Опросники по высшей нервной деятельности

Свойства нервной системы (сокращенный вариант опросника ЧХТ)

С помощью этого опросника выявляются характеристики высшей нервной деятельности человека: сила по возбуждению, сила по торможению, подвижность нервных процессов и вычисляется показатель уравновешенности нервных процессов (как частное от силы по возбуждению и силы по торможению).

Вопросы:

1. Вы человек очень выносливый и можете очень длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая ее интенсивности ?

2. Вы любите преодолевать трудности в работе ?

3. Вы никогда не волнуетесь, выступая перед людьми ?

4. Решение вы принимаете, как правило , самостоятельно , без советов других?

5. Вы очень настойчивы в достижении цели ?

6. На экзаменах вы любите отвечать первым ?

7. Неудачи в работе и жизни только усиливают ваше желание достичь поставленной цели ?

8. На спортивных и других состязаниях вы обычно показываете лучшие результаты , чем во время тренировки ?

9. Вы не боитесь рисковать ?

10. У вас твердый характер, и вы можете успешно руководить людьми?

11. Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться с вашим противником, а в реальности вы не решаетесь выполнить то, что задумали ?

12. Когда выполняете трудную умственную работу, то непроизвольно переключаетесь мыслями на какую-нибудь другую тему, иногда начинаете мечтать о чем-либо другом ?

13. Часто бывает так, что вы хорошо подготовились к уроку, но во время ответа терялись и получали низкие оценки ?

14. Бывало так, что в течение короткого времени вы приняли какое-то решение , но затем случайный довод заставлял это решение переменить, затем вновь возвращались к старому решению, и так несколько раз в течение короткого времени?

15. Вы обычно не ввязываетесь в резкие объяснения, которые могут привести к ссоре, несмотря на то, что внутренне убеждены в своей правоте ?

1. Вы любите делать все не спеша, обдумывая каждый поступок?

2. Вы - сдержанный человек?

3. Обычно вы крепко спите даже перед серьезным жизненным испытаниями (экзаменами, спортивными состязаниями и др. ) ?

5. Можно ли сказать, что вы весьма осторожны в своих словах, и лишнего не скажете?

6. В очереди вы обычно стоите совершенно спокойно, не испытывая раздражения?

7. Своими мыслями вы не любите делиться с другими?

8. Вы легко можете хранить в секрете интересную новость ?

9. Вы обычно не очень спешите принимать решение, любите подождать, посмотреть, как поступят другие?

10. Согласны ли вы с тем, что люди, которые все делают быстро, слишком часто ошибаются?

11. Можно ли сказать, что вы нередко совершаете необдуманные поступки, о которых жалеете?

12. Вы очень не любите ожидать трамвая или автобуса?

13. Если обсуждается интересный вопрос, вам хочется первым выразить свое мнение?

14. Товарищи часто обвиняют вас в опрометчивых поступках?

15. Правда ли, что когда вы очень рассердитесь, то часто не можете себя сдержать?

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?

2. Вам нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной производственной операции на другую?

3. Вы можете быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности?

4. Вы быстро сходитесь с новыми людьми?

5. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?

6. Вы быстро осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое для вас дело?

7. Вам нравится, когда на работе появляются новые люди?

8. Вы любите бывать в новом для вас обществе?

9. Вам приходится слышать от окружающих и друзей, что вы - человек очень деятельный и подвижный?

10. Новый для вас учебный материал вы обычно запоминаете и усваиваете очень быстро, хотя иногда способны также быстро его забывать?

11. Вы не любите заводить новых знакомых?

12. Вам очень трудно расставаться с какой-либо мыслью, в которую вы когда-то поверили, хотя есть много убедительных доводов против этой мысли?

13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у вас медленно, но зато очень прочно, как говорят, намертво?

14. Вас иногда называют флегматикам ( или упрекают в медлительности )?

Суммируются ответы п.п. 1-10 ДА и п.п. 11-15 НЕТ.

Средние показатели Мужчины Женщины
Сила процессов возбуждения 8.1 ± 0.5 7.5 ± 0.3
Сила процессов торможения 7.4 ± 0.6 7.6 ± 0.3
Уравновешенность нервных процессов 1.2 ± 0.1 1.1 ± 0.1
Подвижность нервных процессов 9.5 ± 0.5 9.4 ± 0.3

Оценка переключения и распределения внимания

(Красно-черная таблица Платонова-Шульте)

Инструкция:

1. Найдите и перечислите черные цифры от 1 до 25 (время фиксируется — В1).

2. Найдите и перечислите красные цифры в обратном порядке от 24 до 1 (В2).

3. Теперь находите и отсчитывайте попеременно черные цифры по возрастанию, а красные по убыванию: 1-черная, 24 –красная, 2 — черная, 23 –красная и т. д.(В3).

Сумма времени поиска черных и красных цифр (В1+В2) отражает распределение внимания. Если от времени выполнения задания №3 отнять сумму времени выполнения заданий 1 и 2, то получится показатель переключения внимания.

Распределение внимания: черные числа — 49 сек., красные — 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.


Известный польский психолог Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции И. П. Павлова (в русле классических теорий темперамента) разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения и уровня подвижности нервных процессов, иногда упоминающийся как STI. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов.

Каждый вопрос отнесен автором к одной из трех шкал: шкала № 1 — уровень процессов возбуждения (или шкала силы по возбуждению); шкала № 2 —уровень процессов торможения (или шкала силы по торможению); шкала № 3 — уровень подвижности нервных процессов (или шкала подвижности).

Опросник теста Стреляу

  • 1. Относитесь ли вы к людям, которые легко завязывают знакомства?
  • 2. Можете ли вы воздержаться от выполнения действия до того момента, когда будет дано соответствующее распоряжение (получено разрешение)?
  • 3. Достаточен ли краткий отдых для того, чтобы прошло ваше утомление, вызванное работой?
  • 4. Можете ли вы работать в неблагоприятных условиях?
  • 5. Воздерживаетесь ли вы в процессе спора от эмоциональных аргументов, не относящихся к делу?
  • 6. Легко ли вам возвращаться к прежней работе после долгого перерыва (отпуска, каникул)?
  • 7. Забываете ли вы о своем утомлении, когда поглощены работой?
  • 8. Можете ли вы терпеливо ожидать момента завершения работы, которую вы поручили кому-либо?
  • 9. Одинаково ли легко вы засыпаете, если ложитесь в разное время?
  • 10. Умеете ли вы хранить секрет, если вас об этом попросят?
  • 11. Легко ли вам возобновить работу, которую вы не выполняли в течение нескольких недель или месяцев?
  • 12. Умеете ли вы терпеливо объяснять?
  • 13. Любите ли вы работу, требующую умственных усилий?
  • 14. Испытываете ли вы чувство сонливости и скуки в процессе выполнения монотонной работы?
  • 15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?
  • 16. Можете ли вы в случае необходимости воздержаться от демонстрации своего превосходства?
  • 17. Ведете ли вы себя как обычно в присутствии незнакомых людей?
  • 18. Легко ли вам сдержать злость или гнев?
  • 19. Сохраняете ли вы присутствие духа в случае неудач?
  • 20. Можете ли вы в случае необходимости приспособить свою манеру поведения к особенностям поведения окружающих?
  • 21. Охотно ли вы беретесь за выполнение ответственных функций?
  • 22. Меняется ли ваше настроение под влиянием окружающей обстановки?
  • 23. Сохраняете ли вы веру в себя в трудные минуты?
  • 24. Говорите ли вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для вас важно?
  • 25. Возникает ли у вас раздражение в случае неожиданных изменений в распорядке дня?
  • 26. Быстро ли вы находите нужный ответ?
  • 27. Можете ли вы оставаться спокойным в ожидании важного для себя события (прием в учебное заведение, поездка за границу и т.п.)?
  • 28. Легко ли у вас проходят первые дни отпуска, каникул и т.п.?
  • 29. Вы находчивы?
  • 30. С легкостью ли вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к тем, кто это делает медленнее?
  • 31. Быстро ли вы засыпаете, ложась отдохнуть?
  • 32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, занятиях, т.е. публично?
  • 33. Легко ли у вас портится настроение?
  • 34. Легко ли вам прервать работу, которой вы заняты?
  • 35. Можете ли вы помолчать, чтобы не мешать другим?
  • 36. Можете ли вы не поддаваться на провокацию?
  • 37. Легко ли вы срабатываетесь с другими людьми?
  • 38. Всегда ли вы взвешиваете все за и против перед принятием важного решения?
  • 39. Можете ли вы проследить от начала до конца ход рассуждений автора, читая какую-либо книгу?
  • 40. Легко ли вам завязать разговор со случайными попутчиками?
  • 41. Можете ли вы удержаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему хорошему не приведет?
  • 42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой точности движений?
  • 43. Можете ли вы изменить принятое решение, если мнение других не совпало с вашим?
  • 44. Быстро ли вы привыкаете к новой организации труда?
  • 45. Можете ли вы поработать ночью, если днем тоже работали?
  • 46. Быстро ли вы читаете художественную литературу?
  • 47. Быстро ли вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?
  • 48. Можете ли вы держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?
  • 49. Легко ли вы просыпаетесь?
  • 50. Можете ли вы сдержать немедленную импульсивную реакцию?
  • 51. Можете ли вы работать в условиях шума?
  • 52. Можете ли вы в случае необходимости не говорить всей правды в глаза?
  • 53. Умеете ли вы сдерживать волнение перед экзаменом, разговором с начальством и т.п.?
  • 54. Быстро ли вы привыкаете к новому окружению?
  • 55. Любите ли вы разнообразие и частую смену обстановки?
  • 56. Достаточно ли вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем вы выполнили тяжелую работу?
  • 57. Избегаете ли вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течение короткого времени?
  • 58. Справляетесь ли вы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?
  • 59. Ожидаете ли вы, пока другой выскажется, прежде чем начать говорить самому?
  • 60. Бросились бы вы в воду, чтобы спасти утопающего, если бы умели плавать?
  • 61. Способны ли вы к напряженной работе (учению)?
  • 62. Можете ли вы воздержаться от замечаний, если они неуместны?
  • 63. Придаете ли вы значение постоянному рабочему месту, месту за столом, на лекциях и т.п.?
  • 64. Легко ли вы переключаетесь с одной деятельности на другую?
  • 65. Всегда ли вы тщательно взвешиваете все последствия перед тем, как решиться на что-то важное?
  • 66. Легко ли вы справляетесь с трудностями на своем пути?
  • 67. Легко ли вам удержаться от того, чтобы не поинтересоваться чужими делами, не заглянуть в чужие бумаги?
  • 68. Скучно ли вам выполнять однообразные стереотипные действия?
  • 69. Придерживаетесь ли вы правил поведения в общественных местах?
  • 70. Умеете ли вы сдерживаться во время разговора, выступления или ответа от ненужных движений, жестикуляций?
  • 71. Любите ли вы оживление вокруг себя?
  • 72. Любите ли вы выполнять работу, требующую больших усилий?
  • 73. В состоянии ли вы в течение длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?
  • 74. Любите ли вы работу (занятия), которые требуют быстрых движений?
  • 75. Владеете ли вы собой в трудные минуты жизни?
  • 76. Сразу ли вы встаете, после того как проснулись?
  • 77. Можете ли вы, выполнив порученную вам работу, терпеливо ждать, когда окончат свою работу другие?
  • 78. Действуете ли вы также уверенно, как всегда, после того, как увидели что-то неприятное, досадное, обидное?
  • 79. Быстро ли вы просматриваете ежедневную прессу?
  • 80. Случается ли, что вы говорите настолько быстро, что вас трудно понять?
  • 81. Можете ли вы нормально работать, если не выспались?
  • 82. Можете ли вы работать длительное время без перерыва?
  • 83. Можете ли вы работать, если у вас болит голова, зубы или т.п.?
  • 84. Можете ли спокойно довести свою работу до конца, когда знаете, что ваши товарищи ждут вас или развлекаются?
  • 85. Быстро ли отвечаете на неожиданные вопросы?
  • 86. Быстро ли вы говорите?
  • 87. Можете ли вы спокойно работать, когда ожидаете прихода гостей?
  • 88. Легко ли вы меняете свою точку зрения под влиянием убедительных аргументов?
  • 89. Терпеливы ли вы?
  • 90. Можете ли вы приспособиться к темпу работы человека, который работает гораздо медленнее вас?
  • 91. Можете ли вы организовать свою работу так, чтобы в один и тот же период времени выполнить несколько совместных дел?
  • 92. Меняется ли ваше мрачное настроение в веселой компании?
  • 93. Можете ли вы без особого напряжения одновременно делать несколько дел?
  • 94. Сохраняете ли вы присутствие духа, став свидетелем несчастного случая на улице?
  • 95. Любите ли вы работу, выполнение которой требует большой точности движений?
  • 96. Сохраняете ли вы присутствие духа, если страдает близкий вам человек?
  • 97. Полагаетесь ли вы на себя в трудных ситуациях?
  • 98. Чувствуете ли вы себя свободно в большой компании или среди незнакомых людей?
  • 99. Можете ли вы сразу прервать разговор, если того требует ситуация (например начало сеанса, собрания, лекции)?
  • 100. Легко ли вы приспосабливаетесь к тому, как работают другие?
  • 101. Любите ли вы часто менять вид занятий?
  • 102. Стремитесь ли вы взять инициативу в свои руки, если происходит что-то неожиданное?
  • 103. Сдерживаетесь ли вы от смеха в неподходящий момент?
  • 104. Сразу ли вы полностью включаетесь в работу?
  • 105. Выступаете ли вы против того, с кем не согласны?
  • 106. Можете ли вы справиться с состоянием временной депрессии?
  • 107. Засыпаете ли вы как обычно, если сильно утомлены работой?
  • 108. Можете ли долго ждать, не раздражаясь?
  • 109. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства, если знаете, что оно ни к чему хорошему не приведет?
  • 110. Можете ли вы хладнокровно подыскивать аргументы в процессе бурного спора?
  • 111. Сразу ли вы находите нужное решение при неожиданном изменении ситуации?
  • 112. Можете ли вы не шуметь, если вас об этом попросят?
  • 113. Без особых ли уговоров вы соглашаетесь на то, чтобы подвергнуться неприятным медицинским процедурам?
  • 114. Можете ли вы работать с большим напряжением сил, интенсивно?
  • 115. Охотно ли вы меняете место отдыха, развлечений?
  • 116. Трудно ли вам приспособиться к новому распорядку дня?
  • 117. Спешите ли вы с помощью в случае неожиданных происшествий?
  • 118. Воздерживаетсь ли вы от ненужных жестов, возгласов, наблюдая спортивные соревнования, выступления в цирке и т.п.?
  • 119. Любите ли вы работу, занятия, при которых приходится разговаривать со многими людьми?
  • 120. Контролируете ли вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и др.)?
  • 121. Нравится ли вам работа, требующая активных физических движений?
  • 122. Считаете ли вы себя отважным человеком?
  • 123. Меняется ли у вас голос (трудно ли вам говорить) в необычной ситуации?
  • 124. Умеете ли вы справиться с желанием все бросить в случае неудачи?
  • 125. Умеете ли вы в течение длительного времени стоять, сидеть спокойно, если вас об этом попросят?
  • 126. В состоянии ли вы сдерживать свой смех, если вы знаете, что это может кого-то обидеть, задеть?
  • 127. Легко ли ваше грустное настроение сменяется радостным?
  • 128. Трудно ли вывести вас из равновесия?
  • 129. Легко ли вам соблюдать все принятые в вашем окружении условности?
  • 130. Любите ли вы выступать публично?
  • 131. Приступаете ли вы к работе сразу, без длительной подготовки?
  • 132. Готовы ли вы спешить на помощь, подвергая риску собственную жизнь?
  • 133. Энергичны ли ваши движения?
  • 134. Охотно ли вы беретесь за ответственную работу?

Анализ результатов обследования

Производится расчет суммы баллов согласно ключу к тесту.

Возбуждение

Цель работы:изучить типы высшей нервной деятельности (ВНД); овладеть методиками оценки типа ВНД, функциональной асимметрии мозга, памяти.

Оборудование: учебные таблицы, часы или секундомер, динамометр, карандаш.

Ход работы

1. Ознакомиться с классификацией типов ВНД по И.П. Павлову

Тип нервной системы Характеристика свойств нервной системы Соответствие по Гиппократу
по силе по уравновешенности по подвижности
Сильный неуравновешенный (безудержный) Сильный Неуравновешенный: возбуждение > торможения - Холерик
Сильный уравновешенный подвижный Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Сильный уравновешенный инертный Сильный Уравновешенный Инертный Флегматик
Слабый Слабый Неуравновешенный: торможение > возбуждения - Меланхолик

2. Определить типологические особенности ВНД с помощью личностного опросника Айзенка (см. Приложение).

Опросники Айзенка содержат 4 шкалы: экстраверсии – интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого.

1) экстраверсия – интроверсия.

Характеристики экстраверта: общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел; предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности; чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам; на него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт: спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу; сдержан и отдален от всех, кроме близких; планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит м порядок; контролирует чувства, пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы;

2) нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость – показатель организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях, характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз;

3) психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушии.

Соответствие типов ВНД по Г. Айзенку, И. П. Павлову и Гиппократу

Тип личности по Г. Айзенку Тип ВНД по И. П. Павлову Тип темперамента по Гиппократу
Нестабильный экстраверт Сильный, подвижный неуравновешенный холерик
Стабильный экстраверт Сильный,подвижный уравновешенный сангвиник
Стабильный интроверт Сильный, уравновешенный инертный флегматик
Нестабильный интроверт Слабый, неуравновешенный инертный меланхолик

Протокол оценки типа ВНД

№ вопроса

Ключ ответов по шкалам:


3. Ознакомиться с методиками определения функциональной асимметрии мозга (ФАМ) у детей:

Считается, что левое полушарие (ведущее у правшей) играет преимущественную роль в речи, чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим у левшей, играет роль для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. Определенный тип ФАМ, как правило, закрепляется в возрасте 10–14 лет.

1) динамометрия: измерить кистевым динамометром силу левой и правой кисти: для чего взять динамометр, вынести руку вперед и в сторону и с силой сжать динамометр. Выполняется 3 попытки, фиксируется лучшее значение.

2) тест переплетения пальцев рук: быстро, не раздумывая, переплести пальцы рук. Сколько бы не повторялась проба, сверху оказывается палец ведущей руки.

5) проба одновременных действий обеих рук: взять в обе руки по карандашу и нарисовать, не глядя, круг, треугольник и квадрат. Изображения ведущей руки более плотные и точные.

Проведите тесты, результаты занесите в табл. 26.

Протокол оценки ФАМ

Проба Результат Ведущая рука
Динамометрия
Переплетение пальцев
Поза Наполеона
Аплодисменты
Одновременные действия

4. Ознакомиться с методиками оценки кратковременной памяти.

4.1. Выявление объёма кратковременной памяти.

Работа проводится вдвоём. Экспериментатор составляет и записывает текст, содержащий не менее 25 слов. Испытуемый в течение 1 мин читает этот текст. Затем текст закрывается, и испытуемый воспроизводит письменно запомнившиеся слова. При сличении с оригиналом отмечаются правильно воспроизведенные слова, каждое из которых оценивается в 1 балл. По сумме баллов определяется степень развития памяти: 6 баллов и менее – низкий объем памяти; 7–12 баллов – ниже среднего; 13–17 баллов – средний; 18–21 балл – выше среднего (хороший); 22 и более – очень высокий.

Текст (для экспериментатора):

Текст (воспроизведение для испытуемого):

Объем памяти: _________ баллов Вывод: ________________________________

4.2 Оценка кратковременной образной памяти.

Работа проводится в парах. Экспериментатор в таблице из 16 ячеек располагает произвольно 16 различных (!) фигур (геометрические фигуры, символы и т. п.; нельзя использовать буквы). Рисунок предлагается испытуемому для запоминания в течение 20 с. Испытуемый должен воспроизвести образы в течение 1 мин. При сличении с оригиналом правильный образ оценивается в 1 балл. Норма: 6 и более баллов.

5. Определение объёма внимания. Испытуемому предъявляется таблица с вписанными в нее цифрами в произвольном порядке от 101 до 136, которые он должен по порядку зачеркнуть в максимально короткое время (фиксируется по секундомеру). Объем внимания (В) вычисляется по формуле: В = 648 : t, где t – время работы в секундах. Оценка данных: более 6 – высокий показатель; 4–6 – средний, менее 4 – низкий.

Ячейки для теста на кратковременную образную память

Для экспериментатора: Для испытуемого:

Ячейки для теста на объём внимания

Оценка ___________ Преподаватель_____________ Дата_____________

Самостоятельная работа № 6


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опросник Стреляу. Свойства нервной системы

Каждый индивид имеет определённую совокупность врождённых качеств, которые практически не меняются в течение жизни. К ним относятся уровень процессов возбуждения, процессов торможения и подвижность нервной системы, которые характеризуют её свойства. Эти характеристики обуславливают способность личности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Предложенный тест позволит определить свойства Вашей нервной системы, выявить различные аспекты темперамента: экстраверсия – интроверсия, стабильность – нейротизм. Для этого понадобится ответить на ряд несложных вопросов.

Кому подойдёт тест на определение темперамента?

Опросник подходит для взрослых и подростков. Основные типы темперамента одинаковы как у мужчин, так и женщин. Поэтому, Ваша половая принадлежность не принципиальна для прохождения теста.

Ян Стреляу

Ян Стреляу – польский психолог, доктор наук. Область его знаний относится к дифференциальной психологии, сравнительной, социальной и психологии личности, а так же психофизиологии. Проводил исследования в сфере типологий нервной системы И.П. Павлова. Создал классификацию темпераментов, затем, на основании своих убеждений, - регулирующую теорию темперамента. По его мнению, это набор постоянных качеств личности, которые определяются нервными механизмами, связанными с эндокринными процессами, работой нервной и автономной систем человека.

Инструкция к прохождению теста


Результаты

Высокие баллы - яркая ответная реакция на возбуждение, личность быстро включается в деятельность, обладает хорошей производительностью. Такой человек выносливый, стрессоустойчивый, может напряжённо работать в течение длительного времени.

Низкие баллы – заторможенная реакция, индивид медленно включается в работу. Его труд малоэффективен, он быстро устаёт.

Высокие баллы – Характеризует человека с хорошей реакцией, способного молниеносно реагировать на различные раздражители, подавляя при этом моментальное побуждение к действию и сохранять хладнокровие.

Низкие баллы – Индивидуум не умеет контролировать свою реакцию, может быть слишком импульсивным. Или же наоборот, проявляет запоздалую реакцию.

Высокие баллы – Быстрая адаптация, переход от одного к другому виду деятельности. Торможение сменяется возбуждением и наоборот. Личность легко приспосабливается.

Низкие баллы – говорят, что испытуемый не любит ничего менять, с трудом адаптируется к новым правилам, испытывает стресс в незнакомых ситуациях. Такому человеку не стоит заниматься деятельностью, которая характеризуется сменяемостью условий.

Пройдите тест Стреляу прямо сейчас!

Зная особенности своей психики, Вы сможете лучше понять себя, легче налаживать контакты с людьми и выстраивать более продуктивные межличностные отношения с ними.

Агнозии (нарушения узнавания при сохранности сознания и элементарных сенсорных функций) определяют пробами: узнавание предметов и их изображений, знакомых лиц, изложение содержания сложного рисунка, оценка взаиморасположения предметов или их изображений, узнавание предметов по характерному звуку (часы, ключи и др.), мелодий, воспроизведение выстукиваемого ритма, распознавание предметов ощупыванием. Нарушения восприятия схемы Своего тела определяют, выясняя правильность осознания наличия, количества, формы, величины конечностей; воспитания всего тела; имеющихся дефектов (паралич, слепота и др.), правой и левой половины тела и др.

Память и внимание. Наиболее простые приемы проверки: совпадение событий и дат в анамнезе, запоминание и выполнение инструкций и рекомендаций врача, распорядка дня, запоминание имен персонала, соседей по палате и т. д., сведений об общеизвестных событиях, датах, личностях, запоминание 4—5 цифр, слов или предметов, пересказ содержания беседы, статьи, книги, фильма.


Специально оценивается память на текущие, ближайшие и отдаленные события, на события, предшествующие травме или заболеванию или следующие за ними, ложные, искаженные и навязчивые воспоминания.

Эмоции. Выясняют настроение — его окраску, устойчивость, наличие немотивированных, избыточных, ослабленных, неадекватных эмоциональных реакций. При депрессии и дисформии (сочетание тоски, страха и озлобленности) требуется срочная консультация психиатра.

Волевая сфера, влечения, мотивации. Оценивают целенаправленность и продуктивность деятельности, уровень и адекватность влечений (аппетит, либидо, самозащитные реакции), патологические влечения (сутяжничество, графомания, грызение ногтей и пр.)

Сон и бодрствование. Поскольку метод полиграфии к (одновременная запись ЭЭГ, движений глаз и тела, дыхания, пульса и др.) сложен и пока применяется в основном в научных исследованиях, не потеряли значения актографический и анамнестический методы (В. С. Розенберг, 1973, А. М. Вейн, 1974, и др.). Уточняют стереотип сна и бодрствования до болезни, характер нарушений (изменения быстроты засыпания, глубины и длительности сна, скорости пробуждения, наличие сноговорения, снохождения, ночных припадков, катаплексии), наличие и проявление сонливости днем, возможные причины нарушений сна и т. д. Актография (регистрация двигательной активности лежащего человека) дает некоторые количественные критерии.

Речь, чтение, счет, праксис. Изучают понимание обращенной речи, воспроизведение букв, слогов, фраз, сходных фонем (ба-па-фа-ва и т. п.), понимание сложных фраз, пословиц, инструкций, логических задач, автоматизированную речь (перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние предметов, понимание текста и чтение вслух, произвольное письмо и списывание, письмо под диктовку, запись и узнавание чисел, действия с ними, выполнение действий обиходных (одевание), с воображаемыми предметами (спички, нож), построение фигур из элементов (например, спичек) по словесной инструкции, графическому и натуральному образцу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.