Невротическая привязанность ребенка к матери

Экология жизни. Дети: Именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ.

Исследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя.

Какой бывает привязанность у детей


У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите.

Не менее важным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт, который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру.

Этот постулат описывает значимость зрелости материнского поведения, как основы формирования привязанности у ребёнка, что равноценно базису его психического здоровья.

Именно поэтому так важен опыт первого года жизни, он является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций и является основой психического здоровья растущей личности.

Ниже будут приведены основные стили привязанности , но важно оговориться, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни, здесь большую роль играет промежуточный опыт и то, каким он будет у человека.


Надежный стиль

Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, то будут искать утешение именно у взрослых. Несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей незнакомым людям.

Родители детей с надёжным стилем привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем.

Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.

Взрослые с надёжным стилем привязанности имеют доверительные и долгосрочные отношения. Таких людей характеризуют высокая самооценка, наслаждение близкими отношениями, стремление к социальной поддержке и способность поделиться чувствами с другими людьми.

Тревожно-амбивалентный стиль

В процессе диагностики видно, как такие дети очень сильно огорчаются после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают.

В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.

Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая её).

Такой тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания.

Избегающий стиль

Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки.

Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта.

Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.

В зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса.

Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем привязанности более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.

Дезорганизованный стиль

Дети с этим стилем привязанности выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы — они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.

Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей, жестким воспитанием или физическими наказаниями.

Позже Мэйн и Гессе (1990) утверждали, что такие родители своим поведением вызывают в ребёнке страх и неуверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Типы нарушенной привязанности

Существуют разные подходы к классификации и описанию нарушений привязанности. При этом многие авторы, имея расхождения в терминологии, сходятся в описании содержания. Здесь приводится один из вариантов такой классификации.

пример:

комментарий:

В период адаптации в семье многим детям свойственно провоцирующее поведение: они и проверяют прочность отношений в новой семье, и стараются отстаивать свои границы – тому есть много причин. В данном случае имело огромное значение то, что приемные родители при поддержке специалистов смогли преодолеть страх ребенка перед близостью и помочь ему начать доверять семье.

пример:

Причиной формирования такого типа нарушенной привязанности может быть сочетание личностных особенностей ребенка (цельность характера, ригидность и чувствительность) и потери единственного источника эмоционального тепла в ситуации эмоционального отвержения и/или физического насилия со стороны ближайшего окружения.

Специалисты, занимающиеся семейным устройством, время от времени имеют дело с детьми, которых потенциально легко было бы устроить в семью: ребенок не имеет грубых нарушений в развитии, достаточно адекватен в поведении, способен поддерживать социальные отношения с воспитателями и детьми в детском доме. Однако эти дети либо категорически не хотят идти в семью, и тверды в своем намерении, или под давлением персонала детских домов соглашаются пойти в семью, но в семье делают все для того, чтобы их вернули. Специалистам важно не смешивать эти ситуации со случаями естественного страха детей перед кардинальными изменениями в их жизни, когда они боятся сделать первый шаг, но затем идут в семью и успешно там приживаются. Для детей с избегающей привязанностью возникающая близость в отношениях означает неминуемость расставания и связанной с этим боли. Чем сильнее чувство привязанности, тем сильнее паника и желание убежать. Этот страх заставляет детей бороться с чувством привязанности и стремиться к увеличению дистанции или разрыву отношений со значимыми людьми. Семейное устройство для таких детей возможно только в те семьи, где взрослые – личностно зрелые и эмоционально благополучные люди, которые способны принимать ребенка с его потребностью в значительной дистанции в отношениях и скупыми проявлениями теплых чувств.

пример:

Все вышеописанное характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, пренебрежению интересами и никогда не имевших опыта привязанности (эмоциональное отвержение и насилие).

пример:

комментарий:

В этом примере очень важно, что у двух братьев был разный эмоциональный опыт в раннем детстве и разные особенности личности. Старший брат застал тот период, когда обстановка в семье была лучше: мать еще не так много пила, бабушка хорошо относилась к ребенку. По характеру старший мальчик был более оптимистичным, уживчивым, контактным и эмоционально теплым. Младший брат жил в гораздо более жестких условиях: семья была к этому времени в худшем состоянии и социально, и материально. Мальчик не получал эмоционального тепла ни от матери, ни от бабушки, подвергался жестокому обращению. Личностными особенностями этого ребенка всегда были выраженные лидерские черты, упрямство и настойчивость в достижении своих целей.

Очень важно понимать, что не любые агрессивные/деструктивные проявления в поведении детей являются признаками дезорганизованной привязанности! Разрушительное поведение и непослушание может быть результатом негативного социального опыта, фазой отреагирования утраты, может быть обусловлено ситуативными причинами, возрастными кризисами и т. д.

Только в том случае, когда:

– имеется комплекс признаков расстройства привязанности, диагностированный специалистами (профессиональными психологами), соотнесенный с жизненной историей ребенка и его личностными особенностями;

– проводится профессиональная реабилитационная работа вкупе с попытками социальной реабилитации при участии взрослых, испытывающих эмоциональное тепло к данному ребенку;

– и ни то, ни другое не приводит к положительным изменениям в поведении ребенка и его отношениях с людьми в течение долгого времени, – только в этом случае можно делать вывод о дезорганизованном характере привязанности этого ребенка.

Все приемные родители сталкиваются с трудностями в поведении и проблемами в отношениях с детьми. Родители могут чувствовать себя растерянными, сердиться на приемных детей. Очень важно не делать поспешных выводов на основе возникших сильных негативных чувств и прочитанных про дезорганизованную привязанность книг! Большая часть затруднений поправима, и большинство приемных семей преодолевают тяжелые периоды, так как настоящая дезорганизованная привязанность встречается нечасто.

Таким образом, у детей, разлученных со своими семьями, могут наблюдаться разные типы нарушенной привязанности. При первых четырех типах нарушений привязанности (негативная, амбивалентная, избегающая, размытая) детям требуется помощь приемных семей и специалистов. С течением времени многие душевные раны детей врачуются благодаря нормальной родительской заботе и опыту позитивных отношений со взрослыми, которые ребенок получает в приемной семье. Вмешательство специалистов требуется там, где родители не понимают, что происходит с приемным ребенком, или негативные проявления сохраняются абсолютно неизменными, несмотря на долгий срок жизни ребенка в благополучной ситуации.

При дезорганизованной привязанности, прежде всего, необходим внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитационные мероприятия. Однако дети с дезорганизованной привязанностью не так часто попадают в приемные семьи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.


Привязанность ребенка к матери может быть здоровой и больной (невротической), при этом проявления той или иной привязанности — разные в зависимости от возраста ребенка.

Привязанность младенца

Возраст — до 1 года.

Здоровая привязанность — ребенок рад матери, встречает ее улыбкой, тянется к ней, ему нравится быть у нее на ручках и ему часто не хочется с ручек слезать, для чего он и прижимается к маме, и попискивает, когда мама с рук его все-таки снимает. Но при этом ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела и игрушки, не плачет без мамы, и маму могут заменить другие близкие люди: папа, бабушка-дедушка, братья и сестры.

Варианты благополучной привязанности ребенка к матери

Маленький ребенок — от 1 года до 5 лет.

Когда мамы нет, мама уходит или ушла, то ребенок огорчается, но ненадолго и скорее в условно-игровом варианте, потому что он так привык и потому что это так принято. Когда мама приходит, ребенок радуется и бежит быстрее к ней.

По сути, это поведение найдено им как оптимальное в отношениях с родителями. Вариант — поведение было (неосознанно) сформировано родителями обычным методом положительного и отрицательного подкрепления.

Ребенок от 6 до 12 лет.

Варианты неблагополучных ситуаций с привязанностью ребенка к матери

Возраст — с 1 года до 12-13 лет, до подростковый возраст.

* Обычная больная привязанность

* Неровная, с резкими перепадами привязанность

* Недоверие и избегание привязанности

Эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Дети без привязанности к матери

Если у младенца есть мама, и рядом с ним именно она, то младенец без привязанности к маме — это странно и скорее признак какого-то нарушения. Если же младенцем в большей степени занимается бабушка (или кормилица, или папа), то скорее всего ребенок будет привязан к ним, а не к маме. И это естественно и нормально.

Другое дело, если это уже не младенец, а ребенок. Как относиться к тому, что ребенок как-то не привязан ни к матери, ни к кому-то из взрослых, которые рядом с ним и о нем заботятся? — Это вопрос не простой, хотя бы потому, что есть дети без любви и без привязанности, а есть дети с любовью и без привязанностей.

Дети без любви и привязанностей

Таким детям родители в целом безразличны. Точнее, этим детям игрушки и разные люди интереснее, чем их конкретные родители. Они готовы когда-то поиграть и с родителями, но как только увидят что-то новое и более интересное, сразу родителей покидают. Если родители пытаются их обнимать и по другому ограничивать их свободу, они когда-то терпят, но чаще проявляют недовольство и протест. Как к этому относиться?

* В Германии это один из вариантов культурной нормы, это нравится родителям (дети не являются для них нагрузкой) и такие дети вырастают полностью душевно и физическими здоровыми. В странах, где подобно поведение детей не является культурной нормой, такие дети часто обвиняются в холодности и черствости, что создает напряженные и даже конфликтные ситуации.
* Необходимо проверить, что это действительно вариант здорового развития ребенка, а не проявление мести или недоверия ребенка к родителям.
* Нужно учесть, что подобная модель поведения во взрослом возрасте может вызвать серьезные затруднения при создании традиционной семьи.

Дети с любовью и без привязанностей

Ситуация: Родители девочки, удочеренной из детского дома, радовались, как их восьмилетняя девочка достаточно легко адаптировалась к новой жизни. Она была мила со всеми членами новой семьи, ласково целовала родственников при встрече и обнимала их при расставании. Однако вскоре усыновители поняли, что точно также она ведет себя и с незнакомыми людьми. Они были обеспокоены этим открытием и очень обижены тем, что дочь оказывает одинаковые знаки внимания им, ее приемным родителям, и совершенно посторонним людям. Еще одним неприятным для них моментом стало то, что девочка совершенно не расстраивается, когда родители уходят, и может легко остаться с любым мало знакомым человеком. Девочка понятна любовь, но не понятна привязанность. Как к этому относиться?

1. Внимательно — за этим может стоять как здоровое отсутствие привязанностей, так и психические нарушение и душевные травмы. Главный показатель — доверие к родителям, уверенность родителей к тому, что их приемная дочка готова поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Если готова — все в порядке, дочка здорова, и это просто ее особенности.

Итого: в целом лучше, когда дети растут со здоровой привязанностью к родителям.

Взрослый психологически здоровый,

творческий человек — это ребенок, который выжил

Здравствуйте,

уважаемые читатели!

Эта статья для тех, кто хочет воспитать психологически здорового ребенка.

В ней рассказывается о том, что такое детский невроз и как формируется невротическая личность нашего времени.

Содержание этой статьи:

Детский невроз: основные признаки и проявления

Симптомы невроза у детей

Как вырастить невротика: общие правила и рекомендации

Знаменитый французский писатель Антуан Экзюпери как-то сказал:

Можно долго спорить с этим. Спорить и доказывать, что человек сам кузнец своего счастья, что он сам определяет свою судьбу.

Я так раньше и делал.

Но моя практика психолога-консультанта быстро избавила от иллюзий на этот счет.

Корни большинства проблем тех, кто решился прийти в кабинет психолога, уходят в прошлое, в детство.

Вот далеко не полный список тех недугов, прочные основания которых формируются в результате родительских ошибок и психолого-педагогического невежества.

  • невротизация поведения и межличностных отношений,
  • семейная тирания
  • тревога, агрессия, недовольство жизнью
  • неуверенность в себе
  • внутренние конфликты,
  • потеря смысла жизни
  • конфликты и ссоры в семьях

Но это не исключает того, что нашей рукой водит бессознательная воля наших родителей и воспитателей, их собственные неврозы и психологические проблемы.

Вполне понятно, что делать надо с точностью наоборот.

И тогда из вашего ребенка вырастить здоровая, зрелая личность, успешный человек, способный стать счастливым и подарить счастье окружающим его людям.

Детский невроз:

основные признаки и проявления

Для начала давайте определимся с терминами. О неврозах я уже писал в этих статьях:

Поэтому здесь просто повторюсь, что невроз – это очень низкая приспособленность к жизни.

Это когда жизнь человека наполнена внутренними и внешними конфликтами, тревогой и прочими отрицательными эмоциями.

Когда он живет словно бы в пол силы, при хороших задатках и потенциалах мало чего достигает.

Когда он чувствует постоянную неудовлетворенность жизнью, и ему сложно уживаться с людьми и обстоятельствами, а тем более, активно изменять их.

определить, что представляют собой и

неврозы у детей

Это совокупность в целом обратимых и исправимых психологических и поведенческих дефектов, способствующих тому, что ребенок частично утрачивает приспособляемость к жизненным обстоятельствам.

Его контакты с окружением привносят в его внутренний мир страдания и тревогу.

Такому ребенку намного труднее в этом мире, чем другим детям.

Важно отметить, что в этой публикации я не буду говорить о так называемых ситуативных неврозах. Речь пойдет о неврозах характера.

Невроз характера не обусловлен реакцией человека на внешние неблагоприятные обстоятельства и ситуации.

Он есть результат негативной динамики специфических свойств характера и личности человека.

Например, неуверенности в себе, тревожности, замкнутости, агрессивности, неумения решать проблемы, стремления к власти или к подчинению и т.п.

А вот эти самые специфические свойства личности и характера формируются в результате неблагоприятных обстоятельств семейного воспитания.

Как раз в том случае, когда родители руководствуются нижеследующими правилами и рекомендациями:

Правило 1

Первое и очень важное правило: безоговорочно и не смотря ни на что, считайте себя самым лучшим и даже идеальным родителем и педагогом.

Если не совсем получается, то используйте фразу:

Все это позволит вам избежать сомнений в правильности своего подхода к ребенку.

Позволит вам не замечать чудовищных ошибок в воспитании и закрывать глаза на то, что невротизация ребенка идет полным ходом.

Вы возвеличитесь и свысока перестанете замечать то, что происходит в реальности.

Ведь самоидеализация всегда приводит к слепоте в отношениях.

Правило 2

Создайте себе идеал человека (образ идеального мужчины или женщины) и, воспитывая своего ребенка, всеми силами старайтесь подогнать его под этот образ.

Очень старайтесь, а не то он вырастет не соответствующим идеалу – гармоничным, творческим, способным радоваться жизни, открытым миру и способным спонтанно реагировать на жизненные обстоятельства.

Если будете стараться и все делать правильно, то у вас получится невротическая личность нашего времени, о которой писала К. Хорни.

Правило 3

Как можно чаще критикуйте, давайте советы, навязывайте свое мнение и решайте за ребенка, как поступить в том или ином случае.

Тем самым вы постепенно лишите его природной инициативы, спонтанности и веры в то, что он сам способен решать свои проблемы.

Кроме того, не давайте ребенку учиться на своих ошибках, замените его жизненный опыт вашими нравоучениями и советами.

Вообще, очень важно помнить, что ваши правила, которым вы стремитесь подчинить ребенка,

ваши советы и рекомендации, что вы даете ему, не должны быть логичными, обоснованными и, самое главное, понятными ему.

Пусть сам догадается! Пусть дойдет своим умом!

Так вы вырастите беспомощного человека, самооценка и уверенность в себе которого, целиком и полностью будут зависеть от мнения окружающих его людей.

Правило 4

Навсегда забудьте, что такое безоценочное принятие.

Пусть он знает, что понимание, принятие, заботу и любовь нужно заслужить хорошим поведением.

Так он превратиться в человека, зависимого от оценок окружающих, постоянно всем угождающего, умеющего манипулировать людьми, ради получения одобрения и признания.

Правило 5

Сделайте из ребенка кумира семьи и доведите его уровень притязаний до наивысшего.

Тогда он обязательно столкнется с тем, что его притязания будут не соответствовать возможностям их удовлетворения.

Отсюда острые обиды, агрессия, необоснованные требования в признании и одобрении.

Постоянно стимулируйте ребенка на стремление к успеху и достижениям в школе без учета его реальных сил и возможностей.

Тем самым вы очень быстро подорвете его психически и физические силы, и посеете в нем конфликт между желаемым и возможным. Между идеалами и реальностью.

А это базовый конфликт, лежащий в основе почти всех неврозов характера.

Правило 6

Как можно чаще не соответствуйте базовым ожиданиям ребенка.

Чего всегда ждут дети от своих родителей? Ясно чего: любви, заботы, безоценочного принятия, нежности и понимания.

Но даем ли мы им это в полной мере?

Мама и ее 5-летний сын на детской площадке. Сын, играя, упал и испачкал новые штаны. Плачет от боли и обиды. Что он ждет от мамы?

В глубине души он жаждет всего перечисленного выше. Ведь мама подойдет, успокоит и поможет.

Но! Мама подбегает к нему и начинает накачивать его виной и критикой:

Поведение мамы полностью НЕ соответствовало ожиданиям ребенка.

Так воспитываются люди, всегда недовольные собой, неуверенные, зависимые от мнения и одобрения окружающих.

Такой ребенок будет чувствовать себя покинутым и всю жизнь будет носить в себе вину и зерна отчаяния.

Правило 7

Как можно больше посвящайте себя работе и прочим делам, активно убеждая себя и вашего ребенка, что это делается только для него и ради него.

Он поймет. Ведь он уже совсем взрослый, и ему совсем не нужно ваше время, ваше внимание и ваша забота.

Кстати, обязательно думайте о работе и решайте различные профессиональные и личные проблемы, когда проводите время с ребенком (например, во время прогулки или игры).

Он этого никогда не заметит, ведь дети еще не умеют считывать эмоциональные сигналы и вообще не разбираются в психологии отношений.

Кроме того, когда вам ребенок что-то очень живо и с интересом рассказывает и объясняет, вы обязательно:

  • слушайте его рассеянно и невнимательно
  • отвлекайтесь на другие дела
  • проявляйте безразличие
  • спрашивайте его о том, что совершенно не относится к теме его рассказа

Никогда подробно и с сочувствием не объясняйте своему ребенку причины своего отсутствия дома и рядом с ним.

Так вы быстро научитесь играть роль отстраненного родителя.

А там всего лишь один шажок, и невротизация ребенка завершиться в вашу пользу.

Ведь он теперь будет чувствовать, что он не сильно-то интересен вам, что вас заботит другое.

Так он быстро придет к мысли, что он вообще никому не нужен.

И через всю свою жизнь будет нести ощущение ненужности, заброшенности и покинутости.

Правило 8

Как можно чаще отвечайте на истерику ребенка собственной истерикой. Сразу хватайте ремень и учите его послушанию, тишине и буддийскому спокойствию.

При этом кричите и брызжите слюной как можно сильнее, создайте на лице гримасу неимоверного гнева и ярости, исказите свое лицо наподобие гримасы убийцы-психопата.

Это, пожалуй, лучший путь к психической травматизации ребенка.

Детский невроз (или даже что похуже) таким способом формируется за считанные дни (если не в один миг).

Правило 9

Обязательно выберите для себя один из трех самых эффективных вариантов (типов) воспитания невротической личности. Вот они:

Слабо-опекающий тип воспитания

Отстранитесь от ребенка. Не формируйте у него привязанности к вам. Меньше ему внимания и заботы.

Пусть будет сам по себе. Пусть считает себя ненужным и нежеланным. Отверженным, с заниженной самооценкой, одиноким и переполненным чувством вины.

Сверх-опекающий тип воспитания

Здесь, наоборот, — все делайте за него. Заботы и опеки столько, чтобы ребенка выворачивало наизнанку. Удовлетворяйте все его капризы, идите у него на поводу.

Это лишит его инициативы, активности и умения самостоятельно разрешать жизненные трудности. И это все при неимоверных притязаниях и раздутом самомнении.

Думаю, такого вы будете кормить и нести на своих плечах до самой старости.

Контрастный тип воспитания

Это когда мама с папой играют в плохого и хорошего полицейских. Когда соревнуются между собой в игре в воспитание.

Ребенок вынужден постоянно выбирать между родителями. Он вынужден постоянно лавировать и приспосабливаться.

Так вырастает неуверенный в себе человек, живущий в постоянной тревоге и в ожидании каких-то жутких жизненных изменений.

Правило 10

Это последнее правило. Под занавес. Добивающее. Звучит так:

Двойное послание – это когда на словах вы выражаете одно, а мимикой, жестами и прочими невербальными сигналами совершенно противоположное.

Так, мама может говорить, что очень любит своего ребенка, то все ее поведение говорит об обратном.

Многие психологи полагают, что двойное послание может быть причиной не только невроза, но и шизофрении.

Вот хрестоматийный пример двойного послания:

В последующих публикациях

я подробнее рассмотрю перечисленные типы воспитания

А эта статья подошла к своему завершению.

Таковы правила, по которым воспитывается невротическая личность нашего времени.

Большинство родителей неосознанно следуют им, и невротизация детей идет полным ходом.

Причем многие по невежеству или для оправдания своих собственных психологических проблем выдают симптомы невроза у детей, за безобидные хоть и неприятные каверзы их поведения.

Так их чада впоследствии оказываются в кабинетах психологов, психотерапевтов и психиатров. И это в лучшем случае.

Как вы понимаете, все делать нужно с точностью наоборот, воспитывая здорового человека, а не уязвленного горечью неприятия и нелюбви невротика.

Впрочем, как вы помните вот из этой статьи, невроз иногда полезен.

А не то так бы и остались прозябать в своей зоне комфорта и продолжили бы жить не своей жизнью.

До встречи в следующей статье.

Берегите своих детей!

Вместе с этой статье читайте:

Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий 🙂 (форма комментирования расположена ниже. Ваш e-mail нигде не будет опубликован).

Также буду очень Вам благодарен, если оформите подписку на новые статьи моего блога! Их анонсы будут просто приходить вам на e-mail.

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту! 😀

Сама в этой беде, поэтому почитала статью с удовольствием!

Подобное чувство любви и привязанности в этом возрасте — совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза в развитии психики.

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого, болезненного характера.

Чрезвычайная зависимость ребенка от матери в некоторых случаях является результатом повеления самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.

Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.

Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным ниже советам.

Что же можно посоветовать?

В первые месяцы жизни старайтесь не показывать при ребенке своего тревожного состояния — оно непременно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению его спокойствия и чувства защищенности.

Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения.

Убедите отца или других членов семьи в том, что строгость и жестокость — это не одно и то же. Не заставляйте ребенка чувствовать себя беспомощным и искать зашиты.

В случае развода не разрывайте отношения маленького ребенка и отца. Даже если вы решились на полный и окончательный разрыв, пусть для ребенка он не станет внезапным. Приучите его к отсутствию отца постепенно.

Что же делать в том случае, если привязанность ребенка к матери все же принимает болезненную, навязчивую форму?

Прежде всего — не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить — он все равно этого не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты. Постоянное присутствие матери для него — насущная необходимость.

И все же, ситуация не настолько безысходна, как это может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если сами родители и другие члены семьи не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью — это чувство спокойствия и защищенности.

Только в этом случае он сам постепенно будет успокаиваться и начнет отпускать мать от себя, при этом совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие, пусть даже длительное. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе — все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор ребенка. Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса. Как правило, в многодетных семьях, а также в семьях с большим кругом общения дети намного реже проявляют болезненную привязанность к матери.

Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей, всячески поощряйте общение ребенка со сверстниками и с взрослыми. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например, в кухне. Пусть ребенок периодически прибегает к вам, уходит и снова возвращается (в тех случаях, когда ребенок, в буквальном смысле, не отпускает мать от себя ни на шаг).

На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через семь-десять дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.

Когда время вашего отсутствия увеличится до пятнадцати-двадцати минут вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему (изредка) игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.

В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного.

Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери — это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.

Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Снять эмоциональную напряженность ожидания — это задача других членов семьи, без помощи которых матери едва ли удастся справиться с этой проблемой. Ребенок должен со временем понять, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.