Новые знания о человеке нервная система 4 класс


Центральная нервная система

Нервная система объединяет все части организма в единое целое и тщательно контролирует его работу. Это очень похоже на локальную сеть, в котором все части организма соединены с мощным компьютером – центральной нервной системой (ЦНС), которая, в свою очередь, состоит из головного и спинного мозга.

Головной мозг – это важнейшая составляющая ЦНС и организма в целом. Именно благодаря этому органу человек способен обрабатывать полученную информацию и правильно реагировать на окружающую его действительность.


Рис. 1. Головной мозг.

Головной мозг состоит из двух полушарий, которые отвечают за очень важные процессы жизнедеятельности человека:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • речь;
  • обоняние и вкус;
  • чувства и эмоции;
  • поведение и мышление;
  • движение.

Каждое из двух полушарий головного мозга разделено на 4 отдела: лобный, теменной, затылочный и височный. За каждым отделом закреплены определенные функции. К примеру, лобные зоны отвечают за поведение человека и сложное мышление, а височные – за слух и обоняние.

От полушарий отходит ствол, соединяющий головной мозг со спинным. Последний очень похож на длинный шнур толщиной с палец. Он располагается внутри позвонков, которые надежно защищают его от разного рода повреждений.


Рис. 2. Спинной мозг.

Главная задача спинного мозга – передача полученной информации от нервов к головному мозгу и обратно. Он служит промежуточным звеном в выполнении важного процесса и без него человеческий организм не смог бы полноценно функционировать.

Периферическая нервная система

От центральной нервной системы отходит огромное количество мельчайших нервов или нейронов. Они соединяются с каждым органов, каждой мышцей в организме, и образуют периферическую нервную систему.

Организм человека оплетен такой густой паутиной нейронов, что, если бы соединить их в одну нить, то она выйдет в 4 раза длиннее расстояния от Земли до Луны.


Периферическая нервная система передает полученную извне информацию в спинной и головной мозг, а затем обратно к органам, мышцам или тканям. Вся информация поступает и передается в виде импульсов или сигналов. Например, когда человек дотрагивается до горячей поверхности, от кожи поступает тревожный сигнал в головной мозг о грозящей опасности. Он за доли секунды обрабатывает информацию и посылает ответный сигнал – немедленно одернуть руку. Все это действие происходит невероятно быстро.

Что мы узнали?

Класс: 4

Цель. Показать учащимся достижения науки XIX - XX веков в познании человека.

Предметные задачи.

  • Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове.
  • Установить роль нервной системы в познании окружающего мира и приспособляемость к нему.

Метапредметные задачи.

Создать условия для развития у учащихся:

- интереса к познанию нового;

- умения сохранять и выполнять учебную задачу;

- умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- умения работать в паре;

- умения работать с информацией (получать информацию из различных источников, фиксировать в различных формах, использовать её для решения познавательных задач, обобщать её);

- умения обсуждать ход выполнения работы и полученные результаты.

Оборудование.

  • Учебник “Окружающий мир”, 4 кл., 2 ч. (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), 2013; рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику “Окружающий мир” (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), 2013; презентация по теме урока.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Каким событиям XIX - XX веков был посвящён прошлый урок?

Дети: Развитие науки и техники.

Учитель: Проверим выполнение заданий из рабочей тетради по данной теме.

Запишите средства передвижения по воде в порядке их освоения человеком: колёсный пароход, бревно, парусник, плод, танкер, лодка, ледокол (слайды 2- 9).

Дети: Бревно —> плод —> лодка —> парусник —> колёсный пароход —> ледокол —> танкер

Учитель: Рассмотрите рисунки механизмов. Какие свойства воздуха использовал человек при их создании? (слайд 10)

Дети: сжимаемость и упругость воздуха, тёплый воздух легче холодного.

II. Создание условий для введения в тему урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы узнали о великих достижениях в области науки и техники. Но тайной оставался сам… Как вы думаете, кто?

Дети: Сам человек.

Учитель: Тема урока “Новые знания о человеке” (слайд 11).

Учитель: Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке?

Дети: Человек. Его нервная система.

III. Открытие нового знания

Учитель: Нервная система очень долго оставалась тайной для врачей и учёных. Они не могли ответить на вопросы, как мы воспринимаем мир, почему видим, как мыслим, запоминаем, от чего зависит речь. И только в XIX - XX веках учёные стали находить ответы на эти вопросы.

Посмотрите на портрет (слайд 12). Перед вами портрет великого учёного Ивана Петровича Павлова, который вместе с Иваном Михайловичем Сеченовым исследовал человеческий мозг.

Учитель: Прочитайте о И.П.Павлове на стр. 24.

Дети самостоятельно читают текст.

Учитель: Приведите примеры, доказывающие то, что учёный Павлов был необыкновенным человеком.

Дети: Около 90 лет прожил Иван Петрович Павлов.

Дети: До конца жизни он занимался гимнастикой и ездил на велосипеде.

Дети: Это единственный учёный, который удостоился 132 наград.

Учитель: Чему были посвящены его исследования?

Дети: Его работы были посвящены исследованию нервной системы и, в частности, функций головного мозга.

Дети: За свои многочисленные труды в области кровообращения и пищеварения он был награжден Нобелевской премией.

Учитель: На прошлом уроке говорили о развитии промышленности. Какие новые внешние воздействия на органы чувств человека появились при этом?

Дети: С развитием промышленности на человека стали воздействовать запахи, которых нет в природе, звуки, которые издают разные приборы; продукты питания, разнообразные по вкусу.

Учитель: Как они влияют на человека?

Учитель: Мы видим, что человек приспособился к новым внешним воздействиям. И.П.Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Включается сложная система связей органов человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.

Учитель: Какие знаете органы чувств?

Дети: Орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. (Слайд 13)

Учитель: Какие из них важнее?

Учитель: Если человек утрачивает какой-то орган чувств, то другие начинают “работать” за повреждённый.

Учитель: Какие примеры вы можете привести?

Учитель: Надо беречь свои органы чувств, т.к. при потере большинства органов чувств внешняя информация не отправляется в мозг, не поступают никакие приказы.

Органы чувств изучали во 2 классе. Вспомним, какую информацию можно получить с помощью каждого органа чувств и правила по его защите. Слушаем ребят и заполняем таблицу в рабочей тетради.

Выслушиваются сообщения учащихся об органах чувств:

  • орган зрения (слайды 14 - 16)
  • орган слуха (слайды 17 - 19)
  • орган обоняния (слайды 20 - 22)
  • орган вкуса (слайды 23 - 24)
  • органы осязания (слайды 25 - 27)

После каждого сообщения проверяется заполнение таблицы в рабочей тетради.

Учитель: Берегите ваши органы чувств. С помощью их вы можете хорошо учиться и работать, быстро замечать происходящие вокруг явления, вовремя замечать опасности.

Учитель: Обсудите в парах, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях, и какие действия должны последовать.

Выполнение задания на стр. 26 в учебнике. Обсуждение полученных результатов.

Учитель: Говоря о нервной системе, мы не можем не вспомнить о строении клетки нервной ткани (слайд 28). В чём особенность строения клетки нервной ткани?

Дети: Есть отростки.

Учитель: Нейрон состоит из тела и отростков. Нейроны проводят сигналы от органов чувств в центральную нервную систему и от центральной нервной системы к исполнительным органам.

Откройте учебник на стр. 28. Проследите путь от органа чувств (кожи руки) до головного мозга; от органа зрения до головного мозга.

Дети: Часть пути информация проходит по спинному мозгу.

Учитель: О строении и работе нервной системы вы узнаете на следующем уроке более подробно.

IV. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Учитель: Какую новую информацию получили?

Учитель: У вас на партах лежат кружки. Выберите один кружок и покажите.

  • Зеленый - все на уроке было понятно, с заданиями справились легко и без ошибок.
  • Синий - не все было понятно, были трудности, но их удалось преодолеть.
  • Красный - работать было трудно, многое было непонятно.

Учитель: Какие ваши органы чувств участвовали сегодня на уроке?

V. Домашнее задание

Текст на стр. 24-26 и задания после текста.

Литература.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 4 класс. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.
  2. Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. “Окружающий мир”. 3–4 классы. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.
  3. Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова / авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель.

Презентация разработана к уроку "Почему наш организм работает слаженно" (4 класс) по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema.pptx 348.98 КБ

Подписи к слайдам:

Определяем основной вопрос урока Что интересного заметили? Какие органы человека работают самостоятельно? Какими можно управлять по собственному желанию? ТЕМА УРОКА: Нервная система

Открываем новые знания Рисунок на с. 40 Из каких частей состоит нервная система? г оловной мозг спинной мозг нервы Вывод : мозг получает информацию от чувствительных клеток по нервам и принимает решение. По другим нервам мозг направляет органу команду действовать.

Открываем новые знания Текст на с. 40-41 Какова роль мозга (головного и спинного)? Головной мозг анализирует информацию и принимает решение. Спинной мозг отвечает за выполнение простых и срочных решений. К акую роль будут выполнять нервы ? По нервам проходит информация .

Открываем новые знания Что изображено на верхнем рисунке? Как нервная система узнала, что чайник горячий? Какому органу сообщается информация? Где анализируется информация: в спинном или головном мозге ? Вывод: простые и срочные решения принимает спинной мозг. Рисунок на с. 41

Открываем новые знания Что изображено на среднем рисунке? Какие действия совершает Миша ? Вывод: совместное руководство спинного и головного мозга позволяет совершать действия, в которых участвует несколько органов.

Открываем новые знания Что изображено на нижнем рисунке? Почему Лена не смотрит, где стоит соль? Какой отдел мозга будет отвечать за принятие решения ? Вывод: с помощью больших полушарий головного мозга принимаются наиболее сложные решения и осуществляются наиболее сложные действия.

Открываем новые знания Какие органы человека работают самостоятельно? Какими можно управлять по собственному желанию? Нервная система управляет слаженной работой всех органов.

Открываем новые знания г ормон тревоги мышцы желудок легкие кожа сердце у лучшается работа прекращает работу учащается дыхание б ьется быстрее с ужаются сосуды, кожа бледнеет

Применяем новые знания С. 42, № 1, 5. Рабочая тетрадь. С. 15-16, № 1, 4, 5. Домашнее задание Тема 9. Вопросы № 3, 4. Рабочая тетрадь. С. 16, № 6, 7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос".

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме. Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А.

Урок по окружающему миру во 2 классе по УМК "Школа 2100". Использованы технологии деятельностного метода, интерактивного обучения.

Данный урок построен по технологии критического мыления. Использованы следующие приёмы: "Истино, ложно", "Кластер","Инсерт", "Корзина идей", "Синквейн".

Интеллектуальная игра для детей составлена на основе популярного телевизионного проекта, поулярного в 90-е годы пошлого века.Во-первых, это повторение не только пройденного материала, но и получение н.

Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу Интеллект-карт, отвечающему реальным запросам современной школы, способствующему решению.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Нервная система человека..docx

Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.

Цели и задачи:

Образовательные :

познакомить с функциями нервной системы, её строением;

вспомнить виды анализаторов, виды клеток;

Развивающие :

развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;

способствовать расширению кругозора учащихся;

Воспитательные :

способствовать формирование положительной мотивации к предмету;

умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

Тип урока: комбинированный.

Технология личностно-ориентированная (ИКТ).

I . Организационный момент.

- Желаю Вам хорошего настроения, творческой активности, продуктивной работоспособности!

II. Проверка усвоения предыдущей темы.

Сообщения детей по группам органы чувств:

1 о зрении; 2 слухе; 3 обонянии и вкусе; 4 об осязании.
Самостоятельная работа. Проверка в парах.

– Как вы считаете, какие органы чувств важнее всех?

III. Целевая установка. (Слайды Сеченова и Павлова).

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

-Чьи портреты вы видите на экране?

- Чем знамениты эти люди?

Великие физиологи нашей Родины . Русские учёные Иван Михайлович Сеченов и продолжатель его идей Иван Петрович Павлов. Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.

- Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке?

Сам человек, его нервная система.

- Назовите самый главный орган нервной системы.

Это головной мозг.

- Определим задачи нашего урока. О чём бы вы хотели узнать?

- что входит вЦНС

- её роль и значение

IV. Изучение нового материала.

Источники информации.

Устройство головного мозга.

Учебник – стр. 28 и доп. материал.

Масса головного мозга.

Учебник – стр. 28 и доп. материал.

Как попадает информация в головной мозг?

Учебник – стр. 28 – 29 и доп. материал.

- Какую роль играет спинной мозг?

Учебник – стр. 29 и доп. материал.

- Как же попадает информация в головной мозг?

Эту работу выполняют нервы. По одним нервам информация о внешней среде от органов чувств идёт в головной мозг. Он принимает, и его команда по другим нервам идёт к мышцам. Пример – красный свет светофора.

Пауза для отдыха.

Масса головного мозга.

Гимнастика для головного мозга.
1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.
2. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Головной мозг новорожденного имеет массу 400г, в возрасте 1 год – 800г, у учеников 1-4 классов – около 1300г., у взрослого человека 1450. Средний вес головного мозга мужчин – 1375г, у женщин на 10% меньше. Если мозг имеет массу ниже 1000г у взрослого человека, то умственные способности резко падают. На питание мозга расходуется 1/5 всей крови в организме человека. Чем больше мозг содержит нервных клеток, тем с более сложными задачами способен человек справиться. Человеческая речь, использование ее мозгом для своей работы – вот главное, чем отличается наш мозг от мозга любого животного.

Исследования ума животных показали, что самыми умными являются обезьяны, дельфины и бурые медведи, второе место заняли волки, красные лисицы, собаки. Из птиц самыми умными считаются вороны. Довольно сообразительными оказались черепахи, зеленые ящерицы и крысы. А вот земноводные и рыбы не могут решать даже самые простые задачи.

Пауза для отдыха.

- Какую роль играет спинной мозг?

Гимнастика для головного мозга.

1. Прогнуться вперёд.

2. Прогнуться назад.

Если головной мозг сравнивают с командным пунктом организма человека, то спинной мозг – с диспетчером. Часть информации проходит по спинному мозгу. Вместе они образуют центральную нервную систему, которая обеспечивает слаженную работу всего организма.

- Как доказать, что нервы пронизывают всё тело?

Если ущипнуть, уколоть – больно. Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Чувство боли – это реакция организма, которая предупреждает об опасности.

Остановка работы нервных клеток может привести к параличу — потере подвижности части тела!Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

Это нервные окончания , через которые передаётся информация в виде импульсов. Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (по всему телу человека)

Провести опыт.

Звуковой сигнал . Обрабатывается информация в головном мозге. Сигнал передаётся по нейрону, к мышцам рук и руки поднимаются. (Нейроны – это дети)

Прослушаем проект. Заполним схему.

Как устроено наше тело, кто управляет организмом? На такие вопросы можно ответить, что сам себе хозяин и все процессы контролируются самостоятельно. Нет, не все процессы происходят по одному только приказу, например, чтобы волосы росли быстрее, заставить сердце биться медленно или быстро. Это организм со сложной конструкцией и для его работы требуется сплоченность всех частей вашего тела. Вот за эту коллективную работу и отвечает нервная система.

Определение НС: Это часть организма, которая отвечает за весь процесс работы в одном целом. Главным центром управления будет человеческий мозг. Его помощником будет спинной мозг. Соединение работ мозговой деятельности, это и будет нервная система. От ЦНС отходит целая сеть нервных окончаний, похожие на паутину. Эти отростки проходят к каждому органу, мышце, клетке.

Что значит периферические нервы? Это восприятие предметов из внешней среды органом зрения. Увиденный объект, запоминает мозг, и передает по сигналу нервным окончанием, какое действие нужно сделать. Например, переходя улицу на увиденный красный цвет, мозг дает команду ногам прекратить движение. Сигналы от мозга и к нервам, несутся с огромной скоростью, этим самым быстрым сигналом называют рефлекс. Рефлексы работают с органами чувствительности, тем самым ощущается боль или присутствие опасности.

Безупречную коллективную работу НС осуществляют нейроны. Нейрон представляет собой клетку с множественными ветками. По этим веткам передается вся информация к головному мозгу. Каждый нейрон сообщается с соседним и передает сигнал по цепочке.

Головной мозг соединен со спинным мозгом и контролирует наши действия. Это может быть ощущения, движения, отвечает за эмоции, мысли, полностью руководит работой всех внутренних органов. Мозг состоит из 3‐х основных отделов.

  1. Большое полушарие
  2. Мозжечок
  3. Мозговой ствол

Мозг работает непрерывно, поэтому ему всегда нужна подпитка. Весь мозг окутан кровеносными сосудами. Как раз они и поставляют мозгу пищу и кислород. Если долго находится в закрытом помещении, то заболит голова. Это сигнал мозга, что ему не хватает кислорода и нужно выйти на открытый воздух, подышать. Еще мозгу требуется отдых. Отдыхает мозг тогда, когда приходит сон.

Нервная система


Популярные темы сообщений

  • Эпоха Возрождения

15 и 16 века являются временем заметных перемен в политическом строе и в культуре Европы, а также в росте экономики. Общество перестраивалось и проходило новые этапы развития, а именно в науке, литературе,

Благодаря развитию технического и информационного прогресса, на сегодняшний день практически нет неосвоенных участков земного шара, за исключением маленьких островов в океане. В древний же период, любое открытие требовало колоссальной

Когда в 1054 году умер Ярослав Мудрый, он распорядился, чтобы его власть поделили между сыновьями. Старший отправился править в Киев, средний сын поехал в Чернигов, а младший правил Переяславлем. Недолго длилось правление Ярославичей.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Задай свой вопрос по этому материалу!

Кто управляет организмом человека?

Че­ло­век не пол­но­стью управ­ля­ет своим телом: нель­зя при­ка­зать серд­цу уско­рить би­е­ние, же­луд­ку – пе­ре­стать пе­ре­ва­ри­вать пищу, че­ло­век не за­ме­ча­ет, как мор­га­ет и дышит. Ор­га­низм че­ло­ве­ка – это слож­ный ме­ха­низм, со­сто­я­щий из мно­же­ства ча­стей; для пра­виль­ной и сла­жен­ной ра­бо­ты необ­хо­ди­ма со­гла­со­ван­ная ра­бо­та каж­дой части. Такую со­гла­со­ван­ность обес­пе­чи­ва­ет нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (рис. 1).


Рис. 1. Нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Центральная и периферическая система

Нерв­ная си­сте­ма со­еди­ня­ет все части ор­га­низ­ма в еди­ное целое и ру­ко­во­дит его ра­бо­той. Это по­хо­же на ло­каль­ную сеть, со­еди­ня­ю­щую все части ор­га­низ­ма с мощ­ным сер­ве­ром – цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, ко­то­рую об­ра­зу­ют го­лов­ной и спин­ной мозг. От цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы от­хо­дит мно­же­ство тон­чай­ших нер­вов к каж­до­му ор­га­ну, каж­дой мышце в теле че­ло­ве­ка. Если все нервы че­ло­ве­ка со­еди­нить в одну нить, она будет в 4 раза длин­нее рас­сто­я­ния от Земли до Луны. Нервы об­ра­зу­ют пе­ри­фе­ри­че­скую нерв­ную си­сте­му (рис. 2).


Рис. 2. Цен­траль­ная и пе­ри­фе­ри­че­ская нерв­ная си­сте­ма (Ис­точ­ник)

По одним нер­вам ин­фор­ма­ция от ор­га­нов чувств по­сту­па­ет в спе­ци­аль­ные от­де­лы го­лов­но­го и спин­но­го мозга в виде элек­три­че­ских им­пуль­сов, где она, как в ком­пью­те­ре, об­ра­ба­ты­ва­ет­ся (рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся, срав­ни­ва­ет­ся с по­лу­чен­ной ранее, за­по­ми­на­ет­ся), и в ре­зуль­та­те при­ни­ма­ет­ся ка­кое-ли­бо ре­ше­ние. По дру­гим нер­вам ко­ман­ды го­лов­но­го мозга по­сту­па­ют к мыш­цам тела, за­став­ляя их рас­слаб­лять­ся или со­кра­щать­ся. На­при­мер, че­ло­век уви­дел крас­ный свет све­то­фо­ра, го­лов­ной мозг отдал мыш­цам ног пре­кра­тить дви­же­ние. Или, неча­ян­но кос­нув­шись го­ря­че­го, че­ло­век от­дер­нет руку еще до того, как по­чув­ству­ет боль. Это за­щит­ный ме­ха­низм ор­га­низ­ма. Когда чув­стви­тель­ные клет­ки руки по­чув­ство­ва­ли жар, этот сиг­нал от­пра­вил­ся в спин­ной мозг, ко­то­рый отдал при­каз мыш­цам руки резко со­кра­тить­ся, чтобы быст­ро от­дер­нуть руку от ис­точ­ни­ка опас­но­сти. Од­но­вре­мен­но сиг­нал кле­ток руки о жже­нии по­сту­пил в го­лов­ной мозг, ко­то­рый отдал при­каз о боли. Боль – это ре­ак­ция ор­га­низ­ма на опас­ность.


Рис. 3. Стро­е­ние ней­ро­на (Ис­точ­ник)

Нейроны

Сла­жен­ную ра­бо­ту нерв­ной си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ют ней­ро­ны (рис. 3), нерв­ные клет­ки, ко­то­рые по­хо­жи на па­уч­ка, си­дя­ще­го в цен­тре па­у­ти­ны. Каж­дый ней­рон со­сто­ит из тела и мно­же­ства от­рост­ков, ко­рот­кие вет­ви­стые от­рост­ки на­зы­ва­ют­ся денд­ри­ты, один длин­ный – аксон. Имен­но по от­рост­кам нерв­ных кле­ток в виде сла­бых элек­три­че­ских сиг­на­лов пе­ре­да­ет­ся ин­фор­ма­ция. Со­сед­ние ней­ро­ны со­еди­ня­ют­ся между собой при по­мо­щи от­рост­ков (рис. 4).


Спинной мозг


Рис. 5. Го­лов­ной и спин­ной мозг (Ис­точ­ник)

Спин­ной мозг раз­де­лен на 31 уча­сток, от каж­до­го участ­ка влево и впра­во от­хо­дят нервы, про­ни­зы­ва­ю­щие все тело.

Спин­ной мозг от­ве­ча­ет за ра­бо­ту опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мы и неко­то­рых внут­рен­них ор­га­нов, со­би­ра­ет ин­фор­ма­цию об окру­жа­ю­щей среде от ор­га­нов чувств.

Очень важно со­хра­нять пра­виль­ную осан­ку, сле­дить за со­сто­я­ни­ем по­зво­ноч­ни­ка, чтобы спин­ной мозг мог ком­форт­но ра­бо­тать. Стоит за­ни­мать­ся физ­куль­ту­рой и ак­тив­ным фи­зи­че­ским тру­дом, чтобы укреп­лять мышцы спины. Пом­ни­те, что пе­ре­лом по­зво­ноч­ни­ка ведет к по­вре­жде­нию нерв­ных тка­ней, что может при­ве­сти к ча­стич­ной или пол­ной по­те­ре чув­стви­тель­но­сти, па­ра­ли­за­ции. По­это­му важно не пе­ре­ме­щать по­стра­дав­ше­го при се­рьез­ном несчаст­ном слу­чае до при­ез­да вра­чей.

Головной мозг




Рис. 6. Го­лов­ной мозг за­щи­щен че­ре­пом (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Го­лов­ной мозг мла­ден­ца – 360 г (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Го­лов­ной мозг взрос­ло­го че­ло­ве­ка – около 1,5 кг (Ис­точ­ник)

Масса мозга но­во­рож­ден­но­го ре­бен­ка – 360 г (рис. 7), к 20 годам масса мозга до­сти­га­ет пре­де­ла – до 1,5 кг (рис. 8).

Го­лов­ной мозг кон­тро­ли­ру­ет дви­же­ния, от­ве­ча­ет за ощу­ще­ния, эмо­ции, мысли, ру­ко­во­дит ра­бо­той внут­рен­них ор­га­нов. Мозг со­сто­ит из трех ос­нов­ных от­де­лов: боль­шие по­лу­ша­рия, моз­же­чок и ствол мозга (рис. 9).


Рис. 9. Стро­е­ние го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

Мозг раз­де­лен на левое и пра­вое по­лу­ша­рия. Каж­дое по­лу­ша­рие раз­де­ле­но на 4 доли: лоб­ную, те­мен­ную, за­ты­лоч­ную и ви­соч­ную (рис. 10).


Рис. 10. Доли го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

По­лу­ша­рия сна­ру­жи по­кры­ты слоем се­ро­го ве­ще­ства, корой го­лов­но­го мозга, ко­то­рая по­кры­та ще­ля­ми и бо­розд­ка­ми, на­по­ми­на­ет грец­кий орех (рис. 11).


Рис. 11. Кора го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

Пра­вое по­лу­ша­рие кон­тро­ли­ру­ет левую сто­ро­ну тела, а левое по­лу­ша­рие – пра­вую сто­ро­ну тела. У боль­шин­ства людей одна по­ло­ви­на раз­ви­та силь­нее; от этого за­ви­сит, прав­ша че­ло­век или левша. Если боль­ше раз­ви­то левое по­лу­ша­рие, че­ло­век – прав­ша, если пра­вое по­лу­ша­рие – левша.

Мозг раз­де­лен на зоны, каж­дая из ко­то­рых вы­пол­ня­ет опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти (на­при­мер, есть зоны, от­ве­ча­ю­щие за уме­ние дви­гать­ся, петь, раз­ли­чать звуки и вкус и т. д.), но, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти, сиг­на­лы по­сы­ла­ют­ся всем осталь­ным, таким об­ра­зом, мозг функ­ци­о­ни­ру­ет как еди­ное целое.

В за­ты­лоч­ной части го­лов­но­го мозга есть моз­же­чок, ко­то­рый ко­ор­ди­ни­ру­ет дви­же­ния че­ло­ве­ка и по­мо­га­ет дер­жать рав­но­ве­сие (рис. 12).


Когда че­ло­век идет, он не за­ду­мы­ва­ет­ся о том, когда и какую ногу под­ни­мать или опус­кать – об этом ду­ма­ет моз­же­чок. Если моз­же­чок ра­бо­та­ет непра­виль­но, у че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ют про­бле­мы с дви­же­ни­я­ми.

Ствол мозга – это про­тя­жен­ное об­ра­зо­ва­ние, про­дол­жа­ю­щее спин­ной мозг и со­еди­ня­ю­щее все участ­ки мозга между собой (рис. 13).


Рис. 13. Ствол го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

Из-за того что мозг ра­бо­та­ет непре­рыв­но, его клет­ки по­лу­ча­ют пищи и кис­ло­ро­да в 10 раз боль­ше дру­гих. Неслу­чай­но кора го­лов­но­го мозга по­кры­та сетью кро­ве­нос­ных со­су­дов, по ко­то­рым к ней­ро­нам по­сту­па­ет пища и кис­ло­род. Если че­ло­век на­хо­дит­ся в душ­ной ком­на­те, у него на­чи­на­ет бо­леть го­ло­ва – это клет­ки мозга сиг­на­ли­зи­ру­ют о недо­стат­ке кис­ло­ро­да. Необ­хо­ди­мо по­ды­шать све­жим воз­ду­хом или про­вет­рить по­ме­ще­ние.

Отдых нервной системы

Как и любая дру­гая часть тела, клет­ки мозга уста­ют и тре­бу­ют от­ды­ха. Нерв­ная си­сте­ма от­ды­ха­ет во время сна (рис. 14).


Весь день мозг вос­при­ни­мал ин­фор­ма­цию и впе­чат­ле­ния, а ночью он го­то­вит­ся к но­во­му дню: об­ра­ба­ты­ва­ет по­лу­чен­ные дан­ные, вы­де­ля­ет глав­ное и за­по­ми­на­ет. Че­ло­век спит в то время, когда мозг вы­пол­ня­ет эту ра­бо­ту и от­ды­ха­ет. Поток крови к со­су­дам го­лов­но­го мозга ночью су­ще­ствен­но умень­ша­ет­ся, почти на­по­ло­ви­ну, по­это­му так важно вы­сы­пать­ся. Для того чтобы вы­спать­ся и не чув­ство­вать уста­ло­сти, че­ло­век дол­жен спо­кой­но спать не менее 8–10 часов. Смена видов де­я­тель­но­сти во время дня, за­ня­тия физ­куль­ту­рой и фи­зи­че­ским тру­дом поз­во­ля­ют мозгу не уста­вать доль­ше. Мозг, как и мышцы, можно тре­ни­ро­вать: иг­рать в шах­ма­ты, ре­шать ло­ги­че­ские за­да­чи, учить на па­мять стихи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.