Объясните явление с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

"Отец русской физиологии" - И.М. Сеченов написал книгу "Рефлексы головного мозга", где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.


Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным - постоянным, а другая - приобретенным.

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы - врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.


Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.


Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет - палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды - они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой - без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное - запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.


Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного - включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.


Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой - происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.


Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).


Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет - это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание - исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.


У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук - они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .


Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.


В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.


Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик - легко возбудимый тип, сангвиник - уравновешенный. Флегматик - процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик - процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы - весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.


Эмоции - субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей - в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).


Память - способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.


Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна - именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные "умные" будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.


Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания - осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.


Сомнамбулизм (устаревшее - лунатизм) - болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.


Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Понятие об ощущениях. Общие психофизиологические закономерности ощущений.

Ощущение– это психический процесс отражения отдельных свойств объектов реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.Тот предмет или явление ощущение которого сейчас происходит наиболее отчетливо называется объектом ощущения. Все остальные предметы составляют фон ощущений. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализатор состоит из рецептора, афферентного нерва и участка коры головного мозга. Рецептор производит: 1. первичный анализ поступающих в кору раздражений. 2. преобразовывает энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Классификация ощущений: 1. Зрительное(83-87% инф-ции); 2.Слуховые(речевые, музыкальные, шумы); 3.Вибрационные – отражают колебания упругой среды; 4.Обанятельные; 5.Вкусовые; 6.Кожные(тактильные, температурные, болевые); 7.Статические– определяют положение тела в пространстве; 8.Органические – самочувствие человека(голод, жажда); 9.Болевые.

К основным психофизиологическим закономерностям относятся: 1.Чувствительность – способность анализаторов ощущать раздражения любой величины. Чувствительность к различению или дифференциальный порок – это та наименьшая прибавка к силе действия раздражителя при которой возникает едва заметное приращение в силе ощущений. 1/30 – порок к различению массы, 1/10 – слуха. 2.Адаптация – приспособление к определенному раздражителю. 3.Сенсибилизация – обострение чувствительности. Острота ощущений в следствии каких-то изменений (напр.ясновидящие).

4. Синестезия – ощущение одной величины усиливают или подкрепляют ощущения другой величины (или другой модальности)(напр.светомузыка).

Общая психология и ее место в системе психологической науки. Структура современной психологической науки. Принципы психологии.

2-а периода: 1. от нашей эры до сер.19 века. 2. От сер. 19 века до наших дней. Психология имеет 3 предмета своего изучения: душа, психика и сознание, поведение и деятельность человека.

Общая психология – наука о закономерностях возникновения, развития, проявления психики вообще и сознания ч-ка. Это базовая дисциплина, кот.дает базу для др.отраслей. Отрасли пс-и: возр, пед, соц, спорта, труда, юрид, космич.и др.

1. Мотивация при занятиях ФК М-в – это побуд-ль к дейст, пост, д-ти, не т оп-ред-т повед-е чел, но и обусл-т конеч рез-т. М-ция д-ти Мб: осозн – неосозн, внутр - внеш, постоян - ситуат, процесс-я – результ (рис) М-в возн под влиян внеш возд-й (привл-ть конкр ФУ, акт-ть зан ФУ товарищей, раз-нообр и дост-ть сп базы, пропаг ФКиС, уме-ло орган-е зан ФК в шк). М-вы м нос уст х-р (если урок нрав) и .

1. Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности всех явлений в мире.

2. Принцип развития психики в деятельности (осн.виды деят-ти – игра, учение, труд.деят-ть).

3. Принцип единства сознания и деятельности.Это означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека.

4.Принцип развития личности в деятельности.

Основные закономерности высшей нервной деятельности.

Три вида торможения: внешнее(возникает при возд-и на мозг к-л сил.раздр-ля-шум), внутренне (угасательное-услов.рефлекс ослабевает, дифференцировочное – возникает при приспособлении организма к раздражителю; условное – возникает, когда на мозг действует нейтральный раздражитель), запредельное (когда вместо процессов возбуждения возникают процессы торможения).

По Павлову Закон взаимной индукции: каждый из нервных процессов либо вызывает, либо усиливает противоположный ему нервный процесс.Различают последовательную (один процесс сменяет другой) и одновременную индукцию (два процесса действуют одновременно).

Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли

Воля— это способность человека сознательно контрол-ть свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и подчиняя ее к сознательно поставленной цели. Волевые качества:

1. Целеустремленность — умение человека ставить ближайшие и отдаленные цели своей жизни и деятельности и подчинять ил свое поведение.

2. Критичность и самокритичность выражается в умении всесторонне обдумать и оценить предстоящее и уже выполненное действия как собственные, так и других людей.

25 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Трудовая деятельность человека 1.1 Специфика трудовой деятельности 1.2 Материальное производство 1.3 Труд как вид человеческой деятельности 1.4 Роль труда в развитии общества 2. Современный работник 3. Проблемы гуманизации труда Заключение Список используемой литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ Труд является основным, исторически первичным видом человеческой деятельности. .

3. Решительность – умение без колебаний принимать правильные решения, своевременно и смело приводить их в жизнь. Не след-т путать с торопливостью и поспешностью.

4. Смелость — отсутствие боязни идти на риск.

5. Настойчивость — умение человека в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели.

6. Самостоятельность — умение человека без помощи других назначать для себя действия, принимать обдуманные решения и ответственно проводить их в жизнь. Самостоятельность проявляется в инициативности, в умении нести ответственность за свои действия и поступки.

7. Выдержка и самообладание — умение контролировать свое поведение, сдерживать непосредственные побуждения и импульсивные действия.

Слабость воли прояв-ся в неисполнит-ти. Ленивые откладывают дела на завтра, безответственные обещания, вспыльчивые, не сдержанные. Проявление — упрямство, Негативизм до крайней степени выраженности.

Свойства внимания. Развитие внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут.или внеш.мира с целью его ясного отражения.

1. Объем внимания — это количество объектов, которое может быть охвачено выниманием в ограниченный отрезок времени.

2. Распределение внимания, несколько объектов находящихся в центре внимания одновременно.

3. Концентрация внимания — степень сосредоточения внимания на одном объекте.

4. Устойчивость — это длительность сосредоточения внимания на объекте.

5. переключение внимания — намеренный перенос с одного объекта на другой. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов.

6. Колебание-отвлекаемость вним-я.

Разв-е вним-я: не позволять уч-ся лишь бы как вып-ть задания, нужно управ-ть вним-ем(постановка речи, примеры, плакаты, стенды и др.).Типы людей:внимательные, рассеянные.

Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в процессе педагогической деятельности, научного, технического и художественного творчества.

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит .

Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Чем отличается образ представления от образа воображения? Первое – это представление того, что есть, а второе – это фантазия. Физиологическую основу воображения обеспечивает образование нового образа, представляющего собой сочетание из временных первичных связей, ранее сформировавшихся в коре мозга. Виды воображения: 1. Произвольное (репродуктивное – ч-к созд-т образы, кот.предст-т новизну только для него; творческое — ч-к созд-т образы, кот.предст-т новизну не только для него, но и для др.; мечта- заранее сбыточное явление; грезы- заранее несбыточное явление) и 2. Непроизвол.(сновидения, галлюцинация).Приемы создания образов воображения: 1. комбинирование (творческий синтез, подбор состав-щих, позвол.что-то создать).

2. агглюцинация (соединение частей, присущих двум объектам, но реально они не сущ-т).

3. акцентирование (качество одного объекта выдвигается на передний план).

4.типизация (специфич.обобщение).5. схематизация-эскиз дет., чертеж

В педагогической практике воображение играет большую роль. Воображение откладывает след на формирование некоторых свойств личности (например, поэтическая натура, одухотворенность).

Понятие о внимании. Виды внимания

Внимание — это сосредоточение сознания на определенном объекте внут.или внеш.мира с целью его ясного отражения.

Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражителей.Классификация внимания по видам:

По активности человека в организации внимания различают:

1. непроизвольное (пассивное или эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

2. произвольное (активное или волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение сознания на объекте.

3. послепроизвольное — когда потребность быть внимательным становиться необходимостью.

1/ Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы .

1. сенсорное (органы чувств концентрируют внимание на определенные раздражители)

1. внешне направленное или перцептивное-регул-т физич.деят-ть ч-ка;

2. внутренне направленное-осозн-е своей деят-ти..

По форме учебной деятельности:

1. коллективное внимание;

2. групповое внимание

3. индивидуальное внимание.

Общие понятия о группах и коллективах и их классификация. Формирование коллектива учащихся.

Коллектив– высшая форма организации отношений. Чтобы группа была коллективом, необходимо: 1) Общая цель, 2) Уважение друг к другу, 3 ) Сплоченность, 4 ) Требовательность.Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком.

Основные характеристики группы:состав, т.е. члены группы;структура (коммуникаций, предпочтений, власти и т.д.; функции членов);позиция индивида в группе;статус члена группы (его социометрическая позиция, его восприятие другими);роль (динамический аспект статуса);групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников).

Классификация групп: условные (не является реальным элементом общества) и реальные (результат развития социума):лабораторные (созданные для научных целей на время) и естественные (функционируют в реальном мире);

большие (этнические, профессиональные, возрастные): организованные и стихийные (паника, толпа, карнавал, бедствия); малые (контактные, групповые отношения заданы межличностными): формальные (их структура задана извне) и неформальные (результат активности извне), открытые и закрытые, Условные группы людей объединяются по определённому признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

Реальные личности, включённые в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определённом пространстве и времени, характеризуются тем, что её члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.Кооперация – группа, отличающаяся организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер.Корпорация – это группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой.Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединённых целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету .

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые установлены И. П. Павловым. В настоящее время некоторые положения павловского учения уточнены и развиты, а отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современной нейрофизиологии

Аналитико-синтетический принцип высшей нервной деятельности. Как установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычислением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что полезно или вредно для организма (синтез). Синтез, как отмечал И. П. Павлов, есть замыкание связей, а анализ – все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов – возбуждения и торможения и подчинена следующим законам.

при многократном подкреплении нейтрального раздражителя безусловным (жизненно значимым) раздражителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.

2. Закон угасания временной нервной связи:

при многократном неподкреплении условного раздражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.

3. Закон иррадиации возбуждения:

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализованные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.

4. Закон взаимной индукции нервных процессов:

на периферии очага одного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.

Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее очаг возбуждения, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него процесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных процессов – последовательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.

Только оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции поведения. Так, преобладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением приводят к снижению активности организма (вплоть до сна наяву). Преобладание возбуждения может выразиться в беспорядочной деятельности, ненужной суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможения ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации возбуждения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Если внезапно подействует какой-либо сильный раздражитель, то прежняя деятельность затормозится. Это – внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего (условного) торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным. Торможение, которое лежит в основе анализа, уточняет действия и делает их более приспособленными к окружающей среде, называется дифференцировочным торможением.

Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности

Психология, как наука о душе

Рис. 1.7. Нервная клетка (нейрон) — основной элемент нервной сиситемы
области. На рис. 1.8 представлена КаРта полей по Бродману с принятой Нумерацией.
Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает: 1) прием внешних воздействий;

2) преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передача в мозг;
3) декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;
19
4) прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);
5) коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.
Функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лу-рия) включает три основных блока: I — энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола), II — блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылоч-

Рис. 1.9. Схема условного рефлекса (по Асратяну): Z’ — корковый пункт мигательного рефлекса; R — корковый пункт пищевого рефлекса; Z — подкорковый центр мигательного рефлекса; Р — подкорковый центр пищевого рефлекса; 1— прямая условная связь; 2 — обратная связь
20

Рис. 1.8. Наружная поверхность коры головного мозга (по Бродману). Цифрами обозначены цитоархитектонические поля коры больших полушарий головного мозга
ные и височные отделы коры). III — блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры).
При повреждении функций I блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость. Нарушение нормальной работы II блока приводит к потере чувствительности — кожной и глубокой (проприоцеп-тивной), теряется четкость движений И т. Д- Поражение III блока приводит К дефектам поведения, изменениям в сфере движений.
Локальные поражения мозга дают богатый материал для изучения отдельных зон (исследования А.Р. Лу-рия). Установлено, что нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Такой больной может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт.
При поражении теменной и затылочной долей интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.
При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.
Активная регуляция поведения предполагает функционирование аппарата обратной связи (см.)1. С помощью аппарата обратной связи производится сопоставление результата действия с его предварительным планом.

Рис. 1.10. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности. Принципиальная схема анализатора (1—2—3), рефлекторной дуги (1 — 2—3—4—5) и рефлекторного кольца (1—2—3—4 — 5—6—7—1): 1 — рецептор, 2 — афферентный нервный путь, 3 — центральное звено, 4 — эфферентный нервный путь, 5 — эффектор, 6-7 — канал обратной связи

Указание (см.) здесь и далее означает, что ное понятие есть в словаре терминов, кРывающем тему.— Прим. ред.
Рис. 1.11. Схема рефлекторного кольца (по НА. Бернштейну)
21

Рис. 1.12. Представительство разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)
которым принадлежит основная функция в труде и общении.
Одной из функций коры головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы-Эту работу выполняет механизм анализаторов.
Каждый анализатор включает три основные части: 1) рецептор — концевой аппарат, 2) проводниковый нервный путь, 3)центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры (см. рис. 1.9).
22

В изучении структуры физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.