Особенности работы с детьми разных типов высшей нервной деятельности

В процессе индивидуального развития, в связи с постепенным созреванием нервной системы, проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Н.И.Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа ВНД:

1.Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая условно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому они отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности в воспитании.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным словарным запасом, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3.Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4.Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна пониженная возбудимость и коры и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно; они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, к изменениям вообще. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей первых двух групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключаться на новый вид деятельности; они могут работать долго и интенсивно.


При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться
к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_vysshey_nervnoy_deyatelnosti_rebenka.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что в заимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей у словные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх , на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Наряду с возрастными, с первых же дней проявляются и индивидуальные психологические особенности детей. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. Данный факт послужил основой для классификации типов нервной деятельности детей разработанной Н. И. Красногорским. Согласно ему, существует четыре типа нервной деятельности:

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип - характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип - у детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий .

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно- возбудимый, безудержный тип - характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффективностью. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью – характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения,
их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная.

Однако следует отметить, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды, является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей .

Вывод: при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами нервной системы

Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и так далее. Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности, прежде всего, относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.

Темперамент - сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).

Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно изучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидите знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.

Психологические особенности детей с разным типом нервной системы

  1. Дети холерического темперамента:

Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.

Рекомендации по воспитанию:

- Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя, нежелательные реакции (игры с командами, где он будет подчиняться).

- Приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать.

- Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

- Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

- В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

- Говорить подчеркнуто спокойным, тихим голосом.

- С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка.

- Целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и так далее) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия.

- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости.

- Необходимо строго соблюдать режим дня.

Холерика важно воспитывать добрым, заботливым.

  1. Дети сангвинического темперамента:

Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему. Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Рекомендации по воспитанию:

- Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

- Учить быть ответственным за свои обещания.

- Научить дорожить дружбой.

- Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки).

- Необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое).

- Целесообразно давать выход их энергии, стимулировать раскрытие потенциала и способностей в общественно полезном труде.

- Оказывать помощь в форме дружеских советов.

Целесообразно использовать его лидерские качества.

  1. Дети флегматического темперамента:

Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации по воспитанию:

- Помочь преодолеть их некоторую леность.

- Развивать большую подвижность и общительность.

- Не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.

- Вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка.

- Следует чаще хвалить детей за их быстрые действия.

- Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его.

- Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности.

- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Флегматика необходимо на жизненных примерах знакомить с разными видами чувств и эмоций, учить правильно проявлять их в соответствующих ситуациях: сочувствовать, радоваться.

  1. Дети меланхолического темперамента

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.

Рекомендации по воспитанию:

- Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми.

- Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

- Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

- Нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку.

- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки.

- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо.

- Ребёнку полезно заниматься спортом. Необходимо разнообразить жизнь ребёнка.

- Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми.

- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.

Меланхолика необходимо с детства учить планировать свою деятельность, разумно распределять свое время, иначе возможно нервное или физическое перенапряжение, хроническая усталость, формирование отвращения к труду, апатия.

(См.: Широкова Л. А. Дети с разными типами высшей нервной деятельности.-Дошкольное воспитание, 1976, № 12, с. 66; 1977, № 1, с. 82.)

В V веке до нашей эры выдающийся древнегреческий врач Гиппократ описал четыре вида темперамента человека: холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический.

Темпераментом называют индивидуальные особенности человека, обусловленные типом его высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов выделил разные типы нервной системы животных, в основу которых положил три основных функциональных свойства нервной системы.

Первое свойство - сила возбуждения и торможения. Это понятие связано с высоким или низким пределом работоспособности клеток коры головного мозга.

Второе свойство - уравновешенность нервных процессов, т. е. соотношение между возбуждением и торможением. Если соотношение их равное, говорят об уравновешенности нервных процессов. Если же возбуждение преобладает над торможением или, наоборот, торможение над возбуждением,- это обозначают как неуравновешенность.

Третье свойство - подвижность возбуждения и торможения. Насколько быстро процесс возбуждения сменяется процессом торможения, насколько быстро прекращается возбуждение и торможение, как быстро появляется возбуждение или торможение в ответ на раздражение, т. е. чем быстрее совершаются эти процессы, тем более подвижен тип нервной системы.

Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, а также установил совпадение между типами нервной системы у животных и темпераментами у людей:

- сильный безудержный тип, соответствующий холерическому темпераменту, с сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением;

- сильный живой тип, соответствующий сангвиническому темпераменту, с сильными нервными процессами, уравновешенный, с хорошей подвижностью, т. е. быстрой сменой возбуждения на торможение и торможения на возбуждение;

- сильный спокойный тип, соответствующий флегматичному темпераменту, отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью;

- слабый тип, соответствующий меланхолическому темпераменту, со слабыми нервными процессами как возбуждения, так и торможения, с низкой работоспособностью клеток коры головного мозга.

К врожденным свойствам личности относится прежде всего тип высшей нервной деятельности. Большинство людей обладает не основными четырьмя, а промежуточными типами высшей нервной деятельности. В настоящее время их выявлено до 24 типов. В зависимости от поведения ребенка можно определить, к какому типу высшей нервной деятельности его можно отнести. Темперамент, физиологической основой которого является тип высшей нервной деятельности, относится к врожденным особенностям психической деятельности человека. Тем не менее целенаправленным воспитательным воздействием можно оказывать влияние на становление характера ребенка.

Особенности поведения возбудимого ребенка - холерика. Все реакции такого ребенка бурные. Он всегда резко реагирует на малейшие неудобства. Например, мокрая пеленка или крошка на простыне могут вызвать неудержимый плач, вплоть до посинения. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом холерик способен заниматься долго, в состоянии преодолевать большие трудности. В то же время он может внезапно прекратить свою работу и сразу же от веселого настроения перейти к грустному. Такие малыши любят подвижные игры, стремятся в них выполнять главную, руководящую роль. Однако игр, где необходима сдержанность, они избегают. Холерики с трудом засыпают, сон у них беспокойный, они быстро просыпаются и сразу включаются в обычный ритм жизни. В яслях, детских садах они очень шумливы, вспыльчивы, непослушны. Имея дело с такими детьми, нужно прежде всего разобраться в том, что следует в их поведении пресекать, а что поддерживать, развивать.

Активность ребенка-это нужное качество, и, если оно проявляется полезным увлечением (подвижные игры, занятия спортом), то его следует поддерживать. Тогда на нежелательные действия (лезть на забор, драться) у ребенка не хватает сил и времени. Такого ребенка не следует постоянно водить за руку, все ему запрещать, по любому поводу читать нравоучения - в таких случаях активность может исчезнуть, и он превратится или в послушное орудие чужой воли, или станет бороться с любыми справедливыми требованиями взрослых (разовьется стойкий негативизм). Холерик легко возбуждается, его трудно успокоить и уложить спать, так как у него слабый процесс торможения. Малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя, что еще не устал. Холерик нуждается в щадящем режиме. Все, что возбуждает (кино, цирк, телевидение), нужно ограничить до умеренных количеств. За 2 ч до сна полезно организовать для такого ребенка спокойные игры-занятия. К таким детям не следует применять наказание, связанное с лишением движений,- сидение, укладывание в кровать и др. Нельзя применять окрики, угрозы, шлепки. От этого возбуждение еще более усиливается.

Возбудимым детям полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка,- все, что требует усидчивости и терпения, рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Для воспитания умения управлять собой полезно, когда дети имеют постоянные трудовые обязанности, выполняют их систематически, а не от случая к случаю. Этих детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая других; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил; починить, если сломал. Всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому следует убедить родителей, что умение управлять собой появится у ребенка с возрастом.

Особенности поведения спокойного ребенка - сангвиника. Такой ребенок активен, но движения, жесты не резкие. Мимика живая, в то же время спокойная. Говорит быстро, громко, настроение ребенка ровное, спокойное, жизнерадостное, без резких переходов. Он быстро засыпает, легко просыпается. Без каких-либо трудностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и легко приспосабливается к любым условиям. Сангвиник охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется всем распоряжениям взрослых. Он быстро находит товарищей в любой обстановке; может одинаково хорошо руководить и подчиняться.

Нервная система сангвиника очень податлива, поэтомy он легко и быстро переключается с одного занятия на другое - это полезное качество. Однако эта особенность ребенка может обернуться отрицательной стороной: ребенок часто меняет игрушки; большое разнообразие интересов может привести к тому, что ни одно из Дел не будет доведено до конца - это неминуемо ведет к поверхностным знаниям; имеет много товарищей, но ни одного друга. Задача воспитателя - формирование у сангвиника устойчивости, постоянства, целеустремленности.

Послушание сангвиника - это хорошо, но в то же время он может послушаться не только доброжелателей, а и случайных знакомых - недоброжелателей.

Дети-сангвиники общительны, покладисты, жизнерадостны, и этим всегда располагают к себе взрослых. И тем не менее к ним нужно относиться требовательно, контролировать их поступки, не проявляя к ним снисходительности за "мелкие" нарушения (не убрал игрушки, забыл повесить на место пальто и т. д.).

Сангвиник может долго заниматься делом, которое ему нравится, но как только наступает однообразие деятельности, он стремится прекратить ее. Нужно добиваться от ребенка не только окончания дела, но и хорошего качества работы. Неспособность доводить дело до конца позже может превратиться в привычку и стать свойством характера.

Особенности поведения медлительного ребенка - флегматика. В раннем детстве такой малыш много спит, проснувшись лежит спокойно, редко плачет или смеется. Засыпает он быстро, а просыпается с трудом. После сна некоторое время остается вялым. Все реакции нечеткие: мимика слабая, смеется и плачет тихо, движения не резкие, речь медленная с паузами между словами и предложениями. Медленно реагирует на любые воздействия, к какому-либо делу приступает не сразу. Флегматик в состоянии долго, не уставая, заниматься однообразным делом и может быстро переключаться с одной деятельности на другую. Поведение флегматика устойчивое - его трудно вывести из себя. Привычки и навыки у него формируются долго, но, сформировавшись, становятся устойчивыми. При поступлении в детское учреждение ребенок долго приспосабливается к новому режиму, трудно расстается с родителями, не играет с детьми, неохотно знакомится с новыми людьми. Но в привычной обстановке без принуждения тщательно и аккуратно выполняет правила поведения, порученное дело доводит до конца.

"Опять копаешься!", "Быстрее, не возись!",- подобные замечания нельзя применять в отношении флегматика, так как ребенок не виноват, что он от природы медлителен. Окрики, являясь сильными раздражителями, еще больше тормозят его действия.

Другая ошибка взрослых - это все делать за ребенка; помогать одеваться, убирать игрушки и т. д. с целью помочь или ускорить его действия. В таких случаях взрослый лишает флегматика возможности хорошо освоить определенные навыки самообслуживания, что может привести к неуверенности ребенка в своих силах, стремлению избегать всего, что связано с понятием "быстро". Это может привести к тому, что он никогда не станет подвижным. После многократных упражнений в различных видах деятельности (одевании, умывании и т. д.) сама собой появится быстрота действий и ребенок будет стремиться к этому. Флегматику полезны любые игры соревновательного характера, но ему нужно помогать побеждать.

Такие дети, как правило, нравятся взрослым, потому что они часами спокойно перекладывают игрушки с места на место, ничем не беспокоя взрослых. Подобное поведение вредно для развития ребенка-флегматика, так как оно не развивает движений, реакции у него остаются замедленными, игровая деятельность не совершенствуется. Чтобы предотвратить все это, нужно побуждать флегматиков к выполнению движений, в противном случае может развиться такая черта характера, как лень.

Хорошо, если флегматик дружит с расторопным, подвижным ребенком, но при этом следует контролировать их отношения, так как более инициативный (например, холерик) может превратиться в "вечного" командира, а флегматик - в "вечного" подчиненного. Следует регулировать их взаимоотношения и менять роли в игре.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой - меланхолика. У этого ребенка процессы возбуждения и торможения слабые, отмечается быстрая утомляемость. Тем не менее меланхолика называть больным или неполноценным нельзя. У таких детей слишком сильная реакция на слабые раздражители. Они очень чуткие, ранимые. Ребенок не кричит, а попискивает; не смеется, а улыбается; не просит, а жалобно смотрит на желаемое. Он мало активен, стремится к спокойной, не требующей усиленного движения, деятельности; старается не вступать в разговор; не выпячивает своих знаний и умений. Обладая хорошими знаниями, меланхолик может отвечать медленно, плохо, нерешительно, создавая впечатление незнающего. Ребенок старается играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства меланхолика глубокие, длительные, но внешне он это проявляет слабо. На резкое к нему обращение внешне может не реагировать (кажущееся безразличие). О меланхоликах часто говорят: ему говорить бесполезно - все равно не поймет. Однако, здесь дело обстоит совсем наоборот: Ребенок молчит именно потому, что у него возникли сильные чувства, он находится как бы в заторможенном состоянии. Взрослый этот инцидент может скоро забыть, а вот ребенок долго еще будет помнить, переживать, не спать и т. д.

Эти дети долго не выдерживают раздражений (шум, новые лица), устают. Например, читают ребенку сказку и через некоторое время он начинает смотреть по сторонам, отвлекаться. На замечание взрослого он может сделать вид, будто слушает, но понимать то, о чем ему говорят, он уже не в состоянии и пересказать не может. В таких случаях взрослые нередко думают или говорят: "Бестолковый! Совсем нет памяти!".

На формирование навыков и привычек у меланхолика уходит много времени, так как они ему даются с трудом, но если они сформировались, то обязательно будут прочными, устойчивыми, надежными и в дальнейшем контролировать их не понадобится. Например, если такой ребенок научится ставить тапочки около кровати, он это сделает даже тогда, когда в комнате уже погашен свет.

Меланхолика трудно переучивать, например, если он почему-либо научился держать ложку неправильно, то на исправление этой привычки понадобится много времени.

Меланхолика нужно щадить от сильного шума, новых знакомств, но в то же время приучать к умеренному шуму, спокойному отношению к новым лицам. Навыки следует воспитывать постепенно.

Ребенок любит играть один. Если к нему подвести несколько детей, он все равно отойдет в сторону и будет опять играть один. Поэтому сначала к нему нужно подключить одного нешумливого товарища и, когда он привыкнет к игре вдвоем, можно в дальнейшем расширять круг играющих с ним детей. Для меланхоликов очень полезно пребывание в коллективе, но, как правило, они плачут, отказываются идти в детские учреждения. Перед тем как поместить ребенка в ясли или сад, его 1-2 раза нужно привести в группу "в гости", хорошо с собой взять любимую игрушку.

Меланхоликам особенно полезны спорт, соревновательные игры - они не только развивают движения, но и учат упорству, стойкости и преодолению трудностей. Необходимо разнообразить жизнь ребенка, постепенно приобщая его к новым занятиям, развлечениям и т. д.

Для воспитания работоспособности взрослый должен помогать ребенку действиями и советами: "Ты устал, теперь буду строить я, а ты посмотри", или "Помоги, я одна никак не справлюсь".

Четыре основных типа высшей нервной деятельности являются основой будущего характера.

Характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках. Поступки маленьких детей случайны, зависят от обстоятельств и еще не передают свойств характера. Лишь с возрастом формируется характер ребенка, то определяет его поведение. Черты характера выражают отношение человека к людям (коллективизм, отзывчивость, доброта, общительность), к труду (трудолюбие, аккуратность, инициативность, бережливость), к самому себе (самолюбие, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, самомнение, эгоизм).

Тип высшей нервной деятельности и характер взаимно влияют друг на друга, поэтому одни черты характера складываются быстро (например, общительность у сангвиников), другие медленно (например, та же общительность у меланхоликов) и т. д.

Иногда родители говорят: "Трое у нас - всех воспитывали одинаково, а выросли разными людьми". Именно в том и заключается ошибка родителей, когда трех детей с различными типами нервной деятельности воспитывают одинаково.

Здесь отсутствует самое главное - индивидуальный подход, без которого невозможно раскрыть лучшие стороны натуры ребенка и на этой основе формировать положительные качества личности.

Итак, к моменту рождения у ребенка уже сформирован весь рецепторный аппарат - он с первых дней жизни видит, слышит, ощущает и т. д., т. е. реагирует на окружающее с помощью врожденных рефлексов. Вместе с тем с первых дней жизни под влиянием окружающей среды, в том числе воспитания, начинают образовываться условные рефлексы, привычки. Следовательно, воспитание, т. е. целенаправленное воздействие на ребенка, необходимо с первых дней жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.