Невропатология неврологический статус логопеда примеры мсэ




Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики


Мачерет Е.Л. Справочник врача-невропатолога поликлиники

Киев: Здоровья, 1995. — 205 с.
В справочнике представлены сведения о клинических проявлениях и лечении всех основных болезней нервной системы, с которыми приходится иметь дело врачу поликлиники. Описаны основные неврологические симптомы и синдромы. Особое внимание обращено на состояния, требующие неотложной помощи: наиболее часто возникающие комы, нейротоксикозы, расстройства мозгового кровообращения и травмы головного и спинного мозга, а также на метод их лечения.


Дубенко Е.Г. Неврология в схемах и таблицах.

5-е изд. дополн. — Методические указания. — Харьков: ХГМУ, 2000. — 86 с.
Настоящее методическое руководство не ставит задачей заменить учебную и научную литературу, а лишь помогает врачу сориентироваться в широком круге неврологической патологии, выделить наиболее существенную информацию. Работа состоит из таблиц, обобщающих все разделы неврологии, а также наиболее частые заболевания нервной системы с позиции их современной трактовки. Для студентов медицинских ВУЗов, врачей-интернов, неврологов.
Содержание:
Анатомия кортико-мускулярного пути.
Параличи, парезы.
Топическая диагностика нарушений произвольных движений.
Экстрапирамидная система и её патология.
Мозжечок и его патология.
Виды атаксий.
Анатамия путей чувствительности.
Нарушения чувствительности при поражении чувствительного анализатора на различных уровнях. ЧМН.
Нарушение функций вегетативной нервной системы.
Синдромы поражения различных отделов коры головного мозга.
Основные топические неврологические синдромы.
Схема обследования больного.
Головная боль.
Мигрень.
Синдромы внутричерепной гипотензии.
Синдром внутричерепной гипертензии.
Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
ОНМК.
Соматоневрологические синдромы.
Вертеброгенные неврологические синдромы.
Менингеальный синдром.
Гнойные менингиты.
Серозные менингиты.
Острый миелит.
Полиомиелитоподобные заболевания.
Полиомиелит.
Энцефалиты.
Церебральный арахноидит.
Демиелинизирующие заболевания нервной системы.
Боковой амиотрофический склероз.
Эпилепсия.
Неэпилептические пароксизмальные состояния.
ДЦП.
Наследственные спиноцеребеллярные атаксии.
Наследственно-дегенеративные заболевания экстрапирамидной системы.
Наследственно-дегенеративные нервно-мышечные заболевания.
Мышечные дистонии.
Миастения.
Наследственные нервно-мышечные заболевания.
Неврозы.
Дегенеративные заболевания экстрапирамидной системы.
Глоссалгия.
Неврологические аспекты СПИД.
Полиневропатии.
Нейросифилис.
Сирингомиелия.
Опухоли головного и спинного мозга.
Закрытые травмы головного и спинного мозга.
Симптомы поражения периферических нервов.
Нарушение функции тазовых органов.
Наиболее часто используемые в неврологии лекарственные средства.


Войти через uID

3.7. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Речь - это высшая психическая функция, свойственная только человеку. Расстройства развития речи и языка - рубрики МКБ-10: F70-72; F 80.0 - .1 - 80.2; F80.81; F81.1; F98.5-98.6; R47.0-47.1; R49.0-49.1-49.2

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. Для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.); нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Кратко можно выделить следующие виды речи: устная речь, среди которой выделяют сенсорную (импрессивную) речь, связанную с восприятием и пониманием речи и моторную (экспрессивная) речь, связанную с произнесением звуков речи человеком; письменная речь, связанная с письмом и чтением.

Различают следующие семантические понятия в патологии речи:

  1. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Степени выраженности общего недоразвития речи (табл. 83).

1-й уровень ОНР: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Понимание обращенной речи неполное.

2-й уровень ОНР: искаженная фонетически и грамматически фраза, предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание речи неполное. Полиморфное нарушение звукопроизношения, наличие большого количества (16-20) несформированных звуков.

3-й уровень ОНР: наличие сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика включает все части речи. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения.

4-й уровень ОНР: развернутая фразовая речь с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, фонетика, грамматика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения специальных заданий. Полное понимание обращенной речи.

Таблица 83

Степени выраженности общего недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Уровни общего недоразвития речи

Ориентировочная степень нарушения языковых и речевых функций

2. Системное недоразвитие речи (СНР): речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с умственной отсталостью и органическим поражением ЦНС (табл.84).

Таблица 84

Степени выраженности системного недоразвития речи и ориентировочные степени нарушения функций

Степени системного недоразвития речи

Ориентировочная степень нарушения языковых и речевых функций

СНР тяжелой степени

СНР средней степени

СНР легкой степени

2. Задержка речевого развития – замедление нормального темпа речевого развития ребенка до 3-4 лет, когда отдельные психические (память, внимание, мышление) и языковые функции, а также функция интеллекта отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, однако интеллектуальная недостаточность при этом не достигает степени слабоумия

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - к этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух, т.е. слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Основные речевые синдромы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения голоса; нарушения письменной речи.

Степени выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи: легкая степень: недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; средняя степень: недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

4.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР): ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи у детей с нормальным звукопроизношением и относительно сохранными фонематическими процессами;

5. Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Данные понятия являются логопедическими терминами и должны быть отражены в заключении логопеда при направлении на МСЭ (с указанием их степени выраженности).

После трех - четырехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония (дисфония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия; нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия, афазия; нарушения письменной речи: дисграфия (аграфия), дислексия (алексия).

Основными речевыми синдромами являются:

- моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии - поражение центра Брока (корковый конец речедвигательного анализатора) и его проводящих путей;

- сенсорная алалия - нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей (центра Вернике) при сохранном элементарном слухе;

- заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);

- дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

- ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;

- дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.

Необходимые данные при направления на МСЭ: при первичном обращении желательны данные о постановке диагноза в условиях речевого стационара; при повторном обращении – данные об амбулаторном и стационарном лечении за истекший экспертный период, ЭПО с оценкой состояния психических процессов и, в случае необходимости – оценка интеллекта по Векслеру, заключения специалистов: психиатр, педиатр, ортопед, невролог, окулист и т.д., развернутое заключение логопеда с указанием речевого статуса, диагноза, степени выраженности имеющихся нарушений, характеристика с места учебы, либо выписка из центра реабилитации инвалидов (заключение дефектолога), при необходимости – заключение психолого-медико-педагогической комиссии (выписка или протокол) с определением вида обучения, формы, режима и условий; инструментальные и лабораторные методы исследования (МРТ или КТ головного мозга, нейросонография, УЗДГ сосудов головы и шеи, ЭЭГ и т.д.): необходимы при наличии сопутствующей или осложняющей составляющей.

Экспертная оценка основных видов речевой патологии: степени выраженности нарушений языковых и речевых функций при различных речевых синдромах определяется степенью выраженности общего, системного и фонетико-фонематического нарушения речи.

Критерии инвалидности: стойкие умеренные, выраженные и значительно выраженные нарушения языковых и речевых функций, приводящие к ограничению способностей к общению, обучению, определяющие необходимость социальной защиты ребёнка

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребёнка в процентах [1] представлена в табл.85.

Таблица 85

Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах

Клинико-функциональная характеристика основных стойких нарушений функций организма

6.2.2.1 Незначительные нарушения (легкая остаточная афазия)

6.2.2.2 Умеренные нарушения (умеренная афазия с умеренными коммуникативными нарушениями)

6.2.2.3 Выраженные нарушения (выраженная афазия с выраженными коммуникативными нарушениями)

Домены по МКФ: нарушение функций: b 167 умственные функции речи, b 310 функции голоса, b 320 функции артикуляции, b 330 функции беглости и ритма речи, нарушение структур:

Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида. Медицинская реабилитация: реконструктивная хирургия – по показаниям; восстановительная терапия: медикаментозная терапия основного заболевания: патогенетическая и симптоматическая - препараты, улучшающие метаболические процессы коры головного мозга (ноотропы, сосудистые препараты, витаминотерапия) курсами по 4–8 недель в возрастной дозировке, корректоры поведения и т.д.); физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, массаж (в т.ч. зондовый логопедический); иглорефлексотерапия; бальнеотерапия и т.д. Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний.

[1] Количественная оценка языковых и речевых нарушений у детей нуждается в уточнении

Подготовила: логопед Попова Ирина Владимировна

Министерства труда и социальной защиты РФ

Краткая аннотация: в статье рассмотрен вопрос о диагностике речевых нарушений с точки зрения проведения медико-социальной экспертизы. Изложены общие положения о классификации речевых нарушений, рассмотрены различные степени нарушенной языковой функции, какие из них подлежат тому, чтобы ставить вопрос об установлении статуса инвалидности ребенка, а какие нет. Также изложено видение примерного алгоритма поведения логопеда при установлении того или иного речевого синдрома.

  • Речь – форма общения, присущая только человеку (звуки издаваемые животными не являются речью, так как не имеют постоянного звукового состава и не выражают мысли, желания)
  • Речь формируется с рождения до конца жизни человека параллельно с физическим и умственным развитием, однако наиболее активно речь развивается в возрасте от 0 до 6 лет;
  • Развитие речи тесно связано с развитием мышления (задержка развития речи после трех лет влечет за собой задержку психического развития и наоборот);
  • Расстройства речи чаще всего не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь его симптомом.

Что нужно, чтобы речь сформировалась?

  • определенная степень зрелости коры головного мозга;
  • сохранный слух;
  • сформированный артикуляционный аппарат с достаточной степенью подвижности мышц.

Если одно из этих звеньев повреждено в той или иной степени, то мы будем иметь дело с нарушениями речи различной степени выраженности.

Для того, чтобы функционировать в обществе мы должны быть способны передвигаться, обучаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение и в том числе общаться. Если одна из этих способностей нарушена, то это в той или иной степени приводит к ограничению жизнедеятельности.

Степень того, насколько нарушена та или иная функция, может быть разной, но в практике МСЭ все они сводятся к следующим:

  • Выраженная
  • Умеренная
  • Незначительная

Вопрос об установлении статуса инвалидности возникает, когда мы имеем дело с умеренной и выраженной степенью нарушения, в частности языковой функции.

Также в соответствующем приказе мы имеем дело с перечислением речевых синдромов, которые могут приводить к нарушению способности к общению.

(«К основным видам стойких (пока обратим внимание на это слово и чуть позже поговорим об этом) расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования).

Вспомним о классификации речевых нарушений.

Все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. К первой группе относятся такие синдромы как ФНР, ФФНР, ОНР, а ко второй заикание (подразумевается нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения).

Также все нарушения речи могут разделены на два типа:

  • Нарушения устной речи и нарушения письменной.

К первой группе относятся:

1) расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи (дислалия, ринолалия, дизартрия, тахилалия, заикание и т.д.)

2) расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, когда нарушение идет уже на этапе программирования замысла и отбора языковых средств. Так происходит при афазии и алалии.

К расстройствам письменной речи относится соответственно дислексия и дисграфия.

Формулируя речевое заключение мы работаем на стыке двух классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической). Первая дает количественную и качественную характеристику умений и навыков ребенка, а вторая объясняет патогенез.

Такие синдромы как ЗРР, ФНР, ФФНР, ОНР, СНР и заикание относятся к психолого-педагогической классификации, а Дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, брадилалия, тахилалия – к клинико-педагогической. Они не взаимоисключают друг друга, а дополняют.

Остановимся подробнее на синдроме ЗРР

Мы говорим о ней, когда подразумеваем более позднее овладение речью, чем в норме;

Для логопеда важно отдифференцировать неспецифическую и специфическую ЗРР.

Темповая (неспецифическая) ЗРР – это такая задержка речевого развития, при которой все неречевые функции, понимание речи в норме, а недостаточность проявляется лишь в экспрессивной речи. Обусловлена замедленным темпом созревания мозговых структур

Специфическая ЗРР (церебрально-органического генеза), связанная с повреждением нервной системы

Важно помнить о том, что окончательное разграничение специфической и темповой ЗРР возможно только в результате динамического наблюдения в течении 2-3 месяцев (Т.Г. Визель).

  • До 1 года – 1 месяц
  • От 1 года до 2 лет – 3 месяца
  • От 2 до 3 лет – 6 месяцев
  • После 3 лет – 1 год

Отставание в развитии речи более, чем на 4-5 эпикризных периода расценивается специалистами, как выраженное, а задержка развития речи может быть интерпретирована логопедом, как грубая.

Маркеры, которые говорят о том, что задержка является специфичной.

В более позднем возрасте при условии, что слух и интеллект ребенка в норме, мы оперирует таким понятием, как ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы.

В логопедической практике, в частности при прохождении ПМПК, ОНР 1 уровня диагностируется после 3 лет сроком на 1 год для определения образовательного маршрута ребенка с последующей оценкой динамики. И далеко не все по истечению этого года останутся на том же уровне.

Однако при написании логопедического заключения на МСЭ мы настоятельно рекомендуем, чтобы не было разночтений, выставлять данный речевой диагноз с 4 лет. До этого возраста связи в головном мозге очень пластичны, компенсаторные механизмы организма очень велики и имеются большие основание надеяться на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путем.

В зависимости от возраста ребенка и степени нарушения речи выделяются 4 степени ОНР:

1-й уровень речевого развития: полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов (лепетные слова, звукоподражания, звукокомплексы) в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована (3-4 года). Понимание обращенное речи снижено (обычно оно соответствует предикативному или номинативному уровню);

2-й уровень речевого развития: подразумевает грубо искаженную фонетически и грамматически фразу, грубые нарушения слоговой структуры. Все это делает речь не понятной для окружающих. Предложения простой конструкции из 2-4 слов. Понимание обращенной речи снижено (все еще не понимают большинство грамматических значений).

3-й уровень речевого развития: характеризуется наличием сравнительно развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. То есть есть здесь тоже будут нарушения по каждому уровню языка, но они уже не носят тотальный характер. Речь становится понятной для слушающих. Понимание обращенной речи приближается к норме. Незначительное нарушение звукопроизношения. Таким образом, критерий для дифференциальной диагностики ОНР 2 и ОНР 3 – это степень понятности речи.

4-й уровень речевого развития (не представляет особого интереса в практике МСЭ) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с незначительными изменениями всех компонентов языка (лексика, грамматика, фонетика), которые чаще всего проявляются в процессе выполнения заданий. Ребенок демонстрирует полное понимание обращенной речи.

Только ОНР 1 и ОНР 2 расцениваются МСЭ, как соответственно выраженные и умеренные и подлежат установлению статуса ребенок-инвалид.

Если мы имеем дело с ребенком с нарушенным слухом и интеллектом, то оперируем в логопедической практике термином СНР.

Системное недоразвитие речи (СНР) - речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с органическим поражением ЦНС и нарушением слуха.

Данные нарушения речи носят вторичный характер.

СНР также подразделяется на несколько уровней – тяжелая, средняя и умеренная степень (обратим внимание, что более уместно употреблять именно эти понятия, например, не СНР 2 уровень речевого развития, а СНР средней степени).

Также мы видим, что инвалидности подлежат только тяжелая и средняя степень недоразвития.

Если с диагностикой при УО и сниженном слухе более или менее все понятно (у нас есть классификация Лалаевой, в которой эти уровни соотносятся +- с уровнями ОНР), то на сегодняшний день особую актуальность и злободневность приобретает диагностика степени СНР при РАС.

Как мы понимаем каждую из этих степеней у детей с РАС. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Тяжелая степень

  • Экспрессивная речь представлена отдельными вокализациями, лепетом, эхолаличными словами или даже стереотипными фразами (отсроченные эхолалии), которые не несут коммуникативной направленности
  • О своих желаниях сообщает криком или подводя взрослого к желаемому объекту
  • Указательный жест отсутствует
  • Игра представляет неспецифические стереотипные манипуляции с предметами. Поведение полевое
  • Понимание обращенной речи нулевое (не реагирует на собственное имя)

Средняя степень

  • Понимание обращенной речи значительно снижено (понимает короткую инструкцию, обращенную именно к нему)
  • В речи преимущественно короткие штампованные стереотипные фразы, которые использует по принципу отсроченных эхолалий. Появляются первые попытки спонтанных высказываний с обилием аграмматизмов (реверсия местоимений, отсутствие согласования в роде и т. д.)
  • Отвечает на простые вопросы Кто? Что делает?
  • На вопросы Где? Когда? Почему? отвечает ранее заученными фразами.
  • Появляются социальные жесты (да, нет, пока, указ)

Легкая степень

  • Понимание обращенной речи приближено к условной норме (понимает смысл вопросов Почему? Где? Куда?), частично может на них ответить через призму собственного опыта. Не понимает скрытые мотивы, эмоции собеседника, шутки, переносный смысл слов, пословиц.
  • Сам в состоянии задать простые вопросы
  • Может обратиться с просьбой, сообщить о своих желаниях, рассказать о событиях в недавнем прошлом, пересказать с помощью самостоятельно построенных несложных конструкций с небольшим количеством аграмматизмов

Таким образом, диагностическим критерием между средним и легким уровнем является то, насколько ребенок в состоянии самостоятельно построить фразу и степень понимания обращенной к нему речи.

Какие разделы должно в себя включать логопедическое заключение, предоставляемое на МСЭ.

  • ФИО, дата рождения
  • Данные анамнеза (особенности пре-, натального и постнатального развития)
  • Данные о раннем речевом развитии (гуление, лепет, первые слова, простая фраза)
  • С какого возраста, с какой интенсивностью осуществлялась логопедическая коррекция, какова динамика в речевом развитии
  • Психологические особенности ребенка (поведение, контактность, темп деятельности, наличие познавательного интереса). Общее впечатление от речи
  • Особенности монологической речи (способность построения ситуативных фраз, предложений по картинкам, рассказа по серии сюжетных картинок)
  • Особенности диалогической речи
  • Описание состояния всех уровней языка (фонетика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь)
  • Особенности строения артикуляционного аппарата и особенности артикуляционной моторики

На что следует обратить особое внимание?

  • При оформлении логопедического заключения на МСЭ установление речевых синдромов ОНР и СНР осуществлять после 4 лет;
  • Обратить внимание на то, что речевой диагноз должен быть логичным (если было ОНР, 2-3 уровня, то для того, чтобы состояние ухудшилось до 2 уровня должна быть причина);
  • Логопед должен заниматься просветительской деятельностью и в случае возникновения вопросов у родителей довести сведения о том, что инвалидности подлежат только стойкие речевые (динамическое наблюдение должно осуществляться не менее 1 года, данные об отсутствии положительной динамики в речевом развитии должны подтверждаться несколькими выписками из стационаров (неврологический и психоневрологический)

Какой алгоритм поведения логопеда представляется целесообразным при первичной диагностике синдромов ОНР И СНР?

  • Довести до родителей информацию о необходимости комплексного подхода к коррекции речевых расстройств (назначение медикаментозной, физиотерапии и логопедического воздействия).
  • Направление ребенка к неврологу, психиатру для установления диагноза в структуре, которого выявлен речевой синдром;
  • Назначение и проведение регулярных систематических занятий с логопедом c оценкой их эффективности в динамике;
  • Необходимо довести информацию о том, где они могут получить бесплатную логопедическую помощь, а именно в структурах систем:
    • социальной защиты
    • образования
    • здравоохранения


Оценка неврологического статуса является ведущим средством нейромониторинга. Объясняется это двумя причинами. Первая – это то, что в большинстве реанимационных отделений динамический неврологический осмотр является единственным быстрым и доступным способом оценки состояния головного мозга и определения эффективности проводимой терапии. Вторая причина особого внимания к неврологическому осмотру заключается в том, что конечная цель любых лечебных мероприятий – не достижение тех или иных показателей внутричерепного давления и церебральное перфузионное давление, содержание кислорода и метаболитов, а улучшение функционального состояния головного мозга и исхода болезни.

Представлены основные симптомы и синдромы которые оценивает невролог при осмотре пациента.

Общемозговые симптомы

Норма: Сознание ясное – пациент контактен, полностью ориентирован в собственной личности, времени и месте, адекватен, выполняет все инструкции.

степень угнетения сознания (по классификации А. Н. Коновалова):

  • оглушение (поверхностное, глубокое) – потеря внимания, затруднения концентрации, ответы на вопросы после их многократных повторений, быстрая истощаемость при беседе и др.
  • сопор – открывание глаз при громком обращении или тормошении, болевой стимуляции; локализация источника тормошения (целенеправленная двигательная реакция) ;
  • кома I – отсутствие открывания глаз в ответ на любые раздражители; нецеленаправленные двигательные реакции;
  • кома II – отсутствие открывания глаз и двигательных реакций в ответ на любые раздражители;
  • кома III – отсутствие открывания глаз и двигательных реакций в ответ на любые раздражители; атония мышц, арефлексия, отсутствие менингеального синдрома, нарушение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Ориентация в месте, времени, собственной личности. Доступность продуктивному речевому (вербальному) контакту.

Головная боль – локализация, характер, периодичность, сопутствующие симптомы, в какое время суток.
Несистемное головокружение - чувство проваливания, зыбкости, неустойчивости.

Системное головокружение - кажущиеся движения окружающих предметов или собственного тела.

Тошнота, рвота.

Менингеальные симптомы

Ригидность задних мышц шеи; симптом Кернига; симптом Брудзинского (верхний, средний, нижний).
Скуловой симптом Бехтерева; симптом Мондонези.
Фотофобия, фонофобия; головная боль; гиперестезия кожных покровов и слизистых.

Очаговые симптомы

Черепные нервы:

I пара (n. olfactorius). Обоняние не нарушено; гипосмия, аносмия (справа, слева) ; дизосмия, гиперосмия; обонятельные галлюцинации – есть, нет.
II пара (n. opticus). Острота зрения – не нарушена; амблиопия (снижение остроты зрения), амавроз (слепота) ; Поля зрения – не нарушены; скотома (выпадение участка поля зрения) ; гемианопсия: гомонимная (справа, слева), гетеронимная (битемпоральная, биназальная) ;
Зрительные галлюцинации – есть, нет.
III (n. oculomotorius) IV (n. trochlearis), VI (n. abducens). Произвольные движения глаз – в полном объеме, страбизм (косоглазие): сходящееся, расходящееся, по вертикали.
Зрачки OD > Развернуть описание

Неотложная помощь для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт). Неотложное интенсивное лечение, постоянное наблюдение и тщательный уход.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.