Номер ошибки нервной системы

Задание на анализ биологической информации

Смысл задания №24 заключен в его названии. Относится к повышенному уровню сложности, за правильное выполнение можно получить 3 балла.

  1. Задание на анализ биологической информации
  2. Общая биология
  3. Растения, бактерии, грибы
  4. Человек
  5. Животные

Задания из всех пройденных разделов биологии, поэтому будет приведено по одному примеру в качестве ознакомления.

Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

  1. на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
  2. на клубне располагаются почки (глазки);
  3. имеются узлы и междоузлия, как у побега.

(1)Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. (2)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (3)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (4)В агробиоценозе преобладает монокультура. (5)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие естественного отбора.

Исправляем ошибки в предложениях:

(2)Агробиоценоз характеризуется как неустойчивая экосистема.

(3)В природной экосистеме, используется только энергия солнечного света, а в агробиоценозе,помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д.

(6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, ведет к нарушению устойчивости биосферы.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 — Лизосомы — одномембранные структуры цитоплазмы.
  2. 3 — Строма — полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
  3. 5 — Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы — складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.

(1)Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. (2)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают усвоение атмосферного азота. (3)К группе азотфиксаторов относят клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. (4)Бобовые растения используют соединения азота для синтеза белка. (5)Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации, повышающий плодородие почвы. (6)К хемотрофам относят железобактерии, серобактерии, водородные бактерии и нитрифицирующие бактерии. (7)Для всех хемотрофов характерен анаэробный тип энергетического обмена.

Исправляем ошибки в предложениях:

(1)Бактерии по способу питания бывают гетеротрофами и автотрофами.

(5) Нитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации (процесс окисления аммиака до азотистой кислоты), повышающий плодородие почвы (Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс денитрификации — процесс восстановления нитратов до газообразных оксидов и молекулярного азота).

(7)Для хемотрофов характерен и анаэробный и аэробный тип энергетического обмена.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Ошибки содержатся в предложениях:

  1. 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.
  2. 3 — среди грибов автотрофы не встречаются.
  3. 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;
  2. 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;
  3. 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

  1. морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;
  2. экологический критерий – особенности питания, место обитания;
  3. физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.

2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.

3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.

5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.

1. В Древней Индии человека при проверке на ложь подвергали так называемому Божьему суду. Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если проглотить его не удавалось, виновность считалась доказанной. Невиновный человек проглатывал рис. Дайте физиологическое обоснование такому испытанию в обеих ситуациях.

1) для глотания необходимо активное слюноотделение;
2) при волнении активизируется симпатическая нервная система, которая подавляет выделение слюны, поэтому лгун не сможет легко проглотить горсть сухого риса;
3) при отсутствии волнения активна парасимпатическая нервная система, которая активизирует выделение слюны, облегчая глотание, поэтому честный человек легко проглотит горсть сухого риса

2. Укажите звенья рефлекторной цепи и поясните функции каждого звена.

1) рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
2) чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС;
3) вставочный нейрон передает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон;
4) двигательный нейрон передает возбуждение на рабочий орган;
5) рабочий орган осуществляет ответную реакцию на полученное раздражение

3. Сравните строение вегетативной (автономной) и соматической нервной системы. Укажите не менее трех признаков сходства.

1) Обе системы представлены нервной тканью, состоящей из нейронов и клеток-спутников.
2) Рефлекторные дуги обеих систем содержат чувствительный, вставочный и исполнительный нейрон. Вставочный нейрон находится в центральной нервной системе (головном и спинном мозге).
3) В состав обеих систем входят спинной и головной мозг, нервы и нервные узлы.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. (1) Нервная система делится на центральную и соматическую. (2) Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. (3) Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. (4) Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

1 - Нервная система делится на центральную и периферическую.
2 - Нервная система по строению делится на центральную и периферическую, по функциям на соматическую и вегетативную.
4 - Вегетативная нервная система координирует деятельность внутренних органов.

5. Какие функции выполняют в организме человека разные звенья анализатора?

1) Периферической – это рецепторы, например, колбочки и палочки в сетчатке глаза. Рецептор ощущает раздражение и превращает его в нервный импульс, возбуждает чувствительный нейрон.
2) Проводниковой – это нервы и проводящие пути мозга. Они проводят возбуждение до центральной части анализатора.
3) Центральной, расположенной в коре больших полушарий – здесь происходит окончательный анализ информации.

6. Назовите отделы зрительного анализатора и укажите, какую функцию выполняет каждый из этих отделов.

1) периферический отдел – сетчатка, содержащая зрительные рецепторы; рецепторы воспринимают свет и преобразуют его в нервные импульсы;
2) проводниковый отдел – зрительный нерв; он передает нервные импульсы в головной мозг;
3) центральный отдел – зрительная зона в затылочной доле больших полушарий; обрабатывает зрительную информацию и формирует окончательное изображение

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. (2) Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. (3) При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. (4) Общее количество спинномозговых нервов - 31 пара. (5) Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

1 - передние корешки спинного мозга содержат отростки двигательных нейронов;
2 - задние корешки спинного мозга содержат тела и отростки чувствительных нейронов;
5 - полость заполнена спинномозговой жидкостью



8. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.



9. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Опишите особенности их строения и функции.

1 – задний корешок спинномозгового нерва. В нём находятся тела чувствительных нейронов. Чувствительные нейроны доставляют сигналы от рецепторов в спинной мозг. В состав спинномозгового нерва также входят двигательные нейроны, по которым сигнал идет от спинного мозга к рабочим органам.
2 – серое вещество. Образовано телами нервных клеток (нейронов). Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию.
3 – белое вещество. Образовано аксонами (длинными отростками), покрытыми миелином. Выполняет проводниковую функцию.



10. Рассмотрите предложенную схему классификации нервной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Постоянные стрессовые воздействия, которые переживает современный человек, способны не только мобилизовать все его способности для решения сложных задач, но и привести к нервному расстройству. К сожалению, при хроническом стрессе люди редко это осознают.











Предпосылки к развитию расстройств нервной системы

Непрерывный рост частоты встречаемости болезней нервной системы заставляет говорить об эпидемических масштабах проблемы. Все чаще от подобных расстройств страдают молодые работоспособные люди обоих полов. Врачи считают, что причиной является негативное влияние современного образа жизни, даже если больной никогда не получал серьезных травм и не переносил тяжелых заболеваний, которые могли бы спровоцировать нарушения со стороны ЦНС. Умственное, физическое и эмоциональное перенапряжение — ежедневная реальность жителя мегаполиса, почти неизбежно приводящая к различным нервным расстройствам. Одним только неврозом навязчивых состояний страдает до 3% жителей планеты, и это диагностированные случаи. Фактический показатель будет в 2–3 раза выше.

Несмотря на большое разнообразие нервных расстройств, их можно разбить на две большие группы — неврозы и вегетативную дисфункцию.

Это функциональные расстройства центральной нервной системы, которые могут быть спровоцированы и усилены эмоциональными, умственными и физическими перегрузками, психологическими травмами.

  • Навязчивые состояния. Другое название — обсессивно-компульсивные расстройства. Они могут быть эпизодическими, хроническими или прогрессирующими. Чаще всего ими страдают люди с высоким интеллектом. Суть расстройства состоит в появлении тягостных мыслей, воспоминаний, действий, эмоциональных состояний, не поддающихся контролю и захватывающих все внимание больного. В результате он постоянно испытывает чувство тревоги, от которого пытается избавиться какими-либо собственными методами, чаще всего усугубляющими ситуацию. Пример — навязчивый страх заражения инфекционными заболеваниями, когда человек всеми возможными средствами старается продезинфицировать окружающие предметы. Причинами навязчивых состояний могут быть наследственность, перенесенные инфекционные болезни или их обострение, нарушение гормонального фона, режима сна и бодрствования. Способствуют развитию навязчивых состояний перепады атмосферного давления и смена времен года.
  • Неврастении. Патологические состояния, при которых наблюдаются повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, невозможность долго заниматься умственной или физической деятельностью. Все это обусловлено общим угнетением нервной системы. Обычно неврастения развивается после психической травмы, сопровождавшейся напряженной работой, нарушением режима сна и питания. Способствующими факторами в развитии неврастении являются инфекции, гормональные расстройства, вредные привычки.
  • Истерия. Разновидность невроза, при которой демонстративные проявления тех или иных эмоций не соответствуют их реальной глубине и имеют своей целью привлечение внимания. Причинами истерии являются склонность к самовнушению и внушению, неспособность сознательно контролировать свое поведение. По клиническим признакам выделяют истерическое поведение и истерические припадки. Поведенческая истерия проявляется в постоянном желании больного находиться в центре внимания, склонности к аффектированным действиям и проявлениям. Истерический припадок — это кратковременное состояние, во время которого больной полностью сохраняет сознание, но может плакать, смеяться, падать и биться в конвульсиях. Длительность припадка зависит от впечатления, которое он производит на окружающих: он будет длиться тем дольше, чем больше вокруг волнуются. Истерия развивается после психических травм, припадки могут быть спровоцированы любым стрессовым воздействием.

Неврозы хорошо поддаются лечению, так как больные сохраняют критическое мышление и осознают, что им нужна помощь. Расстройств личности при неврозах не наблюдается.

Зачастую этот вид нервного расстройства путают с вегетососудистой дистонией, но последняя — лишь одно из проявлений нервного заболевания. Вегетативная дисфункция возникает, когда к внутренним органам поступают неправильные или нерегулярные сигналы вегетативной нервной системы. Это снижает защитные функции организма, приводит к общему ухудшению самочувствия, нарушает работу внутренних органов. Симптоматика может быть сходна с мигренью, инфарктом миокарда, остеохондрозом и рядом других патологий. Вегетативная дисфункция развивается из-за постоянных стрессов или провоцируется ими, возникнув по какой-либо другой причине. Вегетативные нервные расстройства могут быть частью функциональных или органических поражений всей нервной системы.

Основными признаками нервного расстройства являются повышенная тревожность, напряженность, сниженная работоспособность, проблемы с концентрацией внимания, чередование вялости и раздражительности, внезапные боли неясного происхождения. Если вы постоянно наблюдаете у себя подобные проявления, необходимо как минимум снизить уровень стресса, а лучше всего проконсультироваться у специалиста.

Лечение нервных расстройств требует помощи специалиста: психолога, невролога, невропатолога, психотерапевта или психиатра. Терапия должна быть комплексной, включающей медикаментозные и немедикаментозные методы. Лечить необходимо в первую очередь причину нервного расстройства, только в этом случае терапия будет успешной. При любой клинической картине больному показано спокойствие.

К сожалению, волшебных таблеток для лечения нервных расстройств пока не изобрели, и больному приходится для успеха лечения пересматривать свой образ жизни.

  • Дыхательная гимнастика и оздоровительный фитнес. К методам оздоровительного фитнеса для больных с нервными расстройствами можно отнести йогу, плавание, калланетику. Все эти виды фитнеса помогают обрести душевное равновесие. Дыхательная гимнастика отличается своей доступностью в любой момент времени, ею можно заниматься даже в течение рабочего дня. Диафрагменное дыхание дает возможность достичь спокойствия и сосредоточенности, помогает насытить мозг кислородом, способствует нормальной работе всех систем организма.
  • Физиотерапия и релакс-методики (массаж, акупунктура, гидро-, ароматерапия и др.). Эти терапевтические меры направлены на снятие мышечных спазмов, улучшение кровообращения и оттока лимфы, активизацию пищеварительных процессов, стимулирование иммунитета. Во время процедур снимаются последствия стрессовых воздействий.
  • Изменение образа жизни и питания. Режим сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе, богатая белком и витаминами пища — все это благотворно влияет на истощенную нервную систему. При постоянном стрессе организм испытывает жесткий дефицит витаминов, который можно восполнить, уделив внимание своему рациону.

Для нервных расстройств характерно желание больного как можно быстрее вылечиться, но это только повышает тревожность. Найти силы на длительное лечение поможет медикаментозная терапия.

Несмотря на то, что в списке препаратов для больных с нервными расстройствами есть безрецептурные средства, самолечение может только усугубить ситуацию. Поэтому начинать их прием можно только по согласованию с врачом.

Рецептурные препараты. В тяжелых случаях нервных расстройств назначают сильнодействующие препараты, которые отпускаются только по рецепту. Это транквилизаторы и антидепрессанты. Они имеют ряд побочных эффектов (например, сильнейшее привыкание) и противопоказаний, поэтому подбираются индивидуально и принимаются строго под наблюдением врача.

Несмотря на то, что прием лекарств часто дает положительный эффект и не является сложной терапевтической мерой, увлекаться им не стоит. Возобновление курса приема препаратов по собственному произволу может нанести вред здоровью. Лучше уделить время грамотной профилактике.

Продуманная стратегия лечения и точное исполнение предписаний врача, как правило, дают положительные результаты. У больного улучшается не только самочувствие, но и качество жизни в целом. Для дальнейшей профилактики рекомендуется поддержание рациона здорового питания, борьба со стрессом, здоровый сон и достаточная двигательная активность.

Значение нервной системы:

  1. является материальной основой психической деятельности;
  2. обеспечивает приспособление к среде;
  3. обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;
  4. согласует работу всех внутренних органов.

Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, усиливают рефлексы, стимулирующие поступление веществ и увеличивают их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, ослабляют рефлексы, стимулирующие поступление веществ и уменьшают их трату.

При физической работе усиливается выделение тепла за счет работы мышц, вследствие этого возбуждается рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые усиливаютпотоотделение, расширение сосудов кожи и увеличивают теплообразование.


Серое вещество образуют тела нейронов с дендритами .

Белое вещество образуют нервные волокна .

Нервы состоят из нейронов .

Нервы узлы состоят из скопления тел нейронов .


Тело позвонка - 9;

Остистый отросток позвонка - 4;

Спинной мозг - 1;

Серое вещество спинного мозга - 2;

Белое вещество спинного мозга - 3

Задние корешки спинного мозга со спиномозговыми узлами - 5

Передние корешки - 6

Узлы симпатического ствола - 7

Межпозвоночный диск - 8


Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс


  1. рецептор кожи
  2. чувствительный нейрон
  3. вставочный нейрон
  4. двигательный нейрон
  5. рецепторы мышц

Спинной мозг проводит импульсы от рецепторов в головной мозг.



Желудочки мозга Местоположение
IV желудочек Между продолговатым и мозжечком
III желудочек Между симметричными половинами промежуточного мозга
I и II желудочки В левой и правой половинах большого мозга

206. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.

Отделы головного мозга Функции
Продолговатый мозг Регуляция врожденных рефлексов (дыхание, кровообращение, жевание), деятельности желез проводниковая и рефлекторная
Мост Движение глазных яблок, рефлексы, позы, выпрямления, мимика
Мозжечок Равновесия, координация движений, тонус мышц


Функции Старая кора Новая кора
Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на инх тревогой, агрессией, испугом, радостью +
Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий +
Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых услових +
Прогнозировть результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения +

1) Кора больших полушарий образована серым веществом.
2) Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3) В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4) Зрительная кора находится в лобной доле.
5) Слуховая кора расположена в височной доле.
6) Основная функция древней коры – научение и память.

Ответ:

2) Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов

3) В головном мозге выделяют лобную теменную височную и затылочную доли.

4) Зрительная кора находится в затылочной доле.

210. Прочитайте §47 и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.

Критерии сравнения Соматический отдел Вегетативный отдел
Наличие центральнойи перефирической частей + +
Связь с иннервируемыми органами (прямая или через узлы) через узлы симпатическая через узлы, парасимпатическая прямая
Органы, иннервируемые этими отделами поперечно-полосатые мышцы внутренние органы (сердце, печень)
Функции управление движениями тела в пространстве управление внутренними органами , гладкой мускулатурой и обменом веществ
Произвольность Нет Да

211. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

Критерии сравнения Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел
Расположение ядер в центральной нервной системе боковые столбы верхней и средней части спинного мозга ствол головного и крестцовая часть позвоночника
Расположение нервных узлов вдоль позвоночника в роганах или недалеко от них
Влияние на сердце усливает свою работу возвращает в состояние покоя
на артериальное давление повышается уменьшается
на содержание сахара в крови повышается уменьшается
на кожные сосуды сужаются расширяются
на органы пищеварения замораживают деятельность активирует
на органы дыхания частое и поверхностное редкое и глубокое

Представим, что человек увидел на остановке нужный ему автобус и побежал. Включилась симпатическая система, про­свет сосудов стал сужаться, давление повысилось, и скорость крови возросла. Но если сужение чрезмерно, просвет сосуда становится настолько узким, что кровь по нему вообще не мо­жет пройти (это бывает при спазмах сосудов). Но этого не про­исходит, так как по обратным связям в мозг идут сигналы о неблагополучии и включается парасимпатическая система, которая расширяет сосуды. Так находится оптимальная вели­чина просвета сосудов, обеспечивающая необходимые давле­ние и скорость крови.

Эти знания расширяют мой кругозор. Теперь я знаю больше о том, как работает мой мозг, мой организм. Я смогу более продуктивно организовывать свою работу, тренировки, обучение.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Для нормализации тревожного состояния существуют различные техники. В этой части будут описаны дыхательные практики, даны рекомендации для самостоятельной работы. Помните, что важен комплексный подход.

Необходимо работать с тревожными мыслями и беспокойством, корректировать старые убеждения, устранять неэффективные модели поведения и работать с эмоциями. Воздействовать на встревоженный ум можно разными способами. Здоровые способы успокоения и релаксации возможны через тело: с помощью посильной и комфортной физической нагрузки, пеших прогулок и через дыхание.


Техника 1. Работа с дыханием

Дыхание тесно связано с работой нервной системы. Вдох связан с активизацией симпатической нервной системы, которая ответственна за повышение пульса, давления и возникновение стресса. Выдох активизирует парасимпатическую нервную систему, которая ответственна за процессы торможения и расслабления. Иными словами, выдох влияет на частоту пульса — удары замедляются.

Неравномерное дыхание, короткие и неполные выдохи создают предпосылки для усиления стресса и нарушения процессов расслабления. Чем равномернее вдох и выдох, тем равномернее протекают процессы возбуждения и торможения.

Нервную систему способны успокоить дыхательные техники. Зная об этом, вы можете использовать некоторые техники, чтобы помочь самому себе.

Когда вы испытываете стресс или тревогу, когда вам страшно или не по себе, вы словно сжимаетесь в комочек. Плечи поднимаются, шея втягивается в туловище, спина округляется. Эту позу сложно спутать с какой-то другой. Вы сразу заметите такого человека. Интересно, что такую же позу принимают многие люди, сидя за компьютером или держа смартфон в руках.

Первое, что следует сделать, чтобы изменить эмоциональное состояние, — это изменить позу. Поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Затем раскройте диафрагму.

  • Сделайте глубокий вдох (5 с).
  • Задержите дыхание (5 с).
  • Выдохните (5 с).
  • Задержите дыхание (5 с).

Важно максимально выдыхать весь воздух из легких. Если вам пока сложно поддерживать длительность вдоха, выдоха и задержки в 5 с, сократите интервалы до 2-3 с. Почувствуйте, как ваши легкие полностью наполняются и полностью опустошаются. Сохраняйте подобный ритм дыхания в течение нескольких минут. Когда освоитесь с дыханием, сделайте такое выражение лица, словно вы увидели кого-то, кого сильно любите или кому рады.

Продолжайте дышать в таком ритме с улыбкой на лице какое-то время. Что вы сейчас чувствуете?

Техника 2. Перестаньте себя накручивать

Накручивание себя — не что иное, как ошибка мышления под названием катастрофизация.

Чтобы изменить эту привычку, следует научиться: 1) замечать, когда из мухи делаете слона; 2) придумывать другие, не только негативные варианты развития событий.

Когда начинается привычное накручивание себя и из мухи вот-вот будет сделан слон, следует придумать три варианта развития событий. Этими вариантами будут самый худший, самый лучший и самый вероятный.

С помощью аналога списка ситуаций, приведенного ниже, вы можете не только предположить другие варианты развития событий, но и впоследствии сравнить предсказания с результатом. Опишите в первой строке беспокоящую ситуацию, во второй отразите результат ваших привычных катастрофических размышлений и прогнозов. В третьей строке перечислите альтернативные варианты развития событий, в четвертой — то, что произошло в реальности.

Первая ситуация: муж не берет трубку.

Самый худший исход, который вы привычно предполагаете: случилось что-то плохое, супруг попал в аварию.

Другие варианты развития событий (позитивный и нейтральный): после рабочего дня телефон может остаться на беззвучном режиме, или муж заехал в супермаркет, оставив телефон в машине; супругу сейчас неудобно разговаривать.

Что произошло на самом деле (результат): телефон забыт на работе.

Вторая ситуация: дочь не хочет ходить в дорогостоящую спортивную секцию, на которую потрачено много средств и времени.

Самый худший исход, который вы привычно предполагаете: дочь станет бездельничать, свяжется с плохой компанией; все мысли будут о мальчиках, школьная успеваемость снизится, и ребенок не поступит в институт.

Другие варианты развития событий (позитивный и нейтральный): дочь уже не маленькая, она личность и способна самостоятельно выбирать себе хобби и спортивные занятия; возможно, дочь хочет сменить секцию, а может, отдохнуть, поскольку в школе очень высокая нагрузка.

Что произошло на самом деле (результат): дочь перешла в другую секцию и стала заниматься тем, что действительно интересно.

Третья ситуация: переезд в другой город.

Самый худший исход, который вы привычно предполагаете: мне придется расстаться с молодым человеком; не найду работу, у меня не будет друзей. У меня ничего не получится, я не справлюсь. Останусь совсем одна, без денег и помощи.

Другие варианты развития событий (позитивный и нейтральный): какое-то время мне придется привыкать к новому месту. Я смогу найти простую работу, а дальше будет видно. Со временем все уладится. В крайнем случае, вернусь обратно.

Что произошло на самом деле (результат): с молодым человеком пришлось расстаться, он не захотел переезжать вместе со мной, но работу, причем неплохую, удалось найти довольно быстро. Летом в местном парке собираются девушки и бесплатно занимаются йогой. Я нашла компанию.

Так вы научитесь рассматривать все возможные варианты развития событий, а также сравнивать прогнозы с тем, как все обстоит на самом деле. Это поможет избавиться от катастрофического мышления.

Техника 3. Задавайте себе вопросы, чтобы справиться с тревогой

Если вы устали от тревоги, самое время начать задавать себе вопросы. Зная о том, как работает мозг при чрезмерной тревоге, вы можете научиться вовремя отслеживать свои мысли и поступки. Вопросы помогут вам разобраться, на что следует обратить внимание, а что не так важно.

  • Замечаю ли я вокруг только негатив?
  • Рассматриваю ли я всю информацию или сразу ищу негатив?
  • Негатив, который я ищу, реален или это лишь мои мысли?
  • Есть ли реальная проблема?
  • То, о чем я думаю, происходит в реальности или только в моем воображении?
  • Пытаюсь ли я предсказать или предвидеть будущее, не зная, что произойдет на самом деле?
  • Часто ли подтверждались мои прошлые негативные предсказания?
  • Все было настолько страшно, как я думал (а)?
  • Удавалось ли мне справиться с ситуацией в прошлом?
  • Буду ли я думать об этом через месяц, полгода, год?

Вопросы также помогут вам понять, как обстояли дела в прошлом, сбывались ли негативные предсказания.

Техника 4. Перетерпите тревогу

Представьте, что вы выходите утром на работу и спускаетесь в метро. Произошла аварийная ситуация, и поезд задерживается. Проходит пара минут, затем десять, и вот вы уже стоите на переполненной платформе, где в ожидании толпится половина города. Вам становится некомфортно. Мало места, мало свежего воздуха. Все толкаются. Кругом уставшие, хмурые и недовольные лица.

Вы чувствуете волнение, вас захватывают различные мысли. Вас беспокоит множество вещей: случившаяся аварийная ситуация с поездом, большое скопление людей в закрытом пространстве, возможные опасности, давка и теснота. Вас беспокоит, доедете ли вы вовремя на работу. В конечном итоге вас одолевает тревога.

Поезд прибывает, и толпа стремится попасть в вагон. Вы зажаты и растеряны. Вы кое-как попадаете в поезд, но не можете справиться с тревогой и выходите на следующей станции, решая добраться до работы другим способом.

Жизнь сложная и неопределенная, и множество ситуаций способны провоцировать беспокойство и тревогу. Если вы привыкли к стратегии избегания, то стремитесь не допустить или минимизировать любое ощущение дискомфорта и тревоги. Вас может пугать само чувство тревоги, и вы всеми силами пытаетесь с ним не сталкиваться.

Навык принятия помогает выработать к ней устойчивость. Попытки сознательно ослабить или прекратить тревогу обречены на провал. Но, воспринимая ее как временное состояние дискомфорта, можно продолжать делать работу и повседневные дела даже в состоянии тревоги. Рано или поздно она пройдет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.