Особенности памяти у больных с афазией

Афазия - распад сложившейся речи (речевой, языковой системы) вследствие локального поражения головного мозга.

Афазия не относится к числу психических расстройств, в целом, поведение больных адекватно. Однако, у многих больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. Особенности мышления у больных с афазией изучались многими исследователями, врезультате чего был сделан вывод: при афазии нарушены не общие интеллектуальные способности, а речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность. Речь формулирует и формирует мысли (особое отношение в этом вопросе занимает лобная динамическая афазия).

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения. А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:

акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,

семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,

эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы.Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например: рука-дом-небо и т.д.)

При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает большая инертность.

При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, - возникают трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памят

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Исследование физиологической и психологической основ памяти. Анализ сущности и механизма нарушения памяти, лежащего в основе акустико-мнестической афазии. Особенности диагностики объема оперативной кратковременной памяти с помощью методики "10 слов".

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2014
Размер файла 17,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Актуальность темы: Напряженная социальная, экономическая, демографическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в ходе адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и лица с утратой речи, обусловленной локальными поражениями головного мозга - афазией.

Следует отметить, что такие психологические функции как речь, память, мышление и ряд других функций сложны по своему генезу и строению. Их правильное протекание на психологическом уровне определяется взаимодействием и взаимовлиянием разных уровней психической функции, а также взаимодействием с другими психическими процессами. Одним из актуальных аспектов изучения лиц с афазией и поиска эффективных путей коррекции является исследование мнестической деятельности (памяти).

Под памятью в психологии понимается форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, переработке и последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применить свой личный опыт в практической деятельности, расширить и углубить имеющиеся знания, совершенствовать умения и навыки.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей в коре головного мозга, способных актуализироваться под воздействием различных раздражителей.

Особенности памяти лиц с афазией изучены недостаточно. В литературе имеются лишь отдельные указания на ее нарушения при данном виде речевой патологии.

Объект: память лиц с афазией.

Предмет: особенности слухоречевой памяти лиц с афазией.

Цель: изучить особенности слухоречевой памяти лиц с афазией.

Задачи:

· изучить состояние проблемы исследования в психологической, педагогической литературе;

· провести экспериментальное исследование состояния слухоречевой памяти лиц с афазией;

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы); эмпирические (констатирующий эксперимент); количественный и качественный анализ полученных результатов.

Особенности слухоречевой памяти лиц с афазией

слухоречевая память афазия

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушение в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

Среди исследователей, занимающихся изучением познавательного развития лиц с речевой патологией, можно назвать таких ученых как Е.М. Мастюкова, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, Т.А. Фотекова, В.П. Глухов и многие другие. Многочисленными исследованиями подтверждено, что речевая деятельность тесным образом связана с психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление и др.

Исследование мнестических функций лиц с речевыми нарушениями обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако при различных видах речевой патологии часто имеются указания на снижение объема слухоречевой памяти.

В исследлваниях М.С. Лебединского показано, что те стороны психики, которые обычно рассматриваются как самостоятельные психические функции, нарушающиеся лишь в результате общемозгового поражения, оказываются в большей мере сторонами тех психических деятельностей, преимущественная зависимость которых от более или менее определенных участков головного мозга представляется несомненной.

В связи с этим на этих сторонах психики в разной мере и по-разному, но обязательно отражается поражение любого участка мозга, как и нарушение мозговой деятельности в целом.

У человека сенсорные моторные зоны головного мозга, усложняясь и дифференцируясь, становятся зонами, играющими большую роль в построении сложнейших актов, включающих соответствующие чувствительные и двигательные моменты. Слуховая зона становится зоной, теснейшим образом связанной с пониманием речи, ее грамматическим анализом. Это не может не отразиться весьма существенно и на физиологических процессах, протекающих здесь и при относительно более простых актах. Так, возникновение речи перестраивает физиологию слуха.

Наиболее изученной формой специфических нарушений памяти является нарушение памяти, лежащее в основе акустико-мнестической афазии.

В этом случае нет общего нарушения памяти, дефект слухоречевой памяти носит избирательный характер. Для понимания данного психологического механизма важно отметить, что, процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, то есть акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим, отвлечение на него внимания неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы. Также отметим, что для устойчивого и правильного понимания речи необходимы еще и определенный объем восприятия слышимой речи, возможность переработки этого объема и удержания с помощью оперативной слухоречевой памяти. Нарушения этих процессов ведет к дефекту понимания речи.

А.Р. Лурия, Л.С.Цветкова отмечают, что акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. По мнению А.Р. Лурия, в основе данного вида нарушения лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознания больной утрачивает предыдущее. Это особенность проявляется также при повторении серии слогов и слов.

Для акустико-мнестической афазии характерно несовпадение между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения нескольких слов, не связанных по смыслу. Обычно больные афазией могут воспринимать звуки родного языка, понимать обращенную устную речь, но не в состоянии запомнить небольшой речевой материал, вследствие дефектов слухоречевой памяти.

Л.С Цветкова объясняла невозможность удержания речевого ряда не только торможением слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти - семи слов: больной с такой формой афазии может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, у него возникает акустико-мнестическая дезориентированность. Он с трудом ориентируется в беседе с двумя - тремя собеседниками, не улавливает смысл разговора в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, не воспринимает музыкальные произведения и радиопередачи.

При данной форме афазии снижается и скорость переработки словесной информации. Для правильного восприятия информации таким больным следует предъявлять слова медленно, но без значительных интервалов, чтобы не возникало вторичного забывания материала.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблен и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что представления о предмете становятся неполными, что, в свою очередь, находит отражение в речи больного афазией. В данном случае экспрессивная речь характеризуется трудностью подбора слов, необхлдимых для организации высказывания. Речь сохраняет выраженный предикативный характер.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям экспрессивной речи как в устном, так и в письменном виде.

Память страдает не только при акустико-мнестической форме афазии. Многие авторы указывают на нарушения памяти при большинстве форм данной речевой патологии. Исследования А. Фрадис и других выяснили, в какой мере поражения речевой зоны сказывается на памяти. Объектом экспериментального изучения они избрали три процесса памяти: узнавание, воспроизведение и заучивание. С целью сравнительного анализа использовались зрительные, слуховые и словесные раздражители. Результаты выполнения проб при моторной афферентной, моторной эфферентной, сенсорной и амнестической формах афазии являются наиболее низкими при воспроизведении, чем при узнавании и заучивании.

Авторы пришли к выводу о том, что большие нарушения памяти наблюдаются у лиц с амнестической формой, чем с моторной и сенсорной. Также исследователь отметили, что лица с афазией обладают меньшей способностью воспроизведения предлагаемого материала, чем нормально говорящие.

Амнестическая афазия, возникающая при поражении заднее-височных и теменно-затылочных, отделов головного мозга, проявляется в затруднении в назывании предметов. Механизмы, лежащие в основе данного нарушения неоднозначны. Многие авторы считают, одним из его факторов сходным с акустико-мнестической афазией и даже считают амнестическую афазию симптомом акустико-мнестической.

Литература

1. Афазия и восстановительное обучение. Тексты / Под ред. Л.С. Цветковой, Ж. М. Глозман. - М., 1987.

2. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М., 1991.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.

4. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М., 1988.

У БОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ.

Содержание констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился на базе стационарного отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПР и Н) под руководством академика РАО, профессора В.М. Шкловского. В процессе работы было обследовано 57 человек с последствиями очаговых поражений головного мозга в 2007 — 2008 году.

Исходя из целей и задач исследования в группу был отобран 41 пациент. Основными критериями отбора больных были следующие:

1. Возраст пациентов;

2. Этиология нарушения;

3. Нарушение речи и других ВПФ;

5. Наличие нарушений памяти.

Исследуемую группу составляли 68,4 % мужчин и 31,6 % женщин — это составляет соотношение 2:1, что несколько отличается по данным литературы [20].


Участники эксперимента распределились по следующим возрастным группам:


По этиологии нарушений обследуемые распределились следующим образом:

последствия инсульта — 68,4 %

последствия ЧМТ — 22,8 %

последствия оперативного удаления опухоли — 1,7 %

последствия нейроинфекций — 5,2 %


Прочие* — последствия токсикомании.

Таким образом, мы видим большой процент больных с последствиями инсульта, что совпадает с данными мировой статистики: в настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению количества больных с инсультом [20].

По нарушениям ВПФ, в том числе речи, больные распределились по следующим группам:

нарушения протекания процессов нейродинамики — 3,6 %


Итак, как видно на диаграмме основную долю больных составили лица с афазией — 71,9 %. Это указывает нам на то, что наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и за тем уже — дизартрии.

У 3,6 % лиц первичным дефектом являются нарушения протекания процессов нейродинамики. При нарушениях процессов нейродинамики имеет место: аспонтанность, интерактивность, инертность, гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость, патологическая истощаемость, резонерство [2, 20].

По формам афазии распределились таким образом:

сенсорная афазия — 21,9 %

моторная афферентная афазия — 4,8 %

эфферентная афазия — 14,6 %

комплексная афазия — 21,9 %

динамическая афазия — 12,1 %

акустико-мнестическая афазия — 19,9 %

сенсо-моторная афазия — 4,8 %

Таким образом, мы видим, большой удельный вес больных с моторной афазией.

Целью эксперимента было выявление нарушений других ВПФ, в частности, нарушений памяти. По результатам обследования было выявлено 15 человек с различными видами нарушений памяти. Исследование речи и других ВПФ проводилось по методике А.Р. Лурия, модифицированной в ЦПР и Н. В работе мы приводим образец обследования.

Пациент М., 1974 г. р., поступил в ЦПР и Н 30.08.08.

Клинический диагноз: Непсихотичные психические нарушения вследствие вирусного поражения головного мозга ( простого герпеса). Амнестический синдром. Последствия после перенесенного герпетического менингоэнцефалита от января 2004 года.

Жалобы: на снижение памяти, трудности в подборе слов.

Перенесенные заболевания: сотрясение головного мозга, перелом левой плечевой кости, перелом ключицы, правой кисти в 2003 г. Операции — грыжесечение в детстве.

В ЦПР и Н обращается повторно (первый раз — 2004 г., второй — 2006 г. с положительной динамикой).

Нейропсихологическое обследование.

Повторно проходит курс нейрореабилитации в ЦПР и Н. Первый курс проходил в стационарном отделении от 30.04.08 г.

В нейропсихологическом статусе было выявлено: ведущий речевой дефект: амнестическая и акустико-мнестическая афазия; неречевые нарушения: грубый амнестический синдром, явления тактильной агнозии, стертые явления зрительной, предметной агнозии, нейродинамические нарушения.

После курса проведенной нейрореабилитации в состоянии ВПФ болного отмечалась положительная динамика: повысилась общая психическая активность пациента, увеличился период его продуктивной деятельности. Несколько улучшилась слухо-речевая и зрительная память. Стало легче осуществляться запоминание с опорой на смысловую сторону слова, уменьшился латентный период при подборе слов к заданной категории. Стало доступно толкование слов, фразеологических оборотов. Улучшился пересказ текстов. Несколько повысилась продуктивность отсроченнго воспроизведения при запоминании текстов.

На данный момент у больного отмечается следующая нейропсихо-логическая симптоматика:

Во время обследования больной доброжелателен, вежлив, легко и охотно вступает в беседу. Высказывает жалобы на плохую память.

Правильно понимает цель обследования, предлагаемые задания выполняет, переживает свои нарушения, смущается, что не может правильно выполнить некоторые задания. Инструкции усваивает. Темп работы средний. Мотивация к процессу обследования и восстановительного обучения сформирована. Повышенной утомляемости и истощяемости не выявлено.

Ориентирован в месте, времени и ситуации.

Критика к своему состоянию и допускаемым ошибкам достаточная.

Эмоциональный фон снижен, эмоциональные реакции выразительные.

Ведущяя рука правая.

1. Рисунки больного информативны, без каких-либо нарушений. Копирование целостное, без ошибок. Выполнение символических и смысловых жестов, кинестетический, кинетический, пространственный праксис сохранны.

2. Зрительный, слуховой-неречевой, сомато- сенсорный, оптико-пространственнй гнозис без нарушений. Нарушения связанные с трудностями опознания фотографий известных людей связаны с нарушениями памяти у больного и уровнем общей осведомленности до болезни ( больной может описать лица на фотографиях, назвать приблизительный возраст, описать хорошо знакомых людей, вождей Советского Союза, но не может узнать и описать известных людей настоящего времени и тех, которые были известными 10 лет назад, а также описать по памяти знакомых на настоящий момент времени ).

3. Память больного на упроченные знания и текущие события нарушена. Отмечается грубая ретро- и антероградная амнезия.

Объем зрительной памяти: 2, 2, 3, 3, 1, 2 / 0 ( из 6 трудно-вербализируемых фигур ).

Объем слухо-речевой памяти: 5, 5, 6, 5, 6 / 0 ( из 10 слов). Наблюдается повышенное влияние на процесс запоминания любого интерферирующего воздействия.

4. Собственная речь больного фразовая, с отдельными вербальными парафразиями и легкими амнестическими трудностями. Активный словарь — немного снижен.

Повторная речь сохранна.

При самостоятельном назывании отмечаются отдельные амнестические затруднения. Составление фраз по сюжетной картинке доступно. Фонетический слух сохранен, объем слухового, зрительного восприятия 3 элемента. Понимание логико-грамматических и предложных конструкций не нарушено.

Чтение без особенностей, пересказ затруднен, зависит от объема текста.

5. Счет без нарушений.

6. В интеллектуальных функциях наблюдается некоторая конкретность суждений, снижение уровня обобщений.

Таким образом, результаты обследования указывают на нарушение функционирования подкорковых структур, а также базальной, височной и височно-затылочной области ЛП головного мозга.

1. Ведущий речевой дефект: амнестическая афазия;

2. Неречевые нарушения: амнестический синдром.

Исследование речи и других ВПФ.

В ситуации обследования ориентирован в месте и времени. Адекватного поведения. Контакен. Критика к своему состоянию и к допускаемым ошибкам сохранена, эмоциональный фон снижен. Произвольное внимание неустойчивое, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Во всех видах деятельности отмечается увеличение латентного периода. Жалобы на плохую память.

Больной считает себя правшой, семейное левшество отрицает.

При исследовании речи и других ВПФ в отделении от 31.07.08 у больного выявлено следующее:

Импрессивная речь: больной понимает обращенную ситуативную и внеситуативную речь. Выполняет простые и сложные двух-трехзвеньевые устные инструкции. При выполнении более сложных инструкций перестраивает, не удерживает все звенья инструкции, пропускает их. Выявляется некоторое сужение объема слухо-речевой памяти. Присутсвует некоторая слабость слуховых речевых следов. Отрицательное влияние на запоминание предъявленного материала имеет интерференция как гомогенная, так и гетерогенная.

В состоянии функций речевого слухового гнозиса и фонематического слуха нарушений не выявлено.

Доступно понимание и объяснение известных фразеологизмов, пословиц и поговорок. Больной понимает логико-грамматические конструкции. Доступно понимание предложно-падежных конструкций.

Собственная речь: представлена фразой. Фраза разнообразна по синтаксической структуре. Лексический состав достаточный. Речевая активность низкая.

Автоматизированная речь: нарушений не выявлено.

Дезавтоматизированная речь: обратный счет сохранен.

Повторение: повторяет пары согласных звуков, слогов, простые и сложные слова и фразы.

Называние: возможно актуализация слов среднечастотной лексики. При актуализации слов редкочастотной лексики иногда увеличены латентные периоды, редко называние сопровождается вербальными парафразиями (пр.: вяжет / вышивает).

Составление фразы: доступно составление фраз разных синтаксических моделей. Отмечается тенденция к лаконичности высказывания.

Составление рассказа: больной правильно передает смысл сюжетной картинки, составляет рассказ на заданную тему.

Мимический — без особенностей.

Символический — задания выполняются по инструкции. Жесты точны, смысл действия передается.

Оральный — не нарушен.

Артикуляционный — не нарушен.

Мануальный — кинестетический — без нарушений.

Динамический — увеличен латентный период выполнения инструкций.

Сомато-пространственный — без особенностей.

Графическая проба — выполняет нормативно.

Глоточный рефлекс — не нарушен. Саливация в норме. Мягкое небо фонирует.

Чтение: не нарушено.

Письмо: первичных нарушений не выявлено.

Невербальная сфера: рисунки схематичны, соответствуют заданному образцу, детали рисунка правильно организованы в пространстве.

Счет: акалькулии не выявлено.

Интеллектуально-мнестическая деятельность: на прошлые события, хорошо упроченные в памяти в течение жизни сохранена. Грубо нарушена память на текущие события, произошедшие недавно.

Зрительный гнозис: грубо нарушен лицевой гнозис. Предметный, буквенный, цифровой, цветовой не нарушены.

Таким образом выявлено, что у больного имеет место:

1. Ведущий дефект: амнестический синдром.

2. Сопутствующий дефект: лицевая агнозия, нарушение протекания процессов нейродинамики.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 518 ;


Среди ряда афатических расстройств акустико-мнестическое занимает особое место.

О том, что собой представляет акустико-мнестическая афазия, отчего и при каких проблемах в организме возникает данное поражение памяти, к каким нарушениям приводит, каковы особенности диагностики и коррекции, пойдет речь ниже.

Характеристика расстройства

Акустико-мнестическая афазия является одним из видов афатических расстройств. Обусловлена недостаточностью слухоречевой памяти. Для патологии характерно затрудненное понимание и воспроизведение речи. Однако речевой дефект проявляется не грубо. Приводит к нарушению ранее сформированной речевой функции.

Что является причиной?

Появление нарушения – результат поражения определенных участков коры головного мозга. Патология возникает в височной части доминантного полушария, в ее средне-задних отделах. Это так называемые 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. У большинства людей доминирующим является левое полушарие.

Нарушение работы этих отделов может произойти из-за ухудшения кровообращения в этом месте, воспалительных процессов, травматизации.

В результате последней нарушается целостность или происходит сдавливание структур мозга:


Инсульт. Самый частый фактор афазии данного вида. Инсульт по ишемическому типу приводит к недостаточности снабжения кровью и кислородному голоданию мозговой коры.

При геморрагческом инсульте кровь, вытекшая из поврежденных сосудов, сдавливает ткани мозга.

  • Черепно-мозговые травмы. К поражению, полученному во время самой травмы, присоединяется отек, который давит на мозговые структуры. Также может начаться воспалительный процесс.
  • Внутримозговые опухоли. Любые образования (как злокачественного, так и доброкачественного характера) приводят к нарушению мозговой деятельности из-за увеличивающегося давления на соседние участки и сосуды, от которых они питаются. Если опухоль прорастает в саму структуру мозга, происходит разрушение последней.
  • Заболевания инфекционной природы. Любые воспаления вещества головного мозга или его оболочек (энцефалиты, менингиты, церебральные абсцессы) становятся причиной нарушения функции нейронов, которые участвуют в процессе речеобразования. Воспаления приводят к отекам, сдавливанию, что влечет нарушение связей между нейронами.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Ряд заболеваний (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лейкоэнцефалит Шильдера), которым сопутствует поражение определенных большеполушарных долей и разрушение миелиновой оболочки нервных волокон, на начальных стадиях вызывает акустико-мнестическую дисфункцию.
  • Патогенез

    У людей, страдающих акустико-мнестической афазией, нарушается слухоречевая память. Предположительно, это происходит из-за чрезмерной тормозимости слухоречевых следов.

    Т.е., следовая деятельность не нарушается (следы фиксируются, не забываются), а притормаживается, заглушается дальнейшей информацией. Повторить отдельное слово больному легче, чем серию. Кроме того, у человека снижается объем слухоречевой памяти, что усугубляет ситуацию.

    Часто при поражении 37 поля Бродмана нарушается его связь со структурами затылочной доли, которые несут на себе оптико-гностическую нагрузку, т.е. отвечают за зрительное и познавательное восприятие, отсюда и возникает акустико-мнестическая афазия.

    Основные симптомы и центральный механизм патологии


    Импрессивная речь нарушена, но негрубо, т.е. страдает понимание услышанного. Больному сложно соотнести зрительный образ предмета и его языковую оболочку, появляются трудности в понимании смысла высказывания.

    Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является следующее: когда человек слышит новые слова, он забывает те, что были услышаны до этого. Это затрудняет понимание общего смысла высказывания.

    Больному сложно разгадать скрытый подтекст услышанного, иносказания, аллегорические отсылки. При этом короткие, ситуативные высказывания доступны для понимания. Иначе обстоит дело с осмыслением развернутой речевой продукции.

    При грубой акустико-мнестической афазии спонтанная речь — это короткие фразы, запас слов скудный. Больному сложно подобрать нужное слово. При легкой степени речь более развернута, однако тяжело даются высказывания с придаточными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

    Кроме того, для симптоматической картины при акустико-мнестической афазии характерны вербальные парафазии, трудность понимания речи в условиях повышенной сложности (быстрый темп, одновременное предъявление двух речевых сообщений), затруднение письма под диктовку, симптом отчуждения значения слова.

    Какие симптомы не относятся к этой патологии:

    • нарушение фонематического слуха;
    • нарушение звукоразличения;
    • литеральные парафазии;
    • бессвязная, непродуктивная разговорная речь.

    Осложнения и их особенности

    Если терапия афазии была начата несвоевременно или отсутствовала вовсе, больному становится все сложнее общаться с окружающими. К основному заболеванию присоединяется социальная дезадаптация. Нарушается умение выполнять ранее доступные действия: писать, читать, выполнять арифметические действия.

    Трудности понимания и речевого производства ведут к постоянному напряжению, повышению раздражительности, нервозности. Возможны депрессивные состояния.

    Диагностические мероприятия

    Диагностика акустико-мнестической формы афазии требует участия разных специалистов и проведения комплекса исследований. Больного должны проконсультировать невролог, психиатр, логопед, афазиолог, нейропсихолог. На основе собранных анамнестических данных ставится диагноз.

    Неврологическую основу постановки диагноза составляет выявление патологии черепных нервов, наличия спастического гемипареза, нарушение рефлексов. Также проводится обследование познавательных возможностей, чтобы исключить психические отклонения.


    Особенности речевой деятельности выявляют логопед и афазиолог. При обследовании у больного с акустико-мнестической дисфункцией обнаружатся вербальная парафазия, дислексия, дисграфия, аграмматизмы в речи.

    Также специалисты обратят внимание на уровень слухоречевой памяти. Больному предлагается запомнить и воспроизвести цепочку из десяти коротких слов, не связанных между собой. Часто испытуемый вспоминает только 1 слово из предложенных, последнее.

    Еще одно задание: даются 2 группы лексических рядов по 3 слова в каждом. Их нужно также запомнить и пересказать. Чаще всего больные не справляются с заданием: неправильно группируют слова, затрудняются вспомнить, что именно называлось.

    Для обследования слухоречевой памяти на текст предлагается прослушать небольшой отрывок, пересказать его и ответить на вопросы. Для фиксирования оптико-гностических нарушений больному предлагают нарисовать, к примеру, чашку или чайник. При наличии патологии на изображениях будут отсутствовать детали: ручка или носик.

    Магнитно-резонансная томография покажет наличие опухолевых образований, очагов воспаления, дегенеративные изменения, повреждения травматического характера.

    Для исследования сосудов назначают УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиографию. Эти исследования дают возможность подтвердить или опровергнуть цереброваскулярную патологию. Также показывают особенности мозгового, коллатерального кровообращения, наличие окклюзии сосудов.

    Чтобы проверить подозрение на нейроинфекцию, проводится люмбальная пункция. Во время процедуры у пациента берется цереброспинальная жидкость. Лабораторное исследование материала покажет, присутствует ли воспалительный процесс, определит возбудителя, наличие раковых клеток, признаки кровоизлияния.


    Симптомы акустико-мнестического расстройства при поверхностном изучении можно спутать с признаками других речевых нарушений. Поэтому важно уделить особое внимание сбору анамнеза.

    Так, отличие афазии данного вида от моторной заключается в активности спонтанной речи. При акустико-гностической афазии, в противовес мнестической, высказывание менее законченное, имеются литеральные парафазии. Также необходимо разграничивать афазию и нарушения познавательной деятельности.

    Лечение и коррекция

    Лечение генерального заболевания, явившегося первопричиной афазии, должно проводиться параллельно с коррекционным воздействием на речь пациента.

    Последствия инсульта требуют тромболитической либо гемостатической терапии. Хирургическое вмешательство и радиотерапию назначают при опухолевых процессах или гематомах мозга. Антибиотикотерапия проводится для устранения нейроинфекционных заболеваний.

    Начинать заниматься желательно с момента выявления заболевания. Первоначально больному предлагают опираться на зрительное восприятие, после этого проводят небольшие диктанты на слух. Постепенно должна возрастать сложность предлагаемых упражнений.


    На занятиях с логопедом проводится работа по расширению объема восприятия речи. С этой целью даются задания:

    1. Выполнить 2-3-шаговые инструкции (списать слова, предварительно сгруппировав их по темам).
    2. Показать части предметов, которые предъявляются в связке по два, по три.
    3. Прослушать текст и ответить на вопросы.

    Страдающему акустико-мнестической формой афазии полезно заучивать и вспоминать речевые ряды, стихи, песни, составлять предложения по опорным словам. Чтобы преодолеть сложность в подборе слов для высказывания, можно проводить сопоставление синонимических рядов, антонимических пар, уточнять смысл лексем.

    Экспрессивная речь тренируется в заданиях:

    1. Составить рассказ по сюжетным картинкам.
    2. Пересказать текст по плану.
    3. Написать письмо.

    Терапевтические мероприятия акустико-мнестической афазии подразумевают восстановление функционирования нейронов и связей между ними. Лечение лучше всего проходит на фоне стимулирования обменных процессов в мозговых структурах.

    Врач назначает больному ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Мемотропил, Нооцетам, Ноопепт, Пантогам, Мексидол), нейрометаболические препараты (гамма-аминомасляная кислота), а также средства для улучшения работы сосудов (Винпоцетин, Кавинтон, Бравинтон).

    Прогноз и профилактика проблемы


    Прогнозы при акустико-мнестическом типе афазии можно ставить, зная генез заболевания и учитывая время, когда было начато лечение.

    Нередко после инсультов, черепно-мозговых травм, энцефалита люди восстанавливают речевую функцию. Однако этому предшествует длительный терапевтический период.

    Если афазия остается невыявленной, не подвергается коррекционному воздействию, то речевая патология приобретет стойкий характер. Самые неблагоприятные прогнозы даются при афазии, возникшей в результате опухоли или поражения мозговых структур.

    Профилактические меры предусматривают своевременно начатое лечение цереброваскулярных заболеваний, выявление онкологического фактора, предупреждение травматизма, укрепление иммунитета.

    Акустико-мнестическая форма афатического расстройства не всегда означает окончательный приговор. Если диагноз поставлен правильно и своевременно начато лечение, то больной имеет высокие шансы на сохранение полноценной деятельности.

    Полезное видео

    Интересно об акустико-мнестической афазии:

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.