Одним из главных морфологических показателей созревания цнс является

По основному физиологическому показателю созревание — период действия врожденной программы созревания взрослого организма и подготовки к самостоятельной жизни. В нем выделяют три стадии (этапа, фазы, цикла, ступени) [1] [2] : начальный — детство, средний — юность, заключительный — ранняя взрослость. Есть классификация и на такие стадии: новорожденное™, ясельного, дошкольного, школьного и студенческого возрастов.

От стадии к стадии меняются размеры и вес мозга, тела, его органов, формирование и изменения скелета, мышечной массы и силы, желез внутренней секреции, потребностей, половых влечений, функциональных систем, сенсорных систем, высшей нервной деятельности, антропометрические показатели и др. Динамика изменчивости непрерывна, но неравномерна: временные отрезки быстрых и серьезных изменений чередуются с медленными, похожими порой на стабильность. Смена стадий созревания физиологически может быть трудна, даже критична, как это бывает, например, с подростковым возрастом и временем полового созревания. Отклонения в сроках должны вызывать беспокойство у старших и коррекционные меры. Считается, что снижение годичных приростов массы тела ребенка до 0,5 кг или повышенные жироотложения дают основание говорить о неблагоприятном ходе физического развития.

В развитии нервной системы выделяют такие временные отрезки:

  • • до рождения человека заканчивается основное увеличение числа нервных клеток коры (процесс клеточного размножения);
  • • до 7—8 лет происходит интенсивный рост нервных клеток и их связей, наиболее заметно развиваются анализаторы;
  • • с 7—8-летнего возраста особенности высшей нервной деятельности детей начинают постепенно сближаться с особенностями взрослых; резко повышаются возможности больших полушарий и их коры, возрастает влияние слова;
  • • к 18—20 годам завершается развитие сенсомоторных функций, скоростей процессов и реакций; есть данные о том, что максимум подвижности основных нервных процессов бывает в 20—22 года, после чего она медленно снижается;
  • • к 22—25 годам развитие больших полушарий достигает своего генетически обусловленного оптимального уровня.

Ребенок рождается со структурами мозга, обеспечивающими адекватную адаптацию в начале жизни и условия для психического развития. Дальнейшее созревания коры головного мозга затрагивает его задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6—7 годам, и передние, созревание которых может закончиться уже в годы юности. Правое полушарие развивается в раннем детстве более активно. При гормональной перестройке и активизации глубоких структур мозга, происходящих в начале полового созревания, уровень функциональных показателей работы мозга снижается. Индивидуальные особенности общего созревания организма проявляются прежде всего в темпе, который может быть различным на разных этапах онтогенеза.

Начальная стадия созревания — детство. Физиологически и по срокам это:

  • • возраст новорожденного — до 10 дней;
  • • грудной возраст — от 10 дней до одного года;
  • • раннее детство — от одного года до трех лет;
  • • первое детство — от четырех до семи лет;
  • • второе детство — мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет.

К моменту рождения ребенка мозг имеет такое же строение, как у взрослого. Однако поверхность его после рождения значительно увеличивается за счет формирования мелких борозд и извилин. В течение первых месяцев жизни развитие коры идет очень быстрыми темпами. Большинство нейронов приобретает зрелую форму. У детей первого года жизни величина кровотока на 50—55% больше, чем у человека в зрелом возрасте, а в старческом примерно на 20% меньше. Основное формирование сенсорных и моторных зон мозга заканчивается к трем годам, лобных отделов — к подростковому возрасту.

Ребенок с рождения обладает определенным, одинаковым для всех фондом безусловных рефлексов. Первые приспособительные реакции в период новорожденное™ обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденное™ носят ограниченный характер и вырабатываются только на самые важные стимулы, например на время кормления. С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на свет, звук, запахи. Скорость образования условно-рефлекторных связей в это время очень мала, но быстро увеличивается даже по месяцам. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим — определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок.

В конце первого года ребенок активно двигается и у него формируются соответствующие навыки. В это время следует представлять ему возможность больше самому ходить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, заниматься игрушками, пользоваться ложкой, есть, лазать и стимулировать это. Нужен только контроль взрослых, активное общение, речевая по преимуществу помощь, предупреждение серьезных травм. Это способствует должному развитию двигательной системы, формированию динамических стереотипов — привычек, первых навыков общения, норм культурного поведения.

Первые признаки развития второй сигнальной системы — реакции на слово — проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. Но, считается, что говорить с ребенком следует с первых дней его жизни: называть все свои действия по ухаживанию за ним, окружающие предметы, игрушки.

Особенно интенсивно развитие речи происходит в возрасте от одного года до трех лет, тогда и закладываются первоосновы второй сигнальной системы, важные для всей жизни. На втором году жизни словарный запас ребенка составляет уже 200 слов и более, а концу третьего года — 500—700 слов, и ребенок начинает общаться, рассуждать, думать с помощью речи и открываются новые возможности его обучения и развития [3] .

Средняя стадия созревания — юношество. К ней относят:

  • • ранее юношество (отрочество, подростковый возраст) — мальчики 12—14 лет, девочки 11 — 13 лет;
  • • юношеский возраст — юноши от 15 до 19 лет, девушки от 14 до 18 лет.

При обучении в школе продолжается дальнейшее созревание мозга и повышаются его возможности по образованию ассоциативных связей. Резко возрастает роль второй сигнальной системы, происходит ее обогащение словами, научными понятиями, с пониманием значений и смыслов тех и других в процессе овладением знаниями и их практическими приложениями, закладывается фундамент научной картины мира в их сознании.

В работе с подростками и юношами полезно всегда помнить совет выдающегося польского педагога Януша Корчака относиться к каждому из них не как к будущему человеку, а как к личности, живущей полноценной, но своеобразной жизнью.

При построении образовательного процесса в школе как развивающего и воспитывающего происходит интенсивное развитие мышления и других познавательных процессов у обучающихся, совершенствуются личностные характерологические, мотивационные и волевые качества, на высший уровень поднимаются потребности, интересы, ценностные ориентации, планы жизни и др. Механизм научения должен вносить в это свой позитивный вклад, но иногда он бывает и негативным, если такова вся обстановка в школе.

Завершающая стадия созревания — ранняя взрослость. Это возраст от 18— 19 лет до 23—24, когда завершается врожденная программа возрастного биологического и физиологического созревания. В первой половине стадии заканчивается развитие сенсорных и скелетно-мышечной систем. Не случайно в эти годы человек начинает показывать высокие результаты в видах спорта, требующих скорости, быстроты реакций, координации движений. В конце стадии завершается развитие больших полушарий.

В социальном, психологическом и педагогическом плане на этом этапе молодые люди в большинстве своем определяют для себя (осознанно или стихийно) направленность грядущей самостоятельной взрослой жизни, получают профессиональное образование или профессиональную подготовку, начинают освоение новых социальных ролей — профессиональных, семейных, общественных. Происходит переход от родительской зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от них и самодостаточному обеспечению собственных интересов и потребностей.

Стадия характерна уже достаточно сложившимся социальным, психологическим и педагогическим (воспитанность, образованность, профессиональная обученность, развитость) обликом личности, определяющим его возможности и успехи на следующем периоде жизни — периоде зрелости, как минимум в его начале.

Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период жизни и онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению человеком наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей, а на их основе — максимально возможных и удовлетворяющих человека жизненных успехов. Начало его есть завершение стадии созревания, в конец — достижение позднего (пожилого) периода жизни. Хронологический срок конца условен, ибо связан опять-таки с реальным физическим и психологическим возрастами, которые и здесь отличаются большим разбросом в годах. Приблизительно это возраст до 60 лет, а протяженность его составляет до 35 лет.

О динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных физиологических систем организма можно судить по определенным критериям. На функциональном уровне можно оценивать деятельность различных систем.

Морфологические критерии созревания свидетельствуют о зрелости тех или иных образований нервной системы. Важным критерием созревания, например, является образование изолирующей миелиновой оболочки на нервных волокнах, в результате чего значительно увеличивается скорость проведения неравных импульсов. О зрелости ЦНС свидетельствуют такие морфологические признаки, как размеры нервных клеток, количество и длина их отростков, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур и т.д.

Особый интерес представляет изучение динамики морфологического созревания. По некоторым данным в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез - образование синапсов (контактов между нейронами) как морфологической основы усвоения опыта. Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Приблизительно к семи годам количество морфологических контактов, постепенно уменьшаясь, доходит до уровня, типичного для взрослых. Причем сохраняются именно те контакты, которые оказываются непосредственно включенными в обработку внешних воздействий. Этот процесс получил название селективной стабилизации синапсов.

Поскольку морфологические критерии разрабатываются на клиническом материале, в большинстве своем патологическом, особое значение для характеристики зрелости нормальной детской популяции имеют функциональные критерии психофизиологического созревания.

Функциональные критерии созревания. В первую очередь к ним относятся показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). Одну из первых записей получил Х.Бергер у своего маленького сына. В работах ряда авторов в 1930-1940 гг. утверждалось, что в первые месяцы жизни биоэлектрическая активность головного мозга отсутствует. Но позже было установлена биоэлектрическая активность мозга прерывистого характера с 5 месяцев внутриутробной жизни и непрерывная активность с 8месячного плода.

При помощи ЭЭГ можно установить спонтанную (фоновую) биоэлектрическую активность мозга в значительный период онтогенеза - от рождения до юношеского возраста и различные типы вызванной активности: ответов мозга на внешние воздействия, которые будут различаться у разных людей в разных возрастах и в разных мозговых зонах. Многие параметры индивидуальной ЭЭГ коррелируют с самыми разными психологическими особенностями человека, что важно при изучении процессов созревания центральной нервной системы.

Степень зрелости биоэлектрической активности головного мозга определяется совокупностью признаков, характеризующих: 1) особенности частотно-амплитудного спектра ЭЭГ; 2) наличие устойчивой ритмической активности; 3) среднюю частота доминирующих волн; 4) особенности ЭЭГ в разных областях мозга; 5) особенности генерализованной и локальной вызванной активности мозга; 6) особенности пространственно-временной организации биопотенциалов мозга.

Возрастная динамика ЭЭГ исследуется в состоянии покоя, сна, активного бодрствование и других функциональных состояниях, а также при действии разных стимулов (зрительных, слуховых, тактильных). Исследования включают изучение частотного состава ЭЭГ, зональных особенностей и межзонального взаимодействия, что дает возможность установить, во-первых, динамику функционального созревания отдельных зон коры мозга; во-вторых, последовательность включения мозговых структур в совместную деятельность и совершенствование этой деятельности в процессе индивидуального развития.

Очевидно, что функциональные критерии зрелости по показателям ЭЭГ мозга весьма разнообразны.

Индивидуальная диагностика функциональной зрелости ЦНС основана на использовании стандартизованной процедуры регистрации фоновой и вызванной биоэлектрической активности, извлечении широкого спектра электроэнцефалографических показателей, построении полигонов распределений и получение нормативных данных.

Рефлекторные критерии созревания. Среди функциональных критериев психофизиологического созревания важное место занимают поведенческие, из которых наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и др.), наличие которых свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного. К концу первого года жизни большинство из рефлексов исчезает, при этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства их этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь, средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Очевидно, что простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга.

В разные сроки возникают способности к образованию положительных и тормозных условных рефлексов на внутренние (интероцептивные) и внешние (экстероцептивные) раздражители. Появление способности такого рода принято рассматривать в показателях психофизиологического созревания.

Локомоторные критерии созревания. Способности к перемещению в пространстве (локомоции), возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза, совершенствуется по мере развития центральной нервной системы и является внешним проявлением всякой психической деятельность.

Своеобразный календарь развития двигательной активности детей раннего возраста, в котором дается хронологическая последовательность появления возможностей младенца, приводится в специальных руководствах. Причем сроки, в которые происходит полноценная организация двигательного поведения, видимо, в значительной степени определяются факторами генотипа.

Экспериментальные и клинические данные, жизненные наблюдения, некоторые теоретические представления дают основания полагать, что определенная хронология психофизиологического созревания является условием развития перцептивной деятельности, речи, мыслительных операций. Однако эти аспекты психофизиологического созревания изучены очень мало.

Тем не менее, есть прямые указания на то, что биологическое созревание, в частности развитие двигательной активности, связано с развитием речи. По утверждению известного психолога Е. Лененберга дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигнут определенной стадии физического созревания. Этапы овладения речью реализуются на основе последовательности процессов созревания, причем можно установить отчетливые параллели между развитием движений и речи.

приобрести
Марютина Т.М. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию
скачать (1146.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1147kb.26.08.2012 21:24скачать

n1.doc

ТЕКСТЫ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Предмет, задачи и методы психофизиологии 5

Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии 5

1.1.Определение психофизиологии 5

1.2.Проблема соотношения мозга и психики 9

1.3.Современные представления о соотношении психического 12

и физиологического 12

1.4.Системные основы психофизиологии 13

Системный подход к проблеме индивидуальности 18

Информационная парадигма 22

Межнейронное взаимодействие и нейронные сети 23

Глава 2. Методы психофизиологии 26

2.1.Методы изучения работы головного мозга 26

Вызванные потенциалы головного мозга 30

Топографическое картирование электрической активности мозга 32

Компьютерная томография 34

Регистрация импульсной активности нейронов 35

Методы воздействия на мозг 37

2.2. Электрическая активность кожи 39

2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы 41

2.4. Показатели активности мышечной системы 43

2.5. Показатели активности дыхательной системы 43

2.6. Реакции глаз 44

2.7. Детектор лжи 45

2.8. Выбор методик и показателей 46

ПСИХИКА И МОЗГ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ 49

(Д. И. Дубровский//Психол. журнал, том 11, № 6, 1990) 49

СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 67

1. Активность и реактивность 67

1.1.Две парадигмы в исследовании поведения и деятельности 67

1.4.Эклектика в психологии и психофизиологии 69

2. Теория функциональных систем 70

2.1. Что такое система? 70

2.2. Результат — системообразующий фактор 71

2.3. Временной парадокс 72

2.4. Целенаправленность поведения 72

2.5. Опережающее отражение 73

2.6. Теория П.К. Анохина как целостная система представлений 74

2.7. Системные процессы 75

2.8. Поведение как континуум результатов 78

3. Системная детерминация активности нейрона 79

3.1. Парадигма реактивности: нейрон, как и индивид, отвечает на стимул 79

Введение в психофизиологию

(главы из учебного пособия Марютиной Т.М. и Ермолаева О.Ю.

Введение в психофизиологию. - М., 1997. - 240 с.)
Учебное пособие посвящено физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяется предмет и задачи психофизиологии, излагаются новые представления о механизмах психической деятельности с позиций историко-культурного подхода. В полном объеме рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Пособие знакомит с общими закономерностями и механизмами работы центральной нервной системы человека, лежащими в основе психических функций, процессов и состояний. Сообщаются конкретные данные о нейрофизиологических механизмах основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т.д.), а также соответствующие психофизиологические модели.

Учебное пособие предназначается для студентов, обучающихся по специальности психология.

Вероятно, придет день, когда биолог, и не только он, но и физиолог протянут руку психологу и встретятся с ним в туннеле, который они взялись копать с разных сторон горы неизвестного.

К. Г. Юнг
Сейчас больше чем когда-либо люди начинают осознавать, что они существа психофизиологические.

Предмет, задачи и методы психофизиологии

Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии

1.1.Определение психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Психофизиология — естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии ВНД и нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии — физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин физиологическая психология был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

Согласно его представлениям физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов — мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А.Р. Лурия, служит поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы.

По Лурии психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизиологии (Л.С. Выготский, 1982).

Теоретико-экспериментальные основы этого направления в психофизиологии составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, которые направлены на достижение полезного, приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963).

В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (В. Б. Швырков, 1988).

Другой вопрос касается взаимосвязи психофизиологии с нейропсихологией. По определению нейропсихология это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (например, компьютерная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с психофизиологией.

Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) — понятие, введенное И. П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием психическая деятельность. Таким образом физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности или психофизиологию. Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека. Однако развитие физиологии ВНД в бывшем Советском Союзе затормозило развитие тех психологических исследований, которые не укладывались в прокрустово ложе физиологии ВНД. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее Павловской физиологией ВНД.

Однако в связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента и прежде всего с появлением электроэнцефалографии стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе сложнейших психических процессов. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в психофизиологии. В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е годы, стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.

Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональньк состояний.

Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека.

В течение первых восьми недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела (период эмбрионального развития — в нем зародыш называют эмбрионом, после плодом).

На 3-й неделе беременности зародыш приобретает трехслойное строение, развиваются его осевые органы и формируются нервные трубки, а также в дальнейшем кожа. К концу первого месяца развиваются основные органы зародыша, который имеет длину 6,5 мм. основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм. На 5-8-й неделе развития появляются плавникоподобные зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов. На 6-й неделе появляются закладки наружного уха, на 6-7-й неделе начинают формироваться пальцы рук, а затем ног. Начиная с 3-го месяца развития зародыш принимает вид человека и называется плодом. На 10-м месяце плод рождается.

В течение всего плодного периода происходит рост и развитие органов и тканей. Начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. В конце 5-го месяца появляются брови и ресницы. На 7-м месяце открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. После рождения ребенок быстро растет, увеличивается масса и длина его тела, площадь поверхности тела Рост человека продолжается в течение первых 20 лет его жизни. У мужчин увеличение длины тела заканчивается, как правило, к 20-22-м, а у женщин – к 18-20 годам. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 60-70 лет) в связи с увеличением изгибов позвоночного столба и изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стопы длина тела ежегодно уменьшается на 1-1,5 мм.

. психического развития ребенка. 9. Социальная ситуация развития и основные новообразования . развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе . эрогенной зоной становятся генитальные органы. Детская сексуальность становится предметной . появляется на 2-3-ей неделе. Резкий звук, например, . зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи .

В течение первого года жизни после рождения рост ребенка увеличивается на 21-25 см.

В периоды раннего и первого детства (1 год-7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12-16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек – около 5,7 см.

При этом у девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в подростковом возрасте. Затем рост замедляется. Масса тела к 5-6 месяцам после рождения удваивается. Утраивается масса тела к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно с одинаковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек на 13-м, а у мальчиков – на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20-25 лет, а затем стабилизируется. Стабильная масса тела обычно сохраняется до 40-46 лет. Считается важным и физиологически оправданным сохранять массу тела до конца жизни в пределах цифр 19-20-летнего возраста.

Психофизиологическое созревание. Критерии психофизиологического созревания.

Психофизиологическое созревание – это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций. до достижения полной зрелости каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую психофизиологические возможности данного возраста.

Можно говорить о зрелости как тех или иных мозговых образований, так и их функций (в том числе поведенческих, например способности к произвольной caморегуляции).

Опросник образа собственного тела Описание методики Методика представляет собой опросник, направленный на диагностику недовольства собственным телом у лиц, страдающих расстройствами пищевого поведения. Разработан О.А. Скугаревским и С.В. Сивухой в Белорусском Государственном Университете. Теоретические основы В рамках когнитивной теории психики неудовлетворённость собственным телом имеет два .

К числу основных функциональных критериев относятся возрастные изменения биоэлектрической активности головного мозга, поведенческие критерии (из них наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности, т.е. рефлекторные критерии) и локомоторные критерии (с психофизиологическим созреванием связывают также возникающие на определенном этапе раннего онтогенеза способности к перемещению в пространстве (локомоции)).

Темп созревания характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании нормы, которую можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную, исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

3. Нервная система: её структурно-функциональная организация и значение.

Значение нервной системы. Основными функциями нервной системы являются:

1) быстрая и точная передача информации о состоянии внешней и внутренней среды организма;

2) анализ и интеграция всей информации;

3) организация адаптивного реа­гирования на внешние сигналы;

4) регуляция и координация де­ятельности всех органов и систем в соответствии с конкретными условиями деятельности и изменяющимися факторами внешней и внутренней среды организма.

Нервная система делится на центральную и перифирическую.

Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, где расположены скопления нервных клеток — нервные цен­тры, осуществляющие прием и анализ информации, ее интегра­цию, регуляцию целостной деятельности организма, организацию адаптивного реагирования на внешние и внутренние воздействия.

Периферическая нервная система состоит из нервных волокон, Расположенных вне центральной нервной системы. Одни из них — афферентные (чувствительные) волокна — передают сигналы от рецепторов, находящихся в разных частях тела в центральную Не рвную систему, другие — эффекторные (двигательные) волок­на — из центральной нервной системы на периферию.

. происходить лишь при условии, что органы чувств снабжают центральную нервную сис­тему информацией, объективно отражающей воспринимаемый мир. Большое значение для обеспечения достоверности . -чувственное отражение окружающего мира и состо­яния организма (ощущения) возможно благодаря первой сигналь­ной системе. Временная связь — важнейшее физиологическое, а вместе с .

Нейрон — основная структурно-функциональная единица нервной системы. Нейроны — высокоспециализированные клетки, приспособленные для приема, кодирования, обработки, интеграции, хранения и передачи информации.

Аксон. От тела клетки отходит длинный нитевидный отросток аксон, выполняющий функцию передачи информации.

Дендриты— сильно ветвящиеся отростки, которые во множе­стве отходят от тела клетки

Синапс образован дву­мя мембранами: пресинаптической и постсинаптической. Преси­наптическая мембрана находится на окончании аксона, передаю­щего сигнал; Постсинаптическая — на теле или дендритах, к ко­торым сигнал передается.

Классификация нейронов. Выделяются следующие два основных типа нейронов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.