Особенности цнс с умственной отсталостью

Отклонения в психическом развитии у умственно отсталых вызваны нарушениями их высшей нервной деятельности, которые в свою очередь обусловлены органическим поражением головного мозга. Исследователи (Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия) отмечают два рода таких поражений: 1) недоразвитие головного мозга; 2) анатомические изменения головного мозга.

В первом случае наблюдается недостаточное развитие извилин, уменьшение корковых слоев головного мозга, неправильное расположение клеток по слоям, малое количество клеток и т. д. Недоразвитие головного мозга наблюдается в тех случаях, когда органическое поражение центральной нервной системы произошло на ранних этапах внутриутробного развития плода.

Отмечаемые во втором случае анатомические изменения головного мозга обусловлены органическим поражением центральной нервной системы на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.

Анатомические изменения коры головного мозга выражаются в следующем: утолщение оболочек мозга, сращение мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью, образование склеротических очагов, атрофии нервных клеток (гнездные или разлитые) и др. У детей с легкой степенью умственной отсталости не наблюдается отчетливых органических поражений. Клиницисты предполагают, что в данном случае наблюдается лишь нарушение обмена в клетках коры головного мозга.

У умственнно отсталых детей в силу органического поражения центральной нервной системы наблюдаются своеобразные особенности электрической активности головного мозга. Альфа-ритм (от 8 до 13 колебаний в секунду) отсутствует (при тяжелой умственной отсталости) или слабо выражен (при имбецильности). При легкой умственной отсталости (дебильности) он отличается неравномерностью. Кроме того, у умственно отсталых детей отмечается наличие длинных патологических биотоков дельта-ритм (3—4 колебания в секунду).

Характер изменения электрической активности мозга отражает глубину дефекта и его своеобразие. Запись биотоков коры больших полушарий используется при уточнении диагноза эпилептического слабоумия. У детей с эпилептическим слабоумием регистрируются эпилептические разряды, т. е. медленные волны с большой амплитудой (дельта-ритм — 3—4 колебания в секунду).

У умственно отсталых детей прослеживается нару­шение нейродинамики протекания нервных процес­сов возбуждения и торможения. Нарушение нейродинамики обусловлено изменением основных свойств цен­тральной нервной системы — силы, подвижности, уравновешенности. У умственно отсталых детей снижена сила нервных процессов, нарушена их подвижность; отмечается инертность, тугоподвижность нервных про­цессов. Может наблюдаться нарушение соотношения равновесия процессов возбуждения и торможения. В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения А. Р. Лурия выделяет: уравновешенный, возбудимый (возбуждение преобладает над торможением) и заторможенный (торможение преобладает над возбуждением) типы нервной системы. Отмечается также наличие слабого, истощаемого типа нервной системы. При этом типе нервной системы нервные клетки склонны впадать в сравнительно бытрое охранительное, запредельное торможение.

У умственно отсталых детей наблюдаются фазовые состояния коры больших полушарий, в результате чего происходит нарушение закона силовых отношений между раздражением и ответной реакцией. При уравнительной фазе сильный и слабый раздражители вызывают одну и ту же ответную реакцию. При парадоксальной фазе сильный раздражитель вызывает слабую ответную реакцию, а слабый — сильную.

У умственно отсталых детей выявляются некоторые особенности рефлекторной деятельности.

Во-первых, с опозданием тормозится ряд безусловных рефлексов. Так, например, сосательный и примитивный хватательный рефлексы затормаживаются только к двум-трем годам. У некоторых идиотов безусловные сосательные рефлексы сохраняются на протяжении всей жизни. Отметим, что у нормально развивающегося ребенка примитивный хватательный рефлекс исчезает на втором месяце жизни; к концу первого года жизни перестает проявляться и сосательный рефлекс.

Во-вторых, условные рефлексы вырабатываются с опозданием. Так, например, 50% умственно отсталых начинают ходить с опозданием. У 70% с опозданием появляется речь.

В-третьих, условные связи формируются с трудом. Сформировавшиеся связи оказываются непрочными, быстро растормаживаются, угасают. Трудно поддаются дифференцировке условные (особенно словесные) связи.

Наблюдается также нарушение деятельности первой и второй сигнальной систем. Первая сигнальная система представляет дефектный материал для деятельности второй. Дефектность ощущений, восприятий, представлений отражается в дефектности понятий, речи, мышления. Недоразвитие речи и мышления проявляется в трудностях дифференцировки и обобщении данных ощущений, восприятий, представлений. Кроме того, наблюдается недоразвитие регулирующей функции речи. Важным свойством нервной системы является ее пла­стичность. Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта у умственно отсталых детей. Это свойство нервной системы выражено у умственно отсталых в сравнительно меньшей степени (или менее развито), так как диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга приводит к нарушению нейродинамики.

Следует подчеркнуть, что при своевременном коррекционном обучении и воспитании происходит положительное развитие личности умственно отсталого ребенка.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

В качестве причинных факторов интеллектуальных нарушений могут выступать физические (например, травма), химические (кислоты, лекарственные препараты), биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества, дисгормональные нарушения), психологические и социальные. Интеллектуальные нарушения могут быть обусловлены также дефицитом в окружающей среде или организме веществ, необходимых для жизнедеятельности (авитаминозы, иммунодефицитные состояния и др.). При наследственных болезнях в качестве главного этиологического фактора выступает непрерывно функционирующий мутантный ген.

Олигофрения - группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

В неврологической картине олигофрении трудно выделить типичные для всех форм умственной отсталости признаки. Е.Н. Правдина-Винарская указывает, что при олигофрении в степени дебильности имеется остаточная неврологическая симптоматика, которая проявляется в нарушении произвольных движений, восприятия и анализа различных афферентных раздражений. В ряде случаев неврологическое исследование обнаруживает более грубую, очаговую симптоматику а также наличие неврологических симптомов, указывающих на поражение подкорковых образований.

При органических поражениях, возникших на более поздних этапах, анатомические изменения носят несколько иной характер. В этих случаях часто отмечается утолщение оболочек и сращение их с мозговой тканью, иногда наблюдаются склеротические очаги запустения, кисты, гнездные и разливные атрофии. В большинстве анатомических исследованиях выделяются наличие остаточной гидроцефалии в виде скопления ликвора в субарахноидальных пространствах, расширение желудочков мозга, изменение эпиндимы.

Исследования В.И. Лубовского, Е.Н. Марциновской, А.И. Мещерякова показывают, что олигофренам свойственны значительные нарушения в протекании нервных процессов, характеризующих работу коры полушарий головного мозга. На фоне недоразвития всей высшей нервной деятельности наибольшую роль играет нарушение подвижности нервных процессов. Именно их интернальность, отмечаемая на уровне словесной системы, выступает при всех формах олигофрении вне зависимости от варианта дефекта (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, 1963).

Исследование электрической активности мозга детей-олигофренов, проведенное Л.А. Новиковой, показало, что в подавляющем большинстве случаев электрическая активность мозга детей-олигофренов отличается от электрической активности мозга нормальных детей того же возраста.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) олигофренов характеризуется худшей выраженностью альфа-ритма. Альфа-ритм в затылочной области коры регистрируется у 75% исследованных нормальных детей 13-16 лет и только у 19% детей-олигофренов того же возраста. При исследовании детей-олигофренов резко возрастает по сравнению с нормой число случаев, в которых регистрируются патологические медленные волны. Особенно большое значение имеет тот факт, что у многих олигофренов на ЭЭГ среди медленных волн встречаются типичные дельта-волны, отличающиеся большой амплитудой и своеобразной конфигурацией. Это свидетельствует о глубоком нарушении функционального состояния корковых нейронов и обычно встречается при органических поражениях мозга. Характерным для ЭЭГ детей-олигофренов является изменение электрической активности мозга во всех областях коры.

Этиология пограничных форм интеллектуальной недостаточности может быть связана как с биологическими, так и с социальными факторами. К биологическим факторам следует отнести поражение генетического материала, внутриутробные нарушения, патологию родов, инфекции, интоксикации, травмы раннего постнатального периода, которые ведут к негрубым искажениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения.

Анализируя клиническую картину нарушения психического развития, необходимо учитывать также тяжесть и распространенность поражения, функциональную его локализацию. В зависимости от функциональной локализации различают частный и общий дефект. Частный дефект обусловлен дефецитарностью отдельных функций (праксис, гнозис), общий - связан с нарушением регуляторных систем (как подкорковых, так и корковых). При локальном поражении мозга возможности компенсации, как правило, значительно выше, чем при дефецитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В детском возрасте следует учитывать большую, чем у взрослых, способность к компенсации дефекта, в связи с чем у ребенка длительное время может не наблюдаться выпадение определенных функций.

Анна Дорошенко
Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания

Влияние индивидуальных особенностей Высшей Нервной Деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

ВНД – деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Выделяют ДВА ВИДА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, обуславливающих особенности ВНД умственно отсталых детей (Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. Р. Лурия):

1. НЕДОРАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах внутриутробного развития плода.

Выражается в недостаточном развитии извилин, уменьшении корковых слоев головного мозга, в неправильном расположении клеток по слоям, в малом количестве нервных клеток и др.).

2. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.

Выражаются в утолщении оболочек мозга, в сращении мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью, в образовании склеротических очагов, атрофии нервных клеток и др.

Органическое поражение коры головного мозга умственно отсталых детей имеет две особенности: тотальность и иерархичность.

Тотальность проявляется в диффузности мозгового нарушения. Морфологические изменения с разной интенсивностью захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Диффузное поражение коры может сочетаться с отдельными, более выраженными локальными нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы.

Иерархичность проявляется в том, что раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций, имеющих наиболее длительный временной период созревания. Особая тяжесть недоразвития падает на регуляторные системы и на высший уровень организации любой психической функции.

Патофизиологические особенности ВНД умственно отсталых детей.

Специфические особенности рефлекторной деятельности:

Слабость замыкательной функции коры головного мозга.

Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, особенно сложные, которые лежат в основе обучения и воспитания. Сформировавшись, они оказываются непрочными, быстро растормаживаются, угасают.

Затрудненность дифференцировок условных связей.

Затруднено отграничение тех условий, при которых осуществление данного привычного действия уместно и целесообразно, от других условий, при которых привычные действия должны быть заторможены. Дифференцировки вырабатываются с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, легко угасают.

Нейродинамические особенности протекания нервных процессоввозбуждения и торможения:

Инертность нервных процессов - слабость процессов возбуждения и активного внутреннего торможения (слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок).

Инертность, возникающая с самых ранних этапов развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой деятельности больших полушарий головного мозга человека. Это и приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.

Нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения.

Связано чрезмерно широкой генерализацией возбуждения коры мозга. Процесс возбуждения, вызываемый условным раздражителем, не концентрируется в пункте, где он первоначально возникает, широко распространяется по коре больших полушарий, захватывая участки, удалённые от того, куда впервые пришло возбуждение, вызванное условным сигналом.

Склонность нервных клеток даже после небольшой нагрузки к состоянию охранительного торможения.

Нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие первой и особенно второй сигнальных систем, а так же нарушение их взаимодействия. Данные особенности обусловлены спецификой процессов нейродинамики ЦНС, функциональной слабостью корковых отделов правого и левого полушарий, нарушением межполушарных взаимодействий.

Сенсорное восприятие олигофренов характеризуется слабой дифференцированностью, глобальностью, нарушением отбора значимой информации.

Левое полушарие занято правополушарной невербальной деятельностью, а не присущей ему абстрактно-логической (данные электрофизиологических исследований). Речь не становится регулирующей функцией.

Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое, что искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности.

Снижение пластичности ЦНС

Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта. У умственно отсталых это свойство нервной системы выражено в сравнительно меньшей степени, т. к. кора больших полушарий головного мозга поражена диффузно.

Как известно, умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Ребенок с умственной отсталостью обучается и развивается в пределах своих возможностей.

В связи с особенностями ВНД детей с умственной отсталостью можно выделить особенности индивидуальных психических процессов - внимания, памяти, ощущения и восприятия.

У умственно отсталых детей наблюдаются недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств.

По данным Т. Н. Головиной, у детей с умственной отсталостью часто встречается снижение цветовой чувствительности. При этом ее развитие на протяжении пяти-шести лет обучения протекает крайне медленно.

Физиологическая основа восприятия — сложные условнорефлекторные связи. Различные нарушения условнорефлекторной деятельности у умственно отсталых детей обусловливают дефектность восприятия. Процесс восприятия протекает в единстве с другими психическими процессами: ощущениями, представлениями, мышлением и речью. На него оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности. Недоразвитие различных сторон психики неблагоприятно влияет на процесс восприятия.

В силу указанных причин у умственно отсталых детей отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия.

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным. У нормальных школьников эффективность преднамеренного запоминания значительно выше непреднамеренного. У умственно отсталых младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Однако у учащихся старших классов под воздействием коррекционных мероприятий преднамеренное запоминание существенно улучшается. Возрастает произвольность деятельности, ее планомерность. Вследствие этого сама организация процесса запоминания поднимается на более высокий уровень.

Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои особенности. Нарушение процесса сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Причины этого кроются в функциональных нарушениях процессов высшей нервной деятельности (слабость замыкательной функции, патологическая инертность нервных процессов возбуждения и торможения и т. д.).

Функциональные нарушения, как известно, тесно связаны с первичным дефектом — органическим поражением головного мозга. Но на особенности процесса сохранения большой отпечаток накладывают вторичные нарушения — личностное недоразвитие умственно отсталых. По этой причине зачастую сохраняется не смысловое целостное содержание запоминаемого материала, а отдельные фрагменты, броские по цвету, форме, звучанию и т. д. Практика обучения умственно отсталых детей показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т. д.

Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.

Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания, нарушению его концентрации и т. п.

Обучение, воспитание, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми будут более эффективны,если при их планировании и реализации опираться на:

особенности ВНД

особенности индивидуальных психических процессов (внимания, памяти, ощущения и восприятия)

ресурсные возможности ребёнка

используя специальные педагогические методы обучения и воспитания.

Индикаторы результативности (портфолио) педагогической деятельности воспитателя высшей категории ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВладение современными образовательными.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.

Особенности обучения и воспитания детей второй группы раннего возраста Ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок.

Развитие индивидуальных возможностей детей посредством интегрированных форм воспитания и обучения (от 4 до 5) РМО воспитателей разновозрастных групп с приглашением молодых специалистов. Круглый стол. Тема: Развитие интеллектуальных, коммуникативных,.


Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Учет индивидуальных особенностей детей раннего возраста как фактор профилактики отклоняющегося поведения В силу особенностей детей раннего возраста, прежде всего их непосредственности, выявить индивидуальные особенности личности ребенка не представляет.

Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта

Характеристика нарушений при умственной отсталости

Умственно отсталые – это дети, у которых в результате грубого органического поражения головного мозга наблюдается стойкое недоразвитие высших психических функций . Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. В зависимости от времени возникновения интеллектуального дефекта выделяются две формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Понятие умственная отсталость психолого‑педагогическое, включает в себя такие клинические формы нарушений, как олигофрения и деменция.

Олигофрения – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций, при родовой патологии, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития (до 2–2,5 лет).

При олигофрении имеет место раннее (до трёх лет) недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или неблагоприятными факторами социальной среды, воздействующими в пренатальный период развития, во время родов или в течение первых трёх лет жизни. Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в невозможности перехода к абстрактно-логическим формам мышления.

Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции произвольности и логичности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Деменция – стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция представляет собой распад ранее сформированных психических функций и невозможность приобретения новых. Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения интеллектуального и эмоционального развития. Кроме того, характерны личностные нарушения.

Деменция может иметь резидуально‑органический (остаточные явления после перенесенных травм, нейроинфекций) или прогредиентный характер, т. е. наблюдается снижение интеллектуальной деятельности на фоне текущих заболеваний (гидроцефалия, ревматическое заболевание ЦНС, шизофрения, эпилепсия, сифилитическое поражение ЦНС).

В соответствии с МКБ‑9 выделяют 3 степени умственной отсталости: дебилъностъ – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; имбецилъностъ – глубокая умственная отсталость; идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Эти дети не овладевают речью, не понимают речь других. Они не могут овладеть навыками самообслуживания, имеют тяжелые нарушения моторики, часто не способны самостоятельно передвигаться. В практике работы с такими детьми были достигнуты некоторые успехи в воспитании у них ориентировочных реакций на звук, на яркий свет и цвет, на движущиеся объекты и другие раздражители. Они нуждаются в постоянном надзоре, поэтому направляются в детские учреждения – дома-интернаты Министерства социальной защиты.

Имбецильность – глубокая умственная отсталость. Дети, страдающие имбецильностью, малоспособны к самостоятельной целенаправленной деятельности в силу имеющихся нарушений в познавательных процессах и в эмоционально-волевой сфере. При длительном обучении эти дети могут получить навыки письма и чтения, но это не становится источником развития их личности. При специальном обучении они овладевают несложными умениями самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда и при постоянной помощи и организации их деятельности могут работать в учебно-трудовых мастерских для инвалидов.

Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости, которая может быть в значительной мере корригирована в системе учебно-воспитательной работы в специальной школе. Дети, страдающие дебильностью, имеют недоразвитие всех высших психических функций, могут иметь дефекты в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность этих детей – недоразвитие мышления, тем не менее они способны овладеть навыками письма, чтения и счета в объеме программы специальной школы.

В настоящее время специалисты пользуются МКБ‑10, в соответствии с которой выделяют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.

В отечественной психиатрии выделяют три группы этиологических факторов умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой, 1956).

Первая группа – неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.

Вторая группа – патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа – родовая травма и постнатальные поражения ЦНС.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический(наличие органического поражения головного мозга); психологический(стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический(низкая обучаемость).

Психологические особенности умственно отсталых детей рассматриваются в работах И.Л. Баскаковой, И.М. Бгажноковой, И.В. Беляковой, Т.Н. Головиной, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьева, В.А. Сумароковой, Ж.И. Шиф и др.

Во всех формах психического недоразвития Д.Н. Исаев выделяет варианты в зависимости от типа высшей нервной деятельности.

При стенической форме выделяют уравновешенный и неуравновешенный варианты поведения детей. Преобладание возбудимости у ребенка не всегда является результатом повреждения мозга, а чаще всего это проявление темперамента. Такой ребенок нуждается не в лечении, а в обучении умению регулировать свое поведение. Дети со стенической формой имеют основной (неосложненный) дефект в недоразвитии высших психических функций. Они, как правило, эмоционально адекватны, работоспособны и во вне ситуации обучения могут производить впечатление нормально развивающегося ребенка.

При астенической форме существенно не только преобладание процессов возбуждения или торможения, но и прижизненные заболевания ребенка, иммунодефицитные состояния, которые дающих суммирующий эффект негативного воздействия на ослабленную нервную систему. Если вредные факторы действуют в период сензитивного развития отдельных функций, это приводит к вариантам нарушений:

– диспраксический (расстройство координации тонких движений, мелкой моторики);

– дисмнестический (нарушение процессов памяти);

– дислалический (нарушение речи).

Дети с этой формой имеют относительно легкий интеллектуальный дефект и вполне благополучный прогноз, так как имеющиеся у них недостатки удается корригировать.

При атонической форме у детей нарушается способность к целесообразному, плановому поведению, серьезно страдает мотивация, поэтому даже при небольшом интеллектуальном снижении дети слабо усваивают программу специальной школы по математике, русскому языку.

При дисфорической форме повреждается инстинктивное поведение, дети плохо подчиняются требованиям дисциплины. У мальчиков чаще наблюдается аффективный вариант, у девочек – истероидный.

Данная классификация служит целям дифференциальной диагностики, так как при отграничении умственной отсталости от сходных состояний и в первую очередь от задержки психического развития сопоставлять следует именно формы проявления интеллектуального недоразвития.

Нередко, особенно при педагогической диагностике, за умственно отсталых ошибочно принимают детей, имеющих состояние по ряду признаков сходных с интеллектуальным недоразвитием. К таким состояниям относят педагогическую запущенность, замедленный темп психической деятельности, различные нарушения работы анализаторов, церебростенические состояния и задержку психического развития (ЗПР).

Педагогическая запущенность проявляется в трудностях в обучении и воспитании, отклонениях в поведении (вплоть до склонности к совершению правонарушений), несформированности учебных интересов. Однако снижение познавательной деятельности в данном случае не имеет органической основы. Такие дети нуждаются в психолого-педагогической помощи (индивидуальный подход в обучении, работа с родителями, ликвидация пробелов в знаниях, развитие познавательной активности и т.д.), но направлению в специальное коррекционно-обра­зовательное учреждение не подлежат.

Причиной нарушений в познавательной деятельности могут быть и различные отклонения в работе анализаторов (зрительного, слухового, речевого). Однако если речь не идет о комплексном дефекте, то нарушения мышления носят вторичный характер и при создании соответствующих условий хорошо поддаются коррекции.

В основе церебростенических состояний лежат функционально-динамические расстройства высшей нервной деятельности. Детям данной категории свойственна повышенная чувствительность к любым воздействиям (звуки, запахи, колебания температуры), утомляемость, истощаемость, плохой сон, аппетит. Из-за сниженной работоспособности и нарушений внимания они часто не усваивают программу школы. Однако снижение познавательной деятельности не носит стойкого характера и компенсируется в условиях охранительного режима.

Квалифицированная диагностика умственной отсталости представляет известные трудности, особенно в дошкольном возрасте. Знание специфики развития детей в условиях органического поражения центральной нервной системы, их личностных особенностей, познавательной деятельности позволяет специалистам-психологам правильно определить состояние ребенка и наметить пути коррекционной помощи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.