Оценка силы уравновешенности подвижности нервной системы

Нервная система (НС) человека поддерживает гомеостаз – стабильность и постоянство внутренней среды организма в изменяющихся внешних условиях, а также обеспечивает функциональное взаимодействие и интеграцию всех структур организма [41, 52].

Благодаря нервной системе происходит адекватная адаптация организма к окружающей среде. Это достигается на основе восприятия действующих раздражителей, последующего анализа и синтеза данной информации, а также действия на ее основе [52].

Процесс переработки поступающих стимулов и реакция на них зависят от свойств нервной системы. Павлов И.П. выделял 3 основных свойства нервных процессов: силу, подвижность и уравновешенность, сочетание которых образует 4 разных типа темперамента [23, 37, 41, 53].

Таблица 1.Схема сочетания свойств нервной системы и соответствующего вида темперамента по Павлову.

Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения Вид темперамента
По силе По уравновешенности По подвижности
Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвинический
Сильный Неуравновешенный Подвижный Холерический
Сильный Уравновешенный Малоподвижный Флегматический
Слабый Неуравновешенный Малоподвижный Меланхолический

Сила НС (или сила основных нервных процессов в ЦНС) – это способность индивида выдерживать интенсивную или длительную стимуляцию, не выходя в состояние охранительного торможения, т.е. утомления.

Люди с сильной нервной системой в отличие от людей со слабой нервной системой более работоспособны и помехоустойчивы, могут лучше концентрировать и распределять внимание, способны дольше и интенсивнее работать без признаков утомления [23, 37, 41].

В свою очередь люди со слабой нервной системой быстрее утомляются и не способны так долго сохранять возбуждение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию раздражителей различных модальностей (зрительной, слуховой и т.д.), способны реагировать даже на слабые сигналы окружения [23, 37, 41].

В условиях однообразной, протекающей в медленном темпе деятельности в ЦНС развиваются тормозные процессы и связанные с ними изменения психического состояния, определяемые как монотония. Состояние монотонии быстрее развивается у людей с сильной нервной системой, поэтому они в меньшей степени пригодны для однообразной монотонной работы, в отличие от людей со слабой нервной системой.

При этом в деятельности, где специалист вынужден работать в режиме длительного ожидания сигнала к действию, у лиц с сильной НС состояние монотонии отмечается значительно позже, чем у лиц со слабой НС [41].

Сила нервной системы тесно связана с таким дополнительным свойством нервных процессов, как выносливость.

Выносливость НС - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Подвижность нервной системы в понимании Павлова – достаточно многозначное свойство, которое Б.М. Теплов разделил на два более узких по смыслу: подвижность и лабильность НС.

Подвижность в узком смысле по Теплову – это легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). В ситуациях, когда надо по-разному реагировать на различные стимулы, например на положительные – реагировать, на отрицательные – оттормаживать возникающую реакцию, скорость реагирования зависит именно от подвижности нервных процессов, то есть от того, насколько долго следы от предыдущих реакций сохраняются и оказывают влияние на последующие. Подвижность нервной системы определяет врабатываемость – то, насколько человеку легко включиться в новую деятельность, и легкость переделки стереотипов – то, насколько человек легко может переходить от одних способов выполнения деятельности к другим.

Люди с подвижной нервной системой легко включаются в работу, хорошо переключаются на новые приемы и способы деятельности, как в двигательной, так и в интеллектуальной сфере, без труда устанавливают контакты с разными людьми. Людям с инертной нервной системой нужно больше время для оптимального включения в работу, им трудно быстро оставить одно задание и перейти к выполнению нового, при этом они более терпеливы, устанавливают более прочные условно-рефлекторные связи и обладают лучшей произвольной памятью [23, 37, 41].

Лабильность НС – это скоростные характеристики возникновения и прекращения нервных процессов. Лабильность определяет темп деятельности (высокий или низкий), а также скорость переработки информации и принятия решений. Это свойство также является основой обучаемости, положительно влияя на успешность в различных сферах деятельности. В узком смысле часто говорят об интеллектуальной и эмоциональной лабильности [23, 53].

Уравновешенность НС – это баланс силы возбуждения и силы торможения. Данный баланс связан с уровнем активации в состоянии покоя. Он выше у людей уравновешенных и ниже у людей с выраженным преобладанием возбуждения над торможением или торможения над возбуждением [53].

В рамках профотбора для нас наиболее важны такие свойства нервной системы, как лабильность и выносливость, отражающие соответственно то, насколько человек может быстро включиться в выполнение нового задания, с какой скоростью его выполнять, а также насколько долго сможет поддерживать данную скорость без того, чтобы утомиться. Также нас может интересовать сила или слабость основных нервных процессов в ЦНС, если условия деятельности предъявляют к этому специфические требования (например, у начальника караула пожарной части).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

ВНД высшей нервной деятельности

Многолетнее изучение условных рефлексов позволило Павлову выделить три основных свойства нервных процессов, которые определяют индивидуальные особенности поведения животных, их темпераменты.

Основные свойства нервной системы

1. Первое свойство - сила процессов возбуждения и торможения, характеризующая работоспособность корковых клеток. Это свойство определяется предельной силой раздражения, на которую могут быть образованы положительные и отрицательные условные рефлексы. У одних собак легко образуются условные рефлексы как на слабые, так и на сильные раздражители. Для других собак сильные раздражители (резкий звонок или трещотка) оказываются чрезмерными и вызывают в соответствующем пункте запредельное торможение, легко иррадиирущее по всей коре. У таких собак условные рефлексы образуются только на слабые или средней силы раздражители.

2. Второе свойство - уравновешенность, или баланс, силы процессов возбуждения и торможения, иными словами, их уравновешенность. У одних собак одинаково легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы, у других сила процессов возбуждения и торможения неодинакова. Если процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, то наряду с быстрым образованием положительных условных рефлексов наблюдается трудность выработки дифференцировок, особенно тонких; уже имеющиеся дифференцировки легко растормаживаются. У таких возбудимых собак перенапряжение тормозного процесса приводит к исчезновению всех ранее выработанных дифференцировок. Если, наоборот, процесс возбуждения оказывается более слабым, чем процесс торможения, то собака по своему поведению приближается к тем, у кого сильные раздражители вызывают общее корковое торможение.

3. Третье свойство -подвижность процессов возбуждения и торможения, т.е. скорость, с которой они могут сменять друг друга.

Выделенные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют различные комбинации, которые и определяют тип не­рвной системы. Четыре основных типичных их сочетания представлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

Сильный, неуравнове­шенный (холерик);

Слабый (меланхолик).

Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характерис­тикам соответствуют четырем классическим типам темперамента.

В46. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Мыслительный, художественный и промежуточный типы ВНД.

Различают первую и вторую сигнальные системы.

Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.

Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.

Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.

Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга.

Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов. Речевые рефлексы, как и обычные условные рефлексы, подчиняются одним и тем же законам. Однако слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека. Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскими работниками. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние.

Животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде.

Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.

При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2331 ;

1. Всегда ли Вы проявляете сдержанность с невоспитанным человеком?

2. Часто ли у Вас бывают поводы для раздражения?

3. Можно ли Вас назвать хладнокровным человеком?

4. Часто ли Вы теряете сон из-за чувства тревоги?

5. Свойственно ли Вам терпение и постоянство?

6. Легко ли Вы отвлекаетесь от интересной работы?

7. Трудно ли Вас вывести из душевного равновесия?

8. Верно ли, что Вас легко обидеть и задеть?

9. Свойственно ли Вам мужество в условиях вынужденного ожидания?

10. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

11. Хорошо ли Вы владеете своими чувствами, умеете не показывать свои переживания?

12. Держитесь ли Вы обычно смело на вечеринках?

13. Способны ли Вы быстро прощать людям грубость?

14. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в незнакомом обществе?

16. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда несчастным без определенной причины?

18. Правда ли, что Вы очень самолюбивы и честолюбивы?

19. Обладаете ли Вы большой усидчивостью?

20. Нравится ли Вам юмор?

21. Можно ли Вас назвать солидным человеком?

22. Бывают ли у Вас приступы страха и неуверенности в себе?

23. Всегда ли Вы уверены в своих силах?

24. Нуждаетесь ли Вы в постоянной поддержке?

25. Относитесь ли к своим недостаткам равнодушно?

Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью формулы:

Тх = (Сун + Соч) – (Сон + Суч),

где Тх – соответствующее свойство нервной системы, определяемое по тестам Т-1, Т-2, Т-3;

Сун – сумма утверждений на вопросы нечетной нумерации теста;

Соч – сумма отрицаний на вопросы четной нумерации теста;

Сон – сумма отрицаний на вопросы нечетной нумерации теста;

Суч – сумма утверждений на вопросы четной нумерации теста.

Анализ результатов:

1. Если Тх – положительная величина, то в первом тесте это означает, что у испытуемого преобладает сила нервных процессов, во втором – подвижность, в третьем – уравновешенность нервной системы.

2. Если Тх – отрицательная величина, то в первом тесте это указывает на слабость нервной системы, во втором – на инертность, в третьем – на неуравновешенность нервной системы.

3. Чем больше абсолютное значение Тх, тем выраженнее данное свойство. При значении тестов в пределах 1-3 по абсолютной величине тип темперамента – неопределенный и требуется дополнительная проверка.

Рекомендации к оформлению результатов работы: занесите в протокол числовые значения, полученные при исследовании типологических свойств личности.

Критерии оценки (примерные)

Тх (тест Т-1) Тх (тест Т-2) Тх (тест Т-3) Тип темперамента по Гиппократу
>12 >6 >6 Сангвиник
>6 >12 6 >6 6 6 Инертный меланхолик

Выводы и обсуждение результатов работы: сделайте заключение о типе ВНД испытуемого.

Задание 2.Определить силу нервных процессов по психомоторным показателям (при помощи теппинг-теста).

Оборудование:стандартные бланки – листы бумаги (203–283),разделенные на 6 (по 3 в ряд) равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Порядок выполнения: по сигналу экспериментатора Вы должны в прямоугольниках бланка проставить точки с максимальной скоростью в течение 5 сек в каждом. Общая продолжительность работы 30 сек. Переход с одного прямоугольника на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по часовой стрелке. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Перед началом работы карандаш необходимо ставить не в первом прямоугольнике, а перед ним.

Обработка результатов:

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов:сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10–15 с работы; в последующем, к 25–30 с, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о сильной нервной системе;

- ровный тип: максимальный тип удерживается на одном уровне в течение всех 30 с, что соответствует нервной системе средней силы;

- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-сеундного отрезка и остается на сниженном уровне. Этот тип свидетельствует о слабой нервной системе;

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10–15 с. Средне-слабая нервная система;

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Средне-слабая нервная система.

Рекомендации к оформлению результатов работы: полученные данные в соответствии с указаниями записать в тетрадь. Провести их анализ.

Выводы и обсуждение результатов работы: сделайте соответствующие выводы об индивидуальных особенностях ВНД испытуемого.

Задание 3. Определить индивидуальные особенности ВНД по соотношению 1-й и 2-й сигнальных систем, богатство временных связей, работоспособность и характер тормозных раздражителей на основе изучения системы временных связей между словами (ассоциативный эксперимент).

Ассоциативный эксперимент применяется для обнаружения условных рефлексов на словесные раздражители. Этот способ изучения высшей нервной деятельности человека не предполагает формирования новых условных рефлексов, но позволяет выявить характер и многообразие сложившихся в течение индивидуальной жизни условных связей, отражающих различные формы соотношения сигнальных систем.

Оборудование:карточки с записанными в столбик 20 словами – существительными (исследуемый не должен быть с ними знаком), секундомер.

Порядок выполнения:

1. Составьте карточки из 20 слов – существительных.

2. Экспериментатор произносит каждое из них, а исследуемый должен быстро ответить на каждый словесный раздражитель первым пришедшим в голову словом – ассоциацией.

3. Зарегистрируйте ответы исследуемого и время, необходимое для возникновения ассоциации (латентный период).

Анализ результатов можно провести по нескольким позициям:

1. Богатство временных связей. Если слова-ассоциации по всем предложенным исследуемому раздражителям ни разу не повторились, можно говорить о большом разнообразии временных связей, их богатстве. Если 1–2 слова повторялись – разнообразие временных связей среднее. Если несколько слов-ассоциаций повторяются многократно – разнообразие временных связей невелико.

2. Типы ВНД. Характер ответного слова является показателем какой-то степени преобладания у данного человека одной или другой сигнальной системы. Так, если на конкретные слова-раздражители даются обобщенные абстрактные ответы, можно говорить об относительном преобладании второй сигнальной системы и о мыслительном типе ВНД исследуемого. Конкретные образные ответы свидетельствуют о большом удельном весе первой сигнальной системы и о художественном типе ВНД. Для среднего типа ВНД характерны в равной мере образные и абстрактные ассоциации.

3. Работоспособность. Если латентный период колеблется в пределах 1–3 с, можно считать, что работоспособность исследуемого хорошая. Если же латентный период составляет более 3-х с и постепенно возрастает от первых слов до последних, то работоспособность может оцениваться как низкая.

4. Проявление торможения. Слова, на которые ассоциации возникают через 8–10 с и более, являются для исследуемого условным тормозом.

Результаты ассоциативного эксперимента

Слова, предложенные исследуемому (20 слов) Слова-ассоциации Латентный период, с
Зима Время года
Цветок Ромашка
Кукла Игрушка
И т.д. И т.д. И т.д.

Произвести анализ полученных данных в соответствии с указаниями.

Выводы и обсуждение результатов работы: сделать выводы об индивидуальных особенностях ВНД исследуемого: богатстве временных связей, типе ВНД, работоспособности и проявлении торможения.

Задание 4. Выяснить, как проявляются связанные со свойствами нервных процессов особенности ВНД в поведении человека. Научиться определять тип ВНД по оценке характерных черт поведения.

Оборудование: анкета с описанием особенностей поведения детей с различным типом ВНД.

Порядок выполнения:

1. Ознакомиться с характеристикой каждого типа.

АНКЕТА

I. Сильный, уравновешенный, подвижный тип, оптимально возбудимый (сангвиник):

- весел и жизнерадостен;

- энергичен и деловит;

- склонен переоценивать себя;

- способен быстро схватывать новое;

- неустойчив в интересах;

- легко переживает неудачи и неприятности;

- легко приспосабливается к новым обстоятельствам;

- с увлечением берется за новое дело;

- быстро остывает, если дело перестает интересовать;

- быстро включается в работу и переключается с одного дела на другое;

- тяготится однообразием, будничной кропотливой работой;

- общителен и отзывчив, не чувствует скованности с незнакомыми людьми;

- вынослив и работоспособен;

- обладает громкой, быстрой, отчетливой речью;

- сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке;

- быстро засыпает и пробуждается;

- порой несобран, проявляет поспешность в решении;

- иногда склонен отвлекаться от дела.

II. Сильный, уравновешенный, инертный тип, оптимально возбудимый (флегматик):

- спокоен и хладнокровен;

- последователен и обстоятелен в делах;

- осторожен и рассудителен;

- молчалив и не любит болтать;

- обладает спокойной без жестикуляции речью;

- сдержан и терпелив;

- доводит начатое дело до конца;

- не растрачивает силы попусту;

- строго придерживается выработанного распорядка в жизни, системы в работе;

- легко сдерживает порыв;

- маловосприимчив к одобрению и порицанию;

- незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес;

- постоянен в своих отношениях и интересах;

- медленно включается в работу, с трудом переходит от одного дела к другому;

- ровен в отношениях с людьми;

- любит аккуратность и порядок во всем;

- с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам;

III. Сильный, неуравновешенный тип, повышенно возбудимый (холерик):

- резок и прямолинеен в общении с людьми;

- склонен к риску;

- обладает быстрой, страстной речью, выразительной мимикой;

- неуравновешен, склонен к горячности;

- порой бывает агрессивен;

- нетерпим к чужим недостаткам;

- способен быстро действовать, немедленно принимать решения;

- обладает резкими, порывистыми движениями;

- непоследователен в достижении поставленной цели;

- склонен к резким сменам настроения.

IV. Слабый тип, пониженно возбудимый (меланхолик):

- стеснителен и застенчив;

- теряется в новой обстановке;

- не верит в свои силы;

- легко переносит одиночество;

- склонен уходить в себя;

- обладает тихой речью, иногда до шёпота;

- невольно приспосабливается к характеру собеседника;

- впечатлителен до слезливости;

- предъявляет высокие требования к себе и окружающим;

- склонен к подозрительности;

- болезненно чувствителен и легко раним;

- скрытен и необщителен;

- малоактивен и робок;

- стремится вызвать сочувствие у окружающих.

3. Подсчитать количество плюсов, представленных в характеристике каждого типа.

Результаты тестирования

I (сангвиник) II (флегматик) III (холерик) IV (меланхолик)

Провести анализ полученных данных:

Выводы и обсуждение результатов работы: сделать вывод о выявленном типе ВНД.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Найдите правильный ответ:

1. К условиям выработки условного рефлекса относят:

а) неоднократное сочетание сигнала и подкрепления;

б) наличие только сигнала;

в) однократное сочетание сигнала и подкрепления;

в) наличие только подкрепления.

2. Работая с ребёнком-флегматиком, учитель должен придерживаться тактики:

а) отсутствия внимания к особенностям темперамента;

б) индивидуального опроса (по карточкам, с возможностью предварительной подготовки);

в) привлечения ребёнка к быстрым ответам при фронтальном опросе;

г) торможения активности.

3. Дефицит сенсорной информации в раннем постнатальном онтогенезе приводит к нарушению:

а) становления иммунной системы;

б) обмена веществ;

г) становления коммуникативного поведения.

4. Динамический стереотип – это:

а) устойчивая последовательность поведенческих безусловнорефлекторных реакций;

б) отдельный условный рефлекс;

в) устойчивая последовательность поведенческих условнорефлекторных реакций;

г) отдельный безусловный рефлекс.

5. У людей с сангвиническим типом темперамента ____ нервные процессы:

а) сильные уравновешенные подвижные;

б) сильные неуравновешенные;

в) сильные уравновешенные инертные (малоподвижные);

6. Повышать работоспособность нейронов необходимо у ребёнка с ___ нервными процессами:

б) сильными уравновешенными подвижными;

в) сильными неуравновешенными инертными;

г) сильными уравновешенными инертными.

7. При неподкреплении условного сигнала безусловным в коре больших полушарий развивается ____ торможение:

8. Доминантный очаг возбуждения в нервной системе ребёнка прекращает своё существование:

а) только при удовлетворении потребности, связанной с доминантой;

б) только по команде родителя или воспитателя;

в) только при появлении более значимого раздражителя;

г) при появлении более значимого раздражителя или удовлетворении потребности, связанной с доминантой.

9. У ребёнка с флегматическим темпераментом необходимо:

а) тренировать быстроту реакции;

б) повышать работоспособность нейронов;

в) тренировать процессы торможения;

г) снижать уровень возбудимости.

10. Безусловные рефлексы:

а) осуществляются с обязательным участием коры больших полушарий;

б) являются врождёнными;

в) вырабатываются на определённые сигналы;

г) приобретаются в процессе жизни.

11. Без общения с людьми:

а) не развивается первая сигнальная система;

б) развиваются обе сигнальные системы;

в) не развивается вторая сигнальная система;

г) не развиваются обе сигнальные системы.

12. Работа первой сигнальной системы лежит в основе ____ мышления:

13. К вегетативным проявлениям эмоций относят:

а) изменение артериального давления;

14. Процесс формирования познавательной деятельности детей называют:

а) физическим развитием;

б) функциональным развитием;

г) психическим развитием.

15. Наименьшей подвижностью нервных процессов обладают дети с __ темпераментом:

16. Первая сигнальная система:

а) использует в качестве сигнала смысл слова;

б) характерна только для животных;

в) характерна и для животных, и для человека;

г) использует в качестве сигналов конкретные раздражители (звуки, запахи и т.д.).

17. Наибольшее значение для процессов мышления имеют_____поля больших полушарий:

б) вторичные двигательные;

г) первичные двигательные.

18. Свойством (-ами) нервной системы, обусловливающим (-и) тип высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, является (-ются):

в) развитость нервных процессов;

г) сила, уравновешенность и подвижность.

19. В классификации типов высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову, отсутствует тип:

б) сильный уравновешенный подвижный;

в) сильный неуравновешенный подвижный;

20. Темперамент, при наличии которого нервные процессы характеризуются как сильные малоподвижные (инертные), а человек – как работоспособный, терпеливый, выдержанный, медлительный, называется:

2. Ответьте письменно на вопросы:

1. Какова роль биологических и социальных факторов в развитии 1-й и 2-й сигнальной системы действительности ?

2. В чем заключаются возрастные особенности нервных процессов ?

3. Какие типы ВНД выделяют у детей и подростков?

Вопросы для самоподготовки к теме

1. Понятие о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, возрастные особенности.

2. Методы исследования функциональной асимметрии мозга.

3. Специализация левого и правого полушарий.

4. Совместная деятельность полушарий мозга.

5. Роль знаний функциональной асимметрии мозга в учебно-воспитательном процессе.

Лабораторная работа № 15 (2часа)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.