Оценка нервно психического развития ребенка первого года жизни

Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1 - зрительные ориентировочные реакции (АЗ - анализация зрительная);

2 - слуховые ориентировочные реакции (АС - анализация слуховая);

3 - эмоции и социальное поведение - Э;

4 - движение (руки и действия с предметами - ДР);

5- движения общие - ДО;

6 - подготовительные этапы развития речи:

понимание речи - ПР, активная речь - АР;

7 - умения в кормлении и в других режимных процессах, навыки - Н.

Ребенок в возрасте 10 дней:

АЗ - удерживает в поле зрения движущиеся предмет (ступенчатое слежение);

АС - вздрагивает и моргает при резком звуке.

Ребенок в возрасте 18-20 дней:

АЗ - удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого);

АС - плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

Ребенок в возрасте 1 месяц:

A3 - плавное прослеживание движущегося предмета;


АС - длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки);

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

ДО - лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 сек.);

АР - издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Ребенок в возрасте 2 месяца:

A3 - длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого, длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым;

АС - ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону голоса взрослого;

Э - быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке;

ДО - лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 сек.);

АР - повторно произносит отдельные звуки.

Ребенок в возрасте 3 месяца:

A3 - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушки);

Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки;

ДР - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью;

ДО - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).


Ребенок в возрасте 4 месяца:

A3 - узнает мать или близкого человека (радуется);

АС - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами;

Э - во время бодрствования часто и легко возникает "комплекс оживления", громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему;

ДР - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки;

ДО - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе;

Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Ребенок в возрасте 5 месяцев:

A3 - отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-

разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого);

АС - узнает голос матери или близкого человека, различает

строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует;

Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушки, гулит;

ДР - берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке;

ДО - долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки;

РА - подолгу певуче гулит;

Н - ест с ложки полугустую и густую пищу.

Ребенок в возрасте 6 месяцев:

АС - по-разному реагирует на свое и чужое имя;

ДР - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу или занимается, перекладывая из одной руки в другую;

ДО - переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая;

РА - произносит отдельные слоги (начало лепета);

Н - хорошо ест с ложки, снимая пищу губами, небольшое количество жидкой пищи пьет из блюдца или чашки.

Ребенок в возрасте 7 месяцев:

ДР - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее;

ДО - хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях);

ПР - на вопрос "Где?" находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу);

АР - подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3);

Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в возрасте 8 месяцев:

Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет;

ДР - игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими, в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, стучит, вынимает);

ДО - сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер;

РП - на вопрос "Где?" находит несколько предметов, (2-3) на постоянных местах, по просьбе взрослого, выполняет разученные ранее простые действия;

РА - громко, четко и повторно произносит различные слоги;

Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок в возрасте 9 месяцев:

АС - плясовые движения под плясовую мелодию;

Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка;

ДР - с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает);

ДО - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками;

РП - на вопрос "Где?" находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов;

РА - подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете;

Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

Ребенок в возрасте 10 месяцев

Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним;

ДР - самостоятельно и, по просьбе взрослого, выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер;

ДО - входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки;

РП - по просьбе "Дай!" находит и дает знакомые предметы; по вербальной просьбе взрослого, выполняет более сложные разученные действия и движения: "Догоню-догоню", "Сорока-ворона", играет в прятки и др.);

РА - подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых не было в его лепете;

Н - закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

Ребенок в возрасте 11 месяцев:

Э - радуется приходу детей; избирательное отношение к детям;

ДР - овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень;

ДО - стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги;

РП - по словесной инструкции, выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого, находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы);

РА - произносит первые слова-обозначения, например: "Дай, мама, би-би";

Н - закрепляются приобретенные в 9 месяцев умения и навыки.

Ребенок в возрасте 12 месяцев:

A3 - различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого;

Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;

ДР - выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит; переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, кошку, зайца);

ДО - ходит самостоятельно (без опоры);

ПР - понимает (без показа) название нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай тете, положи на место); понимает слово нельзя (прекращает действие); некоторые слова в понимаемой речи приобретают обобщенный характер; по вербальной просьбе взрослого, выполняет разученные ранее действия с игрушками;

РА - подражая взрослому, легко произносит новые слоги; произносит 5-10 облегченных слов;

Н - самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет).

Оценка нервно-психического развития детей младшего возраста с использованием ведущих линий развития. Алгоритм оценки НПР детей. Отклонения в нервно-психическом развитии детей и группы диспансерного наблюдения.

Самостоятельная работа.Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, в кабинете здорового ребенка - по индивидуальному графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель занятия- для управления формированием здоровья и контроля гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень нервно-психического развития ребенка.

В ходе занятия студент должен

Методы и способы оценки уровня НПР детей различного возраста

Эпикризные сроки, для оценки НПР детей различного возраста.

Ведущие линии развития. для оценки НПР детей различного возраста.

Группы НПР детей первых 3-х лет жизни

Показатели НПР детей первых 3-х лет жизни.

Роль НПР, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.

Взаимосвязь уровня здоровья и уровня НПР

Основные закономерности НПР ребенка (по Щелованову).

Основные причины нарушения НПР у современных детей.

Проводить оценку уровня НПР детей первых 3-х лет жизни.

Определять группу НПР первых 3-х лет жизни.

Проводить корректировочные мероприятия при нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Какие методы и способы оценки уровня НПР детей различного возраста применяются в современной педиатрии?

На основании каких принципов основан метод диагностики НПР по Щелованову?

Каковы эпикризные сроки, для оценки НПР детей различного возраста?

Перечислить ведущие линии развития. для оценки НПР детей различного возраста.

Какие группы НПР детей первых 3-х лет жизни вы знаете?

Перечислить показатели НПР детей первых 3-х лет жизни.

В чем заключается значение оценки НПР, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?

Физиологический смысл взаимосвязи уровня здоровья и уровня НПР

Каковы основные причины нарушения НПР у современных детей?

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки.


Соотношение групп здоровья и групп НПР.

Группы здоровья

IV + V

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

встречается достаточно часто

Количественная оценка НПР детей осуществляется:

до 1 месяца (оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.

от 1 месяца до 3-х лет (по четырем группам развития);

от 4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с отклонениями: сомато-вегетативного, эмоционального или психомоторного характера).

Для выделения группы НПР необходимо:

1) определить, есть ли задержка в развитии;

2) если имеется задержка в развитии, найти показатель с самым низким уровнем развития и по нему определить группу развития;

3) посмотреть, равномерна ли задержка (или опережение) в развитии или нет;

4) если задержка (или опережение) равномерна, определить степень задержки (или опережения);

5) если задержка (или опережение) неравномерна, определить степень неравномерности.

Группы развития не определяются у новорожденного ребенка. При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяц за эпикризный срок принимают 10 дней.

Формализованные результаты заносятся в историю развития ребенка (ф.112) при оформлении результатов комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения по нервно-психическому развитиюдетям первых 3 лет жизни врач делает, исходя из их уровня по каждому показателю и задач, обозначенных в показателях развитияследующеговозрастного периода.

Показатели НПР детей первого года жизни

Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).

К 2 месяцам

Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К 3 месяцам

К 4 месяцам

Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).

К 5 месяцам

Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К 6 месяцам

Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).

К 7 месяцам

К 8 месяцам


К 9 месяцам

К 10 месяцам

К 11 месяцам

Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).

К 12 месяцам

Показатели НПР детей второго года жизни

К 1 году 3 месяцам

Запас понимаемых слов быстро растет (ПР); легко подражает часто слышимым обычным словам; сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами, пользуется облегченными словами би-би, ав-ав (РА); воспроизводит в игре действия (И), различает два разных по величине предмета (СР); ходит не присаживаясь, длительно; меняет положение (приседает, поворачивается, наклоняется) (ДО); самостоятельно ест густую пищу ложкой (Н).

К 1 году 6 месяцам

Понимает смысл целых предложений о событиях, часто повторяющихся; понимает изображения предметов и действий; обобщает предметы по существенным признакам (находит два однородных предмета, внешне отличных) (ПР); словом пользуется в момент наибольшей заинтересованности (АР); в своей деятельности ориентируется в двух контрастных формах предметов (шар, куб); двух контрастных величинах предметов (матрешки), подбирает к образцу предмет такой же формы — кубик к кубику (СР); отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия (причесывает куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает через препятствие приставным шагом (ДО); самостоятельно ест густую и жидкую пищу ложкой (Н).

К 1 году 9 месяцам

Показатели НПР детей третьего года

К 2 годам 6 месяцам

Предложения становятся многословными из 3 и более слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные предметы 4-х цветов (СР). Игра носит сюжетный характер; ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий; самостоятельно делает простые постройки при игре со строительным материалом и называет их (И); полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки (Н); перешагивает через палку или веревку, поднятую над полом на 20–30 см, приставным шагом (ДО).

Начинает употреблять сложные предложения (АР); появляются элементы ролевой игры; в игре со строительным материалом появляются сюжетные постройки (И); называет 4 основных цвета (СР); перешагивает через препятствие в 10–15 см чередующимся шагом; поднимается на скамейку высотой 25 см и спускается с нее (ДО); одевается самостоятельно, начинает застегивать пуговицы с помощью взрослого, завязывает шнурки; пользуется салфеткой по мере надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа в кабинете участкового педиатра: оценка НПР у детей младшего возраста

Задание к самостоятельной работе:

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.