Невротическая и экзистенциальная вина

Три чувства вины преследуют человека на протяжении всей его жизни: чувство реальной вины, иррациональное чувство вины и чувство вины экзистенциальной.


Рациональное чувство вины имеет большую ценность. Оно отражает реальность, сообщая человеку, что он погрешил перед другими. Рациональная вина сигнализирует человеку, что ему надо исправить свое поведение. Человек, способный ощущать рациональную вину, может использовать это чувство как руководство к моральному поведению.

Про чувство вины

Способность к рациональной вине дает возможность регулярно исследовать свои ценности и стараться жить, насколько это возможно, в соответствии с ними. Рациональное чувство вины помогает исправлять свои ошибки, поступать морально и проявлять инициативу.

Рациональная вина хороший помощник в том, чтобы относиться друг к другу сочувственно и великодушно. Рациональная вина определенно человеческое состояние. Каждый человек совершает агрессивные действия или имеет морально неприемлемые агрессивные мысли. Когда такое случается, люди ощущают реальную вину; они чувствуют себя некомфортно, так как преступили свои собственные этические стандарты.

Рациональная вина подвигает их и на исправление своих ошибок, и на великодушие по отношению к другим. Рациональное чувство вины - реалистичная реакция на вред, в действительности нанесенный другим, она всегда пропорциональна реальной величине ущерба и уменьшается, когда человек прекращает свое приводящее к вине поведение и исправляет ошибки. Люди, переживающие рациональную вину, могут чувствовать потребность покаяться, попросить прощения, искупить вину, а так же и подвергнуться соответствующему наказанию. Цель этих потребностей – вернуть идентичность, жить в мире с самим собой и обществом. Такие люди осознают не только свою реальную вину, но также и сильные стороны своей личности, такие как сила, честность или преданность. Они осознают, что являются человеческими существами, которые стараются быть честными с собой и другими, но могут ошибаться.

Чувство иррациональной вины развивается в детстве. Дети часто приходят к убеждению, что являются причиной проблем, над которыми они на самом деле не властны, в том числе развод, скандалы членов семьи или их пагубные пристрастия. Дети могут пытаться исправлять эти мнимые ошибки, усердствовать в самонаказании, или принять решение никогда больше не приносить никому вреда. Они начинают уклоняться от естественного самоутверждения, оценивая его как опасную агрессию. Они могут также опасаться, что другие разгневаются на них за их поведение и попытки самоутверждения. Дети часто проносят такую иррациональную вину во взрослое состояние.

Человек, склонный к развитию иррациональной вины, чувствует себя не совсем человеком. Его идентичность неприемлема - он чувствует себя виновным по своей сути. Переживание иррациональной вины может стать следствием угроз лишения родительской любви в том случае, если ребенку объясняется причинно-следственная связь между его проступком и этой угрозой. В данном случае угроза лишения любви становится для ребенка сигналом о том, что он совершил неверный по отношению к любимому человеку поступок. Ребенок осознает, что его реальные или воображаемые неправильные поступки стали преградой между ним и любимым родителем, что он стал причиной для родительского отчуждения, что его поведение препятствует нормальному взаимодействию с любимым человеком.


Иррациональная виноватость имеет такое же отношение к чувству вины, какое высокомерие имеет к стыду. В каждой из этих ситуаций человек скорее пытается обойти проблему, чем перерасти ее.

К.Хорни исследуя чувство вины обращала внимание на то, что если тщательно исследовать чувство вины и испытать его на подлинность, становится очевидным, что многое из того, что кажется чувством вины, является выражением либо тревожности, либо защиты от нее.

Вследствие высочайшей тревожности при неврозах невротик чаще, чем здоровый человек, склонен прикрывать свою тревожность чувством вины. В отличие от здорового человека он не только страшится тех последствий, которые вполне могут иметь место, но заранее предвидит последствия, абсолютно несоразмерные с действительностью. Природа этих предчувствий зависит от ситуации. У него может быть преувеличенное представление о грозящем ему наказании, возмездии, покинутости всеми, или же его страхи могут быть совершенно неопределенными. Но какой бы ни была их природа, все его страхи зарождаются в одной и той же точке, которую можно грубо определить как страх неодобрения или, если страх неодобрения равносилен сознанию греховности, как страх разоблачения. /К.Хорни/

Экзистенциальной вине Ялом отводит роль советчика. Как выявить свой потенциал? Как узнать его, встретившись с его проявлением? Как мы узнаем, что потеряли свой путь? – задает вопросы Ялом. Ответы на эти вопросы он черпает в трудах М. Хайдеггера, П. Тиллиха, А. Маслоу и Р. Мэйя. "С помощью Вины! С помощью Тревоги! Через зов бессознательного!". Вышеуказанные мыслители согласны между собой в том, что экзистенциальная вина – это позитивная конструктивная сила, советчик, возвращающий нас к себе самим.


Экзистенциальная вина не является сама по себе невротической виной, хотя она обладает потенциалом, необходимым для трансформации в невротическую вину. Если эта вина не осознается и вытесняется, то в таком случае она может развиться в невротическое чувство вины. И так как невротическая тревога является конечным результатом естественной экзистенциальной тревоги, которую старались не замечать, то из этого следует, что невротическая вина представляет собой результат отсутствия противостояния экзистенциальной вине. Если человек может осознать и принять это, то такая вина не является патологичной. Однако при правильном подходе экзистенциальная вина может принести человеку пользу.

Осознанная экзистенциальная вина способствует развитию способности мириться с окружающим миром, сопереживать другим людям, а также развивать свой потенциал. Р. Мэй рассматривал еще одну разновидность экзистенциальной вины, - вина за невозможность полного слияния с другим человеком. Человек не может посмотреть на мир глазами другого человека, не может почувствовать то же, что другой человек, не может слиться с ним воедино. Несостоятельность этого рода лежит в основе экзистенциальной обособленности или одиночества. Эта обособленность создает непреодолимый барьер, отделяющий человека от других людей, становится причиной межличностных конфликтов.

Человек должен прислушаться к своей экзистенциальной вине, которая побуждает его принять фундаментальное решение – радикально изменить свой образ жизни, измениться самому, стать собой.

Автор Амалия Макаренко

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Нормальная, невротическая и экзистенциальная вина

Так же как и тревога, вина является частью человеческого существования. Можно провести различие между нормальной и невротической виной. В основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные якобы против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. Нормальная вина – это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Нормальная и невротическая тревога Психологическая проблема тревоги имеет еще один аспект исследования – установление различия между нормальной, рациональной тревогой и патологической, невротической тревогой.Психиатры до недавнего времени рассматривали любую

2.4. Невротическая депрессия Симптоматика Невротическая депрессия проявляется в следующих симптомах: депрессивное дурное настроение, скука, вялость, отсутствие или недостаточно высокий уровень спонтанной активности и более или менее сильная тенденция к уединению. К

Экзистенциальная вина Последняя разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть — это не только систола и

Нормальная и невротическая тревога Феноменологическое описание тревоги, приведенное выше, относится к различным типам тревоги, а не только к тревоге невротической. Его можно применить, например, к реакции на катастрофическую ситуацию у пациентов с повреждениями

Невротическая тревога и средний класс И последний вопрос возникает в связи с тем, что все молодые женщины из первой группы — то есть с невротической тревогой — принадлежали к среднему классу, а девушки из второй группы, которые подвергались отвержению, но переносили его

Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ При всех своих бешеных усилиях достичь совершенства и при всей своей вере, что оно достигнуто, невротик не достигает того, в чем отчаянно нуждается самоуважения и уверенности в себе. Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Пациенты с симптоматическими неврозами и расстройствами характера непограничного типа способны в начальной фазе структурного интервью осмысленно рассказать о том, что заставило их обратиться за помощью, в чем их главные трудности,

Невротическая потребность в любви (Лекция на собрании Немецкого Психоаналитического Общества 23 декабря 1936 года)Тема, которую я хочу сегодня предложить вашему вниманию, это невротическая потребность в любви. Я, возможно, не представлю вам новых наблюдений, так как вы уже

Невротическая депрессия Значительная часть депрессивных состояний – следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека. В первую очередь, эти слова относятся к невротическим депрессиям, которые, как будет показано ниже, сродни

Экзистенциальная вина Последняя разновидность вины носит экзистенциальный характер; она является неизбежной спутницей человеческого существа. Например, мы знаем основной закон, согласно которому за жизнью следует смерть. Жизнь и смерть – это не только систола и

Невротическая тревога в корне отличается от нормальной. Прежде всего это неадекватная реакция на объективную угрозу. Такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Однако невротическую тревогу можно рассматривать и с другой точки зрения. Люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влияние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфликты. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифицировать угрозы и справляться с ними.

Таким образом, основной принцип экзистенциальной психотерапии Мэя состоит в том, что от невротических страхов индивид освобождается через осознание "базисной тревоги", поскольку, с его точки зрения, имеется обратное отношение между осознанием тревоги и присутствием симптомов. Тревога как страх за само бытие должна "растворить" все невротические фобии. Осознанная тревога хотя и может быть более болезненной, но она может быть использована также для интеграции Я.

Мэй также считает, что, подобно тревоге, важной частью человеческого существования является и вина. Можно провести различие между нормальной и невротической виной. В основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. Нормальная вина – это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения. Другой формой вины является экзистенциальная, или онтологическая, вина. Мэй различает три ее формы.

Первая форма соответствует Eigenwelt и является следствием неумения жить в соответствии со своим потенциалом. В качестве примера можно сказать, что люди могут чувствовать вину, считая, что они причинили вред сами себе.

Вторая форма экзистенциальной вины соответствует Mitwelt, в ее основе лежит искажение индивидом действительности своих близких: человек может чувствовать вину, считая, что он причинил вред своим близким или друзьям.

Третья форма экзистенциальной вины соответствует как Umwelt, так и двум другим "видам бытия", и представляет собой "вину разобщения", объектом которой выступает природа как целое.

Мэй описывает чувство экзистенциальной вины как "позитивную конструктивную эмоцию… восприятия различия между тем, что представляет собой вещь, и чем она должна была бы быть" (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 160). Экзистенциальная вина универсальна, так как она коренится в самоосознании. Она не является результатом невыполнения родительских приказаний или нарушения культурных норм, а связана с имеющейся у каждого человека возможностью выбора. Таким образом, понятие "экзистенциальная вина" тесно связано с понятием личной ответственности. Сама по себе экзистенциальная вина не является невротической виной, но она обладает потенциалом, необходимым для превращения в невротическую вину. Однако при правильном подходе экзистенциальная вина может принести индивиду пользу, способствуя способности мириться с окружающим миром и сопереживать другим людям, а также развитию творческого потенциала.

В качестве "онтологических условий" человеческого существования Мэй выделил следующие структуры "бытия–в–мире":

1) центрированность – человек должен иметь мужество видеть себя отдельным и независимым центром всего окружающего, утверждать себя в этом качестве;

2) самоутверждение – человек должен реализовывать себя в выборе;

3) соучастие – человеку необходимо соотносить себя с другими людьми. Невротические симптомы появляются, когда либо соучастие, либо центрированность доминируют;

4) осознание (awareness)– каждый человек имеет опыт самого себя, своих желаний и потребностей. Этот опыт имеется еще до ясного сознания и целесообразного действия;

5) тревога, в которой человеку открывается возможность небытия.

Кроме того, "необходимыми условиями" человеческого существования Мэй считает любовь и волю.

Говоря о любви, Мэй цитирует П. Тиллиха: "Любовь есть онтологическое понятие. Ее эмоциональный компонент является следствием ее онтологической природы". Анализируя платоновское учение об Эросе и фрейдовскую теорию либидо, Мэй пишет, что Эрос, "творческая витальность", представляет собой глубочайший импульс человеческого существования. Такое "стремление установить единство, полное взаимоотношение" служит основой творческих способностей человека, "демонического чувства", лежащего в основе экзистенции. Демонический Эрос оказывается единством того, что Мэй называл самоутверждением и соучастием. Это одновременно спонтанная витальность утверждающего себя индивида и основа межличностных отношений.

Воля пронизывает все "бытие–в–мире", так как только в акте выбора человек становится идентичным самому себе. Воля рассматривается Мэем как организующий принцип, требующий рефлексии, сознательного решения при реализации желаний. Интенциональные акты воли формируют те смысловые содержания, с которыми имеет дело человек. Это "способ осознания реальности", понимания мира и самих себя. Структура интенциональных актов определяет "бытие–в–мире" каждого человека.

Соответственно цели психотерапии Мэй видит в выявлении "базисной" интенциональной структуры пациента, которую необходимо довести до его сознания и перестроить. Поэтому процесс терапии заключается, по его словам, в "соединении друг с другом трех измерений – желания, воли и решения".

В своей книге с характерным названием "Мужество творить" он пишет о том, что излечить от невроза означает научить творить, сделать человека "артистом собственной жизни". Мужество творить заключается в том, что человек приобретает способность изменять свои жизненные цели, ориентации, установки и нести за них ответственность.

Идеи пересоздания жизненных смыслов, но уже в контексте некоторых религиозных положений, были развиты в логотерапии (от древнегр. Logos – смысл) одного из наиболее ярких представителей так называемой Третьей венской школы психотерапии Виктора Франкла.

Виктор Эмиль Франкл родился в 1905 г. в Вене. До 1927 г. он являлся активным членом Общества индивидуальной психологии. В 1930 г. Франкл получил степень доктора медицины. С 1942 по 1945 г. он находился в заключении в фашистских концлагерях. В 1946 г. Франкл опубликовал книгу "Психолог в концлагере", в которой описал свой опыт пребывания в "лагерях смерти". В 1946 г. он становится директором женской неврологической больницы, а с 1947 г. начинает преподавать в Венском университете. В 1949 г. Франкл получил степень доктора философии и возглавил Австрийское общество врачей–психотерапевтов. В 1955 г. он стал профессором неврологии и психиатрии.

С середины 1950–х гг. Франкл вел активную просветительскую и общественную деятельность по всему миру.


Каждый человек в своей жизни испытывал чувство вины. Это естественное переживание, как и многие другие. Благодаря этому чувству можно оценить разницу между тем, какой человек есть и каким он хочет быть. Чувство вины возникает, когда поступки индивида не соответствуют его морально-этическим принципам. Вина очень близка к чувству ответственности. Однако вина направлена в прошлое (я виноват и должен заплатить), в то время как ответственность - в будущее (я виноват, но смогу больше это не повторять).

Чаще всего выделяют вину истинную, невротическую и экзистенциальную.

Истинная вина возникает, когда человек совершил какое-то нежелательное действие. За этим может и должно последовать наказание.

Невротическое чувство вины появляется из-за придуманных проступков или нарушения табу. Чувство вины – неотъемлемая составляющая невротической реакции. Такая вина преувеличенная и неискренняя, даже демонстративная. Невротик специально унижает себя, чтобы другие им восхищались. Критика или серьёзное отношение к вине такого человека с посторонней стороны воспринимается им очень болезненно и враждебно. Он не пытается избавиться от этого чувства, а, наоборот, культивирует его, ведь им можно пользоваться как оправданием.

Чувство вины придаёт невротической личности уверенность, что её не осудят. Это один из видов защиты. За чувством вины стоит безопасность. Невротик считает себя добропорядочным и моральным. Истинная проблема не решается, ведь при самообвинении исчезает потребность в развитии. Принятие вины на себя уменьшает вероятность обвинения со стороны других.

Экзистенциальное чувство вины - это позитивная сила. При переживании такой вины человек избавляется от пагубного воздействия невротической вины. Существует три причины экзистенциальной вины:

1. Вина как следствие неполной самореализации.
2. Вина как следствие недостаточных связей с родными и близкими людьми.
3. Вина как следствие потери связи с Абсолютом.

По всем этим пунктам человек всегда виноват, ведь
1) он никогда не может полностью реализовать свои возможности: выбирая одни, он не развивает другие;
2) человек никогда не можем полностью понять другого, и всё равно воспринимает его через призму своих ощущений, субъективно;
3) он знает, что является частью божественного замысла, но ему не суждено узнать и понять этот замысел.

Экзистенциальную вину нельзя избежать, её нужно осознать. Она помогает воспитывать в человеке желание как можно более полно раскрыть свои возможности, более чутко и доброжелательно относиться к другим людям. Помогает личности подняться на новый уровень развития и понимания действительности.

Итак, чувство вины - это эмоция, которая может нести как деструктивную, так и конструктивную окраску. Если от невротической вины необходимо избавляться, то экзистенциальную вину избежать не удастся, но она выполняет относительно положительную функцию в жизни человека - развивает и преобразует его.

Ключевым понятием для понимания человеческого мира служит тревога. Мэй отмечает, что тревога неизбежно присутствует в человеческой жизни. Согласно его утверждению, быть человеком — значит быть тревожным. Проводя различие между нормальной и невротической тревогой, он определяет нормальную тревогу как результат угрозы человеческому существованию или ценностям, которые индивид идентифицирует со своим существованием. В ходе нормального развития каждый человек переживает различные угрозы своему существованию. Одним из источников нормальной тревоги является человеческая экзистенциальная уязвимость по отношению к природе, болезни и смерти. Другой источник тревоги — это потребность постепенно становиться независимым от родителей, связанная с развитием напряженных отношений и кризисов. Но люди могут использовать такие угрозы с пользой для себя в качестве обучающего опыта и продолжать развиваться.

Невротическая тревогав корне отличаются от нормальной. Прежде всего это неадекватная реакция на объективную угрозу. Такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Однако невротическую тревогу можно рассматривать и с другой точки зрения. Люди субъективно реагируют на объективные угрозы, при этом сильное влияние на реакцию людей оказывают их внутренние психологические модели и конфликты. Подавление и блокирование осознания, связанные с невротической тревогой, делают людей более уязвимыми по отношению к угрозам. Это объясняется тем, что люди утрачивают доступ к важной информации, с помощью которой можно идентифицировать угрозы и справляться с ними.

Мэй также считает, что, подобно тревоге, важной частью человеческого существования является и вина. Можно провести различие между нормальной и невротической виной. В основе невротической вины лежат воображаемые проступки, направленные против других людей, родительских приказаний и принятых социальных правил. Нормальная вина — это призыв к совести, она побуждает людей придавать большее значение этическим аспектам своего поведения. Другой формой вины является экзистенциальная, или онтологическая, вина. Мэй различает три ее формы.

Первая форма соответствует Eigenwelt и является следствием неумения жить в соответствии со своим потенциалом. В качестве примера можно сказать, что люди могут чувствовать вину, считая, что они причинили вред сами себе.

Вторая форма экзистенциальной вины соответствует Mitwelt, в ее основе лежит искажение индивидом действительности своих близких: человек может чувствовать вину, считая, что он причинил вред своим близким или друзьям.

1) центрированность — человек должен иметь мужество видеть себя отдельным и независимым центром всего окружающего, утверждать себя в этом качестве;

2) самоутверждение — человек должен реализовывать себя в выборе;

3) соучастие — человеку необходимо соотносить себя с другими людьми. Невротические симптомы появляются, когда либо соучастие, либо центрированность доминируют;

4)осознание(awareness) — каждый человек имеет опыт самого себя, своих желаний и потребностей. Этот опыт имеется еще до ясного сознания и целесообразного действия;

5)тревога,вкоторой человеку открывается возможность небытия.

Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Франкл различал две стадии бессмысленности — экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, — феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма. Экзистенциальный, или ноогенный невроз, развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Он может принимать любую клиническую форму, но его главная характеристика — блокированная воля к смыслу. Дилемма современного человека, утверждал Франкл, состоит в том, что инстинкты не говорят ему, что он должен делать, а традиция больше не подсказывает, что ему следует делать. Наиболее типичные варианты реагирования на возникающий экзистенциальный вакуум — конформизм и подчинение тоталитарности.

Некоторые разделы сайта могут быть временно недоступны

  • Обо мне
  • Сертификаты
  • Метод
  • Отзывы
  • Расписание
  • Новости
  • Контакты
  • Вопрос-Ответ

Представители экзистенциальной психологии и философии, подчеркивающие уникальность несводимого к общим схемам опыта конкретного человека, ориентируют человечество на личностный и духовный рост. Таким образом, их интересуют не болезни человеческой души и духа, а их здоровье. В своей статье мы хотели бы одновременно коснуться темы, которую нельзя обойти вниманием при осмыслении, как экзистенциальной реальности, так и здоровья человека. Речь идет о проблеме вины. Если говорить о проблемности так, как она понимается К. Абульхановой (1), то тема вины, действительно, является проблемной, поскольку ставит перед мыслящим человеком ряд вопросов, ответы на которые найти непросто. Одним из важных вопросов по нашему мнению является вопрос о той границе, которая отделяет истинно экзистенциальную вину, т.е. переживание, необходимое для личностного и духовного здоровья от вины невротической. Данная статья преследует цель представить на суд читателей авторский ответ на поставленный вопрос.

С позиции экзистенциализма вина имеет несколько иной смысл, чем с традиционной точки зрения, где она обозначает эмоциональное состояние, связанное с переживанием неправильных действий.

Р. Мей, полагающий, что переживания вины возникают, когда человек отрицает потенциальные возможности или терпит неудачу в их осуществлении, определяет это чувство как восприятие различия между тем, что представляет собой вещь и чем она должна была бы быть.

Третья форма экзистенциальной вины возникает из отделения человека от природы или, другими словами, из-за утраты связи с Абсолютом (6). Считается, что человек не может понять божественный план, поскольку представляет собой только его часть.

Более реалистичной, подлинно психологичной, позволяющей провести границу между истинно экзистенциальной и невротической виной, по нашему мнению, следует считать позицию тех психологов-экзистенциалистов, которые помимо философско-психологических аспектов вины уделяли внимание и прикладным психотерапевтическим аспектам проблемы.

И. Ялом описывая неоценимую роль вины в жизни человека, в то же самое время не упускал из виду и тех опасностей, которые могут стоять за ней. Рассматривая экзистенциальную вину в качестве проводника к личностной самореализации, вместе с тем он рассуждал о проблемах принятия решений, признавая, что некоторые индивиды находят решения трудными именно из-за вины. Указывая на вину как на мощный фактор блокировки решений, он ссылается на О. Ранка, который считал, что вина способна полностью парализовать процесс проявления воли.

Следовательно, при абсолютизации экзистенциальных мыслей о необходимости реализации всех возможностей, человек оказывается в положении буриданова осла или человека, сидящего на перекрестке, не выбирая ни одной дороги, потому что не может выбрать обе, и переживающего в связи с этим глобальную, не имеющую разрешения вину.

Возможно, именно поэтому экзистенциальные терапевты указывают на вину не только как на «позитивную конструктивную эмоцию, совместимую с психическим здоровьем и даже необходимую для него (Р. Мей, 1958), но и как на переживание, сопровождающее психотические расстройства (4,10).

Человек не способен реализовать все свои возможности хотя бы потому, что, выбирая одни возможности, он обязан отказаться от других, оставив их нереализованными. Экзистенциальные же постулаты, требующие развития всех возможностей, образуют такой непомерно высокий стандарт, что становятся бессмысленными. Рождающийся человек в действительности потенциально обладают фактически безграничным количеством возможностей. Но условием реализации каких-либо возможностей является неизбежный выбор, влекущий за собой отказ от остальных возможностей. Любой индивид имеет право на свободу в выборе способностей, которые он будет развивать, и на возможность отказа от остальных без чувства вины. Нельзя считать целесообразными и переживания вины по причине обособленности человека от других людей и от природы (Бога), поскольку для здоровья и адаптации в мире субъекту необходимо знать свои границы и пределы, учитывать свою не тождественность с кем бы то ни было, осознавать уникальность своего Я.

Анализ теорий экзистенциальных философов и психологов показал, что человеку, заботящемуся о своем душевном и духовном здоровье, следует помнить, что расширение границ экзистенциальной вины, необходимой для здоровья, переводит ее в новое качество, делая невротической, ведущей к болезни, инактивности и не оставляющей право на творческий выбор.

  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. – Москва-Воронеж. 1999. – 217 с.
  2. Бубер М. Вина и чувство вины. // Вестник РАТЭПП. – 1994. – N 2. – С. 7-34.

3. Власова Т.В. Личностный рост психолога: от эмпирии к онтологии вины // Московский психотерапевтический журнал. –1999. – № 1. – С. 87 – 96.

4. Выгонский С.И. Практика экзистенциальной психотерапии. – Ростов – на – Дону: Личный интерес. – 1993. – 40 с.

5. Евлампиев И.И. Страсти по Андрею. Философия жертвенности. Андрей Тарковский и традиции русской философии // Вопросы философии.- 2000. – № 3. – С. 56 – 70.

6. Изард К.Э Психология эмоций. – СПб.: Питер. – 2000. – 464 с

7. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. – СПб.: Институт социологии РАН. – 1995. – 39 с.

9. Тульчинский Г.А. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. – СПб.: Изд-во РХГИ. – 1966. – 412с.

10. Франкл В. Доктор и душа. – СПб.: Ювента. – 1997. – 286 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс. – 1990. – 368 с.

12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс. – 1999. – 576 с.

13. Frankl V. The Unconcious God. – N.Y.: Washington Square Press. – 1975. – 161 p.

14. Jaspers K. Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage. – Zurich: Artemis – 1971. – р.58.

15. Menaker E. Will and the Problem of Masochism. – Journal of Contemporary Psychotherapy. – 1969. – V. 1. – pp. 186 – 226.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.