Особенности общения с неврологическими пациентами


Чаще среди больных наблюдаются лица с тревожными или ипохондрическими чертами, нередко слабовольные, преувеличивающие тяжесть своей болезни, пассивно покоряющиеся ей и не верящие в саму возможность выздоровления, имеющие депрессивные проявления.

В настоящее время психосоматический подход считается обоснованным при любой патологии. Тем не мене, степень влияния личностных и социальных факторов на развитие и прогрессирование тех или иных заболеваний различна и индивидуальна.

При выраженных психологических особенностях, затрудняющих лечение соматической патологии, целесообразно проводить психологическую и психотерапевтическую коррекцию, в том числе силами специалистов.

С личностными особенностями связано отношение пациентов к своей болезни.

В соответствии с классификацией А.Е. Личко и Н.Я. Иванова выделяются 12 типов отношения к болезни, диагностируемых с помощью специального опросника. Они характеризуют внутреннюю картину болезни, как ее понимает сам пациент.

1. Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличевать тяжесть, и без оснований видеть все и мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во вссм активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидности — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

5. Ипохондрический. Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим На их основе преувеличение действия дельных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требования тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

7. Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

8. Апатический. Полной безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждений со стороны. Утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волновало.

9. Сенситивный. Чрезмерная озабоченность неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих новость о его болезни. Опасение что окружающие станут больного избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни о причине и природе заболевания. Боязнь стать обузой для близких людей из-за проблем со здоровьем и недоброжелательного отношения с их стороны.

11. Паранойялгьный. Уверенность, что болезнь результат чего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения или побочные, действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.

12. Дифорический. Доминирует мрачно-озлобленное настроение, постоянно угрюмый вид. Зависть и ненависть по отношению к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Требование особого внимания к себе и подозрительность к процедурам и лечению. Деспотическое отношение к близким — требования во всем угождать.

С учетом характерологических особенностей, социального статуса, адекватности оценки своего состояния больным выбирается стиль общения. Различают четыре модели общении врача и больного (Дудников Л.Г., 1989)

1. Информационная модель. Общение бесстрастного врача с полностью автономным пациентом, который получает необходимые сведения о заболевании и лечении. Такой стиль по,входит при ано зогнозическом и эргопатическом типах отношения к болезни. Кроме этого, информационная модель с различными нюансами целесообразно при ипохондрическом, неврастеническом, и эгоцентрическом и дисфорическом вариантах. В основе модели – рациональный, даже официальный подход. Важно избежать неверных шагов — уговоров, назначения бесполезных консультаций под давлением пациента. Даже при большом старании врача его авторитет не повышается. Надеяться на благодарность этих больных не приходится. Остаёмся доброжелательными, принимаем пациента таким какой он есть.

2. Интерпретационная модель. Врач убеждает, разъясняет, старается склонить к нужному поведению. Такое общение может быть целесообразно с больными, имеющими меланхолический, апатический типы, при работе с малообразованными людьми.

3. Совещательная модель. Наиболее эффективный способ общения, основан на доверии и взаимном согласии при активном участии больного. Подходит для работы при гармоничном типе отношения к болезни.

4. Патерналистская модель. В недалеком прошлом такой стиль был широко распространен. Врач по отношенияю к больному играет роль опекуна, руководителя или заботливой матери. Такую модель общения можно использовать (лучше временно) при тревожном, сенситивном типах отношения к болезни, при работе с беспомощными людьми, а также в ургентных ситуациях.

Следует стремиться к достижению большей адаптации больного к условиям жизни с болезнью, к адекватному пониманию своего состояния и сознательному и активному выполнению рекомендаций по лечению и профилактике. Равнодушие к проблемам больного, неумение или нежелание устанавливать отношения взаимопонимания и доверия могут свести на нет эффект даже от верно подобранной терапии из-за отсутствия приверженности больного к лечению.

Избежать ошибок в общении с пациентами могут помочь следующие психотерапевтичесские рекомендации:

Приверженность к лечению, кроме личностных особенностей больного и эффективности общения с врачом, зависит от многих факторов. В их числе образование, культурной уровень, социальный статус, пол больного, его возраст. Выполнение рекомендаций прямо связано с количеством назначенных препаратов ( чем больше, тем реже они принимаются), частотой приёма в течение суток, стоимостью лекарств. Не менее важным для пациентов является доступность консультаций врача и диагностических обследований, включая затраты времени.

Многие вопросы могут быть решены при индивидуальном обучении больного. Оно дает возможность конфиденциального обсуждения проблем с учётом особенностей пациента.

Источник: Амбулаторная терапия. Составители: Т. С. Полятыкина, В.Г. Геллер. Рецензент: О.А. Назарова

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

- акцептация (безусловное принятие больного)

- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента

Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

  • отсутствие осознания болезни в целом;
  • неумение формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;
  • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра­шающих мероприятий;
  • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
  • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше­ние, от­влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род­ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста.

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

- чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

- возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

- интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность.

При острых инфек­ционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще­ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите­лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото­рый частично адаптировался к больничным усло­виям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

- несовместимости характеров и психологических типов;

- наличии темперамента холерика;

- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

- критически оценивать партнера;

- приписывать ему плохие намерения;

- демонстрировать знаки превосходства;

- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

- игнорировать его интересы;

- видеть все только со своей позиции;

- преувеличивать свои заслуги;

- раздражать, кричать, нападать;

- обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих от­ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре­агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Медицина

Содержание

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ МЕДРАБОТНИКОВ С ПАЦИЕНТАМИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.1. Понятие психологического общения 6

1.2. Механизмы межличностного взаимодействия 11

1.3. Эмпатия как один из необходимых механизмов эффективного общения 12

1.4. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с неврологическим пациентом 17

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ УХОДЕ ЗА НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ 26

2.2.Методы исследования и обработки данных 26

2.3. Результаты и их обсуждение 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Выдержка из текста

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. А уж если мы заболеваем, то, как известно, именно от общения с врачом зависит наше отношение к заболеванию.

Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, — неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Особенно часть такие упреки звучат из уст неврологических больных. А, как известно, неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Взаимоотношения между врачом и пациентом — одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение.

А потому анализ проблемы развития способности к общению всегда будет актуальной. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Андреева Г.М., Майерс Д., Агеев В.С., Атватер И. и др.) и значительное число экспериментальных исследований.

Однако, на наш взгляд, недостаточно исследований, посвященных раскрытию вопросов выявления особенностей психологического общения при уходе за неврологическими пациентами.

Список использованной литературы

1.Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность — эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. — 1999. — № 7-8.

2.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.

3.Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания.// Мир психологии. № 3. 1999. с. 15-23.

4.Атватер И. Я вас слушаю. М., 2008.

5.Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. — М.: Академия, 1998. -256 с.

6.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2002

8.Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578

9.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения – М., 2005

10.Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, 2002

11.Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2004.

12.Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психология. 1978, № 1.

13.Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 2004.

14.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).

16.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага, 2004

17.Краткий словарь социального педагога.// Под ред. Штангина. – М., 2008

18.Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001

19.Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача. — СПб, 2002

20.Майерс Д. Социальная психология. М., 2000

21.Макшанов И.Я. Врачебная деонтология. Мн., 1998

22.Немов Р.С. Писхология: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003

23.Норман Казинс «Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении — Москва, 1991

24.Нэпп М. Невербальное общение. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 256 с

25.Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. — М.: Просвещение, 2008. -175с.

26.Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2005

27.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред.А. Бодалева, А. Деркача, Л. Лаптева. -М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003

29.Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики.// Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

30.Рогова Е. И. Психология общения. – М. ,2005

31.Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2000.

32.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000

33.Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

34.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 2007.

35.Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. -СПб.: Лидер, 2005. -592с.

36.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

38.Телешевская М.Э. Глазами больного — Киев, 2005

39.Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.

40.Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Еврохин В.Г. Медицина и общество. М., 2003.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.