Организации нейропсихологической реабилитации больных с афазией


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 10.01.2018 2018-01-10

Статья просмотрена: 439 раз

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия.

Ключевые слова: перспективы психологии, афазии, нейропсихологическая реабилитация, нейропсихология.

Abstract. The article is devoted to verbal violations and methods of their rehabilitation. There are different forms and methods of organizing neuropsychological rehabilitation of patients, but for qualitative restoration of speech processes, they must be combined. They should include an individual lesson and group lessons.

Keywords: prospects of psychology, neuropsychological rehabilitation, aphasia, neuropsychology

Цель исследования – рассмотрение причин, локализации и нейропсихологической реабилитации больных с нарушениями речи при локальных поражениях мозга.

1) проанализировать и обобщить теоретический материал по проблеме речевых расстройств;

2) выделить и сопоставить между собой основные подходы к изучению афазии в отечественной и западной психологии;

3) изложить концептуальный подход к нарушению ВПФ при локальных поражениях мозга, в том числе и афазии, подробно разработанный А.Р. Лурией и другими авторами;

4) проанализировать основные механизмы определения нарушений речи и их последующей нейропсихологической реабилитации.

Объект исследования – речевые расстройства.

Предмет исследования – анализ патологии речевого мышления.

Речь и ее нарушения затрагивают большой круг различных областей знания, таких как общая и детская психология, лингвистика, неврология, нейропсихология, физиология, дефектология, акустика, логопедия и т. д.

Как известно, общение человека с внешним миром в основном происходит с помощью речи, которая представляет собой сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь помогает человеку выражать переживания и чувства, получать информацию из внешнего мира о чувствах других людей по поводу внутренних и внешних событий их жизни. Она влияет на социальные действия и взаимодействия людей, а также на восприятие физического мира и действий в нем.

Актуальность проблемы в клинико-психологическом аспекте связана с необходимостью разработки эффективных методов помощи больным людям вновь обрести себя, вернуться к семье, к работе, в окружающий социальный мир и поиске средств для обучения больных повторению, воспроизведению и пониманию речи.

Методы исследования – анализ исследований в данной области.

Одной из важных научных основ подхода к проблеме афазии явилась теория о системно-динамической локализации ВПФ. На ее основе А. Р. Лурия и его сотрудники смогли разработать методику определения формы нарушений и план ее реабилитации соответственно. В их работах показано, что виды афазий бывают разные и к каждой форме нарушения нужен свой определенный подход и анализ.

Трудности, возникшие в афазилогии (рассогласование теоретических представлений об афазиях, их классификаций с клиническими фактами и т.д.), потребовали нового подхода к изучению афазии. Концептуальный аппарат нейропсихологии, разработанный А. Р. Лурия и его сотрудниками является научной теоретической основой, которая открывает новое учение о речевых расстройствах и указывает на важность правильного определения формы афазии для реабилитации. Нейропсихологический метод анализа, современные представления о речи дают нам возможность более точно определить форму нарушения.

«Анализ афазии должен проводиться по следующей схеме:

1. Анализ клинической картины и выделение в ней существенных признаков.

2. Выделение основного дефекта.

3. Выделение (прогностически) фактора.

4. Выделение симптомокомплекса.

5. Выделение синдрома на основе симптомокомплекса.

6. Окончательное выделение центрального механизма (фактора).

7. Анализ психологическое картины нарушения речи (памяти, интеллектуальной деятельности и других ВПФ).

Наиболее эффективным является применение систем методов, в основе которых лежит восстановительное обучение. НРП требует работы над всей психической сферой субъекта и имеет ряд разных задач, но основная из них не просто приспособление больного к дефекту, а восстановление его высших психических функций.

Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга можно поделить на вербальные и невербальные. При подборе рабочего материала к обоим видам необходимо учитывать частность, фонетическую и грамматическую сложность вербального материала и частотность и образность картиночного.

Другим важным аспектом нейропсихологической реабилитации являются аудиовизуальные методики и их роль в восстановлении речи при афазии. Специфические дефекты ВПФ, возникающие при локальных поражениях мозга часто сопровождаются рядом неспецифических общемозговых дефектов (общее снижение активности коры мозга, сужение объема и снижение темпа восприятия, увеличение времени, необходимого для переработки поступающей информации), что усложняет клиническую картину проявления основного дефекта психических процессов, хотя они и не затрагивают структуры процессов.

Значение всех выше перечисленных методик заключается в возможности создания наиболее оптимальным условий для активного контроля за больными для восстановления речи и в возможности самостоятельного заочного обучения.

Понимание речи не простой и многоуровневый процесс, который использует различные средства для увеличения точности осознания значения и смысла текста, то есть использованию устной импрессивной речи. Ее главными центральными механизмами являются процессы звукоподрожания, удержания вербальной информации в оперативной памяти и процесс перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения, а также объем воспринимаемого.

Нарушение понимания речи выступает в качестве ведущего симптома трех форм афазии – сенсорной (необходимо преодоление дефекта фонематического слуха и восстановление процесса звукоразличения), акустико-мнестической (необходимо преодоление дефектов слухоречевой памяти и сужения объема слухового восприятия, восстановление предметных образов) и семантической (необходимо обучение ориентировки в пространстве из-за нарушений понимания многих логико-грамматических конструкций).

1. Изучение речевых расстройств ведется уже очень давно, и многие ученые пытались понять основные механизмы нарушений. Исходя из исследований были построены различные теории, помогающие найти способ восстановления утраченных человеком способностей. Проблема афазии актуальна до сих пор и требует дальнейшего изучения, так как люди, страдающие от этого нарушения нуждаются в правильной нейропсихологической реабилитации.

2. Наиболее качественный подход к проблеме речевых нарушений основывается на идеи динамической, системной локализации функций. Если рассматривать проблему с этой позиции, то афазия – это нарушение высших корковых процессов, то есть изменения в функционировании системы, которая страдает из-за органических поражений мозга. А. Р. Лурия и его коллеги сформулировали подход к изучению речевых расстройств, который помогает проводить качественную диагностику локальных поражений мозга и анализировать основные пути восстановления нарушенных функций.

3. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны включать в себя индивидуальный урок и групповые занятия. Однако разработка методов и способов взаимодействия этих двух форм восстановительного обучения – дело будущего и экспериментальные исследования в этом направлении пока еще на стадии развития.

При нарушениях речевых процессов человек переживает огромный стресс, так как не может нормально контактировать с окружающим миром. Подобные нарушения речевых и интеллектуальных умений и навыков возникают часто из-за различных заболеваний головного мозга, таких как, например, инсульт или черепно-мозговая травма. Очень важно помочь людям с такой проблемой, как афазия, вернуться к общественной жизни и труду. В связи с этим перед психологами стоит задача, которая заключается в оказании квалифицированной помощи человеку с таким заболеванием.

Здравствуйте, я Клочко Николай Павлович.
Я кандидат психологических наук, занимаюсь восстановлением пациентов с нарушенными психическими функциями, такими как речь, память, мышление, восприятие.
Показать полностью…
Первые шаги в профессии были сделаны в дипломе, а потом и в кандидатской диссертации и были связаны с ранней нейропсихологической реабилитацией.
Занимаясь уже 20 лет восстановлением речи у пациентов с афазиями, нахожу большой просветительский пробел. Близкие и родственники пациента нередко в информационном вакууме. Непонятно что делать, куда идти, как теперь общаться с тем, у кого теперь проблемы в общении.
Надеюсь, здесь будут некоторые ответ на эти вопросы.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Здравствуйте! Я нейропсихолог-исследователь из Университета Гонконга.
Приглашаю специалистов, работающих с инсультом или деменцией, заполнить короткий опросник. Мы собираем данные по русскоязычным специалистам - смотрим, кто и где какие методы использует.
Буду благодарна за распространение ссылки!

Нейронауки в Science и Nature, выпуск 144. Классика: так ли вегетативно вегетативное состояние?

Обращаются люди из разных городов страны. Причина - отсутствие у нас СИСТЕМЫ реабилитации, информационной поддержки семьи и элементарных рекомендаций.

Сегодня - 60-летняя женщина из Башкирии, после геморрагического инсульта. В течение часа я отвечал на её многочисленные ВОПРОСЫ, а потом выслал список технических средств, которые помогут ей улучшить ходьбу и функцию руки.
Показать полностью…

ДОМАШНЯЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - вот реабилитация будущего!

Остаёмся НА СВЯЗИ.

Объявляю о старте записи на семинар: "Нейропсихологическая реабилитация больных после перенесенных мозговых катастроф (инсульт, травма, опухоли)".
- для начинающих специалистов, занимающихся реабилитацией,
- для логопедов-афазиологов,
- для всех интересующихся темой,
- а также для родственников пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму.
Показать полностью…

Задача курса:
- Сориентировать в ведении процесса нейропсихологической реабилитации.
- Помочь выявить нарушенные и сохранные звенья психических функций.
- Организовать социальную среду, направленную на совместный реабилитационный процесс.
- Определить основания подбора или конструирования процедур, методов и методик.

Тематическое содержание:
- обзор диагностические методик,
- "теория" процесса реабилитации (восстановление, переобучение, коррекция, адаптация),
- стратегии процесса при дисфункции разных долей больших полушарий головного мозга,
- классификация методик восстановления речи, познавательных функций, памяти.

Семинар рассчитан на два воскресных дня 24 февраля и 3 марта с 10:00 до 17:00. Стоимость 7000 руб.

По окончании семинара выдается сертификат (стоимость включена в стоимость семинара).

Запись по телефонам:
+7(905)222-50-62
+7(904)331-27-42

Объявляю о старте записи на семинар: "Нейропсихологическая реабилитация больных после перенесенных мозговых катастроф (инсульт, травма, опухоли)".
- для начинающих специалистов, занимающихся реабилитацией,
- для логопедов-афазиологов,
- для всех интересующихся темой,
- а также для родственников пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму.
Показать полностью…

Задача курса:
- Сориентировать в ведении процесса нейропсихологической реабилитации.
- Помочь выявить нарушенные и сохранные звенья психических функций.
- Организовать социальную среду, направленную на совместный реабилитационный процесс.
- Определить основания подбора или конструирования процедур, методов и методик.

Тематическое содержание:
- обзор диагностические методик,
- "теория" процесса реабилитации (восстановление, переобучение, коррекция, адаптация),
- стратегии процесса при дисфункции разных долей больших полушарий головного мозга,
- классификация методик восстановления речи, познавательных функций, памяти.

Семинар рассчитан на два воскресных дня 24 февраля и 3 марта с 10:00 до 17:00. Стоимость 7000 руб.

По окончании семинара выдается сертификат (стоимость включена в стоимость семинара).

Запись по телефонам:
+7(905)222-50-62
+7(904)331-27-42

Пособий по восстановлению речи при афазии становится всё больше. При том, что по разному их оцениваю, считаю нужным опубликовать все единым списком. Все пособия легко найти в электронном виде или купить в бумажном.

… конечной целью реабилитации этих больных является возвращение их в нормальную, а не в упрощенную социальную среду.

Поскольку нарушения высших психических функций в ряде случаев являются основным дефектом, снижающим качество жизни больных с неврологической и нейрохирургической патологией, реабилитация пациентов с этой формой нарушений представляет важную медико-социальную проблему. В основе реабилитации пациентов лежит комплекс нейропсихологических методов, лекарственная терапия и их сочетание.

Рассмотрим нейропсихологические методы реабилитации больных с нарушением высших психических функций.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Систему научно-обоснованных методов восстановления высших психических функций разработали В.М. Коган, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская.

Особенно успешными следует считать методы, связанные с восстановлением речевой деятельности. нейропсихологические принципы восстановления используются и при работе с невербальными функциями. разработанная Л.С. Цветковой и ее сотрудниками В.М. Шкиловским, Т.Г. Визель система реабилитации речевых нарушений построена на принципах, включающих раннее начало реабилитационной работы, учет личности больного, управление восстановлением функций.

Пути восстановлении высших психических функций определяются также особенностями очагового поражения мозга. Для нейропсихологической реабилитации важно знать имеют ли место инактивация, блокирование, торможение функций в связи с наличием отека, гемо-, ликворологическими сдвигами или имеет место необратимое разрушение нервных элементов. В первом случае используют те средства тренировки, которые могут изменить уровень, на каком функция может быть реализована, во втором – ставится цель восстановления функций путем коренной перестройки функциональной системы.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УСТНОЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

При эфферентной моторной афазии центральная задача обучения состоит в преодолении инертности в речевом процессе. Восстановление устной речи, письма и чтения реализуется в процессе обучения на нескольких стадиях.

На первом этапе обучения производится растормаживание речи, активное выделение отдельных слов из упрочненных прежнем опыте речевых рядов. Используются прямые повторения (ритмико-мелодический), приемы заканчивания фразы, порядкового счета, использование игр. На втором этапе задача обучения состоит в активном произнесении отдельных слов при последовательной активации речевой деятельности и использовании приема семантических связей слова. На третьем этапе восстанавливается предикативная структура фразы, используется прием заканчивания фразы, введения слова в разные семантические связи. На четвертом этапе осуществляют восстановление связной фазовой речи и использование ролевых игр – письма, чтения, диалога, составление рассказов по сюжетным картинкам.

При афферентной моторной афазии основная задача связана с восстановлением нарушенной речевой артикуляцией.

При динамической афазии нарушается активное создание динамических схем предложений. Задачи восстановительного обучения в этом случае сводятся к преодолению дефектов внутренней речи, восстановлению способности к актуализации слов, глаголов, восстановлению способности программирования и структурирования высказывания.

На первом этапе преследуется цель растормаживания способности актуализации глаголов, произнесения автоматизированных и хорошо упроченных в прошлом фраз (используются вербальные и невербальные методы). На втором этапе продолжается работа над актуализацией и употреблением глаголов. Дальнейшей задачей является восстановление самостоятельной речи. Общим во всех методах выступает направление на восстановление нарушенной речи за счет создания новых функциональных систем на основе включения в работу сохраненных анализаторов.

При сенсорной афазии центральной задачей является восстановление процесса звукоразличения, понимания устной речи.

На первом этапе рекомендуется затормаживание обильной и непродуктивной речи. используется невербальная деятельность (классификация предметных картинок, счетных операций, конструктивная деятельность). На втором этапе обучают слушанию речи, затем восстановлению и выделению фраз и текста и, наконец, выделению звуков речи.

При акустико-мнестической афазии отмечается сужение объема восприятия, нарушение оперативной слухоречевой памяти, нарушение гностической основы речи.

На первом этапе в процессе восстановительной работы осуществляется восстановление зрительно-предметных образов и предметной отнесенности слов с помощью методов классификации и рисунка. На втором этапе обучение направлено на постепенный переход больного от зрительного восприятия к зрительным предметным представлениям. В дальнейшем достигается восстановление понимания слов, преодоление отчуждения смысла слов. Учитывая наличие отека в области очага и возможности развития торможения в функциональных системах пораженной области, целесообразно сочетание восстановительной терапии с комплексным медикаментозным лечением.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ СЧЕТА

Счет, как психический процесс состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, образующих иерархическую систему. Нейропсихологическое исследование позволяет найти механизм, природу и структуру дефекта счета. Различают специфические и неспецифические расстройства счета.

Первичная акалькулия. Теменная и теменно-затылочная акалькулия является первичной и специфической, наблюдается, как правило, совместно с пространственными и зрительно-пространственными нарушениями, иногда с алексией, семантической афазией.

При акалькулии внимание реабилитолога направлено на дефекты разрядного строения чисел, нарушения понятия числа, непонимание внутреннего состава чисел, нарушения понимания арифметических знаков и вычислительных операций. Методы восстановления счета по Л.С. Цветковой различаются по стадиям.

На первой стадии используется метод предметности числа и действия. он реализуется с помощью разбивки на части равные и неравные. Предметные действия производятся в пределах десятка, записывают результаты на карточки, используя громкую и шепотную речь. Производится работа с названием цифр, в дальнейшем – с числами второго и третьего десятка. На второй стадии применяется соотношение названия числа с его разрядным строением: написать возможные варианты путем перестановки цифр в числе, написать их наименование, объяснить отличие величины числа. На третьей стадии проводится работа над выполнением счетных операций, решение арифметических примеров с разложением на операции.

Вторичная акалькулия. Вторичные формы акалькулии связаны с проявлениями зрительной агнозии, амнезии на числа, идущие в разряде мнестических, речедвигательных расстройств. При поражении лобной доли нарушения функции счета не затрагивают основного ядра счетных операций.

В восстановлении используются методы предметного счета, порядкового счета с опорой на написание числа, восстановление двигательного образа цифры, конструкции цифры, игры в цифровое лото, с таблицей умножения, соотношение речевых формулировок соответственно изображению числа. При поражении лобной доли используется метод анализа разрядного строения чисел, восстановление понимания состава числа, взаимосвязи числе между собой. Этим методам предшествует восстановление планирования деятельности: пересказ сложных картин или серии сюжетных картинок, составление плана к пересказу.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Аграфия – сложное неоднородное расстройство письменной речи, оно проявляется в разных формах, которые можно условно разделить на две группы: (1) речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи; (2) неречевые (гностические) формы аграфий, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.

Речевые формы протекают в синдроме соответствующих форм афазии. Восстановительное обучение письму разделяется на ряд стадий.

При эфферентной моторной аграфии на первой стадии работа идет от целого слова к буквенному составу. Предлагаются пары или тройки предметных картинок и составленные из букв слова (чтение пар слов, соотнесение с картинкой, списывание, письмо по памяти). На второй стадии – поэлементное проговаривание слов, количественный анализ букв в слове, составление схемы слова. На третьей стадии – обучение составлению слов путем перестановки букв. На четвертой стадии – восстановление письма, фразы.

При афферентной моторной аграфии восстановление письма начинают с работы над устной речью, письмо слов начинается при накоплении необходимого запаса слов. Вначале обучают письму целого слова, отдельных звуко-букв, письму букв с опорой на образ букв, письму слов под диктовку. В последующем развивается письмо фразы.

При сенсорной аграфии методика восстановления письма направлена на преодоление дефектов фонематического слуха при использовании сохранной ориентации с других анализаторов. После длительного восстановительного обучения больных письму слов, букв, переходят к обучению письма фраз и текстов.

При оптической аграфии имеется невосприимчивость к начертаниям разных букв. На первой стадии работают над различением предметов, используют классификацию, срисовывание, дорисовывание изображений. В дальнейшем работают над конструкцией буквы, называнием, написанием ее, используют метод идеограммы, написания группы слов, начинающихся с одной буквы, письмо отдельных букв и слов.

Алексии. К неречевым формам алексии относят оптическую и оптико-пространсвенную алексии. Речевые протекают в синдромах одноименных форм афазии.

При оптических формах алексии на первой стадии восстановительного обучения ведется работа над восстановлением восприятия отдельной буквы (от анализа букв, далеких по своей конструкции, к близким по своей структуре). На второй стадии обучения занимаются восстановлением чтения слогов и слов. На третьей стадии занимаются восстановлением точности и скорости чтения.

При сенсорной алексии начинают с чтения знакомых слов с опорой на картинку, затем идет угадывание отдельных букв.

При эфферентной моторной алексии внимание больного переводится на произношение отдельных букв, затем послоговое чтение, чтение целых слов внутри фразы.

При афферентной моторной алексии на первой стадии предлагают найти из ряда напечатанных слов то, что соответствует картинке, затем переходят на громкое чтение слов и последующем текста.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ

Целью терапии является выработка способности к восприятию пораженной стороны. Это достигается при стимуляции пораженной стороны тела (касание, движение, причесывание). Больной должен сам здоровой рукой поднимать больную руку. Необходимо по возможности обращаться к пациенту, находясь с его пораженной стороны. Наибольшее число раздражений больной должен получать с больной стороны.

Для преодоления игнорирования левой стороны зрительной сферы (Шкловский В.М., Визель Т.Г.) предлагается работа на листах, разделенных пополам, рисование или письмо с предварительной установкой на работу с левой стороны листа, анализ изображений предметов, имеющих симметричные правую и левую стороны (человека, циферблата часов, дорисовывание недостающих деталей изображений слева).

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

Систематические упражнения по тренировки памяти и внимания при некоторых состояниях могут улучшить когнитивные способности. Пациент может проводить упражнения по тренировке памяти самостоятельно после специального обучения. Для тренировки памяти используют упражнения на заучивание, воспроизведение слов, рисунков. Предложены программы тренировки когнитивных функций для больных пожилого возраста с дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ).

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ У БОЛЬНЫХ С ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ (Шаповалова С.А., Григорьева В.Н.):

( 1 ) цель реабилитационной программы: ДЭ I стадии: профилактика нарастания когнитивного дефекта; ДЭ II стадии: коррекция когнитивного дефекта; ДЭ III стадии: адаптация к существующему когнитивному дефекту и предупреждение нарушения бытовых навыков;

( 2 ) количество занятий в цикле: ДЭ I стадии: 7-8; ДЭ II стадии: 10-12; ДЭ III стадии: 15-20;

( 3 ) длительность занятия: ДЭ I стадии: 15-20 минут; ДЭ II стадии: 20-30 минут; ДЭ III стадии: 10-15 минут;

( 4) кратность проведения занятий: ДЭ I стадии: 2-3 раза в неделю; ДЭ II стадии: 3-4 раза в неделю; ДЭ III стадии: ежедневно;

( 5 ) форма проведения занятий: ДЭ I стадии: индивидуальные и групповые; ДЭ II стадии: индивидуальные и групповые; ДЭ III стадии: индивидуальные;

( 6 ) темы занятий и домашних заданий:

ДЭ III стадии : (1) создание зрительных образов к конкретным существительным; 2) взаимодействие двух зрительных образов, запоминание местонахождения вещей, длинного списка поручений, имен и лиц, длинных текстов при помощи этого приема; (3) тренировка наблюдательности и сосредоточения внимания, запоминание имен и лиц, поручений намерений, местонахождения вещи;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗАПОМИНАНИЯ ПУТЕМ ВЫЗЫВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ

( 1 ) Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с абстрактными словами (зима, бедность, время, свобода, виновность, скука, нежность).

( 2 ) Составьте список из 5-6 слов, выбирая слова случайным образом, например, из журнала. Придумайте небольшую историю и представьте ее в своем воображении.

( 3 ) Составьте список покупок. Сформулируйте мысленные ассоциации. через час попытайтесь воспроизвести список.

( 4 ) Подумайте о том, что Вам необходимо сделать завтра. Попытайтесь найти подходящие ассоциации и представьте их в идее зрительных образов, которые напомнят Вам о том, что и в какой последовательности Вы должны сделать.

Т.Г. ВИЗЕЛЬ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ РЕКОМЕНДУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

( 1 ) Рисование фигур, требующих двигательных переключений.

( 3 ) Отсчитывание от 100 по 3, 7, 9. Аналогично – от 300, 500 и т.д.

( 4 ) Устное решение арифметических примеров и задач.

( 5 ) Подчеркивание заданной буквы в тексте объемом в одну, две, три страницы.

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТЫ :

( 1 ) Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур и цифр в прямом и обратном порядке (число элементов ряда постепенно увеличивать), номеров телефонов. Качество запоминания проверяется по тому, как больной воспроизводит запоминание на бумаге.

( 2 ) Заучивание наизусть стихотворений.

( 3 ) Восприятие и запоминание со слуха и с последующим повторением услышанного по памяти: тех же рядов звуков, слов, фраз и текстов, что и для восприятия со зрительной опорой.

О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ

Токарева Наталья Геннадьевна 1 , Железнова Елена Валерьевна 2

Канд. мед. наук, доцент кафедры нервных болезней и психиатрии, г.Саранск

Д-р мед.наук, ведущий научный сотрудник клиники экзогенно-органических расстройств и эпилепсии, г.Москва

Проведен анализ реабилитационных мероприятий при эпилепсии. Изучены факторы, участвующие в формировании нейропсихологической реабилитации. Рассмотрены взаимодействие и взаимовлияние нейропсихологической реабилитации и восстановление высших психических функций. Данные характеристики представляют интерес для врачей, клинических психологов и других специалистов, участвующих в проведении лечебно-реабилитационных мероприятий больным эпилепсией.

The analysis of rehabilitation measures for epilepsy was carried out. The factors involved in the formation of neuropsychological rehabilitation were studied. The interaction and interaction of neuropsychological rehabilitation and restoration of higher mental functions are considered. These characteristics are of interest to physicians, clinical psychologists and other specialists involved in conducting therapeutic and rehabilitation measures for patients with epilepsy.

Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация, личность, эпилепсия.

Keywords: neuropsychological rehabilitation, personality, epilepsy.

Реабилитация — это особая технология, состоящая из техник и форм организации воздействия, направленных на восстановление личного и социального статуса пациента. Методы реабилитации подбираются строго индивидуально и зависят от ряда факторов: болезни человека, тяжести этой болезни, c одной стороны, и характера больного, его окружения, его мотивы, цели — с другой. Необходимо использовать такие технологии и техники, содержание которых опосредовано личностью пациента. Реабилитация может дать результат только при комплексном интегративном воздействии, в первую очередь, на человека с тем или иным дефектом в целом, а затем только на сам дефект. Комплексное взаимодействие включает медицинские, психологические и социальные аспекты реабилитации, целью которой является преодоление заболевания и восстановление личностного и социального статуса пациента, а также возвращение пациента в нормальную социальную среду [1,3,4].

Эпилепсия – распространенное нервно-психическое заболевание, которое сопровождается наличием психологических и социальных проблем [2,5,6]. Больные эпилепсией страдают неврологическими и психическими признаками заболевания [7,8,9]. Нейропсихологическая реабилитация играет важную роль при этом заболевании. Рассмотрим основные составляющие и характеристики нейропсихологической реабилитации.

Нейропсихологическая реабилитация является одним из видов реабилитации пациентов и связана с неврологическими и нейрохирургическими больными, имеющими специфическое заболевание, связанное с локальным повреждением головного мозга, следствием которого является нарушение высших психических функций.

Нейропсихологическая реабилитация — это комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию определенной группы пациентов (с локальными поражениями мозга различной этиологии: инсульт, черепно-мозговая травма, опухоли головного мозга и др.). Нейропсихологическая реабилитация имеет свои задачи — реабилитация поврежденных психических функций.

Нейропсихологическая реабилитация имеет свои собственные методы реабилитации, которые состоят из ряда групп. Группа методов направлена на реабилитацию поврежденных высших психических функций, вторые включают в себя методы и мероприятия, реабилитирующие личный и социальный статус пациента путем обращения к его личности, окружающей среде, общения с окружающими и различных видов деятельности. При восстановлении высших психических функций специалист полагается на личность пациента, вовлекая его в процесс обучения.

Методы реабилитации взаимосвязаны, но на каждом этапе реабилитации та или иная группа методов становится доминантной, а не изолированной. То же самое относится и к целям и задачам нейропсихологической реабилитации. Основным и наиболее эффективным методом выздоровления является восстановление нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и т. д. Мы не достигнем большого прогресса, пока не поставим конкретный вопрос о путях восстановления пострадавшего.

Естественно, что задачи восстановления этого контингента больных могут быть полностью решены только через восстановление нарушенных психических функций и вследствие этого. Независимо от того, насколько сильно мы влияем на личность пациента или помещаем его в правильную социальную среду, мы не можем научить его говорить, писать, считать, читать. И пока пациент не может освоить навыки речевых функций, памяти, внимания, интеллектуальной активности и т. д., реабилитационный процесс не сможет нормально протекать и решать свои проблемы.

С другой стороны, восстановительное образование, как и весь реабилитационный процесс, должно апеллировать к личности пациента, но с помощью определенных методов, которые должны влиять на сам дефект и личность пациента, его эмоциональную и волевую сферы. В этом и заключаются особенности взаимодействия системы нейропсихологической реабилитации и одного из ее методов реабилитационной подготовки неврологических и нейрохирургических больных.

Конечная цель реабилитации этих пациентов — вернуть их в нормальное состояние, но не в упрощенную социальную среду. Эта цель может быть достигнута только путем решения основных недостатков. Реабилитация пациентов — понятие более широкое, чем нейропсихологическая реабилитация, но оба они направлены на достижение одной и той же цели. Нейропсихологическая реабилитация, в свою очередь, является более широкой концепцией, чем восстановление высших психических функций. Оба они направлены на одну цель, но при взаимодействии решают разные задачи. Задачами восстановления высших психических функций и восстановительной подготовки являются восстановление нарушенных функций, восстановление деятельности человека. Эффективное решение этих задач будет зависеть от эффективности нейропсихологической реабилитации, в задачи которой входит восстановление личного и социального статуса пациента, его положения в социальном обществе, в его различных малых социальных группах (семья, профессия и др.), восстановление всей системы отношений пациента.

Нейропсихологическая реабилитация и восстановление высших психических функций не взаимоисключают, а наоборот дополняют друг друга и взаимодействуют. Они связаны как структурно, так и функционально – ставя перед собой задачи и решая их, они стремятся к общей цели — возвращению больных к обществу и социальной жизни. Таким образом, мы будем понимать нейропсихологическую реабилитацию пациентов как системное воздействие на дефект с помощью специальных техник, в которых предусматривается также апелляция к личности и малой социальной терапевтической группе пациентов, направленное прежде всего на реабилитацию высших психических функций (а не приспособление к дефекту), как основная задача, решение которой приведет к достижению конечной цели — реабилитации больного, т. е. восстановление его личного и социального статуса, возвращение к обычной (не упрощенной) социальной среде, к общественной и трудовой деятельности. В проблеме реабилитации больных, в том числе и в нейропсихологической реабилитации проблема биологическая и социальная наиболее выделяется. Психологические принципы реабилитации пациента:

2. Принцип опоры на сохраненные формы вербальной и невербальной деятельности больного. У больного в прошлом был большой социальный опыт, в частности, опыт интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой деятельности. Этот опыт не исчезает, многие формы человеческой деятельности остаются неизменными. Чаще всего действия, подкрепленные в прошлом, которые происходят на менее произвольном уровне, сохраняются. Поэтому использование остаточных способностей наиболее продвинутых форм деятельности должно быть одним из важных принципов обучения. Опора на сохраненные формы деятельности (игровая деятельность, пение, чтение стихов, счет и т. д.) В процессе обучения позволяет временно передать затронутую функцию другому, более низкому и более доступному пациенту, уровню ее реализации.

3. Принцип опоры на предметную деятельность. Известно, что в деятельности субъекта формируются психические процессы. Вербальное общение — это тоже форма действия. В реабилитационной подготовке необходимо создавать методы восстановления речи через деятельность пациента, как вербальную, так и невербальную. Ассимиляция происходит через собственную деятельность субъекта, но эта деятельность должна быть организована.

4. Принцип организации деятельности больного. В современной психологии уже давно показано, что в преподавании важно не только содержание обучения и собственной учебной деятельности, но прежде всего организация и управление этой деятельностью.

5. Принцип программированного обучения. Принцип программирования (или систематического мониторинга извне) восстановления нарушенной функции является одним из способов реализации четвертого принципа. Пациент с афазией нуждается в такой организации своей деятельности и таких методах, которые позволили бы ему самостоятельно выполнять первые операции, а затем действия для выполнения задач (говорение, понимание, письмо и т. д.). Этот принцип предусматривает разработку программ, состоящих из серии последовательных операций, выполнение которых пациентом (сначала с помощью учителя, а затем независимо) приводит к реализации нарушенной способности говорить, понимать, писать и т. д. Расчленение действия, которое выполнялось автоматически и сокращенным способом до болезни (например, оптическое восприятие буквы, распознавание речевых звуков из уха, активная речь), на ряд последовательных операций, доступных пациенту, делая их внешними, сначала контроль, а затем самоконтроль за их выполнением — все это создает возможность для пациента выполнить нарушенное действие в самом начале тренировки.

К программам, созданным в рамках реабилитационного обучения, необходимо выдвигать ряд требований: избирательность в содержании программы, последовательность в выполнении операций, многократное повторение ( выполнение ) программы пациентами в процессе обучения, опора на внешние вспомогательные средства. Все это создает условия для высокой степени активности и самостоятельности пациента в преодолении дефектов.

Поначалу хорошо продуманная программа будет средством управления восстановлением функции, а после овладения ею, она будет действовать для пациента как средство самоуправления, как способ выполнения тех или иных действий.

Таким образом, можно сделать вывод: нейропсихологическая реабилитация больных эпилепсией, являясь самостоятельной частью общей реабилитации больных, страдающих различными заболеваниями, реализует общие цели — восстановление личного и социального статуса пациента, возвращение его в нормальную социальную среду, а не в упрощенную. Нейропсихологическая реабилитация имеет свои задачи, и прежде всего восстановление высших психических функций, а не адаптация пациента к дефекту. Только решение задачи по восстановлению речи и письма, чтения и счета, и т. д., может составлять основу нейропсихологической реабилитации пациентов. Восстановление высших психических функций является основной составляющей и задачей нейропсихологической реабилитации. Основной метод – это восстановительное обучение.

В качестве научной основы нейропсихологической реабилитации больных и восстановления высших психических функций представлены современные представления: а) о социально-историческом происхождении высших психических функций; б) об их прижизненном формировании; в) о комплексном взаимодействии биологического и социального, в результате которого в течение жизни человека формируются новые функциональные системы.

Концептуальный аппарат нейропсихологии также является научно-теоретической основой для восстановления высших психических функций: a) новые идеи о генезисе, образовании и распаде высших психических функций;

1.Максутова Э.Л., Железнова Е.В., Рогачева Т.А., Соколова Л.В., Токарева Н.Г. Принципы и формы реабилитации больных эпилепсией с психическими нарушениями: Пособие для врачей. М., 1997. — с.

2.Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Клиническая оценка спеллинга у больных эпилепсией // Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18, №1. — С. 31-33.

3.Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Особенности медико-социальной реабилитации больных эпилепсией // Эл. научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. — 2015. — Т.17, №5. — С. 27-29.

4. Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Клинико-психологическая оценка внимания больных эпилепсией // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18, №1. — С. 28-30.

5.Токарева Н.Г. Личность и болезнь: Я и виртуалистика: от инакомыслия до парадигматических революций. Материалы круглого стола. Саранск, 2009. – С. 133-134.

6.Aydemir N, Еzkara C, Жnsal P, Canbeyli R. A comparative study of health related quality of life, psychological well-being, impact of illness and stigma in epilepsy and migraine. Seizure. 2011, vol.20, pp. 679-85.

7.Chung YT, Hsieh IC, Lai MC, Huang CW The Potential Role of Neurocognitive Rehabilitation in Epilepsy. Int J Neurorehabilitation 2014, vol.1, рр.125-31.

8.Elafros MA, Sakubita-Simasiku C, Atadzhanov M, et al. Stigma and psychiatric morbidity among mothers of children with epilepsy in Zambia. Int Health. 2013, vol. 5, рр.288-94.

9.Friedrich L, Taslak M, Tomasovic S, Bielen I. How does the label ≪epileptic≫ influence attitudes toward epilepsy? Seizure. 2015, vol.33, рр.54-9.

10.Leaffer EB, Hesdorffer DC, Begley C. Psychosocial sociodemographic associates of felt stigma in epilepsy. Epilepsy Behav. 2014, vol.37, pp. 104-9.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.