на протяжении нескольких лет.

3. Постреактивное патологическое формирование личности после перенесенного психогенного (реактивного) психоза.

4. Патологическое формирование вследствие обостренного переживания физических дефектов, уродств (сенсорных нарушений, ДЦП, хронических заболеваний) и связанных с ними ограничением контактов, изоляцией от здоровых сверстников, чувством своей неполноценности. Сознание своей неполноценности становится отчетливым в 10—11 лет. Преобладают пониженный фон настроения, тенденция к самоограничению социальных контактов с уходом в мир внутренних переживаний, астенические черты личности, гиперкомпенсаторные фантазии.

Виды неправильного воспитания, приводящего к патологическому формированию личности:

3. Гиперопека — воспитание, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают реализоваться его возможностям. У ребенка формируется безволие, безынициативность, зависимость от окружающих, нерешительность, неприспособленность к жизни, недовольство собой.

4. Гипоопека — воспитание, при котором ребенок предоставлен сам себе, безнадзорен, никем не контролируется, у него не формируются навыки социальной жизни. Ребенок не подчиняется ограничениям, отрицает социально положительные авторитеты, необузданно стремится к свободе от любых форм упорядоченной учебы, труда, нормативов общественно необходимого поведения.

5. Непоследовательное и противоречивое воспитание — разнобой воспитательных воздействий в семье. У ребенка отсутствуют волевые задержки, поведение зависит от сиюминутных желаний, подчиняется чужому влиянию. Характерно непостоянство, нежелание преодолевать трудности, отсутствие интереса к труду.

Патологическое формирование личности

Выделяется два механизма формирования патохарактерологического развития:

  • • закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникших в ответ на психотравмирующее воздействие, становясь впоследствии свойствами личности;
  • • непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимость, истеричность и т. д.).

В основе реакций протеста (оппозиции) лежит комплекс особо значимых субъективных переживаний (по поводу обиды, перенесенного унижения). Различают реакции активного и пассивного протеста. Патохарактерологические реакции активного протеста проявляются непослушанием, грубостью, агрессивностью, двигательным возбуждением. При наличии церебральной резидуально-органической недостаточности могут наступать состояния аффективного сужения сознания. Для реакций пассивного протеста характерны мутизм, суицидальное поведение, уходы из дома, рвота, энурез. Меняется также поведение ребенка, он становится капризным, проявляет обиду и недовольство по отношению к тем людям, которые спровоцировали реакцию протеста.

Патохарактерологические реакции пассивного протеста могут проявляться в виде уходов из дома. Побеги носят демонстративный характер, когда целью ребенка или подростка является завоевание внимания близких: ребенок представляет себе, как родители разыскивают его, винят себя в том, что вынудили его уйти из дома. Если целью побега является уход от психогенно-травмирующей ситуации, если ребенком движет стремление уйти от наказания, такой побег может быть назван импунитивным. Побеги могут стать поведенческим стереотипом, особенно часто это случается при неустойчивом типе психопатий и акцентуаций характера.

Побеги могут быть также проявлением патохарактерологических реакций другого типа — реакций эмансипации. В таких случаях ребенком или подростком движет стремление избавиться от опеки, покровительства и контроля родителей и воспитателей. При меньшей выраженности стремления к самоутверждению реакции эмансипации проявляются в активном несогласии с советами взрослых, критикой их поведения. Реакции эмансипации у подростков мужского пола часто сочетаются с реакциями группирования со сверстниками. Последние проявляются стремлением подростков образовывать спонтанные группы, в которых устанавливаются неформальные отношения между лидерами и ведомыми.

Реакции группирования со сверстниками у подростков тесно связаны с реакциями имитации: имитируется поведение лидеров неформальной группы. Возникновение вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ) и делинквентности у подростков часто связано с действием имитационных механизмов. Реакции имитации чаще являются характерологическими, но могут носить патологический характер.

В результате переживания собственной неполноценности могут возникать реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые проявляются в возникновении форм поведения, маскирующих ту или иную слабую сторону личности.

При реакциях гиперкомпенсации защитная форма поведения носит гипертрофированный характер: наблюдаются компенсаторные игры, фантазии, иногда приводящие к оговорам и самооговорам. Эти проявления при реакциях гиперкомпенсации способствуют формированию патологической личности.

При анализе патохарактерологического формирования личности выделяют четыре основных варианта: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, психически неустойчивый. Каждый из этих вариантов связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительные конфликтные ситуации, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, способности преодолевать трудности. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности является вариантом психогенного психического инфантилизма, одного из компонентов задержки психического развития.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, обидчивым, а в дальнейшем — пассивным и неуверенным.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клиникопсихологической структуре близко так называемое невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и к формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страху и тревоге. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.

Кроме того, нельзя не отметить и особый вид аномального психического развития — дисгармоничное протекание периода полового развития: как его ускорение, так и задержка [4]. Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. При наличии неблагоприятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциального поведения.

Религиозная организация

"Калачинская Епархия Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)"


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


1. Патологическое формирование личности………………………………………………3

2. Коррекция психических нарушений детей и молодежи по методу "Арт-терапии"…………………………………………………………………………………..6

2.1. Возможности методов арт-терапии………………………………………………………………….6

2.2. Изо-терапия………. 7

2.4. Тренинги по сценической речи……………………………………………………………………..12

Введение

Цель нашего исследования – охарактеризовать методы арт-терапии.

Выделим задачи нашего исследования:

· Охарактеризовать арт-терапию как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности;

В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Решение данных задач определяет ход педагогического воздействия. Основным направлением такого воздействия является развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. Организация логопедического и творческого процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Оно представляет собой сложный педагогический процесс.

Патологическое формирование личности

В патогенезепатологических формирований лично­сти основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляю­щих собой форму ответа на психотравмирующую ситуа­цию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;

В систематике патохарактерологического форми­рования личности(В.В. Ковалев) различаются следую­щие основные варианты: аффективно возбудимый, тормо­зимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них свя­зан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариантчаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, аг­рессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффек­тивной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повы­шенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Патологическое развитие личности по типу психиче­ской неустойчивостинапоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено ус­ловиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ре­бенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивно­сти, повышенной внушаемости. По существу, патологиче­ское развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше.

Тормозимый вариантпатологического развития лич­ности чаще формируется в условиях такого типа гиперопе­ки, при котором авторитарность, деспотичность воспита­ния подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследст­вии - пассивным, неуверенным в своих силах.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротиче­ское формированиеличности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию та­ких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при не­благоприятных средовых условиях.

Первичная дефектность вегетативной системы обу­словливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неус­тойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возни­кают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического диском­форта в одних случаях способствуют формированию лич­ности тормозимой, малоактивной, повышенно чувстви­тельной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астени­ческий и возбудимый, наблюдающийся реже.

Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школь­ном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в небла­гоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев).

По мере нормализации эндокринной формулы умень­шаются напряженность влечений и аффективная возбуди­мость. В благоприятных средовых условиях девиация по­ведения претерпевает обратное развитие. Однако при нали­чии неблагоприятного окружения эти патологические чер­ты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.

В патогенезе патологических формирований лично­сти основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляю­щих собой форму ответа на психотравмирующую ситуа­цию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;

В систематике патохарактерологического форми­рования личности(В.В. Ковалев) различаются следую­щие основные варианты: аффективно возбудимый, тормо­зимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них свя­зан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, аг­рессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффек­тивной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повы­шенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Патологическое развитие личности по типу психиче­ской неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено ус­ловиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ре­бенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивно­сти, повышенной внушаемости. По существу, патологиче­ское развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше.

Тормозимый вариант патологического развития лич­ности чаще формируется в условиях такого типа гиперопе­ки, при котором авторитарность, деспотичность воспита­ния подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследст­вии - пассивным, неуверенным в своих силах.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротиче­ское формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию та­ких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при не­благоприятных средовых условиях.

Первичная дефектность вегетативной системы обу­словливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неус­тойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возни­кают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического диском­форта в одних случаях способствуют формированию лич­ности тормозимой, малоактивной, повышенно чувстви­тельной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астени­ческий и возбудимый, наблюдающийся реже.

Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школь­ном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в небла­гоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев).

По мере нормализации эндокринной формулы умень­шаются напряженность влечений и аффективная возбуди­мость. В благоприятных средовых условиях девиация по­ведения претерпевает обратное развитие. Однако при нали­чии неблагоприятного окружения эти патологические чер­ты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.

Библиографический список

1. Аджималаев, Т.А. Системные механизмы роста и развития организма / Т.А. Аджималаев // Советская педи­атрия. - М., 1989, - Вып. 7. - С. 26-44.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/под ред. Л.С. Цветковой. -М., 2001.

3. Аксарина, Н.М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего воз­раста / Н.М. Аксарина. - М., 1974. - 52 с.

4. Бадалян, Л.С, Невропатология / Л.С. Бадалян. —"'. М.: Просвещение, 1982.-С. 182-211.

5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Ме­дицина, 1966.-С. 138-153.

6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности фор­мирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.-140 с.

7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С, Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. :

8. Гарбузов, В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. -М.: Медицина, 1990. - 172 с.

9. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

10. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 76 с.

11. Журба, Л.Т. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова // Журнал неврологии и пси­хиатрии им. С.С. Корсакова. - 1976. - № 10. - С. 1451-1454.

12. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в пове­дений ребенка. / А.И. Захаров.

СПб.: Союз, 1997. - 222 с.

13.3еньковский, В.В. Психология детства / В.В, Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 334 с.

14. Исаев, Д.И. Психическое недоразвитие у детей / Д.И. Исаев. - Л,: Медицина, 1982. - 224 с.

15. Исаев, Д.И, Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.И, Исаев. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с.

16.Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1980. -448 с.

17. Каукнайнен, А.Б. Часто болеющие дети / А.Б. Каукнайнен. -Л.: ГИ ДУВ, 1990. - 23 с.

18. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста (ру­ководство для врачей) / В.В. Ковалев. - М.; Медицина, 1979.-607с.

19. Ковалев, В.В. Психический дизонтогенез как клинико -патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев // Журнал неврологии и психиат­рии им. С.С. Корсакова. - 1981. -№ 10. - С. 1505-1509.

20.Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психиче­ских заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. -М.: Медицина, 1985. -286 с.

21. Кулагина, Н.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Ку­лагина. -М.: Сфера, 2001. -464с.

22. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лап­шин, Б.П. Пузанов. - М,: Просвещение, 1990. - 143 с.

23.Лебединский, В.В. Нарушения психического раз­вития у детей / В.В. Лебединский. - М., 1985. - 168 с.

24. Лудянский, Э.А. Руководство по заболеваниям нервной системы / Э.А.Лудянский. - Вологда, 1995. - 424 с.

25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - М., 1969. - 504 с.

26.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М,: Академия,2002.-384с.

27. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997.-303 с.

28. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в раз­витии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. -М.: Просвещение, 1992. - 94 с.

29.Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / под ред. Е.Д. Ханской. — М.: Наука, 1986.-205 с.

30. Осипенко, Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. -289с.

31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Про­свещение, 1965. - 343 с.

32.Отбор детей во вспомогательные школы. - М.: Просвещение, 1971. - 96 с.

33.Принципы отбора детей во вспомогательные шко­лы / под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. - М.: Просвеще­ние, 1973.-224 с.

34. Психология аномального развития ребенка: хре­стоматия / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской: в 2 т. Т. П. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 818 с.

35. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 379 с.

36. Психодиагностика и коррекция детей с наруше­ниями и отклонениями развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

37. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002.- 160с.

38. Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского. -М,, 1981. -99 с.

39. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отста­лого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. -190 с.

40. Руководство по детской неврологии / под ред. В.И. Гузевой, - СПб.: Правда, 1998. - 494 с.

41. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - М: Изд-во МГУ, 1985. -190 с.

42. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1974 - 320 с.

43. Ульянова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР / У. В. Уль­янова. - М.: Педагогика, 1990. - 180 с.

44. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской.

М.: Педагогика, 1979. - 230 с.

45.Яссман, Л, В. Основы детской психопатологии / Л. В. Яссман, В.Н. Данюков. - М.: Олимп, 1999. -256 с.

Содержание

1. Клинические закономерности дизонтогенеза………………………. …4

1.1. Понятие дизонтогенеза . 4

1.2. Биологический и социальный факторы дизонтогений . 5

1.3. Параметры дизонтогений . 7

1.3.1. Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза . 7

2. Классификация дизонтогенеза. 12

2.1. Психическое недоразвитие . 12

2.2. Задержанное психическое развитие . 17

2.3. Поврежденное психическое развитие . 19

2.4. Дефицитарное психическое развитие . 22

2.4.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха . 22

2.4.2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы . 25

2.5. Искаженное психическое развитие . 30

2.6. Дисгармоническое психическое развитие . 31

2.6.1. Психопатия . 31

2.6.2. Патологическое формирование личности . 36

Библиографический список . 40

В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманова

Редактор С.Ю.Глазунова

Корректор М.А. Исакова

Верстка М.Н.Бргдановой

660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.

Редакционно - издательский отдел КГПУ,

Подписано в печать 01.08.06. Формат 60x84 '/16.

Усл. печ. л. 3,95. Заказ № 250. Тираж 300 экз.

Отпечатано ИПК КГПУ,

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

Патологическое формирование личности – это деформация незрелой личности, которая протекает в аномальном направлении на фоне хронических патогенных воздействий. К ним можно отнести такие факторы, как неправильное воспитание и длительная психотравмирующая атмосфера. Эти и многие другие социально-психологические факторы вызывают ситуационные реакции личности.

Данный термин впервые был сформирован в 1910 г. немецким психиатром Карлом Ясперсом. Целью стало ограничение ряда паталогических состояний, которые связаны с особенностями личности и неблагоприятными социальными условиями, из-за которых конкретная личность начинает меняться. При этом чрезвычайно или длительно объективные или субъективные ситуации, которые не находят своего решения, становятся причиной обострения и закрепления особенностей личности, которые были свойственны ей в самом начале, т.е. имеет место так называемая дезадаптация. Следовательно, характер человека, который подвергся личностному нарушению, становится сложнее. Таким людям чаще всего трудно строить взаимоотношения с окружающим их обществом.

Особенности патологического формирования личности у детей и подростков

Детский возраст – наиболее важный период жизни любого человека. Это обусловлено не только тем, что именно в это время происходят процессы становления морфологических и физиологических функций, но также и с тем, что на протяжении этого относительно небольшого отрезка времени формируются личностные черты. По данным психологов, личность человека начинает формироваться еще с момента рождения, при этом особое значение уделяется форме воспитания. Ключевым компонентом личности также выступает темперамент ребенка. Иначе говоря, темп протекания и подвижность процессов, связанных с психикой.


  • Особенности патологического формирования личности у детей и подростков
  • Виды воспитания, которые ведут к паталогическому формированию личности
  • Как и почему формируется паталогическая личность у детей?
  • Особенности основных типов патологических личностей

Виды воспитания, которые ведут к паталогическому формированию личности

Виды неправильного воспитания, которые ведут к паталогическому развитию личности:

Как и почему формируется паталогическая личность у детей?

Модель патологического формирования личности является сборной, а потому включает в себя сразу несколько вариаций паталогического развития. Классификация подобных формирований личности основана на двух критериях:

Выделяются следующие типы паталогический формирований личности у подростков и детей:

  1. Патохарактерологический. В данный термин входит формирование черт личности в паталогическом направлении еще в детском возрасте под воздействием травмирующих психику способов воспитания или длительных неблагоприятных ситуаций.
  2. Постреактивный. Патологическая личность в этом случае характеризуется изменениями в психике в детском или подростковом возрасте после перенесенного реактивного психоза.
  3. Невротический. Относятся случаи, когда возникают аномалии характера и личности в результате длительных неврозов, которые начались еще в детском или подростковом возрасте.
  4. Дефицитарный. Проявляется главным образом у детей, которые имеют те или иные физические дефекты. К ним можно отнести такие отклонения, как глухота, аномалии развития и т.п. Помимо этого психику ребенка могут травмировать различные хронические заболевания. Паталогические формы реагирования связаны также с ограничением социальных контактов, изоляцией от здоровых детей. Эти и другие факторы ведут к снижению настроения, появляется чувство неполноценности, ребенок уходит в мир внутренних переживаний. Следовательно, появляются астенические черты личности.


Особенности основных типов патологических личностей

Патологические изменения личности – достаточно распространенная категория заболеваний, которые требуют немедленного вмешательства со стороны специалистов. Они обычно появляются по причине определенной личностной структуры, которая возникает еще при рождении.

В настоящий момент отечественная психиатрия выделяет следующие группы расстройств:

  1. Циклоидов.
  1. Астеников.
  2. Шизоидов.
  3. Параноиков.
  4. Эпилептоидов.
  5. Неустойчивых психопатов.
  6. Социальных психопатов.
  7. Конституционально-глупых.

Вышеперечисленная классификация была разработана специалистом П.Б. Ганнушкиным.

Рассмотрим подробнее группу циклоидов. В нее входят следующие типы паталогических расстройств личности:

  1. Конституционально-депрессивные. В целом, эта группа расстройств немногочисленна. Речь идет о лицах, которые зачастую имеют пониженное настроение, жизнь кажется им бессмысленной, они во всем стараются находить отрицательные стороны. Иначе говоря, это типичные пессимисты. В движениях и внешних проявлениях отчетливо проявляются следы некоторой заторможенности. Еще в детском возрасте у таких людей проявляются такие черты характера, как задумчивость, боязливость, плаксивость.
  2. Конституционально-возбуждённые. Эта группа противоположна вышеописанной. В большинстве случаев субъекты, страдающие данным расстройством, внешне мало, чем отличаются от здоровых людей. Зачастую они поражают окружающих гибкостью своей психики, художественной одаренностью и отзывчивостью. Однако при детальном рассмотрении эти достоинства быстро перестают в неустойчивое состояние, при котором субъекты не могут надолго задерживать свое внимание на одном и том же предмете, их общительность становится чрезмерным проявлением внимания и т.п. При более тяжелых формах расстройства проявляются устойчивые психопатические особенности личности, которые оставляют неизгладимый след на всю жизнь.
  3. Циклотимики. Эта группа встречается гораздо чаще, чем две предыдущие. Это люди, которые отличаются многократной волнообразной сменой состояний возбуждения, а также депрессии. Как правило, эти колебания впервые появляются еще в раннем возрасте. При таком расстройстве жизнерадостные подростки резко становятся меланхоличными, у них появляется чувство угнетенности. Уже в зрелом возрасте частые приступы депрессии проходят очень болезненно, сопровождаются соматическими расстройствами. Такие люди отличаются одновременным сосуществованием противоположных настроений.
  4. Эмотивно-лабильные психопаты. Такие субъекты удивляют окружающих капризной изменчивостью настроения. Без какой-либо явной причины они могут сменить свой эмоциональный фон из одной крайности в другую. Внешне они нередко создают впечатление веселых и даже простодушных личностей. Иногда у них могут быть и спокойные периоды, когда даже самые сильные огорчения не вызывают тревогу, но зачастую такие субъекты при малейшей неудаче почти не выходят из тоскливого угнетения.


Что касается других типов психопатических личностей, то выделяются:

  1. Шизоидный тип. Как правило, это люди, которые отличаются замкнутостью, необщительностью. Помимо этого они могут быть надменными, но в то же ранимыми внутренне. Они склоны переживать даже по пустякам. Зачастую такие субъекты характеризуются как странные и непонятные люди, от которых можно ожидать чего угодно. При этом контакты с социальным окружением носят чисто формальный характер, их привязанности ограничены очень узким кругом людей.
  2. Параноический тип. Это люди, которые склонны к формированию собственных сверхценных идеологий, под властью которых и оказывают сами. Они заполняют их психику, оказывают сильное влияние на поведение параноика. У таких субъектов проявляются устойчивые эффекты, которые в большинстве случаев берут верх над их логикой. Главные черты характера – упрямство и некорректная прямолинейность. Они отличаются недоверчивым отношением к окружающим людям, имеют повышенное самомнение и жажду самоутверждения.
  3. Психастенический тип. Это субъекты, которые имеют ярко выраженную склонность к постоянному сомнению. У них отсутствует внутренняя решительность и уверенность в собственной личности. Они с недоверием относятся к своим суждениям, оценке окружающих людей, не верят в свои силы. Яркие представители данной группы – альтруисты, которые имеют щепетильный и чрезмерно совестливый характер. Этой патологией также страдают ананкасты.
  4. Астенический тип. Это люди, которые отличаются общей нервной слабостью. Они малоактивны, имеют повышенную робость, утомляемость. Зачастую субъекты с этой патологией чрезмерно впечатлительны, у них проявляется вегетативная стигматизация.
  5. Аффективный тип. Обычно это уживчивые, приветливые люди, которые отличаются повышенным стремлением создавать контакты с окружающими людьми. Отличительная черта – эмоциональная лабильность. Помимо этого, у них проявляется быстрая смена настроения и поведения, связанная с психогенным влиянием, а в некоторых случаях проявляется беспричинно.

Следует отметить, что в современной практике не встречаются чистые психопатические типы. В целом они бывают смешанного характера. В результате исследований, было выяснено, что более 60% психопатических личностей нельзя отнести к одной конкретной группе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.